Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.1. М. 2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 3329

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

жденного ослабления государственного контроля над общест-
вом, в вытеснении мифологических представлений реальным
знанием о себе и мире;

2) неспособность политико-идеологической системы ре-

шать те задачи, которые она сама перед собой ставит <…>  ря-
де сходных (хотя и не аналогичных) исторических ситуаций пра-
вящий класс (слой) находил в себе силы осознать себя частью
общества, в большей или меньшей степени возвыситься до при-
знания общественных интересов и приступить к демонтажу су-
ществующей системы (Tехословакия — 1968, спания —
1975—1978, до некоторой степени оссия — 1953—1956 гг.).
<…>

11. #сли есть такие обстоятельства и характерные осо-

бенности истории (предыстории) данного общества, кото-
рые укрепляют $ас в $ашем взгляде на его ближайшее буду-
щее, то укажите их.

 истории данного общества можно выделить две тенден-

ции, подкрепляющие оптимистическую гипотезу:

— политическая и культурно-историческая традиция свя-

зей с Uападом, ориентация на вырабатываемые на Uападе ценно-
сти и нормы (в некоторые периоды она преобладала над тенден-
цией к изоляции и акцентом на «самобытность»);

— фрагменты демократических (квазидемократических)

политических учреждений, концепций и ценностей, значение ко-
торых хотя и было невелико в общем политическом контексте
русского самодержавия, но постепенно возрастало после 1861 г.
(Uначение этой границы не всегда осознается: 120 лет — не
слишком большой исторический срок, если до этого человека
можно было продать).

Однако главные основания оптимизма — не в истории дан-

ного общества (она, скорее, дает материал для обратной пози-
ции), а в современных процессах, в усиливающемся универса-
лизме мирового развития. <…>

51

ОMО

 

О€А    

последовательное проведение принципа заинтересованности
производителя в результатах своего труда, одобренного потреби-
телем;

3) перераспределение экономических ресурсов для повы-

шения жизненного уровня менее обеспеченных слоев населения
(социальная инфраструктура вместо танков и престижных го-
сударственных расходов);

4) действительная международная разрядка;
5) сдвиги в сфере общественной морали, утверждение тер-

пимости к чужим взглядам, верованиям, образу жизни, призна-
ние самоценности человеческой личности.

8. #сли $ы не исключаете в обозримый период возмож-

ности существенных перемен в жизни данного общества (к
«лучшему» или к «худшему», в $ашем понимании), то ожидае-
те ли $ы скорее резких, крутых общественных изменений или,
напротив, медленных, постепенных?

ероятно, к существенным, а затем и коренным переменам

к лучшему, если они вообще произойдут, поведет цепь медлен-
ных, но постепенно расширяющихся и ускоряющихся измене-
ний. рутых сдвигов в развитии ситуации с увеличивающейся
амплитудой поворотов едва ли удастся избежать, но их чрезмер-
ная резкость чревата крушением данного общества и даже ми-
ровой катастрофой.

9. Укажите, пожалуйста, те тенденции (обстоятельст-

ва, процессы) современной внутренней жизни, которые утвер-
ждают $ас в $ашем взгляде на перспективы развития данно-
го общества в обозримый период (каков бы ни был этот
взгляд). 

ва главных (и взаимосвязанных) процесса:
1) созревание общества, что находит выражение в его уси-

ливающейся социально-политической дифференциации, в ус-
воении известной его частью главных ценностей современной
цивилизации (при этом разные слои общества по-разному ус-
ваивают различные ценности), в различных проявлениях выну-

50

ОMО

 

О€А    


background image

3) будет длительной.
Альтернативой этому процессу может быть только миро-

вая катастрофа (которую исключать нельзя).

IV. «

'О476 >А7&О 

» 

 

0А   О&

15. аков бы ни был $аш взгляд на ближайшее будущее

данного общества, пожалуйста, укажите те общественные
силы, которые $ы полагаете заинтересованными: а) в переме-
нах к «лучшему» (в $ашем понимании); б) в сохранении (вос-
произведении) нынешнего общественного состояния; в) в пере-
менах к «худшему» (в $ашем понимании). <…>

А.  переменах к «лучшему»: 
— те частично пересекающиеся общественные слои и

группы, 1) чья профессиональная деятельность и общественная
реализация личностных свойств сковываются условиями тота-
литарного режима: часть интеллигенции,  часть правящего
слоя, часть непосредственных участников материального про-
изводства (от инженеров-новаторов до «огородников» и дейст-
вительно квалифицированных и добросовестных шабашников);
2) кто ориентирован на западные нормы не только материаль-
ного и духовного потребления (это относится к значительной
части молодежи), но и труда, но и общественного поведения; 
3) часть групп со значительным разрывом между их статусами
в обществе (доход, престиж, национальная принадлежность) —
все они более или менее сознательно,

— громадное большинство общества — объективно.
&.  сохранении основ существующего положения: 
1) те общественные группы, позиции и благосостояние ко-

торых были бы существенно подорваны демократизацией и вве-
дением подлинно соревновательного начала в экономике и поли-
тике:

— некомпетентные люди, занимающие высокие позиции

(часть государственного аппарата, «чистые идеологи», «мало-
грамотные ученые» и т. п.);

53

ОMО

 

О€А    

III.

 ОО6 7О&74&

14. 6уществуют различные точки зрения относительно

перспектив движения данного общества в мировом «истори-
ческом пространстве». !апример:

— в главном и коренном это общество идет (будет идти)

по самостоятельному пути, отличному от всех известных;

данное общество тяготеет (рано или поздно станет тя-

готеть) к какому-либо известному историческому образцу, ва-
рианту, типу развития («западному», «восточному», иному);

— в исторической перспективе весь мир (или его большая

часть) приобретет те же типологические черты, что и дан-
ное общество.

$озможны и иные взгляды. акова $аша собственная

точка зрения на этот счет?

анное общество (как и все остальные) уже тяготеет 

(а с течением времени еще больше станет тяготеть) к «западно-
му» типу развития. и одна другая социально-экономическая
система не создала структур и общественных механизмов, спо-
собных противостоять (законсервироваться) демонстрационному
и иному воздействию современной технологической цивилизации
Uапада: в экономике тоталитарная система не адекватна ; 
в политике — демократия в конечном счете дает более гибкие и
жизнестойкие формы общественной организации; в идеологии —
плюрализм и акцент на свободу и самоценность личности вытес-
няют культ общественной дисциплины и величия нации, как этот
культ ни силен еще сегодня. ационально-государственная обо-
собленность размывается, человечество все более осознает свое
единство (к этому ведут многообразные объективные процессы).

Однако эволюция всех незападных обществ к «западно-

му» типу 

1) будет происходить различными путями и в течение зна-

чительного времени давать существенно отличные модели;

2) будет ориентирована с учетом тех изменений, которые

претерпевает сам Uапад; будет приближена к его итогу, а не пути;

52

ОMО

 

О€А    


background image

лины. Tисленно преобладающая часть этих элементов находит-
ся сейчас среди «интеллигентной интеллигенции», но также
среди «интеллигентного рабочего класса» и т. д. ормы их дей-
ствия могут быть различны, но все они так или иначе сводятся
к созданию «общественного климата перемен», к известному
нагнетанию «социальных ожиданий», к выработке «проектов»
будущего развития, к распространению высокого морального
климата «микросред» на более широкие общественные круги, 
к воздействию на смену ценностных ориентаций. ервое место
(и наиболее достойную позицию) среди них занимают дисси-
денты.

ачать осуществление

перемен к лучшему — так, чтобы

это не привело к катастрофе и ужасам гражданской войны, —
могут в данном обществе только две силы: реалистически мыс-
лящие и сознающие необходимость перемен элементы в партий-
но-государственном аппарате и (или) армии. еразрывно свя-
занное с оптимистической гипотезой обоснование возможности
(не более чем возможности!) консолидации и подобных дейст-
вий этих элементов (предпочтительно первых, поскольку это не
разрушает существующую легальность) будет дано ниже. Uдесь
подчеркивается только, что иных, отличных от них сил, способ-
ных совершить поворот действительно к лучшему, нет.

о-настоящему

закрепить перемены к лучшему может

только власть, опирающаяся на демократически выраженное во-
леизъявление большинства и учитывающая (в рамках демокра-
тического строя) позицию и права меньшинства. Это может
быть осуществлено, если в процессе перехода от одного общест-
венного состояния к другому не наступит экономического разва-
ла, резкого ухудшения положения значительных социальных
слоев, серьезной дезорганизации общественного порядка (усло-
вия, хотя и недостаточные, но необходимые). Узкие и слабо кон-
тролируемые снизу группы могут начать переход, но не могут
утвердить демократический правопорядок — это непреложно
вытекает из опыта многих стран... <…>

55

ОMО

 

О€А    

— лица, виновные в нарушении советских законов (часть

работников репрессивных органов, казнокрады, использующие
служебное положение, доносчики, сикофанты разного рода);

— люди, «ангажированные» прошлой активной деятельно-

стью по защите и консервации существующего режима;

2) значительная часть населения, предпочитающая «спо-

койную жизнь» и гарантированный, хотя и сравнительно низкий
доход, превратностям конкуренции и подлинно соревнователь-
ных процессов в экономике, политике, идеологии;

3) люди с ограниченным кругозором, прочно находящиеся

во власти традиционных представлений, неспособные к идеоло-
гической перестройке, конформисты. <…>

.  переменах к «худшему» (т. е. к своего рода «неоста-

линизму»):

— крайние элементы групп, обозначенных выше (&1), лю-

ди авантюристического склада, узкие догматики, политические
карьеристы и спекулянты, презирающие общепринятые мо-
ральные нормы и рассчитывающие использовать в своих целях
предрассудки, низменные чувства (зависть, фобии разного ро-
да) и тягу к «порядку» более или менее массовых слоев. 

16. #сли $ы считаете вероятными существенные пере-

мены в жизни данного общества в обозримый период, то какие
общественные слои (группы) и типы людей, по $ашему мне-
нию, подтолкнут общество к этим переменам, какие — фак-
тически их осуществят, какие — поддержат и закрепят? а-
ковы возможные конкретные формы их поведения? <…>

одтолкнет перемены

наиболее активная часть выше-

указанных трех групп, заинтересованных в переменах к лучше-
му. раница между более и менее активными элементами опре-
деляется не столько социальным, профессиональным статусом,
сколько типом личности. Это нонконформисты, «амлеты» и
«он ихоты», каждый из них в своей ситуации, но выпадаю-
щие из ценностных ориентаций, которые восходят к общинно-
му строю и возводятся в доблесть партийным культом дисцип-

54

ОMО

 

О€А    


background image

отя переход от монотеистического, высоко дисциплини-

рованного и унифицированного во всех своих проявлениях об-
щества к плюралистической политико-идеологической и пове-
денческой структуре в принципе представляет шаг вперед,
распад общественных связей и крайне низкий уровень преобла-
дающих норм сознания и поведения внушают серьезные опасе-
ния. <…>  своей преобладающей части общество и не осозна-
ет своих действительных, долговременных интересов, и тем
более не готово их отстаивать на политическом уровне. Эти ин-
тересы выражают лишь численно незначительные и маловлия-
тельные группы меньшинства. аже серьезные общественные
потрясения не приводили пока к качественным изменениям 
в этой области. <…>

V.

 Я  CО%  

20. !е могли бы $ы хотя бы приблизительно датиро-

вать начало предполагаемых $ами общественных изменений
(пользуясь обозначениями типа: ближайшие год-два, середи-
на 1980-х гг., 1990-е годы и т. п.). $озможно, эти перемены
уже начались?

7акие-то

перемены, конечно, происходят постоянно. Од-

нако о начале перемен в том смысле, как это имеется в виду 
в данном вопроснике, говорить пока не приходится. ритерием
действительно начавшихся перемен могли бы быть: к «лучше-
му» — необратимость процесса, утрата контроля государства
над обществом; к «худшему» — утрата обществом того, что от-
личает период после 1953 г. от предшествующего времени. е-
шающие перемены могут и должны происходить в сфере поли-
тики, а эта сфера, несмотря на периодически повторяющиеся 
в ней «войны мышей и лягушек», остается наиболее стабиль-
ной. еремены в политике приведут к цепной реакции измене-
ний во всех иных областях общественной жизни.

аиболее вероятное, как сейчас представляется, время на-

чала цикла перемен — вторая половина 1980-х годов, когда мо-

57

ОMО

 

О€А    

18. Pамечаете ли $ы в данном обществе какие-либо на-

растающие признаки общественной кристаллизации (на-
правления, течения, оттенки мысли, культурные феномены
и т. п.)?

#сли да, то какие из них наиболее симптоматичны и зна-

чимы в свете $ашего представления о возможных переменах?

 сфере общественного сознания и поведения людей после

1953 г. произошли столь глубокие изменения, что трудно пове-
рить, что все это приходится на срок меньший, чем жизнь одного
поколения. ак кажется, умонастроения наиболее активной (и
довольно широкой) части поколения 1930-х годов (во всяком
случае, городской молодой интеллигенции) выразили комсомоль-
ские поэты, большинство которых позднее погибло на войне.
есмотря на известные события конца 1930-х и 1940-х годов,
инерция идеологических и поведенческих стереотипов была еще
велика. омсомольская патетика, извергаемая сегодня газетами и
журналами, повсеместно воспринимается как лживая (и хорошо
оплачиваемая) риторика. ледует выяснить еще, сколь широко
распространена была вера в идеалы коммунизма прежде, но едва
ли можно спорить с тем, что сейчас вера рухнула: «&ог умер».

Официальная идеология, эклектичная, лишенная внутрен-

ней цельности и динамизма, более не выполняет ни познаватель-
ных, ни целеполагающих и почти не выполняет интегративных
общественных функций.  своей основной струе (а не в моди-
фикациях, приспосабливаемых различными течениями для сво-
их целей) она выполняет единственную роль — консервирую-
щего устройства, закрепляющего некоторые предрассудки 
в народном сознании, барьера на пути к пониманию реального
положения вещей.  сколько-нибудь полном виде набор догм,
составляющих официальную идеологию, не признается за исти-
ну ни теми, кто ее разрабатывает (= приспосабливает к требо-
ваниям дня), ни теми, кто ее пропагандирует, ни теми, на кого
она направлена.  ще менее она служит ориентиром, определяю-
щим поведение первых, вторых и третьих. <…>

56

ОMО

 

О€А    


background image

которые были типичны для капитализма XIX века, а не их созре-
вание для революции в классическом смысле слова.

Однако оказалось, что это понятие неплохо работает, буду-

чи отнесено к иной общественной системе — «социалистиче-
ской» по самоназванию.  е кризис, восходивший по меньшей ме-
ре к 1950-м годам, захватывал одну сферу жизни за другой

7

, не

оставляя возможности для естественной трансформации несу-
щих конструкций системы. оветский «социализм» оказался не-
реформируемым. онечно, агония правящего режима могла про-
длиться дольше, но тогда его преодоление было бы более
кровавым и разрушительным.  трагедия, которую явила Юго-
славия, могла оказаться не худшим из вариантов крушения. У
меня нет уверенности в долговечности «китайской модели» ре-
форм, которую не устают ставить в пример российским рефор-
маторам их критики.

есмотря на неоднозначность, противоречивость развернув-

шихся в оссии процессов, я и сейчас думаю, что соображения,
вдохновленные оптимистической гипотезой, точнее схватывали
суть дела, генеральную тенденцию развития. 6ущественные пе-
ремены
, действительно, произошли во второй половине 1980-х
годов, лишь на год-два запоздав по сравнению с датой, вынесен-
ной Андреем Амальриком в заглавие его книги

8

, а к концу века

(или даже раньше) свершились коренные перемены.

ак и предполагалось, изменения не были однонаправлен-

ными, а в обществе нет согласия по вопросу о соотношении ме-
жду «лучшим» и «худшим». а самом деле прогресс во всемир-
ном масштабе оказался сопряжен с потрясениями и жестокими
испытаниями, выпавшими на долю нашего общества, с крушени-
ем его в прежних государственных границах. Uа избавление от
тоталитарного коммунизма оно заплатило и продолжает платить
высокую цену.  все же главный вектор перемен обозначил, как
я тогда писал, «расширение степеней свободы, возможностей
выбора и для каждого отдельного индивида, и для социальных
групп, и для общества в целом». о егелю, в этом и есть суть

59

ОMО

 

О€А    

жет скреститься действие объективных (ухудшение экономиче-
ской и демографической ситуации, развитие обозначившихся
международных процессов и т. д.) и субъективных факторов
(уход поколения, сформировавшегося в годы войны; биологиче-
ская динамика в высшем эшелоне власти и др.). <…>

акими виделись мне положение вещей и перспективы на-

шего развития за шесть-семь лет до того, как перемены нача-
лись. У меня нет оснований пересматривать эти оценки. ногое
из того, что было сказано тогда, и по сей день стоит в центре
споров, кипящих, слава богу, не только в тесных интеллигент-
ских квартирах.

е видеть, что противоречия, раздиравшие советскую эконо-

мику и общество, углубляются и распространяются на все сферы
жизни, а средства, которыми их пытаются смикшировать, не го-
дятся, мог только тот, кто ничего не хотел видеть. е случайно
почти все опрошенные эксперты ответили, что противоречия на-
растают. х мнения разошлись в другом: большинство посчитало
состояние общества достаточно устойчивым, а запас прочности
власти большим; примерно половина экспертов не захотела уви-
деть в происходящем проявления общего кризиса системы. 

опрос этот имеет принципиальное значение. Tто представ-

ляют собой крушение  и распад ? езультат сцепле-
ния неблагоприятных для системы случайностей, подтверждение
«теории заговора», как утверждают сегодня некоторые вчераш-
ние «марксисты-ленинцы», или исторически неизбежное порож-
дение объективных процессов? овольно быстро выяснилось,
что изобретенное академиком аргой для пропагандистских
нужд талина понятие общего кризиса общественной системы,
который можно преодолеть лишь путем социальной революции,
к капитализму неприменимо. реподаватели-обществоведы, со-
хранившие научную честность, объясняли студентам, что под
общим кризисом капитализма следует понимать постепенное из-
живание и преобразование тех форм общественных отношений,

58

ОMО

 

О€А