Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.1. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3371
Скачиваний: 24
«%
О О4'
“”»
3
— &риходится слышать, что приход авторитарных
форм правления неизбежен, что это закономерность и можно
только сделать этот процесс менее болезненным. &оследние
события подтверждают эти прогнозы... ак будут действо-
вать демократы в условиях диктатуры?
— Я вовсе не считаю приход авторитаризма абсолютно
неизбежным. онечно, если выстроить логическую цепочку
последних действий союзного руководства, принять во внима-
ние предостережения, с которыми выступали бывшие соратни-
ки орбачева — еварнадзе, Яковлев, аталин, то развитие
событий именно в этом направлении выглядит вполне вероят-
ным. о вероятность еще не означает предопределенность.
ервейшая задача демократов — воспрепятствовать такому
повороту к авторитарному режиму, при котором будут отняты
главные завоевания так называемой перестройки — гласность,
возможность относительно свободной деятельности демо-
кратических организаций и т. д. отому демократам сегодня
необходимо представлять, что делать, чтобы все же помешать
установлению диктатуры, и как действовать, если время «T»
все же наступит.
ачну, как это ни покажется странным, с ошибок и про-
счетов самих демократов. умаю, что, придя к власти (или раз-
делив власть) в ряде регионов страны, они принесли с собой
многие черты прежнего мышления, прежнего поведения, преж-
ней организации. емократы во многом ведут себя как оппози-
ция, действующая в условиях тоталитарного режима. фера
деятельности, к которой они привыкли, — преимущественно
митинговая. ридумать резкий, хлесткий термин, «задевающий
за живое» оппонента, выбросить зажигательный лозунг... Увы,
и на сегодняшний день дело зачастую этим и ограничивается.
римеры очевидны. озьмите ерховный овет оссии.
осле овладения ключевым постом — редседателя ерховно-
го овета , принятия екларации о государственном су-
431
MАА
8
А У
А
УУ
дающемуся предпринимательскому слою, без которого не может
быть рынка, запугивание людей, задавленных монополиями, ад-
министративными и квазирыночными структурами (куда уст-
ремляются также и партийные капиталы), якобы угрожающей
им «диктатурой частного капитала».
ак выглядит эта привлекательная программа. ля того,
чтобы она была принята не только пленумом, но всей партией,
и не просто принята, а реализована в деятельности партийных
организаций, необходимо привести к порядку и саму партию.
а этот счет предусмотрены соответствующие меры: индивиду-
альные собеседования с членами (кто их станет прово-
дить?), сбивание партийных депутатских групп в оветах с сек-
ретарями райкомов и обкомов во главе, перерегистрация
отдельных парторганизаций, борьба с теми, кто пытается «под-
бросить партии новые или реанимированные старые темы для
дискуссии»...
е будем строить иллюзий: взят курс на отсечение от пар-
тии тех, кто противится окончательному захвату партии право-
консервативными силами. ех, кто не уйдет сам, надо полагать,
«уйдут». е об этом ли предупреждает грозное предостереже-
ние аталину, внесенное в постановление пленума?
А что же резидент и генеральный секретарь партии?
Осознает ли он, что уход левого крыла делает его окончательно
заложником правых сил, которым он нужен лишь до времени
и которые не преминут от него избавиться?
а мой взгляд, тактический выигрыш орбачева на XXVIII
съезде был, если следовать логике политической эволю-
ции в 1985—1987 гг., и его стратегическим просчетом. &ыть
может, уже непоправимым. все же то, что на последнем пле-
нуме он не выступил с заглавным политическим докладом и тем
самым, возможно, захотел как-то дистанцироваться от «пира
победителей», оставляет проблеск надежды. роблеск, который
тускнеет с каждым днем.
430
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА
канского овмина таких радикально настроенных людей и вы-
дающихся специалистов, как Явлинский и едоров.
з-за организационной расхлябанности демократов оказа-
лись сорванными попытки провести на республиканском ъез-
де народных депутатов или заседании ерховного овета ряд
важных решений. спомним хотя бы историю с неизбранием
ахрая заместителем редседателя ерховного овета.
е хватило каких-то 27 голосов, а в это время в зале заседаний
отсутствовало около двухсот депутатов. Аналогичный случай
произошел в оссии в первый день обсуждения резолюции
о политическом положении в стране (в связи с событиями
в рибалтике), для принятия которой не хватило всего несколь-
ких голосов. это время отсутствовало около семидесяти депу-
татов. о какому бы варианту ни пошло развитие страны, несо-
мненно одно: организационный «недуг» демократам придется
изживать, если они действительно ставят перед собой серьезные
цели.
роблемы организации, кадров, структурированности де-
мократического движения — вот чем нужно заняться безотла-
гательно. о мы по-прежнему делаем вид, что демократическое
движение — это какое-то общее собрание, клуб, в котором
можно работать, а можно числиться.
ля того чтобы противостоять мощному аппарату ,
который все очевиднее переходит — это показал последний пле-
нум — под контроль правых сил, лелеющих идею политиче-
ского реванша, необходимо иметь более четкую, дисциплини-
рованную организацию. сли же этого не будет сделано,
то демократов ожидают серьезные испытания. равда, радует,
что многие люди в нашем движении это начинают понимать,
о чем говорит прокатившаяся после московской демонстрации
20 января волна создания ячеек «емократической оссии» на
московских предприятиях, в учреждениях и институтах.
— $ свое время демократы выступали против «демо-
кратического централизма» как принципа организационного
433
MАА
8
А У
А
УУ
веренитете республики среди демократов воцарилась эйфория.
Она и помешала заняться таким первостепенным вопросом, как
формирование российского правительства. актически оно бы-
ло создано вне той политической культуры, которую выработал
мировой парламентаризм.
ак правило, после парламентских выборов правительст-
во формируется победившей политической партией. Эта пар-
тия имеет не митинговую, а конструктивную программу обще-
ственных преобразований, которая предусматривает различные
варианты развития событий и реагирования на них. акой про-
граммы у победивших демократов не было, но надо было не-
медля заняться ее созданием. едь среди сторонников демокра-
тических перемен было немало ученых, интеллектуалов,
готовых работать над этой программой. о опять подвела орга-
низация.
ировая практика свидетельствует, что есть выход и то-
гда, когда невозможно по тем или иным причинам создать пра-
вительство, опирающееся на прочное парламентское большин-
ство. таком случае создается правительство специалистов
с ограниченной задачей, на ограниченный срок — при поддерж-
ке или нейтралитете парламентского большинства. ынешнее
же российское правительство — это не правительство специа-
листов, не правительство, опирающееся на какие-то партийно-
политические структуры. значительной степени — это слу-
чайное правительство, состоящее из случайных людей, которых
пришлось подбирать по-дилетантски, в пожарном порядке.
одних случаях выбор оказался удачным, в других — не очень,
в третьих — совсем неудачным.
числу очевидных просчетов российского парламента
и правительства можно отнести и то, что они как бы взяли на
себя (причем совершенно необоснованно) часть ответственнос-
ти за провал программы «500 дней». (отя вся вина лежит на
союзном ерховном овете и резиденте, который отступился
от нее в последний момент). результате — уход из республи-
432
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА
и внутренних дел, армию, суды, прокуратуру. юда же должен
быть включен перечень высших государственных постов. Uани-
мающие их приостанавливают членство в той или иной партии.
овсе не обязательно выходить, пусть даже временно, из партии
министру — это требование покажется абсурдным, как только
мы начнем формировать правительство на партийной основе. у-
маю, можно разрешить находиться в той или иной партии и рядо-
вому работнику милиции или даже офицеру — но с условием:
не создавать по месту работы партячейки.
— Организационное единство, сплочение «"емократиче-
ской 5оссии», продуманная расстановка кадров в тех власт-
ных структурах, которые находятся под контролем демокра-
тов... и мы сможем противостоять наступающей диктатуре?
— еобходимо также наладить контроль российского
правительства над финансово-кредитной системой и органами
государственного принуждения. наче решения ерховного о-
вета окажутся неосуществимыми.
воим указом об изъятии из обращения 100-рублевых
и 50-рублевых купюр резидент и союзное правительство пока-
зали, в чьих руках находятся важнейшие рычаги экономики.
онечно, введение собственной кредитно-банковской системы,
собственной валюты — дело непростое, оно связано с колос-
сальными вздержками. о если в ближайшие месяцы не удаст-
ся достигнуть с ентром договоренности, на этот шаг все-таки
придется пойти. наче демократам так и не удастся изменить
положение, при котором реальная власть принадлежит союзно-
му правительству, а ответственность за экономические провалы
возлагается на них. адо добиваться, чтобы как можно больше
предприятий из союзного подчинения перешло в республикан-
ское, включилось в экономические связи, организуемые ос-
сийской едерацией.
Однако пока нам нечего будет противопоставить централь-
ному аппарату подавления, ситуация коренным образом не изме-
нится. оссия должна иметь собственные органы национальной
435
MАА
8
А У
А
УУ
строения партии, боролись за департизацию производства.
Означают ли ваши сегодняшние высказывания, что позиция
корректируется?
— Я понимаю, что такой вопрос закономерен, и готов на
него ответить. Я был и остаюсь противником централизма, если
понимать под централизмом парадные съезды, отбор ораторов,
безраздельное господство руководящих органов над всеми чле-
нами партии, номенклатурный принцип утверждения на госу-
дарственные должности, занятие определенных постов только
членами партии и т. д.
ное дело — ответственность людей, которые добровольно
вступили в общественную организацию, а значит, отдавали себе
отчет в том, что они будут нести определенную ответственность.
одчинение меньшинства большинству в некоторых случаях то-
же необходимо. а Uападе известна практика, когда парла-
ментская фракция разрешает тому или иному члену воздержать-
ся при голосовании или не участвовать в нем, если он имеет свою
точку зрения, отличную от партийной.
еперь по вопросу о департизации. ействительно, на за-
седании онституционной комиссии ерховного овета
некоторые ее члены настаивали на запрете деятельно-
сти политических партий на государственных предприятиях,
в учебных учреждениях и т. д. Они считают, что компартия
слишком укоренилась на производстве, и сохранение ее
структур не даст развиться структурам других партий. сли бы
такая точка зрения возобладала, то демократы получили бы
временный выигрыш, который вскоре бы вернулся бумеран-
гом. еальные связи между людьми, особенно в условиях боль-
ших и средних городов, — это производственные связи. &ыло
бы непрактично выступать за организацию партийных ячеек
только по месту жительства — в наших-то условиях, когда че-
ловек не знает даже, кто живет в его подъезде.
а мой взгляд, департизация должна распространяться толь-
ко на ограниченный круг учреждений — органы госбезопасности
434
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА
можен. о тех пор, пока будут восстановлены прерванные связи,
выдвинуты новые лидеры и т. д., надо, чтобы локальные струк-
туры действовали так, как действуют люди в условиях аварии на
предприятии или на корабле. огда масштабы катастрофы еще
неизвестны, но в то же время каждый знает, что должно
предпринимать. ервым делом, вероятно, пройдут кампании гра-
жданского неповиновения. о я бы не считал правильным какие-
либо насильственные действия людей в защиту попранной он-
ституции. условиях, когда на улицы выйдет вооруженная
армия, было бы просто преступно толкать молодых, горячих лю-
дей в лучшем случае — под приклады, в худшем — под пули.
овторяю: действия демократов должны носить максимально
непровоцирующий, ненасильственный характер.
ожет быть, станет возможной всеобщая политическая за-
бастовка. асколько она будет массовой и длительной — на-
столько и эффективной. &оливии, например, в 70-е годы
массовая всеобщая забастовка трудящихся заставила отказаться
от власти организаторов только что свершившегося военного
переворота. о я допускаю, что всеобщая забастовка может и не
удаться. любом случае надо быть готовым к тому, чтобы раз-
вернуть деятельность самиздата, подпольных радиостанций, на-
ладить обмен информацией, в том числе и ее передачу за рубеж.
умаю, что вскоре после переворота возникнут процессы,
с которыми власти не смогут совладать. го организаторы могут
на время подавить политические и гражданские права. о они не
в состоянии вывести страну из глубокого экономического и соци-
ального кризиса. (ример — режим Ярузельского в 1981—1987
годах в ольше.) от тогда-то и понадобятся на предприятиях,
в трудовых коллективах люди, способные стать лидерами новой
демократической волны. аких людей уже сейчас надо готовить
в организациях «емократической оссии» на предприятиях.
не придает оптимизма то, что существует ряд факторов, кото-
рые не могут поставить под свой контроль организаторы перево-
рота, даже если они этого очень захотят. ашу экономику невоз-
437
MАА
8
А У
А
УУ
безопасности, внутренних дел, национальную гвардию. олько
тогда она станет сильной республикой. ентр это прекрасно
понимает. Отсюда — его реакция. ы заметили: несколько ни
к чему не обязывающих заявлений льцина на этот счет вызва-
ли настоящую истерию в газетах типа «оветская оссия»,
«равда» и им подобных. ругой союзной республике, скажем,
той же рузии, олдове, или республикам рибалтики оказа-
лось куда легче создать свои вооруженные формирования, чем
оссии. ли возьмите такой пример. оложение русскоязычно-
го меньшинства в рибалтике совершенно несопоставимо с по-
ложением осетин и абхазов в рузии или армян — жителей а-
горного арабаха. очему же такая болезненная, опережающая
реакция в одних случаях и полнейшая апатия в других?
се дело в том, что позиция союзного руководства дикту-
ется отнюдь не абстрактными соображениями защиты прав уг-
нетенного меньшинства. Она диктуется политическим расче-
том, когда интересы того или иного народа — всего лишь
фигуры на шахматной доске.
езюмирую. сли демократы не обеспечат контроль над
тремя составляющими власти: кадрами, финансово-кредитной
системой и органами государственного принуждения, то они по-
теряют даже ту власть, которую сейчас имеют. от тогда дик-
татура придет неминуемо...
— $се же представим худшее: она пришла…
— вот здесь вступают в действие те автономные струк-
туры, которые уже теперь должны создаваться демократиче-
ским движением. озможно, что в день или, вероятнее всего,
в ночь «X» значительная часть народных депутатов оссии,
осковского, Mенинградского и некоторых других советов, ру-
ководителей демократического движения одним ударом будет
«выведена из игры».
кажем, интернирована, как это произошло в ольше
в 1981 году. ходный вариант я считаю наиболее вероятным
в нашей стране. ассовый террор, как в 37-м году, думаю, невоз-
436
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА
ним ситуацию в ольше в канун декабря 1981 года, когда все,
казалось бы, предвидели переворот. Я, как и многие другие, ду-
мал, что «олидарность» заготовила какие-то контрходы, па-
раллельные структуры. о оказалось, что все организационные
структуры «олидарности» были парализованы одним ударом.
ругое дело, что через 7 лет политический маятник двинулся
в другую сторону. о 7 лет — это 7 лет... отовы ли мы к по-
добному ходу событий в нашей стране? о даже если не ориен-
тироваться на экстремальную ситуацию, насколько профессио-
нально ведем мы политическую борьбу?
Я бы обозначил четыре актуальных вопроса: стратегия де-
мократических сил, их позиции в структурах власти, организа-
ция демократов и проблема лидерства.
Одно из самых расхожих обвинений в адрес демократов за-
ключается в том, что у них нет программы. Это неверно. ро-
грамм у демократов тьма, среди них есть несколько вполне дель-
ных. апример, известный план приступа к экономическим
преобразованиям — «500 дней» аталина—Явлинского. ли то,
что предлагал опов в своей публикации «Tто делать?», — чем
не программа? Уж во всяком случае не хуже, чем ответы на этот
вечный российский вопрос, которые в разное время были даны
авторами двух широко известных под таким же названием про-
изведений… Tего нет, так это стратегии. а чем строится стра-
тегия демократов? се более концентрируется она в сущности
на двух пунктах.
лавный стратегический лозунг — это противостояние по-
литике ентра, лозунг, который все более заостряется против
орбачева. онечно, антигорбачевские лозунги сплачивают
миллионы, во всяком случае в оскве — сотни тысяч людей.
о это вообще-то не очень здорово для ответственного полити-
ческого течения: консолидировать сторонников на базе ниспро-
вергательных лозунгов, а не лозунгов позитивных. огда демо-
краты выходят на улицы и скандируют: «олой орбачева!»,
«орбачев, вон из ремля!» — это эффектно, но не слишком
439
MАА
8
А У
А
УУ
можно уже вернуть ни во времена брежневского развала, ни в пе-
риод сталинско-орджоникидзевского «подъема». а админист-
ративной основе создать рынок нельзя. наших условиях авто-
ритарная власть неизбежно будет враждебна по отношению
к рынку. а худой случай она создаст рынок монополистический.
— «!оменклатурный капитализм»?
— ожно его назвать и так. Это будет капитализм, кото-
рый не даст решительного экономического подъема, без кото-
рого общество не сможет решить самые элементарные пробле-
мы. Это, во-первых. А во-вторых, мы сейчас во многом зависим
от поведения Uапада, его реакции на происходящие в нашей
стране события, его готовности предоставлять кредиты, льгот-
ные условия для торговли и т. д. Организаторы реакционного
переворота могут на все это не рассчитывать.
адо сегодня показывать сторонникам диктатуры, что пе-
реворот не принесет им ожидаемого успеха, что он может со-
рваться уже в первые дни и, во всяком случае, не приведет к тем
результатам, на которые они рассчитывают. структурах вла-
сти и вокруг них, конечно, есть люди, готовые совершить свое
подлое дело. то же время им не хочется оказаться неудачни-
ками. апомним этим людям слова алейрана: «еудавшихся
подлостей люди не прощают».
«
О'&7А & & О0А/6
»
4
…огда орбачев говорит, что хаос ведет к диктатуре, он
не запугивает, а излагает свое видение вполне возможной
перспективы. равда, диктатура вряд ли остановит хаос. &олее
вероятны в случае установления диктатуры те картины, кото-
рые были так ярко обрисованы абаковым в известном сцена-
рии «евозвращенец», т. е. диктатура вместе с хаосом, а не вме-
сто него, ибо ни одной проблемы нашей страны в конце XX века
даже в среднесрочном плане диктатура решить не сможет.
оразительно другое: считая этот вариант достаточно ве-
роятным, демократы к нему совершенно не готовятся. спом-
438
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА