ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1656
Скачиваний: 3
41
Центральная Азия
остается то, что США планируют расширение своего присутствия в политиче-
ской, экономической сферах, а также в области безопасности в регионе, обеспе-
чивая тем самым почву для постепенного достижения главной доминирующей
позиции. Данный план реализуется путем создания и укрепления региональных
баз и их сотрудничества с такими западными институтами, как НАТО, Европей-
ской Организацией по Безопасности и Сотрудничеству, Всемирной Торговой
Организацией, а также, расширения военного присутствия в регионе.
Источники
1. Дабири, Алиакбар. Оценка места Центральной Азии, занимаемого в геополитических теориях. // Журн.
«Центральная Азия и Кавказ» (на персидском языке), №73, 1390 г. от хиджры, сс. 61-84.
2. Кадири, Хаджат Мустафа; Нусрати Хамид Реза. Геополитические цели региональных и трансрегиональ-
ных сил в Центральной Азии.// Журн. «Геополитика» (на персидском языке), №2, 1391 г. от хиджры,
сс. 63-95.
3. Рой, Оливер. Геополитический диапазон Центральной Азии. Перев. Абулфазла Сидки. // Журн. «Защит-
ная политика» (на персидском языке), №29-30, 1378-1379 г. от хиджры, сс. 99-111.
4. Дивсалар, Маджид. Центральная Азия: геополитическая связь и региональные силы. // Журн. «Заря...»
(на персидском языке), 1385 г. от хиджры, сс. 16-21.
5. Иззати, Иззатуллах. Геополитика в XXI веке. — Тегеран: Самт, 1389 г. от хиджры.
Характеристика ЦА в геополитических теориях и конфликтах
42
Геополитика XX
Международно-правовые проблемы управления
водно-энергетическими ресурсами государств
Центральной Азии
Мансуров У. А.
После обретения независи-
мости государства Центральной
Азии столкнулись с одной из наи-
более важных проблем — пробле-
мой управления водными ресур-
сами.
1
Указанная проблема носит
комплексный характер, поэтому
она требует решения политиче-
скими, экономическими и право-
выми средствами. Большую роль в
решении данной проблемы может
сыграть международное право
как система норм и правил меж-
государственного построения со-
временного миропорядка, призванная согласовывать действия равноправных
суверенных государств. Как справедливо отмечает Р.А. Каламкарян, оно «про-
должает оставаться самым эффективным межгосударственным инструментом
сотрудничества»
2
.
Развитие добрососедских отношений и всестороннего сотрудничества между
государствами Центральной Азии на основе принципов и норм международного
права является одним из важнейших условий сохранения политической и эконо-
мической стабильности в регионе. Для этого государствам Центральной Азии
необходимо в решении своих внешнеполитических приоритетов важнейшее ме-
сто отводить международному праву. Как известно, соблюдение государствами
Центральной Азии норм международного права, вернее приведение их внешней
политики в соответствии с требованием современного международного права
положительно влияет на состояние межгосударственных отношений.
1
Под управлением водами (водными ресурсами), согласно Берлинским правилам по водным ресур-
сам 2004 года следует понимать развитие, использование, охрану, распределение, регулирование вод
и контроль за ними. Режим доступа: www.cawater-info.net/library/rus/carewib/berlin_rules.pdf
2
Каламкарян Р.А. Концепция господства права в современном международном праве // Государство
и право. М., 2003. № 6. С. 51.
43
Центральная Азия
Весьма важной в контексте признания государствами Центральной Азии при-
оритетного значения для их внешней политики международного права являются
нормы, закрепленные в их Конституциях. Так, согласно ст. 11 Конституции РТ
Таджикистан «… определяет свою внешнюю политику на основе международ-
ных норм»
1
. Ст. 17 Конституции Узбекистана гласит, что ее внешняя политика
исходит из общепризнанных принципов и норм международного права. В ст. 9
Конституции Кыргызской Республики указывается на то, что Кыргызстан соблю-
дает общепризнанные принципы международного права
2
.
Однако в настоящее время к решению проблем управления водными ресур-
сами государств Центральной Азии международно-правовой подход остается
слабым и противоречивым. Действующее межведомственное Соглашение меж-
ду государствами Центральной Азии
3
«О сотрудничестве в сфере совместного
управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных
источников» (далее — Соглашение) от 18 февраля 1992 г., подписанного в г. Ал-
маты регулирует вопросы вододеления, ирригации, устанавливает режим и лимит
использования вод бассейнов Амударьи и Сырдарьи в соответствии с практикой
и объемами, принятыми во времена СССР. По мнению таджикских экспертов,
в настоящее время, Соглашение не отвечает в полной мере национальным ин-
тересам Таджикистана, т. к. государства низовьев рек признают обязательность
исполнения только части, касающейся выделяемых квот (согласованных величин
расходов воды), но не признают необходимость сооружения гидроузлов
4
. Необ-
ходимость строительства согласованных гидроузлов было предусмотрено еще
в советские времена
5
. Поэтому таджикские эксперты заявляют о праве выхода
Таджикистана из Соглашения. Однако в нем не содержится положение о порядке
выхода сторон из Соглашения. Вместе с тем, ст. 56 Венской конвенции о праве
международных договоров допускает возможность подразумеваемой денонса-
ции. В соответствии с ней участник обязан уведомить не менее чем за двенадцать
месяцев о своем намерении денонсировать договор или выйти из него
6
.
На наш взгляд, лучше пересмотреть указанное соглашение. Ст. 14 Соглашения
дает право сторонам путем совместного рассмотрения внести изменения
и дополнения. Это позволит внести поправки в Соглашение, состоящее
всего из 15 статей, с целью конкретизации его формулировок, детализации,
1
Конституция Республики Таджикистан 1994 г. Душанбе, 2003.
2
Конституции государств-участников СНГ. М., 2001.
3
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
4
К вопросу о завершении строительства Рогунского гидроузла (экспертная оценка)
5
Схемы и Уточнения Схем комплексного использования водных ресурсов рек Сырдарья и
Амударья; Протоколы заседания НТС Минводхоза СССР № 566 от 10.09.1987 г. и Госплана СССР №
563 за 1987 г.
6
Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т.II. Действие международных
договоров: в 2 т. М., 2006. С. 174.
Международно-правовые проблемы управления водно-энергетическими ресурсами
44
Геополитика XX
избегания двоякого толкования его положений, установления такого режима
управления, который позволит государствам использовать водные ресурсы не
только для сельскохозяйственных, но и для промышленных нужд, в частности
для производства электроэнергии. При этом следует учесть экономические и
экологические интересы договаривающихся сторон.
Как известно, режим использования водных ресурсов должен быть ориенти-
рован на обеспечение вовлеченным государствам справедливого баланса инте-
ресов и предусматривать гарантии от негативных экологических последствий. В
этой связи в рамках концепции устойчивого развития
1
обосновывается паритет
между экологическими ценностями и ценностями экономического и социально-
го развития. Д.С. Боклан полагает, что вопросы защиты окружающей среды не
должны носить подчиненного, вторичного характера по отношению к вопросам
экономики. Он же утверждает, что устойчивость экологической системы — это
основа экономической безопасности
2
. Поэтому, на наш взгляд, водная политика
государств Центральной Азии должна основываться на взаимодействии отрас-
левых (специальных) принципов международного экономического и междуна-
родного экологического права. Однако сложность проблемы состоит в том, что
государства Центральной Азии рассматривают действия этих принципов не во
взаимодействии, а изолированно, что приводит к противоречиям между государ-
ствами.
Так, государства верховья Амударьи и Сырдарьи (Таджикистан, Кыргызстан)
в решении проблемы использования водных ресурсов исходят из основного
принципа международного права — уважения государственного суверенитета и
отраслевого (специального) принципа современного международного экономи-
ческого права — неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и
природными ресурсами. Государства низовья (Узбекистан и т. д.) больше опира-
ются на отраслевые (специальные) принципы международного экологического
права: принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба; принцип
экологически обоснованного рационального использования природных ресур-
сов; принцип обеспечения экологической безопасности. Рассмотрим содер-
жание некоторых указанных принципов, применительно к решению проблемы
управления водными ресурсами в Центральной Азии.
Государства, расположенные вверх по течению (Таджикистан и Кыргызстан)
исходят из того, что право государства на обеспечение своей энергетической без-
1
Определение устойчивого развития было сформулировано в 1987 г. Международной комиссией по
окружающей среде и развитию, учрежденной Генеральной Ассамблеей в 1983 г.; такое развитие под-
разумевает «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, не угрожая способности будущих
поколений удовлетворять их собственные потребности (Резолюция ГА ООН № 42/187 от 11 декабря
1987 г.)».
2
Боклан Д.С. Взаимодействие отраслевых принципов международного экономического и экологи-
ческого права. // Международное право-International law. М., 2009. №1. С 50.
Мансуров У. А.
45
Центральная Азия
опасности является одним из проявлений независимости государств и вытекает
из императивной нормы (основного принципа) международного права — прин-
ципа уважения государственного суверенитета. К.А. Бекяшев среди элементов
нормативного содержания принципа уважения государственного суверенитета
выделяет право государства «осуществлять всякого рода деятельность, необхо-
димую или благоприятную для проживающего на ней населения»
1
. Таджикистан
и Кыргызстан, не имеющие углеводородных носителей энергии, не имеют эконо-
мически выгодной альтернативы гидроэнергетическому производству электро-
энергии, получению тепла, возрождению промышленности, снижению уровня
бедности, устойчивому развитию. Решение водных вопросов является неотъем-
лемой частью Национальной стратегии развития и Стратегии сокращения бед-
ности Республики Таджикистан. В этом плане важно, что в Душанбинскую де-
кларацию по воде 2010 года участники международной конференции включили
положение о том, что «устойчивое производство гидроэлектроэнергии может
внести вклад в значимый прогресс по сокращению бедности, смягчению измене-
ний климата и достижению устойчивого развития, в частности в развивающихся
странах»
2
.
Как видим, в решении проблемы водопользования Таджикистан и Кыргызстан,
как и другие развивающиеся государства наиболее упорны в отстаивании
своего абсолютного суверенитета и независимости в их одностороннем
(консервативном) понимании. Отметим, что советская доктрина с первых лет
существования Советского государства последовательно придерживалась теории
абсолютного суверенитета государства и исходила из того, что суверенитет
государства базируется на принципах общего международного права: уважении
государственного суверенитета: равенстве государств. Если же исходить из
концепции относительного государственного суверенитета, то абсолютного
суверенитета вообще нет и быть не может. Суверенитет государства во всех
его проявлениях существует лишь как относительный, ограниченный правом
3
.
В этой связи бывший Генеральный секретарь Б. Гали заявлял, что «время
абсолютного и исключительного суверенитета прошло… Задача руководителей
государств сегодня состоит в том, чтобы понять это и обеспечить равновесие
между потребностями благого внутреннего управления и требованиями все
1
Бекяшев К.А. Принцип уважения государственного суверенитета — основополагающий принцип
общего международного права // Lex Russica: Научные труды МГЮА. — М., 2008. № 4.
2
Душанбинская декларация по воде, п. 25 // Итоги международной конференции высокого уровня
по среднесрочному всеобъемлющему обзору хода выполнения Международного десятилетия дей-
ствий «Вода для жизни», 2005-2015 (8-10 июня 2010 года, Душанбе, Таджикистан). Режим доступа:
http://waterconference2010.tj/docs/A-65_88_rus.pdf
3
См.: Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2006; Василенко В.А. Проблемы теории
международного права. Киев, 1989 и т. д..
Международно-правовые проблемы управления водно-энергетическими ресурсами