Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1742

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отвергли обвинения в свой адрес. Средства массовой информации всей планеты публиковали репортажи о происходящем на первых полосах. Пассивное противостояние длилось без перерыва двадцать дней. В конце концов, военно-морской флот США задержал судно в международных водах в Индийском Океане и на его борт поднялись инспекторы. К вящему стыду Штатов, они обнаружили там только сельскохозяйственное оборудование — плуги, лопаты и мини-тракторы. Разведданные оказались дезинформацией.

После этого инцидента руководство Китая осознало, что необходимо создать мощный океанский флот для защиты своих интересов за пределами националь­ных границ. Модернизация флота и военно-морские планы Китая особенно по­казательны в этом смысле. Они нацелены на дальнейший отход от традиционной стратегии обороны собственной территории и переход к новой стратегии «Обо­роны дальних морей». Таким образом, расширяется зона действий китайского флота. Выступая на конгрессе коммунистов ВМС в 2006 г., президент КНР Ху Цзиньтао назвал Китай «морской державой» и призвал к созданию «мощного народного военно-морского флота», чтобы «отстоять наши морские права и ин­тересы». Другие партийные лидеры, командование ВМС, правительственные до­кументы и военные журналы НОА убеждают население в том, что экономическая и политическая мощь страны в значительной степени зависят от доступа к морю и его использованию в своих интересах, и что для защиты такого доступа стране необходим мощный флот.

В 2009 г. китайские военные корабли осуществляли антипиратский конвой в Аденском заливе. Сегодня Флот КНР перешел к постоянному сопровождению китайских коммерческих судов не только в Восточной Азии и Юго-Восточной Азии, но и дальше через Малаккский пролив до Индийского Океана.

Китай XXI века строит стратегические планы на море. И создает необходи­мые для их реализации средства. Однако его военные возможности в Индийском Океане невелики. Пекин размещает лишь 3-4 военных корабля в регионе, при­сутствие ВМФ Китая в Индийском Океане ограничивается защитой путей снаб­жения и граждан, как мы это уже видели у берегов Сомали и Ливии, и не нацелены на активные действия. Китай пока не в состоянии держать значительные военно-морские силы на большом расстоянии и на постоянной основе. У определенной части индийской элиты сложилось мнение, что Китай проводит курс на создание кольца агрессии вокруг Индии. Несколько десятилетий назад Китай приступил к созданию целого ряда морских объектов, от портовых сооружений до центров слежения и/или прослушивания. Сегодня это «жемчужное ожерелье» прости­рается от Южно-Китайского моря до Аденского залива. Хотя сегодня некоторые наблюдатели пытаются представить все как завоевание, он преследовал в первую очередь торговые цели. Объекты в различных портах, в первую очередь, связа­ны с позицией страны как крупнейшего производителя торговых судов и одного


из главных их операторов. 04 сентября 2012 г. во время своего визита в Индию, министр обороны КНР Лян Гуанле заявил, что у Пекина нет планов создания во­енных баз в Индийском Океане, Китай также не намерен брасать вызов Индии в регионе.8

Улучшение китайско-индийских военно-политических отношений

Специфика китайско-индийских военно-политических отношений характе­ризуется рядом факторов, детерминирующих конфликтный потенциал. В первую очередь, это пограничная проблема.

Из-за поражения в Китайско-индийской пограничной войне 1962 г. воору­жённые силы Индии все время считают, что Китай является одним из главных источников угроз для Индии. Индийское военно-политическое руководство по­лагает, что необходимо осуществить военную модернизацию вооружённых сил Индии, чтобы отреагировать на «китайскую угрозу», как мы это уже видели, ког­да Индия провела ядерное испытание в 1998 г. 13 мая 1998 г. в газете «Нью-Йорк таймс» было опубликовано письмо американскому президенту Биллу Клинтону от премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи, где он объяснял, что Китай был первичным фактором, который мотивировал распространение ядерного оружия в Индии.

Для противостояния Индия ввязалась в длительный процесс модернизации вооруженных сил и замены устаревшего оружия советского времени. Заказы на истребители, боевые корабли, вертолеты и оружие сделали Индию мировым ли­дером по количеству импорта оружия. Международный институт по изучению проблем мира в Стокгольме сообщил, что на Индию приходилось 9% мирового импорта оружия в 2010 г., и он является последним годом, за который есть дан­ные. Индия настойчиво наращивает свои вооруженные силы в спорном штате Аруначал-Прадеш, который Китай называет «Южным Тибетом».

После Китайско-индийской пограничной войны 1962 г. наибольшая конфрон­тация между Китаем и Индией наблюдалась в 1986-1987 гг. в долине Самдуронг-Чу на северо-востоке Индии. В 2012 г. Индия создала две горные дивизии для того, чтобы увеличить уже имеющееся число войск, размещенных на большой высоте. Около 36 тысяч солдат и офицеров дивизий были переведены на севе­ро-восток, недалеко от штата Аруначал-Прадеш, который Китай называет своей территорией. «Предложение о создании стрелковой дивизии находится на рас­смотрении кабинета, а также идет создание независимой вооруженной бригады для этого региона. Индия надеется показать, что может нанести удар далеко от собственных границ и воспользоваться этим как средством сдерживания любой


возможной агрессии со стороны Китая», — сказал Гурмит Канвал (Gurmeet Kanwal), директор индийского Центра по изучению сухопутной войны в Нью-Дели.9

Для решения пограничной проблемы Китай и Индия прилагают большие уси­лия. После политических переговоров напряженные отношения в пограничных районах улучшались. Стороны начали переговоры по этому вопросу в 80-х годах прошлого века. Соответственно в 1993 и 1996 гг. были подписаны соглашения, призванные обеспечить мир и стабильность в приграничных районах двух стран. В 2003 г. произошли взаимные территориальные признания: правительство Ин­дии признало Тибет неотъемлемой частью китайской территории, а Китай при­знал Сикким частью Индии. В 2005 г. во время визита премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Индию обе страны подписали соглашение о руководящих поли­тических принципах решения пограничного вопроса. Сейчас действуют двусто­ронние механизмы по разрешению пограничных инцидентов.

Несмотря на прошедшие 15 раундов переговоров между государствами с 2003 г., КНР и Индия не смогли окончательно решить территориальный диспут. Китай и Индия достигли договоренности о том, что до решения данного вопроса стороны обязаны направить общие усилия на обеспечение мира и стабильности в приграничных районах.

В индийских СМИ, однако, периодически появляются сообщения о конфрон­тации между китайскими и индийскими пограничниками. Сущность постоян­ного появления инцидентов на границе между двумя странами является в том, что линия фактического контроля официально никогда не была демаркирована. Существует немало спорных мест, которые обе стороны считают своей террито­рией, из-за этого патрули обеих стран часто сталкиваются.

Например, согласно распространенному в конце апреля 2013 г. сообщению агентства ПТИ, 15 апреля китайские военные вторглись на 10 км вглубь индий­ской территории в Ладакхе (штат Джамму и Кашмир) в секторе Даулат-Бег-Ольди и разбили там палаточный лагерь. После случившегося индийское внешне­политическое ведомство потребовало вывода китайских войск из этого района. МИД КНР, в свою очередь, заявил, что китайские войска никогда не пересекали линию фактического контроля на границе с Индией, и что Пекин строго соблю­дает соответствующие соглашения.

Казалось бы, апрельский инцидент на границе мог перерасти в локальный во­оруженный конфликт, но этого не случилось. Инцидент на границе был урегу­лирован до начала визита главы индийского внешнеполитического ведомства в Китай. Сторонам удалось мирно и весьма оперативно решить проблему и выве­сти оттуда своих военнослужащих. Официальный Пекин позитивно оценил дей­


ствия двух государств во время разрешения сложившейся непростой ситуации. «Стороны действовали конструктивно и оперативно, поддерживали контак­ты», — сказала в преддверии визита главы МИД Индии официальный предста­витель МИД КНР Хуа Чуньин, добавив, что "чиновники соответствующих уров­ней проводят необходимые консультации".10 В заявлениях МИД КНР говорится, что стороны «приложили усилия по повышению взаимного доверия». Быстрое урегулирование приграничного конфликта свидетельствует о готовности сторон к сотрудничеству и эффективности рабочего механизма консультаций и коорди­нации по пограничным вопросам.

«Индо-китайская война произошла из-за сложной череды случаев взаимного непонимания сторон, — говорит бывший индийский дипломат и почетный научный сотрудник Института китайских исследований в Нью-Дели Кишан С. Рана (Kishan S. Rana). — Однако двусторонние отношения продвигаются вперед. На границе сегодня намного спокойнее, чем раньше, несмотря на нерешенные проблемы».

Сообщалось, что в октябре 2013 г. Индия и Китай намерены заключить «все­объемлющее соглашение о военном сотрудничестве на границе», которое долж­но предотвратить повторение инцидентов на линии фактического контроля. Сто­роны достигли важного консенсуса о том, что пограничная проблема не должна мешать развитию отношений двух стран в целом. Таким образом, ситуация на границе в общем сохраняется мирной.

Важным направлением считается необходимость налаживания сотрудниче­ства. Например, рассматривается возможность обмена молодыми офицерами и проведение совместных военных учений. По мнению индийского руководства, этот подход поможет избежать недоверия и ошибок в расчетах обеих сторон.

Пять лет спустя военные КНР и Индии 4 ноября 2013 г. проведут совместные учения, которые пройдут в районе города Чэнду на юго-западе Китая, сообщает в пятницу газета Times of India со ссылкой на источник. В антитеррористических учениях примут участие от каждой стороны от 100 до 150 человек. Индия на­правит в Китай бойцов элитного полка Сикхской легкой пехоты. Решение о про-


19-27 декабря 2007 г. в китайском городе Куньмин проходили совместные учения сухопутных сил Китая и Индии согласно достигнутым ранее ВС двух стран договоренностям. В учениях, проходящих под кодовым наименованием «Рука об руку-2007», приняли участие примерно 200 военнослужащих. За их ходом наблюдали военные наблюдатели из двух стран. Цель учений — укрепление взаимопонимания и взаимодоверия между ВС двух стран. С 6 по 14 декабря 2008 г. Китай и Индия провели совместные военные учения в округе Белгаум (Belgaum) на юге Индии.


ведении учений было принято в ходе визита в Пекин в июле министра обороны Индии Арракапарамбила Энтони.

Хотя масштаб предстоящих учений невелик, эксперты отмечают их значение — все военные обмены между Индией и Китаем были прерваны после 2010 г., когда китайская сторона не выдала визу главе Северного командования индийской армии генералу Б.С. Джасвалу. Учения должны способствовать нормализации ситуации и укреплению взаимного доверия на так называемой линии фактического контроля — никогда официально не демаркированной фактической границе между Индией и КНР. Надежные и развивающиеся между вооруженными силами Индии и Китая отношения служат уменьшению недоверия, увеличивают взаимное понимание и расширяют сотрудничество.

В военно-политической сфере Индия также обеспокоена тем, что Китай ока­зывает военную поддержку Пакистану. Противостояние между Индией и Па­кистаном продолжается уже более полувека, что подстегивает взаимную гонку вооружений, заставляет сконцентрировать на границе крупную группировку вооруженных сил. Пекин является крупнейшим поставщиком вооружений Па­кистану, активно участвует в модернизации вооружённых сил Пакистана. Однако в последние 15 лет Китай занял более нейтральную позицию по индо-пакистан-скому конфликту вокруг Кашмира и стремится вести более конструктивный диа­лог с Индией. Подтверждением этому является очевидное неодобрение Китаем вторжения Пакистана в Каргил в 1999 г., нарушившего линию контроля, кото­рая отделяет часть Кашмира, контролируемой Индией, от пакистанской части. 04 сентября 2012 г. во время своего визита в Индию, министр обороны КНР Лян Гуанле заявил, что Китай никогда не разместит войск в части Кашмира, которая находится под контролем Пакистана, и надеется, что Индия и Пакистан смогут разрешить кашмирские проблемы путем переговоров. Однако Индия недоволена продолжающимся инвестициями Китая в порт Гвадар и сотрудничеством с во­оруженными силами Пакистана.

Что касается военно-политического сотрудничества между Китаем и Индией в международном контексте, по словам директора программ из индийского отделения неправительственной организации Институт Аспена Чаудхури, Афганистан — это страна, политическая стабильность в которой служит интересам обоих государств.11 Войска международной коалиции будут постепенно покидать афганские провинции, и их место займут афганские военные. Вывод большей части войск международной коалиции из Афганистана запланирован на конец 2014 г. Текущая обстановка в Афганистане далека от стабильной, и имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению. С точки зрения обеспечения безопасности в Центральной Азии, для борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма в