Файл: ВК_комм_Травников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1429

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Пункт 1 ст. 85 ВК устанавливает, что предполетный досмотр является обязательным и проводится в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна. Пункт 4 Правил досмотра справедливо расширяет перечень целей такого досмотра, добавляя к нему предотвращение возможных попыток захвата (угона) воздушного судна, незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Послеполетный досмотр проводится в соответствии с п. 21 ст. 11 Закона о милиции в случаях, предусмотренных в ч. 2 п. 2 ст. 11 Закона о милиции, т.е. при наличии достаточных оснований полагать, что лица, находящиеся на борту воздушного судна, имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. Послеполетный досмотр проводится в целях предотвращения и пресечения незаконного ввоза и распространения предметов, устройств и веществ, представляющих повышенную опасность и имеющих криминальный характер, в первую очередь из регионов со сложной криминальной обстановкой. В соответствии с ч. 2 п. 6 Правил досмотра решение о проведении послеполетного досмотра принимает старший смены подразделения внутренних дел по досмотру и письменно уведомляет о досмотре начальника смены службы авиационной безопасности аэропорта.

Пункт 1 ст. 85 содержит исчерпывающий перечень лиц, предметов и объектов, подлежащих предполетному досмотру. Пункт 21 ст. 11 Закона о милиции дополняет этот перечень лицами из числа авиационного персонала гражданской авиации.

3. В соответствии с п. 2 ст. 85 ВК предполетный и послеполетный досмотры проводятся в аэропорту или на воздушном судне. В аэропортах досмотры осуществляются в специально оборудованных техническими средствами помещениях (пунктах досмотра), а также в кабинетах для личного досмотра. Досмотры проводятся сотрудниками службы авиационной безопасности с участием сотрудников органа внутренних дел на транспорте. На аэродромах и посадочных площадках, где отсутствуют службы авиационной безопасности, предполетный досмотр проводит командир воздушного судна на основании подп. 3 п. 1 ст. 58 ВК. Предполетный досмотр проводится после регистрации пассажиров, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, а при выполнении международных полетов, кроме того, после таможенного, иммиграционного и пограничного контроля.

4. Пункт 3 ст. 85 ВК устанавливает правила, в соответствии с которыми договор воздушной перевозки пассажира расторгается, если пассажир отказывается пройти предполетный досмотр. К сожалению, при этом не ясно, будет ли возвращена пассажиру сумма денежных средств, уплаченная за воздушную перевозку, как это предусмотрено для случаев, указанных в ст. 107 ВК.


Статья 85.1. Персональные данные пассажиров воздушных судов



Комментарий к статье 85.1


1. Редакция новой ст. 85.1 ВК действует с 5 июня 2007 г. К этой дате Минсвязи России должно было создать единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности, предназначенную для усиления противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность транспорта, в том числе воздушного. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" указанная информационная система включает в том числе автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах воздушных судов, выполняющих внутренние и международные перевозки. Эта база формируется на основании информации, предоставленной авиакомпаниями и другими субъектами авиационной транспортной инфраструктуры, федеральными органами исполнительной власти (МВД, ФСБ России и др.), иностранными государствами, авиакомпаниями, международными организациями в рамках сотрудничества в вопросах обеспечения авиационной безопасности.

2. Пункт 1 ст. 85.1 ВК обязывает перевозчика обеспечивать передачу персональных данных о пассажирах в автоматизированную базу в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности", п. 5 ст. 11 которого устанавливает перечень таких данных: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретался проездной документ (билет); пункты отправления и назначения; вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки (полета). Передача персональных данных должна осуществляться также в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". При выполнении международных воздушных перевозок п. 1 ст. 85.1 требует передачи указанных данных в уполномоченные органы иностранных государств вылета, назначения или транзита в соответствии с международными договорами России или законодательством указанных государств. Перечень данных о пассажирах может быть изменен (увеличен) в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

3. Кроме того, п. 7 ст. 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" обязывает иностранных субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, выполняющих перевозки пассажиров в РФ, из РФ и (или) через ее территорию, обеспечить передачу данных, содержащихся в проездных документа (билетах), в автоматизированную базу персональных данных об авиапассажирах в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".

4. Согласно п. 2 ст. 85.1 ВК, порядок передачи персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированную централизованную базу внутренних и международных воздушных перевозок определяется Правительством РФ.

В заключение комментария гл. XII ВК следует заметить, что большинство ее норм могут действовать только в отношении коммерческой гражданской авиации. Для расширения действия главы на всю авиацию необходимо дополнить ее статьями, регламентирующими обеспечение авиационной безопасности в государственной и экспериментальной авиации и особенно в авиации общего назначения, которая является наиболее уязвимой для актов незаконного вмешательства, в том числе для использования ее воздушных судов в террористических целях.



Глава XIII. ПОИСК И СПАСАНИЕ


Статья 86. Терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно


Комментарий к статье 86


Пунктами 1 и 2 ст. 86 ВК законодатель дал определения (понятия) воздушному судну, терпящему бедствие, и воздушному судну, потерпевшему бедствие. Данные определения внесены в федеральный закон в связи с тем, что в случае признания воздушного судна терпящим или потерпевшим бедствие принимаются экстренные меры - немедленный поиск и спасание (см. п. 3 комментируемой статьи). При этом задействуются значительные силы и средства, при необходимости устанавливается особый режим полетов в районе поиска, вводятся ограничения для полетов других воздушных судов.

Вполне объяснимо, что воздушное судно признается терпящим бедствие, если такому судну или находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий членов экипажа. Заслуживает внимания вторая часть данного определения - "воздушное судно, с которым потеряна связь и место нахождения которого неизвестно". Если создалась ситуация, когда связь с воздушным судном потеряна (отказ радиосредств на борту судна или на земле и пр.), но орган управления этим судном наблюдает его с помощью радиолокационных средств или визуально и может обеспечить безопасность воздушного движения в этом районе, то данное воздушное судно не признается терпящим бедствие, а такой случай считается особым случаем, требующим соответствующих действий. Однако если связь с судном отсутствует и его место нахождения неизвестно, то такое воздушное судно признается терпящим бедствие и подлежит немедленному поиску.

Пунктом 3 комментируемой статьи законодатель установил, что терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию, поскольку очевидна важность скорейшего нахождения такого воздушного судна для эффективного оказания помощи лицам, находящимся (находившимся) на его борту.


Статья 87. Сигналы бедствия


Комментарий к статье 87


1. Пункт 1 ст. 87 определяет, что в аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, экипаж воздушного судна обязан подать сигнал бедствия. Установлен единый сигнал бедствия для авиации всех видов, он передается по радиотелеграфу буквами "SOS", по радиотелефону открытым текстом - "Терплю бедствие", при международных полетах - словом "Мэйдей".

Все сигналы передаются только по указанию командира воздушного судна. Экипаж любого воздушного судна, услышав сигналы бедствия, должен сообщить об этом органу, под чьим управлением он находится, и продолжать следить за передачей информации на этой частоте. Передача сообщений с других воздушных судов на этой же частоте, не вызванных крайней необходимостью, до особого указания органа управления может быть временно запрещена. Средства автоматической передачи сигналов пеленгования, если они имеются, должны быть постоянно включенными.


При получении сообщения о бедствии персонал подразделений связи и радиотехнического обеспечения полетов независимо от ведомственной принадлежности немедленно приводит в действие радиотехнические средства для обнаружения воздушного судна, определения его координат, установления с ним радиосвязи, выяснения характера бедствия и решения командира экипажа о дальнейших действиях.

Если воздушное судно пришлось покинуть в полете, экипаж оставляет включенными бортовые средства автоматической передачи сигнала бедствия и по возможности берет с собой средства спасения и жизнеобеспечения, а также аварийно-спасательные радиотехнические средства. После совершения вынужденной посадки вне аэродрома экипаж включает аварийно-спасательные радиотехнические средства.

Воздушные суда и экипажи оснащаются средствами спасения и жизнеобеспечения, перечень которых определяется техническими характеристиками воздушного судна, заданием на полет и условиями его выполнения и указывается в летно-технической документации воздушного судна. Средства спасения и жизнеобеспечения должны быть сертифицированы, подвергнуты испытанию и приняты в эксплуатацию. Воздушные суда в соответствии с руководством по международному авиационному и морскому поиску и спасанию должны быть оборудованы радиотехническими средствами передачи сигналов бедствия в аварийных ситуациях на частотах 121,5 МГц и 406,025 МГц.

2. В соответствии с п. 2 ст. 87 ВК ФАП определяется перечень технических средств, обязательно устанавливаемых на воздушных судах для передачи сигналов бедствия.


Статья 88. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей


Комментарий к статье 88


1. Пунктами 1 и 1.1 комментируемой статьи законодатель возложил на уполномоченный орган в области использования воздушного пространства организацию единой системы авиационно-космического поиска и спасания. Таким органом является Росаэронавигация в соответствии с п. 5.4.2 Положения об этой Службе. Положение об этой единой системе должно утверждаться Правительством РФ.

2. Организация и осуществление поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей возложены на Росаэронавигацию (п. 5.4.7 Положения об этой Службе) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти (Минобороны России, Минпромторгом России, Росавиацией, МВД России, ФСБ России, МЧС России), на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания. Это связано с тем, что в соответствии с п. 2 комментируемой статьи к обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий гражданской авиации и организаций государственной и экспериментальной авиации. В связи с этим законодатель в п. 5 комментируемой статьи поручил Правительству РФ установить порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий гражданской авиации и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ. Перечень таких предприятий и организаций должен утверждаться Минтрансом России в соответствии с п. 5.2.53.8 Положения об этом Министерстве. К сожалению, законодатель не предусмотрел обязательного участия в этих работах авиации общего назначения, хотя в мировой практике к этим мероприятиям особенно активно привлекается любительская авиация.


3. Пункт 3 ст. 88 ВК обязал авиационные предприятия гражданской авиации и организации государственной и экспериментальной авиации, поисковые и аварийно-спасательные силы и средства которых привлекаются к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, содержать такие силы и средства в постоянной готовности. Учитывая высокую стоимость содержания таких сил и средств в постоянной готовности и самих поисковых и аварийно-спасательных работ, а также в соответствии со ст. 25 Чикагской конвенции 1944 г. ответственность самого государства за организацию и осуществление поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей в своем воздушном пространстве, законодатель в этом же пункте предусмотрел, что расходы авиационных предприятий гражданской авиации и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством РФ.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи законодатель запретил полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, так как отсутствие таких средств на борту воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, усложняет его поиск, ведет к увеличению сроков и снижению вероятности его обнаружения, а также к уменьшению эффективности поисковых и аварийно-спасательных работ.

5. Непосредственное проведение поисково-спасательных работ в районе поисково-спасательного обеспечения полетов возлагается на руководителя поисково-спасательных работ. Он организует своевременное принятие мер к поиску и спасению терпящих или потерпевших бедствие и проведение поисково-спасательных работ в районе поиска-спасения, а также обеспечивает постоянную готовность сил и средств, выделенных для выполнения указанных работ.

Состав сил и средств поисковых и аварийно-спасательных служб определяется в зависимости от размеров районов ответственности, условий базирования и выполняемых задач. Поисково-спасательные работы организуются и выполняются, если:

с борта воздушного судна получен сигнал бедствия;

в течение 10 мин. после расчетного времени воздушное судно не прибыло в пункт назначения, а радиосвязь с ним отсутствует;

экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку, но не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним прекратилась;

по сообщению экипажа или по другим сообщениям известно, что состояние воздушного судна или остаток топлива не гарантируют безопасного окончания полета;

получено сообщение о предполагаемой посадке космического корабля в районе ответственности;