Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1601

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71

Центральная Азия

Евразийская интеграция: текущая ситуация и 

перспективы

Кабаев Д. А.

Евразийская интеграция: глобальный аспект 

В общемировом историческом контексте экономическая интеграция на ев-

разийском пространстве — это логичный и закономерный процесс. В условиях 
глобализации и усиления конкуренции во всем мире наблюдается устойчивая 
тенденция к возникновению и укреплению региональных экономических объ-
единений. С учетом сохраняющихся кризисных явлений в мировой Финансово-
экономической системе интеграционные процессы приобретают еще большую 
актуальность и значимость. Объединенные общими интересами и задачами груп-
пы государств более успешно действуют в глобальной экономике, получая реаль-
ные конкурентные преимущества. 

По пути наращивания многостороннего сотрудничества идут и государ-

ства-участники Содружества Независимых государств. Сегодня в соответствии 
с принципом разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве 
СНГ успешно развиваются различные интеграционные форматы: Евразийское 
экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация Договора о коллектив-
ной безопасности ОДКБ), Таможенный союз (ТС), Единое экономическое про-
странство (ЕЭП). Они органично дополняют друг друга, создавая широкую 
платформу партнерства. 

Во «главу угла» при этом ставятся интересы наших граждан, задача поддер-

жания и упрочения традиционных связей между странами. Объективным пре-
имуществом нашего объединения являются языковая общность, схожие миро-
воззренческие и жизненные стандарты, отлаженные производственные модели 
взаимодействия. 

Ядро евразийской интеграции 

Как неоднократно подчеркивало руководство нашей страны, евразийская 

интеграция — стратегический выбор России. При этом особое значение 
имеет развитие взаимодействия в рамках наиболее комплексных и глубоких 
интеграционных форматов — Таможенного союза и Единого экономического 
пространства России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти три страны стали 
ядром евразийской интеграции. 


background image

72

Геополитика XX

Ориентиры работы Москвы, Астаны и Минска на перспективу зафиксирова-

ны в принятой на саммите Высшего Евразийского экономического совета 18 ноя-

бря 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. 

Курс на дальнейшее развитие и углубление евразийских интеграционных про-

цессов был подтвержден в ходе состоявшегося 19 декабря 2012 г. в Москве оче-

редного заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав 

государств. 

Таможенный союз и Единое экономическое пространство 

В настоящее время выполнены все основные мероприятия по созданию и обе-

спечению функционирования Таможенного союза. Заработала единая система 

регулирования во многих ключевых экономических областях. Сформирована 

единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регу-

лирования, ведения согласованной политики в области технического регулирова-

ния, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. 

С 1 июля 2011 года осуществлен перенос таможенного, санитарного, ветери-

нарного, карантинного фитосанитарного, транспортного государственного кон-

троля с российско-белорусской и российско— казахстанской границы на внеш-

нюю границу Таможенного союза. Полностью образована единая Таможенная 

территория Таможенного союза со свободным перемещением товаров внутри 

нее и единым подходом ко всем товарам. Устранение административных барье-

ров существенно облегчает ведение хозяйственной деятельности не только для 

национальных операторов трех стран, но и для зарубежного бизнеса. 

Планомерно идет работа по созданию Единого экономического простран-

ства «тройки». С 1 января 2012 года вступил в силу пакет из 17 соглашений, 

формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. В развитие этого базового пакета 

до 2015 года предусматривается принять более пятидесяти международных нор-

мативно-правовых документов, а также внести необходимые изменения в нацио-

нальные законодательства России, Белоруссии и Казахстана. 

Создав Таможенный союз, стороны обеспечили свободу передвижения това-

ров. Введя в действие пакет международных договоров ЕЭП, обеспечили также 

предпосылки для свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов. В 

перспективе — выход на осуществление согласованной валютной и макроэконо-

мической политики. 

Практические результаты интеграции 

Новые интеграционные форматы уже приносят вполне конкретную 

практическую отдачу. Выражается она не только в цифрах прироста ВВП и 

взаимной торговли, хотя и они значительны. Например, за первые полгода 

Кабаев Д. А.


background image

73

Центральная Азия

с начала полномасштабной работы ТС в июле 2011 года объем взаимной 

торговли государств — участников Таможенного союза вырос почти на 40%, за 

январь-сентябрь 2012 г. — на 10%. В целом по государствам ТС/ЕЭП прирост 

произведенного ВВП за январь— сентябрь 2012 г. составил 4% по сравнению с 

аналогичным периодом 2011 года, в т. ч. ВВП России — на 3,8%, Белоруссии — 

на 2,5%, Казахстана — 5,2%. 

Наряду с этим прямым результатом функционирования Таможенного союза 

и Единого экономического пространства стало улучшение общего инвестицион-

ного климата в странах ТС и ЕЭП, обеспечение более комфортгых условий ве-

дения бизнеса, в том числе малого и среднего, создание новых рабочих мест. По 

актуальным статданным, количество безработных, состоящих на учете в органах 

занятости населения на начало октября 2012 г. в целом по странам Таможенного 

союза и Единого экономического пространства было ниже аналогичного пока-

зателя 2011 года на 19,6% (в Белоруссии снижение составило 12,8%, России — 

19,1%, Казахстане — 30,5%). 

Наднациональный орган евразийского интеграционного проекта 

Важным элементом, способствующим углублению евразийской интеграции, 

является создание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия, 

приступившая к работе с 1 февраля 2012 г. — единый постоянно действующий 

регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического простран-

ства. В соответствии с соглашениями по ЕЭП, а также Договором о Евразийской 

экономической комиссии на наднациональный уровень ЕЭК передан целый ряд 

функций и полномочий. К ведению Комиссии перешли вопросы таможенно-та-

рифного и технического регулирования, установления торговых режимов в от-

ношении третьих стран, конкурентная, макроэкономическая и энергетическая 

политика, ряд других позиций. 

Принципиально важно, что механизм принятия решений в рамках ЕЭК ис-

ключает доминирование какого-либо государства-участника Таможенного со-

юза. В ее руководящий орган — Коллегию — входят по три представителя от 

каждого из государств «тройки». Комиссия становится ключевой структурой на 

евразийском пространстве. Постепенно государства ТС и ЕЭП будут передавать 

ей все новые и новые полномочия. 

Возможное расширение интеграционного проекта 

Российская сторона рассматривает евразийскую экономическую интеграцию 

как безусловный приоритет своей работы на пространстве СНГ. Продвижение 

интеграционных процессов в рамках «тройки» не означает стремления 

дистанцироваться от других стран. Напротив, евразийский проект с самого 

Евразийская интеграция: текущая ситуация и перспективы


background image

74

Геополитика XX

начала задумывался как структура, открытая для других государств, прежде всего 

членов ЕврАзЭС и участников СНГ. При этом важно, чтобы страны, изъявившие 

желание присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, не только 

разделяли его цели и принципы, но и действительно были готовы к их реализации. 

Страны ТС и ЕЭП стремятся к дальнейшему укреплению всестороннего 

взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, между-

народными интеграционными объединениями с выходом на создание общего 

экономического пространства. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы бли-

жайшие соседи не ставились бы искусственно перед сложным выбором между 

«западным» и «восточным» вектором развития, а могли бы участвовать в инте-

грационных процессах на всем евразийском пространстве. 

Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так на-

зываемых «трудовых квот», будет означать возможность без всяких ограничений 

выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР — с его 

институтом прописки — подобной свободы не было».

Все это отнюдь не означает восстановления бывшего СССР. Это невозможно 

по объективным обстоятельствам, да в этом и нет необходимости. Это будет каче-

ственно иное равноправное объединение государств, основанное, прежде всего, 

на общности экономических интересов. Политика в этом случае будет объектив-

но подстраиваться под эти интересы. В такое объединение, вне всякого сомне-

ния, со временем смогут войти и другие государства СНГ. 

Кабаев Д. А.


background image

75

Центральная Азия

Новые тенденции межкультурного диалога в кон-

тексте региональной геополитики 

Бабаджанова М. М.

Как известно, одной из главных особенностей нынешнего состояния мира 

является его глобализация. И все что происходит в мире — и положительное, и 

отрицательное — связывают с глобализацией. Политики, ученые, представители 

различных слоев общества пытаются не только понять происходящее, но и ос-

мыслить его. В ХХ веке свершилось небывалое: «Впервые в истории человече-

ства мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю 

биосферу планеты. Как раз закончились сложные, частью в течение ряда поколе-

ний независимо и замкнуто шедшие исторические процессы, которые, в конце 

концов, в нашем ХХ ст. создали единое и неразрывно связанное целое», — от-

мечал В. Вернадский [4; 88]. «Человечество, несмотря на все политические, на-

циональные и культурные обособленности и раздоры, фактически живет некой 

общей жизнью, его отдельные части тесно соприкасаются между собой. Запад и 

Восток, мир христианский, магометанский, китайский… находится в беспрерыв-

ном и тесном общении» [8; 226]. И в последние десятилетия все большее значе-

ние стал приобретать диалог.

Межкультурный и межрелигиозный диалог между цивилизациями — это на-

чало нового пути к лучшему будущему. Диалог по международным проблемам, по 

различным вопросам культур и цивилизаций обуславливает устранение непони-

мания, сближает позиции и создает почву для большего обеспечения прав наций 

и государств путем установления равноправия и мира на международной арене.

Особую актуальность приобретает распространение культурных стандартов 

сохранение этнокультурного многообразия и самобытных традиций в сочетании 

с развитием диалога и контактов. 

Центральная Азия (ЦА) всегда вызывала повышенный интерес со стороны 

великих держав, а также крупных сопредельных государств. ЦА, в состав которой 

входит и Таджикистан, регион который на протяжении многих веков вызывал ин-

терес и желание узнать и выявить то, что порождает одновременно разнообразие 

и единство этого региона, создает здесь уникальное культурное пространство, 

являющееся носителем одновременно широкого культурного, религиозного и 

этнического разнообразия, а также общего культурного наследия.

В конце 70-х и до середины 80-х годов прошлого столетия в Таджикистане 

проводились раз в два года Исфаринские фестивали молодежи (названные так 

по месту их проведения в г. Исфаре, расположенного на севере Таджикистана,