Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1599

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76

Геополитика XX

который граничит с Узбекистаном и Киргизией). Традиционно в ходе этих 

фестивалей проходили встречи творческой молодежи, встречи с жителями г. 

Исфары, тружениками промышленных предприятий и сельского хозяйства, 

проводились концерты с участием делегатов Казахстана, Киргизии, 

Таджикистана и Узбекистана. В период следующих фестивалей делегаты, 

разделенные на 3 группы, выезжали в Узбекистан и Киргизию, а одна группа 

работала на территории Таджикистана. И уже в 1985 году в работе фестиваля 

приняла участие и делегация Афганистана. С каждым разом, проведение данного 

фестиваля вызывал большой интерес и поддержку стран ЦА, так как такие встречи 

способствовали укреплению дружбы и сотрудничеству [6]. Но, не смотря на это, 

отдельные проблемы между странами оставались и некоторые из них не решены 

до сих пор (например, водные проблемы).

Центральная Азия смогла выстоять в истории благодаря многообразию куль-

тур, толерантности, богатому разнообразию этносов, традиций и конфессий. 

Многовековой опыт истории дает возможность ЦА позиционировать себя как 

наиболее подходящую площадку для проведения подобного диалога. «Сегодня 

созданы новые условия для гуманитарно-культурного сотрудничества, которое 

является частью цивилизационного диалога. В Центральной Азии строятся но-

вые коммуникации, расширяется экономическое сотрудничество, углубляются 

как двусторонние политические контакты, так и контакты в рамках региональ-

ных и всемирных организаций. Диалог цивилизаций продолжается в новых исто-

рических условиях регионализма и глобализма» [9]. Это обусловлено целым ря-

дом факторов: традиционной полиэтничностью и поликультурностью региона, 

привычкой жить в мире и согласии с соседями, устойчивостью политического 

руководства, всей совокупностью экономических, политических, исторических, 

духовных, социальных особенностей.

Необходимым инструментом развития диалога и сотрудничества между ци-

вилизациями, культурами и религиями являются знания, которые сами по себе 

имеют не только свое специфическое значение. Важнейшее значение они имеют в 

деле борьбы с проявлениями нетерпимости, дискриминации, замкнутости в рам-

ках своего сообщества и их трагическими последствиями. На факультете истории 

и международных отношений, отделении «Культурология», наряду с другими 

спецкурсами, также изучаются «Межкультурный диалог в современном мире» 

и «Культура и религия». В процессе изучения этих дисциплин студентам разъяс-

няются основные понятия, история происхождения диалога, культуры, религии; 

студентам прививаются качества толерантности, уважения к народам, их культу-

рам и религиям; стремление предотвращать конфликтные ситуация, используя 

межкультурный и межрелигиозный диалог.

Говоря о новых тенденциях в межкультурном диалоге, следует отметить Фе-

стиваль по культурному разнообразию и диалогу в Центральной Азии, который 

Бабаджанова М. М.


background image

77

Центральная Азия

проходил в штаб-квартире ЮНЕСКО (24 мая по 1 июня 2005 г.) и был посвящен 

самобытному культурному наследию Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Тад-

жикистана, Туркмении и Узбекистана, приуроченному к Всемирному дню куль-

турного разнообразия во имя диалога и развития. Генеральный директор ЮНЕ-

СКО Коичиро Матсуура, открывая фестиваль подчеркнул, что: «Центральная 

Азия — уникальное пространство, где веками пересекались разные цивилизации, 

уживались различные религии, верования… Установление диалога между этими 

культурами, между наследниками различных традиций и призван способствовать 

этот Фестиваль» [1; 33-35]. 

В рамках Фестиваля были организованы фотовыставка, выставка картин, жи-

вописная выставка предметов декоративно-прикладного искусства и керамиче-

ской посуды, восточные миниатюры, созданные узбекскими мастерами, работы 

известных во всем мире туркменских ковров, расшитая золотом таджикская 

национальная одежда — все это свидетельствовало об уникальности и само-

бытности культуры каждого народа региона. Наряду с необычным показом мод 

«Центральная Азия — вчера и сегодня: источник вдохновения», показ лучших 

фильмов кинематографистов региона, концерта «Шелковый путь: музыка и тан-

цы Центральной Азии», важным событием было проведение Круглого стола 

«Центральная Азия: перекресток культур и цивилизаций» [10; 95-255]. Прове-

дение фестивалей, Дней культуры — это, действительно одна из хороших форм 

обмена, обогащения разнообразными культурами разных народов, но обсужде-

ние существующих проблем, нахождение механизмов их преодоления, дости-

жения мира и взаимопонимания в регионе, проведение диалога, является также 

очень важным элементом. 

Сегодня больше, чем когда бы то ни было, значение культурного наследия 

представляет огромный интерес, как с научной, так и с общечеловеческой 

точек зрения. Возникает необходимость, совершенно естественно, подвергнуть 

изучению различные направления, по которым шло создание народами 

Центральной Азии их собственного наследия и их многогранной самобытности и 

по которым на протяжении тысячелетий развивались процессы сопоставления и 

взаимообогащения их материальных и нематериальных ценностей и их научного, 

технического, художественного, культурного в самом широком смысле этого 

слова, духовного и религиозного вклада в процесс становления человеческой 

цивилизации.

Как известно, вся история человечества — это диалог. И диалог пронизывает 

всю нашу жизнь. Межкультурный диалог — это потребность во взаимодействии, 

взаимопомощи, взаимообогащении. Межкультурный диалог выступает как 

объективная необходимость и условие развития культур. В диалоге культур 

предполагается взаимопонимание. А во взаимопонимании предполагается 

единство, сходство, тождество. То есть межкультурный диалог возможен лишь на 

Новые тенденции межкультурного диалога


background image

78

Геополитика XX

основе взаимопонимания, но вместе с тем — лишь на основе индивидуального в 

каждой культуре. А общим, объединяющим все человеческие культуры, является 

их социальность, т. е. человеческое и человечное. «Взаимопонимание столетий 

и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего 

человечества, всех человеческих культур (сложное единство человеческой 

культуры), сложное единство человеческой литературы» [2; 390]. Нет единой 

мировой культуры, но есть единство всех человеческих культур, обеспечивающее 

сложное единство всего человечества — гуманистическое начало.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что диалог между разными цивилизациями 

может быть достигнут лишь на основе культуры. Как на уровне национальном 

культура является стержнем, хребтом любого государства-нации, так и на про-

странстве стран региона, СНГ и глобальной арене международное культурно-

гуманитарное сотрудничество является исключительно эффективным общеукре-

пляющим средством для всего цивилизационного организма.

Подлинная значимость духовной, культурно-гуманитарной составляющей в 

XXI веке, проявляется и в жизни нашего общества.

Во многих странах, в том числе и в Республике Таджикистан, идут процессы 

формирования определенной модели культуры, влияющие на саму сущность ду-

ховных идеалов и нравственных принципов, а в конечном итоге — на культурную 

практику.

Межкультурный диалог был и остается одним из главных аспектов в развитии 

человеческой цивилизации в целом. На протяжении веков и тысячелетий в Цен-

тральной Азии происходило взаимообогащение культур, из которых складывал-

ся уникальный калейдоскоп региональной цивилизации. Известные российские 

востоковеды Р. Ланда и С. Прозоров отмечают: «Территории с мусульманским 

населением, входившие в состав Российской империи, а затем — в СССР, в те-

чение длительного времени развивались в диалектической связи друг с другом, 

населявшие их народы имели много общего, как в плане материальных условий, 

так и в сфере духовной жизни. В рамках единого геополитического пространства 

шли интеграционные процессы в области общественного уклада, быта, культуры, 

духовных ценностей» [5; 4]. Процесс взаимодействия, межкультурного диалога 

носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, эле-

менты национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих 

ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усво-

ении близких тому или иному типу национального мышления художественных 

ценностей. Многое, конечно, зависит от соотношения стадий развития культуры, 

от накопленного опыта. Внутри каждой национальной культуры дифференциро-

ванно развиваются различные компоненты культуры.

В современном мире межкультурный диалог более усложнился в силу ряда об-

стоятельств. С взаимодействием культур разных народов связаны и современные 

Бабаджанова М. М.


background image

79

Центральная Азия

проявления фундаментальных проблем. Особенность решения этих проблем со-

стоит в рамках систематического диалога культур, а не одной, даже преуспевшей 

культуры. Решение этих проблем предполагает такую глобализацию взаимодей-

ствия культур в пространстве и во времени, при которой реальностью становит-

ся самореализация всех и каждой культуры через взаимодействие всех с каждой 

и каждой со всеми другими. Сам механизм взаимодействия культур на этом пути 

проблематизируется.

Взаимодействие культур это способ сохранения культурного многообразия. 

Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Современные культуры 

сформированы в результате многочисленного и длительного культурного 

взаимодействия.

«Белая книга по межкультурному диалогу» (принята 7 мая 2008 года на 

118-й сессии Комитета министров Совета Европы) обозначает международный 

аспект межкультурного диалога: «Современная геополитическая ситуация ино-

гда описывается как существование взаимоисключающих цивилизаций, борю-

щихся за относительные экономические и политические преимущества в ущерб 

друг другу. Концепция межкультурного диалога может помочь преодолеть стере-

отипы, вытекающие из такого взгляда на мир, потому что она подчеркивает, что 

в условиях глобализации, отличительными чертами которой являются миграция, 

растущая взаимозависимость и легкий доступ к международным СМИ и новым 

информационным сервисам (Интернет), культурные самоидентификации ста-

новятся все более сложными. Они накладываются одна на другую и содержат 

элементы из множества разных источников. Наполнение международных от-

ношений духом межкультурного диалога является продуктивным в этих новых 

условиях. Таким образом, межкультурный диалог может способствовать предот-

вращению и урегулированию конфликтов и оказывать поддержку примирению и 

восстановлению общественного доверия» [3; 39]. 

Идеи Белой книги суммированы в заключительном разделе, в частности в сле-

дующем утверждении: «Межкультурный диалог является решающей составляю-

щей в построении новой социальной и культурной модели для быстроразвиваю-

щейся Европы» [3; 59].

«Диалог — это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее 

достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ 

присвоения последних, возможность снятия политической напряженности 

между государствами и этническими группами. Он — необходимое условие 

научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог — это 

понимание своего «Я» и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность 

диалога общепризнана» [7; 9]. Диалог предполагает активное взаимодействие 

равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и 

какие-то общие культурные ценности. Межкультурный диалог может выступать 

Новые тенденции межкультурного диалога


background image

80

Геополитика XX

как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. 

Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного 

уважения. Для современной культуры понятие диалога особенно актуально. Сам 

процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют 

собой различные виды диалогических отношений. Идея диалога имеет своё 

развитие в глубоком прошлом. Древние тексты культуры Индии наполнены 

идеей единства культур и народов, макро и микрокосмоса, раздумьями о том, 

что здоровье человека во многом зависит от качества его взаимоотношений 

с окружающей средой, от сознания силы красоты, понимания как отражение 

Вселенной в нашем бытии.

На пространстве Центральной Азии Запад и Восток выступали и выступают 

как субъекты сотрудничающих, взаимодополняющих цивилизаций. ЦА 

дает модель перспективного сотрудничества сообщества культур, этносов, 

конфессий, основанную на ценностях межконфессиональной и межэтнической 

толерантности.

Современная модернизация Центральной Азии выражается в переориента-

ции внешней политики стран региона, а также повышение политической роли 

многосторонних структур — ШОС, ЕврАзЭс и ОДКБ, АСЕАН, СВМДА. На-

пример, со сменой руководства в Туркменистане начались процессы трансфор-

мации и изменения политики страны в сторону большей открытости, активи-

зировались двусторонние и многосторонние диалоги. Ключевыми задачами и 

приоритетами для Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана стало развитие 

стабильных и дружественных отношений с региональными соседями.

В странах региона существует понимание необходимости интеграции по клю-

чевым сферам развития. Государства Центральной Азии прошли достаточно дол-

гий путь с момента обретения независимости, и все эти годы вопрос интеграции 

остается одной из самых актуальных.

В настоящее время практикам и исследователям необходимо умело показать 

вклад каждой отдельной культуры, место и роль основных исторических момен-

тов региона Центральной Азии и подчеркнуть масштабы и глубину традиций вза-

имопознания и межкультурного диалога, воплощением которых является и Ве-

ликий Шелковый путь. Востребован именно объемный взгляд на национальные 

истории, их совместное прочтение профессиональными сообществами специ-

алистов различных общественных наук (историками, философами, этнологами, 

культурологами, социологами, политологами и т. д.), выявление в них предпосы-

лок позитивного сосуществования народов, их совместного движения к диалогу 

и добрососедству. Актуальность обсуждения стремительно возрастает в исто-

рическом контексте развития идентичности в условиях глобализации и в целях 

предотвращения конфликтных толкований событий прошлого.

Бабаджанова М. М.