Файл: Международная конференция Россия Украина Белоруссия пути интеграции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1083
Скачиваний: 1
нас скучно и неинтересно. Моисеев А.Н.: Это же опасно. Потому что молодое поколение не сможет правильно ориентироваться в истории Второй мировой войне, будет иначе воспринимать историю. Тогда, какое же Союзное государство мы строим? Мы скоро перестанем друг друга понимать.
Гронский А.Д.: Поднимался вопрос о том, чтобы написать совместный учебник по истории. Но у всех будет настолько много претензий друг к другу, что ничего не получится. Надо каким-то образом менять свое отношение к истории и только потом писать общие учебники истории.
Язькова А.А.: Мне известно, что существует комиссия российских и украинских историков, где такого рода вопросы периодически обсуждаются. Есть ли белорусско-российская комиссия?
Гронский А.Д.: Комиссии нет. А вот попытаться создать такую имеет смысл. Может быть, что-то и получится. Кожокин Е.М.:Пользы от таких комиссий никакой. Что мы получили в результате от действия российско-украинской комиссии? Ничего. Как писалось в украинских учебниках про «украинского» князя Игоря и «украинскую» княгиню Ольгу, так и пишется. Поэтому, если возникнет такая же комиссия с Белоруссией, толку не будет. Ну, поставим мы ещё одну «галочку». Всё зависит о позиции участников комиссии.
Гулевич
В.А.: Мой
коллега Владимир Стус,
украинский
философ, заметил, что в России,
в
Украине, в Белоруссии история
перестала
быть
наукой, она перестала искать знания,
она
стала
элементом политического пиара. Рос-
сия,
насколько я понимаю, собирается
отме-
чать 1150-летие
российской
государственности.
Исходя из 860 года, от кня-
гини
Ольги, которая не была не только
рус-
ской,
она не была славянкой. Это приведет
к
тому,
что через некоторое время мы
будем
пользоваться
не местными учебниками исто-
рии,
а написанными где-то на Западе. У нас
на
Украине был период безвременья, когда одновременно в школах и вузах пользовались тремя учебниками: учебник Аркоса, ещё генерала Российской Армии, написанный в Российской империи, учебники Грушевского и Павловской-Василенко - абсолютно концептуально различные подходы к одному и тому же вопросу. Однако как-то мы даже умудрялись сдавать экзамены. К сожалению, это не проблема учёных, это политический вопрос. Максименко В.И.: Во что превращаются учебники истории в Белоруссии - это далеко не единственное случай. На всём «Великом лимитрофе», в 14 из 15 стран произошла полная ревизия того, чему учат детей и студентов на основе учебников. Мы в своём институте этим немного занимались. Могу сказать, что от России, - что Н. Нарочницкая называет понятием историческая Россия, - если сложить все новые учебники вместе, то от исторической России останется территория не намного больше территории времён Ивана III. Это уже состоявшийся факт, ответственно утверждаю: никакого противодействия этому нет по сей день.
Оганесян А.Г.: Пока у нас тут царит, цитируя Е.Лигачёва, «идеологическая растерянность», Джордж Сорос высказался: «Если русским так трудно найти свою национальную идею, то давайте им поможем». Вот он и помог учебниками.
Гаврилечко Ю.В.: К сожалению, мы постепенно теряем точку отсчёта, проходит время, и мы не сможем договориться о базовых понятиях. По проблемам фальсификации истории и разных смыслах. Если мы не сможем договориться, то через некоторое время пример Сороса или ещё кого-то будет принят за точку отсчёта.
Оганесян А.Г.: Вопрос к Владиславу Александровичу о Крыме — поподробнее о влиянии турецкого фактора, если он здесь есть. Были публикации о том, что они вкладывают немалые деньги в приобретение СМИ, инфраструктур, услуг. Но действуют не напрямую, а через крымских татар. Три четыре года назад
была такая волна. Что сейчас с турецким фактором в Крыму?
Гулевич В.А.: Как правило, турки стараются опекать интеллектуалов из крымско-татарской среды, обеспечивать им обучение в Турции, помогать крымско-татарским активистам, в том числе, их семьям финансовыми средствами, учреждают турецкие лицеи и колледжи на турецкие деньги, возят студентов к себе. Турция предпочитает проникать в Крым либо через экономику, либо через гуманитарную сферу.
Трахимёнок С.А.: Следующий выступающий - Зеленковский Игорь Фёдорович, главный редактор интернет издания Западная Русь. Тема доклада - «Современный западный русизм как подлинная идея».
З еленков ский Игорь Федорович
главный редактор интернет-издания «Западная Русь» http://zapadrus.su (г. Минск):
Мой доклад посвящён западнорусизму. Он о том, как современный западнорусизм может помочь процессу интеграции России, Белоруссии и Украины.
Меня как руководителя белорусского научно-просветительского проекта «Западная Русь» организаторы этой конференции пригласили выступить с докладом по современному запад-норусизму как возможному подходу в реше-вопроса построения
новых союзных
нии
100
отношений между Россией, Белоруссией и Украиной. Поэтому для начала я кратко напомню о том, что такое западнорусизм, немного расскажу о самом проекте. После татаро-монгольского нашествия Древняя Русь была разделена на долгие столетия, ее восточная часть с центром во Владимиро-Суз-дальской земле, а потом в Московском княжестве оказалась под властью Золотой Орды, а западная часть - современная территория Украины и Белоруссии была захвачена литовскими и польскими магнатами. Термины Восточная и Западная Русь - это довольно поздние и чисто академические, которые появились в 19-м веке. На самом деле все всегда называли эти земли Русью, население русским, а политически делили на Московскую Русь и Великое Княжество Литовское или просто Литва. Позже появились названия историко-географических областей: Великая, Малая и Белая Русь, так же как были и Красная Русь, и Черная, и Угорская, и Холмская Русь, и Забуж-ская Русь. Само же население вплоть до начало 20-го века называло себя русскими (были православным или греко-католиками), и у всех в основе культуры была память об общем происхождении от Киевской Руси, что отражено в песнях и былинах, и церковно-славянский язык в богослужении.
Длительная власть Литвы и Польши над теперешними украинскими и белорусскими землями наложили определённый отпечаток на население, когда на протяжении веков русские были угнетены, православие преследовалось и проводилась полонизация, а главное эти территории были оторваны от Восточной части Руси.
Все время население Западной Руси вело борьбу за свое русское имя, отцовскую веру и язык. Периодически эта борьба выливалась в восстания и даже на небольшое время, дважды в 15 и 18 веках, образовывались государства, которые назывались Великое Княжество Русское. Русские цари всегда по праву считали земли Западной Руси своей вотчиной и в своем титуле указывали самодержец Великой, Малой и Белой Руси. И поэтому Русское
Царство периодически воевало с Речью По-сполитой, стремясь освободить ее население от чужеземной власти иноверцев. Казацкие войны, результатом которых стала Переяславская Рада - тоже один из эпизодов этой длительной освободительной войны. После раздела Речи Посполитой большая часть Западной Руси — Белая и Малая Русь вошли в состав Российской империи. Во все времена опорой русского сопротивления окатоличиванию и полонизации на Западной Руси была церковь и западнорусские просветители. Как только появилась возможность, после вхождения в состав России, начался процесс разрыва унии, и возвращения образования на русском языке. Сейчас в Белоруссии и на Украине многие историки, особенно из националистического лагеря утверждают, что это была насильственная русификация белорусов и украинцев русскими властями. Это не так, во-первых, белорусов и украинцев не было и в помине, поскольку они себя считали людьми русскими и веры русской. Инициатива шла от самого населения Белоруссии и Украины и его образованной части, в основном вышедшей из среды священников.
В 19-м веке появилась целая плеяда западнорусских просветителей - выходцев как их Малороссии, так и Белой Руси. Это Митрополит Могилевский Георгий Конисский, родившейся в семье малорусских казаков, Митрополит Литовский Иосиф Семашко, также выходец из Малороссии и подготовивший разрыв церковной унии, выдающийся историк Михаил Коялович, заложивший основы классического учения западнорусизма, филолог Евфимий Карский написавший фундаментальный труд «Белорусы», и многие другие. Наибольшее развитие деятельность западно-русистов получило на белорусских землях, благодаря помощи выдающихся российских политических деятелей графа Муравьева и Столыпина. Но западнорусизм имеет прямое отношение и к Малороссии — Украине, и если бы Киевским генерал-губернатором была личность, подобная Муравьеву, то возможно не появилось бы украинство. Что касается Столыпина, то именно он, когда был Гродненским губернатором, помог с финансированием газеты «Северо-Западная жизнь», которую издавал Иван Солоневич и его сын, который потом написал известную книгу «Народная монархия». Результатом деятельности западноруси-стов стало то, что процесс полонизации окатоличивания был приостановлен, и народ Белой Руси вернул свое русское начало и веру отцов.
Население Белоруссии было одним из самых верных подданных империи. При выборах в Думу наибольшее количество голосов монархисты получали именно в белорусских губерниях. Если кратко, то основой взглядов западнорусистов было то, что белорусы и малороссы являются самобытной частью единого русского народа. Вся история русских Белой Руси и Малороссии есть борьба за свое русское имя и православную веру. Язык, на котором говорили белорусы и малороссы, запад-норусисты считали наречием русского языка, таким же как, например, другие русские наречия в Поволжье или под Архангельском. То, что в Белоруссии говорят на белорусском наречии русского языка, доказал Евфимий Карский, и это так и не смог никто до сих пор опровергнуть. Этот не удобный факт, который сейчас стараются умалчивать. Так же западно-руссты никогда не занимались русификацией, как в этом их постоянно обвиняют белорусские националисты. Считая, что необходимо изучать русский литературный язык как язык высокой куль туры и науки, и который является общим достоянием всех трех русских племен, западнорусисты также составляли учебники для младших классов белорусского наречия. Западнорусисты считали, что белорусское наречие нельзя утратить, и что оно, как и прочие русские говоры, только украсит общерусскую культуру. Таким образом, западнорусизм есть учение, на которое значительное влияние оказало славянофильство.
Западнорусисты считали, что высокая Русская культура и православие есть основа государственности трех ветвей русского народа, и что только в лоне Российской Империи может
свободно развиваться культура белорусов и малороссов. Это утверждение западнорусисты также доказали на деле, вернув белорусов из польско-католического гнета и заложив основы их русского возрождения. После революции судьба всех западноруси-стов сложилась трагически. Все они были репрессированы, поскольку их деятельность мешала большевикам разделять русский народ на отдельные нации: собственно русских белорусов и украинцев. Результат этого разделения мы видим сегодня, когда три ветви русского этноса разделены государственными границами. Но и сегодня мы, современные за-паднорусисты, считаем, что опыт и богатейшее наследие западнорусизма можно использовать в деле воссоединения России, Белоруссии и Украины.
Несмотря на преследования западнорусизма в советское время, учение не исчезало никогда. В Белоруссии его продолжали развивать такие историки, как профессор БГУ Игорь Орже-ховский, умерший в 2005 году, и профессор истории Могилевского университета Яков Трещенок, умерший в августе этого года. Именно Яков Трещенок преподавал историю Александру Лукашенко. И президент Белоруссии всегда очень тепло отзывался о своем учителе. Возможно благодаря Якову Трещенку в Белоруссии два государственных языка, и, возможно, в память о своем учителе,Александр Лукашенко вчера опубликовал в «Известиях» ответную статью Путину о необходимости построения Евразийского союза, написанную в духе западнорусизма. Но надо констатировать, что сегодня учение западнорусизма в Белоруссии стало терять свои позиции. Учёные старшего поколения сохранили его традиции, но всё-таки наложили на него отпечаток сове-тизма. Многие позиции этого «советизированного» западнорусизма легли в основу идеологии белорусского государства. Успехи развития Белоруссии в конце 90-х и начале 2000-х во многом благодаря этим основам за-паднорусизма. Но надо признать, что потом эта идеология стала проигрывать националистам. И это объективно. Необходимо было избавиться от советизма, поскольку марксизм чужд идеологии, основанной на православии, а также требуется дальнейшее современное осмысление классического западнорусизма. Развитием современного западнорусизма и занялась группа историков, философов, политологов и экономистов, которые объединились вокруг проекта «Западная Русь». Притом, что основное ядро проекта находится в Белоруссии, но членами проекта также являются известные ученые и публицисты, проживающие и на Украине, и в России. Таким образом, наш проект можно считать общерусским. Проект имеет свой сайт «Западная Русь», также мы проводим круглые столы, небольшие конференции, на которых обмениваемся мнениями и координируем свою работу. Надо отметить, что наш проект абсолютно независимый, поскольку не имеет никакого финансирования и существует благодаря энтузиазму его членов.
Далее по теме конференции о видении возможных путей интеграции с точки зрения современного западнорусизма. В чем ценность Русской цивилизации для постсоветского пространства? Сейчас все более очевидным становится то, что наступает переломный период нашей постсоветской истории, которую иногда называют Великой смутой.
Двадцать лет минуло после «цивилизованного развода» бывших советских республик. История этого «развода» немного напоминает случай, когда супруги развелись, но разъехаться не могут. Продолжают жить в одной квартире и постепенно начинают осознавать, что разрыв был поспешным, что можно и нужно найти путь к восстановлению отношений, и этому способствуют добрые воспоминания о прожитых вместе годах. Для большинства постсоветских государств такой общей «жилплощадью» является единое геополитическое пространство от Карпат до Тихого океана, а «добрые воспоминания» - это ценности Русской цивилизации, давно ставшие общим достоянием всех народов стран
СНГ.
Однако при установлении новых союзных отношений остро стоит вопрос о суверенитете государств и объеме полномочий, которые будут переданы наднациональным органам управления в союзных образованиях. Правда, этот вопрос больше волнует не сами народы, а их новые национальные элиты, боящиеся потерять полноту власти. Но надо ли бояться потери элементов суверенности отдельными государствами, и надо ли вообще так ставить вопрос? Может в процессе интеграции государств СНГ, а вернее восстановления естественных связей, эта суверенность даже усилится? Если строительство союзных отношений будет основано на данности общего геополитического и экономического пространства, а главное - на ценностях Русской цивилизации, общих для всех постсоветских государств, то, как не парадоксально, суверенность отдельных государств в таком Союзе будет только укрепляться.
Если
учитывать, что мировым
консорциумом
спекулятивного
финансового капитала, кото-
рый
после развала Советского Союза
запустил
проект
глобализации, в случае успеха кото-
рого
все народы будут унифицированы
под
определенные
стандарты, а государства, как
английская
королева, будут нести только
пред-
ставительские
функции, когда общественные
отношения
перестанут регулироваться зако-
ном,
а все будет определять группа
трансна-
циональных
корпораций (или как говорят,
кластеров),
и этот порядок вещей будет под-
держиваться
частными корпоративными ар-
миями,
на которых не распространяются
международное
право ведения войн, то всем
государствам
гарантирована утеря суверени-
тета,
а нации и народы постепенно раство-
рятся
в человеческой биомассе. Само
существование
человека как личности станет
под
вопросом, наступит время, описанное
в
пророчествах.
Этому, уже запущенному про-
екту,
сейчас не может противостоять ни
одно
государство.
США и ЕС уже являются частью
этого
проекта, и существуют только как
ин-
струмент
глобализации, на территории
кото-
рых размещены
штаб-квартиры
транснациональных
корпораций. Для России, Белоруссии и
Украины в перспективе грозит утеря
последних атрибутов суверенности,
полная де-индустриализация и депопуляция.
А сфера услуг как производственный
фактор постиндустриальной экономики,
про которую нам толкуют теоретики
либеральной экономики, для нас сузится
до рамок обслуживания источников сырья.
Политический класс и элиты наших
стран не смогут вписаться в процесс
глобализации и найти себе тёплое
местечко. Все места заняты. Уже сейчас
многими крупными российскими компаниями
управляют западные менеджеры. На базе
российских или белорусских компаний
не будет создано ни одной транснациональной
компании — им этого не позволят. Так
что когда национальные элиты опасаются
потерять часть своей власти и капитала
в процессе интеграции, они должны знать,
что в любом ином случае они гарантированно
потеряют все. А потеряв голову, о волосах
не плачут. Россия, Украина и Белоруссия
смогут сохранить себя только при
условии создания политико-экономического
Союза, который как бывший СССР, будет
самодостаточен в ресурсном, людском
и технологическом потенциале, в
котором можно воссоздать полный цикл
производства всего спектра товаров
потребления и внедрять собственные
новые технологии.
Понимание того, что только крупное союзное образование может противостоять глобальной власти спекулятивного финансового капитала, никогда не покидало здравомыслящих политиков наших стран. Благодаря этому пониманию, путем проб и ошибок уже появились реально работающие модели нового экономического и политического союза. Это и Союзное государство России и Белоруссии, и Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, и недавно анонсированный Владимиром Путиным как один из пунктов его предвыборной программы - Евразийский Союз. Замечательно то, что эта программа построения новой интеграционной общности не вызвала реакции отторжения, у руководства