Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1086
Скачиваний: 1
точно-западной Европы, есть несколько отрицательных сторон и негативных моментов. Прежде всего, говоря, что интеграция - это объединение, некая общность, определенного рода кооперирование, единство. У участников интеграционного процесса может возникать проблема - в некоторой части это уход от независимости. Сторонам надо смириться с потерей некоторой части независимости и контролем за принятием решений — это момент, который может быть достаточно чувствительным для некоторых сторон интеграционного процесса. Элита — группировка закрытая, вообще сложно войти в ведение каких бы то ни было группировок, могут возникать трения со стоны внутренних политических элит.
Инструмент,
благодаря которому интеграция
делает
страну уязвимой, заключается в ее
от-
крытости.
Либеральные, демократичные
страны
открывают каналы своего взаимодей-
ствия,
но при всей идеалистичности этой
кар-
тины,
это является также и опасностью.
Если
страны
открываются друг другу, одной стране
или
двум-трем и т.д., они открывают не
только
для торговых обменов и социальных
групп,
открываются границы для групп
кри-
минального
характера. Известно, что огром-
ное
количество проблем в нашем
законодательстве
и законодательстве вообще
не
позволяет решать на данном уровне
про-
блемы
криминального характера, с
переме-
щениями, например,
незаконных
формирований
на границах стран, перемеще-
ния
запрещенных веществ, в том числе и
пси-
хотропных
веществ. Это огромнейшая
проблема.
Интеграция уязвима в этих момен-
тах.
Интеграция позволяет большую открытость, и это, как не странно, взращивает большую напряженность. Чем больше общность, тем ей сложнее управлять. Перспективность интеграции в том, что она позволяет открывать взаимодействие и налаживать канал коммуникации, чего в нашем современном мире конечно же не хватает.
Оганесян А.Г.: Спасибо большое. Сейчас мы приступим к дискуссии. Я хотел бы воспользоваться правом ведущего и открыть ее. Хотелось бы обратить внимание на то, что прозвучало очень фрагментарно и, может быть, найдет развитие в нашей дальнейшей дискуссии. Здесь много говорилось о побудительных мотивах к интеграции, к сожалению, о внутренних и внешних вызовах. Это прозвучало в докладах. Мельком было сказано об исламском мире, который развивается. И вряд ли мы избежим вызова со стороны развития исламского мира, особенно если мы выделяем ту общность, которая лежит в основе определения Хантингтона как славянской, восточно-православной цивилизации. Усиление Турции — это еще один фактор, который подкрепляет опасения по поводу этого вызова. И второй вызов — это Китай, совершенно другого характера: хотя он тоже цивилизационный, однако в настоящее время носит политико-экономический характер. Может быть, кто-то эту мысль разовьет и определит: насколько эти два внешних вызова (пока не буду называть это «угрозой») будут консолидировать три страны: Россию, Украину и Белоруссию? Второе, на что мне бы хотелось обратить внимание. Например, кооперация вместо интеграции. Мне так показалось и, может быть, Юрий Владимирович Гаврилечко прояснит этот вопрос. Но мы видели, как Китай во время кризиса использовал свой внутренний рынок, практически свернув свою активность на внешнем рынке. Все-таки, определяя приоритет в качестве совместного выхода на внешний рынок, Вы считаете, что это наиболее эффективно и интересно, с этим трудно спорить — все-таки, не вернуться ли к идее, не к формам, Столыпина, который делал акцент на развитии внутреннего рынка. Если объединить внутренний рынок трех стран — это огромная единица. И как его нам обустроить — тема интересная — и как его использовать максимально. Возможно ли здесь применить в какой-то мере китайский опыт? Хотя Китай
как государство — это монолит, не интеграционная модель.
У меня также вопрос о земле. Я уже говорил, что в России вопрос о земле до сих пор не решен, как и во времена Столыпина. Один из реальных ресурсов, который остается у наших стран — России, Украины и Белоруссии — это земля. То, о чем вы говорили: на фоне всемирного продовольственного кризиса, который 3-4 года назад взвинтил и продолжает взвинчивать цены на продовольствие во всем мире, конечно, делает вопрос актуальным. Я лично столкнулся с одной моделью, которую западные европейцы предлагали в степной части Крыма. Крымчане говорят: «Мы хотим вот это и там, для этого есть все необходимое». А им говорят: «Нет, нам это неинтересно, будем мы вот это делать». «Да, но это у нас не привьется». «Нет, нет, нет...» Мне это напоминало те предприятия, которые покупались иногда так называемыми зарубежными инвесторами только для того, чтобы они не развивались. Но это двуединая задача: во-первых, убить конкурентов на продовольственном рынке, а во-вторых, подчинить его своим интересам. Здесь вопрос, конечно: будет ли этот рынок открыт для иностранцев и для продажи ТНК, и не только ТНК? У меня нет оптимизма относительно того, что Россия или Белоруссия успеет купить земли Украины, а Украина стремительно возьмется за скупку земель России и Белоруссии. Во-первых, не те масштабы накопленного капитала; и свои внутренние экономические проблемы, конечно, априори занизят конкурентность этих стран по покупке земли друг у друга внутри этой интеграционной модели. И как здесь быть — конечно, вопрос очень сложный. В России тоже есть свои лоббисты, кстати, свободной торговли землею — для иностранцев, я имею в виду.
Я обозначаю эти темы немножечко, прямо скажу, корыстно, в интересах журнала, потому что нам интересно было бы получить ответы на эти вопросы. Может быть, кто-то выскажется на эту тему.
Резинкина И. В.: По поводу земли. Как отмечают многие эксперты в Украине, процесс будет происходить таким образом: земля сначала окажется в руках тех же людей, которым сегодня принадлежит все в стране, это несколько десятков семей. В Украине сегодня построена латиноамериканская модель государства, когда все в стране, начиная от банков, от финансов и заканчивая центральными СМИ, принадлежит нескольким десяткам семей. Этим же людям будет принадлежать земля, т.е. будут созданы огромные латифундии. В конце концов, земля окажется в руках транснациональных корпораций. Если вы взглянете на историю работы в Украине таких корпораций, как «Cargill, Inc», «Mon-santo Company» и всех прочих, которые успешно развиваются с 1992 года... Сегодня они владеют как бы украинскими марками, они позиционируются как крупнейшие на украинском рынке продовольствия. Фактически сегодня элеваторы, маслозаводы и прочие продовольственные гиганты принадлежат транснациональным корпорациям. Соответственно, и на землю будут претендовать, прежде всего, транснациональные корпорации, но это случится не сразу. Сначала земля перекупается между олигархами, которым принадлежит сегодня все. Это не секрет. Такова модель сегодняшней Украины. Это отмечают многие политики, многие в информационном поле. Населению это будет преподноситься совершенно по-другому. Разумеется, сегодня не идет речь о том, что Россия успеет включиться в этот процесс. Но если будут происходить внешние вызовы, если на Украину будут сильно действовать, то, может быть, что-то будет меняться. Оганесян А.Г.: Спасибо, очень интересно. Пожалуйста, Денис Игоревич Кирюхин Д. И.: Маленькая ремарка, если позволите, именно по проблеме Китая. Мне кажется, с каждым годом мы все чаще и чаще будем обсуждать тему Китая на постсоветском пространстве. Если говорить в контексте
взаимоотношений
Россия — Украина — Китай
—
Белоруссия, то, по крайней мере, в
отноше-
нии
Украины ситуация на сегодняшний
день
складывается
следующим образом. Как одно
из
последствий мирового финансового
эко-
номического
кризиса, в Украине проблема
бюджетного
кризиса стоит остро, страна ока-
зывается
в ситуации, когда необходимо внеш-
нее
финансовое заимствование. Тут
наблюдается
любопытная тенденция: кре-
диты
со стороны европейских структур
зача-
стую обставлены
политическими
обстоятельствами,
которые Украине в той
или
иной степени сложно реализовать или
она
отказывается их реализовывать. С
другой
стороны,
обращаясь к России за финансовой
помощью,
она сталкивается уже с требова-
ниями
экономического характера, примерно
такими,
которые были предъявлены к Бела-
руси
сейчас во время крупного бюджетно-
финансового
кризиса. Эти требования для
украинской
правящей элиты нереализуемы,
по
крайней мере, Украина не готова идти
на
такие
уступки, на которые пошла Беларусь
по
той
же газотранспортной системе. И в
этом
отношении
наиболее интересным партнером
Украины
оказывается Китай, который уже се-
годня
начинает предоставлять кредитные
линии
Украине. Он не выдвигает таких
поли-
тических
требований, как Европа, или
таких
экономических
требований, как Россия.
Китай
активно начинает представлять
собст-
венные
интересы. Именно он постепенно на-
чинает
усиливать свои позиции через
финансовый
сектор, поскольку дает интерес-
ные
кредитные предложения, которые
Украине
нужны. В критической ситуации в
условиях
жестких рамок, в которые вгоняют
ее
традиционные партнеры, такие как
Европа
и
Россия, обращение к Китаю оказывается
логичным
и вполне финансово обусловлен-
ным.
Оганесян А.Г.: Спасибо. Т.е. Китай становится привилегированным кредитором. Пожалуйста, Владимир Константинович.
Мамонтов В.К.: В развитие Вашего вопроса, Армен Гарникович, он тоже будет относиться к Юрию Владимировичу. Первый небольшой вопрос. Вы сказали: «Внутри ВВП учитываются кредиты». Как они там учитываются?
Гаврилечко Ю.В.: Очень просто. Поскольку потребление у нас тоже идет за счет ВВП, т.е. то, что купили. А купили не за счет того, что произвели или заработали, а за счет того, что привлекли кредит и на это что-то купили. Внутренне потребление выросло за счет кредита.
Мамонтов В.К.: Второй вопрос, который у меня возник. Возможно, я неверно трактовал этот психологический нюанс. Обратите внимание, сейчас осталось сделать последнее предположение, что землю у вас Китай купит. Он так хорошо выстраивает отношения: и экономики не хочет, и политики не хочет. Так может, вы землю Китаю продадите? Китай успеет? Для меня это очень интересный вопрос: вы сами себе не хотите ее оставить? С учетом того, что сказала госпожа Резинкина: вы — это олигархи. Если вас такая политическая система не устраивает, если вы идете к нам и, условно говоря, говорите: «Слушайте, тут такое дело, купите уж нашу землю заодно, а то хуже будет нам всем». Тут альтернативное мнение: Китай выскакивает. А себе как независимому государству вы не хотите землю оставить и на ней построить свою экономику? И тогда с вами легче будет говорить всем на свете - и Китаю, и России, и Европе. Вот существо моего вопроса. Гаврилечко Ю.В.: Что касается покупки земли в Украине. У нас очень четко разделена фиксация собственности и права собственности: фиксация объекта собственности — это земельный кадастр, фиксация права собственности — это Министерство юстиции. Причем, между собой они не корреспондируются и не коррелируются. Что будет происходить при свободном рынке земли? Некие граждане будут иметь возможность получить в собст
венность определенное количество земли, пусть фиксированное. Физически вроде бы они ее получат. Право собственности фиксирует другая организация: кто будет знать, кому что принадлежит — вопрос очень интересный. А теперь второй момент: поскольку право собственности фиксирует Минюст, никто не запрещает передать в управление свои права собственности. Не землю, а право собственности на нее кому угодно. Поэтому абсолютно все равно, кто будет физически вроде бы владеть землей — право собственности на нее будет принадлежать кому угодно. Именно этот механизм, скорее всего, и будет запущен в Украине: вроде бы владельцем будет Иван Хлытенко — что из этого?! Свои земельные паи они не продадут — передадут право собственности на них кому-то. Все! В итоге кто это?
Мамонтов В.К.: Это неплохо для Украины. В таком случае, вам придется что-то менять в политической системе: налаживать корреляцию между Минюстом и земельными организациями.
Гаврилечко Ю.В.: Что будет сделано, на мой взгляд, логичнее и быстрее всего. То же, что у нас было сделано с большинством заводов: их купили, порезали на металл, разобрали на кирпичи, продали - капитал отсюда вывезли. Отвечаю на ваш вопрос: «Почему не сделать самостоятельно»? Потому что нынешняя элита не способна ничем управлять, она может только потреблять. И потреблять проще то, что имеет высочайшую ликвидность — деньги. Завод, земля — это ресурсы, которые прибыль приносят только тогда, когда над ними работают. Деньги приносят сразу возможность использования. По поводу Китая и опыта внутреннего рынка. Как я уже говорил, для того чтобы это использовать нужны, по меньшей мере, две вещи: это разделение на получение прибыли. Внутренний рынок - внешний рынок. Четкое понимание: если на внутреннем рынке нет возможности получения прибыли, необходимо отдать услуги мелкому бизнесу. За то время пока длится кризис, имея ресурсы, желательно заняться модернизацией. Китай эти ресурсы имеет, Украина, - к сожалению, нет. Вместо того чтобы переориентироваться на внутренний рынок по китайской модели, в наших условиях идет переориентация на уничтожение мелкого и среднего бизнеса и за счет него попытки выжить бизнесу крупному. Зеленовский И.Ф.: Был поднят очень важный вопрос о возможности ускорения интеграции Белоруссии — России — Украины в условиях внешних угроз. Здесь можно привести интересный пример: сейчас в Белоруссии китайский капитал усиленно продвигается, очень большие капиталовложения вплоть до того, что заезжают рабочие из Китая. Исламский фактор. С Катаром были подписаны соглашения о том, что королевской семье Катара будут предоставлены земли для строительства баз отдыха, охоты и т.д., и т.д., в том числе, в Минске будет построен Катар-ский бизнес-центр. Казалось бы, две серьезнейших угрозы для нашей цивилизации со стороны китайской и исламской, но в Белоруссию они свободно входят. Считается ли это внешней угрозой для Белоруссии? Для белорусского народа, все однозначно, считают это угрозой, но для белорусской элиты, для политического класса это считается спасением и помощью от угрозы, идущей от России. Понимаете: в чем парадокс?! Таким образом, внешние угрозы воспринимаются по-разному. Это говорит о том, что до конца не сформирована государственность — нет общих интересов у политического класса, у элит и основной массы населения. Как может вести себя Россия в этой ситуации, поскольку интеграционный центр нашей цивилизации был, есть и будет Россия, - рассматривать новую сформировавшуюся элиту Белоруссии как равного партнера. Об этом постоянно были вопросы из Минска: «Примет ли нас на равных российская элита?» На этот вопрос не было ответа. Поэтому с большим недоверием относится политический класс Белоруссии к возникновению полной интеграции: не по
теряет ли белорусская элита перед напором более агрессивной и мощной экономики России. Если в России начнут воспринимать белорусскую элиту на равных, тогда получатся общие интересы у народа и политической элиты.
Максименко В.И.: Прежде всего, по поводу арабов и китайцев. Один из фундаментальных разделов в современном мире, так называемый «The West and the Rest». Вызовы со стороны китайской, арабо-мусульманской цивилизаций — это увеличение удельного веса того самого «the Rest» в современном мире по отношению к Западу. Суть вашего вопроса: будет ли это помогать консолидации трех восточнославянских государств? Простите, ответ простой. Все будет зависеть от целепо-лагания российской элиты. Если мы не сделаем выводов из того, что, как справедливо заметил Владимир Григорьевич Соколенко: «Нельзя весь мир превратить в Запад». Если мы будет продолжать повторять, что мы — часть Большой Европы, то чем дольше мы будем это делать, тем хуже будут наши позиции в конфликте «The West and the Rest». Это мое мнение. Отсюда короткий комментарий к докладу Владимира Григорьевича. Я хочу всецело солидаризоваться с той мыслью, которую он высказывал, и которую я выражу своими словами. Противоречия между унификацией жизни в современном мире, унификацией техносферы, информационной и финансовой сферы, и акцентировкой, обострением чувства культурной идентичности в самых разных культурных ареалах, обострением чувства самобытности самых различных культур мира — это противоречие, на мой взгляд, является коренным противоречием современного мира. Оно неизбежно будет обостряться, и самое существенное в том, что это накладывает прямой отпечаток на внешнеполитические курсы целого ряда государств. Это заметно по Китаю и Турции, о которых говорил Владимир Григорьевич, это заметно по Венесуэле и по Ирану, в меньшей степени можно найти в политических курсах
Бразилии и Пакистана. С этой точки зрения очень важно искать опору в том, что является собственным наследием, в том числе, с точки зрения выработки новой парадигмы российской внешней политики. Новой в свете того, насколько является новым интеграционный проект для постсоветской Евразии. Здесь важно решить: на кого мы будем опираться. Владимир Григорьевич совершенно справедливо упомянул Самуэля Хантингтона, он последний в ряду наиболее известных западных теоретиков цивилизаций (Тойнби, Арнольд Джозеф, Шпенглер, Освальд, Сорокин, Пи-тирим Александрович).
Но я должен заметить, что есть один автор, которого нам-то русским забывать стыдно, который глубже, фундаментальнее и актуальнее для современного мира и для России, Украины и Белоруссии - это Николай Яковлевич Данилевский с его книгой «Россия и Европа». Первый в мире теоретик культурно-исторических типов, предваривший все последующие теории цивилизации. Будучи человеком естественнонаучного образования, он доказал неустранимость культурно-исторических типов из международной практики. Жаль, что русские забыли такого выдающегося ученого. Вы вспоминали здесь конференцию, на которой я присутствовал, «Столыпин и современность». Международная конференция «Данилевский и современность» дала бы не меньше, а больше для того, что я назвал необходимостью выработки новой парадигмы российской внешней политики. Спасибо.
Оганесян А.Г.: Да, такую конференцию интересно было бы провести, тем более что мы на Крымской земле. Данилевский связан с Крымом: здесь он жил и писал. Давайте перейдем к следующему докладу на тему « Интеграционные проекты на постсоветском пространстве как проблема для Украины».