ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1648
Скачиваний: 3
71
Центральная Азия
Евразийская интеграция: текущая ситуация и
перспективы
Кабаев Д. А.
Евразийская интеграция: глобальный аспект
В общемировом историческом контексте экономическая интеграция на ев-
разийском пространстве — это логичный и закономерный процесс. В условиях
глобализации и усиления конкуренции во всем мире наблюдается устойчивая
тенденция к возникновению и укреплению региональных экономических объ-
единений. С учетом сохраняющихся кризисных явлений в мировой Финансово-
экономической системе интеграционные процессы приобретают еще большую
актуальность и значимость. Объединенные общими интересами и задачами груп-
пы государств более успешно действуют в глобальной экономике, получая реаль-
ные конкурентные преимущества.
По пути наращивания многостороннего сотрудничества идут и государ-
ства-участники Содружества Независимых государств. Сегодня в соответствии
с принципом разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве
СНГ успешно развиваются различные интеграционные форматы: Евразийское
экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация Договора о коллектив-
ной безопасности ОДКБ), Таможенный союз (ТС), Единое экономическое про-
странство (ЕЭП). Они органично дополняют друг друга, создавая широкую
платформу партнерства.
Во «главу угла» при этом ставятся интересы наших граждан, задача поддер-
жания и упрочения традиционных связей между странами. Объективным пре-
имуществом нашего объединения являются языковая общность, схожие миро-
воззренческие и жизненные стандарты, отлаженные производственные модели
взаимодействия.
Ядро евразийской интеграции
Как неоднократно подчеркивало руководство нашей страны, евразийская
интеграция — стратегический выбор России. При этом особое значение
имеет развитие взаимодействия в рамках наиболее комплексных и глубоких
интеграционных форматов — Таможенного союза и Единого экономического
пространства России, Белоруссии и Казахстана. Именно эти три страны стали
ядром евразийской интеграции.
72
Геополитика XX
Ориентиры работы Москвы, Астаны и Минска на перспективу зафиксирова-
ны в принятой на саммите Высшего Евразийского экономического совета 18 ноя-
бря 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции.
Курс на дальнейшее развитие и углубление евразийских интеграционных про-
цессов был подтвержден в ходе состоявшегося 19 декабря 2012 г. в Москве оче-
редного заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав
государств.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство
В настоящее время выполнены все основные мероприятия по созданию и обе-
спечению функционирования Таможенного союза. Заработала единая система
регулирования во многих ключевых экономических областях. Сформирована
единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регу-
лирования, ведения согласованной политики в области технического регулирова-
ния, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
С 1 июля 2011 года осуществлен перенос таможенного, санитарного, ветери-
нарного, карантинного фитосанитарного, транспортного государственного кон-
троля с российско-белорусской и российско— казахстанской границы на внеш-
нюю границу Таможенного союза. Полностью образована единая Таможенная
территория Таможенного союза со свободным перемещением товаров внутри
нее и единым подходом ко всем товарам. Устранение административных барье-
ров существенно облегчает ведение хозяйственной деятельности не только для
национальных операторов трех стран, но и для зарубежного бизнеса.
Планомерно идет работа по созданию Единого экономического простран-
ства «тройки». С 1 января 2012 года вступил в силу пакет из 17 соглашений,
формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. В развитие этого базового пакета
до 2015 года предусматривается принять более пятидесяти международных нор-
мативно-правовых документов, а также внести необходимые изменения в нацио-
нальные законодательства России, Белоруссии и Казахстана.
Создав Таможенный союз, стороны обеспечили свободу передвижения това-
ров. Введя в действие пакет международных договоров ЕЭП, обеспечили также
предпосылки для свободного движения услуг, капиталов и трудовых ресурсов. В
перспективе — выход на осуществление согласованной валютной и макроэконо-
мической политики.
Практические результаты интеграции
Новые интеграционные форматы уже приносят вполне конкретную
практическую отдачу. Выражается она не только в цифрах прироста ВВП и
взаимной торговли, хотя и они значительны. Например, за первые полгода
Кабаев Д. А.
73
Центральная Азия
с начала полномасштабной работы ТС в июле 2011 года объем взаимной
торговли государств — участников Таможенного союза вырос почти на 40%, за
январь-сентябрь 2012 г. — на 10%. В целом по государствам ТС/ЕЭП прирост
произведенного ВВП за январь— сентябрь 2012 г. составил 4% по сравнению с
аналогичным периодом 2011 года, в т. ч. ВВП России — на 3,8%, Белоруссии —
на 2,5%, Казахстана — 5,2%.
Наряду с этим прямым результатом функционирования Таможенного союза
и Единого экономического пространства стало улучшение общего инвестицион-
ного климата в странах ТС и ЕЭП, обеспечение более комфортгых условий ве-
дения бизнеса, в том числе малого и среднего, создание новых рабочих мест. По
актуальным статданным, количество безработных, состоящих на учете в органах
занятости населения на начало октября 2012 г. в целом по странам Таможенного
союза и Единого экономического пространства было ниже аналогичного пока-
зателя 2011 года на 19,6% (в Белоруссии снижение составило 12,8%, России —
19,1%, Казахстане — 30,5%).
Наднациональный орган евразийского интеграционного проекта
Важным элементом, способствующим углублению евразийской интеграции,
является создание Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Комиссия,
приступившая к работе с 1 февраля 2012 г. — единый постоянно действующий
регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического простран-
ства. В соответствии с соглашениями по ЕЭП, а также Договором о Евразийской
экономической комиссии на наднациональный уровень ЕЭК передан целый ряд
функций и полномочий. К ведению Комиссии перешли вопросы таможенно-та-
рифного и технического регулирования, установления торговых режимов в от-
ношении третьих стран, конкурентная, макроэкономическая и энергетическая
политика, ряд других позиций.
Принципиально важно, что механизм принятия решений в рамках ЕЭК ис-
ключает доминирование какого-либо государства-участника Таможенного со-
юза. В ее руководящий орган — Коллегию — входят по три представителя от
каждого из государств «тройки». Комиссия становится ключевой структурой на
евразийском пространстве. Постепенно государства ТС и ЕЭП будут передавать
ей все новые и новые полномочия.
Возможное расширение интеграционного проекта
Российская сторона рассматривает евразийскую экономическую интеграцию
как безусловный приоритет своей работы на пространстве СНГ. Продвижение
интеграционных процессов в рамках «тройки» не означает стремления
дистанцироваться от других стран. Напротив, евразийский проект с самого
Евразийская интеграция: текущая ситуация и перспективы
74
Геополитика XX
начала задумывался как структура, открытая для других государств, прежде всего
членов ЕврАзЭС и участников СНГ. При этом важно, чтобы страны, изъявившие
желание присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, не только
разделяли его цели и принципы, но и действительно были готовы к их реализации.
Страны ТС и ЕЭП стремятся к дальнейшему укреплению всестороннего
взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, между-
народными интеграционными объединениями с выходом на создание общего
экономического пространства. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы бли-
жайшие соседи не ставились бы искусственно перед сложным выбором между
«западным» и «восточным» вектором развития, а могли бы участвовать в инте-
грационных процессах на всем евразийском пространстве.
Для граждан снятие миграционных, пограничных и прочих барьеров, так на-
зываемых «трудовых квот», будет означать возможность без всяких ограничений
выбирать где жить, получать образование, трудиться. Кстати, в СССР — с его
институтом прописки — подобной свободы не было».
Все это отнюдь не означает восстановления бывшего СССР. Это невозможно
по объективным обстоятельствам, да в этом и нет необходимости. Это будет каче-
ственно иное равноправное объединение государств, основанное, прежде всего,
на общности экономических интересов. Политика в этом случае будет объектив-
но подстраиваться под эти интересы. В такое объединение, вне всякого сомне-
ния, со временем смогут войти и другие государства СНГ.
Кабаев Д. А.
75
Центральная Азия
Новые тенденции межкультурного диалога в кон-
тексте региональной геополитики
Бабаджанова М. М.
Как известно, одной из главных особенностей нынешнего состояния мира
является его глобализация. И все что происходит в мире — и положительное, и
отрицательное — связывают с глобализацией. Политики, ученые, представители
различных слоев общества пытаются не только понять происходящее, но и ос-
мыслить его. В ХХ веке свершилось небывалое: «Впервые в истории человече-
ства мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю
биосферу планеты. Как раз закончились сложные, частью в течение ряда поколе-
ний независимо и замкнуто шедшие исторические процессы, которые, в конце
концов, в нашем ХХ ст. создали единое и неразрывно связанное целое», — от-
мечал В. Вернадский [4; 88]. «Человечество, несмотря на все политические, на-
циональные и культурные обособленности и раздоры, фактически живет некой
общей жизнью, его отдельные части тесно соприкасаются между собой. Запад и
Восток, мир христианский, магометанский, китайский… находится в беспрерыв-
ном и тесном общении» [8; 226]. И в последние десятилетия все большее значе-
ние стал приобретать диалог.
Межкультурный и межрелигиозный диалог между цивилизациями — это на-
чало нового пути к лучшему будущему. Диалог по международным проблемам, по
различным вопросам культур и цивилизаций обуславливает устранение непони-
мания, сближает позиции и создает почву для большего обеспечения прав наций
и государств путем установления равноправия и мира на международной арене.
Особую актуальность приобретает распространение культурных стандартов
сохранение этнокультурного многообразия и самобытных традиций в сочетании
с развитием диалога и контактов.
Центральная Азия (ЦА) всегда вызывала повышенный интерес со стороны
великих держав, а также крупных сопредельных государств. ЦА, в состав которой
входит и Таджикистан, регион который на протяжении многих веков вызывал ин-
терес и желание узнать и выявить то, что порождает одновременно разнообразие
и единство этого региона, создает здесь уникальное культурное пространство,
являющееся носителем одновременно широкого культурного, религиозного и
этнического разнообразия, а также общего культурного наследия.
В конце 70-х и до середины 80-х годов прошлого столетия в Таджикистане
проводились раз в два года Исфаринские фестивали молодежи (названные так
по месту их проведения в г. Исфаре, расположенного на севере Таджикистана,