ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1734
Скачиваний: 2
Великобританией усилились из-за конфликта вокруг Фолклендов с Аргентиной — было бы справедливо увидеть экономические интересы, в основном, в сфере крупной продажи оружия в качестве движущей силы для создания близости между этими двумя правыми правительствами.
Тем не менее, «пресмыкающийся чиновник» в дневнике Алана Кларка также показывает, что наличие значительной внутренней напряженности, как в лейбористском, так и в консервативном правительствах в вопросе продажи военной техники и обучения жестоких диктатур. Новые сведения, полученные из переговоров внутри британского правительства — Министерства иностранных дел и посольства Британии свидетельствовало о тревоге в вопросах поставки таким режимам больше, чем любые реальные этические оговорки. С началом конфликта за Фолклендские острова правитеьство попросило британских редакторов газет не упоминать о быстро развивающихся отношениях между Великобританией и Чили (Phythian, 2000, с. 110). Попытка приобретения бронетранспортеров «Кентавр-300» режимом Пиночета в 1984 г. вызвала необычайный испуг, так как она совпала по времени с новой волной репрессий по отношению к левым, студентам и профсоюзам. Британский делегат парламента от партии консерваторов посетивший Чили в этом году настаивал в заявлении для прессы, в котором, казалось, пытался убедить больше себя, чем аудиторию, что «чилийцы сказали мне, что они хотели использовать их в северных пустынных и заболоченных районах на юге страны, а не для использования против собственного народа... Кентавр — это просто грузовик и не имеет ничего общего с ужасным спецавтомобилем AMAC для разгона бунтов, которые правительство запретило продавать в Чили». (Цит. по Phythian, 2000, с. 120).
Хотя продажа «Кентавра» никогда не была осуществлена, транспортное средство с очень похожим дизайном было замечен через год на улицах Сантьяго, будучи «использовано для убийства студентов, которые принимали участие в... демонстрации" ' (Hansard, 24 July 1986, cols. 830-1 цит. по Phythian, 2000, с. 120) . Слова британского депутата, по видимому, являются примером того, что философ Жижек назвал бы «фетишистским отрицанием» (Жижек, 2006, стр. 353.): семантическое отречение от пыток и убийств при одновременном содействии самому процессу дезавуирует его. Это циничное наблюдение за дистанцией между знаком и актом — желание выполнить ряд поверхностных жестов, в то время как тайно преследуется совсем другая последовательность действий — можно увидеть в большинстве подходов британского правительства по культивированию общественных отношений с чилийским правительством в 1980-х гг. Файтиан цитирует забавную памятку британского министерства иностранных дел, которую оно распространило в ответ на значительную критику, возникшую в британской прессе, а также со стороны церковных деятелей, таких как кардинал Бэзил Хьюм. Озглавленный как «Возможности по секвестрам отношений»,
документ посвящен рассматриванию различных запретов и бойкотов, которые Великобритания может ввести против Чили в качестве наказания за нарушение прав человека, включая финальную резолюцию: запрет на коктейли в чилийском посольстве.
Мы могли бы рассмотреть бойкот социальных мероприятий посольства Чили на уровне министров и старших должностных лиц. Это может быть либо ограничение контактов или распространяться на более широкий спектр бизнеса между Уайтхоллом и чилийским посольством (Phythian, 2000, стр. 119).
Конечно, мы теперь полностью в области сатиры. Если сатира, однако, подразумевает ироническое чувство дистанции между тем, как все должно быть и как есть, то многие уклонения правительства США, Гватемалы, Британии и Израиля, использовавшиеся для описания их поведения, были элементом потенциальной сатиры. Это мы увидим когда приедем в Гватемалу, которая переименована лагеря принудительного труда для безземельных крестьян в «полюса развития» (Pollos де Desarrollo).
Хотя Великобритания была одним из основных поставщиков оружия и военных союзников Чили, она была, конечно, не единственной страной. Не говоря уже о США, другие страны также помогли режиму Пиночета укрепиться за счет приобретения военного опыта и оборудования. Франция не только продала шестнадцать истребителей Mirage, но и обучала пилотов (Phythian, 2000 с. 114). На протяжении 1970-х гг. Израиль продал Чили огромное количество оружия: ракеты воздух-воздух Shafirir, патрульные катера Reshef, не говоря уже об израильских танках М-51, которые британское правительство пыталось оснастить своими двигателями V-8 (Bahbah, 1986, стр. 74; Phythian, 2000, стр. 119). Это была Британия, однако, действовавшая на основе смеси бизнеса и геополитических интересов, в сочетании с увеличивающейся идеологической совместимостью после 1979 г., где, кажется, было меньше сомнений в открытых заявлениях о своей поддержке режима, который к 1990 г. был ответственным за более чем 3000 смертей и 30 тысяч случаев применения пыток.
Израильская военная помощь режимам Центральной и Латинской Америки
«Обращайтесь с индейцами так, как мы обращаемся с палестинцами — не доверяйте ни одному из них», — израильские военные советники гватемальским стажерам. (Jamail and Gutierrez, 1990, с. 141)
Широта и глубина израильской военной помощи режимам в Южной Америке поражает: штурмовые винтовки Галиль и автоматы Узи для убийства сельских жителей в Гватемале, напалм израильского производства для сбрасывания с самолетов в Сальвадоре, семинары по пыткам в Гондурасе, Никарагуа и Гватемале для обучения следователей наиболее эффективным методам, компьютерные
технологии для составления списка смертников из числа партизан, и обучение в самом Израиле для сливок военной элиты. Эти военные обмены восходят аж к самому началу истории современного Израиля, когда никарагуанский диктатор Сомоса согласился поставлять оружие еврейским военизированным формированиям типа Хаганы в их борьбе против британцев за контроль над исторической Палестиной (Aviel, 1990, стр. 14).
Хотя никарагуанский диктатор Сомоса посетил Иерусалим в 1961 г. (Klich,
-
с. 44), первые реальные обмены военных между Израилем и Центральной Америкой начнутся в 1964 г., когда стали действовать учебные курсы в Израиле для военных из Гватемалы. В период между 1964 и 1971 гг. было совершено 160 посещений ватемальских, бразильских и боливийских военнослужащих на израильские военные базы, которые субсидировались США (Cockburn,
-
с.218). То, что развивалось в течение следующих тридцати лет является чрезвычайным арсеналом воздействий — военно-техническим, политическим и даже сельскохозяйственным. Эти влияния возникают против изменений в администрации США и охватывают поистине огромный географический диапазон — от гватемальского режима и подготовки никарагуанских контрас вплоть до операций против повстанцев в Колумбии и Перу, а также кредитования прямой военную помощи режимам в Сантьяго и Буэнос-Айрес.
Цель этого небольшого раздела состоит не в изучении причины присутствия Израиля в латиноамериканских делах («специальный кредит» от США, запрет Картера, взаимные соглашения, общность идеологии или простая экономическая мотивация), инев попытке дать исчерпывающее изложение всего этого, а, скорее, в выделении шести характеристик, которые связаны с некоторыми из «сложностей», упомянутых в начале статьи.
Во-первых, степень вмешательства Израиля в латиноамериканскую ситуацию, разработанную в гармонии с США, необходимо подчеркнуть. Это контрастирует с порой напряженными отношениями Англии и Франции с США при попытках продать оружие в страны Латинской Америки (которые администрация США, как правило, рассматривает как свой «задний двор»). ЦРУ, например, использовало бывших офицеров израильской армии, таких как Эмиль Саада для помощи в подготовке эскадронов смерти в Гондурасе: в 1984 г. более 250 человек в стране было убито. Американо-израильские фирму по производству оружия, такие как Sherwood International, помогали поставлять вооружение контрреволюционным силам (Cockburn, 1991, с. 225). Советники Национальной безопасности США, такие как Роберт Макфарлейн, уточняли у директора Моссада как лучше использовать Израиль в качестве третьего лица для вооружения и обучения контрас (там же, с. 230). Роль Израиля в качестве подрядчика «грязной работой» увеличилась тогда, когда Конгресс прекратить помощь для таких террористических групп, в частности, во время запрета
Картера. Одним из следствий в основном гармоничных американо-израильских взаимодействий в Латинской Америке было то, что они сделали Израиль вдвойне привлекательным для латиноамериканских режимов как поставщика оружия — приобретение оружия и обучение в Израиле или у израильских компаний для таких стран, как Гватемала или Колумбия, при этом получая «специальные кредиты» от США ( Jamail and Gutierrez, 1986, стр. 16, 18; Bahbah, 1986, стр. 98.).
Во-вторых, статистические данные, согласно которым Израиль участвовал в Латинской Америке против повстанцев — и для чего латиноамериканские режимы, такие как Гватемала и Колумбия, экспортировали оружие Израиля — наводит на мысль, что столь активное взаимное внимание между этими правительствами не являлось «бизнесом как обычно». В 1980 г. треть продаж оружия Израиля была направлена только в Аргентину и Сальвадор (Bahbah, 1986, с. 61). Для Аргентины это означало 17 % ее импорта вооружений. На Латинскую Америку в целом к 1986 г., приходилось половина всех израильских продаж оружия (Jamail and Gutierrez, 1986, с. 15). Виктор Перера подсчитал, что более половины из 45 000 индейцев майя в Гватемале, убитых между 1978 и 1985 гг., погибли от рук израильских винтовок Галиль и автоматов Узи (цит. по: Hunter, 1987, с. 36). Значительное взаимодействие Израиля с США по стратегии защиты экономических интересов в Центральной и Латинской Америки выходит далеко за пределы теорий заговора или умышленного выбора произвольных данных, — все отражается в статистике продаж оружия.
Третьей интересной особенностью является степень, в которой израильское вмешательство в Центральной Америке включало в себя и другие страны, в том числе круги военных в странах с правыми режимами (например, Аргентина),и стран дальнего зарубежья, таких как Великобритания, Тайвань и даже Саудовская Аравия (которая дала около $ 32 млн. в качестве финансовой помощи к американской программе «Contra» [Klich, 1990, с. 51]). Мы уже упоминали о том, как в самом Израиле осуществлялось обучение по всем видам техники для латиноамериканских военных. Колумбийский представитель военизированных сил Кастаньо описывает одну такую школу в четырех часах езды от Тель-Авива, где в 1983 г. он встретил чилийцев, аргентинцев, испанцев и мексиканцев (Castano, 2001, с. 109). В таких странах, как Гватемала в частности, израильтяне, похоже, работали в тесном сотрудничестве с силами по борьбе с повстанцами из других стран Латинской Америки, таких как Аргентина, Чили и Сальвадор. Печально известное разведывательное управление гватемальской армии G-2 (так называемое «La Dos») было оснащено и обучено не только израильтянами, но и при помощи аргентинских, колумбийских, чилийских и тайваньски экспертов (Schirmer, 1998, с. 152). Израильское посольство в Гватемале использовалось как обычный контактный пункт между израильтянами, США и никарагуанскими контрас ( Jamail and Gutierrez, 1990, с. 130). Семинары по пыткам, оказывается, были частым меж
дународным сотрудничеством (Landau, 1993, стр. 182-183). Ученый из Израиля Шахак в отчете за 1981 г. описывает, что:
Особенно важным пунктом израильского экспорта были так называемые специалисты по «борьбы с терроризмом». В действительности это были эксперты по пыткам, особенно по изощренным методам пыток, таких, которые могли придать максимум боли, при этом не убивая. Израильские «специалисты», которые возвращались домой, слишком винили «местных палачей» за «эмоциональность» и за то, что они «убивали слишком рано», что, по их мнению, «не являлось необходимым». Гватемала стала центром по подготовке мучителей под руководством израильских «экспертов» в этом деле, в том числе и для других государств. Случай Сальвадора, где люди Ордена обучались израильтянами в Гватемале, был известен в течение некоторого времени (Shahak, цитируется в Rubenberg , 1990, стр. 114-115).
Израильтяне помогали аргентинцам обучать кубинских и никарагуанских контрас на военных базах США в Гондурасе, а сальвадорских контрреволюционеров в Гватемале, в то время как аргентинские самолеты перевозили израильское оружие в Гватемалу (см. Aviel , 1990, стр. 33; Bahbah, 1986, с. 186).17 То, что мы видим здесь, это не инициатива в одной стране или единичный случай, когда Израиль извлек пользу из укрепления отношений с США, а последовательная сеть по борьбе с революционными союзами, выходящая за рамки местной и отдельной борьбы против волны мобилизации коренных жителей, профсоюзов и левыого вооруженного сопротивления.
Тесная связь между израильским государством и «независимыми» дилерами по оружию и наемниками, которая существовала и от которой в ответ на вопросы по правам человека Израиль дистанцировался, является еще одним интересным фактором в этих мероприятиях. Близость, которая существовала между израильским правительством, оружейными фирмами и бывшими военнослужащими, которые поставляли и обучали отряды смерти и наркокартели, еще более усложняет понятие государственного суверенитета, основанного на исключении негосударственных авторов. Она показывает, как политические решения в Тель-Авиве и Иерусалиме входили в сговор с якобы независимыми субъектами. Конечно, государственные деятели, такие как Перес и Шарон открыто посещали и оказывали содействие режимам, например, в Никарагуа и Гондурасе (Шимон Перес в 1957 г., а Ариэль Шарон в 1984 г. [Aviel, 1990, стр. 31, 15]). Однако во многих других отношениях израильское государство поддерживало весь спектр законной и незаконной деятельности в Латинской Америке, от использования самолетов Эль Аль для доставки оружия режиму в Манагуа ( Jamail and Gutierrez, 1990, с. 128) до израильского министра