ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2641
Скачиваний: 8
56
Часть I. Контргегемония
Планетарная гегемония и ее субъект
В современном мире две политических идеологии
модерна — коммунизм и фашизм — исчезли, проиграв на
исторической сцене. Выигравшая третья идеология модерна —
либерализм, претендуя на исчерпывающее выражение духа
модерна, выступает сегодня, как отмечал Ален де Бенуа, уже
не в форме идей, теорий, программ или деклараций (именно в
качестве теории либерализм характеризуется исчерпанностью
концептуальной, когнитивной и ценностной баз), а скорее
в форме операционного модуля современности — в виде
порядка вещей, впечатанных в матрицу повседневности. И хотя
либерализм обнаруживает исчерпанность своих концептуальных
стратегий и испытывают практические трудности, постепенно
вырабатывая свой ресурс и подвергаясь постмодернистской
деструкции, он пока еще имеет мощную организационную базу
и активные интеллектуальные стратегии.
В наши дни можно говорить о планетарной либеральной
культурной и идеологической гегемонии (в духе Грамши), ис-
пользующейся правящим классом в отношении: 1) населения
отдельных стран, 2) элит и правительств этих стран, 3) между-
народных структур и организаций. Ее основной идейный по-
сыл состоит в том, что прогрессивное развитие человечества
продемонстрировало убедительную победу на мировой сцене
таких основополагающих принципов современности, как капи-
тализм, рынок, либеральная демократия, права человека, право
как таковое и т.д. Эти принципы лежали в основании западно-
европейской цивилизации, которая доказала свое безоговороч-
ное превосходство над другими мировыми цивилизациями, что
предполагает необходимость универсального распространения
западных ценностей и модернизации и вестернизации осталь-
ных (the Rest) стран, находящихся в стадии недоразвития и от-
личающихся недостаточным уровнем воплощения западных
стандартов цивилизованности.
57
Как показывает Стивен Гилл, грамшистские стратегии
«культурной гегемонии», начиная с 1980-х гг. активно исполь-
зовались в международных отношениях для организационного
сплочения правящей капиталистической элиты на глобальном
уровне с целью: 1) создания глобального консенсуса в правя-
щем классе, 2) приведения крупного капитала к управлению
миром, 3) победы над коммунизм и эффективного противосто-
яния антирыночным структурам. С. Гилл опроверг распростра-
ненное в 1980-е годы мнение ( Пол Кеннеди «Взлет и падение
великих Сил») об упадке американской гегемонии, предсказан-
ном ей в1990-х гг. , и доказал, что в 1980-е гг. она была пере-
структурирована на принципах тотальной «рыночной цивили-
зации» и «дисциплинарного неолиберализма», приведших к
проникновению либерализма во все сферы социальной жизни,
включая образование, медицину и микропрактику повседнев-
ности, притом, что либеральные стратегии принудительно на-
саждались государством
1
.
Исследования С. Гилла показали, что в центре современно-
го мира стоят организованные мировые элиты, жестко сража-
ющиеся за доминирующий дискурс, превращающие властные
стратегии в навязчивые теоретические модели и оперативную
культурную практику на уровне гражданского общества.
Действительно, мировая элита сегодня выглядит консоли-
дированно, обладает эффективным теоретическим дискурсом,
рефлектирует рукотворный, конструируемый и при необходи-
мости демонтируемый характер своих моделей (то есть владеет
в лице обслуживающих их интеллектуалов методами декон-
струкции), понимает динамический и оперативный характер
идеологической борьбы. Это означает, что либеральный полюс
гегемонии консолидирован и обладает признаками концентри-
рованной субъектности.
1
Gill S. AmericanHegemony and the Trilateral Commission (1990), Gill S.
Power and Resistance in the New World Order (2003)
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
58
Часть I. Контргегемония
Контргегемонистский полюс: новое начало
Альтернативный контргегемонистский полюс — полюс ев-
разийского сопротивления сегодня находится в асимметричной
ситуации. Он слабо консолидирован, и хотя его концептуальное
оснащение высоко теоретично и авангардно, оно требует фун-
даментализации и творческого развития. Но самое главное —
необходимо объединение усилий групп контргегемонистских
интеллектуалов разных стран, создание контргегемонистского
блока или альянса.
Эта задача сегодня стоит, в частности, перед «Международ-
ным евразийским движением», способным стать творческим и
организационным ядром контргегемонистского полюса.
В чем состоит асимметрия нашего контргегемонистского
ответа? Этот ответ дается в рамках Четвертой политической
теории (4ПТ), новой теории, рождающейся из открытого твор-
ческого задания радикального преображения политической,
исторической, экзистенциальной и онтологической ситуации
современного человечества.
Четвертая Политическая Теория, разрабатываемая в
рамках русского евразийства, представляет собой творческое
пространство контргегемонии. Это сфера Нового Начала (Nеuer
Anfang), место призыва творческого воображения и радикаль-
ной концептуальной, экзистенциальной и онтологической от-
крытости, взывающего к свободе интеллектуала проснуться и
выбрать свою позицию, независимо от точки его нахождения в
современном буржуазном мире.
евроцентричный сублиминальный расизм
Евразийская контргегемония располагает серьезным арсена-
лом теоретических ресурсов. Важнейшим моментом здесь яв-
ляется глубокая критика модерна как духа современности, се-
кулярности, профанизма, разрушивших сакральный порядок и
редуцировавших человека к обломкам атомарной индивидуаль-
ности. В модерне для Четвертой Политической Теориинепри-
емлемы прежде всего идея однолинейного прогресса каккомму-
59
лятивного, стадиального процесса материально-технического
совершенствования человечества и идея автономного индиви-
дуума.
Концепция линейного прогресса оформилась в середине
XIX века в модели Л. Моргана и Э. Тейлора в виде идеи обще-
ственных стадий «дикости», «варварства» и «цивилизации».
Гегемонические элиты глобализирующегося человечества ма-
нипулирует этими старыми моделями в строительстве одно-
полярного мира, в неоколониальной практике, в обосновании
современных локальных войн, военных и гуманитарных интер-
венций в де-юре независимые страны.
Расистскую подкладку теории линейного прогресса без-
упречно вскрыл Джон Хобсон, англо-австралийский исследо-
ватель международных отношений. По Хобсону, западноевро-
пейский дискурс насквозь заряжен имплицитным культурным
расизмом. Мысль о том, что прогресс — однолинейное восхо-
дящее движение, где завтра всегда лучше, чем вчера, позволяет
видеть во всяком обществе на стадии «дикости» или «варвар-
ства» потенциальный объект управления со стороны «цивили-
зации», по умолчанию западноевропейской. Подразумевается,
что «цивилизация» превосходит общества «дикости» и «варвар-
ства» по некоему «сублиминальному» критерию (обобщенно
обозначаемому термином «agency»), который приблизительно
соответствует тому, что называется «эффективностью», «дей-
ственностью», «рациональностью», «культурностью», «мо-
ральностью», «производительностью» и т.п. Согласно Д. Хоб-
сону, культурный расизм и евроцентризм настолько глубоко
укоренены в ментальности Запада, что все попытки создания
альтернативных моделей мышления незаметно возвращаются к
системе координат, сконфигурированной «сублиминальным ра-
сизмом» в гносеологической, ценностной, антропологической,
религиозной или психологической формах
1
. Всепроникающий
1
Hobson J. The Eurocentric Conception of World Politics: Western
International Theory, 1760 -2010. Cambridge: Cambridge University Press,
2012
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
60
Часть I. Контргегемония
евроцентричный расизм гегемонии требует от интеллектуалов
контргегемонии тщательного отслеживания траекторий про-
никновения расистского тезиса в концептуальный аппарат гу-
манитарного знания, рефлективной деконструкции и активной
денонсации евроцентризма.
автономный индивидуум как недоразумение
Вторым неприемлемым для 4ПТ тезисом модерна является
концепция «автономного индивидуума» как субъекта с прису-
щими ему идеями «свободы от» и частной собственности как
полюса объектности, соответствующего полюсу индивидуаль-
ной субъектности.
Если постмодерн пытается размыть «индивидуума» как
«слишком полноценный» «тоталитарный» объект, то 4ПТ, на-
оборот, атакует его с позиций его недостаточности, неполноты,
частичности. Можно посмотреть на индивидуума с двух точек
зрения: 1)«справа» и «сверху», со стороны теологии, вертикали,
духа, и 2)«слева», со стороны горизонтального измерения, кон-
цепций коллективной, социальной природы человека. Контрге-
гемония 4ПТ предлагает «открыть индивидуума», посмотрев
на него «сверху», со стороны духовной вселенной, с «платони-
ческих» позиций.
4ПТ ставит под сомнение почти все содержание модерна
как антропологически, социально и политически неудовлетво-
рительное, за исключением, может быть, некоторых остатков
традиции, неперемолотых элементов премодерна, которые в
свернутом и искореженном виде были отправлены модерном
на периферию общества. Эти остатки, residue (в терминологии
Р. Генона), и некоторые другие концептуальные элементы на
границах модерна и маргинуме истории, могут представлять
значительный интерес для 4ПТ. Так, громадной познавательной
ценностью обладают исследования архаических обществ или
обществ т.н. «примитивов», осуществляемых на протяжении
последних ста лет «социальными и культурными антрополо-
гами». Обращение к непривычным для современного сознания