Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.1. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3375
Скачиваний: 24
что Явлинский, как в шахматной партии, идет на обострение, рас-
считывая добиться чего-то для нас неведомого. альнейшее раз-
витие событий показало, что это не так. 20 ноября он подтвердил
свое решение в комитете по экономической реформе, а через
день — на пленарном заседании . Объясняя свои мотивы, Яв-
линский говорил: дело не в том, что программу не приняли
и правительство — вразрез с нею стало действовать мое
собственное правительство, предприняв такие шаги в ценообразо-
вании, которые сделали невозможным реализацию самого замыс-
ла программы. а этот раз его заявление поддержал илаев, ко-
торый 17 октября еще убеждал Явлинского, что произнесенная
накануне речь льцина будто бы меняет положение, и призывал
депутатов не давать согласия на отставку своего заместителя
34
.
костер разгоравшегося конфликта между орбачевым и льци-
ным, который публично обвинил союзную власть в саботаже, бы-
ла брошена и несостоявшаяся программа перехода к рынку.
кризисной ситуации, говорил Явлинский, нецелесообраз-
но требовать от правительства десятки и сотни страниц про-
грамм. ока вы пишете программы, ситуация меняется. усло-
виях кризиса руководят не с помощью программ, а посредством
команд. ак было в А во времена узвельта, в Японии после
войны…
35
оманды, наделенной необходимыми полномочиями,
у Явлинского не было. этом — разгадка его решения, которое
до сих пор вызывает споры.
поры о том, правильно или неправильно поступил тогда Яв-
линский, продолжаются и поныне. Я склонен согласиться с моим
коллегой по ЭО Юрием очевриным: «рограмма “500
дней”, как незаконное царское дитя, была уже в колыбели обре-
чена на гибель»; слишком могущественные силы преграждали ей
путь
36
. о значительно интереснее политический смысл первого
правительственного кризиса в новой оссии. тав председателем
, льцин формировал правительство, отбирая кандидатов по
своему усмотрению и не консультируясь с демократами: он был
уверен в том, что их-то голоса получит в любом случае. те ме-
411
MАА
7
Э
АMАЯ ОMО
пошли по пути программы «500 дней», а приняли план союзного
правительства — административного повышения цен.
Объяснив, почему предлагавшаяся им программа провалена
и что теперь будет происходить в экономике, Явлинский в общих
чертах обрисовал, что надо делать, и призвал депутатов «про-
явить настойчивость, спокойствие и профессионализм для выхо-
да из действительно кризисной ситуации» — ведь «...и срыв про-
граммы, и сложности, которые нас ожидают, ни в коей мере не
являются основанием для паники. ногие страны, и это очень
хорошо известно, переживали такие ситуации, и не один раз
в своей истории, и все они находили достойный, спокойный
и нужный выход…».
се сказанное министром, пользовавшимся тогда практиче-
ски безраздельной поддержкой в , можно было расценить как
беспощадный, но верный анализ непредвиденного (а почему, соб-
ственно?) развития ситуации и, более того, как обращение за под-
держкой в коррекции курса и даже как политическую заявку на
лидерство. азалось, здесь надо было поставить точку или ска-
зать еще одну фразу, подтверждающую решимость действовать.
последняя фраза была произнесена, но она оказалась не той, ка-
кую можно было ожидать. «оскольку считаю себя одним из ос-
новных авторов программы, которая хотя и была принята, но не
реализована, в том числе и в результате решений, принятых пра-
вительством, в котором я состою, прошу принять
мою отставку», — завершил он и, поблагодарив за внимание, со-
шел с трибуны. «пасибо. а-а», — откликнулся на смятение
в зале председательствовавший асбулатов
33
.
се последующее обсуждение не представляет особого инте-
реса. оммунист оронин поставил вопрос об отставке всего
правительства. то-то обвинил Явлинского в «предательстве».
то-то предлагал реализовать программу «500 дней» без оюза,
на что Явлинский отвечал: «еперь нужна другая программа… Я
другой программы не знаю. У меня такой программы просто нет».
огло показаться (и на это рассчитывали многие демократы),
410
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»
грамме «500 дней», — начать с финансового оздоровления, от-
клонена. ереход к рыночным отношениям будет происходить
теперь не через стабилизацию рубля, а через инфляцию и запо-
здалые меры по ее преодолению, которые окажутся весьма болез-
ненными»
38
.
Это еще не было открытием фронта внутри прогрессист-
ской части руководства, но его реформаторский потенциал
оказался серьезно ослабленным. А стартовые условия рефор-
мы, к которой пришлось вернуться позже, существенно меня-
лись: быстро раскручивалась инфляционная спираль, нарастал
развал потребительского рынка, экономика все дальше удаля-
лась от состояния равновесия. ак и предсказывали авторы
программы, такова была цена, которую пришлось платить «за
нерешительность и непоследовательность в выборе пути в сен-
тябре 1990 года»
39
.
%
У;
«
У;'* А&А7
»
о мере того как разворачивался основной конфликт и все
более удалялись друг от друга его участники, как все агрессив-
нее становился напор льцина и круче — метания орбачева, ка-
ждый из лидеров получал новые доказательства, насколько нена-
дежны их тылы — государственные структуры, которые они,
по идее, представляли и возглавляли.
более сложном положении был тогда орбачев. марте
1990 г. он занял новоизобретенный пост президента. орбачева
не раз упрекали в том, что избирал его не народ, а парламент —
для того в онституцию специально введена была переходная
норма. оральные потери такого выбора очевидны, но юридиче-
ски его позиция стала на порядок прочнее: прежде ъезд мог
сместить его с руководящего поста простым большинством го-
лосов по инициативе партии, по квоте которой он был избран.
еперь для этого требовалось запустить сложную процедуру им-
пичмента и получить поддержку двух третей депутатов, что
в 1990 г. для противников орбачева было недостижимо. го ав-
413
MАА
7
Э
АMАЯ ОMО
сяцы особых проблем с утверждением своих избранников в
у него не возникало. о его избрания президентом оставалось еще
больше года, но он формировал по сути президентский кабинет,
а не парламентское правительство. хотя демократы считали
Явлинского «своим» (в большей степени, чем кого-либо другого,
разве что &ориса едорова и Андрея озырева), для него работо-
дателем и союзником, надежным или ненадежным, была не «е-
мократическая оссия», а льцин. ак льцин выдвигал минист-
ров, так и Явлинский свое решение принимал, исходя лишь из
собственных соображений (верных или неверных — иной во-
прос). ак и президент, он не считал себя представителем поли-
тической организации, не нес перед нею ответственности и не
считал нужным с кем-либо согласовывать, видимо, нелегко дав-
шееся ему решение. Отношения, установившиеся на самом верху,
воспроизводились на нижеследующих этажах власти. ормально
полновластный парламент, его демократические депутаты не мог-
ли оказывать сколько-нибудь существенного влияния на ключе-
вые моменты экономической реформы: в данном случае — кто,
какая команда (а следовательно, и как) ее станет проводить. Это
был очень дурной знак на будущее, который не заметили, не оце-
нили российские демократы. Очень дурной путевой лист, полу-
ченный парламентом на старте.
А программу перехода к рынку, которую снова и снова воти-
ровал , в российском правительстве теперь некому было про-
водить. след за Явлинским в декабре ушел из правительства &о-
рис едоров
37
. ак закончился первый приход «молодых
реформаторов» в российскую власть. Это означало, что сами ры-
ночные реформы отложены — не до лучших, а худших времен.
«абором нескоординированных мер развитие событий переведе-
но в принципиально иную плоскость, — гласило заявление, под-
писанное Явлинским, аталиным, етраковым, Ясиным и други-
ми авторами окончательного варианта программы. — лючевой
момент программы правительства — реформа всех видов
цен — фактически принят. Mогика действий, предложенная в про-
412
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»
нения в онституцию. здесь орбачева ждали три неожидан-
ных удара, обозначившие, насколько сузилось его влияние на по-
литическую ситуацию вообще и на поведение парламента в част-
ности.
ак только открылся ъезд, на трибуну вышла ажи Ума-
латова, никому дотоле неизвестная работница из розного, лич-
но внесенная орбачевым в список «красной сотни» депутатов от
, и срывающимся голосом, замирая от собственной отваги,
потребовала внести в повестку дня пункт об отставке орбачева.
мещением с поста эта задумка группы «оюз» президенту, ко-
нечно, не грозила. аже для того, чтобы начать процедуру им-
пичмента, требовалась тщательная подготовка. Uа предложение
Умалатовой проголосовали 426 депутатов (22,5% от числа голо-
сующих)
42
. Это было даже несколько меньше, чем число тех, кто
проголосовал против избрания орбачева президентом в марте.
о громогласная демонстрация, призванная нанести «архитекто-
ру перестройки» тяжелую моральную травму и произвести впе-
чатление на общество, удалась.
торой удар последовал, откуда его менее всего можно бы-
ло ждать. 20 декабря в состоянии крайнего возбуждения, столь
не вязавшегося с обликом опытного (и достаточно циничного)
политика, на ъезде неожиданно для орбачева и его соратни-
ков выступил еварднадзе. ожаловавшись на кампанию трав-
ли, которой он подвергается наряду с орбачевым, высказав
огорчение, что «демократы… разбежались, реформаторы ушли
в кусты», и заявив «со всей ответственностью», что «наступает
диктатура», он неожиданно подал в отставку с поста министра
иностранных дел. отивы Эдуарда Амвросиевича и его пред-
ставление о развитии ситуации было довольно трудно понять:
сначала он сказал, что «никто не знает, какая это будет дикта-
тура и какой диктатор придет, какие будут порядки», а под ко-
нец — «...я не могу примириться с теми событиями, которые
происходят в нашей стране, и с теми испытаниями, которые
ждут наш народ. Я все же верю, что диктатура не пройдет…».
415
MАА
7
Э
АMАЯ ОMО
торитет в мире был подтвержден присуждением обелевской
премии. тем не менее его политические позиции ослабевали
с каждым месяцем. Атаки на него стали все смелее разворачи-
вать не только демократы, но и фундаменталисты.
о, что прежде ему приходилось выслушивать на полузакры-
тых пленумах , теперь звучало перед телекамерами с трибун
и ъезда. Обвинения становились все более разнузданными.
Очередное столкновение произошло в середине ноября, при от-
крытии сессии . дача «500 дней» не привела к успокое-
нию. «искуссия, как говорят, пошла вразнос, — вспоминает ор-
бачев. — е оставляли буквально живого места от правительства,
да и от президента»
40
. тогда была введена заготовка, задуманная
и обсужденная с советниками еще в августе в оросе — извест-
ные «восемь пунктов». а рубеже 1990—1991 гг. орбачев реор-
ганизовал властные структуры наверху: прежнее правительство,
которое вплоть до замещения каждого министерского поста фор-
мировал ерховный овет, сменил непосредственно подчиненный
президенту кабинет министров. место резидентского совета,
в составе которого были люди, способные возражать орбачеву,
появился овет безопасности, своего рода узкий кабинет из выс-
ших чиновников. лиятельный статус получил овет едерации,
составленный из первых лиц союзных республик, с рабочим орга-
ном — ежреспубликанским комитетом, выстраиваемым в па-
раллель с правительством, и т. д. &ыли обещаны также завлека-
тельные «структурные и кадровые изменения»: «в состав кабинета
министров должны войти новые, инициативные, по-современному
мыслящие работники»
41
. Это прямо предвещало, что правительст-
во ыжкова доживает последние дни. ебезынтересно, что такие
же перенастройки институтов власти впоследствии повторит ль-
цин с прилежностью ученика, переписывающего контрольную ра-
боту по опробованному шаблону.
аступило некоторое успокоение, но на очень короткое
время. 17 декабря открылся IV , на котором пред-
стояло затвердить объявленные меры, внеся, в частности, изме-
414
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»
вально-таки «продавить» на второй пост в стране человека, чьи
дрожащие руки на знаменитой пресс-конференции вскоре уви-
дит вся страна
44
.
а фоне этих драматических эпизодов, окрасивших тече-
ние ъезда, уже привычно смотрелись не только резкие напад-
ки на орбачева, как тогда считали, «справа», но и выступление
льцина, от раза к разу поднимавшего градус своих обвинений.
олномочия, которые получал президент в результате измене-
ний в структуре власти, он назвал не имеющими себе равных
в советской истории (что, конечно же, было грубым преувели-
чением) и обвинил ентр в «конституционном оформлении не-
ограниченного авторитарного режима, что может привести
в конечном счете к конституционной оправданности любого
произвола». льцин выступал в качестве главы российской вла-
сти, которая все отчетливее претендовала на роль альтернативы
власти союзной, лидера настоящего «восстания республик про-
тив ентра, у которого нет никаких конструктивных предложе-
ний, кроме сверхцентрализации»
45
.
, одним из сопредседателей которой российский лидер
продолжал числиться, на этом ъезде уже практически ничем се-
бя не заявила. з пяти сопредседателей действующим оставался
только Афанасьев: ахаров умер, опов занимался оссоветом,
деятельность альма парализовала обструкция ъезда со сторо-
ны прибалтийских депутатов. Организация, на которую еще за
год-полтора до того возлагали большие надежды, эродировала
и сходила с политической сцены. а союзном уровне демократи-
ческая альтернатива рушилась, демократов все более увлекала
борьба за республиканские суверенитеты.
Uаявила о себе реваншистская оппозиция и российскому ли-
деру. Это отчетливо проявилось на II , который
прошел как раз перед союзным ъездом. асстановка сил на
этом российском ъезде практически не изменилась по сравне-
нию с предыдущим
46
. о так как дисциплины посещения и голо-
сований на ъезде по-прежнему не было, в ситуациях противо-
417
MАА
7
Э
АMАЯ ОMО
У меня, да и у большинства моих коллег не было иного объяс-
нения этому поступку министра и его маловразумительным
обоснованиям, кроме как эмоциональный срыв. о стояли за
ним давно уже накапливавшиеся напряжения в отношениях ме-
жду самими реформаторами. Эмоциональная и несколько даже
истеричная акция Эдуарда Амвросиевича вряд ли была спрово-
цирована какой-то конкретной информацией о планах установ-
ления диктатуры. казалась, вероятно, психологическая уста-
лость человека, против которого — и проводимой им
политики — вели беспардонную кампанию в парламенте и прес-
се депутаты из группы «оюз» и им подобная публика. о от-
ставкой своей он преподнес этим людям подарок. еварднадзе
демонстрировал орбачеву свою неудовлетворенность, свои
обиды, накапливавшиеся со времен тбилисской трагедии, когда,
по его мнению, генеральный секретарь вел себя двусмысленно.
еперь орбачев не только не ограждал своего министра от под-
стрекательских нападок, но и вторгался в сферу его компетен-
ции. Tеловек амбициозный, считавший себя инициатором
и главным проводником нового внешнеполитического курса,
еварднадзе ревниво наблюдал, как в его епархии действуют
президентские порученцы. ак бы там ни было, факт был нали-
цо: орбачева демонстративно покидал, как сказал сам евард-
надзе, «друг и единомышленник»
43
. езонанс и последствия это-
го события для орбачева были серьезнее, чем уход в 1990 г.
экономистов-реформаторов из российского правительства для
льцина.
аконец, пределы управления ъездом со стороны орбаче-
ва были наглядно продемонстрированы при избрании вице-пре-
зидента. ешив учредить этот сомнительно полезный пост
и предложив на него более чем сомнительную кандидатуру ен-
надия Янаева, выглядевшего в глазах депутатов всех ориентаций
не более чем «шестеркой», орбачев натолкнулся на упрямое со-
противление ъезда. Mишь со второй попытки голосами «по-
слушного» большинства и с немалым напряжением удалось бук-
416
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»
го договора считаем невозможным принимать участие в решении
вопросов об изменении структуры органов власти»
49
.
одводя итоги работы II оссии, я сделал тогда замет-
ки о перспективах российского парламента.
«1. ъезд глубоко расколот. Это всерьез и надолго.
2. ъезд не нужен для законодательной и контрольной дея-
тельности (с этим справляется ерховный овет + его комите-
ты и комиссии).
3. ъезд необходим для формальной легитимации измене-
ний (только он может убирать завалы в онституции).
4. Орудие консервативного меньшинства — блокирование
работы или даже кворума на ъезде. Орудие демократического
меньшинства — обращение к референдуму.
5. опреки распространенному представлению, демокра-
ты не пришли к власти в оссии. У них есть только некоторые
позиции при власти. Это льцин (хотя автомобильная авария на
верской предупредила, как быстро все это может рухнуть) +
несколько мест в резидиуме + некоторое влияние на пра-
вительство + эволюционирующий в конструктивном направле-
нии, но неустойчивый ».
ел к концу первый год российского парламента.
АЯ
1
окращенный вариант статьи, опубликованной в «осковских новостях»
(1990. — 28 окт.).
2
епреднамеренное, видимо, столкновение, когда попал в аварию автомо-
биль, в котором ехал льцин.
3
осле ноябрьской беседы льцин потребовал даже запротоколировать ее
результаты, утверждая, что предыдущие договоренности были нарушены.
4
торая сессия . &юллетень № 25 совместного заседания о-
вета еспублики и овета ациональностей. — 1990. — 16 окт. — . 35.
419
MАА
7
Э
АMАЯ ОMО
стояния спорные предложения, собиравшие обычно 350—400
голосов, проваливались. Tаще от этого выигрывали консервато-
ры, блокировавшие реформирование аграрных отношений, пере-
смотр онституции и т. д.
Основным вопросом, для обсуждения которого и созвали
внеочередной ъезд, был аграрный, а камнем преткновения —
вопрос о собственности. оминально признав частную собствен-
ность на землю, съездовское большинство обставило ее такими
условиями, которые предельно ограничивали возможности куп-
ли-продажи земли: был установлен мораторий на 5—10 лет на
продажу земли, а до того правом распоряжаться выставленной
на рынок землей обладали только оветы, т. е. чиновники
47
.
Острые дискуссии разгорались и по иным вопросам, прежде
всего — о власти. ъезд отказался рассматривать уточненную
редакцию екрета о власти, принятого на I за основу,
и очень осторожно отнесся к введению в оссии президентской
республики. Ясная формулировка первоначального проекта по-
становления по этому вопросу («читать целесообразным про-
ведение реорганизации системы государственных органов
с введением поста резидента ») была снята. Ос-
талось лишь поручение ерховному овету и онституционной
комиссии «рассмотреть вопрос о реорганизации» и «разработать
соответствующие проекты законов»
48
. ракция «оммунисты
оссии» в очередной раз заявила о неприемлемости проекта он-
ституции, одобренного онституционной комиссией, и потребо-
вала отложить принятие онституции до заключения едера-
тивного договора. ыступая поборниками оюза и скорейшего
заключения оюзного договора, коммунисты заняли конъюнк-
турную и очень опасную позицию в вопросе о будущем едера-
ции: быть ли ей договорной или конституционной. атаку был
брошен их «штурмовой отряд» — бюрократия автономий, вы-
ступившая с демаршем: «&ез признания ъездом народных депу-
татов и конституционного закрепления суверенных прав
республик, автономных образований и заключения едеративно-
418
T
АЬ
2
1990.
О
«
ОMЮ У
»