Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1734

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Великобританией усилились из-за конфликта вокруг Фолклендов с Аргентиной — было бы справедливо увидеть экономические интересы, в основном, в сфере крупной продажи оружия в качестве движущей силы для создания близости между этими двумя правыми правительствами.

Тем не менее, «пресмыкающийся чиновник» в дневнике Алана Кларка также показывает, что наличие значительной внутренней напряженности, как в лейбо­ристском, так и в консервативном правительствах в вопросе продажи военной техники и обучения жестоких диктатур. Новые сведения, полученные из пере­говоров внутри британского правительства — Министерства иностранных дел и посольства Британии свидетельствовало о тревоге в вопросах поставки таким режимам больше, чем любые реальные этические оговорки. С началом конфликта за Фолклендские острова правитеьство попросило британских редакторов газет не упоминать о быстро развивающихся отношениях между Великобританией и Чили (Phythian, 2000, с. 110). Попытка приобретения бронетранспортеров «Кентавр-300» режимом Пиночета в 1984 г. вызвала необычайный испуг, так как она совпала по времени с новой волной репрессий по отношению к левым, студентам и профсоюзам. Британский делегат парламента от партии консервато­ров посетивший Чили в этом году настаивал в заявлении для прессы, в котором, казалось, пытался убедить больше себя, чем аудиторию, что «чилийцы сказали мне, что они хотели использовать их в северных пустынных и заболоченных рай­онах на юге страны, а не для использования против собственного народа... Кен­тавр — это просто грузовик и не имеет ничего общего с ужасным спецавтомо­билем AMAC для разгона бунтов, которые правительство запретило продавать в Чили». (Цит. по Phythian, 2000, с. 120).

Хотя продажа «Кентавра» никогда не была осуществлена, транспортное средство с очень похожим дизайном было замечен через год на улицах Сантьяго, будучи «использовано для убийства студентов, которые принимали участие в... демонстрации" ' (Hansard, 24 July 1986, cols. 830-1 цит. по Phythian, 2000, с. 120) . Слова британского депутата, по видимому, являются примером того, что философ Жижек назвал бы «фетишистским отрицанием» (Жижек, 2006, стр. 353.): семантическое отречение от пыток и убийств при одновременном содействии самому процессу дезавуирует его. Это циничное наблюдение за дистанцией между знаком и актом — желание выполнить ряд поверхностных жестов, в то время как тайно преследуется совсем другая последовательность действий — можно увидеть в большинстве подходов британского правительства по культивированию общественных отношений с чилийским правительством в 1980-х гг. Файтиан цитирует забавную памятку британского министерства иностранных дел, которую оно распространило в ответ на значительную критику, возникшую в британской прессе, а также со стороны церковных деятелей, таких как кардинал Бэзил Хьюм. Озглавленный как «Возможности по секвестрам отношений»,


документ посвящен рассматриванию различных запретов и бойкотов, которые Великобритания может ввести против Чили в качестве наказания за нарушение прав человека, включая финальную резолюцию: запрет на коктейли в чилийском посольстве.

Мы могли бы рассмотреть бойкот социальных мероприятий посольства Чили на уровне министров и старших должностных лиц. Это может быть либо ограни­чение контактов или распространяться на более широкий спектр бизнеса между Уайтхоллом и чилийским посольством (Phythian, 2000, стр. 119).

Конечно, мы теперь полностью в области сатиры. Если сатира, однако, под­разумевает ироническое чувство дистанции между тем, как все должно быть и как есть, то многие уклонения правительства США, Гватемалы, Британии и Израиля, использовавшиеся для описания их поведения, были элементом потенциальной сатиры. Это мы увидим когда приедем в Гватемалу, которая переименована лагеря принудительного труда для безземельных крестьян в «полюса развития» (Pollos де Desarrollo).

Хотя Великобритания была одним из основных поставщиков оружия и военных союзников Чили, она была, конечно, не единственной страной. Не говоря уже о США, другие страны также помогли режиму Пиночета укрепиться за счет приобретения военного опыта и оборудования. Франция не только продала шестнадцать истребителей Mirage, но и обучала пилотов (Phythian, 2000 с. 114). На протяжении 1970-х гг. Израиль продал Чили огромное количество оружия: ракеты воздух-воздух Shafirir, патрульные катера Reshef, не говоря уже об израильских танках М-51, которые британское правительство пыталось оснастить своими двигателями V-8 (Bahbah, 1986, стр. 74; Phythian, 2000, стр. 119). Это была Британия, однако, действовавшая на основе смеси бизнеса и геополитических интересов, в сочетании с увеличивающейся идеологической совместимостью после 1979 г., где, кажется, было меньше сомнений в открытых заявлениях о своей поддержке режима, который к 1990 г. был ответственным за более чем 3000 смертей и 30 тысяч случаев применения пыток.

Израильская военная помощь режимам Центральной и Латинской Америки

«Обращайтесь с индейцами так, как мы обращаемся с палестинцами — не до­веряйте ни одному из них», — израильские военные советники гватемальским стажерам. (Jamail and Gutierrez, 1990, с. 141)

Широта и глубина израильской военной помощи режимам в Южной Америке поражает: штурмовые винтовки Галиль и автоматы Узи для убийства сельских жителей в Гватемале, напалм израильского производства для сбрасывания с самолетов в Сальвадоре, семинары по пыткам в Гондурасе, Никарагуа и Гватемале для обучения следователей наиболее эффективным методам, компьютерные


технологии для составления списка смертников из числа партизан, и обучение в самом Израиле для сливок военной элиты. Эти военные обмены восходят аж к самому началу истории современного Израиля, когда никарагуанский диктатор Сомоса согласился поставлять оружие еврейским военизированным формированиям типа Хаганы в их борьбе против британцев за контроль над исторической Палестиной (Aviel, 1990, стр. 14).

Хотя никарагуанский диктатор Сомоса посетил Иерусалим в 1961 г. (Klich,

  1. с. 44), первые реальные обмены военных между Израилем и Центральной Америкой начнутся в 1964 г., когда стали действовать учебные курсы в Израиле для военных из Гватемалы. В период между 1964 и 1971 гг. было совершено 160 посещений ватемальских, бразильских и боливийских военнослужащих на израильские военные базы, которые субсидировались США (Cockburn,

  2. с.218). То, что развивалось в течение следующих тридцати лет является чрезвычайным арсеналом воздействий — военно-техническим, политическим и даже сельскохозяйственным. Эти влияния возникают против изменений в администрации США и охватывают поистине огромный географический диапазон — от гватемальского режима и подготовки никарагуанских контрас вплоть до операций против повстанцев в Колумбии и Перу, а также кредитования прямой военную помощи режимам в Сантьяго и Буэнос-Айрес.

Цель этого небольшого раздела состоит не в изучении причины присутствия Израиля в латиноамериканских делах («специальный кредит» от США, запрет Картера, взаимные соглашения, общность идеологии или простая экономическая мотивация), инев попытке дать исчерпывающее изложение всего этого, а, скорее, в выделении шести характеристик, которые связаны с некоторыми из «сложностей», упомянутых в начале статьи.

Во-первых, степень вмешательства Израиля в латиноамериканскую ситуацию, разработанную в гармонии с США, необходимо подчеркнуть. Это контрастирует с порой напряженными отношениями Англии и Франции с США при попытках продать оружие в страны Латинской Америки (которые администрация США, как правило, рассматривает как свой «задний двор»). ЦРУ, например, использовало бывших офицеров израильской армии, таких как Эмиль Саада для помощи в подготовке эскадронов смерти в Гондурасе: в 1984 г. более 250 человек в стране было убито. Американо-израильские фирму по производству оружия, такие как Sherwood International, помогали поставлять вооружение контрреволюционным силам (Cockburn, 1991, с. 225). Советники Национальной безопасности США, такие как Роберт Макфарлейн, уточняли у директора Моссада как лучше использовать Израиль в качестве третьего лица для вооружения и обучения контрас (там же, с. 230). Роль Израиля в качестве подрядчика «грязной работой» увеличилась тогда, когда Конгресс прекратить помощь для таких террористических групп, в частности, во время запрета


Картера. Одним из следствий в основном гармоничных американо-израильских взаимодействий в Латинской Америке было то, что они сделали Израиль вдвойне привлекательным для латиноамериканских режимов как поставщика оружия — приобретение оружия и обучение в Израиле или у израильских компаний для таких стран, как Гватемала или Колумбия, при этом получая «специальные кредиты» от США ( Jamail and Gutierrez, 1986, стр. 16, 18; Bahbah, 1986, стр. 98.).

Во-вторых, статистические данные, согласно которым Израиль участвовал в Латинской Америке против повстанцев — и для чего латиноамериканские режи­мы, такие как Гватемала и Колумбия, экспортировали оружие Израиля — наводит на мысль, что столь активное взаимное внимание между этими правительствами не являлось «бизнесом как обычно». В 1980 г. треть продаж оружия Израиля была направлена только в Аргентину и Сальвадор (Bahbah, 1986, с. 61). Для Ар­гентины это означало 17 % ее импорта вооружений. На Латинскую Америку в целом к 1986 г., приходилось половина всех израильских продаж оружия (Jamail and Gutierrez, 1986, с. 15). Виктор Перера подсчитал, что более половины из 45 000 индейцев майя в Гватемале, убитых между 1978 и 1985 гг., погибли от рук израильских винтовок Галиль и автоматов Узи (цит. по: Hunter, 1987, с. 36). Зна­чительное взаимодействие Израиля с США по стратегии защиты экономических интересов в Центральной и Латинской Америки выходит далеко за пределы тео­рий заговора или умышленного выбора произвольных данных, — все отражается в статистике продаж оружия.

Третьей интересной особенностью является степень, в которой израильское вмешательство в Центральной Америке включало в себя и другие страны, в том числе круги военных в странах с правыми режимами (например, Аргентина),и стран дальнего зарубежья, таких как Великобритания, Тайвань и даже Саудов­ская Аравия (которая дала около $ 32 млн. в качестве финансовой помощи к аме­риканской программе «Contra» [Klich, 1990, с. 51]). Мы уже упоминали о том, как в самом Израиле осуществлялось обучение по всем видам техники для лати­ноамериканских военных. Колумбийский представитель военизированных сил Кастаньо описывает одну такую школу в четырех часах езды от Тель-Авива, где в 1983 г. он встретил чилийцев, аргентинцев, испанцев и мексиканцев (Castano, 2001, с. 109). В таких странах, как Гватемала в частности, израильтяне, похоже, работали в тесном сотрудничестве с силами по борьбе с повстанцами из других стран Латинской Америки, таких как Аргентина, Чили и Сальвадор. Печально из­вестное разведывательное управление гватемальской армии G-2 (так называемое «La Dos») было оснащено и обучено не только израильтянами, но и при помощи аргентинских, колумбийских, чилийских и тайваньски экспертов (Schirmer, 1998, с. 152). Израильское посольство в Гватемале использовалось как обычный кон­тактный пункт между израильтянами, США и никарагуанскими контрас ( Jamail and Gutierrez, 1990, с. 130). Семинары по пыткам, оказывается, были частым меж­


дународным сотрудничеством (Landau, 1993, стр. 182-183). Ученый из Израиля Шахак в отчете за 1981 г. описывает, что:

Особенно важным пунктом израильского экспорта были так называемые спе­циалисты по «борьбы с терроризмом». В действительности это были экспер­ты по пыткам, особенно по изощренным методам пыток, таких, которые могли придать максимум боли, при этом не убивая. Израильские «специалисты», ко­торые возвращались домой, слишком винили «местных палачей» за «эмоцио­нальность» и за то, что они «убивали слишком рано», что, по их мнению, «не являлось необходимым». Гватемала стала центром по подготовке мучителей под руководством израильских «экспертов» в этом деле, в том числе и для дру­гих государств. Случай Сальвадора, где люди Ордена обучались израильтянами в Гватемале, был известен в течение некоторого времени (Shahak, цитируется в Rubenberg , 1990, стр. 114-115).

Израильтяне помогали аргентинцам обучать кубинских и никарагуанских контрас на военных базах США в Гондурасе, а сальвадорских контрреволюционеров в Гватемале, в то время как аргентинские самолеты перевозили израильское оружие в Гватемалу (см. Aviel , 1990, стр. 33; Bahbah, 1986, с. 186).17 То, что мы видим здесь, это не инициатива в одной стране или единичный случай, когда Израиль извлек пользу из укрепления отношений с США, а последовательная сеть по борьбе с революционными союзами, выходящая за рамки местной и отдельной борьбы против волны мобилизации коренных жителей, профсоюзов и левыого вооруженного сопротивления.

Тесная связь между израильским государством и «независимыми» дилерами по оружию и наемниками, которая существовала и от которой в ответ на вопросы по правам человека Израиль дистанцировался, является еще одним интересным фактором в этих мероприятиях. Близость, которая существовала между израильским правительством, оружейными фирмами и бывшими военнослужащими, которые поставляли и обучали отряды смерти и наркокартели, еще более усложняет понятие государственного суверенитета, основанного на исключении негосударственных авторов. Она показывает, как политические решения в Тель-Авиве и Иерусалиме входили в сговор с якобы независимыми субъектами. Конечно, государственные деятели, такие как Перес и Шарон открыто посещали и оказывали содействие режимам, например, в Никарагуа и Гондурасе (Шимон Перес в 1957 г., а Ариэль Шарон в 1984 г. [Aviel, 1990, стр. 31, 15]). Однако во многих других отношениях израильское государство поддерживало весь спектр законной и незаконной деятельности в Латинской Америке, от использования самолетов Эль Аль для доставки оружия режиму в Манагуа ( Jamail and Gutierrez, 1990, с. 128) до израильского министра