Файл: Геополитика номер 20.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1593

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

91

Центральная Азия

населения СНГ, распределенные по более чем десятку обособленных государств, 

будут выглядеть признанием в отказе от равноправного участия в мировом бытии.

Спасительным кругом в данной ситуации для всего постсоветского простран-

ства, на мой взгляд, является его объединение в новой формации — создание Ев-

разийской цивилизации — цивилизации развития, которая потребует, помимо 

новых экономических и инфраструктурных прорывных проектов, формирова-

ние новых образов и стилей их описания. Отсюда приоритетная роль в процессах 

евразийской интеграции культурного, гуманитарного, образовательного, научно-

технического и научно-академического сотрудничества.

Евразийская интеграционная революция начнется с новых песен, нового ис-

кусства, кинематографа, театра, нового языка развития, способного увлекать мо-

лодежь в романтику больших головокружительных проектов и новых форм сози-

дательного общения, потребует увидеть способность воображения как ведущую 

технологию евразийской интеграции.

Немаловажным является тот факт, что руководство страны пытается думать 

об это и делает, не совсем «твердые», но верные, шаги в этом направлении — 

успешное функционирование Таможенного Союза и Единого экономического 

пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федера-

ции, а так же планы на будущее экономическое объединение наших стран, тому в 

подтверждение прошлогоднее заявление в программной статье Владимира Пути-

на: «амбициозная задача: выйти на следующий, более высокий уровень интегра-

ции — к Евразийскому союзу».

Создание новой большой страны требует исторического творчества и являет-

ся исходно открытым и рисковым движением.

Одним из важнейших направлении на пути к новой большой стране безуслов-

но является интеграция со странами Центральной Азии при нацеленности на ин-

тенсивное сотрудничество с Узбекистаном, Афганистаном, Пакистаном, Ираном 

и в первую очередь с Таджикистаном. 

Евразийская интеграция на постсоветском пространстве должна осущест-

вляться на основе принципа совместного развития — соразвития — и сохране-

ния национальных суверенитетов, что требует от Российской Федерации пере-

хода к новой внешнеполитической доктрине — экспорта развития;

При этом опережающее развитие Таджикистана и реализация комплексной 

стратегии создания новоиндустриального «евразийского Льва» (по образцу 

юго-восточных «индустриальных тигров») позволит создать надёжный плац-

дарм интеграции в Центральной Евразии.

Таджикистан является для России модельным государством в Центральной 

Азии и на Новом Среднем Востоке — формирующемся макрорегионе.

Технологической основой соразвития является организация синхронной 

новой индустриализации в наших государствах, причём, в Таджикистане через 

Россия и Таджикистан в контексте евразийской интеграции


background image

92

Геополитика XX

опережающую электрификацию и проекты совместного развития в сфере элек-

троэнергетики, транспорта, агроиндустрии, новых индустрий, гуманитарного 

и культурного сотрудничества и создания к 2020 году порядка 100 тысяч новых 

элитных рабочих мест;

Новая индустриализация в Таджикистане потребует привлечения инвестици-

онного пула в размере 12 млрд. долларов на 20 лет — стратегического планирова-

ния и организации 4-х пятилеток совместного развития, а также создания Корпо-

рации развития Центральной Азии как специальной структуры для разработки 

и практической реализации проектов совместного развития с региональными 

штаб-квартирами в Душанбе и Москве, и осуществления профессионально-ква-

лификационной революции в Таджикистане через создание 3-х новых российско-

таджикских профессиональных колледжей в Таджикистане и целевой ежегодной 

подготовки в Российской Федерации по 5 тысяч граждан Таджикистана в системе 

начального и среднего профессионального образования.

В подтверждении вышесказанного следует отметить, что сентябрь был отме-

чен невероятной активностью общественности и политических структур в отно-

шении проблематики совместного развития Россия и Таджикистана, в частности 

в конце сентября в Душанбе состоялся «круглый стол» по теме «Таможенный 

союз и Таджикистан: новые перспективы интеграции». Интерес к этому «кру-

глому столу» был «подогрет» местными СМИ, публиковавшими информацию о 

том, что входящий в российскую делегацию председатель международного обще-

ственного Движения развития Юрий Крупнов презентует в Таджикистане план 

подъема экономики Таджикистана. «Планом Крупнова», как быстро окрестили 

в экспертном сообществе программу развития для Таджикистана, сравнивают с 

известным «Планом Маршала» для Западной Европы. Такое сравнение выража-

ет надежду на экономический успех или даже взаимную стратегическую победу 

для обеих сторон.

Спектр обсуждаемых на «круглом столе» вопросов был достаточно широ-

ким: от вопросов, касающихся вообще возможности вступления Таджикистана 

в Таможенный союз на данном этапе, до конкретных вопросов по перспективам 

совместного развития и актуальности «Плана Крупного» для Таджикистана.

«План Крупнова» состоит в том, что нужно забыть грезы о прошлом, о раз-

рушенном и ушедшем в небытие Советском Союзе и обратить внимание в бу-

дущее, то есть на создание Евразийского союза, который объединит огромные 

территории Евразийского материка на основе соразвития регионов. Нам пред-

стоят долгие годы сложных интеграционных процессов, и нам нужно обсуждать 

сегодня не абстрактные задачи, а работать в конкретных направлениях. К тому 

же, прагматичное сотрудничество России и Таджикистана, с первыми проростка-

ми результатов от предпринятых инициатив, создаст новые условия присутствия 

Крупнов Ю. В.


background image

93

Центральная Азия

России в Афганистане. Появится возможность альтернативного развития — вы-

теснение наркоэкономики и замена ее прогрессивным экономическим ростом. 

Безусловно, визит В.Путина не стал формальным мероприятием, и мы 

являемся свидетелями принятия важных решений, вместе с тем, России 

необходимо работать не в режиме тактики в вопросах евразийской интеграции, 

а в режиме стратегии. Нарастание от внешнеполитичсеких игроков новых 

вызовов — закономерно, но сегодня государствам постсоветского евразийского 

пространства необходимо выходить на новый уровень взаимодействия с 

такими игроками — не выступать в роли вечного челленджера, принимающего 

заданную модель поведения и правила игры, навязанные кем-то, а открыто 

противопоставлять свои решения, интересы и амбиции. Это и есть стратегия по-

евразийски.

Эксперты обсуждали важность осознания Москвой необходимости этого со-

трудничества и необходимости достаточной политической воли с обеих сторон.

Обычно, острой нехваткой политической воли у нас любят объяснять про-

вальные проекты, что, мол, проект был замечательный, но политической воли не 

хватило… «План Крупнова», по сути, доказательство обратного: инициатива и 

проекты, готовые работать на неполитической основе. 

Москва тоже не дремлет, и уже 3 октября состоялся «круглый стол» в РИА 

Новости на тему: «Таджикистан и Россия: проблемы и перспективы сотрудни-

чества в контексте евразийской интеграции». Здесь обсуждались вопросы воз-

можных масштабных инвестиций в целях подъема экономики Таджикистана, 

перспективах присоединения Таджикистана к Таможенному Союзу и будущему 

Евразийскому союзу. Кроме того, для Москвы оказались важными вопросы не-

легальной миграции из Таджикистана в Россию, проблема наркотрафика через 

таджикскую территорию из Афганистана, а также вопросы региональной без-

опасности, связанные с созданием в Афганистане и регионе сети военных баз 

после вывода основной части американских войск и контингента НАТО из Аф-

ганистана. 

Но самым громким событием осени в российско-таджикских отношенях, 

стал визит Президента Российской Федерации в Таджикистан, который 

состоялся 4-5 октября 2012 года. В рамках переговоров с Президентом 

республики Таджикистан  — Эмомали Рахмоном был подписан ряд соглашений, 

в частности в военной, энергетической и миграционной сфере, нацеленных 

на взаимовыгодное развитие сотрудничества двух стран. В целом, необходимо 

отметить, итог пребывания В.В. Путина в Таджикистане можно расценивать 

как положительный, основным достижением, которого является — продление 

пребывания 201-й российской военной базы в Таджикистане до 2042 года, 

«взамен» же Таджикистан подписал с российской стороной «Меморандум 

о намерениях по дальнейшему сотрудничеству в сфере миграции», согласно 

Россия и Таджикистан в контексте евразийской интеграции


background image

94

Геополитика XX

которому, продлен срок нахождения граждан Республики Таджикистан на 

территории Российской Федерации без регистрации с 7 до 15 дней, а срок 

действия разрешений на работу для таджикских граждан — с 1,5 до 3 лет. Кстати, 

на территории России сейчас находятся 1,13 миллиона рабочих из Таджикистана, 

а денежные переводы мигрантов в прошлом году составили около 3 миллиардов 

долларов, что составляет почти половину ВВП Таджикистана.

Кроме того необходимо отметить, что в рамках совместной деятельности двух 

стран по противодействию распространения наркотиков, Россия выделит вла-

стям Таджикистана 5 миллионов долларов: «Мы договорились, что Агентству по 

контролю за наркотиками при президенте Таджикистана будут выделены сред-

ства в объеме более 5 миллионов долларов США. Мы также будем помогать Тад-

жикистану в вопросах подготовки антинаркотических кадров на базе российских 

учебных заведений», — сказал Пути.

Необходимо отметить и тот факт, что Россия призвала Таджикистан вступить 

в Таможенный союз. Официальный Душанбе, хотя и признает свои выгоды от 

членства в ТС, пока однозначного ответа не дает. При этом Таджикистан ссыла-

ется на отсутствие со странами-членами ТС сухопутных границ и, похоже, ждет 

вступления в объединение соседней Киргизии.

Также обсуждались и подписаны соответствующие документы о поставке 

нефти и нефтепродуктов, о проработке вопроса сотрудничества двух стран в раз-

витии энергетики, в частности строительства ряд гидроэлектростанций средней 

и малой мощности на внутренних реках Таджикистана.

Сегодня вместе с Таджикистаном у России есть возможность продвижения 

евразийской интеграции и лечения того, что Владимир Путин назвал «крупней-

шей геополитической катастрофой ХХ века — крушение СССР». К тому же, 

прагматичное сотрудничество России и Таджикистана, с первыми проростками 

результатов от предпринятых инициатив, создаст новые условия присутствия 

России в Афганистане. Появится возможность альтернативного развития — вы-

теснение наркоэкономики и замена ее прогрессивным экономическим ростом. 

Крупнов Ю. В.


background image

95

Центральная Азия

Защита прав и свобод человека 

в условиях глобализации

Джалилов К. Д.

Современные международные концепции прав человека основываются на 

Всеобщей декларации прав человека и, если посмотреть на комплекс прав, закре-

пленных в декларации, то нетрудно убедиться в том, что в ее Преамбуле говорит-

ся об идеальном стандарте прав человека, к достижению которого должно стре-

миться любое сообщество. Таким идеальным стандартом могут стать ценности 

и правовые институты, обеспечивающие равенство перед законом, свобода мне-

ния, право на труд, право на демократические и политические процедуры и др. 

Стандарты прав и свобод человека, предусмотренные международным пра-

вом, заключаются в поощрение и развитие уважения к правам человека и основ-

ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или религии

1

, а не вме-

шательства и навязывании своего понимания отдельными политическими силами 

этих стандартов. 

В современном мире в развитии прав и свобод человека, существуют множе-

ство разнообразных концепций, одна из которых стала «глобализация». 

В процессе глобализации важным моментам, определяющим историческую 

ситуацию в Центральной Азии, является права и свободы человека, безопасность 

и различные уровни ее организации: существования и развития человека, соци-

альных групп, нации и народов, оценки политических и правовых режимов, соз-

дание и ликвидации тех или иных политических и правовых институтов. 

Соответственно этой исторической ситуации в защите прав человека необ-

ходимо производить подбор средств и методов осуществления власти и норми-

рования поведения членов общества и социальных групп, учитывая, что в каче-

стве основных универсальных принципов международного права прав человека 

заложены европоцентристские традиции, т. е. иудейско-христианская цивилиза-

ционная культура. Цивилизационная культура стран Востока, имеющих иранско-

исламские, индо-буддийские и китайско-конфуцианские традиции, практически 

не учтены и, по мнению российского востоковеда Л.С. Васильева, само понятие 

права человека по-разному трактуется в цивилизационных культурах и их «…не 

нужно втискивать в европоцентристские схемы»

2

Практически правовые принципы ирано-исламской, индо-буддийской и ки-

тайско-конфуцианской цивилизационной культуры не получили подобающее им 

1

   См. Конституция РТ ст. 17. МП ГПП ст.14 и ДПЧ ст. 2. 

2

   Васильев Л.С. История Востока: В 2 т., Т. 1. — М.: Высшая школа, 1998.