ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1645
Скачиваний: 3
91
Центральная Азия
населения СНГ, распределенные по более чем десятку обособленных государств,
будут выглядеть признанием в отказе от равноправного участия в мировом бытии.
Спасительным кругом в данной ситуации для всего постсоветского простран-
ства, на мой взгляд, является его объединение в новой формации — создание Ев-
разийской цивилизации — цивилизации развития, которая потребует, помимо
новых экономических и инфраструктурных прорывных проектов, формирова-
ние новых образов и стилей их описания. Отсюда приоритетная роль в процессах
евразийской интеграции культурного, гуманитарного, образовательного, научно-
технического и научно-академического сотрудничества.
Евразийская интеграционная революция начнется с новых песен, нового ис-
кусства, кинематографа, театра, нового языка развития, способного увлекать мо-
лодежь в романтику больших головокружительных проектов и новых форм сози-
дательного общения, потребует увидеть способность воображения как ведущую
технологию евразийской интеграции.
Немаловажным является тот факт, что руководство страны пытается думать
об это и делает, не совсем «твердые», но верные, шаги в этом направлении —
успешное функционирование Таможенного Союза и Единого экономического
пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федера-
ции, а так же планы на будущее экономическое объединение наших стран, тому в
подтверждение прошлогоднее заявление в программной статье Владимира Пути-
на: «амбициозная задача: выйти на следующий, более высокий уровень интегра-
ции — к Евразийскому союзу».
Создание новой большой страны требует исторического творчества и являет-
ся исходно открытым и рисковым движением.
Одним из важнейших направлении на пути к новой большой стране безуслов-
но является интеграция со странами Центральной Азии при нацеленности на ин-
тенсивное сотрудничество с Узбекистаном, Афганистаном, Пакистаном, Ираном
и в первую очередь с Таджикистаном.
Евразийская интеграция на постсоветском пространстве должна осущест-
вляться на основе принципа совместного развития — соразвития — и сохране-
ния национальных суверенитетов, что требует от Российской Федерации пере-
хода к новой внешнеполитической доктрине — экспорта развития;
При этом опережающее развитие Таджикистана и реализация комплексной
стратегии создания новоиндустриального «евразийского Льва» (по образцу
юго-восточных «индустриальных тигров») позволит создать надёжный плац-
дарм интеграции в Центральной Евразии.
Таджикистан является для России модельным государством в Центральной
Азии и на Новом Среднем Востоке — формирующемся макрорегионе.
Технологической основой соразвития является организация синхронной
новой индустриализации в наших государствах, причём, в Таджикистане через
Россия и Таджикистан в контексте евразийской интеграции
92
Геополитика XX
опережающую электрификацию и проекты совместного развития в сфере элек-
троэнергетики, транспорта, агроиндустрии, новых индустрий, гуманитарного
и культурного сотрудничества и создания к 2020 году порядка 100 тысяч новых
элитных рабочих мест;
Новая индустриализация в Таджикистане потребует привлечения инвестици-
онного пула в размере 12 млрд. долларов на 20 лет — стратегического планирова-
ния и организации 4-х пятилеток совместного развития, а также создания Корпо-
рации развития Центральной Азии как специальной структуры для разработки
и практической реализации проектов совместного развития с региональными
штаб-квартирами в Душанбе и Москве, и осуществления профессионально-ква-
лификационной революции в Таджикистане через создание 3-х новых российско-
таджикских профессиональных колледжей в Таджикистане и целевой ежегодной
подготовки в Российской Федерации по 5 тысяч граждан Таджикистана в системе
начального и среднего профессионального образования.
В подтверждении вышесказанного следует отметить, что сентябрь был отме-
чен невероятной активностью общественности и политических структур в отно-
шении проблематики совместного развития Россия и Таджикистана, в частности
в конце сентября в Душанбе состоялся «круглый стол» по теме «Таможенный
союз и Таджикистан: новые перспективы интеграции». Интерес к этому «кру-
глому столу» был «подогрет» местными СМИ, публиковавшими информацию о
том, что входящий в российскую делегацию председатель международного обще-
ственного Движения развития Юрий Крупнов презентует в Таджикистане план
подъема экономики Таджикистана. «Планом Крупнова», как быстро окрестили
в экспертном сообществе программу развития для Таджикистана, сравнивают с
известным «Планом Маршала» для Западной Европы. Такое сравнение выража-
ет надежду на экономический успех или даже взаимную стратегическую победу
для обеих сторон.
Спектр обсуждаемых на «круглом столе» вопросов был достаточно широ-
ким: от вопросов, касающихся вообще возможности вступления Таджикистана
в Таможенный союз на данном этапе, до конкретных вопросов по перспективам
совместного развития и актуальности «Плана Крупного» для Таджикистана.
«План Крупнова» состоит в том, что нужно забыть грезы о прошлом, о раз-
рушенном и ушедшем в небытие Советском Союзе и обратить внимание в бу-
дущее, то есть на создание Евразийского союза, который объединит огромные
территории Евразийского материка на основе соразвития регионов. Нам пред-
стоят долгие годы сложных интеграционных процессов, и нам нужно обсуждать
сегодня не абстрактные задачи, а работать в конкретных направлениях. К тому
же, прагматичное сотрудничество России и Таджикистана, с первыми проростка-
ми результатов от предпринятых инициатив, создаст новые условия присутствия
Крупнов Ю. В.
93
Центральная Азия
России в Афганистане. Появится возможность альтернативного развития — вы-
теснение наркоэкономики и замена ее прогрессивным экономическим ростом.
Безусловно, визит В.Путина не стал формальным мероприятием, и мы
являемся свидетелями принятия важных решений, вместе с тем, России
необходимо работать не в режиме тактики в вопросах евразийской интеграции,
а в режиме стратегии. Нарастание от внешнеполитичсеких игроков новых
вызовов — закономерно, но сегодня государствам постсоветского евразийского
пространства необходимо выходить на новый уровень взаимодействия с
такими игроками — не выступать в роли вечного челленджера, принимающего
заданную модель поведения и правила игры, навязанные кем-то, а открыто
противопоставлять свои решения, интересы и амбиции. Это и есть стратегия по-
евразийски.
Эксперты обсуждали важность осознания Москвой необходимости этого со-
трудничества и необходимости достаточной политической воли с обеих сторон.
Обычно, острой нехваткой политической воли у нас любят объяснять про-
вальные проекты, что, мол, проект был замечательный, но политической воли не
хватило… «План Крупнова», по сути, доказательство обратного: инициатива и
проекты, готовые работать на неполитической основе.
Москва тоже не дремлет, и уже 3 октября состоялся «круглый стол» в РИА
Новости на тему: «Таджикистан и Россия: проблемы и перспективы сотрудни-
чества в контексте евразийской интеграции». Здесь обсуждались вопросы воз-
можных масштабных инвестиций в целях подъема экономики Таджикистана,
перспективах присоединения Таджикистана к Таможенному Союзу и будущему
Евразийскому союзу. Кроме того, для Москвы оказались важными вопросы не-
легальной миграции из Таджикистана в Россию, проблема наркотрафика через
таджикскую территорию из Афганистана, а также вопросы региональной без-
опасности, связанные с созданием в Афганистане и регионе сети военных баз
после вывода основной части американских войск и контингента НАТО из Аф-
ганистана.
Но самым громким событием осени в российско-таджикских отношенях,
стал визит Президента Российской Федерации в Таджикистан, который
состоялся 4-5 октября 2012 года. В рамках переговоров с Президентом
республики Таджикистан — Эмомали Рахмоном был подписан ряд соглашений,
в частности в военной, энергетической и миграционной сфере, нацеленных
на взаимовыгодное развитие сотрудничества двух стран. В целом, необходимо
отметить, итог пребывания В.В. Путина в Таджикистане можно расценивать
как положительный, основным достижением, которого является — продление
пребывания 201-й российской военной базы в Таджикистане до 2042 года,
«взамен» же Таджикистан подписал с российской стороной «Меморандум
о намерениях по дальнейшему сотрудничеству в сфере миграции», согласно
Россия и Таджикистан в контексте евразийской интеграции
94
Геополитика XX
которому, продлен срок нахождения граждан Республики Таджикистан на
территории Российской Федерации без регистрации с 7 до 15 дней, а срок
действия разрешений на работу для таджикских граждан — с 1,5 до 3 лет. Кстати,
на территории России сейчас находятся 1,13 миллиона рабочих из Таджикистана,
а денежные переводы мигрантов в прошлом году составили около 3 миллиардов
долларов, что составляет почти половину ВВП Таджикистана.
Кроме того необходимо отметить, что в рамках совместной деятельности двух
стран по противодействию распространения наркотиков, Россия выделит вла-
стям Таджикистана 5 миллионов долларов: «Мы договорились, что Агентству по
контролю за наркотиками при президенте Таджикистана будут выделены сред-
ства в объеме более 5 миллионов долларов США. Мы также будем помогать Тад-
жикистану в вопросах подготовки антинаркотических кадров на базе российских
учебных заведений», — сказал Пути.
Необходимо отметить и тот факт, что Россия призвала Таджикистан вступить
в Таможенный союз. Официальный Душанбе, хотя и признает свои выгоды от
членства в ТС, пока однозначного ответа не дает. При этом Таджикистан ссыла-
ется на отсутствие со странами-членами ТС сухопутных границ и, похоже, ждет
вступления в объединение соседней Киргизии.
Также обсуждались и подписаны соответствующие документы о поставке
нефти и нефтепродуктов, о проработке вопроса сотрудничества двух стран в раз-
витии энергетики, в частности строительства ряд гидроэлектростанций средней
и малой мощности на внутренних реках Таджикистана.
Сегодня вместе с Таджикистаном у России есть возможность продвижения
евразийской интеграции и лечения того, что Владимир Путин назвал «крупней-
шей геополитической катастрофой ХХ века — крушение СССР». К тому же,
прагматичное сотрудничество России и Таджикистана, с первыми проростками
результатов от предпринятых инициатив, создаст новые условия присутствия
России в Афганистане. Появится возможность альтернативного развития — вы-
теснение наркоэкономики и замена ее прогрессивным экономическим ростом.
Крупнов Ю. В.
95
Центральная Азия
Защита прав и свобод человека
в условиях глобализации
Джалилов К. Д.
Современные международные концепции прав человека основываются на
Всеобщей декларации прав человека и, если посмотреть на комплекс прав, закре-
пленных в декларации, то нетрудно убедиться в том, что в ее Преамбуле говорит-
ся об идеальном стандарте прав человека, к достижению которого должно стре-
миться любое сообщество. Таким идеальным стандартом могут стать ценности
и правовые институты, обеспечивающие равенство перед законом, свобода мне-
ния, право на труд, право на демократические и политические процедуры и др.
Стандарты прав и свобод человека, предусмотренные международным пра-
вом, заключаются в поощрение и развитие уважения к правам человека и основ-
ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или религии
1
, а не вме-
шательства и навязывании своего понимания отдельными политическими силами
этих стандартов.
В современном мире в развитии прав и свобод человека, существуют множе-
ство разнообразных концепций, одна из которых стала «глобализация».
В процессе глобализации важным моментам, определяющим историческую
ситуацию в Центральной Азии, является права и свободы человека, безопасность
и различные уровни ее организации: существования и развития человека, соци-
альных групп, нации и народов, оценки политических и правовых режимов, соз-
дание и ликвидации тех или иных политических и правовых институтов.
Соответственно этой исторической ситуации в защите прав человека необ-
ходимо производить подбор средств и методов осуществления власти и норми-
рования поведения членов общества и социальных групп, учитывая, что в каче-
стве основных универсальных принципов международного права прав человека
заложены европоцентристские традиции, т. е. иудейско-христианская цивилиза-
ционная культура. Цивилизационная культура стран Востока, имеющих иранско-
исламские, индо-буддийские и китайско-конфуцианские традиции, практически
не учтены и, по мнению российского востоковеда Л.С. Васильева, само понятие
права человека по-разному трактуется в цивилизационных культурах и их «…не
нужно втискивать в европоцентристские схемы»
2
.
Практически правовые принципы ирано-исламской, индо-буддийской и ки-
тайско-конфуцианской цивилизационной культуры не получили подобающее им
1
См. Конституция РТ ст. 17. МП ГПП ст.14 и ДПЧ ст. 2.
2
Васильев Л.С. История Востока: В 2 т., Т. 1. — М.: Высшая школа, 1998.