ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 1434
Скачиваний: 2
при полете по воздушной трассе (вне трассы) потеряна связь с экипажем воздушного судна и его местонахождение в течение 20 мин. установить не удалось;
есть указание командиров (начальников) - в других случаях.
Для проведения поисково-спасательных работ в районе ответственности организуется дежурство подготовленных к поиску экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд. Выделяемые на дежурство поисково-спасательные воздушные суда должны быть оборудованы поисковой аппаратурой и иметь на борту комплекты спасательного имущества и снаряжения. Вертолеты, кроме этого, должны быть оборудованы поисковыми фарами и грузоподъемными лебедками, обеспечивающими одновременный подъем спасаемого и спасателя. При вылете на поиск на борту воздушного судна должна находиться парашютно-десантная группа (группа спасателей) в составе двух-трех человек, в том числе медицинский работник. Для проведения поисково-спасательных работ, кроме специально выделенных, могут использоваться самолеты и вертолеты, не имеющие поисково-спасательного оборудования, для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные, патрульные и находящиеся в воздухе воздушные суда, которые могут быть направлены в район поиска.
Поисково-спасательное обеспечение включает:
подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, использованию средств спасения и жизнеобеспечения, выживанию в условиях автономного существования;
оснащение поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;
организацию и контроль эксплуатации средств спасения и жизнеобеспечения, аварийно-спасательного имущества и снаряжения;
подготовку летного состава, наземной поисково-спасательной команды и спасательной парашютно-десантной группы, а также техники к проведению поисково-спасательных работ;
организацию приема сигналов о воздушных судах, терпящих бедствие;
организацию дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасения;
организацию и проведение поисково-спасательных работ, оказание помощи и эвакуацию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие. В соответствии с п. 5 ст. 88 ВК порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ должен устанавливаться Правительством РФ. Вероятно, это должны быть ФАП, которые, помимо прочего, должны определить порядок возмещения расходов, указанных в п. 3 ст. 88 ВК.
Статья 89. Обеспечение поисковых и аварийно-спасательных работ
Комментарий к статье 89
1. Пунктами 1 и 2 ст. 89 ВК закономерно установлено, что поиск и спасение пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, осуществляются безвозмездно для этих пассажиров и экипажей, за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников (п. 3 ст. 88 ВК); эвакуация потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия осуществляется возмездно - за счет средств эксплуатанта или силами эксплуатанта.
2. Пунктом 3 комментируемой статьи законодатель обязал федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также авиационные предприятия гражданской авиации и организации государственной и экспериментальной авиации, ранее не привлекавшиеся к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ, участвовать в организации поиска потерпевшего бедствие воздушного судна и до прибытия поисковых и аварийно-спасательных сил принять неотложные меры к спасению людей, оказанию им медицинской и другой помощи, охране данного воздушного судна и находящихся на его борту документации и имущества. Данное положение законодательно установлено в связи с тем, что в отдельных случаях штатные поисковые и аварийно-спасательные силы по разным причинам могут прибыть к месту аварии позже людей, находящихся в непосредственной близости от места аварии.
Более того, п. 4 ст. 89 ВК предоставил право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привлекать к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ юридических лиц (их силы и средства). При этом предусмотрено, что им будут возмещены понесенные расходы за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
3. Пунктом 5 ст. 89 ВК законодатель утвердил общепризнанный принцип - терпящим и потерпевшим бедствие воздушным судам иностранных государств оказывается помощь на тех же условиях, что и терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам РФ. Данное положение вытекает из мировой практики и международных норм и правил.
Статья 90. Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома
Комментарий к статье 90
Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома организуются и выполняются в случаях:
авиационных происшествий на аэродроме и в районе аэродрома;
предпосылок авиационных происшествий на аэродроме, если требуется эвакуация воздушного судна;
оказания помощи населению в районе аэродрома при стихийных бедствиях;
требований других организаций и ведомств в соответствии с планом взаимодействия;
указаний командира (начальника).
Непосредственное руководство проведением аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе аэродрома возлагается на руководителя аварийно-спасательных работ. Он обязан своевременно принять меры к спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие, провести аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродромов, а также содержать в постоянной готовности силы и средства, выделенные для этих целей.
Для проведения наземного поиска и спасения пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, на всех аэродромах создаются штатные или внештатные наземные поисково-спасательные команды. В состав этих команд входят восемь-десять человек, в том числе медицинский работник и радист. Для их перевозки выделяется транспорт высокой проходимости или специальная поисковая техника.
Для оказания помощи пассажирам и экипажу на всех аэродромах создаются штатные или внештатные спасательные парашютно-десантные группы в составе шести-восьми человек.
На аэродромах, где полеты производятся над акваторией морей и океанов, должно быть организовано дежурство спасательного судна со спасателями на борту.
Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся за счет средств собственника или пользователя аэродрома с возмещением расходов виновником авиационного происшествия.
Статья 91. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей в районах открытого моря и на территориях иностранных государств
Комментарий к статье 91
1. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., под открытым морем понимается море, находящееся за пределами территориального моря государства. В соответствии со ст. 3 указанной Конвенции ширина территориального моря не должна превышать двенадцати морских миль от линии наибольшего отлива вдоль береговой черты.
2. Поиск и спасение терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов в районах над открытым морем, в которых ответственность за организацию воздушного движения несет Российская Федерация, осуществляются на основании ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и в соответствии с положениями Гамбургской конвенции 1979 г. Указанные выше районы (районы полетной информации) устанавливаются по результатам переговоров между заинтересованными государствами после утверждения их границ Советом ИКАО. В целях достижения наиболее эффективной координации между авиационными и морскими поисково-спасательными службами необходимо стремиться к тому, чтобы границы районов полетной информации совпадали с границами морских поисково-спасательных районов, предусмотренных ст. 2.1.4 Гамбургской конвенции 1979 г. В соответствии с п. 1 ст. 91 ВК поиск и спасение воздушных судов в указанных районах организует и осуществляет Росаэронавигация в порядке, установленном для территории РФ.
3. Поиск и спасение терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа на территории иностранного государства производятся в соответствии с законодательством иностранного государства, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Правила проведения поисково-спасательных работ, установленных законодательством иностранного государства, публикуются в сборнике аэронавигационной информации этого государства. В частности, эти правила должны предусматривать порядок допуска на свою территорию спасательных средств иностранных государств для поиска и спасения людей, оставшихся в живых после происшествия, как этого требует п. 3.1.8 Гамбургской конвенции 1979 г. В России такой порядок предусмотрен в ст. 9 Закона о Государственной границе.
Пункт 3.1.8 указанной Конвенции предписывает соседним государствам заключать двусторонние соглашения, устанавливающие общий порядок действий при проведении поисково-спасательных работ.
В соответствии с п. 2.1.10 Гамбургской конвенции 1979 г. государство обязано оказывать помощь любому лицу, терпящему бедствие, независимо от его национальной принадлежности, статуса или обстоятельств, при которых это лицо было обнаружено. В двусторонних соглашениях обычно предусматривается создание координационных центров поиска и спасения с организацией прямых линий связи на оперативных уровнях между ними, а также порядок скоординированных действий органов, ведущих поисковые и аварийно-спасательные работы.
Государства определяют порядок публикации и распространения необходимой информации об условиях допуска поисково-спасательных сил и средств на свою территорию. Для достижения согласованных действий, направленных на поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов, на оперативное проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, обмен опытом и информацией по данным вопросам, поисково-спасательными организациями государств периодически могут проводиться совещания в рамках созданных совместных координирующих органов, а также совместные учения поисково-спасательных сил и средств. Данные координирующие органы сотрудничают в области усовершенствования средств поисково-спасательного обеспечения, разработки единых принципов организации поиска и спасения пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, унификации применяемых технических средств и аварийно-спасательного снаряжения, осуществления их взаимных поставок на договорной основе.
В соответствии с п. 5.4.9 Положения о Росаэронавигации организацию взаимодействия авиационных поисково-спасательных служб РФ и иностранных государств осуществляет эта Служба.
Статья 92. Сообщения о терпящих или потерпевших бедствие воздушных судах
Комментарий к статье 92
Пункт 1 ст. 92 ВК устанавливает, что сообщения о терпящих или потерпевших бедствие воздушных судах относятся к сообщениям, имеющим категорию абсолютного приоритета, в связи с важностью и срочностью такой информации. Этим же пунктом законодатель обязал всех юридических и физических лиц предоставлять средства связи для немедленной передачи сообщения о терпящем или потерпевшем бедствие воздушном судне либо передавать такое сообщение также незамедлительно.
Пунктом 2 комментируемой статьи законодатель установил, что за передачу первого сообщения о терпящем или потерпевшем бедствие воздушном судне плата не взимается, имея в виду, что возможна ситуация, когда у человека, имеющего такую информацию, денег может не быть, а промедление в передаче подобных сведений может привести к тяжелым последствием.
Статья 93. Оповещение о потерпевшем бедствие воздушном судне
Комментарий к статье 93
1. В пункте 1 ст. 93 ВК установлен порядок действия любых лиц, которым стало известно о потерпевшем бедствие воздушном судне. Командир потерпевшего бедствие воздушного судна и члены экипажа в соответствии со ст. 59 ВК прежде всего обязаны принять все возможные меры к сохранению жизни и здоровья находящихся на борту людей, а также к обеспечению сохранности воздушного судна и имущества. Кроме того, командир или другой член экипажа обязаны изыскать возможность, чтобы известить о случившемся происшествии представителей местных органов власти, любую гражданскую организацию (имеющую средства связи) или воинскую часть. Однако на практике чаще всего этими лицами бывают местные жители, ставшие свидетелями авиационного происшествия, которые и сообщают о случившемся иногда даже в орган, осуществляющий поиск воздушного судна. Это происходит с помощью опытных работников предприятий связи, к которым обращаются местные жители.
В любом случае информация о бедствии воздушного судна должна быть доведена до органов Росаэронавигации, ведущих поисково-спасательные мероприятия.
В комментируемом пункте законодатель делает особый акцент на незамедлительности передачи информации всеми доступными способами о потерпевшем бедствие воздушном судне. Смысл данной статьи понятен, так как в большинстве случаев бедствия воздушного судна счет идет на минуты. Чем быстрее будут приняты необходимые меры, тем менее тяжкими будут последствия бедствия.
2. Из содержания п. 2 ст. 93 ВК можно предположить, что он устанавливает обязательства для должностных лиц авиационных предприятий (естественно, гражданской авиации) информировать Росавиацию и Росаэронавигацию о потерпевшем бедствие воздушном судне (независимо от принадлежности этого судна к видам авиации). Поскольку в п. 1 ст. 93 ВК полностью урегулирована процедура оповещения о потерпевшем бедствие воздушном судне, п. 2 этой статьи устанавливает ведомственный информационный процесс. Однако не вполне понятно, для каких целей Росавиации нужна информация о происшествиях с государственными и экспериментальными воздушными судами.
Статья 94. Прекращение поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа
Комментарий к статье 94
1. Пункт 1 ст. 94 ВК установил, что решение о прекращении поиска воздушных судов, потерпевших бедствие, принимается в отношении воздушных судов:
гражданской авиации - Росавиацией;
государственной авиации - Минобороны России;
экспериментальной авиации - Минпромторгом России.
2. В пункте 2 комментируемой статьи законодатель установил, что решение о прекращении поиска потерпевших бедствие воздушных судов иностранного государства принимается Росаэронавигацией - органом, на который возложена обязанность организации и проведения поисково-спасательных работ. Принятию решения о прекращении поиска воздушного судна, потерпевшего бедствие, всегда предшествуют всесторонний анализ результатов поисковых работ, изучение имеющихся возможностей для продолжения поиска и консультации с собственником (эксплуатантом) этого воздушного судна. Большую сложность может представлять принятие решений о прекращении поиска иностранных, особенно государственных, воздушных судов. Трудно представить себе принятие единоличного решения о таких воздушных судах без участия МИДа России.