Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1598

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

Геополитика XX

территориям и водным ресурсам то и дело вызывают этнические и религиозные 

распри, и по неосторожности приводят к спорам и конфликтам. Национальная 

отчужденность и взаимное недоверие не только нарушают объединение усилий, 

но и непосредственно влияют на региональное экономическое сотрудничество.

Во-вторых, причины замедления экономической интеграции в регионе ЦА:

1) Проблемы, оставленные историей, повторяются периодически. Это огром-

ный барьер, который трудно преодолеть странам Центральной Азии. Вопросы с 

территориями и водными ресурсами существуют давным-давно, и в меняющейся 

ситуации как внутри, так и вне региона они становятся более чувствительными 

для молодых независимых государств, которые глубоко дорожат суверенитетом и 

территориальной целостностью. Им трудно сделать реальный шаг уступки друг 

другу. Можно сказать, Крутая обстановка перед странами ЦА приносит слож-

ность и непредсказуемость для разрешения вышеизложенных проблем.

2) Недостаток внутренней движущей силы в странах региона, аналогич-

ная структура экономики, низкая взаимодополняемость, дефицит денежных 

средств, — все это заставляет страны ЦА предпочитать развитие сотрудничества 

с внерегиональными странами. Не хватает у них убежденности поиска взаимо-

действия. Факты показывают, что при недостаточной внутренней силе движения 

с одной внешней силой не получается явного эффекта.

3) За 20 лет после независимости страны ЦА развиваются каждая по-своему, 

и точки взаимодействия для сотрудничества разные. Например, душевой доход 

более развитого Казахстана в 10 раз больше, чем Таджикистана и Кыргызстана. 

Тем более, что Казахстан усиливает развитие страны и активно способствует 

трансформации структуры производства и прогрессу в науке и технологии, а 

Таджикистан и Кыргызстан стоят перед вызовами проживания. Поэтому их по-

требность к сотрудничеству не может быть одинаковой. По трансграничным 

проектам сотрудничества, как транспорт, энергетика, связь, они не могут прийти 

к соглашению. К тому же из-за дефицита средств до сих пор еще не начаты ника-

кие проекты.

4) В течение многих лет экономическая интеграция ЦА часто подвергается 

помехе переполохов внутренней политики. В Кыргызстане произошли две вне-

очередной смены власти. Внутренняя ситуация в Таджикистане была сложна, 

было существование раскольнической силы, и по причине просачивания терро-

ризма были неладные отношения с соседними странами. На территории Узбеки-

стана раскольническая сила в сговоре с зарубежным терроризмом создает скры-

тую опасность для региона. Сложность внутренней политики всегда оказывает 

«трем злам» почву для экстремизма. 

В-третьих, влияние экономической обратной интеграции ЦА и ее перспективы.

На фоне глобальной обстановки и при окружающих условиях понятие «ре-

гиона» ЦА теряет историческое значение, и внутренняя концентрирующая сила 

Ши Цзе


background image

57

Центральная Азия

ослабевает. Используя Афганистан как ось США стремительно содействуют кон-

солидации Центральной и Южной Азии. Россия ускорила процесс всесторонне-

го сотрудничества с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Сотрудниче-

ство между странами ЦА и АТР набирает обороты. Разнообразие сотрудничества 

в странах региона нарушает традиционное понятие региона ЦА. В частности, 

после финансового кризиса по мере ослабевания внутренней концентрирующей 

силы растет роль внешней силы и влияние на региональную обстановку.

Затяжной застой в региональном экономическом сотрудничестве ЦА, отсут-

ствие взаимодополняемости и преимущества сотрудничества, — все это не толь-

ко причиняет негативное влияние на развитие экономики всех стран, но и все 

сильнее отчуждает межгосударственные отношения. Еще хуже то, что долгосроч-

ное отставание в экономике приводит к проблеме жизни народа и, в конечном 

счете, обостряет социальное противоречие, а далее бросает вызовы к стабильно-

сти власти и ее авторитету. Такой злокачественный цикл может повлечь за собой 

последствия: политические элиты, обременяясь внутренними делами, стремятся 

лишь к краткосрочным и локальным интересам, без должного внимания в отно-

шении перспективных и общих интересов. Социальная и политическая обстанов-

ка постоянно находится среди тревожных и дестабилизирующих водоворотов.

В связи с медленным процессом экономической интеграции регион ЦА на-

ходится под угрозой маргинализации со стороны мировой экономики. Отдален-

ность от мирового экономического центра — это слабая сторона для экономики 

ЦА. Вялый глобальный рынок после финансового кризиса делает еще хуже эко-

номику стран ЦА, зависящих от экспорта ресурсов. В последние годы в некото-

рых странах ЦА замечается серьезный спад экономики и дальнейшая разница от 

других регионов. Ныне, когда региональная экономика развивается динамично, 

ни одна страна в регионе не может быть изолирована. В условии слабого сотруд-

ничества в региональной экономике надо найти выход поддержания устойчивого 

экономического роста в своей стране. Лишь объединяя усилия в сотрудничестве, 

в общем согласовании и взаимном дополнении, можно было бы добиться разви-

тия и взаимовыгодного сотрудничества.

Вообще говоря, любая организация интеграции развивается в зависимости от 

следующих факторов: уровень экономического развития каждой страны, взаимо-

дополняемость структур экономики, намерения и способность к сотрудничеству, 

минимум есть больше двух стран которые играют динамичный роль, выбор на-

правления сотрудничества и осуществимость варианта, интерес каждой страны к 

проекту и согласованность интересов всех стран, приемлемость к документам по 

сотрудничеству и уставу, безопасность в регионе и социальная среда.

Теперь международное сообщество должно уделять внимание сепаративной 

тенденции в межгосударственных отношениях ЦА, хладнокровно и объективно 

давать оценку и справедливо содействовать миру, с учетом интересов каждой 

Анализ об обратном процессе экономической интеграции в ЦА


background image

58

Геополитика XX

стороны и, взвесив все плюсы и минусы, активно искать компромиссные 

варианты во избежание обострения противоречий и потери контроля. Между 

тем, для способствования прагматичного сотрудничества надо больше учитывать 

различия в интересах стран ЦА, найти проекты, интересующие все стороны, 

вызывать инициативу и активность у партнеров, обращать внимание на 

воспитательную работу в духе взаимодоверия и сотрудничества.

Когда речь идет о сотрудничестве, в связи с отсталым развитием экономики 

в странах региона и острой проблемой жизни народа следует дать предпочтение 

проектам по улучшению жизни народа. Такие сетевые проекты как связь, транс-

порт и энергетика, касающиеся развития всех стран региона, могут быть взяты 

как пункт для прорыва. И, по возможности, добиться практичного результата для 

того, чтобы вывести региональное экономическое сотрудничество из застойного 

положения. С другой стороны, надо, чтобы результаты эффективного сотрудни-

чества способствовали постепенному осуществлению трансформации эконо-

мических структур в странах региона, укрепляли внутреннюю движущую силу 

развития и стимулировали устойчивое экономическое развитие и социальную 

стабильность, нужно использовать преимущество и потенциал взаимодополне-

ния, чтобы поднять общий уровень экономики в регионе Центральной Азии.

Ши Цзе


background image

59

Центральная Азия

Центральная Азия в стратегии США после 2014 г. 

Попов Д. С.

Выкладки американских аналитических центров, дискуссии в подкомитетах 

Конгресса и на страницах печати свидетельствуют, что в США ведется поиск новой 

модели присутствия в Центральной Азии после 2014 г. Уже сейчас можно просле-

дить отдельные направления эволюции стратегии Вашингтона в регионе, которые, 

вероятно, сохранят свою актуальность в течение всего второго срока полномочий 

администрации Б. Обамы.

Смещение внешнеполитических приоритетов в АТР и бюджетные проблемы 

подталкивают Соединенные Штаты к урезанию своих программ в ЦА. Впервые 

Госдепартамент и Агентство по международному развитию США (USAID) резко 

снизили финансирование центральноазиатских проектов в 2011 г., уменьшив ас-

сигнования с 436 до 126 млн дол. В дальнейшем продолжилось уже постепенное 

сокращение расходов, которые в 2013 г., согласно бюджетному запросу Госдепа в 

Конгресс, должны составить 118 млн дол. (сокращение на 12% к уровню 2012 г.). 

Поскольку под секвестр попали в основном программы политического, социаль-

но-экономического и гуманитарного характера, можно ожидать снижения амери-

канского влияния на внутриполитические процессы в республиках ЦА. Представ-

ляется, однако, что такое снижение будет происходить плавно. С одной стороны, 

внешнеполитическое ведомство США предпринимает шаги по оптимизации сужа-

ющихся бюджетов, например, за счет широкого использования в дипломатической 

практике интернет-технологий — менее затратного, но перспективного инстру-

мента мобилизации протестных и оппозиционных настроений. С другой, сопоста-

вимые вливания в НКО, СМИ и прочие общественные институты ЦА осущест-

вляют частные американские фонды и союзные европейские структуры, гранты 

которых смягчают эффект от падения возможностей правительственных агентств 

США.

По альтернативному сценарию развивается ситуация в сфере безопасности, где 

Вашингтон, напротив, наращивает расходы на всевозможные тренинги, поставки 

оборудования, обмен информацией и другое взаимодействие с силовыми и специ-

альными службами стран региона. Только в 2012 г. Соединенные Штаты (по линии 

Госдепартамента, Пентагона и Министерства энергетики) увеличили затраты на 

сотрудничество с республиками ЦА в этой области сразу на 40% или 60 млн дол. 

По итогам года они составили 215 млн дол., что почти вдвое выше ассигнований на 

политико-гуманитарные инициативы. Интересно, что повышенный интерес к во-

просам безопасности проявляет также Евросоюз и лично спецпредставитель ЕС по 


background image

60

Геополитика XX

ЦА Патриция Флор, разрабатывающие для региона новую рамочную Стратегию, 

взамен истекающего в 2013 г. старого документа.

Другой отличительной чертой обновленного подхода США к ЦА становится 

активизация военно-технических контактов. Именно по линии министерства обо-

роны США сегодня выделяются основные ресурсы и, надо полагать, там же при-

нимаются ключевые решения по региону.

Мало у кого вызывает сомнения тот факт, что американцы предпринят шаги 

по сохранению в ЦА крупного военного объекта, необходимого для сопровожде-

ния афганских операций, коим сегодня выступает Центр транзитных перевозок в 

киргизском аэропорту Манас. База подобного класса для США — это не только 

важнейший инфраструктурный узел, через который осуществляется переброска 

большей части рядового состава и особо ценных грузов к афганскому театру бо-

евых действий, но также ближайший из трех аэропортов подскока, производящих 

дозаправку в воздушном пространстве Афганистана, и удобный плацдарм для раз-

мещения аппаратуры радиоэлектронного слежения.

Опыт «тюльпановой революции» 2005 г. показывает, что для сохранения Ма-

наса американская дипломатия может пойти на самые серьезные меры вплоть до 

вмешательства во внутренние дела Киргизии, где внушительная часть политиче-

ского истеблишмента по-прежнему ориентирована на Вашингтон. В американских 

экспертных кругах обсуждается необходимость организации первого в истории 

визита президента США в ЦА с заездом в Бишкек с целью решения стоящих перед 

Соединенными Штатами задач, включая продление истекающего в июле 2014 г. 

соглашения по Манасу. В сложившейся ситуации нельзя исключать и вариант пе-

редислокации американской военной базы на ранее подготовленные площадки в 

других республиках, одна из которых, в частности, создана в узбекском аэропорту 

Навои, реконструированном с помощью южнокорейских подрядчиков и в настоя-

щее время фактически простаивающем.

Высока вероятность разрастания сети более мелких военных объектов США: 

тренировочных лагерей для спецподразделений; мультимодальных перевалочных 

пунктов для диверсификации маршрутов транзита натовских грузов; складов для 

хранения техники и вооружения вблизи границ Афганистана, которое может быть 

расконсервировано и переброшено в зону конфликта в случае обострения там об-

становки (практика создания подобных складов применялась американским коман-

дованием в Кувейте при выводе войск из Ирака в 2011 г.).

При этом на роль приоритетного военно-технического партнера Соединенных 

Штатов в ЦА все больше претендует Ташкент. Через территорию Узбекистана про-

ходит главный канал Северной сети поставок, снабжающий группировку НАТО в 

Афганистане. Власти республики ведут с Вашингтоном переговоры о передаче уз-

бекской армии части военной техники, выводимой из ИРА, включая разведыватель-

ные беспилотники, вертолеты и колесные броневики с усиленной минной защитой.

Попов Д. С.