ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1644
Скачиваний: 3
86
Геополитика XX
уровне они были постулированы в «Моральном кодексе строителя коммуниз-
ма» и других подобных документах.
Но в мире существовали и существуют в настоящее время также другие под-
ходы к проблеме, которые, к сожалению, далеко не всегда отличались лояльно-
стью и терпимостью.
В результате нынешнее состояние межцивилизационных контактов в мире вы-
зывает серьезные опасения, так как все более оправдывает самые мрачные про-
гнозы Самуэля Хантингтона. Это в наибольшей степени касается отношений
западно-христианской и мусульманской цивилизаций. Рубеж второго и третьего
тысячелетий дал ярчайшее подтверждения нарастающего конфликта, выразивше-
гося в двух войнах в Персидском заливе (1991 и 2003-2012 гг.) — при этом не-
обходимо отметить, что конфликт Запада с Ираком в 2003 г. стал лишь началом
крупномасштабной «мятежевойны», продолжающейся до сих пор.
В том же ряду находится и война в Афганистане, где антитеррористическая
коалиция западных государств с октября 2001 г. уже отчаялась разгромить экс-
тремистские мусульманские организации, бросившие вызов «золотому миллиар-
ду» терактами 11 сентября 2001 г., и модернизировать традиционное афганское
общество.
Нарастающая волна терактов в Испании (2004 г.) и Англии (2005 г.), а затем
выступления африканской и арабской молодежи во Франции летом 2005г.; стол-
кновения с арабами в Сиднее (Австралия) начавшиеся летом 2005г. и продол-
жающиеся в других формах до сих пор; наконец, пресловутый «карикатурный
скандал», а также конфликт Запада с Ираном по ядерной программе этой стра-
ны — все это звенья одной цепи.
Ничем иным, как межцивилизационным конфликтом можно назвать и пре-
словутую «арабскую весну» 2011г., перешедшую в суровую «геополитическую
зиму» от Мали и Магриба до Сирии и Йемена.
В этих условиях «военный ответ» Запада на терроризм не является един-
ственной цивилизационной реакцией — гораздо серьезнее выглядит реакция
интеллектуальных кругов, например, книга известной итальянской журналистки
Орианы Фаллачи «Ярость и гордость», вышедшая в свет вскоре после терактов 9
сентября 2001г. в США6. На Западе эта работа была однозначно оценена как «ан-
тиисламский манифест» Европы (читай — Запада) и, по мнению многих полито-
логов и культурологов, знаменовала собой крах политики мультикультурности в
отношении Востока. Кстати официально о крахе этой политики было заявлено
главами Германии и Великобритании весной прошлого 2012 г.
Интересно, что и в России, в условиях существующей идейной дезориента-
ции, появляются научные, публицистические работы, равно как и художествен-
ные произведения, рассматривающие взаимоотношения славяно-православной
и мусульманской цивилизаций в том же ключе. Наиболее ярким примером стал
Дубовицкий В. В.
87
Центральная Азия
фантастический роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»7,
вышедший в серии с характерным названием «Войны будущего: поле битвы —
Европа!».
Все подобные «примерки» опыта происходящего конфликта на себя являют-
ся очень опасной тенденцией, рано или поздно получающей выражение в кон-
кретных решениях политических лидеров, законодателей, а затем и государствен-
ной администрации разного уровня.
Однако наиболее интересным является обобщение опыта названных событий
с точки зрения исторического опыта России, которое было сделано либерально-
демократическим изданием «Эксперт». Его аналитики увидели в реакции за-
падноевропейских политических кругов отказ от мультикультурности и переход
к отстаиванию своих цивилизационных ценностей: «Европейские государства
берут ислам под свою опеку, обеспечивая ему покровительство и защиту (в том
числе и от глупых карикатуристов), в ответ, требуя только одного — лояльности.
Лояльности по отношению к самому государству и его ценностям. По сути дела,
это принципиально новый для Европы путь сосуществования с исламом. Он ра-
дикально отличается от царившей до недавнего времени в Европе мультикультур-
ности».
Однако при этом не замечают, что путь этот проверен Россией в течение как
минимум трех столетий. Российский ислам не был ни гонимым, ни притесняе-
мым. Он был просто российским. Государство устанавливало правила общежи-
тия, основанные на уважении к исламу, но это уважение, как защита и покрови-
тельство, было обусловлено принципиальной его лояльностью к религиозным
ценностям русских и государственным интересам России»8. .
Описывая механизм взаимоотношений государства и ислама в России, один
из обозревателей «Эксперта» А. Громов отмечает: «Для России, которая давно
живет в ситуации мультикультурности, этот механизм является традиционным.
Его можно назвать имперским, можно российским. Но он работал и работает до
сих пор. Только в основе его не нивелирование различий перед лицом государ-
ства, а сложная система (та самая «цветущая сложность») взаимоотношений
государства, титульного большинства и меньшинств (в первую очередь религиоз-
ных и национальных). Если упрощенно описать этот механизм, то выглядеть он
будет так: государство обеспечивает права меньшинств в обмен на их лояльность
государству и его устоям. То есть отношения строятся на взаимовыгодном дого-
воре: меньшинства не лезут в дела государства, не действуют против него и про-
тив установленных в нем порядков, а государство берет их под опеку, защищая не
только от внутреннего большинства, но и от внешнего давления (в случае с исла-
мом, например, от слишком активного влияния мировых центров, подрывающего
авторитет и власть местных элит). Причем, уважение к собственным символам
Цивилизационные особенности христианско-исламского диалога
88
Геополитика XX
и ценностям тут оказывается не угрозой для меньшинств, а, наоборот, залогом
уважения к их ценностям и символам».9
Пожалуй наиболее последовательную позицию в вопросах взаимоотношений
с окружающими цивилизациями, и в первую очередь— исламской, занимают
евразийские (неоевразийские) круги России. На протяжении 1990-х годов А.Г.
Дугиным была разработана цельная, исторически последовательная и позитив-
ная для окружающих цивилизаций теория постепенного строительства Великой
Евразийской Империи10.
Одной из фундаментальны основ ее строительства на любом из этапов (вну-
трироссийский, пространство СНГ, континентальный) является религиозно-
культурное многообразие ее элементов при непременном геополитическом
единстве. Ислам и цивилизация созданная на его основе видится как один из
главных союзников православно— славянской цивилизации, обязательной со-
ставной частью Евразийской империи на любом из этапов ее строительства11..
Он предполагает, что в случае геополитической интеграции на пространстве Ев-
разии возникнут несколько цивилизационных объединений (империй), которые
и будут обеспечивать реальную геополитическую многополярность: «Только в
таком многополярном мире у России есть шанс и сохранить свой суверенитет и
идентичность, и остаться включенной в процесс технологической модернизации.
Будущая Евразийская империя сохранит неприкосновенными цивилизационные
границы, куда кроме самой Российской федерации рано или поздно, кроме самой
Российской Федерации, могут войти и большинство стран СНГ, а также близкие
к нам православные державы — Сербия, Болгария, и даже Румыния на Западе —
и некоторые страны Азии, такие, как Монголия и даже Афганистан.» И далее, в
развитие этой мысли: «Мы должны понять, что наше спасение, наше будущее,
сохранение нашей идентичности зависит от того сможет ли мир стать многопо-
лярным. Это значит, что мы жизненно заинтересованы в том, чтобы интеграци-
онные процессы протекали не только у нас, но и у наших соседей — с Запада и с
Востока»12.
На этом фоне совершенно по иному выглядят и вступление России в качестве
наблюдателя в состав Организации Исламской Конференции в октябре 2003 г., и
инициативы страны в отношении ядерной программы Ирана, а также высказыва-
ние Президента РФ В.В. Путина о том, что «Россия всегда была самым верным,
надежным и последовательным защитником — защитником интересов исламско-
го мира. Россия всегда была самым лучшим и надежным партнером и союзником.
Разрушая Россию, эти люди (международные террористы — В. Д.) разрушают
одну из основных опор исламского мира в борьбе за их права на международной
арене, в борьбе за их легитимные права»13.
Начало действия Таможенного Союза, как начало строительства Союза Ев-
разийского14, знаменует собой новый этап в евразийской интеграции, что пред-
Дубовицкий В. В.
89
Центральная Азия
полагает, в том числе и цивилизационный диалог на нашем континенте. На наш
взгляд, именно в этом направлении лежит реорганизация в 2012г. конфессиональ-
ного пространства русского православия в Средней Азии, приведшая к созданию
митрополичьего округа и нескольких самостоятельных епархий.
Взаимоотношения с исламом в рамках формирующегося евразийского госу-
дарства нового типа, по всей видимости, используют весь опыт межконфессио-
нального и межнационального взаимодействия, накопленный Россией и право-
славием в целом. Главными его чертами, на мой взгляд, должна стать интеграция
мусульманского элемента на условиях его саморегуляции через умму в плане
борьбы с религиозным и политическим экстремизмом. Другими словами, если
религиозное сообщество претендует на высокую степень самоорганизации сво-
их членов, то оно должно в той же мере нести ответственность за их поведение в
обществе перед государством.
Источники
1. Малашенко А. Из прошлого в прошлое? Фундаментализм ислама и православия.//Свободная мысль,
1993 № 14, с.72.
2. Грегор Приходько История христианства в Казахстане и Средней Азии в средние века. Караганда, 2000,
с.5.
3. Буряков Ю. Ф., Жукова Л. И., Проскурин В. Н. К истории христианства в Средней Азии// К истории
христианства в Средней Азии (XIX— XX вв.) Ташкент, «Узбекистон», 1998, с. 17.
4. Дубовицкий В. В., Мальцев Ю.С. Русские православные в Туркестане (конецXIX — начало XX вв. // К
истории христианства в Средней Азии(XIX— XX вв.) Ташкент, «Узбекистон», 1998, с.164.
5. Буряков Ю. Ф., Жукова Л. И., Проскурин В. Н. К истории христианства в Средней Азии…Указ. соч. с.17.
6. Фаллачи О. Ярость и гордость. М, 2003.
7. см. Чудинова Е. Мечеть Парижской Богоматери. М., «Яуза», «ЭКСМО», «Лепта».,2005.
8. По российскому пути// Эксперт, 2006г., 13-19 февраля, с. 19.
9. Громов А. Технология выживания// Эксперт, 2006г., 6, 13-19 февраля, с. 63.
10. См. Дугин А. Г. Проект «Евразия»— М., ЭКСМО, Яуза, 2004.
11. Дугин А. Г. там же, с.167— 169.
12. Дугин А. Суверенитет XXI века.// Литературная газета.2002., 15— 21 марта, № 10, с.2.
13. Путин В. В. Выступление на первом заседании Парламента Чеченской Республики. 12 декабря 2005 г.
14. В. В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии: будущее, которое рождается сегодня»// Из-
вестия, 2011, 3 октября.
Цивилизационные особенности христианско-исламского диалога
90
Геополитика XX
Россия и Таджикистан
в контексте евразийской интеграции
Крупнов Ю. В.
Наверное, большинство граж-
дан, нашей огромной необъятной
Родины уже давно заподозрили, что
в стране что-то происходит, но про-
исходит не так как надо, не так как
должно быть и не так как мы того
желаем и хотим.
Мир, а вмести с ним и мы,
вступил в полосу длительного
экономического кризиса.
Уже банальными стали шокирующие прогнозы про десятилетнюю небывалую
рецессию, экономическую катастрофу 2014 года, когда предполагается пик кри-
зиса, и даже про грядущую глобальную войну с абсолютно непредсказуемыми
последствиями для всего человечества. Всё это — уже часть наступившей реаль-
ности.
Основной, и, на мой взгляд, самой главной прочной для нас является неспособ-
ность российской экономики уйти от сырьевой зависимости и на деле приступить
к новой индустриализации.
Более того, необходимо отдавать ясный отчёт, что обычной бюрократической
или экономической активностью новую большую страну не построить. Тех ши-
карных условий послевоенного всеобщего подъёма и стабильности, в которых
формировался Европейский союз, у нас сегодня нет.
Нынешняя наша слабость только усиливает и без того гигантский масштаб
исторических вызовов новым независимым государствам. Это индустриально-
экономический вызов со стороны Китая, военно-гегемонистский — со стороны
США и НАТО, а также исламистский и наркотический — со стороны новейших
сетевых «интернационалов».
Более того, глобальные демографические процессы идут в направлении обра-
зования миллиардных мировых цивилизаций, которые и будут к середине столе-
тия определять мировую политику и экономику. На фоне миллиардных Северной
Америки, ибероамериканской цивилизации Латинской Америки, не говоря уже о
Китае и Индии, и даже полумиллиардного Евросоюза неполные триста миллионов