Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1634

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

81

Центральная Азия

Источники

1.  Бабаджанова М.М., Юлдашева М.Р., Ким В. Калейдоскоп культур. Учебное пособие для школьников 

старшего возраста и студентов I — III курсов./Под общей редакцией Бабаджановой М.М./ — Душанбе: 

«Статус», 2007.

2.  Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.

3.  «Белая книга» по межкультурному диалогу. — М., 2009.

4.  Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1998.

5.  Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 1. — М.: Изда-

тельская фирма «Восточная литература» РАН, 1998.

6.  Личный архив М. Бабаджановой.

7.  Сайко Э.В. О природе и пространстве “действия” диалога // Социокультурное пространство диалога. — 

М., 1999. 

8.  Франк C.Л. С нами бог // Духовные основы общества. — М., 1992. 

9.   Хафизова К. Восточная и Центральная Азия в диалоге цивилизаций // Новый миропорядок. — «Жур-

нал Экономические стратегии — Центральная Азия». — М., 2007, № 5.

10.  The Festival on Cultural Diversity and Dialogue in Central Asia. (Фестиваль «Культурное разнообразие и 

диалог в Центральной Азии»). — Paris, 2005. 

Новые тенденции межкультурного диалога


background image

Данный ресурс является русскоязычным кластером международного сообщества за 

плюриверсальные ценности. 

По выражению одного из идеологов концепции плюриверсализма Алена де Бенуа, плю-

риверсум — это такое человечество, которое давало бы гарантии сохранения полити-

ческого, культурного и антропологического своеобразия на всей планете. 

Либерализм как политическая модель, занявшая наиболее прочные позиции и через 

глобализацию проводящая нивелировку и гомогенизацию (как политическую, так и куль-

турную) всех народов и стран, но, в то же время, показавшая свою несостоятельность, 

должен быть отвергнут, деконструирован и похоронен на свалке истории.

Сторонниками плюриверсализма могут быть представители самых разных идей, 

политических учений, религий и мировоззрений, которых объединяет неприятие неоли-

берализма в любых его формах и проявлениях.

Инструментом сопротивления неолиберализму является метаполитика, которая 

связывает и объединяет культурные, эстетические, политические, социальные, религи-

озные, коммуникационные и др. проекты в единую платформу.

К соучастию в данном пректе приглашаются авторы, переводчики, промоутеры и 

неравнодушные люди.


background image

83

Центральная Азия

Цивилизационные особенности 

христианско-исламского диалога 

в современной центральной Евразии

Дубовицкий В. В. 

Наиболее актуальной темой в межцивилизационном диалоге православной 

(славяно-православной) цивилизации с окружающим миром является взаимо-
действие с миром ислама. «Актуальность темы», как принято писать в авторефе-
ратах диссертаций, объясняется тесным географическим и, если можно так выра-
зиться, политическим контактом этих двух конфессий в настоящее время, а также 
удобством сравнительного (компаративистского) исследования — в силу извест-
ной схожести их ценностных ориентаций. В пользу сходства обеих конфессий 
говорит, прежде всего, свойственный им приоритет коллективного начала над 
индивидуалистским. Ценность человека здесь определяется, в первую очередь, 
исполнением его долга перед обществом1.

И ислам и православное христианство основываются на общей библейской 

традиции, т. е. имеют авраамическую основу, которая включает в себя комплекс 
религиозных культур, возникших из одного текста — Ветхого и Нового Заветов 
(Ахди Кадим и Ахди Чжадид), а конкретнее — из мировоззренческой посылки 
первой его книги — Бытия. Оба вероучения едины в следующих мировоззренче-
ских вопросах:

а) вера в единого Бога;
б) общность ветхозаветных пророков для их последователей;
в) признание борьбы с Дьяволом.
К этому следует добавить также частичное признание исламом христианства, 

как «неполной истины», что сказалось и на признании Евангелия (Инджила) в 
качестве одной из священных книг, Иисуса Христа, как пророка, а христиан — 
категорией «ахль аль-китаб» (людьми Писания) и в государственном устройстве 
мусульманских стран — «ахль аль-зимми» (покровительствуемые).

История не сохранила свидетельств межконфессиональных конфликтов хри-

стиан и мусульман в Средней Азии вплоть до XIV в., когда последние христиан-
ские общины несториан были изгнаны из региона «из-за неразумного рвения в 
вере» последних. Вместе с ними, по всей видимости, исчезли и христиане других 
конфессий2. Возвращение христианской церкви в регион Средней Азии проис-
ходит уже в середине XIX века, с присоединением территории к России. 


background image

84

Геополитика XX

К началу XX в. в Туркестане на 6,03 млн. мусульман приходилось 391 тыс. 

православных христиан или на 5340 мечетей — 306 церквей3. На 1897 год право-

славное население Туркестанского края составляло 3,7% от общей численности4.

В этих условиях обращает на себя внимание политика русской администра-

ции Туркестана в отношении мусульманского населения, имевшая, на наш взгляд, 

многовековые традиции и не менее чем столетние прецеденты в законодатель-

стве России. Так из политических соображений туркестанским епископам запре-

щалось разъезжать по епархии чаще одного раза в пять лет, а в самом Ташкенте 

они долгое время не имели права содержать квартиру5. 

Русская Православная Церковь сознательно отказалась на территории Сред-

ней Азии от прозелитства, т. е. от активного обращения в христианскую веру 

верующих мусульман, сосредоточив свои усилия на окормлении русского насе-

ления края. Такая позиция русских властей в регионе естественно вытекала не 

просто из государственной политики, но и народных традиций межнациональ-

ного и межконфессионального общения православного и мусульманского насе-

ления на территории Исторической России, берущих начало с VII века.

Несмотря на свой официальный православный, а с конца XVII века — вестер-

низированный фасад, российское государство в немалой степени выступало как 

носитель той политической культуры, которая складывалась в обоих регионах 

входивших длительное время в Монгольскую империю, охватывавшую большую 

часть Евразии. Эта культура включала в себя обособление служилой аристокра-

тии и наделение ее земельными владениями; отказ от конфессионального абсо-

лютизма в пользу прагматической регуляции межконфессиональных отношений 

вплоть до покровительства монотеистическим конфессиям; сдерживание ради-

кальной модернизации в целях сохранения стабильности. Азиатские компоненты 

империй отчетливо функционировали как основа цивилизационной стабильно-

сти в противовес ускорению и далеко идущей модернизации. 

Рассматривая тему развития межконфессионального диалога между христи-

анским миром и миром ислама, можно обратиться к сравнительно недавнему 

историческому периоду истории России — 80-м годам XVIII века, когда власти, 

заявив о покровительстве исламу в стране, провели ряд реформ по созданию тер-

риториальных управлений (муфтиятов) в Крыму и Казани, начали печатать за го-

сударственный счет Коран, назначили официальное содержание мусульманским 

священникам в мечетях. Во многом эти меры, на наш взгляд, были связаны с про-

тивостоянием России и ее главного геополитического противника на Среднем 

Востоке — Османской империи. В напряженной вооруженной и дипломатиче-

ской борьбе с государством — «хранителем святынь ислама» в Мекке и Меди-

не (что давало право Турции именоваться халифатом) — необходимы были дей-

ственные и демонстративные меры по заботе о второй по численности верующих 

Дубовицкий В. В. 


background image

85

Центральная Азия

конфессии в стране. Однако, с другой стороны, эти шаги были выражением уже 

сложившихся в российском обществе взаимоотношений православия и ислама. 

Вместе с тем, необходимо признать, что отношение России к исламу на про-

тяжении многих веков отличалось как высокой степенью напряженности, так 

и постоянной двойственностью. Напряженность была вызвана, прежде всего, 

политическими причинами — то есть соседством противостоящих политиче-

ских образований, претендовавших на объединение разнородных этнических, 

культурных и религиозных конгломератов на огромных пространствах Евразии. 

Здесь Российская и Оттоманская империи предстают в ряде важных отношений, 

как сходные политико-культурные образования, обеспечивающие стабильность в 

условиях огромного этнического и конфессионального разнообразия населения. 

Привязанность Российской империи к православию, а Оттоманской к исламу не 

устраняла роли этих государств в межконфессиональной регуляции и межциви-

лизационном диалоге, хотя и, несомненно, ограничивала их в пользу доминирую-

щей в каждой из них веры.

Двойственность вытекала, прежде всего, из того значительного обстоятель-

ства, что Россия с петровских времен представляла собой симбиозное западно-

восточное образование не обладающее, в отличие от Московской Руси, устой-

чивой цивилизационной органичностью. Из этого вытекала амбивалентность 

«русской идентичности» по отношению не только к Западу, но и к Востоку. И, 

прежде всего, к исламу, широко распространенному в странах региона и вклю-

ченному в его общее политико-культурное пространство.

Для России ислам представал не только как политическая, но и как культурная 

оппозиция: по символике, типу нормативности, конфессиональной и националь-

ной принадлежности его адептов, историческому ритму, привязанному к событи-

ям в течение шести с лишним веков не связанных с историей христианства и т. п. 

С другой стороны, как уже отмечалось, ислам был также солидаристской формой 

единобожия, во многом ориентированной на стабильность разнокультурных 

общностей, не имеющей устойчивых тенденций прозелитизма в монотеистиче-

ской среде. При условии снятия политического противостояния неизменно осла-

бевало и культурное противодействие между двумя государствами. В российском 

государстве, во все времена сосуществования, ислам соотносился не столько с 

православием, сколько с русской культурой в целом, во многом корректировав-

шей собственно религиозное взаимодействие.

Аналогичный подход России к принципам построения межцивилизационно-

го диалога с миром ислама сохранялся и в последующий период. Особенно сво-

еобразно это выглядело в советский период, когда подавляемые официальной 

идеологией православие и ислам сублимировались, в основном, в области культу-

ры традиционно исповедовавших их народов. Религиозные ценности оставались 

основой этических норм, носителями которых являлась семья. На официальном 

Цивилизационные особенности христианско-исламского диалога