ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2642
Скачиваний: 8
66
Часть I. Контргегемония
и качеством субъекта контргегемонии. От современного рево-
люционера-интеллектуала требуется не просто работа, дело,
действие, а именно деяние (в смысле Ю. Эволы). В эсхатологи-
ческой ситуации требуется Я героическое, на пределе возмож-
ностей, Я инициированное, преображенное.
В горизонте евразийской контргегемонии заявлена установ-
ка на предельно авангардные и инспиративные подходы к ис-
следованию человека и человеческого как такового. 4ПТ заново
ставит проблему гуманизма.
Если задаться вопросом о статусе, качестве человека в со-
временном мире, как и вообще о том, кто является актором со-
временного мирового политического и экономического процес-
сов, «WER» мировой динамики, кто созерцает, теоретизирует,
принимает решения, нечто перемещает и транслирует, транс-
формирует и революционизирует, изменяет, подвигает, уничто-
жает и планирует, завершает и формирует, мы окажемся в боль-
шом затруднении. Современный либерализм, заминированный
модерном, указывает на индивидуума, якобы, свободного от
ограничений, деятельного, просвещенного, либертарианско-
го, решительного. Второй ответ на вопрос «что есть человек?»
возникает из мутного потока «фазового перехода» общества от
модерна к постмодерну. Оттуда всплывает образ разделенного,
разломанного, восставшего на историю и культуру, язык и на-
уку «дивидуума», заведомо дезориентированного, удержива-
ющегося на поверхности последними всполохами своих оди-
ноких желаний. Но образы индивидуума, взятые из дискурсов
либерализма и постмодерна, неудовлетворительны. В обоих
случаях это либо распавшиеся на части, расклеенные, дезори-
ентированные одиночки, либо дрессированные, иссушенные
правилами, рассудочные и аморальные клерки корпораций и
госучреждений. Индивидуума в «пристойном» виде ни в либе-
рализме, ни в постмодерне нет. Современность поставила под
вопрос существование и индивидуума, и человека как такового,
западная цивилизация де факто отказалась от гуманизма.
67
Контргегемония четвертой политической теории вопрос о
«Wer» политики, экономики, знания, философии, аксиологии,
экзистенции и онтологии предлагает поставить заново. Кто но-
ситель, владетель, наследник, распорядитель того субтильного
имущества, при котором во времена традиционного общества
безоговорочно состоял человек?
Что есть человек сегодня? Каковы его границы и горизонты,
вертикали и горизонтали? Каковы и есть ли у того, кто именует-
ся сегодня «человеком», основания, смыслы, цели, скрепы? И,
наконец, кто или что становится субъектом контргегемонист-
ского полюса в национальном и наднациональном измерении?
Одним из концептуальных достижений 4ПТ является кон-
цепции «радикального субъекта». Радикальный субъект — это
коренной субъект, который переживает себя как точку активно-
го человеческого (или нечеловеческого?) присутствия в эсха-
тологических условиях т.н. «нисхождения», «Untergang-а» (М.
Хайдеггер), в анормальном агонизирующем космосе. Одна из
актуальных интерпретаций радикального субъекта, предлагае-
мая в 4ПТ — понимание его в духе хайдеггеровской концепции
Dasein.
4ПТ предполагает не просто поставить вопрос о человеке за-
ново, трансформировать качество самой мысли о человеке, пре-
рвать траекторию остывания логоса, повернуть логос вспять,
помыслить саму мысль о человеке в огне. Теория контргегемо-
нии должна отвоевать в современном мире пространство для
своего бытия, расчистив его от всего плоского и профаниче-
ского в модерне, проблематизировав саму территорию мысли,
и обратившись к тому, что отброшено или осталось по краям,
и преобразив теорию в истинное созерцание, познавание в му-
дрость, теологию в теосис, тление чувств в великий пожар ума.
Ядовитая дряблость современной культуры, тлен ее рецептов и
все действия формата модерна должны быть трансформирова-
ны новым сакральном звучанием политики, философии, теоло-
гии, истории и онтологии.
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
68
Часть I. Контргегемония
Dasein как интрига
Именно в этой перспективе 4ПТ предлагает неожиданный
подход к тому, что называется «Wer»( кем?) — «субъектом,
агентом, актором, носителем» — (чего?) теории, практики,
действия, принятия решения, праксиса, политики, революции,
бытия» и т. д. Обращаясь к мысли главного философа XX века
Мартина Хайдеггера, 4ПТ заимствует из его философии ту
пронзительную, зыбкую и трепетную инстанцию, которая име-
нуется «Da-sein» — «человеческое присутствие», «вот-бытие»,
«человеческая реальность», «realite humain» (Анри Корбен).
4ПТ заинтригована хайдеггеровским словом «Dasein» и тем,
что сквозь него удерживается, выстраивается и взращивается.
Тема «Dasein» перекликается с концепцией «радикального
субъекта», давно обсуждаемой в евразийском философском
дискурсе. Радикальный субъект — это коренной субъект, ко-
торый переживает себя как точку горячего человеческого (или
нечеловеческого?) присутствия в анормальном агонизирующем
космосе последних времен. Одной из актуальных интерпрета-
ций радикального субъекта, предлагаемой в 4ПТ, является его
понимание его в духе хайдеггеровской концепции Dasein.
Мартин Хайдеггер в работах среднего периода , в частности,
в «Beitrage zur Philosophie (Vom Ereignis)» в отличие от раннего
«Sein und Zeit», стал рассматривать человеческое присутствие,
Dasein, не просто как реальность открытую, явленную, данную
человеческому индивидууму, а как то «вот- бытие», которое не-
обходимо основать, учредить, стяжать, которое не дано, но за-
дано и связано не столько с индивидуальным экзистированием,
сколько с Бытием как таковым, с Zeyn (через У), с его подлин-
ным быванием в событии( Ereignungimerеignis).
Говоря о «Wer» Daseina'a, Хайдеггер утверждает, что Dasein
может экзистировать аутентично, «собственно», или «несоб-
ственно» (в режимеDas Mann). В первом случае внутри Dasein-а
вспыхивает Sein, божественное, бытие.
69
Dasein, в котором вспыхивает и пылает Бытие, Хайдеггер
называет «Последний богом», который приводит к «Эрайгни-
су», Событию. Человек становится местом встречи того, что его
учреждает, и своего собственного броска в сторону учрежда-
ющего Бытия. Dasein, по Хайдеггеру, связан с богами и боже-
ственным. Оно определяется точкой неразрывного соединения
божественного и человеческого.
Nichts, гиперапофатика и открытые топики
Платона и Хайдеггера
Но Бытие (Seуn), которое нас учреждает как «человеческую
реальность», как Дазайн, свидетельствует, по Хайдеггеру, так-
же и о Nichts, Ничто — «вопрос о Seуn приходит не от сущего,
а от Nichts, равного ему почину»
1
. Тематика Ничто у Хайдег-
гера парадоксальным образом связывает его мысль с платони-
ческим, наследием, с возрождением отношения к Бытию как к
открытости, животворящей праоснове сущего. Бытие, которое
граничит с Ничто, учреждает человеческое Dasein, и призывает
логос, также ориентированный на открытость, дерзость и сво-
боду. Близость Хайдеггера к платонизму поразительная, хотя
формально он полагал, что именно с Платона на место откры-
того Бытия вступает идея, превращая мир в закрытый топос.
Апория. Но она разрешается именно введением неоплатониче-
ского дискурса в пространство мышления о Дазайн.
У неоплатоников есть одна важнейшая мысль о
гиперапофатике (сверхапофатизме) Единого, которая
выражена у Григория Паламы в тезисе о том, что «Бог
непознаваем, но и не непознаваем», поскольку даже идея
«непознаваемости» к нему неприложима. Это означает,
что Единое неоплатоников в своем божественном единстве
все-таки открывается миру и человеку. Прокл говорит о
генадичности Единого, об особом динамическом, мерцающем
проявлении его в мире. Таким же динамическим и мерцающим
1
Heidegger M. Beitragezur Philosophie. S. 245
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
70
Часть I. Контргегемония
является процесс человеческого восхождения (эпистрофе) на
небо в платонизме, имеющего характер обожения.
Именно платонически, динамическим образом, видит Хай-
деггер Dasein, который он описывает не как основание (Grund),
а как процесс обосновывания (Grundung), принадлежащий нега-
рантированному будущему, как прыжок в бездну, как эсхатоло-
гическую стрелу, брошенную в Последнего Бога. Человеческое
бытие канат, натянутый между безднами, как акт собственного
конституирования, как задание, как возможность будущего.
рискованная экзистенция ангела
4ПТ преодолевает индивидуализм и эссенциализм модерна,
привлекая сложнейшие философские системы, грандиозные ре-
лигиозные построения великих теологов и мистиков Востока,
в частности, Сохраварди, интересное видение которого пред-
ставлено в мысли и наследии французского ученика Хайдеггера
философа Анри Корбена.
Dasein — это «вот-бытие». Оно между «здесь» (где локали-
зовано индивидуальное) и « там» ( где пребывает божествен-
ное) «inzwischen», и здесь евразийское воображение обраща-
ется к тематике суфизма и философии Ишрака Сохраварди,
Inzwicshen-dasein — это местоблюстительство посредника, Ан-
гела. Ангела–хранителя, призывающего к ангеломорфозу.
Человеку недостаточно индивидуальности, ему необходимо
в предельном напряжении стяжать свою видовую определен-
ность. Хайдеггер говорит, что Dasein ist Menschsein, то есть
вспышка в человеке Человеческого как такового.
Эта вспышка Человеческого в индивидууме описывается в
иранском шиизме через особое измерение или «стоянку» на ду-
ховном пути, именуемую «световым человеком», «совершенной
природой», «Горним свидетелем», «духовным вожатым», «ино-
бытийным существом» и, наконец, «Ангелом». В перспективе
обретения этих измерений человек соотносит себя не с мелки-
ми горизонтальными сюжетами профанической земной исто-
рии, но с фундаментальной историей духовного человечества,