ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2649
Скачиваний: 8
71
с небесными событиями. Человек на этом пути становится со-
зерцателем и творцом теофании в форме, соответствующей его
существу, как считает Сохраварди. Здесь уместен евразийский
термин «максимальный гуманизм» как обозначение вскрытия
в человеке светового измерения, его ангелической природы. В
традиции значимым всегда становилось только существо, реа-
лизовавшее в себе свое видовое достоинство, образец. Этим по-
нятиям в монотеистических религиях соответствовало понятие
«Ангел».
Ангеломорфоз связан не с сущностями и субстанциями,
но с процессом, дюнамисом, энергией. Процесс должен быть
открытым, не застывать. Человек как вид, как ангел, есть от-
крытое движение в пространстве духовных энергий, открытое
метаморфозам.
Устремляясь к Ангелу, человек рискованно расширяет свою
видовую характеристику: Ангел имеет крылья, признаки живот-
ного, он — дух ,и в то же время человек по телесному оформле-
нию. Ангел тройственен — в нем человеческое, животное и дух
соседствуют. Между первыми двумя натянута нить, развернуто
напряженное противоборство-единение. Это парадоксальное
натяжение и есть человек.
Фундаменталь-контргегемония
Почему в рамках выстраивания контргегемонии 4ПТ пред-
лагается говорить не об индивидуальности, а о Дазайне, не о
политике и социальности, а о теополитике и сакральных изме-
рениях социума, не просто о множественности цивилизаций и
культур, но о «ноотическом» обосновании этой множественно-
сти? Почему нас интересует Хайдеггер, Сохраварди, Платон,
Прокл и т.д.? Почему мы осуществляем историко-философские
инвазии в дискурс евразийской контргегемонии?
Эсхатологический градус современной мировой ситуации
таков, что наша победа в интеллектуальной битве с полюсом
гегемонии возможна только в случае предельно глубокой
ориентации на Дух. Только горизонтальных, социальных
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
72
Часть I. Контргегемония
и политологических обоснований альтернативы единому
мировому порядку заведомо недостаточно. Контргегемонии
следует обращаться к сферам не просто культур,
индивидуальностей, цивилизаций и их диалогов, но в глубину
их оснований, бытийной оправданности и теологической
обоснованности. Следует поставить вопрос о состоятельности,
судьбах, онтологиях цивилизаций, об их связанности с
духовными измерениями, со сферами бытийного и священного,
о возможности выстраивания в рамках 4ПТ полноценных
онтологических,
экзистенциальных,
теологических,
феноменологических
проектов,
пока
игнорируемых
современной политической теорией, но взывающих из своего
небытия к судьбам человечества.
Евразийская контргегемония рассматривается как полити-
ческая теория, ставящая и решающая вопросы о бытии-Dasein,
о Бытии-Sein, о статусе субъекта или субъектов, о возможном,
разнообразии Dasein-ов, о том, кто носитель, благоприобрета-
тель, охранитель этих Dasein-ов и т.д.
Фелькиш-дазайн и его изводы
У Хайдеггера есть несколько вариантов интригующих отве-
тов на эти вопросы; один из них — «Daseinexistiertfolkisch» —
«Дазайн существует народно», через народ, то есть в народном
бытовании, быте, языке, особых смыслах, тропах и тропинках
народной жизни. Но идет ли речь о коллективном субъекте,
увенчивающем множественность народного собрания, коллек-
тива, вече, тинга? И кто или что опекает и несет ответствен-
ность за Dasein народов?
Кажется,
что
здесь
Хайдеггер
указывает
на
множественностьDasein-ов. Но может быть, речь идет об опи-
сании Dasein в неподлинном, несобственном модусе?
Если мы увидим, чтоDasein в собственном модусе множе-
ственен, то есть, что экзистенциалы Dasein-ов различны и что
«Бытие к смерти» (как главный экзистенциал) по-разному орга-
низовано у различных народов и этносов, мы окажемся перед
73
головокружительными горизонтами. У Хайдеггера Dasein в
своем экзистенциэле, то есть в своем неподлинном, несобствен-
ном измерении, Dasein со своими окрестностями культурноо-
бусловлен, то есть множественен. В своем же экзистенциале,
то есть в подлинном модусе Selbst, он центрирован на Бытии
к смерти, которая, с точки зрения Хайдеггера, едина для всех.
Здесь Хайдеггер, казалось бы, однозначен.
Но евразийская мысль пытается идти дальше, и вслед за
Жильбером Дюраном, французским социологом и теоретиком
воображения, утверждает, что Смерть есть экзистенциал, ос-
мысляемый по-разному в разных культурах: кто-то (европейцы)
смотрит ей в лицо, сражаясь с ней в диурническом противосто-
янии, кто-то из народов мистически впускает ее в себя, ставит
ее за своей спиной( архаические народы). Если базовое пережи-
вание смерти в пространстве воображения (имажинэра) являет-
ся подлинным экзистенциалом, но вновь брезжит возможность
говорить о множестве Daseinов или способов человеческого
присутствия в мире. И тогда возникают миры плюральной фун-
даменталь-антропологии, «человек плюральный», и множе-
ственные культуры и цивилизации как глубочайшее основание
контргегемонической теории многополярного мира.
Социальные антропологи зафиксировали, что в архаических
обществах индивида не существовало, член племени стано-
вился ценным, обретал значение, если приобщался к человече-
скому архетипу, к тотему. В Традиции человеческая индивиду-
альность также была ценностью сама по себе, значение имел
всеобщий человек, всечеловек, человек как вид, как воплоще-
ние человеческого принципа, как такового, в его целостности,
эйдетическом, световом измерении, в изводе совершенного
человека(в традиции шиитского ислама).
4ПТ атакует индивидуального субъекта модерна со стороны
Духа, традиции, инициатических доктрин. Если в модерне ви-
довое отличие приписывается индивиду как его собственность,
как его имя, то в традиции и 4ПТ все наоборот. В ее рамках
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
74
Часть I. Контргегемония
следует уничтожить индивидуума вместе с его ограниченной
«свободой от» и частной собственностью, заставить его дви-
гаться не по земным траекториям, но по линиям духовных вос-
хождений, быть чем угодно, только не малым существом зем-
ного ландшафта.
Квадриполяризм и ангелы больших пространств
Сегодня в евразийстве принято говорить о многополярности
с числом полюсов не менее четырех, то есть о квадриполяризме
. В действительности полюсов в многополярном мире должно
быть столько же, сколько полноценных цивилизаций. Квадри-
поляризмом евразийство вынуждено ситуационно отвечать на
вызов оппонентов-глобалистов, которые, вынужденно отказы-
ваясь от однополярного мира, стараются проигнорировать, не
заметить евразийский полюс в глобальной политике.
4ПТ всегда интересовали силовые линии, образующие ткань
различных цивилизаций и те духовные скрепы и нити, которы-
ми сшиты большие пространства. Тема духовной природы или
сакральности больших пространств интересна в связи с обо-
снованием ( в рамках 4ПТ) принципов выделения различных
цивилизационных полюсов и, в первую очередь, евразийского
полюса многополярного мира.
Практика теологического подхода к Политическому,
экзальтация сакральных его измерений предполагает поиск
духовного единства Евразийской цивилизации, ее светового
измерения. Евразийская контргегемонияв этом случае
апеллируем не к географии, и даже не к культуре или истории,
а к геософии, к поиску Евразии во внутреннем измерении
пространства души, точнее, к поиску внутреннего духовного
континента Евразия, связанного с познанием Земли и ее
площадок как Ангелов места.
В конституировании многополярного мира — нескольких
полноценных духовных цивилизаций — евразийцы солидари-
зуются с учением Сохраварди об особом попечительстве над
духовными территориями известных небесных сущностей —
75
Ангелов сакральных полюсов Земли или Ангелов духовных
ориентаций пространства. Известно, что на Руси Богородица
издревле рассматривается как хранительница земли русской и
попечительница ее державной власти. Сохраварди говорит об
Ангеле Евразии: Земля освященная воспринимается через Ан-
гела и его Лик.
Таким образом, контргегемонический дискурс 4ПТ мыслит-
ся через ангелологию, геософию и сопровождается поиском ду-
ховных оснований евразийской ойкумены. Известно, что в маз-
деистской традиции Ангел Евразии — женского рода. Женский
символизм характерен и для России-Евразии. Дева Мария, по-
кровительница России, одновременно является предводитель-
ницей ангелов, принадлежащей к духовной промежуточной ан-
гельской реальности.
Экзальтация сакральных измерений, а также теологических
подходов к политической теории предполагает поиск духовного
единства Евразийской цивилизации. Мы апеллируем не к гео-
графии и даже не к культуре или истории, а к геософии, к по-
иску Евразии во внутреннем измерении пространства души, к
поиску внутреннего духовного континента Евразия, связанного
с имажинальным познанием Земли как Ангела, а многих земель
как собора Ангелов.
Под сенью Ангелов, возможно, быстрее явится вдохновение
для евразийских конструкторов новых пространств, для вы-
страивания серии фундаментальных проектов контргегемонии:
фундаменталь-онтологии, фундаменталь-антропологии, фунда-
менталь-культурологии и т. д.
Левый сектор контргегемонии и постмодерн
А. Грамши разделял нормальные и кризисные периоды в раз-
витии общества и в стратегиях контргегемонии. В нормальные
периоды предпочтительны мягкие стратегии молекулярных
массированных воздействий: через конституирование медиа-
среды, воздействие на обыденное сознание с помощью книг,
брошюр, разговоров, передач, через повторение одного и того
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии