Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2549

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Часть I. Контргегемония

же, добиваясь восприятия всего на веру. В кризисные периоды 

общества предпочтительны целенаправленные шоковые идео-

логические операции, наносящие удар по массовому сознанию, 

заставляющие перейти от пассивности в активности, через соз-

дание цепной реакции, «цепочки синтеза», ведущей к катарсису 

общественного сознания. 

Контргегемония  4ПТ  рассматривает  современный  период 

как тотально кризисный. Это означает, что в ход должен быть 

пущен весь арсенал интеллектуальных средств контргегемонии, 

включая  и  левый  ее  фланг.  Во–вторых,  это  означает  своевре-

менность  фундаментализациии  радикализации  всего  контрге-

гемонистского  дискурса,  и  постановки  вопроса  о  сакральных 

измерениях политики и философии.

Левые интеллектуалы грамшистской контргегемонии актив-

но осваивают пространства постмодерна, предлагая переходить 

к динамическому конструктивизму, плюрализации идентично-

стей,  к  концепциям  локального  конституирования  (ситуаций, 

текстов,  интер-  субъективности),  динамического  устроения, 

эвокативного  порождения,  артикуляционной  практики.  Так, 

в теории аргентинского философа Эрнесто Лаклау и бельгий-

ского социолога Шанталь Муфф

1

 вообще нет фиксированных 

субъектов,  все  идентичности  (  включая  классовые)  являются 

гибридными,  носят  случайный,  неустойчивый,  отсроченный 

характер; нарратив выглядит как мираж, который невозможно 

схватить,  любые  отношения  никогда  не  тождественны  самим 

себе.  Общество  не  рассматривается  как  движущееся  в  одном 

направлении, конфликт интересов как антагонистических воль 

видится как опыт границы всякой объективности, как то, что 

противостоит  сшиванию  реальности.  Гегемония  —  это  про-

цесс  убеждения,  который  представляет  собой  диалог-потлач, 

где участники пытаются перещеголять друг друга, выдумывая 

все  новые  правила,  придающие  событиям  видимую  законо-

мерность.  С  точки  зрения  Эрнесто  Лаклау  и  Шанталь  Муфф, 

1

    Laclau  Ernesto,  Mouffe  Chantal.  Hegemony  and  Socialist  Strategy: 

Towards a Radical Democratic Politics


background image

77

любой консенсус — это гегемоническая артикуляция, поэтому 

демократия должна быть построена на принципах антагонизма, 

в котором гарантированы соперничающие дискурсы и особую 

роль играют страсти и аффекты. По сути дела, речь идет о кон-

цепции плюрализации способов ведения демократических игр, 

представляющих собой чистые артикуляционные практики.

Постмодерн и евразийская контргегемония

Как евразийская контргегемония оценивает постмодернист-

ские стратегии? Ей созвучен принцип антиэссенциализма, вы-

ражающийся  в  подчеркивании  экзистенциального  аспекта  со-

бытия,  рождения  его  из  конструктивного,  проектируемого, 

процессивного  субъект-объектного  процесса  смыслопорож-

дения.  Это  важнейший  элемент  нового  концептуального  про-

странства, с которым контргегемония 4ПТ может работать.

Но в отличие от горизонтальных левых стратегий, евразий-

ская контргегемония, переходя от онтологии сущностей к онтоло-

гии процесса, экзистенции, дюнамиса, метаморфозы, открытой 

трансформации в духе платонической и хайдеггерианской топик, 

настаивает на доминировании вертикального измерения любого 

политического проекта, на непрестанном соотнесении феноме-

нального  с  идеальным  (софиократии),  на  священнодействии  в 

политике, на слиянии человеческих и эйдетических, божествен-

ных, умных энергий в осуществлении исторического процесса. 

Речь  идет  о  привнесении  сакрального  измерения  и  духовных 

пропорций открытости в политическое и историческое творче-

ство — о строительстве больших пространств, новых полюсов 

многополярного  мира,  прочерчивании  силовых  линий,  образу-

ющих ткань духовных концептов этих пространств и, в первую 

очередь, пространства Евразии, как служении Небу и сверхне-

бесным богам. Евразийская контргегемония ставит вопрос о но-

вом  открытом  духовном  имперостроительстве,  созвучном,  как 

писал А. Корбен, алхимическому процессу, и о созидании интел-

лектуального, сакрального, одухотворенного, теоморфного поли-

тического и онтологического пространства нового номоса Земли. 

Мелентьева Н. В.

 Пролегомены к евразийской версии


background image

78

Часть I. Контргегемония

Здесь возможны и экзальтация бытия, и теургия оживление 

мертвых земель и концептов — и все это в рамках заново ос-

мысленной и реконструированной Традиции с проектами в сти-

ле Платонополиса и Нового Средневековья.

«Нет картин мира и соответствующих им вещей в себе. Есть 

только  творчество,  свободное  проектирование,  совместное 

проживание события». Так говорит постмодерн, но это нам на 

руку — нам легче будет сдвинуть с пьедестала и свалить наземь 

идол либерализма. 

Мы знаем, что постмодерн не случаен. Иначе зачем Господь 

ввергнул  нас  в  эту  мерзость  запустения?  Здесь  есть  тайная 

вещь. Это точка экзальтации человеческой свободы и обнару-

жения последних богов, точнее, Последнего Бога, как предви-

дел Хайдеггер.

инициатический опыт контргегемонии

В дискурсе евразийства присутствует тема эсхатологическо-

го  гнозиса,  фиксирующего  онтологическое  оскудение  совре-

менного мира и особую диспозицию радикального субъекта в 

последние времена, предполагающую оперативные стратегии в 

сфере пред- и сверх-онтологических реальностей, в сфере Ни-

что сверху и снизу. В манифесте евразийского традиционализма 

1998 г. это называлось «битвой ангелов последнего эона».

Эта  битва  особая:  в  ней  дело,  слово,  процесс  и  результат 

неразделимы  и  сливаются  в  единое  теургическое  действо. 

Помимо того, что в этом пространстве совершается финальный 

эсхатологический  выбор,  который  делают  ангелы,в  нем 

созидается  поток  духовных  смыслов,  выстраиваются  новые 

траектории и пути, созидаются новые имена и новые сакральные 

пропорции.  Это  время  битвы  Ангелов  в  пространстве  Бытия 

и  Небытия,  Бытия  и  Ничто,  Единого  и  многого,  Единого 

и  Сверхъединого  —  битва,  в  которой  процесс  совпадает  с 

результатом,  в  которой  творение  текста  и  экзистирование  в 

потоке  небесных  энергий  и  смыслов  и  есть  одновременно 


background image

79

желаемое  преобразование  мирского  в  священное,  а,  точнее, 

творение священного как цель Четвертой Политической Теории.

Все эти эксклюзивные задачи предполагают пробуждение и 

инициацию, адепта 4ПТ. Творчество в сфере политического бу-

дущего человечества есть духовное делание посвященных. Вы-

бор остается за испытуемым: сможет ли он совершить прыжок 

вверх и в сторону (как говорил Хайдеггер, описывая инициати-

ческий прыжок) и в напряжении всех своих сил встать на путь 

аскезы, теосиса, обожения. Этот путь рискован. 

Здесь  речь  идет  о  бремени  онтологической  проблематики 

последнего Эона и «о тайной лестнице в Эон в тайном алта-

ре души каждого человека, по которой можно подняться точно 

в назначенное место, а можно зайти не туда. Но если мы во-

обще не пойдем — погибнем под тяжестью падающих небес, 

как насекомые»

1

.

1

    Дугин  А.  Бремя  Ангелов/  КонецСвета  (эсхатология  и  традиция)  

М.: Арктогея, 1997, С.14

Мелентьева Н. В.

 Пролегомены к евразийской версии


background image

Савин Л. В.

о неКоторыХ аСПеКтаХ 

КонтрГеГемонии

Гегемония  и  доминирование,  будь  то  последняя  супердер-

жава, распространяющее свое влияние на весь мир, или реги-

ональный актор, устанавливающий зону своих национальных 

интересов за пределами своих границ, всегда вызывали, и будут 

вызывать сопротивление, которое можно отнести к феномену 

контргегемонии. 

Здесь мы сталкиваемся с бифуркацией на грамшианскую и 

реалистскую  версию.  Антонио  Грамши  утверждал,  что  борь-

ба за гегемонию разворачивается в гражданском обществе, т.к. 

гражданская сила опирается на консенсус и договор

1

. Иными 

словами, гегемония связана с буржуазным обществом, где пре-

валируют либеральные ценности и взгляды на государственное 

устройство, и международные отношения. Cледовательно, кон-

тргегемония разворачивается прежде всего в социальной сфе-

ре и направлена на ниспровержение буржуазных ценностей. С 

позиции глобального контроля конртргегемония связана с теми 

силами,  которые  пытаются  воспрепятствовать  установлению 

специфического режима, нивелирующего и разрушающего ге-

теродоксальные  формы  социально-экономического  порядка  и 

базирующиеся на традиционных устоях.

В  международных  отношениях  также  часто  употребляют 

выражение «гегемония» для обозначения преимущества какого-

либо актора над другими региональными силами. Эта традиция 

связана с наследием Фукидида, т. к. похоже, что именно этот 

1

    Грамши  А.  Избранные  произведения.  В  3-х  тт.  Т.  III:  Тюремные 

тетради. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959.