Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.1. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3383
Скачиваний: 24
33
XXVIII съезд ... — . 2. — . 295.
34
ам же. — . 391.
35
о 412 человек (включая ранее избранных орбачева и вашко) против
первоначально определенного состава в 398 (XXVIII съезд оммунистической
партии оветского оюза. — 1990. — &юл. № 13. — . 92—128; &юл.
№ 14. — . 101—111).
36
одчитано мною по: XXVII съезд : тенографический отчет. —
., 1986. — . 2. — . 303—309; жегодник &Э. 1987. — ., 1987. — . 548—
599; звестия . — 1990. — № 8. — . 7—61; № 10. — . 27—61;
№ 11. — . 31—62; № 12. — . 27—56.
37
одчитано мною по: XXVI съезд : тенографический отчет. — .,
1981. — . 2. — . 249—256; XXVII съезд ... — . 2. — . 303—309; же-
годник &Э. 1981. — ., 1981. — . 564—612; жегодник &Э. 1987. — .,
1987. — . 548—599.
38
звестия . — 1990. — № 8. — . 4.
39
одсчитано по: звестия . — 1990. — № 7. — . 77, 82—135;
№ 8. — . 7—49.
40
3орбачев . Указ. соч. — н. 1. — . 562.
41
равда. — 1990. — 20 июня.
42
Эпоха льцина. — . 93.
43
Wерняев А. есть лет с орбачевым. — ., 1993. — . 357.
44
нтервью газете «урир» 24.07.1990 // оссия сегодня... — . 461.
45
Яковлев А. Омут памяти. — . 341.
46
круглом столе участвовали А. А. &еляев, M. . арпинский, . . лям-
кин, . M. ейнис. текст выступления, опубликованный в журнале, возвращены
небольшие фрагменты из стенограммы ( век и мир. — 1990. — № 11. —
. 10—3).
47
Uаявление «емократической платформы» на XXVIII съезде
« коммунистам и гражданам страны». — Архив автора; XXVIII съезд омму-
нистической партии оветского оюза. — &юл. № 13. — . 117—118.
48
Аргументы и факты. — 1990. — 21—27 июля.
49
Uаявление приводится на с. 364—365 по тексту, опубликованному
в газете (Аргументы и факты. — 1990. — № 29).
50
звестия . — 1990. — № 12. — . 81.
51
О. ремле и «на улице». анные опроса и комментарии. юль
1990 г. — Архив автора.
. . есяц: «…ое-кто под предлогом плюрализма мнений в партии пы-
тается навязать нам плюрализм своих далеко не бескорыстных целей и действий»
(равда. — 1990. — 6 февр.).
Ю. А. рокофьев: «олитический плюрализм — не идейная всеядность.
ремя заигрываний прошло. еряя идейное единство, партия теряет свою пер-
спективу» (равда. — 1990. — 6 февр.).
&. . идаспов: « нашей партии должен четко и определенно заявить
в своей платформе, а не так, как это сделано сейчас, что только может вы-
ступать конструктивной, консолидирующей основой нашего государства, гаран-
том социалистического пути развития. ругого приемлемого выбора или другой
альтернативы у нас нет» (равда. — 1990. — 6 февр.).
20
3орбачев . Указ. соч. — н. 1. — . 532. его воспоминаниях доволь-
но подробно изложена закулисная сторона «этого предприятия».
21
равда. — 1990. — 20 июня.
22
ов. оссия. — 1990. — 20 июня.
23
ам же. — 21 июня.
24
ам же.
25
Эпоха льцина. — ., 2001. — . 83.
26
3орбачев . Указ. соч. — . 537—539. «&ес» явился олозкову накану-
не ночью в лице Mигачева.
27
Этот расчет не был совсем беспочвенным: Mобов все же получил 1056 го-
лосов против 1396 за олозкова.
28
торым моментом после избрания льцина председателем ста-
ло не слишком впечатляющее голосование на III за избрание орбаче-
ва президентом. го поддержка на союзных ъездах быстро таяла. ак, на I ъез-
де за избрание орбачева председателем проголосовали 2123 депутата
(94,4% от общего числа депутатов и 95,1% от числа принявших участие в голо-
совании). ротив голосовали 87 человек. енее чем через 10 месяцев, на III ъез-
де за избрание его резидентом было подано 1329 голосов (59,2% от обще-
го числа депутатов и 70,8% от числа участвовавших в голосовании). ротив —
495. ными словами, каждый месяц орбачеву отказывали в поддержке в среднем
80 депутатов (ервый ъезд народных депутатов : тенагрофический
отчет. — ., 1989. — . 1. — . 43, 109; звестия. — 1990. — 17 марта.
29
ов. оссия. — 1990. — 9 сент.
30
XXVIII съезд оммунистической партии оветского оюза: теногра-
фический отчет. — . 1. — ., 1991. — . 55—101.
31
ам же. — . 472—475. оследнюю довольно экстравагантную идею
подхватил первый секретарь M . . Uюкин, предложивший съезду
выступить инициатором «создания блока реформаторов вне зависимости от их
партийной принадлежности» (ам же. — . 486).
32
3орбачев . Указ. соч. — н. 1. — . 550.
370
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»
373
MАА
6
ОУО О
:
А
372
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»
ций») к тому времени уже была исключена из союзной и рос-
сийской конституций. о ее многочисленные метастазы сохра-
нялись в тексте — социалистическая собственность как основа
экономической системы, отсутствие ряда элементарных граж-
данских прав и т. д. основе федеративного устройства была
неотчетливо проявленная асимметрия составляющих частей
(автономные республики, в отличие от краев и областей, имено-
вались государствами). осударственную власть в центре пред-
ставлял двухступенчатый квазипарламент. два ли не самым
примечательным элементом этой онституции была 104-я ста-
тья, гласившая, что ъезд «правомочен принять к своему рас-
смотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению
». Этот бастион защищали до самого конца, даже когда
серией поправок в онституцию был введен принцип разделения
властей.
о-вторых, на I ъезде (июнь 1990 г.) был принят ряд важ-
ных документов конституционного характера, прежде всего ек-
ларация о государственном суверенитете. Она оказалась одним
из первых юридически оформленных шагов к распаду (хо-
тя большинство проголосовавших за нее ничего подобного не по-
мышляло). о оценивать ее надо исторически, на фоне разновре-
менности темпов демократических преобразований в разных
глава 6
Конституционный процесс: первые шаги
уществовали три различных взгляда на старую французскую конститу-
цию: одни полагали, что нация никогда не обладала конституцией; другие
утверждали противоположное; некоторые, наконец, как это бывает во
всех важных делах, придерживались промежуточного суждения: они до-
пускали, что французы действительно имели конституцию, но что она ни-
коим образом не соблюдалась.
Hозеф де естр
АА'О А+О&*
сходным пунктом движения к новой онституции стало созда-
ние на I онституционной комиссии (). Она бы-
ла избрана 12—16 июня 1990 г., рабочая группа немедленно при-
ступила к работе, а уже 12 октября представила первый вариант
проекта онституции. огда работа начиналась, комиссия распо-
лагала в качестве отправных точек своей деятельности, помимо
мирового конституционного опыта, следующими документами.
о-первых, чуть подправленной в «перестроечном» ключе
онституцией 1978 г. — «дочерним» отпрыском «бреж-
невской» онституции 1977 г. ресловутая статья 6
( — «руководящая и направляющая сила», «ядро полити-
ческой системы, государственных и общественных организа-
ции в оюзе (одружестве) суверенных государств, который
должен был прийти на смену C, и в мировом сообществе
3
.
ве проблемы находились в центре дискуссий и в самой он-
ституционной комиссии, и в иных государственных и обществен-
ных институтах: федеративное устройство и организация феде-
ральной власти.
огласно ранним вариантам проекта оссия должна была
представлять федерацию 15—25 республик (в ином варианте —
земель), образованных путем слияния большинства из существо-
вавших тогда 88 автономий, краев и областей. еспублики (зем-
ли) должны были пользоваться равными правами и нести равные
обязанности. редусматривалась также возможность существо-
вания федеральных территорий, т. е. регионов, оставшихся дота-
ционными. Они тоже могли получить равный с другими статус,
доказав способность самостоятельно выполнять функции респуб-
лики (земли), определяемые онституцией, и участвовать в со-
держании федеральных органов. Uамысел был заманчив, но надо
признать, что переустройство такого масштаба представляло за-
дачу совершенно неподъемную. ы тогда не отдавали себе в этом
отчет: казалось, все разумное осуществимо. Uакрепляя за респуб-
ликами широкую самостоятельность, проект четко фиксировал,
что оссия — конституционная, а не договорная едерация, бази-
рующаяся на онституции, одобренной гражданами, а не терри-
ториальными (тем более — не этническими) сообществами.
рабочей группе изначально обозначились два подхода к по-
строению федеральной власти. торонники каждого из них пред-
полагали наличие сильного президента, получающего полномочия
в результате всенародного избрания. о расхождение по организа-
ции системы государственной власти в целом были столь велики,
что общего подхода на данном этапе рабочая группа согласовать
так и не смогла: раздел был представлен в двух вариантах. ервый
из них, предложенный главой группы экспертов алерием Uорьки-
ным и поддержанный большинством депутатов — членов рабочей
группы, получил условное название: «резидент — глава исполни-
375
MАА
6
ОУО О
:
А
республиках, безволия союзного ъезда и разворачивавшегося
контрнаступления антиперестроечных сил. &ыли сделаны и по-
пытки разорвать связку партия-государство (постановлением
«О механизме народовластия» и екретом о власти, принятым
ъездом только за основу).
-третьих, важным источником онституции был пред-
смертный документ академика ахарова — его проект онститу-
ции оюза оветских еспублик вропы и Азии
1
. Он оказал
серьезное влияние на первые шаги российских конституционали-
стов: то был серьезный прорыв в видении места нашей страны
в мире, прав человека, отношений личности и государства, демо-
кратической организации государственной власти. одержались
в этом документе и далеко не бесспорные идеи. ахаров предла-
гал уравнять статус союзных и автономных республик, всех на-
циональных образований в , формировать одну из палат со-
юзного парламента на основе национального (этнического), а не
территориального представительства, ввести одноканальную на-
логовую систему (все налоги, собранные на территории респуб-
лики, поступают сначала в ее бюджет).
абота онституционной комиссии ъезда продолжалась
более трех лет. Uа это время на обсуждение были вынесены один
за другим несколько вариантов онституции. о структуре, кон-
цепции и содержанию они коренным образом отличались от всех
советских конституций
2
. первом, ключевом разделе проекта
российские конституционалисты уже в 1990 г. зафиксировали
основы конституционного строя: государственный суверенитет,
народовластие, человек и его права как высшая ценность (в про-
тивовес подчинению человека государству, «воле и интересам
рабочих, крестьян и интеллигенции»), политический плюрализм,
разделение властей, верховенство права и онституции, соци-
альное рыночное хозяйство, социальное государство и т. д.
&ольшинство этих положений в несколько модифицированном
виде вошли в ныне действующую онституцию. Uаключитель-
ные статьи раздела определяли положение оссийской едера-
374
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»
председателя на формирование правительства, утверждать его
состав, выражать доверие или недоверие правительству и от-
правлять его в отставку. равительство, гласил этот проект,
«ответственно перед парламентом едерации и отчитывается
в своих действиях перед президентом». Однако распустить пар-
ламент президент был не вправе. ыступая на заседании онсти-
туционной комиссии в августе 1990 г., я говорил: « сли мы хо-
тим создать сильный и независимый парламент, нам обязательно
нужно исключить или крайне затруднить роспуск парламента,
иначе как по истечении срока его полномочий»
5
. роме того,
в этом варианте парламенту, его полномочиям и порядку работы
было уделено значительно больше внимания: были разведены
полномочия палат, а прохождение законопроектов должно было
начинаться в нижней палате и лишь затем передаваться в верх-
нюю. азъясняя нашу позицию, олков писал: «резидент в на-
шей концепции — организатор работы власти… Это и должно
обеспечить ее устойчивость, ее равновесие в условиях разделе-
ния властей»
6
. прочем, различие между этими двумя концеп-
циями на первый план выйдет позднее, а в конце 1990 г. вопрос
встал по-иному: быть или не быть новой российской онститу-
ции вообще.
обытия развивались так. 31 августа прошло пленарное за-
седание онституционной комиссии, на котором рабочая группа
доложила результаты своей летней работы. ак дипломатично
говорилось в итоговом сообщении, «материалы, представленные
рабочей группой, были оценены в целом весьма высоко, однако
высказывались альтернативные мнения как по общим принципам
онституции, так и по отдельным проектам разделов»
7
. осле
этого Олег умянцев организовал выезд рабочей группы на пра-
вительственную дачу в Архангельское, где и был коллективно
сочинен исходный вариант онституции. абота начиналась ут-
ром, а заканчивалась нередко заполночь, в перерывах же продол-
жалась дискуссия. омню, задолго до «подъема» раздавался стук
пишущей машинки из комнаты именова: он торопился закон-
377
MАА
6
ОУО О
:
А
тельной власти». огласно этому варианту президент должен был
возглавлять правительство, формировать аппарат федеральной
исполнительной власти и руководить им. олжность председателя
правительства не предусматривалась, министров президент назна-
чал с согласия парламента и мог освобождать без такого согласия.
этом варианте вообще не было главы или даже статьи, посвя-
щенной правительству — его роль присутствовала лишь в описа-
нии президентских полномочий. Убежденный сторонник прези-
дентской республики, Uорькин настаивал на том, что только она
может обеспечить в оссии необходимую политическую стабиль-
ность и вместе с тем баланс властей. «заимно не имея права рос-
пуска и права обычной отставки (роспуска парламента и отставки
правительства. — $. 1.), — писал он, — парламент и президент
вынуждены сосуществовать, согласовывать позиции и улаживать
трения и возможные конфликты через институты и процедуры,
предусмотренные онституцией». Uорькин и его сторонники ре-
шительно отклоняли не только парламентскую, но и «полупрези-
дентскую» республику по французскому образцу: «она разделяет
судьбу всех полумер и полувариантов»
4
.
ругой вариант под условным названием: «Ответственное
перед парламентом правительство» отстаивали депутаты Mеонид
олков, евольт именов и я. лаву о высших органах государ-
ственной власти открывала статья, определявшая, что таковыми
являются президент, парламент, правительство, ерховный
и онституционный суды, что «в соответствии с принципом раз-
деления и уравновешивания властей каждый из вышеназванных
органов власти функционирует самостоятельно в пределах своих
полномочий и взаимодействует с другими органами власти
в строгом соответствии с онституцией едерации и ее закона-
ми». этой концепции роль президента в формировании и дея-
тельности правительства была ограничена: он представлял ниж-
ней палате парламента «кандидатуру главы правительства,
одобренную группами, составляющими большинство в этой па-
лате», которая была бы вправе, помимо утверждения мандата
376
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»
ли добавить: «за рабочую основу», и тогда его приняли 46 голоса-
ми против 11 при 2 воздержавшихся
12
.
а следующее заседание, состоявшееся ровно через месяц,
12 ноября, рабочая группа представила проект, сохранивший ос-
новную концепцию, но юридически отработанный более тща-
тельно. этому времени стало уже более или менее очевидно,
что наш проект не имеет шансов получить на ъезде две трети
голосов. ритики документа предлагали вообще отказаться от
принятия новой онституции (общество-де к этому не готово)
и заняться перекройкой старой. тановилось ясно, что если сей-
час удастся принять новую онституцию, то сделать это можно
только через референдум. о для того, чтобы подойти к нему,
требовалась, как минимум, официальная публикация проекта.
оэтому его противники развернули борьбу на самых что ни на
есть дальних подступах: они решительно воспротивились публи-
кации. ешение о нем было принято с минимальным перевесом:
37 голосами против 33 при 32 отсутствовавших
13
. ротиводейст-
вуя публикации проекта, наши оппоненты обеспечивали для себя
«запас прочности»: ведь согласно действовавшей тогда онсти-
туции принятие нового Основного закона и так было отнесено
к исключительному ведению ъезда, только он же и мог принять
решение о проведении референдума.
борьбе против конституционного проекта рабочей группы
его противники применили тактику, воспроизводившую излюб-
ленные приемы большевистского режима. ак могли, блокирова-
ли и задерживали публикацию текста и одновременно разворачи-
вали яростную кампанию поношения и искажений текста, людям
неизвестного. авангарде, естественно, шли руководящие органы
и ее газета «оветская оссия», клеймившая «похо-
ронную команду», которая написала под видом новой онститу-
ции «гимн беспамятству». «онституции воров и грабителей»
призывали «сказать нет». стерику вызывало уже самое название
государства, в котором не было слов «советское» и «социалисти-
ческое»
14
. а, отвечал этим критикам член едор анн-кай-
379
MАА
6
ОУО О
:
А
чить очень яркую книгу о том, что предшествовало нашей рабо-
те: как оссия шла к онституции
8
. клад его в наши «мозговые
атаки» был неоценим. А жить ему оставалось два месяца…
первых шагов выдающуюся роль в ее работе играли
эксперты — известные ученые. режде всего алерий Uорькин,
&орис трашун, иль икоть, Mеонид амут. &ыли и другие.
рабочей группе не было ни снобизма, ни деления на депутатов
и экспертов. ни, проведенные в Архангельском, вспоминаются
сейчас как медовый месяц нашей комиссии. &ыли жаркие споры
и даже обиды, но работа объединяла людей, убежденных в том,
что заняты они, может быть, самым важным, неконъюнктурным
делом. азалось, еще несколько месяцев — и оссия получит но-
вую онституцию, здание которой, этаж за этажом, выстраива-
лось здесь
9
. Однажды состоялся десант «с того берега»: заехали
познакомиться с нашей работой члены ергей &абурин, и-
колай едерников и Олег иунов, толком ни о чем не поговори-
ли и уехали. Это не предвещало нашему проекту легкого продви-
жения
10
.
ервый бой был дан на пленарном заседании 12 октября,
где рабочая группа представила уже не концептуальные набро-
ски, а подготовленный за пять недель напряженной работы вчер-
не законченный проект. Tасть членов приняла его в штыки.
Основные возражения сводились к тому, что проект порывает
с советской и социалистической традицией («редставленный
нам текст проекта — это похороны советской системы»), страда-
ет «юридическим романтизмом буржуазных времен XVIII—XIX
века», чуть ли не воспроизводит американскую онституцию,
«устанавливает и провозглашает расчленение оветского ою-
за… реставрацию капиталистического строя», вводит «режим
личной власти» и т. д.
11
Uавершающее работу предложение ль-
цина — принять данный проект «за основу с обязательной дора-
боткой и учетом замечаний, которые высказаны и будут направ-
лены письменно в адрес рабочей группы» — сочли слишком
благожелательным. окончательный текст постановления реши-
378
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»