ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1635
Скачиваний: 3
61
Центральная Азия
Дополнительно ЦА
все чаще рассматривается
американцами как важный
район тылового обеспечения.
В 2012 г. Вашингтон
сразу в 7 раз увеличил
закупки снабжения в
центральноазиатских рес-
публиках, доведя их объем
до 1,3 млрд дол., где основная
доля (820 млн.) пришлась
на приобретение топлива
у Туркмении. Аналогичная
сумма в 1,3 млрд дол.
выделена и на 2013 г. Если после 2014 г. Белый Дом не откажется от обещаний
поддержки действующего руководства ИРА, то только на обеспечение ГСМ
Афганской национальной армии ему ежегодно понадобится в среднем по 555 млн
дол. или 2,8 млрд дол. в течение 2014-2018 гг. Учитывая дефицит нефтепродуктов
в Афганистане и проблемы с их импортом из соседних стран, вероятно, значимым
источником топлива для американцев в ближайшей перспективе останется
Туркменбашинский НПЗ в Туркмении.
В целом, текущий всплеск военно-технического сотрудничества Америки со
странами ЦА сопряжен с интенсификацией действий в Афганистане, поэтому его
перспективы во многом будут зависеть от развития ситуации южнее Амударьи,
в т. ч. успешности пуштунского повстанческого движения и удержания власти в
Кабуле лояльным Западу правительством.
Что касается экономической политики США в Центральной Азии, то, скорее
всего, она, как и раньше, будет нацелена на решение трех основных задач — по-
лучении доступа к каспийским углеводородам, ослаблении стратегических со-
перников в лице Москвы и Пекина, экономической стабилизации Афганистана и
снижении его зависимости от внешних дотаций.
Текущие коммерческие интересы американских компаний сосредоточены
на нефтяных ресурсах ЦА, доказанные запасы которых колеблются в пределах
2,5-3% от общемировых. Соответственно, сохранится ситуация, когда инвести-
ции в нефтяной сектор Казахстана (29 млрд дол. в течение 1993-2009 гг.) буду
значительно превышать вложения США во все другие страны и отрасли региона
вместе взятые (на следующий по списку Узбекистан к 2009 г. пришлось только
500 млн дол.). При этом серьезную проблему для американского капитала, по
прогнозам, составит стремление Астаны пересмотреть в свою пользу нефтяные
концессии 1990-х годов под давлением фискальных и экологических претензий, а
Центральная Азия в стратегии США после 2014 г.
62
Геополитика XX
также географическая замкнутость региона, сырье из которого на западные рын-
ки приходится доставлять по российской трубопроводной системе.
Исходя из этого, Соединенные Штаты продолжат лоббирование т.н. «южно-
го энергетического коридора» в обход территории России. Но противодействие
строительству трубопроводов по дну Каспия будет подталкивать их концентри-
ровать усилия преимущественно на создании западного участка этого коридора
между Азербайджаном и Турцией, которые в июне 2012 г. при посредничестве
Вашингтона подписали соглашение о прокладке к 2017 г. Трансанатолийского
газопровода.
На долгосрочный период рассчитана экономическая программа Нового шел-
кового пути, обнародованная Госдепартаментом летом 2011 г. и предполагающая
создание инфраструктуры между Центральной и Южную Азией и Афганиста-
ном, а также либерализацию торговли между ними. Хотя в рамках Нового Шел-
кового Пути Соединенные Штаты добились успехов в реализации ряда локаль-
ных проектов (нескольких автодорог, мостов, ЛЭП и железнодорожной ветки из
Узбекистана на Мазари-Шариф), перспективы масштабных межрегиональных
коммуникаций, таких как газопровод TAPI и ЛЭП CASA-1000, пока выглядят
туманными. Их «воплощение в металле» тормозят небезопасный маршрут че-
рез Афганистан, дороговизна, неопределенность вокруг сырьевой базы, напря-
женные отношения потенциальных покупателей и транзитеров сырья, а также
альтернативные предложения Ирана и КНР. Тем не менее, Белый Дом, вероятно,
не откажется от проектов, продвижение которых сулит снижение российского
и китайского влияния в ЦА, дальнейшую изоляцию Ирана, открытие доступа к
газовым ресурсам Каспийского региона.
Новый Шелковый Путь выступает также пока эфемерным, но все-таки по-
тенциальным конкурентом Евразийского союза. Последний в Вашингтоне все
чаще оценивают как механизм укрепления позиций Кремля на постсоветском
пространстве. Отсюда, он будет подвергаться возрастающей дискредитации со
стороны Запада. Ожидается, что в качестве противовеса американцы форсируют
процесс вступления стран региона в ВТО на условиях, осложняющих их последу-
ющее присоединение к правовой базе ТС и ЕЭП.
В заключении необходимо отметить, что прогнозирование будущей стратегии
США в ЦА сильно осложнено наличием множества факторов неопределенности,
среди которых: развитие ситуации в Афганистане, возможная попытка силово-
го смещения правительства Ирана, новая фаза мирового финансово-экономиче-
ского кризиса, смена глав государств в Узбекистане и Казахстане и др. Очевидно
одно — регион по-прежнему останется ареной столкновения интересов ведущих
мировых держав — России, США и Китая.
Попов Д. С.
63
Центральная Азия
О некоторых аспектах реформирования
российского образования и их влиянии
на постсоветском пространстве
Кошлаков Г. В.
Один из корифеев экономической теории Д.М. Кейнс сформулировал пра-
вило, которое является обязательным для исследования любых социальных и
экономических систем. Коротко его можно дать в следующем изложении: необ-
ходимо изучать прошлое, чтобы понять настоящее и на этой основе прогнози-
ровать будущее. Именно пренебрежение такой последовательностью приводит
часто к непоправимым ошибкам в принятии управленческих решений на всех
уровнях — от малого бизнеса до государственных преобразований. Вспомним
хотя бы антиалкогольные указы и постановления 1985 г., которые привели к
разрушению государственного бюджета СССР и, более того, явились первым
шагом безобразно организованных перестроечных реформ и, в конечном счете,
началом распада великой страны. Из всех многочисленных ошибок тогдашнего
политического руководства можно выделить безграмотный лозунг — «пере-
стройка и ускорение», который родился в результате игнорирования всего ми-
рового опыта развития человечества. А опыт этот убедительно свидетельствует
о полной несовместимости проведения ремонтов и реконструкций с одновре-
менным ускорением движения управляемой системы в пространстве и времени.
Оставляя в стороне ностальгию по Союзу, попробуем ответить на вопрос,
который до сих пор не получил однозначного толкования. Что явилось главной
причиной развала СССР и кем были главные действующие лица в этом про-
цессе?
Прежде всего, определимся в том, какая общественная формация царство-
вала на территории СССР. Какой круг людей осуществлял руководство госу-
дарством? Сразу заметим, что под словом государство понимается отнюдь не
хозяйствующий субъект, как декларирует большое число исследователей, а
власть в лице всех ее трех ветвей — представительной, исполнительной и су-
дебной. Берем на себя смелость утверждать следующее:
— на территории СССР никогда, ни одного дня и часа, не функционировала
система, называемая социализмом, так как ни в какой момент времени принцип
«от каждого по способности, каждому по труду» не осуществлялся;
— политическое устройство СССР можно назвать государством партийных
функционеров в связи с существованием шестой статьи Конституции СССР
и фактическим положением дел, когда все решения готовились даже не
64
Геополитика XX
избранными в состав партийных комитетов всех уровней вплоть до ЦК КПСС,
а нанятыми на работу инструкторами и инспекторами этих комитетов;
— из среды указанных в предыдущем абзаце формировались сплоченные
ряды чиновников. Среди последних решающей силой были столичные чиновни-
ки, занимающие должности в управляющих структурах союзного значения, рас-
положенных в Москве. Автор настоящего сообщения имел возможность выска-
зать свое мнение об их компетентности, выступая на первом съезде Народных
депутатов в 1999г. Тогда я сказал, что кругозор абсолютного большинства сто-
личного чиновничества не выходит за рамки МКАД. А об истинном положении в
национальных республиках им мало что известно.
Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью подтвердить, что именно
чиновничий аппарат, взращенный в недрах партийных комитетов, и был главной
составляющей комплекса причин, приведшего к развалу СССР.
Сказанное выше не является мемуарами ради воспоминаний: с великим
сожалением можно констатировать, что история повторяется. На всем
постсоветском пространстве, конечно, в разной степени, но, прежде всего в
России, продолжается, а в некоторых случаях усиливается прямое воздействие на
судьбы страны партийно-чиновничьего аппарата. Правда, акценты смещаются —
сегодня к столичным «вершителям судеб» добавились региональные, стремления
которых ограничены только личными интересами, а знания — сведениями,
почерпнутыми из «Википедии».
Подтверждением сказанному может служить ситуация, складывающаяся на
сегодняшний день в образовательной системе не только Российской Федерации,
но и в ряде бывших союзных республик, которые, непомерно гордясь своим суве-
ренитетом, во многом копируют действия недавнего «старшего брата».
Прежде чем перейти к рассмотрению проводимых ныне реформ в системе
образования, представляется необходимым сказать несколько слов о значимости
затрагиваемой проблемы. Последнее время широкое распространение получили
так называемые альтернативные оценки различных групп населения и даже целых
наций и народов. Во многих публицистических и даже научно-исследовательских
трудах можно обнаружить такие «обобщенные» характеристики, как храбрый
народ — трусливый народ, честный — жуликоватый, воинственный — миролю-
бивый, ленивый — трудолюбивый и т. п. Совершенно очевидно, что такие оцен-
ки не могут приниматься всерьез: в каждом народе есть свои смельчаки и трусы,
честные и воры, лгуны и правдолюбцы. Но есть одно качество, которое определя-
ет рейтинг нации. Это — уровень образованности. Только высокообразованное
сообщество людей может рассчитывать на постоянный рост его благосостояния.
Вполне оправдан тезис: «образование — фундамент благополучия нации». Вряд
ли найдется кто-либо, сумеющий доказать обратное.
Кошлаков Г. В.
65
Центральная Азия
К сказанному нелишним будет упомянуть, что в современных условиях неиз-
меримо возрастает роль высокообразованных и хорошо подготовленных для де-
ятельности в реальных условиях управленцев или, как сейчас принято называть,
менеджеров. Без грамотного менеджмента на всех уровнях — от самых малых
фирм до государств и даже межгосударственных формирований — предполагать
высокие темпы социально— экономического и культурного развития представ-
ляется весьма наивным и необоснованным.
Профессор Н.И. Аглоненко в учебнике для ВУЗов «Системное руководство
организацией» (изд. «Экзамен», Москва) очень правильно говорит: «…обуче-
ние руководству, как одному из сложнейших и важнейших видов деятельности,
может и должно стать одним из государственных принципов... Все наши кризисы
в различных областях есть суть только одного кризиса — кризиса профессиона-
лизма в руководстве. Ликвидируй мы этот кризис, и страна буквально взорвется в
своем возрождении и экономическом буме». Целиком и полностью соглашаясь с
ним, нужно добавить, что качество руководства (я бы лучше сказал –управления!)
исключительно важно абсолютно во всех сферах, а в образовании еще во сто крат
больше, т. к. его организация и методическое обеспечение является определяю-
щим все остальное.
Посмотрим, что же сделано в этом плане за двадцать лет государственных су-
веренитетов на постсоветском пространстве. Забегая вперед, рискнем заявить,
что и в России, и в других странах СНГ (и по источникам информации, и по
собственному опыту в Таджикистане) проведена перестройка образования, во
всяком случае точно в высшей школе, которую образно можно озаглавить одним
словом: «формализация». На пути реализации этой сомнительной идеи был на-
рушен порядок действий, о котором мы говорили выше — первым шагом долж-
но быть изучение прошлого. В результате анафеме предан замечательный опыт
российского образования, который во всем мире подтвержден главным аргумен-
том — повсеместной востребованностью умов, взращенных системой россий-
ской, а затем и советской образовательных школ. На протяжении многих деся-
тилетий, и особенно в девяностые годы, мы постоянно муссировали факт утечки
мозгов в дальнее зарубежье. Позволительно спросить: «Если подготовка ученых
и специалистов была несовершенной, то почему сегодня во многих научных цен-
трах развитых стран (например, в Силиконовой долине) наиболее распростра-
ненным языком общения является русский?» Разве успешная работа в дальнем
зарубежье подготовленных в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Ташкенте, Вла-
дикавказе, да и в Душанбе, специалистов не является подтверждением их высо-
кого качества? К великому сожалению определяющим лозунгом перестройки в
нашем случае стало правило: «неважно как, но только так, как у них». Выполняя
эту заповедь, вершители судеб в образовании, все те же столичные чиновники,
О некоторых аспектах реформирования российского образования