Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1656

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41

Центральная Азия

остается то, что США планируют расширение своего присутствия в политиче-

ской, экономической сферах, а также в области безопасности в регионе, обеспе-

чивая тем самым почву для постепенного достижения главной доминирующей 

позиции. Данный план реализуется путем создания и укрепления региональных 

баз и их сотрудничества с такими западными институтами, как НАТО, Европей-

ской Организацией по Безопасности и Сотрудничеству, Всемирной Торговой 

Организацией, а также, расширения военного присутствия в регионе. 

Источники

1.  Дабири, Алиакбар. Оценка места Центральной Азии, занимаемого в геополитических теориях. // Журн. 

«Центральная Азия и Кавказ» (на персидском языке), №73, 1390 г. от хиджры, сс. 61-84.

2.  Кадири, Хаджат Мустафа; Нусрати Хамид Реза. Геополитические цели региональных и трансрегиональ-

ных сил в Центральной Азии.// Журн. «Геополитика» (на персидском языке), №2, 1391 г. от хиджры, 

сс. 63-95.

3.  Рой, Оливер. Геополитический диапазон Центральной Азии. Перев. Абулфазла Сидки. // Журн. «Защит-

ная политика» (на персидском языке), №29-30, 1378-1379 г. от хиджры, сс. 99-111.

4.  Дивсалар, Маджид. Центральная Азия: геополитическая связь и региональные силы. // Журн. «Заря...» 

(на персидском языке), 1385 г. от хиджры, сс. 16-21.

5.  Иззати, Иззатуллах. Геополитика в XXI веке. — Тегеран: Самт, 1389 г. от хиджры. 

Характеристика ЦА в геополитических теориях и конфликтах


background image

42

Геополитика XX

Международно-правовые проблемы управления 

водно-энергетическими ресурсами государств 

Центральной Азии 

Мансуров У. А.

После обретения независи-

мости государства Центральной 
Азии столкнулись с одной из наи-
более важных проблем — пробле-
мой управления водными ресур-
сами.

1

 Указанная проблема носит 

комплексный характер, поэтому 
она требует решения политиче-
скими, экономическими и право-
выми средствами. Большую роль в 
решении данной проблемы может 
сыграть международное право 
как система норм и правил меж-
государственного построения со-

временного миропорядка, призванная согласовывать действия равноправных 
суверенных государств. Как справедливо отмечает Р.А. Каламкарян, оно «про-
должает оставаться самым эффективным межгосударственным инструментом 
сотрудничества»

2

.

Развитие добрососедских отношений и всестороннего сотрудничества между 

государствами Центральной Азии на основе принципов и норм международного 
права является одним из важнейших условий сохранения политической и эконо-
мической стабильности в регионе. Для этого государствам Центральной Азии 
необходимо в решении своих внешнеполитических приоритетов важнейшее ме-
сто отводить международному праву. Как известно, соблюдение государствами 
Центральной Азии норм международного права, вернее приведение их внешней 
политики в соответствии с требованием современного международного права 
положительно влияет на состояние межгосударственных отношений.

1

   Под управлением водами (водными ресурсами), согласно Берлинским правилам по водным ресур-

сам 2004 года следует понимать развитие, использование, охрану, распределение, регулирование вод 

и контроль за ними. Режим доступа: www.cawater-info.net/library/rus/carewib/berlin_rules.pdf

2

   Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве // Государство 

и право. М., 2003. № 6. С. 51. 


background image

43

Центральная Азия

Весьма важной в контексте признания государствами Центральной Азии при-

оритетного значения для их внешней политики международного права являются 

нормы, закрепленные в их Конституциях. Так, согласно ст. 11 Конституции РТ 

Таджикистан «… определяет свою внешнюю политику на основе международ-

ных норм»

1

. Ст. 17 Конституции Узбекистана гласит, что ее внешняя политика 

исходит из общепризнанных принципов и норм международного права. В ст. 9 

Конституции Кыргызской Республики указывается на то, что Кыргызстан соблю-

дает общепризнанные принципы международного права

2

Однако в настоящее время к решению проблем управления водными ресур-

сами государств Центральной Азии международно-правовой подход остается 

слабым и противоречивым. Действующее межведомственное Соглашение меж-

ду государствами Центральной Азии

3

 «О сотрудничестве в сфере совместного 

управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных 

источников» (далее — Соглашение) от 18 февраля 1992 г., подписанного в г. Ал-

маты регулирует вопросы вододеления, ирригации, устанавливает режим и лимит 

использования вод бассейнов Амударьи и Сырдарьи в соответствии с практикой 

и объемами, принятыми во времена СССР. По мнению таджикских экспертов, 

в настоящее время, Соглашение не отвечает в полной мере национальным ин-

тересам Таджикистана, т. к. государства низовьев рек признают обязательность 

исполнения только части, касающейся выделяемых квот (согласованных величин 

расходов воды), но не признают необходимость сооружения гидроузлов

4

. Необ-

ходимость строительства согласованных гидроузлов было предусмотрено еще 

в советские времена

5

. Поэтому таджикские эксперты заявляют о праве выхода 

Таджикистана из Соглашения. Однако в нем не содержится положение о порядке 

выхода сторон из Соглашения. Вместе с тем, ст. 56 Венской конвенции о праве 

международных договоров допускает возможность подразумеваемой денонса-

ции. В соответствии с ней участник обязан уведомить не менее чем за двенадцать 

месяцев о своем намерении денонсировать договор или выйти из него

6

.

На наш взгляд, лучше пересмотреть указанное соглашение. Ст. 14 Соглашения 

дает право сторонам путем совместного рассмотрения внести изменения 

и дополнения. Это позволит внести поправки в Соглашение, состоящее 

всего из 15 статей, с целью конкретизации его формулировок, детализации, 

1

   Конституция Республики Таджикистан 1994 г. Душанбе, 2003. 

2

   Конституции государств-участников СНГ. М., 2001.

3

   Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

4

   К вопросу о завершении строительства Рогунского гидроузла (экспертная оценка)

5

   Схемы и Уточнения Схем комплексного использования водных ресурсов рек Сырдарья и 

Амударья; Протоколы заседания НТС Минводхоза СССР № 566 от 10.09.1987 г. и Госплана СССР № 

563 за 1987 г.

6

   Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т.II. Действие международных 

договоров: в 2 т. М., 2006. С. 174.

Международно-правовые проблемы управления водно-энергетическими ресурсами


background image

44

Геополитика XX

избегания двоякого толкования его положений, установления такого режима 

управления, который позволит государствам использовать водные ресурсы не 

только для сельскохозяйственных, но и для промышленных нужд, в частности 

для производства электроэнергии. При этом следует учесть экономические и 

экологические интересы договаривающихся сторон. 

Как известно, режим использования водных ресурсов должен быть ориенти-

рован на обеспечение вовлеченным государствам справедливого баланса инте-

ресов и предусматривать гарантии от негативных экологических последствий. В 

этой связи в рамках концепции устойчивого развития

1

 обосновывается паритет 

между экологическими ценностями и ценностями экономического и социально-

го развития. Д.С. Боклан полагает, что вопросы защиты окружающей среды не 

должны носить подчиненного, вторичного характера по отношению к вопросам 

экономики. Он же утверждает, что устойчивость экологической системы — это 

основа экономической безопасности

2

. Поэтому, на наш взгляд, водная политика 

государств Центральной Азии должна основываться на взаимодействии отрас-

левых (специальных) принципов международного экономического и междуна-

родного экологического права. Однако сложность проблемы состоит в том, что 

государства Центральной Азии рассматривают действия этих принципов не во 

взаимодействии, а изолированно, что приводит к противоречиям между государ-

ствами.

Так, государства верховья Амударьи и Сырдарьи (Таджикистан, Кыргызстан) 

в решении проблемы использования водных ресурсов исходят из основного 

принципа международного права — уважения государственного суверенитета и 

отраслевого (специального) принципа современного международного экономи-

ческого права — неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и 

природными ресурсами. Государства низовья (Узбекистан и т. д.) больше опира-

ются на отраслевые (специальные) принципы международного экологического 

права: принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба; принцип 

экологически обоснованного рационального использования природных ресур-

сов; принцип обеспечения экологической безопасности. Рассмотрим содер-

жание некоторых указанных принципов, применительно к решению проблемы 

управления водными ресурсами в Центральной Азии. 

Государства, расположенные вверх по течению (Таджикистан и Кыргызстан) 

исходят из того, что право государства на обеспечение своей энергетической без-

1

   Определение устойчивого развития было сформулировано в 1987 г. Международной комиссией по 

окружающей среде и развитию, учрежденной Генеральной Ассамблеей в 1983 г.; такое развитие под-

разумевает «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, не угрожая способности будущих 

поколений удовлетворять их собственные потребности (Резолюция ГА ООН № 42/187 от 11 декабря 

1987 г.)».

2

   Боклан Д.С. Взаимодействие отраслевых принципов международного экономического и экологи-

ческого права. // Международное право-International law. М., 2009. №1. С 50. 

Мансуров У. А.


background image

45

Центральная Азия

опасности является одним из проявлений независимости государств и вытекает 
из императивной нормы (основного принципа) международного права — прин-
ципа уважения государственного суверенитета. К.А. Бекяшев среди элементов 
нормативного содержания принципа уважения государственного суверенитета 
выделяет право государства «осуществлять всякого рода деятельность, необхо-
димую или благоприятную для проживающего на ней населения»

1

. Таджикистан 

и Кыргызстан, не имеющие углеводородных носителей энергии, не имеют эконо-
мически выгодной альтернативы гидроэнергетическому производству электро-
энергии, получению тепла, возрождению промышленности, снижению уровня 
бедности, устойчивому развитию. Решение водных вопросов является неотъем-
лемой частью Национальной стратегии развития и Стратегии сокращения бед-
ности Республики Таджикистан. В этом плане важно, что в Душанбинскую де-
кларацию по воде 2010 года участники международной конференции включили 
положение о том, что «устойчивое производство гидроэлектроэнергии может 
внести вклад в значимый прогресс по сокращению бедности, смягчению измене-
ний климата и достижению устойчивого развития, в частности в развивающихся 
странах»

2

Как видим, в решении проблемы водопользования Таджикистан и Кыргызстан, 

как и другие развивающиеся государства наиболее упорны в отстаивании 
своего абсолютного суверенитета и независимости в их одностороннем 
(консервативном) понимании. Отметим, что советская доктрина с первых лет 
существования Советского государства последовательно придерживалась теории 
абсолютного суверенитета государства и исходила из того, что суверенитет 
государства базируется на принципах общего международного права: уважении 
государственного суверенитета: равенстве государств. Если же исходить из 
концепции относительного государственного суверенитета, то абсолютного 
суверенитета вообще нет и быть не может. Суверенитет государства во всех 
его проявлениях существует лишь как относительный, ограниченный правом

3

В этой связи бывший Генеральный секретарь Б. Гали заявлял, что «время 
абсолютного и исключительного суверенитета прошло… Задача руководителей 
государств сегодня состоит в том, чтобы понять это и обеспечить равновесие 
между потребностями благого внутреннего управления и требованиями все 

1

   Бекяшев К.А. Принцип уважения государственного суверенитета — основополагающий принцип 

общего международного права // Lex Russica: Научные труды МГЮА. — М., 2008. № 4.

2

   Душанбинская декларация по воде, п. 25 // Итоги международной конференции высокого уровня 

по среднесрочному всеобъемлющему обзору хода выполнения Международного десятилетия дей-

ствий «Вода для жизни», 2005-2015 (8-10 июня 2010 года, Душанбе, Таджикистан). Режим доступа: 

http://waterconference2010.tj/docs/A-65_88_rus.pdf

3

   См.: Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2006; Василенко В.А. Проблемы теории 

международного права. Киев, 1989 и т. д..

Международно-правовые проблемы управления водно-энергетическими ресурсами