Файл: Левиафан выпуск 5.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2622

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Часть I. Контргегемония

и  как  внутренняя  оппозиция,  так  или  иначе  связанная  и  с 

внешними факторами. 

Неограмшисты  в  МО  утверждают,  что  «цезаризм»  пред-

ставляет собой именно «недо-гегемонию», и поэтому его стра-

тегия сводится к тому, чтобы балансировать между давлением 

гегемонии извне и изнутри, идя на определенные уступки, но 

вместе с тем, делать это избирательно, стремясь, во что бы то 

ни стало, сохранить власть и не допустить захвата власти бур-

жуазными  политическими  силами,  выражающими  на  уровне 

политической  надстройки  структуры  организации  экономиче-

ского базиса общества. Поэтому он обречен на «трансформизм» 

(итальянское transformismo), постоянную подстройку под геге-

монию с одной стороны, при неизменном стремлении оттянуть, 

отложить или направить по ложной траектории тот финал, к ко-

торому она неуклонно движется.

В этом отношении, представители критической теории в МО 

рассматривают «цезаризм» как то, что рано или поздно будет 

преодолено  гегемонией,  поскольку  это  явление  представляет 

собой не более, чем «историческое запаздывание», а отнюдь не 

альтернативу, то есть не контргегемонию как таковую.

Очевидно, что именно к такому «цезаризму» современные 

представители критической теории в МО относят большинство 

стран  Третьего  мира,  и  даже  крупные  державы,  входящие  в 

БРИКС (Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку).

С учетом такой особенности, становится ясной ограничен-

ность концепта контргегемонии у представителей критической 

теории в МО и откровенный утопизм их альтернативных про-

ектов — так, «контр-общество» Кокса представляет собой не-

что  невыразительное  и  неопределенное.  Они  исходят  из  того 

смутного  проекта  социально-политического  миропорядка, 

который должен наступить «после либерализма»

1

 (И. Валлер-

стайн)  и  соответствовать  привычным  для  левых  коммунисти-

ческим утопиям. Такая версия контргегемонии ограничена еще 

1

  Валлерстайн И. После либерализма.— М.: Едиториал УРСС, 2003.


background image

37

и  тем,  что  поспешно  заносит  многочисленные  политические 

явления, явно не попадающие в разряд гегемонии и тяготею-

щие к альтернативным версиям миропорядка, в разряд «цеза-

ризма»  и,  следовательно,  «недо-гегемонии»,  лишая  их  какого 

бы то ни было интереса для разработки эффективной контрге-

гемонистской стратегии. Но при этом общий анализ структуры 

международных отношений в свет методологии неограмшизма 

представляет собой крайне важное направление для разработки 

ТММ.

Однако для того, чтобы преодолеть ограниченность крити-

ческой  теории  МО  и  полностью  задействовать  потенциал  не-

ограмшизма, следует качественно расширить это подход, выйдя 

за рамки исключительно левого (даже, «левацкого») дискурса, 

помещающего  всю  конструкцию  в  зону  идеологического  сек-

тантства и маргинальной экзотики (где он располагается в на-

стоящее время). В этом вопросе бесценную помощь нам окажут 

идеи французского философа Алена де Бенуа.

«Грамшизм справа» — ревизия алена де Бенуа

Еще в 80-е годы французский представитель течения «новых 

правых» (Nouvelle Droite) Ален де Бенуа обратил внимание на 

идеи Грамши, с точки зрения их методологического потенциа-

ла

1

. Так же как и Грамши, де Бенуа открыл фундаментальность 

метаполитики  как  особой  области  интеллектуальной  деятель-

ности,  подготавливающей  (в  форме  «пассивной  революции») 

дальнейшие  политические  и  экономические  сдвиги.  Успехи 

«новых  левых»  во  Франции  и  в  Европе  в  целом,  только  под-

тверждали эффективность такого подхода.

Но в отличие от большинства французских интеллектуалов 

второй половины ХХ века Ален де Бенуа не был сторонником 

марксизма,  что  делало  его  позицию  несколько  обособленной. 

Но вместе с тем, не разделяя коммунистических убеждений как 

таковых, де Бенуа строил свою политическую философию на 

1

   Benoist de A. Vu de droite.Anthologie critique des idées contemporaines. 

P., Copernic, 1977.

Дугин А. Г.

 Контргегемония в ТММ


background image

38

Часть I. Контргегемония

радикальном  отвержении  либеральных  и  буржуазных  ценно-

стей, отрицая капитализм, индивидуализм, модернизм, а также 

геополитический атлантизм и евроцентризм Запада. Более того, 

он противопоставлял «Европу» и «Запад» как два антагонисти-

ческих концепта: «Европа» для него является полем разверты-

вания особого культурного Логоса, идущего от греков и актив-

но  взаимодействующего  с  богатством  кельтской,  германской, 

латинский,  славянской  и  иных  европейских  традиций,  а  «За-

пад»  —  эквивалентом  механицистской,  материалистической, 

рационалистской  цивилизации,  основанной  на  преобладании 

техники надо всем остальным. «Запад», таким образом, Ален де 

Бенуа, вслед за О. Шпеглером понимал как «закат Европы», и 

вместе с Ф. Ницше и М. Хайдеггером был убежден в необходи-

мости преодоления современности как нигилизма и «покинуто-

сти мира бытием» (Seinsverlassenheit). Запад в этом понимании 

был тождественен для него либерализму, капитализму, буржу-

азному обществу. Все это «новые правые» призывали преодо-

леть. Не будучи материалистами, «новые правые» вместе с тем 

были согласны с тем ключевым значением, которое Грамши и 

его последователи уделяли области «гражданского общества». 

Так Ален де Бенуа пришел к выводу, что то явление, которое 

Грамши называл «гегемонией», является точным названием для 

того набора явлений, понятий, установок и ценностей, которые 

сам де Бенуа считал «абсолютным злом». Это привело к про-

возглашению им принципа «грамшизма справа».

«Грамшизм  справа»  означает  признание  автономии  «граж-

данского общества в понимании Грамши» вместе с выявлением 

феномена гегемонии в этой сфере и выбором своей мировоз-

зренческой позиции на противоположной от гегемонии сторо-

не. Так, Ален де Бенуа публикует программную работу «Евро-

па, Третий мир — одна и та же битва»

1

, всецело построенную 

на  параллелях  между  борьбой  народов  Третьего  мира  против 

западного  буржуазного  неоколониализма  и  стремлением  ев-

1

   Benoist de A. Europe, Tiers monde, même combat. P.:Robert Laffont, 1986


background image

39

ропейских  народов  освободиться  от  отчуждающей  диктатуры 

буржуазного рыночного общества, от морали и практики тор-

говцев, заместившей собой этику героев

1

 (В. Зомбарт).

Важнейшее  значение  «грамшизма  справа»  для  ТММ 

состоит  в  том,  что  такое  понимание  «гегемонии»  позволяет 

встать  на  позицию  за  пределом  левого  и  марксистского 

дискурса  и  отвергнуть  буржуазный  порядок  во  всех  областях 

(как  в  базисе  —  экономика,  так  и  в  надстройке  —  политика 

и  гражданское  общество),  но  не  после  того,  как  гегемония 

станет  тотальным  планетарным  и  глобальным  фактом,  а 

вместо  этого.  Отсюда  чрезвычайно  нагруженный  смыслом 

нюанс в названии другой программной работы Алена де Бенуа 

«Против  либерализма»

2

  в  сравнении  с  «После  либерализма»

3

 

неомарксиста  Иммануила  Валлерстайна:  для  де  Бенуа  ни  в 

коем  случае  нельзя  уповать  на  «после»,  нельзя  позволить 

либерализму  сбыться  как  совершенному  факту,  надо  быть 

против уже сейчас, сегодня, вести борьбу из любого положения 

и  в  любой  точке  мира.  Гегемония  атакует  в  планетарном 

масштабе,  находя  своих  носителей  как  в  сложившихся 

буржуазных обществах, так и в обществах, где капитализм еще 

не утвердился окончательно. Поэтому контргегемония должна 

мыслиться  вне  идеологических  сектантских  ограничений: 

если  мы  хотим  создать  контргегемонистский  блок,  то  в  его 

состав  надо  ввести  всех  представителей  антибуржуазных, 

антикапиталистических сил — левых, правых или вообще не 

поддающихся никакой классификации (сам де Бенуа постоянно 

подчеркивает,  что  разделение  на  «левых»  и  «правых»  давно 

устарело  и  не  соответствует  настоящему  выбору  позиции; 

сегодня гораздо важнее, ты за гегемонию или против нее).

1

  Зомбарт  В.  Торгаши  и  герои.  Зомбарт  В.  Собрание  сочинений  в  3 

томах. Том 2. СПб.: Владимир Даль, 2005.

2

 

  Бенуа  А.  Де  Против  либерализма.  К  Четвертой  Политической 

Теории. СПб: Амфора, 2009.

3

  Валлерстайн И. После либерализма. Указ. соч.

Дугин А. Г.

 Контргегемония в ТММ


background image

40

Часть I. Контргегемония

«Грамшизм справа» Алена де Бенуа возвращает нас к «Ма-

нифесту  Коммунистической  Партии»  Маркса/Энгельса  и  во-

преки  их  эксклюзивистскому  и  догматическому  призыву 

«очиститься от попутчиков» призывает к формированию Гло-

бального Революционного Альянса, объединяющего всех про-

тивников  капитализма  и  гегемонии,  всех  тех,  кто  сущностно 

против него, и при этом неважно, кто что берет за позитивную 

альтернативу — важнее в данном случае наличие общего врага. 

В противном случае, считают «новые правые» (отказывающие-

ся, кстати, называть себя «правыми» — это название было дано 

представителям этого течения их оппонентами, не нашедшими 

иного термина для обозначения их позиции) гегемонии удаст-

ся разделить своих противников по искусственным признакам, 

противопоставить  одних  другим,  чтобы  успешнее  справиться 

со всеми по отдельности.

денонсация евроцентризма в исторической социологии

С совершенно иной стороны подошел к этой же проблеме 

современный исследователь международных отношений и один 

из  главных  представителей  исторической  социологии  в  МО 

Джон Хобсон. В своей программной работе «Евроцентрическая 

концепция  мировой  политики»

1

он  анализирует  практически 

все подходы и парадигмы в МО с точки зрения заложенной в 

них иерархии, построенной по принципу сравнения Государств 

и их роли, их структур и их интересов с образцом западного 

общества, взятого за универсальный норматив. Хобсон прихо-

дит  к  выводу,  что  все  без  исключения  школы  в  МО  строятся 

на имплицитном евроцентризме, то есть признают универсаль-

ность  западно-европейских  обществ  и  считают  фазы  евро-

пейской  истории  обязательными  для  всех  остальных  культур. 

Хобсон справедливо рассматривает такой подход как проявле-

ние европейского расизма, постепенно и незаметно переходя-

1

  Hobson

  J.  The 

Eurocentric

  Conception  of  World  Politics:  Western 

International  Theory,  1760  -2010.  Cambridge:  Cambridge  University  Press, 

2012.