ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1730
Скачиваний: 2
Бурная деятельность Кастаньо как лидера Объединенных сил самообороны Колумбии находит странное сосуществование рядом с его уважением к глубокой духовности Святой Земли, с сюрреалистическим образом будущего боевика, слушающего декламации псалмов на иврите. Нет времени подробно останавливаться на отношениях между мистикой и насилием, хотя трудно не увидеть элементов Шарля Морраса в столь мистическом вдохновении этого военизированного на-сильника.20
Совершенно ясно, однако, та степень, в которой христианский фон Кастаньо помогал ему в израильской военной подготовке. Учитывая религиозность генерала Риоса Монтта и взаимодействие с американскими евангелистами в худшие годы массовых убийств, трудно не увидеть этого христианского признания библейской идентичности Израиля, которая играла, пусть и небольшую, но все же роль в широком сотрудничестве между Израилем и Гватемалой в этот период.
Помимо библейских и антиколониальных симпатий, третим фактором будет восхищение Израилем как цивилизаторской, колонизирующей, первой мировой державой: форпосту прогресса всегда угрожает потоп дикого фанатизма и отсталости. Аналогично собственным отношениям Израиля с Южной Африкой (Шарон рассматривал Африканский Национальный Конгресс как африканскую версию Организации Освобождения Палестин, например, [см. Polakow-Suransky, 2010, с. 8]), определенная симпатия в сторону Просвещения как предшественницы модерна, может быть обнаружена в том, как гватемальские военные писали об Израиле. «Израиль является небольшой страной, которая делает массивную работу», — сказал один гватемальский генерал газете Маарив в 1981 г. «Мы видим израильтян сегодня как лучших солдат в мире, и мы смотрим на них как на модель и пример для нас» (цит. по Shahak, 1982, с. 48). В выпуске военного журнала Revista Militar за 1977 г. мы находим событийную канву израильско-палестинского конфликта 1948-1977 гг. Картина, представленная там, показывает одну из развитых стран в окружении завистливых арабских врагов. Сроки начинается не с выселения тысяч палестинцев еврейским ополчением в 1947 г., но с «вторжения арабских странами в Палестину» в 1948 г. (Asturias, 1977, стр. 51-58). Палестинцы неоднократно называются «террористами» (стр. 51), и назваются вместе со своими арабскими соседями как последовательно агрессивными и «подрывными», а действия Израиля в значительной степени рассматриваются как ответные. В другом выпуске того же журнала за 1984 г. позиция Израиля в качестве острова современности в море варварства подчеркивается републикациями ряда статей консервативных аргентинский газеты о Ближнем Востоке, с удручающими пор
третами Саддама Хусейна, Муамара Каддафи и аятоллы Хомейни («средневековых фанатиков» [Ronen, 1984, с. 109]), наряду с несколькими фотографиями взрывов и атомных грибов, представляющих в общем свете ближневосточный пейзаж феодализма, насилия и нестабильности.
Последний фактор в симпатиях латиноамериканских ответов Израилю, я решил обозначить термин «ницшеанский», так как она включает в себя — как говорил Ницше в генеалогии морали — восхищение тех, кто не стыдится осуществлять свою власть и, по сути, которые принимают и подтверждают свою агрессию. Это восхищение лучше всего выражена у Кастаньо:
Там я убедился, что это возможно победить партизан в Колумбии. Я начал видеть, как люди могут защитить себя от всего мира... На самом деле, понятие вооруженной самообороны я скопировал у израильтян, где каждый гражданин этой страны является потенциальным солдатом.
В Израиле я смог открыть свой разум... Я получил знание о других войнах и уже обладал панорамным видением страны. Я пытался поглотить столько знаний, насколько это было возможно у евреев, замечательного Божьего народа, который всегда жил во время войны и в течение тысяч лет находился в режиме самообороны, вторжений и завоевания территории. Поездка на Святую Землю была знаменательным событием в моей жизни. (Castano стр. 108, 111).
Действия Израиля в ливанской войне впечатлили многих латиноамериканских наблюдателей из числа военных, и были центральным фактором успешной продажи оружия в этот период. Четыре фактора, которые мы приводим здесь, не обязательно следуют друг за другом. Действительно, такие либералы как Грана-дос имеют мало общего с таким убийцей как Кастаньо. Степень, к которой такие факторы привели, способствовали или просто явялись результатом конкретной помощи Израиля таким режимам и военизированным формированиям в 1970-х и 1980-х гг., остается спорной и, вероятно, не поддающейся подсчету. Что действительно показывает обилие цитат, это факт, что израильская помощь военнослужащим Гватемалы и Колумбии была не просто серией идеологически-нейтральной сделок, но представляла собой текущее вмешательство, окрашенное различными сходствами — религиозным, политическим и колониальным.
В своей классической работе «Империя» Хардт и Негри (2000, с. 46) рассмотрелинекоторыеиз «реальныхальтернативи возможностей освобождения, которые существуют в Империи». Они полагают, что глобализация не является источником всех наших бед, а может содержать в себе положительные возможности освобождения, которые выражают «силу глобального множества» (там же, с. 47). Любое исследование британского и израильского участия в Латинской Америке в этот период времени подразумевает, по крайней мере, необходимость некоторых оговорок. В доцифровом мире 1970-х и 1980-х гг., что бросается в глаза, так это скорость, с которой реакционные силы могут оказать всякую помощь —
экономическую, военную, политическую, идеологическую и культурную — своим коллегам, используя ловкость общих интересов и, в моменты самого возвышенного сотрудничества, страшные чувства гармонии. Здесь не место для контекста убеждений Хардта и Негри, что глобальность капитала вполне может оказаться губительной — на самом деле , текущие события во всем мире вполне могут укрепить этот тезис — но поучительно иметь в виду, что помощь, которую предлагали симпатизанты с Ближнего Востока и Северной Африки как Муаммар Каддафи и ООП для левых движений, таких как сандинисты, началась всерьез осуществляться после прошествия пятнадцати лет как Израиль отправил первую партию оружия в Никарагуа.
Международная поддержка военных диктатур, жестоких правительств и военизированных сетей в Латинской Америке в течение десятилетия 1970-х и 1980-х гг. являются шаблоном. Это не было картиной идеальной симметрии, и не было математической модель, которая может быть использована для прогнозирования будущих событий и, конечно, это не парадигма, свободная от каких-либо отклонений, вариаций и спонтанных особенностей. Это был шаблон, который произвел определенные явления — переселение крестьян, убийство коренных народов, пытки и исчезновение активистов и профсоюзных деятелей — которые могут быть найдены на холмах Оахака, в лесах ишили, улицах Боготы, полицейских участкак в Сантьяго и подземных гаражах Буэнос-Айреса. В залах Нью-Йорка, Лондона и Чикаго определенном смысле культивировалась логика предпочтения капитала над людьми, последствия которой отразились в бесконечных командных центрах и школах подготовки, а далее распространилась на элитные клубы и закрытые офисы практически всех стран Латинской Америки. Печальная сложность этого процесса, контролируемого плутократией, которая будет привлекать доллары, оружие и помощь от саудовских шейхов, израильских министров, тайваньских офицеров, британского бизнеса и южноафриканских генералов, не в том, что он непостижим, загадочен или непроницаем, но в том, что он депрессивен, мрачен и глубок.
К этому призывает Латиноамериканский Нюрнберг. В рассматриваемый период сотни тысяч человеческих существ были не просто казнены, но буквально задушены, выпотрошены, обезглавлены, разрезаны на куски или физически забиты до смерти. Более тридцати лет прошло с тех пор, как осуществилось это худшее из зверств, описанное в этом кратком исследовании. Очевидные кандидаты на скамье подсудимых на трибунале по военным преступлениям — это бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, или бывший Президент Гватемалы Эфраин Риос Монтт — но они к настоящему времени слишком стары для проведения какого-либо эффективного суда. И хотя в Аргентине и Чили некоторый прогресс в выявлении и преследовании военных преступников в настоящее время идет, широкий спектр
британских, американских и израильских старших офицеров и политиков, которые полностью поддерживали зверские расправы, похищения и программы пыток, и участвовали в них, прямо или косвенно, остаются неприкосновенными для любой формы судебного возмездия. К ним относятся представители оборонного ведомства из всех трех правительств, военные чиновники, которые давали разрешения и организовали подготовку виновных в массовых убийствах; дипломатический персонал, включая самих послов, которые сознательно способствовали военному обучению или помощи; государственные учреждения, их секретари и сотрудники, которые одобрили продажу оружия очевидным нарушителям прав человека; британские, американские и израильские лоббисты, которые помогли обойти уже существующие структуры управления и регулирования — либо помогали доставить оборудование и помощь, или активно скрывали Новости о зверствах от широко распространения. Относительная недостаточность международного судебного внимания к таким вопиющим преступлениям не только выступает в качестве морального обвинения Запада, но и поощряет подозреваемых военных преступников, таких как Отто Перес Молина (новоизбранный президент Гватемалы), спокойно продолжать свою политическую карьеру.
Библиография
Asturias, C., 1977. Sintesis de Acontecimientos en el Conflicto Arabe-Israeli de Mayo 1948 a Enero de 1977. Revista Militar, Enero-Junio (12): pp. 51-8.
Aviel, J. F., 1990. 'The Enemy of My Enemy': The Arab-Israeli Conflict in Nicaragua. In: Fernandez, D. J. (ed.), Central America and the Middle East: The Internationalization of the Crises. Miami: Florida University Press, pp.
13-41.
Bahbah, B., 1986. Israel and Latin America: The Military Connection. New York: St Martin's Press. Beckett, A., 2003. Pinochet in Piccadilly: Britain and Chile's Hidden History. London: Faber and Faber. Beit-Hallahmi, B., 1987. The Israeli Connection: Who Israel Arms and Why. New York: Pantheon Books. Black, G., 1984. Garrison Guatemala. New York: Monthly Review Press.
Castano, C., 2001. Mi Confesion: Carlos Castano Revela sus Secretos. Bogota: Editorial Oveja Negra.
Chomsky, N., 1996. World Orders Old and New. New York: Columbia University Press. Cockburn, A., and Cockburn, L., 1991. Dangerous Liaison: he Inside Story of the U.S.- Israeli Covert Relationship. New York: Harper Collins.
Fernandez, D. J., (ed.), 1990. Central America and the Middle East: The Internationalization ofthe Crises. Miami: Florida University Press. Garcia-Granados, J., 1948. The Birth of Israel. New York: Knopf. Garrard-Burnett, V, 2010. Terror in the Land of the Holy Spirit. Oxford: Oxford University Press.
Gill, L., 2004. he School of the Americas. Durham: Duke University Press. Hardt, M. and Negri, A., 2000. Empire. Cambridge: Harvard University Press. Hunter, J., 1987. The Israeli Role in Guatemala. Race & Class 31(1),
pp. 35-54.
Jamail, M. and Gutierrez, M., 1986. It's No Secret: Israel's Military Involvement in Central America. Massachusetts: Belmont.
Jamail, M. and Gutierrez, M., 1990. Israel's Military Role. In: Fernandez, D. J. (ed.), Central America and the Middle East: he Internationalization of the Crises. Miami: Florida University Press, pp. 122-49. Klein, N., 2007. The Shock Doctrine. New York: Metropolitan Books.
Klich, I., 1990. Israel, the PLO and Nicaragua: he Kernel and the Shell. In: Fernandez, D. J. (ed.), Central America and the Middle East: he Internationalization of the Crises. Miami: Florida University Press. Landau, S., 1993. he Guerrilla Wars of Central America. London: Weidenfeld and Nicholson.
Lawson, G., 2004. Negotiated Revolutions. London: Ashgate. Lifshitz, Y., 2010. Defence Industries in Israel. In: Tan, A.T.H. (ed.), The Global Arms Trade: A Handbook. London: Routledge, pp. 266-79.
Lofving, S., 2004. Paramilitaries ofthe Empire: Guatemala, Colombia, and Israel. Social Analysis 54(1), pp. 156-60.
McGee Deutsch, S., 1986. he Argentine Right and the Jews. Journal of Latin American Studies 18(1), pp. 113-34.
Metz, A., 1993. Review Essay of "Israeli Military assistance to Latin America". Latin American Research Review 28(2), pp. 257-63.
Phythian, M., 2000. he Politics of British Arms Sales Since 1964. Manchester: Manchester University Press. Polakow-Suransky, S., 2010. he Unspoken Alliance. New York: Pantheon Books.
Ronen, J., 1984. Il Medio Oriente. Tiempo Argentino, 4th March. Reprinted in Revista Militar (Guatemala),
Enero -Abril 1984, No. 31, pp. 109-22.
Rubenberg, C. A., 1990. he United States, Israel and Guatemala: Interests and Conlicts. In: Fernandez, D. J. (ed.), Central America and the Middle East: he Internationalization of the Crises. Miami: Florida University Press, pp. 94-121. Schirmer, J., 1998. The Guatemalan Military Project. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
Shahak, I., 1982. Israel's Global Role: Weapons for Repression. Massachusets: Belmont. SIPRI, 1975. Arms Trade Registers: he Arms Trade with the hird World. Cambridge, MA: MIT Press. Somoza, A., and Cox, J., 1980. Nicaragua Betrayed. Boston: Western Islands.
Stokes, D., 2005. America's Other War: Terrorizing Colombia. London: Zed Books.
Stoll, D., 1993. Between Two Armies in the Ixil Towns of Guatemala. New York: Columbia University Press. Wilkinson, D., 2011. he Killers of Colombia. he New York Review of Books, June 23rd,
pp. 38-42.
Wright, T. C., 2007. State Terrorism in Latin America. Lanham: Rowman and Littlefield. Zizek, S., 2003. he Puppet and the Dwarf: he Perverse Core of Christianity. Cambridge, MA: MIT Press., 2006. The Parallax View. Cambridge, MA: MIT Press.