Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.1. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3361
Скачиваний: 24
после поражения на апрельском пленуме уже не ре-
шался выступать с поднятым забралом, порождали у орбачева
надежду, что процесс удастся довести до подписания нового о-
юзного договора, которое повлечет за собой естественные пере-
становки в верхних эшелонах власти. едь он, по словам рачева,
«предпочитал избавляться от мешавших ему людей “мягко” — не
увольняя, а убирая из-под них стулья»
46
. Устремленность к цели,
которая для него была главной, и ощущение на затылке горячего
дыхания льцина, от кого он небезосновательно ждал всяческих
подвохов, мешали орбачеву уловить опасность оттуда, откуда
она вырастала наиболее грозно. аже несколькими прямыми пре-
дупреждениями о готовящемся перевороте он счел возможным
пренебречь. орбачев благодарил, соглашался, что авлов невер-
но повел себя в , но выражал уверенность, что оснований для
беспокойства нет. Он дезавуировал инициативу министров в ,
однако в отставку никого не отправил, демонстративно братался
с авловым, рючковым и уго, а на вопросы журналистов уве-
ренно ответил: «с переворотом покончено».
вижение поступившей орбачеву 20 июня, как раз накануне
его появления в , информации выглядит как в ладно скроенном
детективе. эр осквы авриил опов, растревоженный тем, что
происходило в 17 июня, был вызван на неотложную
встречу со «знакомым, имеющим доступ в верхние эшелоны
». о время пятиминутной встречи тот сообщил, что после
получения запрошенных чрезвычайных полномочий будет органи-
зована провокация, воспользовавшись которой, правительство
введет чрезвычайное положение. опоставив это с отсутствием
орбачева в зале и льцина в оскве, опов принял неорди-
нарное решение. е зная подлинных намерений президента и ожи-
дая, что заговорщики могут выступить в ближайшие часы, он ре-
шил срочно вытребовать льцина, находившегося в А.
а аудиенции у американского посла этлока в пасо-хаусе он,
не без оснований опасаясь подслушивающих устройств и ведя раз-
говор на отвлеченные темы, стал излагать свои сведения на лист-
481
MАА
8
А У
А
УУ
страны и не вносили бы совершенно конкретное предложение» —
не было лишь «адекватной реакции»
43
.
есь следующий день депутаты обсуждали, как следует реа-
гировать на демарш правительства: немногочисленные горбачев-
цы делились сомнениями, демократы отмалчивались (или отсут-
ствовали), а члены «оюза» в своей манере обличали президента,
который не имеет больше права сохранять за собой полномочия,
«которые мы ему дали», и призывали не оглядываться на онсти-
туцию: еще «римляне говорили, что необходимость ломает за-
кон». едакционная комиссия начала готовить постановление
о передаче правительству полномочий, которые оно запросило.
Отметился и Янаев, солгавший депутатам, что орбачев якобы
в курсе вопроса и «не видит здесь какого-то политического под-
текста»
44
.
рудно сказать, ожидали ли участники этой явно скоорди-
нированной акции, что орбачев, озабоченный своими отноше-
ниями с льциным, дрогнет и пройдет до конца путь, на который
его толкали в январе и марте. ли же то была очередная «развед-
ка боем» — зондаж общественного мнения (поскольку было яс-
но, что сказанное даже на закрытом заседании ерховного ове-
та в тайне не удержится). Однако ответ орбачева был выдержан
в стилистике, которая становилась для него все более привыч-
ной. Явившись через три дня на заседание ерховного овета, он
пространно рассуждал о ситуации, отбивался от нападок «сою-
зовцев», сообщил, что кабинет министров «пользуется полной
поддержкой резидента», и предложил «принять к сведению все,
что сказал тов. авлов»
45
. орбачева странным образом не насто-
рожила ни сама эскапада министров, ни двусмысленное поведе-
ние на заседании авлова, который так и не отозвал свои пред-
ложения, ни поступавшие к нему иные тревожные сигналы.
ежду тем с весны 1991 г. политическая ситуация в стране
стала меняться кардинально. Относительное затишье в конфрон-
тации с льциным, достигнутое ценой сделанных ему уступок,
и подавление открытой оппозиции партийного аппарата, который
480
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА
эти же месяцы продолжалась консолидация другого поли-
тического центра, готовящегося перехватить власть, — вокруг
льцина. роцесс этот не был однолинейным. одной стороны,
формировался конституционный плацдарм, противостоявший
союзной власти. ерховный овет , исходя из итогов
мартовского референдума и воспользовавшись полномочиями,
предоставленными ему III ъездом, издал закон о выборах ре-
зидента . конце мая IV ъезд внес в онституцию из-
менения, предусматривавшие переход от республики оветов
к дуалистической государственной структуре, в которой рядом
с формально полновластным ъездом появлялся равноположен-
ный ему пост президента — высшего должностного лица и гла-
вы исполнительной власти, наделенного широкими полномочия-
ми вплоть до назначения министров (что не требовало теперь
согласия ерховного овета), введения чрезвычайного положе-
ния (с согласия ) и отлагательного вето на законы
49
.
дя на выборы 12 июня, льцин предпринял тактический ма-
невр, о котором ему еще предстояло пожалеть. Он пригласил
Александра уцкого выступить с ним в тандеме, баллотируясь на
пост вице-президента. Обманув ожидания &урбулиса, асбулато-
ва и других претендентов, он на данном этапе обеспечил себе под-
держку умеренных коммунистов и националистов. роводя насту-
пательную избирательную кампанию, льцин демонстрировал
откровенное пренебрежение к своим конкурентам, большинство
которых, впрочем, того заслуживало. хотя административный
ресурс, который был приведен в действие против льцина, потен-
циально превышал возможности, которые давал пост редседате-
ля ерховного овета , нерастраченная еще массовая под-
держка, энергия и напор демократов принесли ожидаемый
результат — победу в первом туре (57,3% голосов за льцина при
74,7% принявших участие в выборах
50
). овторялось то, что уже
происходило годом раньше, на I ъезде: номенклатурные силы не
смогли, а демократы и не помышляли выдвинуть реальную аль-
тернативную фигуру
51
.
483
MАА
8
А У
А
УУ
ке бумаги. этлок внимательно следил, как на бумаге появлялись
имена заговорщиков — будущих членов T. о прочтении со-
беседником лист был разорван на мелкие клочья. нформация
была незамедлительно передана в ашингтон президенту А
и в &ерлин находившемуся там госсекретарю &ейкеру. еизвест-
но, когда и как ее довели до льцина, но к орбачеву с сообщени-
ем о нависшей угрозе по указанию &уша через несколько часов
после визита опова отправился этлок. орбачеву американ-
ский посол сказал не все, что узнал: ведь информация опова
предназначалась для льцина. «аже если бы наша информация
была более точной, я бы не решился назвать орбачеву имена за-
говорщиков, — пишет этлок. — у как можно поверить, что
американский посол сообщает главе государства, которое до не-
давнего прошлого было противником его страны, что премьер-ми-
нистр этого государства, глава разведки, министр обороны и пред-
седатель парламента устраивают заговор против него?». &ыть
может, поэтому орбачев не придал полученной информации
должного значения, полагая, что речь идет о его недругах из груп-
пы «оюз». Он попросил поблагодарить &уша, который «...посту-
пил так, как следует поступать другу. о скажите, чтобы он не
волновался. Я все держу в руках». наче отнесся к информации
льцин. частном разговоре с влиятельным американским сена-
тором он сказал, что переворот наступит до конца года и что он,
льцин, к этому готовится
47
. «ы переоцениваешь их ум и храб-
рость», — говорил орбачев Яковлеву, четырежды предупреж-
давшему его о подозрительной суете заговорщиков
48
. ежду тем
именно в эти месяцы завершалось формирование заговорщиче-
ской хунты, члены которой возглавляли все без исключения союз-
ные государственные структуры — правительство, ключевые ми-
нистерства, ерховный овет, президентскую администрацию.
Убедившись, что с орбачевым нельзя сговориться и что свалить
его не удастся ни через партию, ни через парламент, они вознаме-
рились идти до конца, если потребуется — посредством государ-
ственного переворота.
482
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА
у него тогда подозрений. Это была вторая (после уцкого) круп-
ная кадровая ошибка льцина. Оппозиция выдвинула на тот же
пост ергея &абурина, который сначала существенно опережал
асбулатова по числу поданных голосов: во втором туре первого
голосования за него было подано 485 голосов, за асбулатова —
387. Однако выдвижением асбулатова льцин расколол собст-
венную базу поддержки: против его выдвиженца голосовали 575
депутатов, т. е. на 90 больше, чем за &абурина. отя при втором
голосовании соотношение несколько сместилось в пользу асбу-
латова, &абурин по-прежнему лидировал (448 к 404), и V ъезд
прервали, так и не избрав редседателя
52
.
о мере того как льцин с продемонстрированными не раз
решимостью и способностью идти напролом, все более осваивал
роль лидера республик в их противостоянии союзному центру,
политическая дифференциация усиливалась и в оссии. 20 июля
льцин издал указ о прекращении деятельности организацион-
ных структур политических партий и движений в государствен-
ных органах, учреждениях и организациях . Очевидная
цель заключалась в том, чтобы выбить почву из-под ног комму-
нистических организаций, издавна выстраивавшихся по произ-
водственному принципу. о указ этот, который сохранил свою
силу и после Августа, имел и побочные, крайне негативные по-
следствия. Он пресек начавшееся было формирование структур
демократических организаций, в первую очередь «емократиче-
ской оссии» там, где они возникали наиболее естественно, — по
месту работы и учебы, как раз в то время, когда эти организации
еще были на подъеме, а условия для их становления и роста бы-
ли наиболее благоприятны.
олитический курс редседателя с его резкими выпа-
дами и неожиданными поворотами, если и не определялся едино-
лично, то вырабатывался в узком кругу приближенных, лишь
частично рекрутированных из «демороссов» и межрегионалов.
«емократическая оссия» в лице ее официальных съездовских
и протопартийных структур от выработки курса была реши-
485
MАА
8
А У
А
УУ
осле выборов и торжественно проведенной инаугурации
льцин мог опереться не только на авторитет постановлений
российского парламента, который в государственной системе иг-
рал все же вторичную роль, но и на легитимность всенародного
избрания, чем столь неосмотрительно пренебрег за год с лишним
до того орбачев.
о силу новой российской власти не следует переоценивать.
ерховный овет и резидент все еще не контролировали ни
силовые структуры, ни и иные предприятия-гиганты, сосре-
доточенные на российской территории, ни внешние товарные
и финансовые потоки. роме того, как орбачев не мог опереться
на формально возглавлявшуюся им партию и , так
и поддержка льцина парламентом была отнюдь не гарантирова-
на. Об открытом демарше против льцина шести руководителей
в феврале 1991 г. уже шла речь. емократы увидели
в том режиссуру тарой площади. известной мере, наверное, так
оно и было. е оценили они, однако, в должной мере обстоятель-
ство, в перспективе более важное: в ограниченном пока властном
пространстве, где действовал российский парламент, заявил о се-
бе новый центр оппозиции льцину и поддерживавшим его силам.
Он не был (и не стал) простым ответвлением тех партийных
структур, которые на российском ъезде представляли олозков
и фракция «оммунисты оссии». Эта оппозиция переживет Ав-
густ, переживет и и, пополнившись за счет де-
путатов «болота» и части бывших демократов, перетечет в так на-
зываемый ронт национального спасения. Одним из его
руководителей станет ергей &абурин, другим — интеллектуаль-
ный лидер «шестерки» ладимир саков. А пока будущие активи-
сты продолжали занимать руководящие посты в парламенте.
&олее того, даже одержав решительную победу на выборах,
льцин не смог совладать с собравшимся в июле V ъездом. ка-
честве своего преемника на посту редседателя ерховного о-
вета он рекомендовал своего первого заместителя асбу-
латова — «верного услана», лояльность которого не вызывала
484
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА
где, как показалось, легче найти какой-то modus vivendi. а пер-
вый план вышла проблема нового оюзного договора.
4У%Ь+А 4ОЮ0О;О %О;ОО А
0;'Я% 0
1991
;О%А
. «
О$& '
444
4&А&Ь
>% А&О6 44&О6
?»
54
1. опрос поставлен в очень общем виде, и потому либо от-
ветить на него очень трудно, либо должен быть отрицательный
ответ. А именно: в современных границах вероятность
создания федеративного государства, то есть государства, в ко-
тором ентру на правовой основе передан внушительный объем
полномочий, в котором ентр может принимать ключевые эко-
номические и политические решения, не испрашивая в каждом
случае согласия республик — субъектов едерации, а субъекты
располагают реальной самостоятельностью в решении своих
внутренних дел и формируют собственные органы власти неза-
висимо от ентра, — равна нулю или приближается к нему.
о всяком случае, в обозримый период.
очему?
.
отому что создание федерации предполагает, что суще-
ствует не только определенная сфера совпадения экономических
и иных интересов (она есть), но и общность принципиальных
подходов к тому, как должна быть преобразована экономика
(этого нет), и механизм, которому пробудившиеся республики
могут доверить принятие оперативных экономических решений
(этого тоже нет).
.
отому что создание федерации предполагает перевес тех
именно общественных сил, которые отстаивают данный тип го-
сударственного устройства. а деле мы имеем расклад, при ко-
тором в понятие федерации даже те силы, которые признают ее
на словах, вкладывают разное содержание: одни — унитарную
структуру под чужим названием, другие — конфедеративное
487
MАА
8
А У
А
УУ
тельно отстранена. е приглашали на политическую авансцену
в парламенте и на улице лишь для выражения поддержки и со-
лидарности, когда надо было противостоять могущественному
противнику. &ольшинство «демороссов» не склонно было при-
давать значение дистанции между собой и лидером, поскольку у
них и общая оценка ситуации, и устремления до поры совпада-
ли. ила и влияние «емократической оссии» в обществе, хо-
тя и не закрепленные организационно, но тогда еще немалые,
были переданы в распоряжение льцина безвозмездно, без ка-
ких-либо обязательств с его стороны.
асщепленная власть в оюзе, в оссии, да и в других рес-
публиках — таков был главный итог политического развития
страны в предавгустовский период. ременное, неустойчивое пе-
ремирие между льциным и орбачевым не снимало остроту
конфликта, раскалывавшего страну. . акфол справедливо
отметил, чем ход событий в — оссии отличался от поли-
тических процессов в других начавших исторический транзит
странах. ам, как правило, патовая ситуация, равновесие проти-
востоящих сил подталкивали к компромиссу, к каким-то формам
сотрудничества. акие попытки предпринимались и здесь осенью
1990 г., когда орбачев и льцин нащупывали возможность со-
вместного проведения экономической реформы, и весной 1991 г.
«Однако сама оценка равновесия сил позволяла обеим сторонам
уклоняться от переговоров, так как каждая из них была убежде-
на, что другая сторона не сможет ее сокрушить». оэтому же
«советско-российский способ перехода — скорее конфронтаци-
онный, чем договорный, скорее революционный, чем эволюци-
онный, — происходил в условиях большей неопределенности
и неясности перспективы, чем в других переходных обществах
Mатинской Америки, Южной или даже осточной вропы»
53
.
оследняя попытка найти компромиссное решение была пред-
принята летом 1991 г. о не столько на пути демократических
преобразований в экономике и политике в масштабе всего ою-
за, сколько в сфере отношений между ентром и республиками,
486
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА
.
союзная собственность и встречные иски;
.
распределение оплаты внешних долгов;
.
поставки дефицитной продукции;
.
оборонная инфраструктура;
.
национальные меньшинства.
-третьих, субъекты договора:
.
проблема автономий (прежде всего российских) — аб-
сурдная формула: субъекты двух федераций (это как если бы
&аскония или орсика самостоятельно входили в ); поиск ве-
дется в ложном направлении: федерализацию проводят на на-
циональной (этнической) основе;
.
проблема нынешних союзных государственных структур
(место «1» в формуле «9 + 1»).
-четвертых, порядок доработки и подписания договора.
Uа конфликтом между ово-Огарево и - — не
просто разные трактовки легитимности в переходный период
и юридические хитросплетения, а столкновение разных общест-
венных сил.
4. ущественный элемент этого столкновения — борьба
за командные позиции в ентре государства, за возможность
оказывать решающее влияние на его дальнейшее экономиче-
ское и политическое развитие.
одержание борьбы в значительной мере зашифровано
употреблением клише «суверенитет». ожно сколько угодно
говорить о разграничении сфер компетенции, но невозможно
придумать абсолютно равновесную систему.
ля оссии и других союзных республик вопрос стоит по-
разному. еспублики стремятся повысить степень своей само-
стоятельности вплоть до обособления. еред оссией выбор:
либо утвердить решающее влияние на ентр, либо выходить из
этого оюза и объективно становиться новым центром притя-
жения.
оложение осложняется тем. что внутри российских госу-
дарственных структур разворачиваются конфликты, в том числе:
489
MАА
8
А У
А
УУ
устройство. о, кроме того, на обоих политических флангах
действуют силы, одни из которых выступают за «единую и неде-
лимую» в границах 45-го года, а другие — и конфедеративное
устройство считают излишне обременительным.
.
отому что потенциальные субъекты федерации не про-
сто крайне разнородны, но и внутренне расколоты по данному
вопросу.
.
отому что не менее остро, чем вопрос о национально-го-
сударственном устройстве оюза, стоит тот же вопрос в ос-
сии — главном его участнике. едерация в федерации — нон-
сенс.
2. опрос о федерации не может быть сведен к проблеме
оюзного договора. ем не менее — может ли в ближайшее
время быть заключен новый оюзный договор, и если да, то ка-
ким он может быть?
азалось бы, подготовка оюзного договора вступила
в решающую фазу. азываются сроки, притом весьма близкие.
Я допускаю, что договор будет подписан до конца 1991 г. (хотя
это не предопределено). Однако подписание договора произой-
дет тем легче и быстрее, чем менее обязывающим он будет, чем
больше реальных проблем, существующих между республика-
ми, будет вынесено за его рамки, чем более расплывчатые фор-
мулировки будут открывать возможность для участников тол-
ковать их в свою пользу.
3. ем не менее подписание договора — даже в его нынеш-
нем или несколько модифицированном виде — наталкивается на
серьезные проблемы, трудности. репятствия (вопреки опти-
мизму, порожденному заявлением «9 + 1») следующие.
о-первых, название договора и название оюза. опрос
в значительной мере символический, но символам в нашей жиз-
ни — пока не сложилась четкая дифференциация общества по
интересам — принадлежит важная дифференцирующая роль.
о-вторых, проблема отношений с республиками, не во-
шедшими в оюз:
488
T
АЬ
3
1991.
ОM О
О ОО
ОЮUА