Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1741

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

регионе, необходимы совместные усилия Китая и Индии — единомышленницы в деле поддержания региональной стабильности и безопасности.

Недавний визит премьера Госсовета КНР в Индию был направлен на то, чтобы успокоить индийскую политическую элиту и уверить её в том, что китайские пла­ны в Южной и Восточной Азии носят исключительно мирный характер. В итоге тот факт, что китайский премьер выбрал Индию в качестве пункта своего первого зарубежного визита, является хорошим предзнаменованием для будущих отно­шений между двумя соседями. The Hindu пишет: «Несмотря на споры Китая и Индии по территориальным вопросам и торговому дисбалансу, визит премьера Ли Кэцяна в Индию во время его первого, с момента прихода на новый пост, зару­бежного визита, несомненно, подала положительный и дружественный сигнал».

В китайско-индийских отношениях есть разногласия и трудности. Но нет предрасположенности, что они должны быть противниками. Сегодня от взаимо­отношений КНР и Республики Индия во многом зависит развитие глобального экономического и политического пространства. Во время своего визита в Нью-Дели, премьер КНР Ли Кэцян подчеркнул, что Китай и Индия должны сблизить­ся в интересах превращения Азии в локомотив глобальной экономики. Он также отметил, что азиатский век не наступит, если Китай и Индия не смогут гармонич­но развиваться вместе.

Россия заинтересована в нормальных и конструктивных отношениях между Китаем и Индией. Ведь обе страны — важные торгово-экономические и полити­ческие партнеры Москвы, в частности, по группе БРИКС и по трехстороннему формату Россия-Индия-Китай (РИК). «Мы разделяем с Пекином и Дели многие подходы к мировой политической ситуации и, конечно, не хотели бы становиться в позицию выбора между ними в случае любого конфликта», — сказал Александр Лукин, проректор дипломатической академии МИД России.12


Военная стратегия Германии


Мануэл Охзенрайтер


Стратегия обороны стран НАТО во время холодной войны должно была стать настоящим кошмаром для некоторых западногерманских офицеров. Даже бывший западногерманский канцлер Гельмут Шмидт в 2007 году в интервью сказал, что он был потрясен, когда ему сообщили о планах НАТО в 1969 году. Шмидт сказал, что полоса ядерных мин пересекала Западную Германию, которые должны былм сдетонировать в случае советского вторжения. Западная Германия рассматривалась как будущее ядерное поле боя. Страна, официально известная как «Германия» превратилась бы в гигантское «Ground Zero» в центре Европы. Немцы в Западной и Восточной Германии находились в смертельном театре ядер­ной «холодной войны».

Западногерманская армия Бундесвер была частью этих планов. Стратегия НАТО бала такой: в случае советской агрессии армии Восточного блока будут вы­полнять мощную сухопутную атаку так называемого «железного занавеса» Цен­тральной Европы на Германию. Было бы практически невозможно остановить Восточные армии до реки Рейн. Западная Германия должна была стать «смер­тельной ловушкой» для армии противника и немецкого гражданского населения. Бундесвер не играл большой стратегической роли в этом ужасном сценарии, за­падногерманские солдаты могли быть убиты или поражены подавляющими Вос­точными силами и западным ядерным ответом в течение нескольких дней.

Германия в 1945 г.: после безоговорочной капитуляции германского Вермахта бывший Рейх стал разделен на зоны оккупации союзными державами. На запа­де — США, британские и французские войска создали свои зоны, в центре была создана советская зона оккупации, Восточная Германия была занята Польшей и Советским Союзом. Рейх был уничтожен, огромные города как Берлин, Гамбург, Дрезден или Кенигсберг превратились в руины. Миллионы немецких беженцев стали бродягами, некогда бывшая самая могущественная страна континенталь­ной Европы была разоружена и ослаблена, создавая, тем самым, вакуум власти. Конференция союзников в Потсдаме летом 1945 г. дала понять, что в настоящее время появилось новое противостояние: Западный блок под англо-американским руководством против коммунистического Восточного блока под советским ру­ководством. В 1949 г. было создано два немецких государства: в западных зонах оккупации Федеративная Республика Германия (Bundesrepublik Deutschland), в Средней Германии — Германская Демократическая Республика (Deutsche Demokratische Republik). В то время, когда эти государства были основаны, они не имели вооруженных сил.


Германия оставалась полностью демилитаризованной, и любые планы немец­ких военных были запрещены правилами союзников. Остались только неболь­шие морские подразделения по разминированию, но они были безоружными, находились под контролем союзников и не служили официально в качестве сил обороны. Даже Федеральные пограничные силы (Bundesgrenzschutz), мобиль­ные и легко вооруженные полицейские силы в составе 10 тысяч человек, были сформированы только в 1951 г. — через два года после основания Федеративной Республики Германии. Первое предложение по интеграции западногерманских войск с солдатами Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Италии в так называемое «Европейское оборонительное сообщество», на самом деле, в запад­ноевропейскую армию, так и не было реализовано. Особенно противилась этому Франция, которая выступала против любых планов перевооружения Западной Германии в течение длительного времени. «Германский милитаризм» был обви­нен в развязывании обеих мировых войн. Германия никогда не должна была снова стать континентальной супердержавой. И лучшим «лекарством» против милита­ризма, казалось, был запрет на вооруженные силы.

С ростом напряженности между коммунистическим Советским Союзом и капиталистическим либеральным Западом, особенно после Корейской войны (1950 — 1953 гг.), эта политика была пересмотрена. В то время как Германская Демократическая Республика уже тайно перевооружалась, планы в отношении новых вооруженных сил Западной Германии начали реализовываться в 1950 г., когда бывшим высокопоставленным немецким офицерам Вермахта канцлер Кон­рад Аденауэр поставил задачу обсудить варианты по перевооружению. Так на­зываемый «АМТ Blank», предшественник более позднего Федерального Мини­стерства Обороны (Bundesverteidigungsministerium) , была сформирован в 1950 году в Бонне.

Западногерманской Бундесвер был официально учрежден на 200-летнем юби­лее прусского генерала Герхарда фон Шарнхорста 12 ноября 1955 года. Но пере­вооружение («Wiederbewaffnung») Западной Германии было совсем не простой задачей. Против этих планов бушевали огромные протесты. Не только традици­онные пацифисты выступали против этих планов, но и немецкие нейтральные политики и интеллектуалы, которые выступали за одну объединенную Германию, были категорически против перевооружения. Они увидели в этих планах прояв­ления немецкого разделения.

Была и другая дилемма: с безоговорочной капитуляцией германского Вермах­та союзные державы приложили много энергии в так называемую «денацифика­цию» немцев. Вермахт был определен как один из худших инструментов герман­ского милитаризма. Генералы и офицеров Вермахта и войск СС были осуждены как поджигатели войны и кровожадные военные преступники. Но внезапно За­пад заинтересовался персоналом Вермахта. Причина этого политического разво­


рота проста: Вермахт и войска СС были единственными вооруженными силами с определенным опытом борьбы с Советской Армией во время Второй мировой войны. С самого начала новый Бундесвер страдал из-за «конфликта идентично­сти». В то время как политика продолжала клеймить офицеров вооруженных сил Германии Второй мировой войны, те же лица должны были создать новую армию.

Во время холодной войны через Бундесвер проходила линия фронта конвен­циональной обороны НАТО в Центральной Европе. Западногерманская армия насчитывала 495 тысяч солдат. Историк холодной войны Джон Льюис Гэддис оценивает Бундесвер в своей книге «Холодная война — Новая история», как «возможно, лучшую армию мира». Но Бундесвер не принимал участие в каких-либо боевых действиях во времена холодной войны. Западногерманские воору­женные силы в течение всей холодной войны были неотъемлемой частью воен­ной стратегии НАТО.

После воссоединения Германии в 1990 г. Бундесвер был сокращен до 37 тысяч военнослужащих в соответствии с Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии между двумя немецкими правительствами и союзниками (договор 2+4). Бывшие войска Восточной Германии — Nationale Volksarmee (NVA) были расформированы. Около 50 тысяч персонала Народной армии ГДР были интегрированы в Бундесвер 2 октября 1990 г. С сокращением большое количество военной техники Бундесвера и Народной армии было уничтожено. Большая часть бронетехники и самолетов-истребителей (Bundesluftwaffe ВВС — за счет Воссоединения — были единственными военно-воздушными силами в мире, которые имели в своем составе и Фантомы, и МиГи) была демонтирована в соответствии с международными процедурами разоружения.

Воссоединенная Германия не вышла из членства в НАТО. НАТО «реформи­ровало» себя после официального окончания холодной войны. Североатланти­ческий альянс начал экспансию на новые автономные государства Восточной Европы. Для Бундесвера миссия изменилась: он все больше и больше трансфор­мировался в силы для международных миссий. Надежды, что Германия станет суверенным государством с независимой безопасностью и оборонным планиро­ванием, конечно, в пределах европейской концепции обороны, постигли горькое разочарование. «Защита родины» более не играла роли со времени окончания холодной войны — в официальном документе «руководящие принципы обо­роны» (Verteidigungspolitische Richtlinien) с 1992 г. термин «защита родины» больше даже не упоминался. На первый взгляд, военная идея Федеративной Ре­спублики Германии, казалось, развернулась на 180 градусов: До 1990 г. была по­стоянная угроза ядерную войну на немецкой земле, после 1990 г. немецкое мини­стерство обороны заговорило о всемирной миссии немецких военных.

Последние «руководящие принципы обороны» от 18 мая 2011 г. были названы «национальными интересами по защите гарантий при условии международной


ответственности — формировать безопасность вместе». Эти принципы включают признания, такие как: «являясь активным членом международного сообщества, Германия преследует свои интересы и активно стремится к лучшему и более безопасному миру».

И еще: «прямая угроза территориальной целостности Германии с примене­нием обычных военных средств остается маловероятной. За последние несколько лет стратегическая безопасность продолжает меняться. Глобализация привела к сдвигам власти между государствами и группами государств, а также к возникно­вению новых региональных держав. Сегодня риски и угрозы возникают, прежде всего, от хрупких и несостоявшихся государств, актов международного терро­ризма, террористических режимов и диктатур, потрясениями распада, преступ­ных сетей, климатических и природных бедствий, потоков миграций, недостатка или нехватки поставок природных ресурсов и сырья, от эпидемий и пандемий, а также от возможных угроз критической инфраструктуре, такой как информаци­онные технологии».

Немецкая военная миссия в настоящее время полностью отделена от немец­кого государства. Официальное немецкое понимание членства в НАТО превра­тилось из оборонного союза против реально существующих угроз в абстрактную концепцию альянса и трансатлантических ценностей и даже в один из «смыслов существования Германии»:

«Североатлантический альянс остается центральным элементом наших уси­лий по обороне. Солидарность альянса, а также надежные вклады в альянс яв­ляются частью смысла существования Германии (...) Приверженность Соеди­ненных Штатов к безопасности Европы, как это наиболее заметно и эффективно отражено в Организации Североатлантического договора, остается жизненно важным интересом Германии и ее европейских союзников. Поэтому наш долг и наша миссия состоит в том, чтобы сохранить уникальные качества трансатлан­тических отношений, укреплять наши связи и наши обмены, и продолжать раз­вивать партнерство с США, ответственно выполняя свои задачи».

Германский Бундесвер сегодня представляет операции международных сил, готовых к действию «за лучший мир». Конечно, термины «интерес в области безопасности» и «национальные интересы» до сегодняшнего дня все еще ис­пользуются, но и здесь значение поменялось:

«Немецкие интересы в области безопасности включают в себя:

  • Предупреждение, смягчение последствий и управление кризисами и кон­фликтами, которые ставят под угрозу безопасность Германии и ее союзников;

  • Поддержку и реализацию позиций по внешней политике и безопасности в настойчивой и надежной манере;

  • Укрепление трансатлантической и европейской безопасности и партнерства;

  • Продвижение универсальности прав человека и принципов демократии, содействие глобальному уважению международного права и сокращению разры­ва между богатыми и бедными регионами мира;

  • Содействие свободной и неограниченной мировой торговле, а также бесплатному доступу к открытому морю и природным ресурсам».