Файл: Геополитика номер 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1666

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

промышленности, который сказал Аргентине, что у нее могут быть « трудности» с импортом мяса из Буэнос-Айреса, если аргентинские власти не купят шесть самолетов Арава (Bahbah, 1986, с. 95).

Израильские фирмы по изготовлению и торговле оружием имели особые связи со своим правительством. Даже сегодня Израиль имеет одну из самых на­ционализированных военных промышленностей в мире, где три из четырех его крупнейших оборонных компаний (IMI, Rafael, IAI), полностью принадлежит государству (Lifshitz, 2010, с. 271) . Оружейные фирмы 1970-х и 1980-х гг., такие как GeoMilTech и Sherwood International, наслаждались привилегированным ста­тусом. У них были удобные офисы в Тель-Авиве и Вашингтоне, и специальный до­ступ к захваченному оружию советского производства в израильско-ливанском конфликте (Cockburn, 1991, стр. 227, 234). Однако самым поразительным аспек­том этой близости является тот уровень, в котором некоторые из самых печально известных торговцев и наемников, таких как Майк Харари, Песах Бен Ор и Яир Кляйн, были непосредственно связаны с высшими эшелонами израильского ис­теблишмента. Тренер военизированных формирований в Колумбии и Южной Африке Яир Кляйн работал в рамках официальной израильской правительствен­ной лицензии; полковник Лев Глезер, бывший израильский спецназовец, прода­вал оружие в Гондурас через израильскую фирму (ISDS), аккредитованную ми­нистерством обороны Израиля (там же, стр. 225), бывший агент Моссад Майк Харари, который продавал оружие режиму Панамы в 1980-х гг. являлся родствен­ником генерального прокурора Израиля Дорит Бейниш (там же, стр. 259). Ины­ми словами, израильские наемники не были изгоями вне закона, а, скорее, полу­автономными агентами, которые не могли работать так же эффективно, если бы они делали это без поддержки и одобрения со стороны израильского государства.

Пятый пункт касается израильского влияния в Центральной Америке, кото­рое не ограничивается поставкой оружием, подготовкой кадров, военной экс­пертизой или содействием созданию компьютерных систем, предназначенных для обнаружения и сбора информации по партизанам. Оно также проявлялось более тонко в реорганизации ландшафта после проведенной резни и постоянном дроблении общин. В Гватемале сотни тысяч беженцев, в основном коренных жи­телей, покинули свои дома в самые тяжелые периоды массовых убийств. «Полю­са развития» являлись поселениями для вынужденно перемещенных коренных жителей в тщательно контролируемых и жестко регулируемых единицах. Вдохно­вением для них, в значительной степени, являлись принципы еврейских кибуцев и сельскохозяйственных коллективов мошав с целью восстановления физическо­го и идеологического контроля над сельским населением (один наблюдатель на­звал их «искаженной копией сельского Израиля» [Perera, цит. в Hunter, 1987, с. 42]). Один из архитекторов схемы, гватемальский полковник ВВС Эдуардо Во-лерс проходил подготовку в Израиле.


Эти схемы представляли новые деревни, куда насильно переселялись бежен­цы, которые покупали всю свою еду с военных складов и постоянно контроли­ровались резидентами, военными и сотрудниками полиции — далее создавались местные патрули сельских жителей, которым было предложено взять в руки ору­жие и полицейские функции в их собственных общинах. Дженнифер Ширмер в своем классическом исследовании гватемальского военного проекта показывает в деталях, как «нигде более в Латинской Америке армии удалось мобилизовать и настроить коренное население друг против друга» (1998, с. 81). Идеи частной собственности, систематически навязывались этим крестьянам при переселении в лагерь как «страховка» от будущей подрывной деятельности. Воинская обязан­ность в этих деревенских ополчениях иногда осуществлялась с применением на­силия: когда индейцы майя отказались присоединиться к таким гражданским па­трулям, целые деревни были убиты для того, чтобы «преподать им урок» (там же, стр. 83). В политике, которая, по словам одного эксперта борьбе с повстанцами, была на 60% гватемальской, 20% вдохновлена опытом США во Вьетнаме и 20% израильскими и тайваньскими операций, смешанное чувство гражданской во­йны — борьбы крестьян против революционеров — сознательно культивирова­лось военными, чтобы запутать организации по правам человека и иностранных наблюдателей (там же, с. 59). Действительно, за счет расширения использования гражданских патрулей соучастие в убийствах со стороны мужского крестьянско­го населения привело к удобному размыванию ответственности. Другими слова­ми, вовлечение местных жителей в отдельные убийства было настолько успеш­ным, что даже коренные общины ощущали угрозу от присутствия следователей по правам человека.

И последний момент, чтобы завершить любое исследование о вовлеченности Израиля в Центральной и Латинской Америке, связан со степенью внутреннего инакомыслия в Израиле в отношении, в данном случае, поддержки Шимон Пересом самодержавной диктатуры в Никарагуа и, как только она была свергнута, поддержки США контрас, которые пытались восстановить ее. Израильские левые и профсоюзные деятели — в основном из партии МАПАМ — выразили солидарность с левыми сандинистами, пытаясь провести законопроект 1982, который наложил бы вето на продажу Израилем оружия в Сальвадор, Никарагуа и Гватемалу. Как Игнасио Клих (1990, с. 68) указывает, партийные связи между МАПАМ Израиля и никарагуанской FSLN развивались, а лидер Кнессета Хайка Гроссман даже посетила Никарагуа по приглашению сандинистов в 1984 г. Внутреннее инакомыслие развивалось также по несколько иным причинам — когда стало известно, что в период между 1976 и 1979 гг. более тысячи аргентинских евреев (в основном левые) был похищены и подвергнуты пыткам теми же аргентинскими военными, которых вооружало и обучало израильское


правительство.18 Хотя это степень несогласия никогда не было достаточно значительной для того, чтобы изменить политику, она, безусловно, заслуживает упоминания.

Культурные и политические факторы: положитель­ные латиноамериканские образы Израиля

Даже небольшой диапазон текстов — мемуары гватемальского дипломата, интервью с колумбийским боевиком, статьи из гватемальского военного журна­ла — показывают, как нематериальные факторы способствовали тому, что иначе могло бы показаться маловероятным союзом а именно: сговор еврейского госу­дарства с правыми и неофашистскими латиноамериканскими режимами.19 Кате­гории латиноамериканского восхищения Израилем имеют четыре вида: антико­лониальный, библейский, просвещенческий, и тот, который может быть назван «ницшеанским».

Антиколониальные симпатии к Израилю со стороны таких стран, как Гвате­мала и Никарагуа, появились в самые первые дни израильского государства (по крайней мере так это воскресает в 1980 г. в мемуарах Сомосы [см. Somoza and Cox, 1980 , с. 156 ]). Это происходит от латиноамериканского чувства солидарно­сти с молодой нацией, которая появилась в результате борьбы за независимость против англичан — ситуация, в которой некоторые наблюдатели увидели исто­рический аналог с борьбой за независимость стран Латинской Америки против испанских повелителей в XIX веке. Один из членов Специального комитета ООН по Палестине 1947 г. Хорхе Гарсиа Гранадос был гватемальским либералом, и сра­зу после посещения Британского мандата в Палестине он написал об этом книгу под названием «Рождение Израиля» (1948). Антиколониальные симпатии к ев­рейским поселенцам в Палестине — это то чувство, которое пронизывает книгу от начала до конца. В различных спорах Гранадоса с европейскими делегатами

0 деятельности еврейских групп сопротивления гватемалец рассказывал своим коллегам: «Для нас, латиноамериканцев... Вы, англичане, забыли, что такое быть растормошенным революционными чувствами» (там же, стр. 54). В самом нача­ле книги Гранадос говорит еще более ясно: «Я должен был найти много паралле­лей, как политических, так и социологических между Палестиной и Гватемалой... Палестина начала освобождаться от ига Османской империи и нашла себя жерт­вой огромного политического и социального давления. Гватемала была сделана как на наковальне. На протяжении веков Гватемала, со времен конкистадоров в 1524 г., испытала на себе гнет испанского абсолютизма. Некоторые проблемы


Палестины, казалось, не отличаются от гватемальских. Обе, по существу, сельско­хозяйственных страны с большой массой отсталых, невежественных крестьян. В Гватемале это крестьянство, представляющее две трети населения, эксплуатирует небольшой богатый класс буржуазии. Обширные районы страны не используют­ся под сельхозугодья и существует острая необходимость использования совре­менных технологий для повышения уровня жизни. (Granados, 1948, с. 17).

Есть и еще некоторые любопытные маневры. В его сочувствии к антиколони­альной борьбе Хаганы и восхищением Ха-Тиква (еврейский национальный гимн) Гранадос вычеркивает из картины палестинцев (точно так же есть соблазн пред­положить, что некоторые истории Латинской Америки вычеркивают местных жителей из их собственной борьбы независимость). Гранадос не безразличен к палестинцам — в книге он действительно признает палестинское отчуждение зе­мель и трудности, с которыми они сталкиваются, — но это никогда не вытесняет еврейскую/боливарианскую борьбу против правления британцев-оттоманцев/ испанцев, что лежит в основе конечного обрамления книги.

Второй фактор в латиноамериканских симпатиях к Израилю состоит в се­рии библейских коннотаций, которые, как это ни странно звучит, кажется, дей­ствительно были к фактором, стимулирующим некоторых католических правых националистов (не говоря уже о евангельском протестантизме Риоса Монтта). Это ясно показано в посещении Гранадосом Палестины. Как только он прибыл, он пишет: «Я во все глаза смотрю на библейские пейзажи» (там же, с. 31). По­вторяющиеся ссылки на «евреев, [которые] никогда не забывали свою древнюю родину» (там же, с. 63), «землю, которая является священной для миллионов человеческих существ» (там же, с. 30), показывают, как христианская культура гватемальского дипломата сыграла свою роль в его привилегированности по­требностей еврейских поселенцев над палестинскими жителями. Это смещение проявляется также в самых неожиданных местах. Возьмем, к примеру, слова Кар-лоса Кастаньо, колумбийского лидера военизированной группировки и наркоди­лера, ответственного за бесчисленные зверства, в том числе убийство журналиста Хайме Гарсон. Он говорит о своем годовом пребывании в Израиле для военной подготовки в возрасте восемнадцати лет как опыт, который изменил его жизнь. Религиозный аспект этого визита отнюдь не случаен:

История Израиля восхитительна и впечатляюща. Вы должны начать с полу­чения шекеля в руку так же, как и принять Христа... Я восхищаюсь евреями за их мужество перед лицом антисемитизма, за их стратегию в диаспоре, за решимость сионизма, за их мистику, религию и, прежде всего, за их национализм.

Живя в Израиле, я приобрел несколько друзей , в том числе старого челове­ка, которого я любил ходить и слушать, пока он пел или читал стихи на иврите, его родном языке, языке самой Библии. Это было так волнующе. (Castano, 2001,


стр. 108, 110)