Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1635

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

Центральная Азия

Дополнительно ЦА 

все чаще рассматривается 

американцами как важный 

район тылового обеспечения. 

В  2012   г.  Вашингтон 

сразу в 7 раз увеличил 

закупки снабжения в 

центральноазиатских рес-

публиках, доведя их объем 

до 1,3 млрд дол., где основная 

доля (820 млн.) пришлась 

на приобретение топлива 

у Туркмении. Аналогичная 

сумма в 1,3 млрд дол. 

выделена и на 2013 г. Если после 2014 г. Белый Дом не откажется от обещаний 

поддержки действующего руководства ИРА, то только на обеспечение ГСМ 

Афганской национальной армии ему ежегодно понадобится в среднем по 555 млн 

дол. или 2,8 млрд дол. в течение 2014-2018 гг. Учитывая дефицит нефтепродуктов 

в Афганистане и проблемы с их импортом из соседних стран, вероятно, значимым 

источником топлива для американцев в ближайшей перспективе останется 

Туркменбашинский НПЗ в Туркмении.

В целом, текущий всплеск военно-технического сотрудничества Америки со 

странами ЦА сопряжен с интенсификацией действий в Афганистане, поэтому его 

перспективы во многом будут зависеть от развития ситуации южнее Амударьи, 

в т. ч. успешности пуштунского повстанческого движения и удержания власти в 

Кабуле лояльным Западу правительством.

Что касается экономической политики США в Центральной Азии, то, скорее 

всего, она, как и раньше, будет нацелена на решение трех основных задач — по-

лучении доступа к каспийским углеводородам, ослаблении стратегических со-

перников в лице Москвы и Пекина, экономической стабилизации Афганистана и 

снижении его зависимости от внешних дотаций. 

Текущие коммерческие интересы американских компаний сосредоточены 

на нефтяных ресурсах ЦА, доказанные запасы которых колеблются в пределах 

2,5-3% от общемировых. Соответственно, сохранится ситуация, когда инвести-

ции в нефтяной сектор Казахстана (29 млрд дол. в течение 1993-2009 гг.) буду 

значительно превышать вложения США во все другие страны и отрасли региона 

вместе взятые (на следующий по списку Узбекистан к 2009 г. пришлось только 

500 млн дол.). При этом серьезную проблему для американского капитала, по 

прогнозам, составит стремление Астаны пересмотреть в свою пользу нефтяные 

концессии 1990-х годов под давлением фискальных и экологических претензий, а 

Центральная Азия в стратегии США после 2014 г. 


background image

62

Геополитика XX

также географическая замкнутость региона, сырье из которого на западные рын-
ки приходится доставлять по российской трубопроводной системе.

Исходя из этого, Соединенные Штаты продолжат лоббирование т.н. «южно-

го энергетического коридора» в обход территории России. Но противодействие 
строительству трубопроводов по дну Каспия будет подталкивать их концентри-
ровать усилия преимущественно на создании западного участка этого коридора 
между Азербайджаном и Турцией, которые в июне 2012 г. при посредничестве 
Вашингтона подписали соглашение о прокладке к 2017 г. Трансанатолийского 
газопровода.

На долгосрочный период рассчитана экономическая программа Нового шел-

кового пути, обнародованная Госдепартаментом летом 2011 г. и предполагающая 
создание инфраструктуры между Центральной и Южную Азией и Афганиста-
ном, а также либерализацию торговли между ними. Хотя в рамках Нового Шел-
кового Пути Соединенные Штаты добились успехов в реализации ряда локаль-
ных проектов (нескольких автодорог, мостов, ЛЭП и железнодорожной ветки из 
Узбекистана на Мазари-Шариф), перспективы масштабных межрегиональных 
коммуникаций, таких как газопровод TAPI и ЛЭП CASA-1000, пока выглядят 
туманными. Их «воплощение в металле» тормозят небезопасный маршрут че-
рез Афганистан, дороговизна, неопределенность вокруг сырьевой базы, напря-
женные отношения потенциальных покупателей и транзитеров сырья, а также 
альтернативные предложения Ирана и КНР. Тем не менее, Белый Дом, вероятно, 
не откажется от проектов, продвижение которых сулит снижение российского 
и китайского влияния в ЦА, дальнейшую изоляцию Ирана, открытие доступа к 
газовым ресурсам Каспийского региона.

Новый Шелковый Путь выступает также пока эфемерным, но все-таки по-

тенциальным конкурентом Евразийского союза. Последний в Вашингтоне все 
чаще оценивают как механизм укрепления позиций Кремля на постсоветском 
пространстве. Отсюда, он будет подвергаться возрастающей дискредитации со 
стороны Запада. Ожидается, что в качестве противовеса американцы форсируют 
процесс вступления стран региона в ВТО на условиях, осложняющих их последу-
ющее присоединение к правовой базе ТС и ЕЭП.

В заключении необходимо отметить, что прогнозирование будущей стратегии 

США в ЦА сильно осложнено наличием множества факторов неопределенности, 
среди которых: развитие ситуации в Афганистане, возможная попытка силово-
го смещения правительства Ирана, новая фаза мирового финансово-экономиче-
ского кризиса, смена глав государств в Узбекистане и Казахстане и др. Очевидно 
одно — регион по-прежнему останется ареной столкновения интересов ведущих 
мировых держав — России, США и Китая.

Попов Д. С.


background image

63

Центральная Азия

О некоторых аспектах реформирования 

российского образования и их влиянии 

на постсоветском пространстве

Кошлаков Г. В.

Один из корифеев экономической теории Д.М. Кейнс сформулировал пра-

вило, которое является обязательным для исследования любых социальных и 

экономических систем. Коротко его можно дать в следующем изложении: необ-

ходимо изучать прошлое, чтобы понять настоящее и на этой основе прогнози-

ровать будущее. Именно пренебрежение такой последовательностью приводит 

часто к непоправимым ошибкам в принятии управленческих решений на всех 

уровнях — от малого бизнеса до государственных преобразований. Вспомним 

хотя бы антиалкогольные указы и постановления 1985 г., которые привели к 

разрушению государственного бюджета СССР и, более того, явились первым 

шагом безобразно организованных перестроечных реформ и, в конечном счете, 

началом распада великой страны. Из всех многочисленных ошибок тогдашнего 

политического руководства можно выделить безграмотный лозунг — «пере-

стройка и ускорение», который родился в результате игнорирования всего ми-

рового опыта развития человечества. А опыт этот убедительно свидетельствует 

о полной несовместимости проведения ремонтов и реконструкций с одновре-

менным ускорением движения управляемой системы в пространстве и времени.

Оставляя в стороне ностальгию по Союзу, попробуем ответить на вопрос, 

который до сих пор не получил однозначного толкования. Что явилось главной 

причиной развала СССР и кем были главные действующие лица в этом про-

цессе?

Прежде всего, определимся в том, какая общественная формация царство-

вала на территории СССР. Какой круг людей осуществлял руководство госу-

дарством? Сразу заметим, что под словом государство понимается отнюдь не 

хозяйствующий субъект, как декларирует большое число исследователей, а 

власть в лице всех ее трех ветвей — представительной, исполнительной и су-

дебной. Берем на себя смелость утверждать следующее:

— на территории СССР никогда, ни одного дня и часа, не функционировала 

система, называемая социализмом, так как ни в какой момент времени принцип 

«от каждого по способности, каждому по труду» не осуществлялся;

— политическое устройство СССР можно назвать государством партийных 

функционеров в связи с существованием шестой статьи Конституции СССР 

и фактическим положением дел, когда все решения готовились даже не 


background image

64

Геополитика XX

избранными в состав партийных комитетов всех уровней вплоть до ЦК КПСС, 

а нанятыми на работу инструкторами и инспекторами этих комитетов;

— из среды указанных в предыдущем абзаце формировались сплоченные 

ряды чиновников. Среди последних решающей силой были столичные чиновни-

ки, занимающие должности в управляющих структурах союзного значения, рас-

положенных в Москве. Автор настоящего сообщения имел возможность выска-

зать свое мнение об их компетентности, выступая на первом съезде Народных 

депутатов в 1999г. Тогда я сказал, что кругозор абсолютного большинства сто-

личного чиновничества не выходит за рамки МКАД. А об истинном положении в 

национальных республиках им мало что известно.

Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью подтвердить, что именно 

чиновничий аппарат, взращенный в недрах партийных комитетов, и был главной 

составляющей комплекса причин, приведшего к развалу СССР.

Сказанное выше не является мемуарами ради воспоминаний: с великим 

сожалением можно констатировать, что история повторяется. На всем 

постсоветском пространстве, конечно, в разной степени, но, прежде всего в 

России, продолжается, а в некоторых случаях усиливается прямое воздействие на 

судьбы страны партийно-чиновничьего аппарата. Правда, акценты смещаются — 

сегодня к столичным «вершителям судеб» добавились региональные, стремления 

которых ограничены только личными интересами, а знания — сведениями, 

почерпнутыми из «Википедии».

Подтверждением сказанному может служить ситуация, складывающаяся на 

сегодняшний день в образовательной системе не только Российской Федерации, 

но и в ряде бывших союзных республик, которые, непомерно гордясь своим суве-

ренитетом, во многом копируют действия недавнего «старшего брата».

Прежде чем перейти к рассмотрению проводимых ныне реформ в системе 

образования, представляется необходимым сказать несколько слов о значимости 

затрагиваемой проблемы. Последнее время широкое распространение получили 

так называемые альтернативные оценки различных групп населения и даже целых 

наций и народов. Во многих публицистических и даже научно-исследовательских 

трудах можно обнаружить такие «обобщенные» характеристики, как храбрый 

народ — трусливый народ, честный — жуликоватый, воинственный — миролю-

бивый, ленивый — трудолюбивый и т. п. Совершенно очевидно, что такие оцен-

ки не могут приниматься всерьез: в каждом народе есть свои смельчаки и трусы, 

честные и воры, лгуны и правдолюбцы. Но есть одно качество, которое определя-

ет рейтинг нации. Это — уровень образованности. Только высокообразованное 

сообщество людей может рассчитывать на постоянный рост его благосостояния. 

Вполне оправдан тезис: «образование — фундамент благополучия нации». Вряд 

ли найдется кто-либо, сумеющий доказать обратное.

Кошлаков Г. В.


background image

65

Центральная Азия

К сказанному нелишним будет упомянуть, что в современных условиях неиз-

меримо возрастает роль высокообразованных и хорошо подготовленных для де-

ятельности в реальных условиях управленцев или, как сейчас принято называть, 

менеджеров. Без грамотного менеджмента на всех уровнях — от самых малых 

фирм до государств и даже межгосударственных формирований — предполагать 

высокие темпы социально— экономического и культурного развития представ-

ляется весьма наивным и необоснованным.

Профессор Н.И. Аглоненко в учебнике для ВУЗов «Системное руководство 

организацией» (изд. «Экзамен», Москва) очень правильно говорит: «…обуче-

ние руководству, как одному из сложнейших и важнейших видов деятельности, 

может и должно стать одним из государственных принципов... Все наши кризисы 

в различных областях есть суть только одного кризиса — кризиса профессиона-

лизма в руководстве. Ликвидируй мы этот кризис, и страна буквально взорвется в 

своем возрождении и экономическом буме». Целиком и полностью соглашаясь с 

ним, нужно добавить, что качество руководства (я бы лучше сказал –управления!) 

исключительно важно абсолютно во всех сферах, а в образовании еще во сто крат 

больше, т. к. его организация и методическое обеспечение является определяю-

щим все остальное.

Посмотрим, что же сделано в этом плане за двадцать лет государственных су-

веренитетов на постсоветском пространстве. Забегая вперед, рискнем заявить, 

что и в России, и в других странах СНГ (и по источникам информации, и по 

собственному опыту в Таджикистане) проведена перестройка образования, во 

всяком случае точно в высшей школе, которую образно можно озаглавить одним 

словом: «формализация». На пути реализации этой сомнительной идеи был на-

рушен порядок действий, о котором мы говорили выше — первым шагом долж-

но быть изучение прошлого. В результате анафеме предан замечательный опыт 

российского образования, который во всем мире подтвержден главным аргумен-

том — повсеместной востребованностью умов, взращенных системой россий-

ской, а затем и советской образовательных школ. На протяжении многих деся-

тилетий, и особенно в девяностые годы, мы постоянно муссировали факт утечки 

мозгов в дальнее зарубежье. Позволительно спросить: «Если подготовка ученых 

и специалистов была несовершенной, то почему сегодня во многих научных цен-

трах развитых стран (например, в Силиконовой долине) наиболее распростра-

ненным языком общения является русский?» Разве успешная работа в дальнем 

зарубежье подготовленных в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Ташкенте, Вла-

дикавказе, да и в Душанбе, специалистов не является подтверждением их высо-

кого качества? К великому сожалению определяющим лозунгом перестройки в 

нашем случае стало правило: «неважно как, но только так, как у них». Выполняя 

эту заповедь, вершители судеб в образовании, все те же столичные чиновники, 

О некоторых аспектах реформирования российского образования