Файл: Шейнис В.Л. Взлет и падение парламента. Т.1. М. 2005.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 3333
Скачиваний: 24
71
MАА
1
1985—1988.
M
. T
О АMЬ
?
70
T
АЬ
1
ОА
пути. акой спор, по-видимому, периодически обостряется там,
где — пока еще без широкого публичного обсуждения — при-
нимаются ключевые политические решения.
ва политических эпизода обозначили переход к новому
этапу. ервый — события, связанные с выступлением льцина
на октябрьском ленуме 1987 г. е располагая полной
и достоверной информацией, можно лишь предположить, что за
взаимными обвинениями стояли разные подходы к темпам, ме-
тодам и составу руководящего политического штаба перестрой-
ки. ичего исключительного в этом столкновении не было: раз-
личие позиций в сложной ситуации переходного периода
нормально и неизбежно. овым было открыто выявившееся не-
довольство. езкую критику (не допущенную, правда, на стра-
ницы печати) вызвали не соответствовавший духу времени уро-
вень гласности при освещении действительных расхождений
и разгромно-проработочный стиль, в котором позволили себе
выступить многие участники обсуждения в осковском горко-
ме партии. Uа льциным прочно утвердился образ непримири-
мого противника аппаратно-бюрократических сил. акие бы ни
изобретались хитроумные схемы, противополагающие «аван-
гардиста» консерваторам, как бы политический спор ни перево-
дился в плоскость персональных качеств, смещенный лидер —
действительные позиции которого проявились пока довольно
амбивалентно — приобрел в стране устойчивую и широкую по-
пулярность.
ледующее серьезное столкновение произошло на почве
идеологии в марте—апреле 1988 г., когда «оветская оссия»,
а за нею еще несколько десятков газет познакомили своих чита-
телей с «принципами» ленинградской преподавательницы
5
. осле
всего, что об этом уже сказано, нет смысла вновь характеризо-
вать интеллектуальные и этические достоинства этого докумен-
та, как и ряда других, параллельно с ним появившихся публика-
ций (и передач ленинградского телевидения). епреходящий
интерес, на мой взгляд, представляют два обстоятельства.
кальная экономическая реформа, демократизация всей поли-
тической структуры. что не менее важно, именно в это вре-
мя перестройка в ее последовательном и радикальном выраже-
нии стала обретать сравнительно широкую социальную базу.
нициатива все еще целиком принадлежала «верху»: был воз-
вращен в оскву А. . ахаров, получили свободу политзаклю-
ченные «застойных времен»; стали формироваться самодеятель-
ные общественные организации и движения, вырабатывавшие
собственную концепцию перемен. &ыли сняты цензурные запре-
ты — и в печати впервые за много десятков лет стали обсуж-
даться острые исторические и современные проблемы в их ре-
альном содержании. Общество, переживавшее быструю
политизацию, ответило на это в конце 1987 г. подлинным «взры-
вом» подписки на газеты и журналы, идущие в авангарде пере-
стройки.
оздней осенью 1987 г. закончилась предыстория пере-
стройки, наступил новый этап, суть которого — переход к прак-
тическому решению накопившихся общественных проблем, на-
растающее размежевание сил, небывалый рост «низовой»
социальной активности в разнообразных формах, а также раз-
витие неконтролируемых процессов и череда кризисных обост-
рений.
ерестройка — революция. овторяя этот лозунг, мы под-
час забываем элементарное: всякая революция вызывает консо-
лидацию противостоящих ей, оправившихся от первоначально-
го замешательства сил, заинтересованных если и
не
в восстановлении старого порядка — простого возвращения ко
временам брежневско-черненковского иммобилизма не хочет
никто, — то в сохранении комплекса социальных привилегий
и главной из них — власти, неподконтрольной обществу. енее
элементарно, но исторически тоже известно, что по мере разви-
тия революционного процесса усиливается размежевание среди
его сторонников: между теми, кто хочет идти «до конца», и те-
ми, кто склонен остановиться на половине (или даже четверти)
проводников курса на перестройку. итуация 23 весенних дней
обнажила то обстоятельство, что уже поколеблена, но не де-
монтирована реальная, неподконтрольная общественному мне-
нию власть влиятельных «инстанций», но зато начал отступать
застарелый страх перед ними.
последовавшие затем месяцы расстановка сил в стране
стала изменяться, и довольно радикально. е просто инициато-
ром перестройки, но и ее едва ли не единственной моторной си-
лой на ранних этапах было высшее политическое руководство.
Осознав общественные потребности, оно сдвинуло партию
и страну с мертвой точки и осуществило ряд шагов, не имею-
щих аналогов в нашей послеоктябрьской истории. ы не знаем
пока, как сложилось большинство, поддержавшее апрельский
поворот; с трибуны XIX партконференции было сказано, что
кадровые вопросы в марте 1985 г. решались очень непросто.
онечно, это не могло быть иначе. ерсональный состав верх-
него эшелона власти постоянно обновлялся: к концу 1988 г.
в составе олитбюро оставались лишь три из десяти членов,
входивших в него после смерти Tерненко; новые люди пришли
к руководству многих высших партийных и государственных
органов.
ри той высочайшей концентрации власти в высших эше-
лонах, которая осталась нам в наследие от сталинского периода,
все шаги перестройки, которые стали менять положение в стра-
не и ее место в мире, разумеется, были бы невозможны, если бы
новые люди не сменили прежнее брежневско-сусловское ядро.
известной мере существующее распределение власти облег-
чило начало процесса, ибо в средних звеньях руководства глас-
ность, реальная выборность, последовательная экономическая
реформа и т. д. были приняты с очевидной сдержанностью. Яв-
ное и скрытое сопротивление, которое оказывает перестройке
чиновная бюрократия, плотно расставленная на бесчисленных
ступенях пирамиды власти, — общее место современной поли-
тической публицистики. ритика с экскурсами в историю и со-
73
MАА
1
1985—1988.
M
. T
О АMЬ
?
о-первых, если проанализировать набор присутствовав-
ших в этих текстах знаковых символов, то нетрудно определить
ту аудиторию, к которой было обращено «письмо». Это все еще
довольно широкий, как подтвердили и последующие события,
слой, не изживший «сталинскую легенду» (для них — выдерну-
тые высказывания Tерчилля), шовинисты (для их дремучих фо-
бий — идеологически респектабельный наряд препарированно-
го арксова тезиса о «контрреволюционных нациях»),
а главное — все те, кто считает, что перестройка зашла слиш-
ком далеко в разрушении привычных стереотипов сознания
и поведения, и кто развенчание «бюрократического социализ-
ма» воспринимает как крах жизненных идеалов и (или) облюбо-
ванных мест. сущности, это была попытка консолидировать
разные антиперестроечные силы, предельно расширить их
фронт, сформулировать для них хотя и эклектическую, но объ-
единяющую платформу. оследующие события показали, что
такая коалиция, хотя и с размытыми очертаниями, стала скла-
дываться и заявила о себе и в деятельности определенных не-
формальных объединений, и в выступлениях ряда известных
писателей, и в линии некоторых журналов, предоставивших
свои страницы для скандальных публикаций.
о-вторых, политический кризис вызвало не само изложе-
ние определенного взгляда на вещи, а настойчивое продвижение
его идеологическим аппаратом в ряде обкомов, в редакциях га-
зет, в армии, в вузах и т. д. о тому, как быстро мобилизовалась
«вся королевская рать», поднаторевшая в идеологических погро-
мах давнего и недавнего времени, как легко она получила доступ
к средствам массовых коммуникаций, как тиражировалось
и ксерокопировалось злополучное «письмо», как были заблоки-
рованы выступления оппонентов, можно заключить, что за всей
этой кампанией стояли режиссеры очень высокого ранга.
иловыми приемами нагнеталась атмосфера, в которой
могло произойти все, что угодно, вплоть до устранения из выс-
шего политического руководства наиболее последовательных
72
T
АЬ
1
ОА
с официальными научными учреждениями и творческими орга-
низациями, а нередко и опережая их — концепцию перемен.
центре и на местах стали формироваться общественные
движения, в ряде случаев получившие массовую поддержку.
Одни из них, выполнив поставленные задачи: отмена экономи-
чески опасных проектов, защита памятников или смещение
предельно непопулярных местных руководителей (ахалин,
Астрахань, Ярославль, уйбышев), — прекращали свою дея-
тельность, другие, как это, например, произошло в рибалти-
ке, добившись непосредственных целей, обретали постоянный
статус народных фронтов в поддержку перестройки и форму-
лировали программные требования, как правило, шедшие даль-
ше того, что было зафиксировано в официальных документах.
Uащищая свои права, трудящиеся некоторых предприятий ста-
ли обращаться к забастовкам, организуемым в обход статус-
ных (профсоюзы) организаций.
весне—лету 1988 г. возникла принципиально новая по-
литическая ситуация: перестройку теперь уже подталкивали
вперед не только сверху, но и снизу, раздвигая границы того,
что в данный момент считалось дозволенным, а нередко и при-
ходя в столкновение с консервативными установками местных
властей. илы, которые вначале выступали лишь как «эшелон
поддержки» прогрессивных решений высшего руководства, об-
рели самостоятельную роль и включились в борьбу за опреде-
ление целей, методов и форм обновления общества и — что
приобрело особенно громкий отзвук — за представительство
в органах, принимающих решения.
о мере того, как перестройка выходила на новые рубежи,
нарастали тревога и активность противостоящих ей консерва-
тивных сил, группировавшихся преимущественно (хотя и не ис-
ключительно) вокруг отдельных звеньев партийно-государст-
венного аппарата в центре и на местах. ласность и им помогла
оценить ситуацию, выдвинуть своих идеологов и консолидиро-
ваться, хотя, конечно, не в гласности их сила. а них «работали»
75
MАА
1
1985—1988.
M
. T
О АMЬ
?
циологию и постоянной апелляцией к цифре — 18 млн управ-
ленцев, — конечно, отражает какую-то (и немаловажную)
часть реальности.
все же простенькая схема: прогрессивное руководст-
во — народ, горой стоящий за перестройку, — бюрократия,
втыкающая палки в колеса, — представление, в культурно-ис-
торическом плане восходящее к известной формуле «царь и на-
род», в изрядной мере мистифицирует реальную расстановку
сил. Экономические, да и политические преобразования пробук-
совывают не столько потому, что они дурно реализуются,
сколько из-за того, что они далеко не во всем последовательны
и не предусматривают адекватных механизмов их реализации.
ечь идет о решениях, которые принимаются вовсе не на сред-
нем уровне.
воеобразие сегодняшнего размежевания сил заключается
в том, что линия водораздела проходит не по горизонтали, а по
вертикали. а стороне перестройки действительно широкий
фронт «от рабочего до министра» — социально активных лю-
дей, ориентированных на инициативу и самостоятельность.
ротивники углубления перестройки, в свою очередь, отнюдь
не локализованы среди «бюрократов среднего звена и мелиора-
торов», ставших притчей во языцех, они тоже располагаются на
всех ступенях социальной стратификации, в том числе самых
высших, только это другие рабочие, другие министры, другие
писатели и работники научных учреждений.
оответственно и в том, и в другом лагере произошла пе-
регруппировка сил. ерестройка обрела своих лидеров: не толь-
ко членов высшего руководства (известная дифференциация
позиций среди которых стала «прочитываться» из их публич-
ных выступлений и других источников информации), но и писа-
телей, публицистов, деятелей науки и культуры, хозяйственных
руководителей. ажной частью общественной жизни стали по-
литические клубы и научные семинары, привлекающие сотни
участников, вырабатывающие и пропагандирующие — вместе
74
T
АЬ
1
ОА
мо, пришло высшее руководство и который лег в основу реше-
ний конференции безотносительно к соотношению «консервато-
ров» и «прогрессистов» среди делегатов.
акануне и после конференции персональный состав пар-
тийных органов существенно обновился, но почти неизменным
остался принцип их формирования, основанный на самовоспроиз-
водстве аппарата, рекрутировании сверху и в очень ограниченных
пределах допускающий состязательные выборы на ключевые по-
сты. о предписаниям старой, изрядно дискредитированной инст-
рукции прошли в конце 1988 г. выборы в обкомы, которые будут
готовить XXVIII съезд партии.
есмотря на протесты многих неформальных организаций,
видных деятелей науки и культуры, ерховный овет утвердил
июльские указы своего резидиума, которые произвольно огра-
ничивают еще не утвердившееся право на проведение публичных
митингов и собраний и против которых едва ли не впервые в ис-
тории нашего парламента проголосовали некоторые депутаты.
ряде мест эти законоположения были довольно грубо
(а в инске — даже зверски) использованы против мирных и от-
нюдь не экстремистских инициатив. Uатем, вслед за скоропали-
тельно проведенным обсуждением, были реформированы выс-
шие органы государственной власти и избирательная система.
ущественные аспекты этих изменений: постоянно дейст-
вующий ерховный овет, разделение властей, омитет кон-
ституционного надзора, состязательный порядок выборов депу-
татов от территориальных округов и некоторые иные,
несомненно — шаги на пути к демократическому, правовому го-
сударству. ругие — замена прямых выборов в ерховный о-
вет косвенными; формирование трети высшего государственно-
го органа по куриям, которое фактически отдано на откуп
бюрократии, возглавляющей «общественные организации»; не-
ясность процедуры выделения ерховного овета из состава
ъезда народных депутатов; широкие полномочия окружных
избирательных комиссий по отбору кандидатов в депутаты
77
MАА
1
1985—1988.
M
. T
О АMЬ
?
отдельные перехлесты общественной инициативы и эксцессы,
вину за которые торопились возложить на ослабление админист-
ративного нажима. ще важнее, что эти контратаки развивались
на фоне довольно широко распространившегося, а в некоторых
случаях и усиливавшегося неверия в перемены, психологическо-
го эффекта пробудившихся, быть может, в чем-то преувеличен-
ных и несбывшихся пока ожиданий, нараставшей усталости сре-
ди довольно широких слоев общества.
ервая серьезная проба сил развернулась в преддверии XIX
партконференции. торонники последовательной перестройки
выдвинули далеко идущие предложения по экономической, по-
литической, правовой реформе, расширили свой актив, получи-
ли довольно широкую поддержку в партии и стране — и, в сущ-
ности, проиграли выборы (фактически — отбор) делегатов,
которые аппарат провел в духе добрых старых традиций. но-
вой обстановке, конечно, немалое число мест было предоставле-
но партийцам, имеющим собственный взгляд на вещи (хотя и не
всегда умеющим его отстаивать), но среди делегатов затесались
даже люди, чуть позже уличенные в коррупции, а главное — бы-
ло обеспечено щедрое представительство номенклатуры. це-
лом, по своему составу конференция оказалась консервативнее
актива, выдвинутого перестройкой.
ем не менее конференцию, возможно, следовало бы на-
звать исторической, если бы этот эпитет не был так девальвиро-
ван неизменным приложением к былым парадным съездам;
во всяком случае, ничего подобного в нашей истории последних
60 лет не было. онференция внесла свой вклад в дальнейшее
развитие событий. о-первых, уроком демократии: «разномыс-
лием», сшибкой мнений, в том числе оппонирующих основному
докладу, критикой и членов олитбюро, показанными по те-
левидению всей стране. о-вторых, решениями, которые, в об-
щем, продвинули политическую реформу, но отразили — в этом
важно отдать отчет — не наиболее последовательные идеи демо-
кратических преобразований, а компромисс, к которому, види-
76
T
АЬ
1
ОА
«тать вропой» — так сформулирована желательная цель
нашего социально-политического развития в публицистической
литературе. сли перевести этот образ на язык государственно-
правовых категорий, то речь может идти лишь об устойчивой
парламентской структуре, эффективно контролирующей каж-
дый шаг практической деятельности исполнительных органов,
и избирательной системе, в которой на суд избирателей выводят-
ся не столько лица, сколько платформы. ри всех известных не-
совершенствах данной системы она лучшее, что выработал опыт
человечества, а века «стрижки газонов» и трагические потрясе-
ния XX века сделали ее достаточно надежной и безаварийной
в большинстве стран европейской культуры.
о принимая этот вектор, необходимо трезво оценивать,
на каком отрезке исторической траектории мы сейчас находим-
ся. ри всей условности перекрестно-исторических сопоставле-
ний хотелось бы передвинуться из ситуации Аргентины, где
правительство, представляющее еще не укорененную демокра-
тию, может быть сметено как волной авторитарного популизма,
так и диктатурой, опирающейся на армию и олигархию, хотя бы
на ступень современной спании, где глава государства, сыг-
равший свою роль в демонтаже франкистских структур (не
важно, что это династическая фигура), и правительство, опи-
рающееся на парламентское большинство, образуют довольно
прочный заслон попыткам вернуть прошлое.
менно потому, что свежа память об октябре 1964 г., когда
весьма малой, но занимавшей ключевое положение в партийно-
государственных структурах группе с поразительной легкостью
удалось осуществить переворот, необходимо найти средства, ук-
репляющие устойчивость избранного в апреле курса. сли глав-
ное прибежище консервативных, антиперестроечных сил — ад-
министративные структуры (не только государственные,
но и некоторых формальных общественных организаций, в том
числе ряда творческих союзов), то основная опора и инструмент
продвижения перестройки вширь и вглубь, основное орудие за-
79
MАА
1
1985—1988.
M
. T
О АMЬ
?
и т. д. — оставляют «инстанциям» широкое поле для кадровых
маневров, фактически — назначения депутатов. сли уж важно
было не подвергать превратностям соревновательного процесса
вхождение в высший орган государственной власти определен-
ного круга лиц, лучше было бы по венгерскому образцу наряду
с территориальными округами сформировать общегосударст-
венный список кандидатов на фиксированное число мест, вклю-
чение в который практически гарантирует избрание (при усло-
вии поддержки по меньшей мере половиной избирателей).
прежнем объеме был пока сохранен и суверенитет оюза над
республиками.
сли исходить из того, что главный вопрос каждой револю-
ции — проблема власти, то к концу четвертого года перестройки
ситуацию можно резюмировать следующим образом: на фоне
пробужденной общественной активности произошло основатель-
ное изменение ориентации власти, частичное и неоднозначное —
ее структуры, крайне поверхностное — тех базовых принципов,
в соответствии с которыми она формируется.
олитической целью перестройки объявлена передача
власти оветам, народу. олько это может обеспечить необра-
тимость начавшихся процессов. о поныне перестройку обес-
печивают не столько оветы, формирование которых, хотя
и в меньшей мере, чем прежде, будет регулироваться сверху,
сколько баланс сил, сложившийся в высшем политическом ру-
ководстве и неподвластный даже косвенному контролю обще-
ственных институтов. се кадровые перестановки наверху,
имеющие пока решающее значение для судеб перестройки,
до сих пор осуществлялись традиционным способом и не ста-
новились предметом обсуждения ни в партии, ни в стране, хо-
тя вопрос об этом уже поднимался на XIX партконференции.
общем и целом развитие шло вперед, но наш прошлый исто-
рический опыт убеждает, что полагаться только на этот ба-
ланс, устойчивость которого — величина неизвестная, риско-
ванно.
78
T
АЬ
1
ОА