ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2646
Скачиваний: 8
76
Часть I. Контргегемония
же, добиваясь восприятия всего на веру. В кризисные периоды
общества предпочтительны целенаправленные шоковые идео-
логические операции, наносящие удар по массовому сознанию,
заставляющие перейти от пассивности в активности, через соз-
дание цепной реакции, «цепочки синтеза», ведущей к катарсису
общественного сознания.
Контргегемония 4ПТ рассматривает современный период
как тотально кризисный. Это означает, что в ход должен быть
пущен весь арсенал интеллектуальных средств контргегемонии,
включая и левый ее фланг. Во–вторых, это означает своевре-
менность фундаментализациии радикализации всего контрге-
гемонистского дискурса, и постановки вопроса о сакральных
измерениях политики и философии.
Левые интеллектуалы грамшистской контргегемонии актив-
но осваивают пространства постмодерна, предлагая переходить
к динамическому конструктивизму, плюрализации идентично-
стей, к концепциям локального конституирования (ситуаций,
текстов, интер- субъективности), динамического устроения,
эвокативного порождения, артикуляционной практики. Так,
в теории аргентинского философа Эрнесто Лаклау и бельгий-
ского социолога Шанталь Муфф
1
вообще нет фиксированных
субъектов, все идентичности ( включая классовые) являются
гибридными, носят случайный, неустойчивый, отсроченный
характер; нарратив выглядит как мираж, который невозможно
схватить, любые отношения никогда не тождественны самим
себе. Общество не рассматривается как движущееся в одном
направлении, конфликт интересов как антагонистических воль
видится как опыт границы всякой объективности, как то, что
противостоит сшиванию реальности. Гегемония — это про-
цесс убеждения, который представляет собой диалог-потлач,
где участники пытаются перещеголять друг друга, выдумывая
все новые правила, придающие событиям видимую законо-
мерность. С точки зрения Эрнесто Лаклау и Шанталь Муфф,
1
Laclau Ernesto, Mouffe Chantal. Hegemony and Socialist Strategy:
Towards a Radical Democratic Politics
77
любой консенсус — это гегемоническая артикуляция, поэтому
демократия должна быть построена на принципах антагонизма,
в котором гарантированы соперничающие дискурсы и особую
роль играют страсти и аффекты. По сути дела, речь идет о кон-
цепции плюрализации способов ведения демократических игр,
представляющих собой чистые артикуляционные практики.
Постмодерн и евразийская контргегемония
Как евразийская контргегемония оценивает постмодернист-
ские стратегии? Ей созвучен принцип антиэссенциализма, вы-
ражающийся в подчеркивании экзистенциального аспекта со-
бытия, рождения его из конструктивного, проектируемого,
процессивного субъект-объектного процесса смыслопорож-
дения. Это важнейший элемент нового концептуального про-
странства, с которым контргегемония 4ПТ может работать.
Но в отличие от горизонтальных левых стратегий, евразий-
ская контргегемония, переходя от онтологии сущностей к онтоло-
гии процесса, экзистенции, дюнамиса, метаморфозы, открытой
трансформации в духе платонической и хайдеггерианской топик,
настаивает на доминировании вертикального измерения любого
политического проекта, на непрестанном соотнесении феноме-
нального с идеальным (софиократии), на священнодействии в
политике, на слиянии человеческих и эйдетических, божествен-
ных, умных энергий в осуществлении исторического процесса.
Речь идет о привнесении сакрального измерения и духовных
пропорций открытости в политическое и историческое творче-
ство — о строительстве больших пространств, новых полюсов
многополярного мира, прочерчивании силовых линий, образу-
ющих ткань духовных концептов этих пространств и, в первую
очередь, пространства Евразии, как служении Небу и сверхне-
бесным богам. Евразийская контргегемония ставит вопрос о но-
вом открытом духовном имперостроительстве, созвучном, как
писал А. Корбен, алхимическому процессу, и о созидании интел-
лектуального, сакрального, одухотворенного, теоморфного поли-
тического и онтологического пространства нового номоса Земли.
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
78
Часть I. Контргегемония
Здесь возможны и экзальтация бытия, и теургия оживление
мертвых земель и концептов — и все это в рамках заново ос-
мысленной и реконструированной Традиции с проектами в сти-
ле Платонополиса и Нового Средневековья.
«Нет картин мира и соответствующих им вещей в себе. Есть
только творчество, свободное проектирование, совместное
проживание события». Так говорит постмодерн, но это нам на
руку — нам легче будет сдвинуть с пьедестала и свалить наземь
идол либерализма.
Мы знаем, что постмодерн не случаен. Иначе зачем Господь
ввергнул нас в эту мерзость запустения? Здесь есть тайная
вещь. Это точка экзальтации человеческой свободы и обнару-
жения последних богов, точнее, Последнего Бога, как предви-
дел Хайдеггер.
инициатический опыт контргегемонии
В дискурсе евразийства присутствует тема эсхатологическо-
го гнозиса, фиксирующего онтологическое оскудение совре-
менного мира и особую диспозицию радикального субъекта в
последние времена, предполагающую оперативные стратегии в
сфере пред- и сверх-онтологических реальностей, в сфере Ни-
что сверху и снизу. В манифесте евразийского традиционализма
1998 г. это называлось «битвой ангелов последнего эона».
Эта битва особая: в ней дело, слово, процесс и результат
неразделимы и сливаются в единое теургическое действо.
Помимо того, что в этом пространстве совершается финальный
эсхатологический выбор, который делают ангелы,в нем
созидается поток духовных смыслов, выстраиваются новые
траектории и пути, созидаются новые имена и новые сакральные
пропорции. Это время битвы Ангелов в пространстве Бытия
и Небытия, Бытия и Ничто, Единого и многого, Единого
и Сверхъединого — битва, в которой процесс совпадает с
результатом, в которой творение текста и экзистирование в
потоке небесных энергий и смыслов и есть одновременно
79
желаемое преобразование мирского в священное, а, точнее,
творение священного как цель Четвертой Политической Теории.
Все эти эксклюзивные задачи предполагают пробуждение и
инициацию, адепта 4ПТ. Творчество в сфере политического бу-
дущего человечества есть духовное делание посвященных. Вы-
бор остается за испытуемым: сможет ли он совершить прыжок
вверх и в сторону (как говорил Хайдеггер, описывая инициати-
ческий прыжок) и в напряжении всех своих сил встать на путь
аскезы, теосиса, обожения. Этот путь рискован.
Здесь речь идет о бремени онтологической проблематики
последнего Эона и «о тайной лестнице в Эон в тайном алта-
ре души каждого человека, по которой можно подняться точно
в назначенное место, а можно зайти не туда. Но если мы во-
обще не пойдем — погибнем под тяжестью падающих небес,
как насекомые»
1
.
1
Дугин А. Бремя Ангелов/ КонецСвета (эсхатология и традиция)
М.: Арктогея, 1997, С.14
Мелентьева Н. В.
Пролегомены к евразийской версии
Савин Л. В.
о неКоторыХ аСПеКтаХ
КонтрГеГемонии
Гегемония и доминирование, будь то последняя супердер-
жава, распространяющее свое влияние на весь мир, или реги-
ональный актор, устанавливающий зону своих национальных
интересов за пределами своих границ, всегда вызывали, и будут
вызывать сопротивление, которое можно отнести к феномену
контргегемонии.
Здесь мы сталкиваемся с бифуркацией на грамшианскую и
реалистскую версию. Антонио Грамши утверждал, что борь-
ба за гегемонию разворачивается в гражданском обществе, т.к.
гражданская сила опирается на консенсус и договор
1
. Иными
словами, гегемония связана с буржуазным обществом, где пре-
валируют либеральные ценности и взгляды на государственное
устройство, и международные отношения. Cледовательно, кон-
тргегемония разворачивается прежде всего в социальной сфе-
ре и направлена на ниспровержение буржуазных ценностей. С
позиции глобального контроля конртргегемония связана с теми
силами, которые пытаются воспрепятствовать установлению
специфического режима, нивелирующего и разрушающего ге-
теродоксальные формы социально-экономического порядка и
базирующиеся на традиционных устоях.
В международных отношениях также часто употребляют
выражение «гегемония» для обозначения преимущества какого-
либо актора над другими региональными силами. Эта традиция
связана с наследием Фукидида, т. к. похоже, что именно этот
1
Грамши А. Избранные произведения. В 3-х тт. Т. III: Тюремные
тетради. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959.