Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2634

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

концепция «гегемонии»

1

. Она призвана показать, что в интел-

лектуальной сфере (=«гражданское общество по Грамши») су-

ществует  нечто  аналогичное  экономическому  дифференциалу 

(Капитал vs Труд) в базисе и политическому дифференциалу в 

надстройке (буржуазные партии и правительства vs пролетар-

ские партии и правительства — например, СССР). Этот третий 

дифференциал Грамши и называет «гегемонией», то есть сово-

купностью стратегий доминации буржуазного сознания над со-

знанием пролетарским в условиях относительной автономии по 

отношению как к политике, так и к экономике. Еще немецкий 

социолог  В.  Зомбарт,  исследуя  социологию  буржуа

2

,  показал, 

что комфорт может быть ценностью как третьего сословия, ко-

торое  его  относительно  имеет,  так  и  других  социальных  сло-

ев, которые его не знают и не имеют. Гегель в «Феноменологии 

духа»

3

 аналогичным образом говорил о том, что Раб для само-

осмысления пользуется не своим сознанием, но сознанием Го-

сподина. Этот пункт был положен Марксом в основу развития 

коммунистической идеологии. Грамши, продолжая эту цепочку 

размышлений, приходит к выводу, что принятие или отторжение 

гегемонии (=структур буржуазного сознания) может напрямую 

не зависеть ни от факта принадлежности к буржуазному классу 

(фактор базиса), ни от прямой политической ангажированности 

в буржуазную (или антибуржуазную) партийную или админи-

стративную  систему.  Быть  на  стороне  гегемонии  или  против 

нее есть, по Грамши, дело свободного выбора интеллектуала. 

Когда интеллектуал сознательно осуществляет такой выбор, он 

1

  «Можно  зафиксировать  два  крупных  надстроечных  плана:  тот,  что 

можно  назвать  «гражданским  обществом»,  то  есть  совокупностью 

организмов,  обычно  называемых  «частными»,  и  тот,  который  является 

«политическим  обществом»,  или  государством.  Им  соответствует 

функция  «гегемонии»,  которую  доминирующая  группа  осуществляет 

во всем обществе, и функция «прямого господства», или командования, 

которая  выражается  в  государстве,  в  «юридическом»  правительстве», 

писал  Грамши.  Грамши  А.  Тюремные  тетради.  Часть  первая.  —  М.: 

Издательство политической литературы, 1991.

2

  Зомбарт Вернер. Буржуа М., Наука, 1994.

3

  Гегель Ф.Г

Феноменология духа

. СПб.: Наука, 1992.

Дугин А. Г.

 Контргегемония в ТММ


background image

32

Часть I. Контргегемония

из «традиционного интеллектуала», становится органическим, 

то есть осознанно выбирающим свое положение относительно 

гегемонии. 

Из этого вытекает важный вывод: выступить против гегемо-

нии интеллектуал вполне может и в том обществе, где капита-

листические отношения в базисе и политическое доминирова-

ние буржуазии в надстройке преобладают. Интеллектуал может 

отвергнуть  или  принять  гегемонию  свободно,  так  как  у  него 

есть зазор свободы, аналогичный тому, который есть в области 

политического по отношению к экономическому (как показал 

опыт  большевизма  в  России).  Другими  словами,  можно  быть 

носителем пролетарского сознания и стоять на стороне рабоче-

го класса и справедливого общества, находясь в самом центре 

общества буржуазного. Все зависит от интеллектуального вы-

бора: гегемония это вопрос совести.

Сам Грамши пришел к такой концепции на основании ана-

лиза политических процессов в Италии 20-х-30-х годов

1

. В этот 

период,  согласно  его  анализу,  в  этой  стране  вполне  назрели 

предпосылки для социалистической революции — и в базисе 

(развитый  промышленный  капитализм  и  обострение  классо-

вых  противоречий  и,  соответственно,  классовой  борьбы)  и  в 

надстройке  (политические  успехи  консолидированных  левых 

партий).  Но  в  этих,  казалось  бы,  благоприятных,  условиях, 

анализирует дальше Грамши, левые силы были обязаны своим 

провалом тому, что в интеллектуальной сфере в Италии тон за-

давали представители именно гегемонии, внедряя буржуазные 

стереотипы и штампы даже там, где это шло вразрез с экономи-

ческими и политическими реалиями и предпочтениями актив-

ных антибуржуазных кругов. Этим, с его точки зрения, и вос-

пользовался Муссолини, обративший гегемонию в свою пользу 

(фашизм,  с  точки  зрения,  коммунистов  был  завуалированной 

формой  господства  буржуазных  классов)  и  предотвративший 

искусственно  социалистическую  революцию,  назревавшую  в 

1

  Грамши А

.

 Тюремные тетради. Указ. соч.


background image

33

силу естественного исторического хода событий. Иными сло-

вами, ведя (относительно) успешно политические баталии, ита-

льянские коммунисты, по Грамши, упустили из виду «граждан-

ское общество», сферу интеллектуальной, «метаполитической» 

борьбы, и в этом он видел причину их поражения.

В этой форме грамшизм был взят на вооружение европей-

скими левыми (особенно новыми левыми), и начиная с 60-х гг. 

левое движение в Европе применило грамшизм на практике. Ле-

вые (марксистские) интеллектуалы (Сартр, Камю, Арагон, Фуко 

и т. д.) смогли внедрить антибуржуазные концепции и теории в 

самый центр общественной и культурной жизни, причем, поль-

зуясь издательствами, газетами, клубами и университетскими 

кафедрами,  которые  были  интегральной  частью  капиталисти-

ческой экономики и действовали в политическом контексте до-

минации буржуазной системы. Тем самым они подготовили и 

события 1968-го г., прокатившиеся по Европе, и левой поворот 

европейской политики в 70-е гг.

Таким образом, как ленинизм на практике доказал, что у по-

литического  сегмента  надстройки  есть  определенная  автоно-

мия и активность в этой области может опережать процессы, 

развертывающиеся в базисе, так и грамшизм в практике новых 

левых  продемонстрировал  свою  эффективность  и  практиче-

скую ценность как активной интеллектуальной стратегии.

Грамшизм в критической теории: левый уклон

В том виде, в каком мы описали, грамшизм и был интегрирован 

в критическую теорию МО ее современными представителями — 

Робертом Коксом

1

, Стивеном Гиллом

2

 и т. д. И хотя они в духе 

постмодерна  еще  более  акцентировали  автономность  сферы 

«гражданского общества» и соответственно феномена гегемонии, 

поставив  интеллектуальный  выбор  и  эпистемологические 

1

    Cox  R.  Gramsci,  Hegemony  and  International  Relations:  An  Essay  in 

Method// Millennium 12,1983.

2

  Gill  S.  Gramsci,  Historical  Materialism  and  International  Relations. 

Cambridge: Cambridge University Press, 1993.

Дугин А. Г.

 Контргегемония в ТММ


background image

34

Часть I. Контргегемония

стратегии  выше  политических  процессов  и  экономических 

структур,  они  в  целом  сохранили  преемственность  именно 

марксистскому,  левому  дискурсу:  для  них  капитализм  был  в 

целом лучше недокапиталистических социально-эконмических 

систем,  хотя  и  заведомо  хуже  той  посткапиталистической 

(социалистической  и  коммунистической)  модели,  которая 

должна  прийти  ему  на  смену.  Этим  объясняется  структура 

проекта  контргегемонии

1

  в  критической  теории  МО  —  она 

остается в контексте левого понимания исторического процесса. 

Можно описать это так: согласно представителям критической 

теории, гегемония (=буржуазное общество, кульминирующее в 

голограмме буржуазного сознания) должна сменить собой недо-

гегемонию  (типы  общества,  предшествующие  буржуазному  и 

свойственные им формы коллективного сознания — Премодерн), 

чтобы затем быть ниспровергнутой контргегемонией, которая, 

после  своей  победы,  установит  пост-гегемонию.  Так,  сами 

Маркс  и  Энгельс  в  «Манифесте  Коммунистической  партии»

2

 

на все лады настаивали на том, что претензии коммунистов к 

буржуазии не имеют ничего общего с претензией к буржуазии 

со  стороны  антибуржуазных  феодалов,  националистов, 

христианских  социалистов  и  т.д.  именно  в  силу  того,  что 

капитализм есть чистое зло, вбирающее в себя относительное 

(не  столь  явное  и  не  столь  эксплицитное)  зло  прежних  форм 

общественной эксплуатации, но чтобы победить зло, надо дать 

ему полностью проявить себя, и лишь затем искоренить, а не 

делать  косметические  действия  и  ретушировать  его  наиболее 

одиозные  черты,  лишь  оттягивая  тем  самым  горизонты 

революции и коммунизма.

1

   Неограмшист Николс Пратт определяет контргегемонию как «создание 

альтернативной гегемонии в зоне гражданского общества для подготовки 

политических  изменений».  Pratt  N.  Bringing  politics  back  in:  examining 

the link between globalization and democratization// Review of International 

Political Economy. Vol. 11, No. 2, 2004.

2

  Маркс К., Энгельс Ф.Манифест Коммунистической партии./Маркс 

К.,  Энгельс  Ф.  Сочинения.  —  2-е  изд.  —  Т.  4.  –М.:  Государственное 

издательство политической литературы, 1955. С. 419–459.


background image

35

Это необходимо иметь в виду, когда мы рассматриваем струк-

туру неограмшистского анализа международных отношений.

Этот  анализ  делит  все  страны  на  те,  где  гегемония  укре-

пилась явно (это развитые капиталистические страны с инду-

стриальной  экономикой,  доминацией  буржуазных  партий  в 

парламентских  демократических  системах,  организованные  в 

соответствии с образцами национальных Государств, обладаю-

щие развитой рыночной экономикой и либеральной правовой 

системой) и те, где она, по разным историческим обстоятель-

ствам, этого сделать не смогла. Первые страны принято назы-

вать «развитыми демократическими державами», а вторые — 

относить к «пограничным случаям», «проблемным зонам» или 

даже к разряду «государств-негодяев» (rogue states). Анализ ге-

гемонии в странах, где она укрепилась, полностью вписывается 

в общий левый (марксистский, неомарксистский и грамшист-

ский) анализ. Но случай стран с «недостроенной гегемонией» 

следует рассмотреть отдельно.

Эти  страны  сам  Грамши  относил  к  разряду  «цезаризма» 

(явно  имея  в  виду  перед  глазами  опыт  фашистской  Италии). 

«Цезаризм»  может  быть  рассмотрен  широко,  как  любая 

политическая система, где буржуазные отношения существуют 

фрагментарно,  и  их  полноценное  политическое  оформление 

(как  классического  буржуазно-демократического  Государства) 

задерживается.  В  «цезаризме»  главное  не  авторитарный 

принцип  правления,  но  именно  задержка  с  полноценной 

инсталляцией  полноценной  капиталистической  системы  (в 

базисе  и  надстройке)  западного  образца.  Причины  такой 

задержки  могут  быть  самые  разные:  диктаторский  стиль 

правления, клановость, наличие религиозных или этнических 

группировок  во  власти,  культурные  особенности  общества, 

исторические  обстоятельства,  особое  экономическое  или 

географическое положение и т. д. Важно, в первую очередь то, 

что в таком обществе гегемония выступает как внешняя сила 

(со  стороны  полноценно  буржуазных  Государств  и  обществ) 

Дугин А. Г.

 Контргегемония в ТММ