Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2666

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

136

Часть I. Контргегемония

не  из  «мощного  локального  экономического  развития»…,  а 

вместо  этого  является  отражением  международных  событий, 

которые  передают  периферии  движения,  происходящие  в 

собственной идеологии.

Группа,  выступающая  носителем  новых  идей,  в  подобных 

обстоятельствах не является изначальной социальной группой, 

принимающей активное участие в создании новой экономиче-

ской  основы  с  иным  устройством  общественных  отношений. 

Она является интеллектуальным слоем, перенимающим идеи, 

которые исходят от уже произошедшей внешнеэкономической 

и социальной революции. Таким образом, мысли данной груп-

пы принимают идеалистические формы, не относящиеся к вну-

треннему экономическому развитию; и их концепция государ-

ства  принимает  форму  «рационального  абсолюта»  (Грамши, 

1971: 117). Грамши критикует идеи Бенедетто Кроче, главной 

фигуры итальянских интеллектуальных кругов того времени, за 

высказывание подобного рода искажений.

Гегемония и мировой порядок

Применима  ли  концепция  гегемонии  Грамши  к  междуна-

родному или мировому уровню? Перед тем, как предположить, 

каким образом это может быть сделано, необходимо исключить 

некоторые употребления данного термина, широко распростра-

ненные  в  изучении  международных  отношений.  Очень  часто 

«гегемония»

используется  для  обозначения  доминирования  одной  стра-

ны над другими, тем самым, связывая термин с отношениями 

исключительно между государствами. Иногда «гегемония» ис-

пользуется как эвфемизм империализма. Когда китайские поли-

тические лидеры обвиняют Советский Союз в «гегемонизме», 

скорее всего, они имеют в виду некоторую комбинацию из этих 

двух слов. Эти значения настолько отличаются от смысла, кото-

рый вкладывает Грамши в это понятие, что для ясности лучше 

всего использовать в данной работе термин «доминирование».


background image

137

Применяя  концепцию  гегемонии  мирового  порядка,  важно 

определить,  когда  период  гегемонии  начинается  и  когда  за-

канчивается. Период, в который была установлена мировая ге-

гемония, можно назвать гегемонистским; а тот, в котором до-

минирует не гегемонистский тип  — не-гегемонистским. Для 

иллюстрации разделим полтора прошлых века на четыре пери-

ода: 1845  — 1875 гг., 1875  — 1945 гг., 1945  — 1965 гг. и с 1965 

по настоящее время [14].

Первый период (1845  — 1875 гг.) был гегемонистским: су-

ществовала мировая экономика, центром которой являлась Бри-

тания. Экономические доктрины соответствовали британскому 

господству,  хотя  и  имели  универсальную  форму    —  сравни-

тельное преимущество, свободная торговля и золотой стандарт 

постепенно  распространились  из  Великобритании.  Принуди-

тельная  сила  являлась  гарантом  данного  порядка.  Британия 

удерживала баланс сил в Европе, тем самым, предотвращая лю-

бой вызов, брошенный гегемонии со стороны сухопутных сил. 

Британия господствовала в море и была способна обеспечивать 

подчинение периферийных стран правилам рынка.

Во втором периоде (1875  — 1945 гг.) все эти особенности 

сошли  на  «нет».  Другие  страны  стали  оспаривать  господство 

Британии. Баланс сил в Европе оказался дестабилизирован, что 

привело к двум мировым войнам. Свободная торговля была за-

менена протекционизмом; в конечном итоге страны отказались 

от золотого стандарта, и мировая экономика распалась на от-

дельные экономические блоки. Это был не-гегемонистский пе-

риод.

В третьем периоде, после Второй мировой войны (1945  — 

1965 гг.) Соединенные Штаты организовали новый гегемонист-

ский  мировой  порядок  со  схожим  устройством,  господство-

вавшим в Британии в середине XIX века, но с институтами и 

доктринами, приспособленными к более сложной мировой эко-

номике и к национальным обществам, более чувствительным к 

политическим последствиям экономических кризисов.

Роберт У. Кокс

 Грамши, гегемония и МО


background image

138

Часть I. Контргегемония

Начиная  с  конца  1960-х  до  начала  1970-х  гг.,  становится 

очевидным,  что  американская  система  мирового  порядка 

начинает  давать  сбои.  В  последующий  нестабильный  период 

обозначились  три  возможности  структурной  перестройки 

мирового  порядка:  реконструкция  гегемонии  с  расширением 

политического  управления,  предусмотренным  Трехсторонней 

комиссией;  увеличение  фрагментации  мировой  экономики 

вокруг  экономической  сферы,  сконцентрировавшей  в  себе 

большую мощность; и возможное утверждение контр-гегемонии 

стран Третьего мира с согласованными требованиями для Нового 

международного  экономического  порядка,  предшествующих 

данному становлению.

На основании этой предварительно обозначенной идеи мо-

жет показаться, что исторически для того, чтобы стать гегемо-

ном,  государству  необходимо  основать  и  защищать  мировой 

порядок,  который  был  бы  теоретически  универсальным,  т.е. 

не порядок, в котором одно государство прямо эксплуатирует 

другие,  но  порядок,  при  котором  большинство  других  госу-

дарств  (или,  по  крайней  мере,  тех,  что  находятся  в  пределах 

досягаемости гегемонии) могли бы найти нечто совместимое с 

их интересами. Такой порядок вряд ли можно осмыслить ис-

ключительно на межгосударственном уровне, для этого, скорее 

всего, потребуется выдвинуть на первый план противопостав-

ление государственных интересов. Скорее всего, это повлияет 

на  то,  что  особое  внимание  будет  уделено  возможностям  сил 

гражданского общества действовать в мировом масштабе (или 

в масштабах той области, в которой преобладает гегемония). Ге-

гемонистские концепции мирового порядка основаны не только 

на регулировании межгосударственных конфликтов, но также 

и на глобально представленном гражданском обществе, т.е. на 

способе производства глобального расширения, который при-

водит к установлению связей между классами охваченных им 

стран.


background image

139

Исторически  сложилось,  что  гегемонии  такого  вида  осно-

ваны  могущественными  государствами,  которые  подверглись 

социальной и экономической революции. Революция не только 

изменяет  внутреннее  экономическое  и  политическое  устрой-

ство государства, о котором идет речь, но также высвобождает 

энергию,  которая  распространяется  за  его  пределами.  Таким 

образом,  мировая  гегемония  в  самом  своем  начале  внешнего 

распространения своей внутренней (национальной) гегемонии 

устанавливается с помощью доминирующих социальных клас-

сов. Экономические и социальные институты, культура, техно-

логия, связанные с этой национальной гегемонией становится 

образцом  для  подражания  в  других  странах.  Распространяю-

щаяся гегемония проникает в периферийные страны, принимая 

форму пассивной революции. Эти страны не подверглись такой 

же полной социальной революции и не имели таких же эконо-

мических изменений, но они пытаются включить элементы ге-

гемонистской модели, не нарушая прежнюю структуру власти. 

Если же периферийные страны в состоянии принять некоторые 

экономические  и  культурные  особенности  гегемонистского 

ядра, они с меньшим успехом способны перенять их политиче-

скую модель. Как фашизм стал формой пассивной революции 

в Италии в межвоенный период, так и в настоящее время могут 

существовать различные формы военно-бюрократического ре-

жима, контролирующего пассивную революцию на периферии. 

В  мировой  гегемонистской  модели  гегемония  является  более 

интенсивной и последовательной в ядре и менее противоречи-

вой на периферии.

Таким  образом,  гегемония  на  международном  уровне    — 

это  не  только  установленный  порядок  между  государствами. 

Это порядок в мировой экономике с доминирующим способом 

производства, который проникает во все страны и соединяется 

в  иные  подчиненные  способы  производства.  Она  (гегемония) 

также  является  комплексом  международных  социальных 

отношений,  связывающих  целые  классы  в  разных  странах. 

Роберт У. Кокс

 Грамши, гегемония и МО


background image

140

Часть I. Контргегемония

Всемирную  гегемонию  можно  описать  как  социальное, 

экономическое и политическое устройство; она не может быть 

чем-то  одним,  и  должна  включать  в  себя  все  три  элемента. 

Кроме того, всемирная гегемония выражается в универсальных 

нормах,  институтах  и  механизмах,  лежащих  в  основе  общих 

правил поведения для государств и для тех сил гражданского 

общества, которые действуют через национальные границы  — 

нормы,  которые  поддерживают  господствующий  способ 

производства.

механизмы гегемонии: международные организации

Одним из механизмов выражения универсальных норм ми-

ровой гегемонии являются международные организации. Меж-

дународная  организация  действительно  функционирует  как 

процесс,  посредством  которого  институты  гегемонии  и  идео-

логия получают свое развитие. Среди особенностей междуна-

родной организации, выражающей свою гегемонистскую роль, 

можно указать следующее: (1) они включают в себя нормы, спо-

собствующие расширению гегемонистского мирового порядка; 

(2)  они  сами  по  себе  являются  результатом  гегемонистского 

мирового порядка; (3) они идеологически оправдывают нормы 

мирового порядка; (4) они кооптируют элиту из периферийных 

стран; (5) они поглощают контр-гегемонистские идеи.

Международные  институты  реализуют  нормы,  содейству-

ющие расширению доминирующих экономических и социаль-

ных сил, но в то же время позволяют подчиненным интересам 

вносить определенные коррективы с минимальными для себя 

потерями. Нормы, регулирующие мировые валютные и торго-

вые отношения обладают особым значением. Они выработаны 

главным образом для содействия экономическому росту. В то 

же время для регулирования проблемных ситуаций допускают-

ся некоторые исключения и отступления. Они могут быть пере-

смотрены  в  свете  изменившихся  обстоятельств.  Бреттон-Вуд-

ская конференция предоставила больше гарантий для решения 

внутренних социальных проблем, и касается, скорее, проблемы