Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2649

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

с небесными событиями. Человек на этом пути становится со-

зерцателем и творцом теофании в форме, соответствующей его 

существу, как считает Сохраварди. Здесь уместен евразийский 

термин  «максимальный  гуманизм»  как  обозначение  вскрытия 

в человеке светового измерения, его ангелической природы. В 

традиции значимым всегда становилось только существо, реа-

лизовавшее в себе свое видовое достоинство, образец. Этим по-

нятиям в монотеистических религиях соответствовало понятие 

«Ангел».

Ангеломорфоз  связан  не  с  сущностями  и  субстанциями, 

но с процессом, дюнамисом, энергией. Процесс должен быть 

открытым, не застывать. Человек как вид, как ангел, есть от-

крытое движение в пространстве духовных энергий, открытое 

метаморфозам.

Устремляясь к Ангелу, человек рискованно расширяет свою 

видовую характеристику: Ангел имеет крылья, признаки живот-

ного, он — дух ,и в то же время человек по телесному оформле-

нию. Ангел тройственен — в нем человеческое, животное и дух 

соседствуют. Между первыми двумя натянута нить, развернуто 

напряженное  противоборство-единение.  Это  парадоксальное 

натяжение и есть человек. 

Фундаменталь-контргегемония

Почему в рамках выстраивания контргегемонии 4ПТ пред-

лагается говорить не об индивидуальности, а о Дазайне, не о 

политике и социальности, а о теополитике и сакральных изме-

рениях социума, не просто о множественности цивилизаций и 

культур, но о «ноотическом» обосновании этой множественно-

сти?  Почему  нас  интересует  Хайдеггер,  Сохраварди,  Платон, 

Прокл и т.д.? Почему мы осуществляем историко-философские 

инвазии в дискурс евразийской контргегемонии? 

Эсхатологический  градус  современной  мировой  ситуации 

таков,  что  наша  победа  в  интеллектуальной  битве  с  полюсом 

гегемонии  возможна  только  в  случае  предельно  глубокой 

ориентации  на  Дух.  Только  горизонтальных,  социальных 

Мелентьева Н. В.

 Пролегомены к евразийской версии


background image

72

Часть I. Контргегемония

и  политологических  обоснований  альтернативы  единому 

мировому  порядку  заведомо  недостаточно.  Контргегемонии 

следует  обращаться  к  сферам  не  просто  культур, 

индивидуальностей, цивилизаций и их диалогов, но в глубину 

их  оснований,  бытийной  оправданности  и  теологической 

обоснованности. Следует поставить вопрос о состоятельности, 

судьбах,  онтологиях  цивилизаций,  об  их  связанности  с 

духовными измерениями, со сферами бытийного и священного, 

о  возможности  выстраивания  в  рамках  4ПТ  полноценных 

онтологических, 

экзистенциальных, 

теологических, 

феноменологических 

проектов, 

пока 

игнорируемых 

современной политической теорией, но взывающих из своего 

небытия к судьбам человечества.

Евразийская  контргегемония  рассматривается  как  полити-

ческая теория, ставящая и решающая вопросы о бытии-Dasein, 

о Бытии-Sein, о статусе субъекта или субъектов, о возможном, 

разнообразии Dasein-ов, о том, кто носитель, благоприобрета-

тель, охранитель этих Dasein-ов и т.д.

Фелькиш-дазайн и его изводы

У Хайдеггера есть несколько вариантов интригующих отве-

тов на эти вопросы; один из них — «Daseinexistiertfolkisch» — 

«Дазайн существует народно», через народ, то есть в народном 

бытовании, быте, языке, особых смыслах, тропах и тропинках 

народной  жизни.  Но  идет  ли  речь  о  коллективном  субъекте, 

увенчивающем множественность народного собрания, коллек-

тива, вече, тинга? И кто или что опекает и несет ответствен-

ность за Dasein народов? 

Кажется, 

что 

здесь 

Хайдеггер 

указывает 

на 

множественностьDasein-ов. Но может быть, речь идет об опи-

сании Dasein в неподлинном, несобственном модусе?

Если  мы  увидим,  чтоDasein  в  собственном  модусе  множе-

ственен, то есть, что экзистенциалы Dasein-ов различны и что 

«Бытие к смерти» (как главный экзистенциал) по-разному орга-

низовано у различных народов и этносов, мы окажемся перед 


background image

73

головокружительными  горизонтами.  У  Хайдеггера  Dasein  в 

своем экзистенциэле, то есть в своем неподлинном, несобствен-

ном измерении, Dasein со своими окрестностями культурноо-

бусловлен, то есть множественен. В своем же экзистенциале, 

то есть в подлинном модусе Selbst, он центрирован на Бытии 

к смерти, которая, с точки зрения Хайдеггера, едина для всех. 

Здесь Хайдеггер, казалось бы, однозначен.

Но  евразийская  мысль  пытается  идти  дальше,  и  вслед  за 

Жильбером Дюраном, французским социологом и теоретиком 

воображения,  утверждает,  что  Смерть  есть  экзистенциал,  ос-

мысляемый по-разному в разных культурах: кто-то (европейцы) 

смотрит ей в лицо, сражаясь с ней в диурническом противосто-

янии, кто-то из народов мистически впускает ее в себя, ставит 

ее за своей спиной( архаические народы). Если базовое пережи-

вание смерти в пространстве воображения (имажинэра) являет-

ся подлинным экзистенциалом, но вновь брезжит возможность 

говорить  о  множестве  Daseinов  или  способов  человеческого 

присутствия в мире. И тогда возникают миры плюральной фун-

даменталь-антропологии,  «человек  плюральный»,  и  множе-

ственные культуры и цивилизации как глубочайшее основание 

контргегемонической теории многополярного мира.

Социальные антропологи зафиксировали, что в архаических 

обществах  индивида  не  существовало,  член  племени  стано-

вился ценным, обретал значение, если приобщался к человече-

скому архетипу, к тотему. В Традиции человеческая индивиду-

альность также была ценностью сама по себе, значение имел 

всеобщий человек, всечеловек, человек как вид, как воплоще-

ние человеческого принципа, как такового, в его целостности, 

эйдетическом,  световом  измерении,  в  изводе  совершенного 

человека(в традиции шиитского ислама). 

4ПТ атакует индивидуального субъекта модерна со стороны 

Духа, традиции, инициатических доктрин. Если в модерне ви-

довое отличие приписывается индивиду как его собственность, 

как  его  имя,  то  в  традиции  и  4ПТ  все  наоборот.  В  ее  рамках 

Мелентьева Н. В.

 Пролегомены к евразийской версии


background image

74

Часть I. Контргегемония

следует  уничтожить  индивидуума  вместе  с  его  ограниченной 

«свободой  от»  и  частной  собственностью,  заставить  его  дви-

гаться не по земным траекториям, но по линиям духовных вос-

хождений, быть чем угодно, только не малым существом зем-

ного ландшафта.

Квадриполяризм и ангелы больших пространств

Сегодня в евразийстве принято говорить о многополярности 

с числом полюсов не менее четырех, то есть о квадриполяризме 

. В действительности полюсов в многополярном мире должно 

быть столько же, сколько полноценных цивилизаций. Квадри-

поляризмом евразийство вынуждено ситуационно отвечать на 

вызов оппонентов-глобалистов, которые, вынужденно отказы-

ваясь от однополярного мира, стараются проигнорировать, не 

заметить евразийский полюс в глобальной политике. 

4ПТ всегда интересовали силовые линии, образующие ткань 

различных цивилизаций и те духовные скрепы и нити, которы-

ми сшиты большие пространства. Тема духовной природы или 

сакральности  больших  пространств  интересна  в  связи  с  обо-

снованием  (  в  рамках  4ПТ)  принципов  выделения  различных 

цивилизационных полюсов и, в первую очередь, евразийского 

полюса многополярного мира. 

Практика  теологического  подхода  к  Политическому, 

экзальтация  сакральных  его  измерений  предполагает  поиск 

духовного  единства  Евразийской  цивилизации,  ее  светового 

измерения.  Евразийская  контргегемонияв  этом  случае 

апеллируем не к географии, и даже не к культуре или истории, 

а  к  геософии,  к  поиску  Евразии  во  внутреннем  измерении 

пространства  души,  точнее,  к  поиску  внутреннего  духовного 

континента  Евразия,  связанного  с  познанием  Земли  и  ее 

площадок как Ангелов места.

В  конституировании  многополярного  мира  —  нескольких 

полноценных духовных цивилизаций — евразийцы солидари-

зуются  с  учением  Сохраварди  об  особом  попечительстве  над 

духовными  территориями  известных  небесных  сущностей  — 


background image

75

Ангелов  сакральных  полюсов  Земли  или  Ангелов  духовных 

ориентаций  пространства.  Известно,  что  на  Руси  Богородица 

издревле рассматривается как хранительница земли русской и 

попечительница ее державной власти. Сохраварди говорит об 

Ангеле Евразии: Земля освященная воспринимается через Ан-

гела и его Лик.

Таким образом, контргегемонический дискурс 4ПТ мыслит-

ся через ангелологию, геософию и сопровождается поиском ду-

ховных оснований евразийской ойкумены. Известно, что в маз-

деистской традиции Ангел Евразии — женского рода. Женский 

символизм характерен и для России-Евразии. Дева Мария, по-

кровительница  России, одновременно является предводитель-

ницей ангелов, принадлежащей к духовной промежуточной ан-

гельской реальности.

Экзальтация сакральных измерений, а также теологических 

подходов к политической теории предполагает поиск духовного 

единства Евразийской цивилизации. Мы апеллируем не к гео-

графии и даже не к культуре или истории, а к геософии, к по-

иску Евразии во внутреннем измерении пространства души, к 

поиску внутреннего духовного континента Евразия, связанного 

с имажинальным познанием Земли как Ангела, а многих земель 

как собора Ангелов. 

Под сенью Ангелов, возможно, быстрее явится вдохновение 

для  евразийских  конструкторов  новых  пространств,  для  вы-

страивания серии фундаментальных проектов контргегемонии: 

фундаменталь-онтологии, фундаменталь-антропологии, фунда-

менталь-культурологии и т. д.

Левый сектор контргегемонии и постмодерн

А. Грамши разделял нормальные и кризисные периоды в раз-

витии общества и в стратегиях контргегемонии. В нормальные 

периоды  предпочтительны  мягкие  стратегии  молекулярных 

массированных  воздействий:  через  конституирование  медиа-

среды,  воздействие  на  обыденное  сознание  с  помощью  книг, 

брошюр, разговоров, передач, через повторение одного и того 

Мелентьева Н. В.

 Пролегомены к евразийской версии