ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1647
Скачиваний: 3
76
Геополитика XX
который граничит с Узбекистаном и Киргизией). Традиционно в ходе этих
фестивалей проходили встречи творческой молодежи, встречи с жителями г.
Исфары, тружениками промышленных предприятий и сельского хозяйства,
проводились концерты с участием делегатов Казахстана, Киргизии,
Таджикистана и Узбекистана. В период следующих фестивалей делегаты,
разделенные на 3 группы, выезжали в Узбекистан и Киргизию, а одна группа
работала на территории Таджикистана. И уже в 1985 году в работе фестиваля
приняла участие и делегация Афганистана. С каждым разом, проведение данного
фестиваля вызывал большой интерес и поддержку стран ЦА, так как такие встречи
способствовали укреплению дружбы и сотрудничеству [6]. Но, не смотря на это,
отдельные проблемы между странами оставались и некоторые из них не решены
до сих пор (например, водные проблемы).
Центральная Азия смогла выстоять в истории благодаря многообразию куль-
тур, толерантности, богатому разнообразию этносов, традиций и конфессий.
Многовековой опыт истории дает возможность ЦА позиционировать себя как
наиболее подходящую площадку для проведения подобного диалога. «Сегодня
созданы новые условия для гуманитарно-культурного сотрудничества, которое
является частью цивилизационного диалога. В Центральной Азии строятся но-
вые коммуникации, расширяется экономическое сотрудничество, углубляются
как двусторонние политические контакты, так и контакты в рамках региональ-
ных и всемирных организаций. Диалог цивилизаций продолжается в новых исто-
рических условиях регионализма и глобализма» [9]. Это обусловлено целым ря-
дом факторов: традиционной полиэтничностью и поликультурностью региона,
привычкой жить в мире и согласии с соседями, устойчивостью политического
руководства, всей совокупностью экономических, политических, исторических,
духовных, социальных особенностей.
Необходимым инструментом развития диалога и сотрудничества между ци-
вилизациями, культурами и религиями являются знания, которые сами по себе
имеют не только свое специфическое значение. Важнейшее значение они имеют в
деле борьбы с проявлениями нетерпимости, дискриминации, замкнутости в рам-
ках своего сообщества и их трагическими последствиями. На факультете истории
и международных отношений, отделении «Культурология», наряду с другими
спецкурсами, также изучаются «Межкультурный диалог в современном мире»
и «Культура и религия». В процессе изучения этих дисциплин студентам разъяс-
няются основные понятия, история происхождения диалога, культуры, религии;
студентам прививаются качества толерантности, уважения к народам, их культу-
рам и религиям; стремление предотвращать конфликтные ситуация, используя
межкультурный и межрелигиозный диалог.
Говоря о новых тенденциях в межкультурном диалоге, следует отметить Фе-
стиваль по культурному разнообразию и диалогу в Центральной Азии, который
Бабаджанова М. М.
77
Центральная Азия
проходил в штаб-квартире ЮНЕСКО (24 мая по 1 июня 2005 г.) и был посвящен
самобытному культурному наследию Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Тад-
жикистана, Туркмении и Узбекистана, приуроченному к Всемирному дню куль-
турного разнообразия во имя диалога и развития. Генеральный директор ЮНЕ-
СКО Коичиро Матсуура, открывая фестиваль подчеркнул, что: «Центральная
Азия — уникальное пространство, где веками пересекались разные цивилизации,
уживались различные религии, верования… Установление диалога между этими
культурами, между наследниками различных традиций и призван способствовать
этот Фестиваль» [1; 33-35].
В рамках Фестиваля были организованы фотовыставка, выставка картин, жи-
вописная выставка предметов декоративно-прикладного искусства и керамиче-
ской посуды, восточные миниатюры, созданные узбекскими мастерами, работы
известных во всем мире туркменских ковров, расшитая золотом таджикская
национальная одежда — все это свидетельствовало об уникальности и само-
бытности культуры каждого народа региона. Наряду с необычным показом мод
«Центральная Азия — вчера и сегодня: источник вдохновения», показ лучших
фильмов кинематографистов региона, концерта «Шелковый путь: музыка и тан-
цы Центральной Азии», важным событием было проведение Круглого стола
«Центральная Азия: перекресток культур и цивилизаций» [10; 95-255]. Прове-
дение фестивалей, Дней культуры — это, действительно одна из хороших форм
обмена, обогащения разнообразными культурами разных народов, но обсужде-
ние существующих проблем, нахождение механизмов их преодоления, дости-
жения мира и взаимопонимания в регионе, проведение диалога, является также
очень важным элементом.
Сегодня больше, чем когда бы то ни было, значение культурного наследия
представляет огромный интерес, как с научной, так и с общечеловеческой
точек зрения. Возникает необходимость, совершенно естественно, подвергнуть
изучению различные направления, по которым шло создание народами
Центральной Азии их собственного наследия и их многогранной самобытности и
по которым на протяжении тысячелетий развивались процессы сопоставления и
взаимообогащения их материальных и нематериальных ценностей и их научного,
технического, художественного, культурного в самом широком смысле этого
слова, духовного и религиозного вклада в процесс становления человеческой
цивилизации.
Как известно, вся история человечества — это диалог. И диалог пронизывает
всю нашу жизнь. Межкультурный диалог — это потребность во взаимодействии,
взаимопомощи, взаимообогащении. Межкультурный диалог выступает как
объективная необходимость и условие развития культур. В диалоге культур
предполагается взаимопонимание. А во взаимопонимании предполагается
единство, сходство, тождество. То есть межкультурный диалог возможен лишь на
Новые тенденции межкультурного диалога
78
Геополитика XX
основе взаимопонимания, но вместе с тем — лишь на основе индивидуального в
каждой культуре. А общим, объединяющим все человеческие культуры, является
их социальность, т. е. человеческое и человечное. «Взаимопонимание столетий
и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего
человечества, всех человеческих культур (сложное единство человеческой
культуры), сложное единство человеческой литературы» [2; 390]. Нет единой
мировой культуры, но есть единство всех человеческих культур, обеспечивающее
сложное единство всего человечества — гуманистическое начало.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что диалог между разными цивилизациями
может быть достигнут лишь на основе культуры. Как на уровне национальном
культура является стержнем, хребтом любого государства-нации, так и на про-
странстве стран региона, СНГ и глобальной арене международное культурно-
гуманитарное сотрудничество является исключительно эффективным общеукре-
пляющим средством для всего цивилизационного организма.
Подлинная значимость духовной, культурно-гуманитарной составляющей в
XXI веке, проявляется и в жизни нашего общества.
Во многих странах, в том числе и в Республике Таджикистан, идут процессы
формирования определенной модели культуры, влияющие на саму сущность ду-
ховных идеалов и нравственных принципов, а в конечном итоге — на культурную
практику.
Межкультурный диалог был и остается одним из главных аспектов в развитии
человеческой цивилизации в целом. На протяжении веков и тысячелетий в Цен-
тральной Азии происходило взаимообогащение культур, из которых складывал-
ся уникальный калейдоскоп региональной цивилизации. Известные российские
востоковеды Р. Ланда и С. Прозоров отмечают: «Территории с мусульманским
населением, входившие в состав Российской империи, а затем — в СССР, в те-
чение длительного времени развивались в диалектической связи друг с другом,
населявшие их народы имели много общего, как в плане материальных условий,
так и в сфере духовной жизни. В рамках единого геополитического пространства
шли интеграционные процессы в области общественного уклада, быта, культуры,
духовных ценностей» [5; 4]. Процесс взаимодействия, межкультурного диалога
носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, эле-
менты национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих
ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усво-
ении близких тому или иному типу национального мышления художественных
ценностей. Многое, конечно, зависит от соотношения стадий развития культуры,
от накопленного опыта. Внутри каждой национальной культуры дифференциро-
ванно развиваются различные компоненты культуры.
В современном мире межкультурный диалог более усложнился в силу ряда об-
стоятельств. С взаимодействием культур разных народов связаны и современные
Бабаджанова М. М.
79
Центральная Азия
проявления фундаментальных проблем. Особенность решения этих проблем со-
стоит в рамках систематического диалога культур, а не одной, даже преуспевшей
культуры. Решение этих проблем предполагает такую глобализацию взаимодей-
ствия культур в пространстве и во времени, при которой реальностью становит-
ся самореализация всех и каждой культуры через взаимодействие всех с каждой
и каждой со всеми другими. Сам механизм взаимодействия культур на этом пути
проблематизируется.
Взаимодействие культур это способ сохранения культурного многообразия.
Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Современные культуры
сформированы в результате многочисленного и длительного культурного
взаимодействия.
«Белая книга по межкультурному диалогу» (принята 7 мая 2008 года на
118-й сессии Комитета министров Совета Европы) обозначает международный
аспект межкультурного диалога: «Современная геополитическая ситуация ино-
гда описывается как существование взаимоисключающих цивилизаций, борю-
щихся за относительные экономические и политические преимущества в ущерб
друг другу. Концепция межкультурного диалога может помочь преодолеть стере-
отипы, вытекающие из такого взгляда на мир, потому что она подчеркивает, что
в условиях глобализации, отличительными чертами которой являются миграция,
растущая взаимозависимость и легкий доступ к международным СМИ и новым
информационным сервисам (Интернет), культурные самоидентификации ста-
новятся все более сложными. Они накладываются одна на другую и содержат
элементы из множества разных источников. Наполнение международных от-
ношений духом межкультурного диалога является продуктивным в этих новых
условиях. Таким образом, межкультурный диалог может способствовать предот-
вращению и урегулированию конфликтов и оказывать поддержку примирению и
восстановлению общественного доверия» [3; 39].
Идеи Белой книги суммированы в заключительном разделе, в частности в сле-
дующем утверждении: «Межкультурный диалог является решающей составляю-
щей в построении новой социальной и культурной модели для быстроразвиваю-
щейся Европы» [3; 59].
«Диалог — это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее
достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ
присвоения последних, возможность снятия политической напряженности
между государствами и этническими группами. Он — необходимое условие
научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог — это
понимание своего «Я» и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность
диалога общепризнана» [7; 9]. Диалог предполагает активное взаимодействие
равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и
какие-то общие культурные ценности. Межкультурный диалог может выступать
Новые тенденции межкультурного диалога
80
Геополитика XX
как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов.
Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного
уважения. Для современной культуры понятие диалога особенно актуально. Сам
процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют
собой различные виды диалогических отношений. Идея диалога имеет своё
развитие в глубоком прошлом. Древние тексты культуры Индии наполнены
идеей единства культур и народов, макро и микрокосмоса, раздумьями о том,
что здоровье человека во многом зависит от качества его взаимоотношений
с окружающей средой, от сознания силы красоты, понимания как отражение
Вселенной в нашем бытии.
На пространстве Центральной Азии Запад и Восток выступали и выступают
как субъекты сотрудничающих, взаимодополняющих цивилизаций. ЦА
дает модель перспективного сотрудничества сообщества культур, этносов,
конфессий, основанную на ценностях межконфессиональной и межэтнической
толерантности.
Современная модернизация Центральной Азии выражается в переориента-
ции внешней политики стран региона, а также повышение политической роли
многосторонних структур — ШОС, ЕврАзЭс и ОДКБ, АСЕАН, СВМДА. На-
пример, со сменой руководства в Туркменистане начались процессы трансфор-
мации и изменения политики страны в сторону большей открытости, активи-
зировались двусторонние и многосторонние диалоги. Ключевыми задачами и
приоритетами для Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана стало развитие
стабильных и дружественных отношений с региональными соседями.
В странах региона существует понимание необходимости интеграции по клю-
чевым сферам развития. Государства Центральной Азии прошли достаточно дол-
гий путь с момента обретения независимости, и все эти годы вопрос интеграции
остается одной из самых актуальных.
В настоящее время практикам и исследователям необходимо умело показать
вклад каждой отдельной культуры, место и роль основных исторических момен-
тов региона Центральной Азии и подчеркнуть масштабы и глубину традиций вза-
имопознания и межкультурного диалога, воплощением которых является и Ве-
ликий Шелковый путь. Востребован именно объемный взгляд на национальные
истории, их совместное прочтение профессиональными сообществами специ-
алистов различных общественных наук (историками, философами, этнологами,
культурологами, социологами, политологами и т. д.), выявление в них предпосы-
лок позитивного сосуществования народов, их совместного движения к диалогу
и добрососедству. Актуальность обсуждения стремительно возрастает в исто-
рическом контексте развития идентичности в условиях глобализации и в целях
предотвращения конфликтных толкований событий прошлого.
Бабаджанова М. М.