ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2664
Скачиваний: 8
141
безработицы, чем золотого стандарта, при условии, что нацио-
нальная политика будет последовательно двигаться к либераль-
ной мировой экономике. Существующая система плавающего
валютного курса также предоставляет возможность действия
на государственном уровне, однако должно быть соблюдено
преимущественное обязательство, при котором национальная
политика согласуется с интересами либеральной мировой эко-
номики.
Международные институты и нормы, как правило, иниции-
рованы государством, устанавливающим гегемонию. По край-
ней мере, они должны иметь поддержку со стороны государ-
ства. Доминирующее государство заботится об обеспечении
согласия других государств, в соответствии с иерархией власти
внутри межгосударственного устройства гегемонии. Некото-
рые второстепенные государства сперва должны обратиться за
консультацией для обеспечения своей безопасности. Запраши-
вается согласие со стороны, по крайней мере, некоторых более
периферийных стран. Формальное участие может быть принято
в пользу доминирующих властей, как это происходит в Между-
народном Валютном Фонде и Всемирной Банке, или же оно мо-
жет быть основано на системе одного голоса от одной страны,
как в большинстве международных институтов. Существует не-
формальная структура влияния, отражающая различные уровни
реальной политической и экономической власти, которая лежит
в основе формальных процедур для принятия решений.
Международные институты также выполняют идеологиче-
скую роль. Они помогают определить политические принципы
государства и узаконить определенные институты и практики
на национальном уровне. Также они отражают направления,
благоприятные для доминирующих социальных и экономиче-
ских сил. ОЭСР, предложив политику монетаризма, одобрил
доминирующее согласие политической мысли в центральных
странах и укрепил позиции тех, кто был направлен на борьбу
с инфляцией, при этом отказав в поддержке странам, которые
Роберт У. Кокс
Грамши, гегемония и МО
142
Часть I. Контргегемония
были больше обеспокоены проблемой безработицы. Содей-
ствуя трипартизму, МОТ узаконил социальные отношения, раз-
вивающиеся в центральных странах, как желательный образец
для подражания.
Способная элита периферийных стран кооптируется в меж-
дународные институты путем transformismo. Лица из перифе-
рийных стран, хотя и могут прийти в международные инсти-
туты с идеей изменения системы изнутри, все же обречены на
работу в системе пассивной революции. В лучшем случае они
смогут передавать элементы «модернизации» к периферии, но
только при условии, что это согласуется с интересами установ-
ленной локальной власти. Гегемония, как подушка: она при-
нимает удары, но рано или поздно покажется потенциальному
нападающему удобной для отдыха. Только государства, где об-
раз международных институтов прочно основан на четкой со-
циальной и политической идее вызова гегемонии посредством
формирующегося исторического блока и контр-гегемонии, мо-
гут представлять собой реальную угрозу. Но кооптация выда-
ющихся личностей из периферии делает это менее вероятным.
Transformismo также поглощает потенциальные контр-
гегемонистские идеи и приводит их в соответствии с гегемо-
нистской доктриной. Так, понятие самостоятельности начало
развиваться как вызов мировой экономике через защиту вну-
тренне определенного автономного развития. В настоящее же
время термин обозначает поддержку со стороны агентов миро-
вой экономики в пользу созданных в домашних условиях со-
циальных программ в периферийных странах. Эти программы
нацелены на то, чтобы дать возможность сельскому населению
достичь самостоятельности, таким образом, остановив мас-
совое переселение из деревни в город, и тем самым добиться
большей степени социальной и политической стабильности
среди населения, которое не способно интегрироваться в миро-
вую экономику. Уверенность в своих силах в своем трансфор-
143
мированном значении дополняет и поддерживает гегемонист-
ские цели мировой экономики.
Таким образом, тактика осуществления изменений в струк-
туре мирового порядка может быть исключена как полная иллю-
зия. Существует очень малая вероятность маневренной войны
на международном уровне, через которую радикальные силы
захватят контроля над надстройкой международных институ-
тов. Вопреки идеям Даниеля Патрика Мойнихана, радикальные
силы Третьего мира не контролируют международные институ-
ты. Даже если бы они и контролировали их, то ничего не смог-
ли бы этим добиться. Эти надстройки неадекватно соединены
с широко распространенной политической основой. Они связа-
ны с национальными гегемонистскими классами центральных
стран и через посредничество данных классов обладают более
широкой основой в этих государствах. На периферии они связа-
ны только с пассивной революцией.
Перспективы для контр-гегемонии
Если вернуться к утверждению Грамши, приведенному
выше в данной работе, то мировой порядок основан на обще-
ственных отношениях. Таким образом, значительные структур-
ные изменения в мировом порядке восходят к фундаменталь-
ным изменениям общественных отношений в государственном
политическом порядке, который соответствует национальным
структурам общественных отношений. По мысли Грамши, они
будут происходить с возникновением нового исторического
блока. В рассмотрении проблемы изменения мирового порядка
мы должны обратиться от международных институтов к наци-
ональным обществам. Исследование событий в Италии, про-
веденное Грамши, еще более применимо к мировому порядку:
только маневренная война в конечном счете может привести к
структурным изменениям, а позиционная война предполагает
создание общественно-политической основы для изменений
путем образования новых исторических блоков. Национальная
среда остается единственным местом, где могут быть основаны
Роберт У. Кокс
Грамши, гегемония и МО
144
Часть I. Контргегемония
исторические блоки, хотя условия мировой экономики и миро-
вой политики существенно влияют на перспективы подобного
мероприятия.
Затянувшийся мировой экономический кризис (начало кото-
рого можно отнести к концу 1960-х и началу 1970-х гг.) бла-
гоприятен для событий, которые могли бы привести к вызову
контр-гегемонии. Центральные страны, чья политика, вмешива-
ется в систему трансфертных платежей для малоимущих групп
и порождает высокую безработицу, открывают возможности
для свободного союза пострадавших против сектора капитала
и труда, которые находят общее основание в международном
производстве и монополии либерального мирового порядка.
Основой политики данного союза, скорее всего, была бы пост-
кейнсианская теория или неомеркантилизм. В периферийных
странах некоторые государства очень уязвимы к революцион-
ным действиям, как это продемонстрировано событиями от
Ирана до Центральной Америки. Однако глубокая политиче-
ская подготовка населения может не поспевать за революци-
онными возможностями, что уменьшает перспективы создания
нового исторического блока. Эффективная политическая орга-
низация (современный Государь по Грамши) потребуется для
порядка, чтобы сплотить новый рабочий класс, порожденный
международным производством, и навести мосты с крестьяна-
ми и городскими маргиналами. В противном случае, мы можем
только представить процесс, где местные политические элиты,
даже если некоторые из них являются результатом неудачного
революционного переворота, защитили бы свою власть вну-
три монопольного либерального порядка. Реконструированная
монопольная либеральная гегемония была бы в состоянии при-
менять transformismo, приспосабливаясь к разнообразным госу-
дарственным институтам и практикам, включая национализа-
цию промышленности. Риторика национализма и социализма
могла бы быть приведена в соответствие с восстановлением
пассивной революции под новым названием на периферии.
145
Таким образом, задача изменения мирового порядка
начинается с длительных и трудоемких усилий, направленных
на построение нового исторического блока в пределах
национальных границ.
Примечания
1. Эта статья первоначально была опубликована в Millennium,
(1983) 12 (2): 162-75. В цитатах я ссылаюсь на Грамши (1971),
далее цитируется как Избранное. Полное критическое издание
на Грамши (1975), далее цитируется как Quardeni.
2. Данная проблема лежит в основе идей Андерсона (1976-
77), целью которого является найти несоответствия в концеп-
ции Грамши.
3. По данному вопросу см. Томпсона (1978), который про-
тивопоставляет позицию исторической аналогии Грамши аб-
страктному философскому структурализму Альтюссера и Ба-
либара (1979). См. «Марксизм — не историзм», у Альтюссера
и Балибара (1979).
4. Предполагается, что это было сделано, чтобы избежать
конфискации тетрадей тюремным цензором, который, по слу-
хам, был не особенно сообразительным.
5. Буси-Глюксман (1975) помещает идеи Грамши в самый
центр ленинской традиции. Портелли (1972) и Мачиочи (1973)
противопоставляют Грамши и Ленина. На мой взгляд, работы
Буси-Глюксманболее продуманы. См. также Муфф (1979) и
Showstacck-Sassoon (1982).
6. Данное понятие установлено с учетом ситуации в Ита-
лии в начале 1920-х гг., проведенным Грамши; рабочий класс
был слишком слаб, чтобы нести все тяжесть революции, и мог
создать новое государство только через союз с крестьянством
и с некоторыми элементами мелкой буржуазии. В самом деле,
Грамши рассматривал совет рабочего движения как школу для
руководства подобной коалицией, поэтому его усилия до заклю-
чения были направлены на создание такого объединения.
7. См. Буси-Глюксман (1975: 63).
Роберт У. Кокс
Грамши, гегемония и МО