ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1634
Скачиваний: 3
81
Центральная Азия
Источники
1. Бабаджанова М.М., Юлдашева М.Р., Ким В. Калейдоскоп культур. Учебное пособие для школьников
старшего возраста и студентов I — III курсов./Под общей редакцией Бабаджановой М.М./ — Душанбе:
«Статус», 2007.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986.
3. «Белая книга» по межкультурному диалогу. — М., 2009.
4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1998.
5. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 1. — М.: Изда-
тельская фирма «Восточная литература» РАН, 1998.
6. Личный архив М. Бабаджановой.
7. Сайко Э.В. О природе и пространстве “действия” диалога // Социокультурное пространство диалога. —
М., 1999.
8. Франк C.Л. С нами бог // Духовные основы общества. — М., 1992.
9. Хафизова К. Восточная и Центральная Азия в диалоге цивилизаций // Новый миропорядок. — «Жур-
нал Экономические стратегии — Центральная Азия». — М., 2007, № 5.
10. The Festival on Cultural Diversity and Dialogue in Central Asia. (Фестиваль «Культурное разнообразие и
диалог в Центральной Азии»). — Paris, 2005.
Новые тенденции межкультурного диалога
Данный ресурс является русскоязычным кластером международного сообщества за
плюриверсальные ценности.
По выражению одного из идеологов концепции плюриверсализма Алена де Бенуа, плю-
риверсум — это такое человечество, которое давало бы гарантии сохранения полити-
ческого, культурного и антропологического своеобразия на всей планете.
Либерализм как политическая модель, занявшая наиболее прочные позиции и через
глобализацию проводящая нивелировку и гомогенизацию (как политическую, так и куль-
турную) всех народов и стран, но, в то же время, показавшая свою несостоятельность,
должен быть отвергнут, деконструирован и похоронен на свалке истории.
Сторонниками плюриверсализма могут быть представители самых разных идей,
политических учений, религий и мировоззрений, которых объединяет неприятие неоли-
берализма в любых его формах и проявлениях.
Инструментом сопротивления неолиберализму является метаполитика, которая
связывает и объединяет культурные, эстетические, политические, социальные, религи-
озные, коммуникационные и др. проекты в единую платформу.
К соучастию в данном пректе приглашаются авторы, переводчики, промоутеры и
неравнодушные люди.
83
Центральная Азия
Цивилизационные особенности
христианско-исламского диалога
в современной центральной Евразии
Дубовицкий В. В.
Наиболее актуальной темой в межцивилизационном диалоге православной
(славяно-православной) цивилизации с окружающим миром является взаимо-
действие с миром ислама. «Актуальность темы», как принято писать в авторефе-
ратах диссертаций, объясняется тесным географическим и, если можно так выра-
зиться, политическим контактом этих двух конфессий в настоящее время, а также
удобством сравнительного (компаративистского) исследования — в силу извест-
ной схожести их ценностных ориентаций. В пользу сходства обеих конфессий
говорит, прежде всего, свойственный им приоритет коллективного начала над
индивидуалистским. Ценность человека здесь определяется, в первую очередь,
исполнением его долга перед обществом1.
И ислам и православное христианство основываются на общей библейской
традиции, т. е. имеют авраамическую основу, которая включает в себя комплекс
религиозных культур, возникших из одного текста — Ветхого и Нового Заветов
(Ахди Кадим и Ахди Чжадид), а конкретнее — из мировоззренческой посылки
первой его книги — Бытия. Оба вероучения едины в следующих мировоззренче-
ских вопросах:
а) вера в единого Бога;
б) общность ветхозаветных пророков для их последователей;
в) признание борьбы с Дьяволом.
К этому следует добавить также частичное признание исламом христианства,
как «неполной истины», что сказалось и на признании Евангелия (Инджила) в
качестве одной из священных книг, Иисуса Христа, как пророка, а христиан —
категорией «ахль аль-китаб» (людьми Писания) и в государственном устройстве
мусульманских стран — «ахль аль-зимми» (покровительствуемые).
История не сохранила свидетельств межконфессиональных конфликтов хри-
стиан и мусульман в Средней Азии вплоть до XIV в., когда последние христиан-
ские общины несториан были изгнаны из региона «из-за неразумного рвения в
вере» последних. Вместе с ними, по всей видимости, исчезли и христиане других
конфессий2. Возвращение христианской церкви в регион Средней Азии проис-
ходит уже в середине XIX века, с присоединением территории к России.
84
Геополитика XX
К началу XX в. в Туркестане на 6,03 млн. мусульман приходилось 391 тыс.
православных христиан или на 5340 мечетей — 306 церквей3. На 1897 год право-
славное население Туркестанского края составляло 3,7% от общей численности4.
В этих условиях обращает на себя внимание политика русской администра-
ции Туркестана в отношении мусульманского населения, имевшая, на наш взгляд,
многовековые традиции и не менее чем столетние прецеденты в законодатель-
стве России. Так из политических соображений туркестанским епископам запре-
щалось разъезжать по епархии чаще одного раза в пять лет, а в самом Ташкенте
они долгое время не имели права содержать квартиру5.
Русская Православная Церковь сознательно отказалась на территории Сред-
ней Азии от прозелитства, т. е. от активного обращения в христианскую веру
верующих мусульман, сосредоточив свои усилия на окормлении русского насе-
ления края. Такая позиция русских властей в регионе естественно вытекала не
просто из государственной политики, но и народных традиций межнациональ-
ного и межконфессионального общения православного и мусульманского насе-
ления на территории Исторической России, берущих начало с VII века.
Несмотря на свой официальный православный, а с конца XVII века — вестер-
низированный фасад, российское государство в немалой степени выступало как
носитель той политической культуры, которая складывалась в обоих регионах
входивших длительное время в Монгольскую империю, охватывавшую большую
часть Евразии. Эта культура включала в себя обособление служилой аристокра-
тии и наделение ее земельными владениями; отказ от конфессионального абсо-
лютизма в пользу прагматической регуляции межконфессиональных отношений
вплоть до покровительства монотеистическим конфессиям; сдерживание ради-
кальной модернизации в целях сохранения стабильности. Азиатские компоненты
империй отчетливо функционировали как основа цивилизационной стабильно-
сти в противовес ускорению и далеко идущей модернизации.
Рассматривая тему развития межконфессионального диалога между христи-
анским миром и миром ислама, можно обратиться к сравнительно недавнему
историческому периоду истории России — 80-м годам XVIII века, когда власти,
заявив о покровительстве исламу в стране, провели ряд реформ по созданию тер-
риториальных управлений (муфтиятов) в Крыму и Казани, начали печатать за го-
сударственный счет Коран, назначили официальное содержание мусульманским
священникам в мечетях. Во многом эти меры, на наш взгляд, были связаны с про-
тивостоянием России и ее главного геополитического противника на Среднем
Востоке — Османской империи. В напряженной вооруженной и дипломатиче-
ской борьбе с государством — «хранителем святынь ислама» в Мекке и Меди-
не (что давало право Турции именоваться халифатом) — необходимы были дей-
ственные и демонстративные меры по заботе о второй по численности верующих
Дубовицкий В. В.
85
Центральная Азия
конфессии в стране. Однако, с другой стороны, эти шаги были выражением уже
сложившихся в российском обществе взаимоотношений православия и ислама.
Вместе с тем, необходимо признать, что отношение России к исламу на про-
тяжении многих веков отличалось как высокой степенью напряженности, так
и постоянной двойственностью. Напряженность была вызвана, прежде всего,
политическими причинами — то есть соседством противостоящих политиче-
ских образований, претендовавших на объединение разнородных этнических,
культурных и религиозных конгломератов на огромных пространствах Евразии.
Здесь Российская и Оттоманская империи предстают в ряде важных отношений,
как сходные политико-культурные образования, обеспечивающие стабильность в
условиях огромного этнического и конфессионального разнообразия населения.
Привязанность Российской империи к православию, а Оттоманской к исламу не
устраняла роли этих государств в межконфессиональной регуляции и межциви-
лизационном диалоге, хотя и, несомненно, ограничивала их в пользу доминирую-
щей в каждой из них веры.
Двойственность вытекала, прежде всего, из того значительного обстоятель-
ства, что Россия с петровских времен представляла собой симбиозное западно-
восточное образование не обладающее, в отличие от Московской Руси, устой-
чивой цивилизационной органичностью. Из этого вытекала амбивалентность
«русской идентичности» по отношению не только к Западу, но и к Востоку. И,
прежде всего, к исламу, широко распространенному в странах региона и вклю-
ченному в его общее политико-культурное пространство.
Для России ислам представал не только как политическая, но и как культурная
оппозиция: по символике, типу нормативности, конфессиональной и националь-
ной принадлежности его адептов, историческому ритму, привязанному к событи-
ям в течение шести с лишним веков не связанных с историей христианства и т. п.
С другой стороны, как уже отмечалось, ислам был также солидаристской формой
единобожия, во многом ориентированной на стабильность разнокультурных
общностей, не имеющей устойчивых тенденций прозелитизма в монотеистиче-
ской среде. При условии снятия политического противостояния неизменно осла-
бевало и культурное противодействие между двумя государствами. В российском
государстве, во все времена сосуществования, ислам соотносился не столько с
православием, сколько с русской культурой в целом, во многом корректировав-
шей собственно религиозное взаимодействие.
Аналогичный подход России к принципам построения межцивилизационно-
го диалога с миром ислама сохранялся и в последующий период. Особенно сво-
еобразно это выглядело в советский период, когда подавляемые официальной
идеологией православие и ислам сублимировались, в основном, в области культу-
ры традиционно исповедовавших их народов. Религиозные ценности оставались
основой этических норм, носителями которых являлась семья. На официальном
Цивилизационные особенности христианско-исламского диалога