Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.1. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3342

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

рибуты независимого государства. ак и в других автономиях,
в том же ноябре здесь возникло общественное формирование —
Tеченский национальный съезд (позже переименованный в Об-
щенациональный конгресс чеченского народа — ОT), кото-
рый первоначально занял сравнительно умеренные позиции и был
активно поддержан Uавгаевым. скоре, однако, события вырва-
лись из-под контроля. начала раскол произошел в ОT: пред-
ставителей реформаторских хозяйственных кругов и носителей
общедемократических взглядов вытеснили из руководства орга-
низации национал-радикалы.

одлинным их лидером стал приглашенный из арту гене-

рал-чеченец жохар удаев, которому первоначально отводи-
лась роль генерала «свадебного». Устроители съезда едва ли от-
давали себе отчет в том, что по их воле роль лидера была
подарена человеку фанатичного склада, волевому и не лишенно-
му способностей, но амбициозному, самоуверенному и неурав-
новешенному, страдавшему подавленной манией величия и не
ведающему каких-либо нравственных ограничителей. ежду
тем удаев идеально вписался в ситуацию, когда на глазах ру-
шилось то, что вчера еще казалось незыблемым, и достижи-
мым — то, о чем нельзя было и помыслить. а удаева и его ха-
ризму в Tечне работал его прежний «общесоюзный» статус,
а сам он стал протагонистом этнонационализма в самом ради-
кальном выражении

65

овые лидеры ОT бросили вызов официальным властям

Tечено-нгушетии. ежду ними развернулось соперничество:
кто более привержен идеям независимости.  T решил, что
республика не станет участвовать в референдуме о сохранении
. II съезд ОT пошел дальше: постановил, что республи-
ка не входит ни в , ни в , а единственным законным
органом власти в ней является исполком организации во главе
с удаевым. Уверенность в достижимости своих целей лидеры
ОT черпали как в «антиимперской» риторике российских де-
мократов, так и в том (это было более существенно), что государ-

581

MАА

10 

ОM  УTА

онституция, ни избирательный закон. уда и как избирать, бы-
ло неясно, и совсем не обязательно, что в суматохе были бы при-
няты оптимальные для тех условий решения. ъезд народных де-
путатов, избранный в 1990 г., более или менее адекватно отражал
состояние общества, которое изменялось не так быстро, как того
хотели реформаторы, а после начала шоковых реформ — и не
в том направлении. ругого парламента общество реформаторам
предложить не могло.

Я слишком долго наблюдал этот ъезд изнутри, чтобы его

идеализировать или хотя бы переоценивать его позитивный по-
тенциал, преуменьшать роль постепенно складывавшегося на нем
большинства в нагнетании страстей и обострении конфликта.
о не следует и демонизировать ъезд. ействительная ошибка
 льцина, на мой взгляд, заключалась в том, что он очень быстро
начал утрачивать желание и умение работать с тем человеческим
материалом, который дала ему наша история. оотносить замыс-
лы преобразований, способы проведения реформ с готовностью
ъезда (и общества) их принять. астойчиво формировать ло-
яльное большинство и договариваться с ним, а не пытаться ло-
мать нараставшее сопротивление «через колено».

0

А7 +%*

еред тем как разойтись, V  принял короткое постано-

вление, объявлявшее проведенные в Tечне 27 октября выборы
президента и высшего органа государственной власти незакон-
ными, а принятые ими акты — не подлежащими исполнению

64

.

 этому времени, однако, ситуация в Tечне была уже сильно за-
пущена.

Tеченские элиты энергично включились в «парад суверени-

тетов», открывшийся еще в 1990-м. ак и в других автономиях,
в ноябре 1990 г. ерховный овет Tечено-нгушской еспубли-
ки под председательством оку Uавгаева (до сентября — также
и первого секретаря Tечено-нгушского О ) принял е-
кларацию о суверенитете, которая закрепляла за республикой ат-

580

T

АЬ

1991.

ОM  О

О ОО

ОЮUА


background image

димому, в то время решительные действия российских властей,
если бы они решились опереться на подчинявшиеся им в розном
силовые структуры, могли бы изменить ход событий

68

.  роз-

ный зачастили высокопоставленные московские делегации, уже
начавшие осознавать, что в Tечне происходит что-то неладное.
о никто не представлял, что следует делать в стремительно
уходившей из-под контроля ситуации.  ще в течение нескольких
недель осква пыталась найти какие-то промежуточные реше-
ния: согласившись с самороспуском (фактически разгоном) ер-
ховного овета, договаривались о создании государственных
структур, обладавших видимостью легитимности, и возлагали
надежды на выборы, которые были отнесены на ноябрь. 

о-видимому, только в начале октября в оскве осознали,

что события развиваются по чужому сценарию.  тогда стала
разматываться убийственная цепочка: каждый последующий шаг
осквы способствовал не разрешению, а углублению кризиса,
не ослаблению, а усилению позиций атакующих сепаратистов.
оложением в Tечне вплотную занялись, наконец, ерховный
овет, вице-президент и президент оссии. он постановлений
и обращений становился все более резким, подчас угрожающим
и ультимативным. о не подкрепленные какими-либо действиями
декларации осквы, с одной стороны, торпедировали возмож-
ность компромисса, если таковая еще сохранялась, а с другой —
помогали удаеву и его сторонникам проводить политическую
мобилизацию, возбуждать чеченцев против «провокационной ак-
ции международного масштаба, заранее подготовленной в темных
замыслах российского правительства против чеченского народа».
 преддверии выборов президента и парламента Tечни, назначен-
ных ОT на 27 октября,   издал еще одно постанов-
ление, объявлявшее эти выборы незаконными и поручавшее
«подготовить и осуществить комплекс мероприятий, направлен-
ных на обеспечение проведения выборов», ранее созданному ас-
булатовым по согласованию с удаевым органу (который к это-
му времени распался), народным депутатам  и  от

583

MАА

10 

ОM  УTА

ственные руководители оссии увидели в «национально-освобо-
дительном движении» своего союзника против «партократа» Uав-
гаева, ориентированного на ремль.  уличных приемах борьбы,
к которым все активнее стали призывать лидеры националистов,
они усмотрели аналог московских демонстраций, сыгравших
столь заметную роль в противостоянии реакционерам. о, что
мобилизация чеченского общества в борьбе за независимость
происходила на базе средневековых тейповых структур, закры-
тых для всех нечеченцев (а они составляли почти половину насе-
ления республики

66

), что в некоторых тейпах стали создаваться

военизированные формирования, не сидевшие без дела, и теневые
банки, что на этой основе широко распространялась новая крими-
нализация чеченского общества, — все это не попадало в поле
зрения российских политиков, решавших свои задачи.

езкий перелом в развитии событий наступил в августовские

дни 1991-го.  сли ранее структуры зарождавшейся власти находи-
лись в эмбриональном состоянии, наращивая давление на офици-
альное руководство республики, то теперь они открыто заявили
свои претензии на власть. аг за шагом эти структуры при попу-
стительстве или даже поддержке российских лидеров добились та-
кой «реорганизации» конституционных государственных инсти-
тутов, которая стала прелюдией к утверждению новой власти.
 последней декаде августа — начале сентября отряды боевиков,
формировавшиеся под именем национальной гвардии и действо-
вавшие на фоне непрерывного митинга

67

, сначала блокировали,

а затем стали захватывать республиканское радио и телевидение
и административные здания, включая & с находившимся там
оружием. 6 сентября был де-факто разогнан ерховный овет
T (не обошлось без избиений депутатов и убийства одного из
них), после чего Uавгаев сложил полномочия.

 сентябре—октябре власть продолжала переходить из рук

законных государственных институтов к мятежной организации,
нагнетавшей атмосферу морального и физического террора.  е
поддержка населением не была безусловной и всеобщей. о-ви-

582

T

АЬ

1991.

ОM  О

О ОО

ОЮUА


background image

вые импульсы к введению режима T исходили от Александра
уцкого и его окружения. а заключительной стадии в подготовке
указа президента участвовал небольшой круг лиц, в который, по-
мимо вице-президента, входили услан асбулатов, советник пре-
зидента ергей ахрай, министр юстиции иколай едоров, гене-
ральный прокурор алентин тепанков и немногие другие. екст
документа проходил ряд последовательных итераций и согласова-
ний.  го подписание и объявление состоялось лишь 7 ноября, по-
скольку связь с  льциным, уехавшим сразу после окончания V
съезда в Uавидово, прервалась. о указу T вводилось на всей тер-
ритории T на срок с 9 ноября на месяц.  го реализация была по-
ручена уцкому. Обстоятельства подготовки и осуществления ука-
за могут служить хрестоматийным примером неподготовленности,
нескоординированности, некомпетентности и даже прямого сабо-
тажа со стороны некоторых высокопоставленных чиновников, ко-
торые были ответственны за проведение операции.

ведение T могло бы быть одобрено только в том случае,

если бы к моменту, когда его внесли на утверждение в ерхов-
ный овет (т. е. в течение 72 часов), был достигнут решитель-
ный результат — сломлена власть удаева, поставлены под кон-
троль невралгические центры республики, арестованы лидеры
ОT. ичего подобного сделано не было. ыступая в 1995 г.
перед думской комиссией, уцкой возложил ответственность на
союзные силовые ведомства («техника была доставлена в оз-
док, а личный состав — во ладикавказ»). о версии же асбу-
латова, в самом розном хватало сил для реализации указа.
о поскольку момент внезапности был упущен, прямое столкно-
вение воинских формирований с массами людей, в том числе
вооруженных, могло привести лишь к большой крови. Tерез два
с небольшим месяца после путча российское руководство оказа-
лось примерно перед таким же выбором, как T в августе.
Оно тоже склонялось к отступлению, но ответственность за это
решено было перепасовать на ерховный овет, который по за-
кону должен был утвердить или отклонить указ.

585

MАА

10 

ОM  УTА

T (которые предпочитали оставаться в оскве) и обществен-
ным движениям (единственным дееспособным из них к этому вре-
мени был ОT).

ыборы, проведенные 27 октября, завершили государст-

венный переворот, означавший, в частности, отделение Tечни
не только от оссии, но и от ингушских районов республики.
о сообщению ентризбиркома Tечни, созданного ОT,
в выборах приняли участие 72% избирателей, а за удаева про-
голосовали 90% пришедших на выборы. Однако независимых
наблюдателей на выборах не было. анные, поступившие в дум-
скую комиссию по расследованию причин и обстоятельств че-
ченских событий, членом которой я был в 1994—1995 гг., были
иными.  выборах, которые финансировались из источников,
неизвестных номинально еще существовавшему правительству
T, приняли участие от 12 до 15% избирателей, а сами выбо-
ры были проведены на 70 участках из 360. усскоязычное насе-
ление в выборах не участвовало

69

 сложившейся ситуации у российских властей, небезосно-

вательно опасавшихся, что отделение Tечни продолжит цепную
реакцию распада оюза уже на территории оссии, теоретически
были разные варианты поведения, в частности:

.

опираясь на обломки прежних государственных структур

T и силы, враждебные удаеву, попытаться все же провести
ранее назначенные на 17 ноября другие выборы и противопоста-
вить их результаты дудаевскому перевороту;

.

не признавая совершившийся переворот де-юре, перейти

к «осаде» незаконного режима, дозированно используя внешние
и внутренние рычаги воздействия на ситуацию;

.

действуя быстро и решительно, изолировать актив госу-

дарственного переворота и сломить не укоренившуюся еще
власть удаева.

з всех возможных вариантов поведения был избран наименее

эффективный и заведомо проигрышный: сочетание грозных слов
с беспорядочными действиями. о данным думской комиссии, пер-

584

T

АЬ

1991.

ОM  О

О ОО

ОЮUА


background image

судьбу всей нашей оссийской едерации. <…> ействия,
предпринятые группой удаева, бесспорно, и неконституцион-
ные, и опасные. Uдесь спора нет и быть не может. ричем эти
действия опасны и неконституционны и с точки зрения развития
событий в Tечено-нгушетии, и с точки зрения возможной цеп-
ной реакции. ы видели, что произошло на наших глазах с быв-
шим оюзом республик. икто из нас в этом зале, думаю, не хо-
чет, чтобы то же самое приключилось с оссией. езис,
который настойчиво здесь повторял Александр ладимирович
[уцкой], а именно “Uакон должен торжествовать”, — тезис,
на мой взгляд, бесспорный. опрос ставится, однако, в несколь-
ко другой плоскости. опрос не в том, обоснован ли принятый
указ юридически, а как его реализовать, можно ли реализовать
данный указ, а если можно, то какими путями? <…>

 сожалению, действия, которые были предприняты, носят

следы импровизации. Я не подвергаю сомнению ни мотивы,
ни намерения тех, кто готовил указ. Однако опытный шахма-
тист просчитывает на несколько ходов вперед. адо отдавать
себе отчет — при любом ходе событий быстро решить вопрос
не удастся. новь возникает вопрос: что делать в той ситуации,
которая складывается к вечеру сегодняшнего дня? не бы хо-
телось подчеркнуть следующее обстоятельство. озникла ситу-
ация, из которой нет хорошего выхода.  сть выходы плохие
и очень плохие. адо из них выбрать наименее болезненные.
<…> Я бы предложил пойти по пути политических перегово-
ров.  кем вести эти переговоры? Уважаемые товарищи, я дос-
таточно долго занимался странами третьего мира, так называе-
мыми антиколониальными движениями. Они не все были
благостны и хороши, как их представляла наша печать. о рано
или поздно приходилось идти на переговоры с этими силами. Я
не поддерживаю генерала удаева, я призываю считаться с ре-
альностью. Уйти от признания этого режима в той части, в ка-
кой надо вести переговоры с теми, кто реально контролирует
положение, нам скорее всего не удастся»

72

.

587

MАА

10 

ОM  УTА

Tрезвычайная сессия   была созвана 10 ноября

и продолжалась два дня. з беспорядочного изложения уцким
канвы событий непреложно вытекало, что удаев и его сторон-
ники переиграли российских политиков и овладеть положением
в Tечне не удалось. Отвечая на вопросы, вице-президент признал:
«ил и средств, чтобы действительно молниеносно выполнить
указ президента, просто нет у нас в республике». Это, однако,
не помешало ему пообещать, что если депутаты указ утвердят, он
будет выполнен

70

. оскольку уцкой на трибуне  выглядел со-

вершенно беспомощно, депутаты предложили пригласить на засе-
дание  льцина, но у президента, естественно, не было ни малей-
шего желания объясняться по поводу явного провала, первого
с тех пор, как он занял свой пост.  те дни, свидетельствует
. илатов, президент был «почти недоступен» — он вообще об-
ладал «прямо-таки фантастической способностью вдруг куда-то
исчезать в самые критические и напряженные моменты»

71

. о на-

строению зала с самого начала стало ясно, что  указ о введе-
нии чрезвычайного положения не утвердит, открытым оставался
лишь вопрос, в какой форме это будет сделано.

роме вице-президента, за утверждение указа на сессии вы-

сказались только готовившие его асбулатов, ахрай, тепан-
ков да еще два-три депутата. одавляющее большинство высту-
павших говорили, что указ утверждать нельзя. Однако
представления депутатов о происходящем в Tечне, их мотивации
и представления о том, что там надо делать дальше, были различ-
ны. Одна позиция сводилась к тому, что действия «группы уда-
ева» оправдывать нельзя, но поскольку овладеть положением не
удалось и в сложившейся ситуации попытки решить дело силой
бесперспективны, с удаевым, как бы отрицательно мы к нему
ни относились, придется вести политические переговоры. ыс-
тупая на сессии , я говорил: 

«Uдесь уже прозвучала мысль, что сегодня мы, может

быть, стоим перед одним из самых ответственных решений, ко-
торое предстоит принять и которое во многом предопределит

586

T

АЬ

1991.

ОM  О

О ОО

ОЮUА


background image

тельного провала первой попытки российской власти восстано-
вить в Tечне конституционный порядок. Уже на следующий день
пресс-секретарь  льцина сделал заявление, что президент согла-
сен с отклонением его указа

79

.

Tрезвычайное положение, которое исполнительная власть

так беспомощно попыталась ввести в Tечне и так легко и бес-
печно сдала в ерховном овете, было отменено подавляющим
большинством: против проголосовали лишь 4 депутата. ся эта
политическая импровизация (как потом окажется, не первая
и не последняя в длинном ряду просчетов и ошибок) была от-
брошена как частная инициатива уцкого и асбулатова. егод-
ня решение , принятое в каком-то эмоциональном угаре,
не кажется мне столь же бесспорным, как в те дни, когда мы за
него голосовали. осприятие происшедшего было упрощенным:
казалось, утвердить T — значит санкционировать неумерен-
ное применение силы (которой еще и в наличии-то не было)
и спровоцировать большую кровь. Эта перспектива справедли-
во отталкивала. о ни исполнительная власть, ни парламента-
рии не знали, что делать дальше, не поняли, что перед ними —
развилка, два пути.

адо было либо быстро разработать и применить гибкую си-

стему разнообразных мер воздействия, включающих и правовое,
и силовое давление на незаконный режим, который торжествовал
победу, как авид над олиафом, и набирал подаренные ему оч-
ки, показать, что на отступлении российской власти, санкциони-
рованном парламентом, дело не кончается. Mибо пойти на широ-
кий и впечатляющий политический маневр: немедленно начать
переговоры, лучше всего на уровне российского и чеченского
президентов, уяснить, что можно «выжать» из таких переговоров
и быть готовыми к нетривиальным решениям, ослабляющим ост-
роту конфликта.  любом случае важно было показать чеченцам
понимание их вчерашних обид и сегодняшних проблем, собствен-
ную готовность брать в расчет и эти проблемы, и ранимый мен-
талитет народа. росто отменить чрезвычайное положение,

589

MАА

10 

ОM  УTА

о многие депутаты, главным образом от автономий, отвер-

гали «попытки диктата» в принципе. Они оценивали реакцию на
указ в Tечне как «монолитное единство против вмешательства»,
уверяли, что «сейчас в Tечено-нгушетии нет ни одного солдата,
ни одного милиционера, которые были бы не верны удаеву» (че-
го, по-видимому, тогда не было), призывали «правительство, ко-
торое пришло к власти в результате демократических преобразо-
ваний», не «размахивать имперской дубинкой»

73

. екоторые,

продолжая прежние споры, объясняли «взрыв в Tечне» тем, что
российский парламент будто бы так и не понял: «не могут быть
приравнены республики по политическим правам к областям, —
по крайней мере республики еверного авказа, потому что на-
ши народы не добровольно вошли в царскую оссию». е затруд-
нились и в поисках виновника: им был «назначен» проект он-
ституции, который «готовится умянцевым и этой группой»
и против которого «народ консолидировался»

74

. розвучал и го-

лос демократа, который усмотрел в указе «оскорбление», нане-
сенное чеченскому народу, и предложил принять обращение, «где
должны быть и элементы извинения»

75

.

ервый проект постановления, авторы которого попыта-

лись уйти от отмены указа и записали ряд положений, предусма-
тривавших ограниченные меры чрезвычайного характера (уси-
ленная охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения, а также систем связи и дорог; установление особого
режима въезда в республику, исключающего ввоз оружия), под-
держки в  не нашел

76

. а следующий день депутатам предло-

жили новый вариант, который в итоге коллективного редактиро-
вания и был принят. остановление отклоняло указ президента
о введении чрезвычайного положения и выражало убеждение,
что урегулирование кризиса следует продолжить «не путем при-
менения чрезвычайных мер, а политическими средствами»

77

.

равда, по настоянию ахрая был добавлен пункт об особом ре-
жиме въезда в республику и выезда из нее, исключающем дос-
тавку оружия

78

, но это не меняло всеобщего ощущения оглуши-

588

T

АЬ

1991.

ОM  О

О ОО

ОЮUА