Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2640

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

На  следующем  под-государственном  уровне  требуется  бо-

лее тщательный анализ, призванный выявить «ревизионеров» 

на политическом уровне — то есть те политические партии и 

движения, которые по тем или иным идеологическим сообра-

жениям отвергают гегемонистский дискурс в том или ином его 

существенном элементе. Такие политические силы могут быть 

правыми или левыми, религиозными или секулярными, наци-

оналистическими  или  космополитическими,  парламентскими 

или  радикально  оппозиционными,  массовыми  или  «диванны-

ми». Все они могут быть интегрированы в стратегию контрге-

гемонистской элиты. При этом такие партии и движения могут 

располагаться как в политической зоне «ревизионеров», так и в 

поле тех стран, где гегемония укрепилась твердо и основатель-

но. При определенных обстоятельствах — особенно в услови-

ях кризиса или реформ — даже в таких державах открываются 

определенные окна возможности для нонконформных сил и их 

(пусть относительного) успеха и продвижения.

В  сегменте  гражданского  общества  возможности  контрге-

гемонии  еще  более  широкие,  так  как  здесь  носители  гегемо-

нистского  дискурса  выступают  напрямую,  без  масок  и  опос-

редований. В области науки, культуры, искусства, философии 

носители контргегемонии, владеющие синтаксисом, способны 

эффективно противостоять идейным противникам, так как ко-

личество и масса в данной среде имеет весьма второстепенное 

значение.  Один  талантливый  и  подготовленный  интеллектуал 

со стороны контргегемонии может стоить тысячи противников. 

В этой неполитической сфере, где располагаются науки, культу-

ра, искусство, философия контргегемония может использовать 

гигантский арсенал средств и методов — от религиозных и тра-

диционалистских до авангардных и постмодернистских; ориен-

тируясь на корректно понятый контргегемонистский синтаксис, 

не будет составлять труда развернуть самые разнообразные ин-

теллектуальные стратегии, бросающие вызов западной «акси-

оматике» Модерна. Эту модель также легко можно применить 

Дугин А. Г.

 Контргегемония в ТММ


background image

52

Часть I. Контргегемония

не только в незападных обществах, но и в развитых капитали-

стических  странах,  повторяя  в  новой  исторической  ситуации 

успешный опыт нового левого грамшизма в Европе 60-70-х гг. 

ХХ века.

Совокупность  под-государственных  политических  струк-

тур и бескрайняя зона «гражданского общества» в понимании 

Грамши, совокупно дает нам мезоуровень, тогда как сами Госу-

дарства («ревизионеры») как таковые могут быть взяты за ма-

кроуровень развертывания контргегемонистской практики.

И, наконец, микроуровень — это отдельные личности, кото-

рые также могут быть при определенных условиях носителями 

контргегемонии, так как поле борьбы за ТММ — это человек 

как таковой во всех его измерениях — от личного до социаль-

ного и политического. Глобальность следует понимать антро-

пологически.

Так  мы  получаем  гигантский  резервуар  ресурсов,  который 

находится в распоряжении потенциальной глобальной револю-

ционной элиты. В той ситуации, когда правила задает гегемо-

ния, а ей пассивно сопротивляется «недогегемония» или просто 

«негегемония», этот ресурс нейтрализован, либо задействован 

в бесконечно малой степени и в строго локальных ситуациях, 

а  следовательно,  он  не  консолидирован,  рассеян  и  подлежит 

постепенной энтропии. Для самой гегемонии он не более, чем 

пассивное  препятствие,  инерция  и  объект,  подлежащий  поко-

рению, «доместикации» или демонтажу (как для строительства 

дороги  вырубают  лес  или  засыпают  болота).  То  есть,  все  это 

становится ресурсом контргегемонии только тогда, когда кон-

тргегемония  есть  осознающая  себя  сила,  как  исторический 

субъект,  как  явление.  Все  это  становится  ресурсом,  когда  на-

лицо глобальная революционная элита, обращенная в ТММ как 

к теоретической базе. До этого и без этого все перечисленные 

моменты ресурсом не являются.


background image

53

Контргегемония и россия

Осталось  спроецировать  принципы  контргегемонии  в  кон-

тексте ТММ на ситуацию в России.

В контексте неограмшистского анализа современная Россия 

представляет собой классический «цезаризм» со всеми его ти-

пичными атрибутами. 

Гегемония,  со  своей  стороны,  уверенно  помещает  Россию 

в цепочку «Остальные» (the Rest) и строит ее образ с соответ-

ствии со своим классическим синтаксисом: «авторитаризм» = 

коррупция = нуждается в модернизации = не соблюдает права 

человека и свободу прессы = Государство вмешивается в вопро-

сы бизнеса и т. д.

Субъективно  российское  руководство  занято  процессами 

«трансформизма» (transformismo), постоянно балансируя меж-

ду уступками гегемонии (участие в международных экономи-

ческих  организациях,  таких  как  ВТО,  приватизация,  рынок, 

демократизация политической системы, подстройка под обра-

зовательные стандарты Запада и т.д.) и стремлением сохранить 

суверенитет,  а  заодно  и  власть  правящей  элиты  с  опорой  на 

«патриотические»  настроения  масс.  При  этом  в  международ-

ных отношениях лично Путин однозначно придерживается ре-

ализма, тогда как Правительство и экспертное сообщество явно 

тяготеет к либерализму, что создает типичное для «трансфор-

мизма» двоемыслие.

Для  ТММ  и  контргегемонистской  элиты  такое  положение 

дел  создает  благоприятную  среду  для  развертывания 

автономной  активности  и  представляет  естественный 

анклав,  способствующий  ее  развитию,  укреплению  и 

консолидации.  Россия  однозначно  относится  к  лагерю 

«ревизионеров»  в  международной  системе,  утратив  свое 

положение  одной  из  двух  сверхдержав  в  90-е  гг.  ХХ  века  и 

резко  сократив  сферу  своего  влияния  даже  на  ближайших 

рубежах.  Однополярность  мироустройства  и  укрепление 

гегемонии в последние десятилетия (=глобализация) принесли 

Дугин А. Г.

 Контргегемония в ТММ


background image

54

Часть I. Контргегемония

России  исключительно  отрицательные  результаты,  так  как 

строились  —  геополитически,  стратегически,  идеологически, 

политически  и  «психологически»  —  за  ее  счет.  И  хотя 

предпосылки  для  активного  реванша  явно  не  назрели,  общая 

атмосфера  в  обществе  и  основные  объективные  тенденции 

помогают  становлению  ТММ  и  способствуют  укреплению 

и  кристаллизации  российского  сегмента  глобальной 

контргегемонистской  революционной  элиты.  Более  того, 

многие  шаги  В.  В.  Путина  в  вопросах  внешней  политики, 

направленные  на  укрепление  российского  суверенитета,  его 

намерении  в  строительстве  Евразийского  Союза,  его  критика 

однополярного  мира  и  американской  доминации,  а  также 

эпизодические  упоминания  многополярности  как  наиболее 

желательного  мироустройства  —  все  это  расширяет  поле 

возможностей  для  органического  построения  полноценной  и 

состоятельной теории контргегемонии в контексте ТММ.


background image

мелентьева н. В.

КонтрГеГемония По ГоризонтаЛи и 

По ВертиКаЛи

 (ПроЛеГомены К еВразийСКой ВерСии)

Гегемония как консенсус

Согласно А. Грамши, любая власть помимо экономики(базис) 

опирается  на  политику  (надстройку,государство)  и  консенсус 

гражданского  общества(тонкое  тело  гегемонии),  «частные» 

структуры которого соглашаются разделять систему ценностей 

правящей элиты.

Гегемония — это моральное и интеллектуальное господство 

над гражданским обществом правящей элиты, состоящее в том, 

что ее мировоззрение, идеалы, ценности, образы мыслей вос-

принимаются  этим  обществом  как  справедливые,  истинные, 

или, по крайней мере, как приемлемые, допустимые, привлека-

тельные, консенсусные.

За консенсусом стоит идеологически-культурное господство 

политической элиты над массами. Оно достигается в результа-

те прямого или косвенного, явного или неявного навязывания 

мировоззренческих,  онтологических,  гносеологических  пара-

дигм, вырабатываемых группами интеллектуалов, обслужива-

ющих правящий класс (таких интеллектуалов Грамши называл 

«традиционными»). Сфера гегемонии, согласно А. Грамши, — 

гражданское общество, cфера власти — государство. Быть на 

стороне гегемонии или против нее есть дело свободного выбора 

интеллектуала.  Если  интеллектуал  сознательно  осуществляет 

выбор «против гегемонии», он из «традиционного» интеллек-

туала становится «органическим» (в терминологии А. Грамши).