ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1646
Скачиваний: 3
51
Центральная Азия
родного обычного права. Конвенция является скорее продуктом прогрессивного
развития международного права, чем кодификацией норм обычного права
1
.
Сама Конвенция 1997 г. была принята после жесткой полемики, что свиде-
тельствует о том, что в мировом сообществе пока еще нет согласия по многим
проблемам несудоходного использования вод международных водотоков. Указан-
ное положение справедливо и в отношении производства гидроэлектроэнергии.
Таким образом, Конвенция 1997 года не дает готовой формулы для разрешения
споров между государствами, расположенными в бассейне Аральского моря.
Конвенция носит общий характер, она в небольшой степени касается самих про-
блем управления водными ресурсами.
Тем не менее, рассмотрим содержание Конвенции 1997 г. Она закрепляет
обязательство использовать международные водотоки справедливым и разум-
ным образом и определяет критерии такого использования, к числу которых,
в частности, относится учет экологических факторов и интересов других госу-
дарств. Государство, на территории которого планируются меры, которые могут
иметь значительные неблагоприятные последствия для других государств водо-
тока, обязано направить этим государствам предварительное уведомление. При
отсутствии договоренности об ином устанавливается шестимесячный срок для
ответа на такое уведомление. Если ответ не получен, уведомляющее государство
может осуществить планируемые меры. Если другие государства возражают
против планируемых мер, задействуется механизм переговоров, в ходе которых
уведомляющее государство воздерживается от осуществления планируемых мер
в течении шести месяцев, если не достигнута иная договоренность. Очевидно,
что в случае безрезультатности переговоров, уведомляющее государство вправе
осуществить планируемые меры. В доказательство к сказанному можно привести
прецедент. В Решении арбитражного суда по делу озера Лану (Испания против
Франции) от 16 ноября 1957 г. указано, что «норма, в соответствии с которой
государства могут использовать гидроресурсы международных водных путей
только при условии предварительного соглашения между заинтересованными
государствами, не может быть установлена ни в качестве обычая и ни тем более
в качестве общего принципа права»
2
. Вместе с тем, суд отметил, что проекты го-
сударства, находящегося вверх по течению должны разумным образом учитывать
интересы государства, находящегося вниз по течению. Таким образом, Франция
осуществила свой проект по отводу вод озера Лану, предусматривающий полное
1
Прогрессивное развитие международного права — подготовка проектов конвенции по тем вопро-
сам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще не достаточ-
но развито в практике государств. Кодификация — точное формулирование и систематизация норм
международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика,
прецеденты и доктрина.
2
Толстых В.Л. Курс международного права. М., 2009. С. 973.
Международно-правовые проблемы управления водно-энергетическими ресурсами
52
Геополитика XX
возмещение Испании отведенных вод, без предварительного соглашения между
двумя правительствами.
Как видим, использование водных ресурсов со стороны государств, располо-
женных в верховьях, неизбежно сказываются на интересах государств низовий. В
этой связи, для укрепления сотрудничества государств в урегулировании водных
отношений Республика Таджикистан на Всемирном водном форуме в Стамбуле
в марте 2009 г. выступила с инициативой объявления 2012 г. Международным
годом водной дипломатии. Президент РТ отметил, что объявление 2012 года
Международным годом водной дипломатии значительно способствовало бы
укреплению сотрудничества и диалога, выработке новых подходов в урегулиро-
вании водных отношений между прибрежными странами, улучшило бы взаимо-
понимание водопользователей на всех уровнях
1
.
Государствам Центральной Азии сейчас необходимо полностью осознать
важность противоречивых интересов, которые затрагиваются использованием
трансграничных рек для производства электроэнергии и необходимость согла-
совывать их друг с другом при помощи взаимных уступок. Единственный путь
достижения этих компромиссов между интересами состоит в заключении согла-
шений на основе все большего взаимопонимания. Международная практика от-
ражает убежденность в том, что государства должны стремиться к заключению
таких соглашений. В этом плане важно, что п. 36 Душанбинской декларации по
воде содержит рекомендацию, что «трансграничное водное сотрудничество
должно регулироваться региональными и международными соглашениями, а так-
же должно поощряться между странами»
2
.
Также существует обязательство добросовестно идти на все переговоры и
контакты, которые посредством широкого согласования интересов и взаимной
доброй воли должны поставить стороны в лучшие условия для заключения до-
говоров. Конвенция о влиянии производства гидроэлектроэнергии от 1923 г.
содержит положение о том, что «если государство, желающее произвести раз-
работку электроэнергии, которая может причинить серьезный ущерб другому
государству, то заинтересованные государства должны вступить в переговоры с
целью заключения соглашения, которое позволит осуществить такие разработ-
ки» (ст.4). Таким образом, в ходе переговоров необходимо определить интересы
1
Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на Международной
Конференции высокого уровня по среднесрочному обзору хода реализации Международного деся-
тилетия действий Вода для жизни» 2005-2015 гг. (Душанбе, 8 июня 2010 года). Режим доступа: www.
prezident.tj/rus /novostee_080610a.html
2
Душанбинская декларация по воде, п. 25 // Итоги международной конференции высокого
уровня по среднесрочному всеобъемлющему обзору хода выполнения Международного десяти-
летия действий «Вода для жизни», 2005-2015 (8-10 июня 2010 года, Душанбе, Таджикистан). http://
waterconference2010.tj/docs/A-65_88_rus.pdf
Мансуров У. А.
53
Центральная Азия
государств, расположенных в верховьях и низовьях рек Центральной Азии и уси-
лить процесс согласования их экономических и прородоохранных приоритетов.
Учитывая значительную роль политической воли руководителей государств
Центральной Азии эффективней было бы решать проблемы связанные с водны-
ми ресурсами в рамках международных организаций (СНГ, ЕврАзЭС, ШОС).
Это позволит выработать коллективные решения на основе общепризнанных
принципов и норм международного права и таким образом сбалансировать на-
циональные интересы одного государства с интересами других государств.
Продуманное, предельно согласованное с государствами Центральной Азии
управление водными ресурсами является оптимальным средством недопущения
перерастания противоречия в конфликт. Подписание и выполнение соглашений
является важным средством предотвращения водных конфликтов и способствует
дальнейшему развитию сотрудничества. В этой связи РТ предлагает на
специальной конференции ООН выработать и принять Международную
Конвенцию по воде, с целью определения принципов международного водного
права, обеспечивающих интересы всех государств-потребителей
1
. Однако, как
нам представляется, на данном этапе развития (формирования) международного
водного права, учитывая сложный международный нормотворческий процесс
и диаметрально противоположные позиции государств по этому вопросу,
преждевременно рассматривать возможность выработки такой универсальной
международной конвенции.
Эффективным средством для решения указанной проблемы было бы заклю-
чение регионального (бассейнового) соглашения. Необходимо выработать меж-
правительственную конвенцию, устанавливающую правовой режим для бассейна
реки Амударья и Сырдарья. Либо государствам Центральной Азии следует пере-
смотреть действующее Соглашение от 1992 года. Так или иначе, такое соглашение
должно базироваться на основных принципах международного права, как уваже-
ние государственного суверенитета, сотрудничества и на отраслевых (специаль-
ных) принципах международного экономического и международного экологи-
ческого права с целью обеспечения экологической безопасности и устойчивого
развития участвующих в них сторон. В соглашении следует развить положение о
праве государств на использование водных ресурсов для сельскохозяйственных
и производственных нужд, в том числе для производства гидроэлектроэнергии.
Как известно, пересмотр, адаптация и дальнейшее развитие соглашения про-
исходят легче, если уже существует структура для сотрудничества и диалога. Та-
кой структурой в Центральной Азии является Межгосударственная координаци-
онная водохозяйственная комиссия Центральной Азии (МКВК). Поэтому важно
при выработке текста предложенного соглашения использовать практику этого
1
Выступление Э. Рахмона на первом Азиатско-тихоокеанском водном саммите. Режим доступа: http:
// www.president.tj/rus/novostee_031207.htm.
Международно-правовые проблемы управления водно-энергетическими ресурсами
54
Геополитика XX
регионального органа. Кроме того, в процессе согласования воль государств
в управлении водными ресурсами полезно использовать практику и опыт госу-
дарств и таких международных межправительственных организаций, как Комис-
сия по реке Меконг, Комиссия бассейна озера Чад, Межисламская сеть по раз-
витию водных ресурсов и управлению, Организация по развитию бассейна реки
Гамбия, реки Сенегал, бассейна Нигер и т. д.
1
. При этом важно учитывать мнение
международных неправительственных организаций, научных учреждений и ВУ-
Зов. Важно, чтобы в этом процессе также были задействованы эксперты в области
международного права.
На основе проведенного исследования сделаем общий вывод о том, что со-
трудничество государств региона в решении проблемы управления трансгранич-
ными водными ресурсами является важным фактором укрепления региональной
безопасности в Центральной Азии. Такое сотрудничество будет плодотворным,
если государства Центральной Азии будут его развивать на основе и при соблю-
дении принципов и норм международного права. Обеспечение господства права
в международных отношениях государств Центральной Азии является залогом
успешного развития сотрудничества между ними на пути к укреплению мира и
безопасности в регионе.
1
См.: Энциклопедия международных организаций. Т.1. Международные межправительственные
организации. СПб., 2003.
Мансуров У. А.
55
Центральная Азия
Анализ об обратном процессе экономической ин-
теграции в регионе Центральной Азии
Ши Цзе
С начала XXI века процесс интеграции мировой и региональной экономики
значительно ускоряется. Наоборот, на стыке Евразийского континента в Цен-
тральной Азии экономическая интеграция двигается медленно, особенно в по-
следние годы наблюдаются все больше факторов, препятствующих экономиче-
ской интеграции. В некоторых планах можно отметить тенденцию к обратной
интеграции экономики. Факт сдерживания процесса интеграции в Центральной
Азии вызывает в международном сообществе широкую обеспокоенность.
Во-первых, основные характеристики экономической обратной интегра-
ции в ЦА:
1) В последние годы между государствами Центральной Азии в области эко-
номики реже бывает совместных документов о сотрудничестве. После распада
Советского Союза страны ЦА, принадлежавшие к единому экономическому
субъекту, имели кратковременное сотрудничество, проводя трудное время. Если
в первое время после объявления независимости государства Центральной Азии
в политической, экономической и социальной областях заключили не мало согла-
шений о сотрудничестве, то в последнее время аналогичных соглашений — кот
наплакал. Можно сказать, что с течением времени предыдущее сотрудничество в
основном заменяется конкуренцией и предотвращением.
2) Страны Центральной Азии делают акцент на развитии экономического со-
трудничества с другими странами и регионами, а не желают сотрудничать между
собой. По имеющимся данным масштаб сотрудничества с внерегиональными
странами больше, чем внутри региона. Более того, объекты и масштаб торгово-
экономического сотрудничества в регионе находятся на относительно низком
уровне.
3) Основа добрососедских отношений между странами Центральной Азии
постепенно ослабевает. Есть поговорка в Китае: «Дружба и добрососедство —
драгоценность для государства». Однако реалии нынешних отношений между
странами Центральной Азии отражают взаимное разорение и предосторож-
ность. Историческая культурная связь и религиозная идентичность превратилась
в причины отчуждения и противостояния друг другу.
4) Оставшиеся от истории проблемы до сих пор являются тяжелым бременем
и скрытой опасностью для развития нормальных отношений между государства-
ми Центральной Азии. После распада Советского Союза нерешенный вопрос по