ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1650
Скачиваний: 3
56
Геополитика XX
территориям и водным ресурсам то и дело вызывают этнические и религиозные
распри, и по неосторожности приводят к спорам и конфликтам. Национальная
отчужденность и взаимное недоверие не только нарушают объединение усилий,
но и непосредственно влияют на региональное экономическое сотрудничество.
Во-вторых, причины замедления экономической интеграции в регионе ЦА:
1) Проблемы, оставленные историей, повторяются периодически. Это огром-
ный барьер, который трудно преодолеть странам Центральной Азии. Вопросы с
территориями и водными ресурсами существуют давным-давно, и в меняющейся
ситуации как внутри, так и вне региона они становятся более чувствительными
для молодых независимых государств, которые глубоко дорожат суверенитетом и
территориальной целостностью. Им трудно сделать реальный шаг уступки друг
другу. Можно сказать, Крутая обстановка перед странами ЦА приносит слож-
ность и непредсказуемость для разрешения вышеизложенных проблем.
2) Недостаток внутренней движущей силы в странах региона, аналогич-
ная структура экономики, низкая взаимодополняемость, дефицит денежных
средств, — все это заставляет страны ЦА предпочитать развитие сотрудничества
с внерегиональными странами. Не хватает у них убежденности поиска взаимо-
действия. Факты показывают, что при недостаточной внутренней силе движения
с одной внешней силой не получается явного эффекта.
3) За 20 лет после независимости страны ЦА развиваются каждая по-своему,
и точки взаимодействия для сотрудничества разные. Например, душевой доход
более развитого Казахстана в 10 раз больше, чем Таджикистана и Кыргызстана.
Тем более, что Казахстан усиливает развитие страны и активно способствует
трансформации структуры производства и прогрессу в науке и технологии, а
Таджикистан и Кыргызстан стоят перед вызовами проживания. Поэтому их по-
требность к сотрудничеству не может быть одинаковой. По трансграничным
проектам сотрудничества, как транспорт, энергетика, связь, они не могут прийти
к соглашению. К тому же из-за дефицита средств до сих пор еще не начаты ника-
кие проекты.
4) В течение многих лет экономическая интеграция ЦА часто подвергается
помехе переполохов внутренней политики. В Кыргызстане произошли две вне-
очередной смены власти. Внутренняя ситуация в Таджикистане была сложна,
было существование раскольнической силы, и по причине просачивания терро-
ризма были неладные отношения с соседними странами. На территории Узбеки-
стана раскольническая сила в сговоре с зарубежным терроризмом создает скры-
тую опасность для региона. Сложность внутренней политики всегда оказывает
«трем злам» почву для экстремизма.
В-третьих, влияние экономической обратной интеграции ЦА и ее перспективы.
На фоне глобальной обстановки и при окружающих условиях понятие «ре-
гиона» ЦА теряет историческое значение, и внутренняя концентрирующая сила
Ши Цзе
57
Центральная Азия
ослабевает. Используя Афганистан как ось США стремительно содействуют кон-
солидации Центральной и Южной Азии. Россия ускорила процесс всесторонне-
го сотрудничества с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Сотрудниче-
ство между странами ЦА и АТР набирает обороты. Разнообразие сотрудничества
в странах региона нарушает традиционное понятие региона ЦА. В частности,
после финансового кризиса по мере ослабевания внутренней концентрирующей
силы растет роль внешней силы и влияние на региональную обстановку.
Затяжной застой в региональном экономическом сотрудничестве ЦА, отсут-
ствие взаимодополняемости и преимущества сотрудничества, — все это не толь-
ко причиняет негативное влияние на развитие экономики всех стран, но и все
сильнее отчуждает межгосударственные отношения. Еще хуже то, что долгосроч-
ное отставание в экономике приводит к проблеме жизни народа и, в конечном
счете, обостряет социальное противоречие, а далее бросает вызовы к стабильно-
сти власти и ее авторитету. Такой злокачественный цикл может повлечь за собой
последствия: политические элиты, обременяясь внутренними делами, стремятся
лишь к краткосрочным и локальным интересам, без должного внимания в отно-
шении перспективных и общих интересов. Социальная и политическая обстанов-
ка постоянно находится среди тревожных и дестабилизирующих водоворотов.
В связи с медленным процессом экономической интеграции регион ЦА на-
ходится под угрозой маргинализации со стороны мировой экономики. Отдален-
ность от мирового экономического центра — это слабая сторона для экономики
ЦА. Вялый глобальный рынок после финансового кризиса делает еще хуже эко-
номику стран ЦА, зависящих от экспорта ресурсов. В последние годы в некото-
рых странах ЦА замечается серьезный спад экономики и дальнейшая разница от
других регионов. Ныне, когда региональная экономика развивается динамично,
ни одна страна в регионе не может быть изолирована. В условии слабого сотруд-
ничества в региональной экономике надо найти выход поддержания устойчивого
экономического роста в своей стране. Лишь объединяя усилия в сотрудничестве,
в общем согласовании и взаимном дополнении, можно было бы добиться разви-
тия и взаимовыгодного сотрудничества.
Вообще говоря, любая организация интеграции развивается в зависимости от
следующих факторов: уровень экономического развития каждой страны, взаимо-
дополняемость структур экономики, намерения и способность к сотрудничеству,
минимум есть больше двух стран которые играют динамичный роль, выбор на-
правления сотрудничества и осуществимость варианта, интерес каждой страны к
проекту и согласованность интересов всех стран, приемлемость к документам по
сотрудничеству и уставу, безопасность в регионе и социальная среда.
Теперь международное сообщество должно уделять внимание сепаративной
тенденции в межгосударственных отношениях ЦА, хладнокровно и объективно
давать оценку и справедливо содействовать миру, с учетом интересов каждой
Анализ об обратном процессе экономической интеграции в ЦА
58
Геополитика XX
стороны и, взвесив все плюсы и минусы, активно искать компромиссные
варианты во избежание обострения противоречий и потери контроля. Между
тем, для способствования прагматичного сотрудничества надо больше учитывать
различия в интересах стран ЦА, найти проекты, интересующие все стороны,
вызывать инициативу и активность у партнеров, обращать внимание на
воспитательную работу в духе взаимодоверия и сотрудничества.
Когда речь идет о сотрудничестве, в связи с отсталым развитием экономики
в странах региона и острой проблемой жизни народа следует дать предпочтение
проектам по улучшению жизни народа. Такие сетевые проекты как связь, транс-
порт и энергетика, касающиеся развития всех стран региона, могут быть взяты
как пункт для прорыва. И, по возможности, добиться практичного результата для
того, чтобы вывести региональное экономическое сотрудничество из застойного
положения. С другой стороны, надо, чтобы результаты эффективного сотрудни-
чества способствовали постепенному осуществлению трансформации эконо-
мических структур в странах региона, укрепляли внутреннюю движущую силу
развития и стимулировали устойчивое экономическое развитие и социальную
стабильность, нужно использовать преимущество и потенциал взаимодополне-
ния, чтобы поднять общий уровень экономики в регионе Центральной Азии.
Ши Цзе
59
Центральная Азия
Центральная Азия в стратегии США после 2014 г.
Попов Д. С.
Выкладки американских аналитических центров, дискуссии в подкомитетах
Конгресса и на страницах печати свидетельствуют, что в США ведется поиск новой
модели присутствия в Центральной Азии после 2014 г. Уже сейчас можно просле-
дить отдельные направления эволюции стратегии Вашингтона в регионе, которые,
вероятно, сохранят свою актуальность в течение всего второго срока полномочий
администрации Б. Обамы.
Смещение внешнеполитических приоритетов в АТР и бюджетные проблемы
подталкивают Соединенные Штаты к урезанию своих программ в ЦА. Впервые
Госдепартамент и Агентство по международному развитию США (USAID) резко
снизили финансирование центральноазиатских проектов в 2011 г., уменьшив ас-
сигнования с 436 до 126 млн дол. В дальнейшем продолжилось уже постепенное
сокращение расходов, которые в 2013 г., согласно бюджетному запросу Госдепа в
Конгресс, должны составить 118 млн дол. (сокращение на 12% к уровню 2012 г.).
Поскольку под секвестр попали в основном программы политического, социаль-
но-экономического и гуманитарного характера, можно ожидать снижения амери-
канского влияния на внутриполитические процессы в республиках ЦА. Представ-
ляется, однако, что такое снижение будет происходить плавно. С одной стороны,
внешнеполитическое ведомство США предпринимает шаги по оптимизации сужа-
ющихся бюджетов, например, за счет широкого использования в дипломатической
практике интернет-технологий — менее затратного, но перспективного инстру-
мента мобилизации протестных и оппозиционных настроений. С другой, сопоста-
вимые вливания в НКО, СМИ и прочие общественные институты ЦА осущест-
вляют частные американские фонды и союзные европейские структуры, гранты
которых смягчают эффект от падения возможностей правительственных агентств
США.
По альтернативному сценарию развивается ситуация в сфере безопасности, где
Вашингтон, напротив, наращивает расходы на всевозможные тренинги, поставки
оборудования, обмен информацией и другое взаимодействие с силовыми и специ-
альными службами стран региона. Только в 2012 г. Соединенные Штаты (по линии
Госдепартамента, Пентагона и Министерства энергетики) увеличили затраты на
сотрудничество с республиками ЦА в этой области сразу на 40% или 60 млн дол.
По итогам года они составили 215 млн дол., что почти вдвое выше ассигнований на
политико-гуманитарные инициативы. Интересно, что повышенный интерес к во-
просам безопасности проявляет также Евросоюз и лично спецпредставитель ЕС по
60
Геополитика XX
ЦА Патриция Флор, разрабатывающие для региона новую рамочную Стратегию,
взамен истекающего в 2013 г. старого документа.
Другой отличительной чертой обновленного подхода США к ЦА становится
активизация военно-технических контактов. Именно по линии министерства обо-
роны США сегодня выделяются основные ресурсы и, надо полагать, там же при-
нимаются ключевые решения по региону.
Мало у кого вызывает сомнения тот факт, что американцы предпринят шаги
по сохранению в ЦА крупного военного объекта, необходимого для сопровожде-
ния афганских операций, коим сегодня выступает Центр транзитных перевозок в
киргизском аэропорту Манас. База подобного класса для США — это не только
важнейший инфраструктурный узел, через который осуществляется переброска
большей части рядового состава и особо ценных грузов к афганскому театру бо-
евых действий, но также ближайший из трех аэропортов подскока, производящих
дозаправку в воздушном пространстве Афганистана, и удобный плацдарм для раз-
мещения аппаратуры радиоэлектронного слежения.
Опыт «тюльпановой революции» 2005 г. показывает, что для сохранения Ма-
наса американская дипломатия может пойти на самые серьезные меры вплоть до
вмешательства во внутренние дела Киргизии, где внушительная часть политиче-
ского истеблишмента по-прежнему ориентирована на Вашингтон. В американских
экспертных кругах обсуждается необходимость организации первого в истории
визита президента США в ЦА с заездом в Бишкек с целью решения стоящих перед
Соединенными Штатами задач, включая продление истекающего в июле 2014 г.
соглашения по Манасу. В сложившейся ситуации нельзя исключать и вариант пе-
редислокации американской военной базы на ранее подготовленные площадки в
других республиках, одна из которых, в частности, создана в узбекском аэропорту
Навои, реконструированном с помощью южнокорейских подрядчиков и в настоя-
щее время фактически простаивающем.
Высока вероятность разрастания сети более мелких военных объектов США:
тренировочных лагерей для спецподразделений; мультимодальных перевалочных
пунктов для диверсификации маршрутов транзита натовских грузов; складов для
хранения техники и вооружения вблизи границ Афганистана, которое может быть
расконсервировано и переброшено в зону конфликта в случае обострения там об-
становки (практика создания подобных складов применялась американским коман-
дованием в Кувейте при выводе войск из Ирака в 2011 г.).
При этом на роль приоритетного военно-технического партнера Соединенных
Штатов в ЦА все больше претендует Ташкент. Через территорию Узбекистана про-
ходит главный канал Северной сети поставок, снабжающий группировку НАТО в
Афганистане. Власти республики ведут с Вашингтоном переговоры о передаче уз-
бекской армии части военной техники, выводимой из ИРА, включая разведыватель-
ные беспилотники, вертолеты и колесные броневики с усиленной минной защитой.
Попов Д. С.