Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

сом»  по  женской  линии,  но  его  жена  была

шведской  принцессой.  Следовательно,  их

дети, по логике белорусского учёного, должны

были быть шведами. Но почему-то они стали

белорусами. После лекции я спросил у него

об этом, но он так и не смог логически объ-

яснить, почему так произошло.

Белорусоморфизм появился не сегодня. Его

зачатки следует искать еще в конце XIX в.,

когда первые белорусские националисты объ-

являли белорусами всех исторических персо-

нажей,  которые  могли  сыграть  на  пользу

становлению национализма.

Для доказательств того, что белорусы явля-

лись субъектом этнических и прочих отноше-

ний  в  далеком  прошлом,  современные

представления о них переносятся на прошед-

шие эпохи. В результате возникает эффект

квазисамоидентификации. 

Квазисамоидентификация – наделение своих

предков чертами и самосознанием нынешней

общности. Причем предки, жившие до по-

явления данной общности, определяли себя

по абсолютно другим критериям. В белорус-

ском варианте этот механизм выглядит сле-

дующим 

образом: 

современные

исследователи-белорусы, говоря о населении

Полоцкой земли, Великого Княжества Литов-

ского или Северо-Западного края Российской

империи, утверждают, что это население было

белорусами. Логика проста: мы белорусы, по-

этому наши предки тоже белорусы. Когда бе-

лорусы  определяют  сами  себя,  это  и  есть

самоидентификация,  но  поскольку  «бело-

русы» прошлого имели совершенно другие

представления о самоидентичности, то при-

ходится признать, что современные определе-

ния  их  как  белорусов  имеют  достаточно

большую долю условности, т.е. предки и по-

томки отнюдь не одно и то же. Именно из-за

большой доли условности можно сказать, что

современное определение попросту конструи-

рует представления о самоидентификации на-

селения, жившего на конкретной территории

некоторое время назад, т.е. происходит квази-

самоидентификация.  Таким  образом,  само-

идентификация – это аутентичное представ-

ление о себе, а квазисамоидентификация – это

допущение того, что наше представление о

чьих-то аутентичных представлениях может

совпадать с этими аутентичными представле-

ниями,  т.е.  мы  определяем  другого  за  него,

иногда, если нам это выгодно, даже не инте-

ресуясь, как же он себя сам определяет.

Квазисамоидентификация очень хорошо под-

ходит для конструирования образа вечного

врага. Если, с точки зрения квазисамоиденти-

фикации, предки белорусов имели такую же

ментальность, как и современные белорусы,

жили в окружении тех же соседей, что и сей-

час и имели с соседями примерно такие же от-

ношения,  что  и  сегодня,  получается,  что

нынешние враги белорусов становятся вра-

гами и в прошлом. Это очень хорошо можно

было проследить в период российско-бело-

русских «газовых войн». Отказ России предо-

ставить  белорусской  стороне  дешёвые

энергоносители вызвали шквал антироссий-

ской риторики, в которой иногда утвержда-

лось,  что  это  вечная  проблема  в

белорусско-российских отношениях, а Россия

перманентно является империей, стремящейся

колонизировать гордую и независимую Бело-

руссию.

Квазисамоидентификация резко примитиви-

зирует понимание исторических процессов,

перенося  современные  ментальности  и

смыслы в прошлые времена, иногда даже в те

эпохи,  когда  существовал  единый  русский

народ.

Крипторевизионизм – это скрытый, неявный

пересмотр исторических событий, при кото-

ром у стороннего наблюдателя складывается

впечатление, что пересмотра не происходит.

На самом же деле заинтересованные лица сме-

щают акценты таким образом, что большин-

ство  продолжает  рассматривать  данное

смещение как продолжение традиции, а не как

отход от нее.

Смещение  акцентов  для  крипторевизиони-

стов не опасно потому, что его сторонники не

стремятся пересмотреть историю как таковую,

http://interaffairs.ru

91

 

    

 


background image

они желают придать «своему» народу боль-

ший вес в исторических событиях. Особенно

ярко крипторевизионизм проникает в те ис-

торические события, гордость за которые раз-

деляют  народы,  проживающие  сразу  в

нескольких государствах. Для стран, располо-

женных на территории бывшего СССР, таким

событием стала Великая Отечественная война.

Упоминая о совместной борьбе с нацизмом,

некоторые белорусские эксперты постепенно

начинают  утверждать,  что  история  войны

представлена не очень объективно, что зату-

шевывается роль белорусского народа в По-

беде. В настоящее время в Белоруссии на всех

уровнях развита система крипторевизионист-

ских  взглядов.  Крипторевизионизм  посте-

пенно  проникает  всюду,  подчеркивая

основную роль белорусов в победе над Гер-

манией и умалчивая обо всех остальных.

Крипторевизионизм  уже  как  минимум  не-

сколько  лет  присутствует  в  телевизионных

трансляциях. Так, Монумент Победы в Мин-

ске был назван символом мужества только бе-

лорусского  народа.  Интересным  является

репортаж белорусского журналиста, который

в  июне  2011  г.  рассказывал  о  защитниках

Брестской крепости. «Тогда стояли насмерть.

Чтобы сейчас стоять под свой гимн – символ

Независимости», – сказал белорусский журна-

лист, как будто в Брестской крепости сража-

лись  и  умирали  только  представители

белорусского народа. Вообще, в крепости ос-

новная масса солдат была родом из Централь-

ной  России,  Кавказа  и  Средней  Азии,  т.е.

Брестская крепость – это символ мужества со-

ветского народа, как бы сейчас не критиковали

само это понятие. Если это понятие по каким-

то причинам не подходит для проговаривания

в эфире, то логично было бы вспомнить про

подвиг  представителей  России,  Армении,

Азербайджана, Казахстана, Киргизии и других

советских республик, существующих сейчас

как независимые государства. Но тогда было

бы нелогичным говорить, что русские, армяне,

казахи и другие умирали тогда, чтобы сейчас

белорусы стояли под символ своей независи-

мости. Ведь в 1941 г. советские солдаты защи-

щали единую страну, а не отдельные суверен-

ные  государства.  Кстати,  за  отдельные

суверенные государства, в том числе и Бело-

руссию, ратовали коллаборанты, т.е. те, кто

сотрудничал с оккупантами.

Интересен крипторевизионизм в устах про-

фессиональных белорусских историков. Они,

похоже, не задумываясь, делают утверждения,

которые искажают объективную реальность и

представления слушателей. Лично мне при-

шлось слышать на одной из недавних конфе-

ренций объяснение фразы Гитлера о том, что

немцы при вторжении в Советский Союз от-

крыли дверь, не зная, кто за ней. Белорусский

историк однозначно заявил, что «за дверью

был советский белорусский народ». А других

народов будто бы и не было. Далее крипторе-

визионизм в докладе проявился утверждением

того, что «целями нацистов являлись расщеп-

ление и оккупация белорусских земель». Т.е.

профессиональный  историк  спокойно  за-

являл о том, что войну с СССР Гитлер начал

только потому, что ему хотелось уничтожить

белорусов. Больше никаких мотивов в дея-

тельности Гитлера исследователь не нашел.

Из текстов научных работ и учебников такие

утверждения постепенно перетекают в головы

обычных граждан.

Так, школьные сочинения о Великой Отече-

ственной  войне,  написанные  белорусскими

школьниками,  лишь  подтверждают  общую

направленность мыслей. В эссе, посвящённым

событиям последней войны, которые писали

школьники и учащиеся профтехучилищ пару

лет назад, сквозит убеждение того, что Гитлер

напал на Советский Союз по причине того,

что хотел поставить на колени именно бело-

русский народ. Школьники утверждают, что

белорусскими партизанами руководило «наше

командование», а Красной армией – «совет-

ское командование». По эссе видно, что бело-

русское  командование  было  независимо  от

советского.  Белорусы,  по  мнению  авторов

эссе, не только выстояли против Гитлера, но

и освободили половину Европы. Именно бе-

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

92


background image

лорусы, а не кто-нибудь. Крипторевизионизм

распространяется и на белорусов, живущих и

работающих за рубежом. Так, один из россий-

ских белорусов в интервью белорусскому те-

левидению  заявил,  что  белорусы  довели

Гитлера  до  самоубийства.  Даже  ветераны

войны иногда подвергаются влиянию крипто-

ревизионизма. Так, один пожилой полковник

–  участник  Великой  Отечественной  войны

сказал, что самым главным достижением По-

беды стал суверенитет Белоруссии. Для совре-

менного  белоруса,  возможно,  суверенитет

Белоруссии – это именно самое главное, но

ведь во время войны советские солдаты сража-

лись за независимость СССР, за возвращение

оккупированных земель, в том числе и Бело-

руссии, в состав Советского Союза. О сувере-

нитете  в  то  время  тоже  говорили,  только

жаждавшие  суверенитета  были  по  другую

линию фронта.

Крипторевизионизм является на сегодняшний

день одним из самых эффективных инстру-

ментов  конструирования  представлений  о

значимости  своего  народа  в  истории,  по-

скольку он не отвергает старые убеждения, а

только лишь корректирует их в пользу своего

народа. Опасность крипторевизионизма за-

ключается именно в его кажущейся безобид-

ности.

В идеологическом конструировании исполь-

зуются примеры из прошлой героики, кото-

рые  иллюстрируют  борьбу  прошлых

поколений  за  независимость  своей  страны.

Однако не все войны, которые проходили на

территории,  занимаемой  в  данный  момент

определённым  локальным  государством,

можно рассматривать как потенциальные при-

меры  героизма  своего  народа  для  защиты

своего государства. Некоторые войны и от-

дельные сражения отлично укладываются в

нынешний  политико-идеологический  дис-

курс современных государств, в других очень

сложно найти хотя бы отдельные элементы,

способные героизировать прошлое для под-

тверждения нынешнего суверенитета. Отсюда

вытекает концепция «своей/не своей войны».

Постараемся  дать  определения  понятиям

«своя» и «не своя» война.

«Своя война» – любые война, восстание или

отдельное  сражение,  которые  можно  про-

интерпретировать как войну своего народа с

собственными врагами. Целью придания со-

бытию черт «своей войны» является эксплуа-

тация  данного  факта  для  потребностей

национального/националистического  дис-

курса.

«Не своя война» – любые война, восстание

или отдельное сражение, не имеющие потен-

циала для поддержания национального/на-

ционалистического дискурса.

Если говорит более просто, то «своей» войной

можно гордиться как национальной, а по от-

ношению к «не своей» такой гордости не воз-

никает.

Понятие «своей» войны актуально не только

по отношению к событиям, происходящим на

территории, признаваемой своей, но и за её

пределами. В таком случае пропаганда пока-

зывает героическую роль «своих» солдат или

повстанцев в событиях, происходящих за пре-

делами «своей» территории. «Не своя» война

актуальна только для тех событий, которые

протекают на «своей» территории. Поскольку,

если война за пределами «своей» территории

не может похвастать наличием на ней «своих»

героев, тогда такая война попросту игнориру-

ется  в  нациестроительном  дискурсе.  А  вот

война, протекающая на «своей» территории,

но не имеющая возможность объявить какую-

либо из воющих сторон «своей», переходит в

категорию  «не  своих»  войн.  Так  как  война

происходила на «своей» территории, она ак-

туальна для создания повествования о собст-

венной истории, но по причине отсутствия в

рядах противоборствующих сторон «нацио-

нальных» героев в современном понимании,

события войны рассматриваются как не спо-

собствующие развитию национального дис-

курса.  В  результате  такие  войны

воспринимаются как трагедия народа, а при-

стальное идеологическое внимание уделяется

страданиям местного населения, т.е. «своего»

http://interaffairs.ru

93

 

    

 


background image

народа.

Для белорусской истории «своими» войнами

можно считать битву на Немиге 1067 г., Грюн-

вальдскую битва 1410 г., Польское восстание

1863-1864 гг. (которое в Белоруссии не назы-

вают  польским),  Великую  Отечественную

войну.

Соответственно, «не своими» войнами пред-

ставляются следующие: Северная война 1700-

1721 гг., Отечественная война 1812 г. (которая

в Белоруссии даже перестала называться Оте-

чественной), Первая мировая война.

Кратко  рассмотрим  пример  «своей»  и  «не

своей» войн на белорусском материале. Итак,

«своей» войной считается Польское восстание

1863 – 1864 гг. Это восстание стало настолько

«своим», белорусским, что иногда отрицается

даже его польская составляющая. Так, в бело-

русском историко-политическом дискурсе это

восстание по привычке иногда называется вос-

станием Кастуся Калиновского, который не

входил  в  центральное  руководство  восста-

нием, а был (да и то не все время восстания)

руководителем повстанцев в Северо-Западном

крае, т.е. лишь на части территории, охвачен-

ной восстанием. Однако в последнее время

восстание стало именоваться более корректно

–  восстание  1863  –  1864  гг.  на  территории

Польши,  Литвы  и  Белоруссии.  Мне  при-

шлось выслушать объяснение одного из кол-

лег,  который  разъяснял,  почему  восстание

1863 – 1864 гг. должно называться восстанием

в Польше, Литве и Белоруссии, а не Польское

восстание. Смысл объяснений был следую-

щий: если восстание назвать Польским, тогда

теряется присутствие белорусского элемента в

восстании, а если указывать регионы распро-

странения восстания, тогда есть хоть какая-то

привязка к территории, в том числе и бело-

русской  территории.  Таким  образом,  даже

если не говорить о национальном составе по-

встанцев, большинство будет воспринимать

восстание как в том числе и белорусское, по-

скольку оно было и в Белоруссии. Кроме того,

данное  восстание  в  белорусской  традиции

изучается не во всех своих региональных про-

явлениях, а лишь на той территории, которую

воспринимают как Белоруссию XIX в., т.е. это

современная Белоруссия с добавкой части Ви-

ленской губернии. Таким образом, террито-

рия восстания искусственно ограничивается и

становится меньше даже той, которую конт-

ролировал  «белорусский  национальный

герой» Кастусь Калиновский. Не учитываются

такие территории Северо-Западного края, как

Ковенская губерния и большая часть Вилен-

ской.

В качестве примера «не своей» войны возьмём

Отечественную войну 1812 г.. В Белоруссии

постепенно пытаются убрать слово «Отече-

ственная» из названия войны, называя ее или

русско-французской войной или просто вой-

ной 1812 г. Очень четко это прослеживается в

школьных учебниках. Если в последние годы

существования СССР, учебники по белорус-

ской истории трактовали данную войну как

Отечественную,  то  современные  учебники

попросту убирают это слово. Более того, в

нынешнем представлении о той войне убира-

ется даже упоминание о партизанских отря-

дах.  Оказывается,  белорусские  крестьяне

создавали всего лишь отряды самообороны и

лишь для того, чтобы защитить от француз-

ских мародеров свое имущество. В партизан-

ских  действиях  отказано  не  только

белорусским крестьянам, но и армейским ле-

тучим отрядам. Про них тоже не упоминается

как о партизанских. Однако, когда пишется об

антироссийской  деятельности  помещичьих

отрядов после Польского восстания 1830 –

1831 гг. (отряды из крестьян Михаила Воло-

вича), их действия называются партизанскими.

Также партизанскими действиями называют

антироссийскую борьбу повстанцев во время

Польского восстания 1863 – 1864 гг.

По-моему, причиной этому является положи-

тельная коннотация слова «партизан» в совре-

менном белорусском массовом сознании. В

первую очередь это связано с памятью о со-

ветских партизанах периода Великой Отече-

ственной  войны.  Партизанские  действия

подчеркивают то, что борьба становится не

Электронное приложение к  журналу «

Международная жизнь

»

94


background image

только делом армии, но и всего народа. Таким

образом, партизанская война воспринимается

как подтверждение массового сопротивления

врагу. В итоге получается, что слово «парти-

зан» и его производные подчеркивают «на-

циональность» сопротивления, его народный

характер. Напомню, что партизанскими назы-

вают только антироссийские выступления, а

выступления против врагов России – это всего

лишь попытка защитить свое имущество от

разграбления.

Однако понятие «своей» или «не своей» войны

не  всегда  зафиксировано  по  отношению  к

определенным событиям. Иногда становится

необходимым поменять представления о роли

«своих» в войне. В таком случае всегда есть

возможность  переформатировать  «не  свою

войну» в «свою войну». Надо только расста-

вить акценты, т.е. заняться крипторевизиониз-

мом, навязать представление о том, что свой

народ воевал по другую сторону фронта или

вообще не воевал, а только страдал от всех

воюющих сторон.

Например, в современной Белоруссии наблю-

даются попытки сделать «своей» Первую ми-

ровую войну. Это не тенденция, это только

прикидки, но они очень показательны. На-

пример,  белорусские  чиновники  говорили,

что солдаты Русской императорской армии,

погибшие на белорусской земле в Первую ми-

ровую войну, воевали за суверенитет Респуб-

лики  Беларусь.  Хотя  между  событиями

Первой мировой и появлением суверенной

Белоруссии стоит не один десяток лет, но тем

не менее, именно такие штампы все более и

более начинают бытовать в общественно-по-

литическом дискурсе современной Белорус-

сии.

Нужно заметить, что в представлении о «своей

войне» далеко не всегда наблюдается искус-

ственность. Есть ряд событий, которые в мас-

совом сознании оцениваются как свои. Такие

сюжеты истории являются причиной гордо-

сти за своих предков, и для того чтобы их вос-

принимали  как  свои,  не  нужно  совершать

каких-либо интеллектуальных или не очень

интеллектуальных потуг. Например, для Рос-

сии – это однозначно Отечественная война

1812 г., от которой в Белоруссии (кстати, в то

время части России) пытаются откреститься.

Таким образом, исторические события, свя-

занные с гордостью за подвиг своих предков

или  с  переживанием  трагедии  проигрыша,

всегда  используются  для  конструирования

представлений о «своей войне», которая ис-

пользуется в качестве материала для форми-

рования  представления  о  собственном

историческом прошлом. Следует учитывать,

что представление о «своей войне» могут фор-

мироваться и без влияния заинтересованных

лиц.  Например,  для  России  и  Белоруссии

«своей» является Великая Отечественная. Од-

нако по отношению к ней возникает следую-

щая проблема – кто внес больший вклад в

победу. И в этом случае в дело вступает крип-

торевизионизм, о котором говорилось выше.

«Своё государство» («своя страна») – страна,

которая представляется Родиной предков, ко-

торые в этой стране составляли государство-

образующий  народ  или  один  из

государствообразующих народов. Поражения

такой страны воспринимаются как свои (или

своего народа) поражения, а победы – как свои

(или своего народа) победы.

«Не  своё  государство»  («не  своя  страна»)  –

страна, которая располагалась на территории,

контролируемой в настоящее время современ-

ным локальным государством, но не имеющая

потенциала  для  нациестроительства,  по-

скольку не представляется возможности обо-

значить ее как Родину предков, а сами предки

не воспринимаются как государствообразую-

щий народ.

«Свои» или «не свои» государства очень четко

определяются при просмотре школьных учеб-

ников по истории. Приведем небольшую таб-

лицу,  составленную  по  содержанию

современных белорусских школьных учебни-

ков истории. Историю в белорусских школах

изучают в двух вариантах – история собст-

венно Белоруссии, т.е. своя история, история

своей страны и всемирная история, т.е. исто-

http://interaffairs.ru

95