ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 701

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Q - коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для приобретения имущества используются только заемные средства, коэффициент Q = 1.

Расчет комиссионного вознаграждения лизингодателю:

Оно начисляется ежемесячно и устанавливается в % от остаточной стоимости имущества.

КВt = p * БС, (6)

где: p – ставка комиссионного вознаграждения, % годовых от балансовой стоимости имущества;

БС – то же, что и в формуле (4);


Расчет платы за страхование предмета лизинга:

рассчитывается в % от остаточной балансовой стоимости имущества, увеличенной на сумму НДС

Расчет размера налога на имущество, уплачиваемого лизингодателем и включаемого в сумму лизинговых платежей: определяется в соотв. с Главой 30 НК РФ

Расчет размера НДС, уплачиваемого лизингодателем:

НДСt =, (7)

где: НДСt – величина налога, подлежащего уплате в расчетном году, руб.;

Вt – выручка от сделки по договору лизинга в расчетном году, руб.;

СТn – ставка НДС, процентов.

Вt = АОt + ПКt + КВt + ДУt (8)

В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией

Первые лизинговые платежи часто начинаются после поставки имущества лизингополучателю. По договоренности сторон лизинговые платежи возможны после получения выручки от реализации товаров, произведенных на переданном в лизинг оборудовании, или могут быть прокомпенсированы встречной услугой.

Недостатки расчета лизинговых платежей согласно Метод. рекомендациям по расчету лизинговых платежей, утв. Министерством экономики РФ 16.04.96 г.:

- на размер лизингового платежа не влияет периодичность платежей и их срочность

- не учитывается временная стоимость денег, т.к. не предусмотрена поправка на обесценивание денежных средств


Более обоснованной является методика определения размера лизинговых платежей, применяемая в практике деятельности лизинговых компаний Германии, Австрии, Японии, Франции Италии, в российских компаниях. Для расчетов используется формула аннуитетов – ряд последовательных платежей, осуществляемых через равные промежутки времени.



Потребительское кредитование

1. Организация процесса потребительского кредитования

2. Целевые потребительские кредиты

3. Нецелевые кредиты на текущее потребление

4. Ипотечное жилищное кредитование

1. Организация процесса потребительского кредитования

Стандартные требования к заемщикам:

-заемщик д.б. гражданином России,

- иметь постоянную или временную регистрацию в городе, где находится банк (филиал банка),

- возраст (обычно 21 год),

- иметь постоянный источник дохода

-работать на последнем месте работы не менее 3-6 месяцев

- иметь общий трудовой стаж, как правило, не менее года.


При оформлении кредита заемщик должен:

  • заполнить заявку на получение кредита и анкету ссудополучателя,

  • предъявить паспорт, копию трудовой книжки, заверенную работодателем,

и доп. документ, удостоверяющий личность, на выбор: заграничный паспорт, водительское удостоверение, ИНН, страховое свидетельство гос.пенсионного фонда, полис (карту) обязательного медицинского страхования.

По некоторым кредитным программам - только паспорт и заявление

Для оценки кредитоспособности - документы, подтверждающие наличие и размер дохода за несколько месяцев.

При выдаче крупных кредитов (например, автокредитов) - дополнительно документы, подтверждающие наличие в собственности заемщика недвижимого имущества или другого актива

(автомобиль, ценные бумаги и т.п.).

Другие документы - в зависимости от вида потребительского кредита и кредитной политики банка.

Автокредит: заемщик обязан застраховать приобретаемый автомобиль по программе АвтоКАСКО и передать паспорт транспортного средства (ПТС) банку (автомобиль в залоге).

Документы от созаемщиков и поручителей:

- паспорт

- справки о доходах с места работы (по форме 2-НДФЛ),

- копии трудовых книжек, заверенные работодателем, (или иные документы, подтверждающие трудовые отношения)

- заполненные анкеты банка,

- нотариально заверенное согласие супругов созаемщиков и поручителей на заключение договора.

Этапы потребительского кредитования

1) привлечение и консультирование заемщика

2) предварительная оценка заемщика

3) оценка кредитоспособности заемщика

4) санкционирование кредита

5) оформление кредитного договора и выдача кредита

6) мониторинг и сопровождение кредита.

1) привлечение и консультирование заемщика

-привлечение клиента,

- информирование его об основных кредитных продуктах банка и условиях кредитования

- помощь в выборе кредитного продукта

- определение перечня необходимых документов и требований к их оформлению,

- формирование пакета документов для оформления кредита

2) предварительная оценка заемщика. Кредитный менеджер

- анализирует представленные заемщиком документы

- проводит собеседование (уточняет информацию о заемщике, формирует свое мнение о нем (уравновешенность, ответственность, обязательность, понимание требований и условий банка, нацеленность на работу с банком и др.)

- заполняет анкету заемщика.

- при необходимости требует представить доп. документы.

Результат: предварительная оценка заемщика, создание его «психологического портрета».

Некоторые банки на этом этапе проводят заявочный скоринг - отсекают неблагонадежных клиентов.

Данные по всем клиентам накапливаются в банке и используются для корректировки методик оценки кредитоспособности.

Основная задача данного этапа — собрать максим. количество информации о заемщике для оценки его кредитоспособности и принятия обоснованного решения о возможности кредитования.


3) оценка кредитоспособности заемщика. Кредитный аналитик или андеррайтер:

-анализирует заявку заемщика по методике банка

-оценивает его кредитоспособность и кредитоспособность поручителей,

- присваивает заемщику кредитный рейтинг

- принимает решение о необходимости залога и с привлечением специалистов проводит его оценку.

Итог - заключение о возможности выдачи кредита, определение максимально возможной суммы кредита и его срока.

4) санкционирование кредита - решение о выдаче кредита в рамках полномочий для менеджеров разных уровней и коллегиальных органов. Для каждого менеджера определяются лимиты санкционирования по разл.видам кредитов. Они регулярно пересматриваются с учетом уровня просроченной задолженности по кредитам, санкционированным данным менеджером.

5) оформление кредитного договора и выдача кредита. Кредитный менеджер

- оформляет кредитный договор и др. договоры, (залога, поручительства, страхования).

- контролирует соответствие условий договоров регламентам по кредитованию

- контролирует оплату заемщиком комиссии и др.платежей,

После подписания кредитного договора оформляются документы на выдачу кредита и происходит его выдача — наличными либо безналичными перечислениями. Кредитный менеджер формирует кредитное досье

6. мониторинг и сопровождение кредита. Кредитный менеджер (или кредитный контролер) осуществляет контроль:

  • целевого использования кредита,

  • соблюдения графиков погашения кредита,

  • наличия и сохранности залогов,

  • своевременности пролонгирования договоров страхования и т.п.

По просьбе заемщика он готовит

  • справки об остатке ссудной задолженности,

  • сумме ежемесячных платежей,

  • кредитной истории и д.,

  • принимает решение о возможности досрочного погашения кредита,

  • оформляет и сопровождает его;

  • при необходимости взаимодействует со страховой компанией в части использования сумм страхового возмещения.

В рамках кредитного мониторинга проводится работа

  • по классификации (реклассификации) ссуды,

  • формированию и регулированию резерва на возможные потери по ссуде,

  • по предупреждению просроченной задолженности.

При погашении кредита кредитный менеджер

  • оформляет распоряжение на закрытие ссудного счета и снятие обеспечения с учета на внебалансовых счетах банка,

  • готовит кредитное досье для сдачи в архив.

Если заемщик нарушает условия кредитного договора, возникает просроченная задолженность по кредиту, данный кредит, как правило, передается в спец. подразделение банка по работе с проблемными кредитами, менеджеры которого анализируют причины возникновения проблем с погашением кредита и вырабатывают меры по их преодолению: превентивные, реабилитационные, правовые

Превентивные меры (если финансовые проблемы заемщика носят временный характер)


  • пересмотр условий действующего кредитного договора:

  • изменение графика погашения задолженности по кредиту,

  • увеличение срока кредита,

  • отсрочка возврата основного долга и (или) процентов и т.д.

При этом происходит снижение кредитного рейтинга заемщика и увеличение резервов на возможные потери по ссудам.

Реабилитационные меры (при готовности заемщика к конструктивному сотрудничеству):

  • выдача доп. средств с изменением статуса долга с просроченного на текущий,

  • привлечение доп. форм обеспечения кредита.

Меры правового характера (когда нет реальных перспектив погашения заемщиком задолженности самостоятельно):

  • обращение к поручителям

  • продажа долга заемщика третьей стороне (напр., коллекторскому агентству).

  • крайняя мера - возбуждение иска о банкротстве заемщика — физ. лица.

Во многих банках в процессе потребительского кредитования участвуют два подразделения: отдел продаж и кредитный отдел.

Отдел продаж

  • привлекает потенциальных заемщиков,

  • консультирует их

  • формирует первичный пакет документов,

  • осуществляет взаимодействие с точками продаж банковских продуктов

  • обеспечивает постоянный поток потенциальных заемщиков для банка.

Кредитный отдел работает с уже привлеченными клиентами:

  • проводит оценку заемщиков,

  • выдачу кредитов

  • их последующее сопровождение.

При такой организации кредитного процесса достигается

  • эффективное взаимодействие с рынком,

  • учет изменения предпочтений и потребностей клиентов,

  • быстрая реакция на действия конкурентов

  • повышение качества управления рисками кредитования,

  • совершенствование методик оценки кредитоспособности заемщиков.

Разделение функций по взаимодействию с клиентами и по оценке их кредитоспособности

между разными подразделениями банка снижает роль субъективного фактора при решении вопроса о выдаче кредита.

Статьи доходов и расходов заемщика, учитываемые при оценке платежеспособности:


Месячный доход= з/п за вычетом налогов+ пособия на детей + пенсия +%% по вкладам

и ценным бумагам + прочие доходы

Месячный расход = текущие расходы + взносы по страхованию +обслуживание предыдущих ссуд + плата за жильё и коммун. услуги + прочие расходы


Начисление %% по кредиту обычно ежемесячно до дня возврата кредита, но м.б. другие сроки (д.б. четко прописаны в кредитном договоре)

ФЗ «О банках и банковской деятельности»: "По кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.".

Банки начисляют проценты на остаток суммы ссудной задолженности заемщика.


2 способа расчета ежемесячного платежа: дифференцированный и аннуитетный.

При заключении договора заемщик получает на руки полный график платежей: на каждый месяц сумма платежа по основному долгу и %%

ФЗ «О банках и банковской деятельности»: «Кредитная организация до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом обязана предоставить ему информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора

Кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита не включаются платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с несоблюдением им условий кредитного договора.» 17 ноября 2009 г. Постановление президиума ВАС:
банки не вправе брать с заемщиков плату за ведение ссудного счета, открываемого при выдаче кредита.

«Сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия займодавца».(ст. 810, "ГК Ф»(часть вторая)" При оформлении потребительского кредита банки, как правило, предлагают клиентам передать сведения по договору и выполнению его условий в одно из кредитных бюро, где накапливаются данные по кредитным историям заемщиков. Передача сведений в бюро кредитных историй - в добровольном порядке. Любой заемщик вправе отказаться от нее, но наличие положительной кредитной истории при последующих обращениях в банк снижает размер платежей по кредитам.

Новые черты потребительского кредитования

1) расширяется ассортимент предоставляемых банками кредитов, более гибкими становятся условия кредитования;

2) банки активно сотрудничают с торговыми, сервисными, страховыми и другими организациями, предоставляя, комплексные продукты, в которые «встроена» услуга по кредитованию;

3) для предоставления кредитов наряду с традиционными каналами широко используются

возможности электронного банковского бизнеса.

Развитие потребительского кредитования таит в себе риски для банков и для клиентов.

Основные факторы риска для банков:

  • отсутствие достоверной информации о заемщиках,

  • несовершенство методик оценки их кредитоспособности

Трудности заемщиков — физических лиц:

-расчет реальных затрат по обслуживанию кредита,

- планирование своих расходов.

-плохая информированность о правах и от-ти за выполнение обязательств по кредитному договору.