Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.1. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3381

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 АЯ  *ОАЯ  О; АА

. Я

'476

омимо екларации о суверенитете в арсенале председате-

ля  оссии и поддерживавших его сил было еще одно дально-
бойное орудие — рассчитанная по месяцам программа экономи-
ческой реформы «500 дней».

ва главных политических спектакля лета 1990-го — I

 и учредительный съезд  , перетекший в XXVIII
съезд , полупобеда демократов и полупобеда консервато-
ров, — не дали ответа на главный вопрос: что делать с экономи-
кой, которая продолжала разваливаться. Усилиями ученых и пуб-
лицистов (иколай мелев, еннадий Mисичкин, авриил опов,
асилий елюнин и др.) неотвратимость перехода к рынку стала
феноменом сознания прогрессистской элиты и в известной ме-
ре — массовых представлений.  предвыборных программах  ль-
цина и «емократической оссии» переход этот занял одно из
центральных мест. Ответ на вопрос «Tто делать с экономикой?»
был более или менее осознан и признан. о в том, как, в какие
сроки, какими средствами это надлежит сделать, преобладали са-
мые общие представления.

родвижение на этом направлении союзного правительства,

в котором вице-премьером по экономической реформе стал из-
вестный ученый, академик Mеонид Абалкин, было минимальным.
Отвечая на вопрос, почему власти так и не перешли к решитель-
ным действиям, орбачев пишет: «редставьте: чуть ли не еже-
дневно к тебе прорываются на прием руководители различных
сфер производства и культуры с предостережениями против по-
спешных шагов. ресса полна алармистскими комментариями
и прогнозами. абочие периодическими стачками дают понять,
что не потерпят покушения на свой и без того низкий жизненный
уровень. адикалы точат зубы, предрекая провал “горбачевской
реформы”. А само правительство пассивно ждет завершения не-
скончаемых дискуссий в парламентских комитетах, похоже, радо
затянуть “паузу”, чтобы не ввязываться в рискованное предпри-
ятие»

13

. акова была психологическая атмосфера в коридорах

401

MАА

7

Э

АMАЯ ОMО

не только о замене лиц, но и о смене принципа его образования.
равительство, настаивал  льцин, должно стать коалиционным,
формироваться на паритетных началах. Tасть кандидатов пред-
лагает президент, часть — мы, сторонники реформ», — говорит
он под аплодисменты депутатов

10

. злагая позже ерховному

овету  содержание своих переговоров с орбачевым,
 льцин уточняет позицию: «а много должностей до совета с ва-
ми я не претендовал, но пока что в предварительном порядке вы-
сказал пожелание, чтобы мы могли предложить кандидатуры на
посты председателя овета министров, министра обороны и ми-
нистра финансов»

11

. ередача этих трех — только трех, но ка-

ких! — постов оказалась абсолютно неприемлемой для союзной
бюрократии, да и для президента.

римечательно, что высказался  льцин и против изменений

в онституции , связанных с учреждением поста президен-
та. «редполагаемый масштаб полномочий президента не имеет
себе равных в советской истории, — говорил он, выступая на IV
 . — акого объема законодательно оформленной вла-
сти не имели ни талин, ни &режнев. райне опасно то, что пре-
зидентская власть у нас формируется под личные качества и га-
рантии конкретного человека. актически центр стремится
конституционно оформить неограниченный авторитарный ре-
жим, что может привести в конечном счете к конституционной
оправданности любого произвола»

12

. ройдет очень немного вре-

мени — мы это вскоре увидим, — и такие же жесткие обвинения,
слово в слово, будут брошены  льцину.

ежду тем российский парламент, на поддержку которого

опирался  льцин, все категоричнее ставил союзное руководство
перед жесткой дилеммой. Mибо оно соглашается на раздел вла-
сти также и в ентре, и тогда правительство  подлежит ре-
организации, либо — если такого соглашения не будет — пере-
заключение оюзного договора подвешивается, а оссия
самостоятельно определяет характер своих отношений с госу-
дарственными властями .

400

T

АЬ

1990.

О

«

 ОMЮ  У

»


background image

чевым, Абалкин оказался в том политическом ентре, где
в столкновениях различных сил и интересов шла борьба вокруг
вариантов предстоящих экономических решений. Абалкин не
мог не видеть, что все прежние попытки хозяйственных реформ,
в том числе и предпринимавшиеся в первые годы перестройки,
оказались несостоятельны. о нерешительность орбачева, не-
компетентность ыжкова, давление консервативных аппаратчи-
ков и советского директорского корпуса, естественная осторож-
ность перед лицом вероятных последствий крутого поворота,
недооценка фактора времени, — все это сделало Абалкина убе-
жденным сторонником таких мер, которым не было бы цены еще
за несколько лет до того, но которые теперь безнадежно запаз-
дывали. Я не сомневаюсь, что Mеонид ванович был честен
в своем выборе, в который верил. о комиссия Абалкина, кон-
статирует адим едведев, оказалась под давлением консерва-
тивных настроений и принуждена была с ними считаться

15

.

Абалкин, учитывая разные склонения в верхах и обществе, на-
звал свой вариант экономической реформы радикально-умерен-
ным. (Mогически это, конечно, был оксюморон вроде «лево-пра-
вый», «твердо-мягкий» и т. п.) Освоивший хитросплетения
партийно-министерской дипломатии, он представил собствен-
ную концепцию как противостоящую двум крайним подходам:
консервативному и радикальному. ля их критики авторы кон-
цепции мрачных красок не пожалели. Отталкиваясь от нее,
Абалкин рассчитывал на поддержку своего, как казалось, опти-
мального варианта. Однако экономические и политические на-
пряжения быстро усиливались, и склонить на свою сторону ему
удалось, кажется, только ыжкова. редставители директорско-
го корпуса увидели в этой концепции отход от социализма, а ора-
торы О выбросили лозунг: «олой абалканизацию всей стра-
ны!».

Участники разработки концепции «радикально-умеренно-

го» варианта Ясин и Явлинский, напротив, сочли его слишком
слабым и компромиссным. Они предложили Абалкину отмеже-

403

MАА

7

Э

АMАЯ ОMО

власти. онятно, что за нею стояли интересы влиятельных соци-
альных сил и институтов, сросшихся с существующей системой.
Tтобы переломить вязкую инерцию, нужны были иные люди
и структуры.

ока шел I  оссии, на пост премьера российского пра-

вительства в случае победы  льцина всего более смотрелся союз-
ный и российский депутат, один из лидеров «емократической
оссии» ихаил &очаров, по случаю мой сосед в зале заседаний.
Однажды я спросил его, что он собирается делать на премьерском
посту с экономикой. &очаров ответил, что программа у него есть
и что ее автор — ригорий Явлинский. ак я впервые услышал
имя молодого экономиста, которому предстояло сыграть видную
роль в российской политике и восхождение которого начиналось
как раз в эти дни. «Явлению Явлинского народу…», как назвал это
позже орбачев, предшествовали следующие обстоятельства

14

.

Mетом 1989 г. Mеонид Абалкин, возглавлявший омиссию овми-
на  по экономической реформе, пригласил в нее  вгения
Ясина и ригория Явлинского. рофессор Ясин был к тому вре-
мени известным ученым, автором многочисленных трудов, заявив-
шим себя как убежденный рыночник. Явлинский с середины
1980-х годов работал в системе оскомтруда и занимался пробле-
мами социального развития. менно в это время вокруг него нача-
ла складываться группа молодых единомышленников — выпуск-
ников московских экономических вузов, в которую вошли ергей
он, атьяна Ярыгина, Алексей ихайлов, чуть позже — иха-
ил Uадорнов и др.

 прошлом у Абалкина, директора одного из ведущих ин-

ститутов Академии наук , была история нелегких боев
с ортодоксами-антирыночниками в научных учреждениях
и сложных взаимоотношений с высокими партийными инстан-
циями. риверженность науке подвигала его отстаивать истину,
как он ее понимал. €изненный и служебный опыт располагал
к осмотрительности и промежуточным решениям. збранный
депутатом в составе «партийной сотни» и поддержанный орба-

402

T

АЬ

1990.

О

«

 ОMЮ  У

»


background image

ная роль которой в правительстве была мало кому понятна, —
свидетельствует &орис едоров, другой экономист новой форма-
ции, пришедший в правительство вана илаева вместе с Явлин-
ским. — рофессиональные бюрократы на них (на Явлинского
и его коллег. — $. 1.) смотрели как на теоретиков и посмеива-
лись»

18

. осмеивались — от собственной самоуверенности и не-

компетентности, как и тогдашние и сегодняшние критики «500
дней»

19

. ем не менее в правительстве появился хотя и не власт-

ный, но интеллектуальный центр, впервые начавший разработку
антимонопольной политики.

Это была первая по-настоящему политическая программа.

От «радикально-умеренного» варианта реформы, на котором по-
сле долгой примерки остановилось (но так и не ввело в действие)
правительство ыжкова — Абалкина, «500 дней» отличались ре-
шительным стартом и тщательной проработкой конкретных пре-
образований, за которые следовало приниматься немедля: «ремя
для постепенных преобразований упущено, неэффективность час-
тичных реформ доказана опытом и нашим собственным, и стран
осточной  вропы», — отмечали авторы программы. А от ре-
форм, к которым оссия вынуждена была обратиться год-полто-
ра спустя (правда, в условиях полного хозяйственного развала),
«500 дней» отличали три принципиальных момента. о-первых,
авторы программы предлагали сначала осуществить финансовую
стабилизацию, связать денежную массу в обращении и лишь по-
том либерализовать цены, сохраняя при этом жесткие финансо-
вые ограничения. о-вторых, они предусматривали «создание
сильной системы социальной поддержки и гарантий для населе-
ния». -третьих, предполагалось, что программа будет осуществ-
ляться в рамках «Экономического союза суверенных республик»,
а не одной только оссии

20

. Tто же касается календаря, по кото-

рому были расписаны шаги реформы, то он носил, конечно, ори-
ентировочный характер и позволял очертить необходимую после-
довательность в сценарии преобразований. «Это был очень мягкий
и поступательный вариант реформ», — подчеркивает &. едоров

21

405

MАА

7

Э

АMАЯ ОMО

ваться от программы, одобренной правительством, и при необхо-
димости выйти из его состава.  начале 1990 г., когда стало яс-
но, что ыжков и Абалкин будут отстаивать этот вариант, Яв-
линский по собственной инициативе приступил к разработке
альтернативной программы. о своими первоначальными нара-
ботками он познакомил ихайлова и Uадорнова. &ыло принято
решение расписать программу во времени. тогом их совмест-
ной работы стал документ под названием «400 дней доверия».
 апреле—мае 1990 г. он прошел экспертизу у японских специа-
листов, которые дали ему высокую оценку

16

. сходный эскиз

становился все более детализованным. 

 весне проект был в основном завершен, и вскоре его рас-

пространение вышло из-под контроля авторов. Одна из ксероко-
пий стала объектом двойного «чейнджа». оюзный депутат, член
 еннадий ильшин, прославившийся своей резкой крити-
кой экономической политики правительства ыжкова — Абалки-
на, получил текст от Uадорнова и познакомил с ним &очарова.
Uа эту «услугу» он запросил пост вице-премьера в российском
правительстве, который чуть позже и получил.  ожидании пре-
мьерской должности &очаров принес программу  льцину. Mуч-
шего подарка  льцину, нащупывавшему альтернативный эконо-
мический курс, никто сделать не мог. &очарова же, в то время
изготовившегося занять второй по значению государственный
пост, подвела его активность: ни коммунисты, ни многие депута-
ты «болота» не готовы были отдать еще один ведущий пост поли-
тику, «засветившемуся» в «емократической оссии». о попав
в руки  льцину, программа зажила собственной жизнью, была
продлена еще на 100 дней, а ее создатель занял пост вице-премье-
ра по экономической реформе

17

.

 правительстве  Явлинский получил должность,

аналогичную той, которую в овмине  занимал Абалкин.
Однако вес этого поста здесь был совершенно иным: Явлинский
не имел права подписи под распоряжениями правительства, и его
власть распространялась лишь на небольшую комиссию, «реаль-

404

T

АЬ

1990.

О

«

 ОMЮ  У

»


background image

ский через етракова получил самостоятельный, помимо  льци-
на, выход на орбачева. овместным решением орбачева,  ль-
цина, ыжкова и илаева в конце июля была создана рабочая
группа «в целях подготовки согласованной концепции програм-
мы перехода на рыночную экономику как основы экономической
части оюзного договора»

24

.  состав группы были введены как

известные ученые (первым в списке орбачев поставил академи-
ка танислава аталина, в то время одного из наиболее доверен-
ных своих советников, который, однако, выполнял главным
образом представительские функции), так и молодые экономи-
сты (в основном из группы Явлинского). руппа использовала
материалы около полусотни специалистов (в том числе  гора
айдара) и существенно расширила проект. тараниями главным
образом &ориса едорова появился второй том, содержавший
проекты более 20 законодательных актов, на базе которых дол-
жен был совершаться переход к рынку.  работе были привлече-
ны представители 14 союзных республик (кроме Эстонии), кото-
рые одобрили итоговый документ в части, касавшейся
экономического союза

25

азработка велась на правительственной даче в Архангель-

ском, рядом с деревней осенки. араллельно на даче в оснах
(иколина ора) другая группа во главе с Mеонидом Абалкиным,
выполняя поручение  , готовила свой «радикально-уме-
ренный» вариант. оговориться не удалось. «осны против о-
сенок» — так с легкой руки ихаила &ергера был обозначен
конфликт двух несовместимых подходов. Tерез месяц, 30—31
августа, обе программы были вынесены на обсуждение совмест-
ного заседания резидентского совета и овета едерации

26

.

&ольшинство выступавших поддержали проект аталина-Яв-
линского, но на том дело и кончилось. Обе программы рекомен-
довано было совместить.  этого момента жизнь «500 дней» по-
шла по нисходящей — через бесчисленные обсуждения
и доработки, натыкаясь на противодействие тех, кто почувство-
вал, что она колеблет у них почву под ногами. 

407

MАА

7

Э

АMАЯ ОMО

рограмму «500 дней» представил илаев при утвержде-

нии на должность премьера. олжным образом не осмысленная
и даже не прочитанная, она была здесь не более чем экзотиче-
ским бантиком. о в стратегию  льцина она идеально вписыва-
лась при любом развороте событий.  сли союзное руководство
принимало план, то российская власть как инициатор реформы
закрепляла свои позиции и могла претендовать на передачу в ее
руки необходимых рычагов. скоре это будет конкретизирова-
но:  льцин потребует назначить на ключевые посты в союзном
правительстве представителей оссии. А если об этом догово-
риться не удастся, программа Явлинского предусматривала соз-
дание специального комитета по проведению экономической ре-
формы — он должен был оттеснить правительство
(и тогда вообще терялся смысл его существования, ибо ничто,
кроме экономики, уже давно не входило в его в

é

дение).  сли же

план отвергался, то можно было дальше разворачивать борьбу
за суверенитет, ссылаясь на несостоятельность центра.

 льцин, ерховный овет оссии, авторы программы не

могли не знать: в отдельно взятой оссии при существовавших
условиях программу «500 дней» реализовать невозможно. ос-
тановление I  «О разграничении функций управления орга-
низациями на территории » оставалось на бумаге.
 1990 г. на долю предприятий союзного подчинения на терри-
тории  приходилось 70% объема производства, 73%
численности персонала, 87% основных фондов промышленно-
сти . реобладающая часть их прибыли отчислялась
в союзный бюджет, как и вся валютная выручка от экспорта
энергоносителей

22

. оэтому не только реализовать программу,

но и приступить к ней можно было только в масштабе всего
оюза. 

начала движение в этом направлении, казалось, началось.

рограмма привлекла внимание орбачева — прежде всего
«признанием необходимости единого подхода к проведению ре-
формы в рамках оюза»

23

, и вроде бы «процесс пошел». Явлин-

406

T

АЬ

1990.

О

«

 ОMЮ  У

»


background image

принципами программы “500 дней”», а последние указы прези-
дента  «блокируют, если не полностью приостанавливают»
программу перехода к рынку

31

.

 октябре   постоянно обсуждает разрушитель-

ные процессы в экономике и почти единодушно принимает одно
за другим постановления по реализации программы стабилиза-
ции экономики и переходу к рыночным отношениям. 31 октября
 решает, что медлить с выбором путей преобразований (раз-
вилка была обозначена в выступлении  льцина 16 октября) до-
лее нельзя. ринимается и немедленно вводится в действие закон
об обеспечении экономической основы суверенитета
и вслед за ним — новое постановление о переходе к рынку. и-
лаев напоминает, что еще 9 октября  поручил правительству
перейти «к рыночным отношениям с 1 ноября текущего года,
то есть с завтрашнего дня»

32

. а первый взгляд программа «500

дней», которая уже несколько месяцев стояла в центре всех спо-
ров, получает, наконец, путевку в жизнь…

ичего подобного! Tерез день после программной речи  ль-

цина, 17 октября, в  выступил Явлинский. Огорошив депута-
тов сообщением, что «поддержанная вами программа перехода
к рынку как взаимосвязанный комплекс мер по выходу из кризи-
са в течение полутора лет, или 500 дней, не может быть реализо-
вана… потому что на сегодняшний день отсутствуют условия ее
воплощения в жизнь», Явлинский описал эти отсутствующие ус-
ловия — политические, организационные, кадровые и экономи-
ческие. Экономическую реформу такой глубины и масштаба, го-
ворил он, можно осуществить только при наличии «честного
политического союза орбачева и  льцина», ибо «важнейшие
меры по финансовой стабилизации… ни одна республика сама
провести не может». ет ни межреспубликанского экономиче-
ского комитета, наделенного необходимыми правами, ни кадро-
вого обновления высшего экономического эшелона власти. ос-
ледние ценовые решения союзных и российских властей
раскручивают спираль инфляции. Это означает, что в главном не

409

MАА

7

Э

АMАЯ ОMО

ереход к рынку в 1990 г. заблокировало прежде всего со-

юзное правительство. овместная работа над проектом не полу-
чилась: ыжков и Абалкин отказались в ней участвовать, и ор-
бачев дрогнул

27

. Он стал пытаться скрестить два, по сути,

несовместимых документа. еблагодарная миссия эта была воз-
ложена на академика Аганбегяна (аталин уехал в А на ле-
чение). ак и следовало ожидать, из этого ничего не получилось,
и вся работа была спущена на тормозах. трасти вокруг «500
дней» и параллельных программ довольно подробно описывают
разные мемуаристы — разумеется, каждый со своих позиций

28

.

Я не был участником этих дебатов и остановлюсь лишь на том,
как провал программы «500 дней» отозвался в российском руко-
водстве.

е дожидаясь решения на союзном уровне,  оссии 11

сентября постановил: «одобрить в основном программу стабили-
зации экономики и перехода к рыночным отношениям, разрабо-
танную группой аталина — Явлинского»

29

. а волне ожида-

ний, что программа эта позволит справиться с экономическими
трудностями, провести такое решение было несложно. о реали-
зация его, как уже отмечалось, от российской власти не зависе-
ла, а социально-экономическая ситуация в  ухудшалась
стремительно.  ще в мае ыжков объявил о предстоящем через
полгода повышении розничных цен

30

, и напуганные граждане бу-

квально смели с магазинных прилавков все, что там еще остава-
лось. ласти союзные и республиканские, все еще отвечавшие за
снабжение населения, вступили в соревнование за повышение за-
купочных цен — сначала на зерно, потом на мясо. Объявленные
сроки таких повышений приходилось приближать: владельцы
товара, естественно, сдерживали его продажу, дожидаясь более
выгодных условий, или, скажем, перегоняли скот из оссии
в рибалтику, где цены были выше. поры о ценовой политике
раскалывали правительство илаева: отвечая на вопросы депу-
татов , вице-премьер ильшин сказал, что решение поднять
закупочные цены на мясо в оссии «не совпадает с главными

408

T

АЬ

1990.

О

«

 ОMЮ  У

»