ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2643
Скачиваний: 8
61
измерениям человеческого и около-человеческого опыта от-
крыло многообразие неожиданно свежих, динамичныхе, живых
картин их жизненных пространств, пронизанных мифами, ду-
ховными практиками, магией и ритуалом. В них обнаружились
новые зоны философствования, экзистирования, действия, со-
зерцания и слова.
Если 4ПТ и возвращается к наследию консерватизма, то в
формате особого авангардного освоения и перекройки консер-
вативных интуиций в духе консерватизма революционного, свя-
занного с живой, горячей духовной традицией, переосмыслен-
ной, если использовать терминологию Мартина Хайдеггера, в
перспективах новой метафизики и онтологии, соразмеренных с
узловыми моментами истории бытия.
В этом контексте 4ПТ теоретически реинтегрирует гениаль-
ные концепции Карла Шмитта — «Политического», «друга —
врага» , «решения» (Entscheidung), «чрезвычайной ситуации»
и др., например, в теорию многополярного мира (ТММ), предпо-
лагающую выяснение диалектики понятий «свой» — «чужой»,
«иной — враждебный» , «дополнительный — альтернативный»,
«рядоположенный — оппозитный» при фиксации границ циви-
лизаций и определении сфер коммуникации, трансгрессии, иден-
тичности, различия, противоположностей, противоречий и т. д.
Особым значением для контргегемонистского дискурса 4ПТ
обладает шмиттовская теория «коллективного исторического
идеализма», где «в качестве субъекта выступает не индивидуум,
а конкретный, исторически определяемый социально единый
народ, сохраняющий сквозь разные формы и стадии существо-
вания качественное единство, духовную непрерывность тради-
ции и органическую свободу воли, динамической и наделенной
своим собственным законом»
1
.
4ПТ обращается к необычным часто не попадающим в
фокус культурного мейнстрима открытиям в философии,
филологии, психологии глубин, которые позволяют выстраивать
1
см. Дугин А.Г. 5 уроков К. Шмитта для России, Современник ,
1992, № 7
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
62
Часть I. Контргегемония
сложнейшие взаимоотношения между полюсами цивилизаций и
культур, предполагающими тонкие пропорции в таких системах
отношений, как «дружба», соперничество, инаковость, диалог,
признание отличности себя от «другого», конфликт, война и т.д.
В освещении тематики многополярного мира 4ПТ привлека-
ет глубинные размышления Жильбера Дюрана о диурнических
и ноктюрнических типах воображения, лежащих в основании
разных культур, а также о различных типах противоположно-
стей, — бинарных, эквиполентных и градуальных, — порожда-
ющих неодинаковые структуры и конфигурации Логоса
1
.
«Грамшизм справа» алена де Бенуа
Евразийский контргегемонистский дискурс интегрировал в
себя консервативно-революционную идеологию «новых пра-
вых» Алена де Бенуа (во Франции, так называемый «грамшизм
справа», в котором последовательно критикуются принципы
современного западного либерализма, а именно:
• рынок как антитрадиционный принцип чистого количе-
ства, редуцирующего многообразие жизни к экономике,
коммерции, материальному факту;
• отказ отПолитического, переход от власти (политики)
к «управленьицу», деполитизация и лишение
человека права участвовать в сфере государственного
строительства;
• коммерциализация культуры, приводящая к торжеству
низменных и плоских ее образцов и утрате духовного
наследия ;
• торжество атомарного индивидуума и индивидуализма
как антропологических принципов,
• идеология прав человека, ставшая современной
религией;
1
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мудрость слова.
СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011, Дугин А.Г. В поисках
темного логоса (философско-богословские очерки). М.: Академический
проект, 2012
63
• потеря коллективной идентичности, в том числе этниче-
ской, народной, национальной;
• идея гражданина мира и нового кочевничества,
«номадизма» без корней, родины, отечества;
• единообразие
глобалистского
однополярного
либерального проекта;
• обеднение культур, утрата традиций, навязывание
народам
светского
материалистического
или
позитивистского мировоззрения;
• культ вещизма, превращение всех форм жизни в товарные
отношения,
• расслоения сообщества по экономическому признаку,
отказ от идеи справедливости и социального
государства и т. д.
Хотелось бы отметить, что в недрах философии евразий-
ства не только блестяще аккумулирована критика современного
мира, капитализма и либерализма в их современном состоянии,
но и разработана идея парадигмального характера модерна и
постмодерна, составляющих подоплеку современного мира,
их исторической, пространственной и временной детермини-
рованности, рукотворности, релятивности, ограниченности и
деконструируемости
1
.
метаполитика:
фундаментализация политического дискурса
Осмотр и актуализация ресурсов евразийского контргеге-
монического тезауруса свидетельствует о том, что он выстроен
полноценно, с множеством работающих схем, концептов и па-
радигм, разделяемых, признанных и принятых на вооружение
мировой контргегемонистской мыслью.
Но дело в том, что кризисность современного мира, его на-
растающая эсхатологичность рождает новые требования к кон-
тргегемонистскому дискурсу и его носителю.
1
Дугин А.Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли. М.:
Евразийское движение, 2009
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
64
Часть I. Контргегемония
Современные стратегии отказа от евроцентризма, создание
теории многополярного мира, формирование коллективного
контргегемонического полюса или альянса контргегемоний
предполагают переход от политики к более высокому уровню
теоретизирования и практики — к уровню метаполитики. Это
предполагает новые интеллектуально-духовные измерения по-
литического делания — например, реанимацию идеи полити-
ческой теологии, поднимающей политологический дискурс на
новый уровень осмысления, ставящей вопросы экзистенциаль-
ного, онтологического и богословского порядка применитель-
но к политике. И, во-вторых, речь может идти о привлечении
в новый контргегемонический политологический дискурс ре-
зультатов исследований огромного спектра гуманитарных дис-
циплин — философии, истории философии, искусства, фило-
логии, теологии, социальной антропологии, этносоциологии,
геополитики и других наук.
Фундаментализация интеллектуального дискурса контрге-
гемонии, придание ему глубинного, философского и теоло-
гического характера, предполагает поиск новых измерений
субъекта, актора, резидента контргегемонического процесса, и,
во-первых, конституирование его как интеллектуальной силы,
и во-вторых, постановка вопроса о новом качестве его пребы-
вания в мире, о способе его экзистирования и качестве его эк-
зистенции.
Поэтому наряду с тематизацией перспектив субъекта кон-
тргегемонии в горизонтальном (условно) измерении, ставится
вопрос о вертикальном, духовном, онтологическом его статусе.
Глобальный революционный альянс
В рамках горизонтальных стратегий Четвертой Политиче-
ской Теорией рассматривается сценарий консолидации одиноч-
ных интеллектуалов, выбравших в свободном волеизъявлении
путь контргегемонии, в глобальную мировую революционную
элиту — Глобальный Революционный Альянс, имеющий транс-
национальный, экстерриториальный характер. Далее речь идет
65
о вхождении контргегемонистского альянса в контакт с: 1)по-
литическими элитами государств-«ревизионеров» (то есть го-
сударств, не вписавшихся в глобальную гегемонию, оппониру-
ющих ей в режиме мягкого или жесткого сопротивления, как
правило, в границах «цезаризма»
1
и «трансформизмо
2
) и 2)«го-
сударств, находящихся в прямой оппозиции гегемонии (Иран,
Северная Корея, Сербия, Венесуэла, Боливия, Эквадор и т.д.),
что может предоставить Глобальному Революционному Альян-
су привилегированные стратегические площадки»; далее сле-
дует «под-государственный анализ политических партий и дви-
жений разных стран, отвергающих гегемонистский дискурс, а
также носителей контрггемонии в академических средах, в сфе-
ре философии, искусства, культуры, и интеграция их в контрге-
гемонистскую элиту». Далее ставится задача «разворачивания
самых разнообразных интеллектуальных стратегий, бросаю-
щих вызов аксиоматике Модерна», и «трансформирования их
в ресурс, когда глобальная революционная элита обращается
к Теории Многополярного Мира и к Четвертой Политической
Теории как к своей теоретической базе». Приблизительно так
описывается горизонтальный срез глобальной стратегии совре-
менной теории контргегемонии Международного евразийского
движения
3
.
«Кто?» политического процесса контргегемонии
Второй аспект, который мы обозначили как «вертикальный»,
озабочен качеством субъекта в современном мире, в том числе
1
Цезаризм — политический режим, при котором авторитарная
власть организуется на псевдодемократических принципах. Правитель,
сосредоточив в своих руках верховную власть в полном объеме, сохраняет
при этом демократические учреждения и формально признает, что власть
делегирована ему народом, который остается единственным сувереном.
2
Трансформизмо (transformismo, «трансформация», «преобразование»);
в МО термин используется в оригинале и означает балансирование между
уступками гегемонии (приватизация, рынок, ВТО, демократизация,
западные стандарты образования и политической системы) и стремлением
сохранить суверенитет страны и власть правящей элиты.
3
Дугин А . Г. Контргегемония./ Теория международных отношений М.:
Академический проект, 2013.
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии