ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1651
Скачиваний: 3
96
Геополитика XX
место развития в науке и международном праве. Поэтому серьёзное сравнитель-
ное исследование вопросов международного права прав человека и ирано-ислам-
ские, индо-буддийские и китайско-конфуцианские понимание прав и свобод че-
ловека становится всё более необходимой и актуальной задачей современности.
В связи с глобализацией социально-политических процессов уместно гово-
рить об идее прав человека присущей буддийской, иудейско-христианской и му-
сульманской цивилизационным культурам.
В частности, предвзятое отношение к мусульманскому праву Шариату -про-
образу современных конституции со стороны исследователей-международников,
негативно сказывается на объективности анализа и нередко искажается его суть,
что приводит к неверному пониманию роли и значения мусульманского права в
области прав человека. Шариат, как и любая конституция, является источником
права, связан с исторической обстановкой, которая может оказать влияния на
конкретные принципы и нормы законодательства.
В этом плане необходимо объективно сравнить концепции международного
и мусульманского прав. При сравнении, чтобы понять сущность мусульманско-
го права в его классическом и современном конституционном, т. е. понимании
мусульманского прав, нужно показать международное значение Шариата не с по-
зиции средневековья, а современности, учитывая, что права человека как новый
правовой феномен является малоисследованной отраслью международного пра-
ва.
Для глобализации, как и для терроризма, и демократии, на уровне междуна-
родного сообщества единого понятия и определения не существует, нет и еди-
ного мнения в их оценке. Именно отсутствия единого определения их понятий
и оценки в мировой политике, приводит к столкновению мнений, конфликту со-
циальных и политических интересов.
К сожалению, ни один исследователь или политик не говорит каким будет в
процессе глобализации защита прав и свобод человека, как индивидуум и лич-
ность в обществе и государстве, отстаивающие свои права и свободы, незави-
симость и суверенитет
1
, хотя известно, что глобализационные процессы отра-
жаются на демократизации и защиты прав и свобод человека, максимизируют
экономическое, научно-техническое и культурное взаимодействия разных стран,
независимо от их культурно-цивилизационной принадлежности, уровня разви-
тия и местоположения. Глобализационные процессы в основе своей связаны с на-
учно-техническим прогрессом, особенно с развитием средств массовой инфор-
мации и коммуникации, в которых в настоящее время главенствует Запад.
1
Более подробно см. Деятельность Специальных докладчиков ООН: 17 вопросов и ответов http://
ohchr.org/Documents/Publications/FactSheet27ru.pdf, а также Тематические механизмы ООН, 2002,
Международная амнистия. http://www1.umn.edu/humanrts/russian/commission/Runthemechanisms.
html
Джалилов К. Д.
97
Центральная Азия
Считается, что глобализация представляет собой возрастание роли внешних
факторов в воспроизводстве всех государств.
По большому счету, происходит становление единого взаимозависимого
мира, в котором факторы глобального права и порядка не только скрепляют пре-
жде разобщенные фрагменты, но и оказывают на них преобразующее влияние,
в результате чего глобализация приобретает собственную нормативно-правовую
логику, которая будет все больше влиять на внутреннее развитие сетевых правле-
ний, защищая интересы финансового капитала, а не государства.
В процессе глобализации важным элементом реализации прав и свобод чело-
века является нормальный или чрезвычайный правовой режим, вызванный теми
или иными событиями, обстоятельствами, явлениями в обществе.
Права человека в нормальном, не чрезвычайном правовом режиме выступа-
ют как одна из ценностей правовой системы государства и общества. Поэтому
права человека и демократия, как основной приоритет в условиях глобализации
не должны рассматриваться как общественные отношения, которые входят ис-
ключительно в компетенцию государства или гражданского общества. Ограниче-
ние прав и свобод человека в условиях возникновения чрезвычайного правового
режима, происходит временно на национальном, международном или уровне ми-
рового сообщества, границы сфер международного и внутригосударственного
права, публичного и частного права практически стираются, становятся все ме-
нее и менее четкими, что является следствием транснациональности всех связей,
взаимозависимости капитала и политической власти.
Не секрет, что приоритеты интересов и прав субъектов права и политики
разных уровней организаций, официально пропагандируются, поддерживаются,
охраняются и насаждаются разные социальные, нравственные, политические и
юридические ценности, политическими силами используются различные полити-
ческие средства управления, и организации, в правовой сфере реализуются спец-
ифические правовые режимы, разнообразные методы правового регулирования.
Исходя из этого, использование концепции глобализации защиты прав и
свобод человека, как это происходит в Ираке, Сирии, на Ближнем Востоке и в
странах Африки, в Центральной Азии по их аналогу в политических целях, при-
ведет к еще большему ущемлению прав и свобод человека, не только в регионе,
но во всем мире. Главное, что без учета интереса народов, процесс глобализации
в таком случае приведет к разрушению общечеловеческих и национальных цен-
ностей, к возникновению управляемых и неуправляемых хаосов.
В современном мире между глобализационными и интеграционными
процессами мировой экономики и мировых рынков, непосредственно
оказывающих влияние на права и свободы человека, существует тесная причинно-
следственная связь. Так, некоторые американские ученые рассматривают
глобализацию как некий всеобщий стандарт, изобретенный в конце XX века
Защита прав и свобод человека в условиях глобализации
98
Геополитика XX
США, и придерживаются мнения, что в процессе глобализации цены, зарплата,
продукты, услуги, потребности, процентные ставки, норма прибыли и т. д., в
мировом масштабе будут установлены по единому стандарту и образцу.
В настоящее время «стандарты» международного права по правам человека
в некоторых странах используется так называемым «международным сообще-
ством» как идеологическое средство расшатывания, и разрушения государствен-
но-правовой системы
1
.
Для Запада и финансового капитала глобализация права человека и демокра-
тия на международном и национальном уровне играют главную роль для дости-
жения цели, к которым другие народы должны либо присоединяться и приспоса-
бливаться, либо остаться ни с чем.
Идеология глобализации, как в свое время внушались идеи покорности, за-
гробная жизнь, светлое будущее — коммунизм и т. д., внушают псевдо либераль-
ные идеалы права человека, без учета ответственности и справедливости по отно-
шению к правам и свободам другого человека и народа. Идеология глобализация
в процессе реализации отрицает многие ценности прошлого, в частности патри-
отизм, понятие Родины, людям внушается, что любить Родину — это пережиток
прошлого, а экономической элите внушается глобальная идеология сопричастно-
сти их к мировой финансовой олигархии и мировой элите.
Глобализация человеку — субъекту политики и права, на первый взгляд, при-
дает обширные права и свободы, которые должны служить укреплению безопас-
ности общества и основ национального государства. Однако в процессе реализа-
ции глобализации и ужесточения конкуренции, являющейся в современном мире
основным двигателем экономического прогресса, личные интересы человека и
общественных групп не всегда будут совпадать с интересами финансового капи-
тала, не говоря об интересах национального государства в целом. Эта идеология
приведет к деградации национального самосознания и поможет местной элите
отказаться от национальных интересов и идей, якобы мешающих прогрессу и
развитию общества под давлением и насилием так называемого «международ-
ного сообщества» позволяя легко управлять деидеологизированным обществом.
Таджикистан, как часть Центральной Азии, тесно связан с глобализацион-
ными процессами, поэтому для обеспечения защиты прав и свобод субъектов и
объектов политики и права, в переходном периоде установил конституционные
требования к поведению человека и гражданина в обществе и взаимоотноше-
нию человека и государства, формирование и развития которых тесно связанно с
глобальными процессами в регионе. Однако, в настоящее время в этом процессе
происходит непонимание современной обстановки, связанной с приверженно-
1
Усенко, Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и
Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2. С. 21.Так же
CCPR/C/TJK/CO/4/Add.1.
Джалилов К. Д.
99
Центральная Азия
стью элиты к принципам советского строя, почитанием авторитета сильной лич-
ности. Названные факторы отражаются в политической системе, а слабая право-
вая грамотность основного населения и региональные проблемы представляют
довольно сложную картину современной обстановки региона и Таджикистана.
Республика Таджикистан с приобретением независимости стала членом всех
основных международных документов в области прав человека
1
, тем самым, взяв
на себя обязательства по их выполнению, осуществлению и регулированию по-
литической, экономической и социальной политики
2
.
В соответствии с Конституцией, законами и другими нормативными актами, с
учетом обстановки в стране, регионе и мире, при реализации политической, эко-
номической и социальной политики их регулирование осуществляется опираясь
на четко действующий механизм юридической ответственности
3
.
Конституция Республики Таджикистан закрепила, что Таджикистан является
демократической страной, следует принципу верховенства закона, а права чело-
века являются высшей ценностью, и определила, что международно-правовые
акты, признанные Таджикистаном являются составной частью правовой системы
республики, в случае несоответствия законов республики признанным междуна-
родно-правовым актам, применяются нормы международно-правовых актов
4
.
В конституционно-правовом плане Республика Таджикистан представляет
собой молодую в современном понимании, еще слабо развитую демократию с
присущим ей законодательством, в зарождении, формировании и развитии ко-
торого постоянно ощущается вмешательство зарубежных политических сил. По-
этому необходимо отметить, что права и свободы человека, хотя они не должны
заменить функции общества и государства, в настоящее время в процессе глоба-
лизации ставятся во главе процесса нынешней демократизации Таджикистана.
Таджикистан как активный субъект мирового сообщества является участни-
ком большого числа международных договоров и конвенций в области прав че-
ловека
5
, которые содержат перечень прав человека и основных свобод. Одновре-
менно с правами человека и основных свобод, существуют также обязательства
государства соблюдать эти права или воздерживаться от действий, каким-либо
образом нарушающие эти права, как в отношении своих граждан, так и иных лиц,
находящихся под юрисдикцией Таджикистана.
1
См. Таблицу
Участие в правозащитных договорах
о правах человека
2
Комеб Джалилов. Специфика национальной политики РТ в обеспечении прав человека в условиях
глобализации. Национальные правовые системы СНГ в условиях глобализации и региональной
интеграции. Материалы международной конференции. Душанбе «Эчод» 2007
3
Комеб Джалилов. Специфика национальной политики РТ в обеспечении прав человека в условиях
глобализации. Национальные правовые системы СНГ в условиях глобализации и региональной
интеграции. Материалы международной конференции. Душанбе «Эчод» 2007
4
Конституция РТ, ст.ст. 1, 5, 10 от 6 ноября 1994 года, изменения и дополнения внесены 26 сентября
1999 года и 22 июня 2003 года.
5
См. Таблицу ратификаций универсальных документов ООН о правах человека
Защита прав и свобод человека в условиях глобализации
100
Геополитика XX
Для обеспечения исполнения Таджикистаном своих обязательств по правам
человека используется международный мониторинг и система отчетов. Этот ме-
ханизм контроля и надзора состоит в том, что государства, подписавшие тот или
иной документ в области прав человека, периодически направляют доклады о вы-
полнении своих международных обязательств по тому или иному международно-
му договору и получают рекомендации от исполнительного комитета экспертов.
По состоянию на 2012 год Комиссия при Правительстве Республике Таджи-
кистан по обеспечению международных обязательств в области прав человека
направила в Комитеты ООН: Второй Периодический доклад о ходе реализации
Конвенции о правах ребенка, Второй Периодический доклад о реализации Кон-
венции против пыток и Первоначальный доклад о ходе реализации Международ-
ной конвенции о правах всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, планиро-
валось предоставить в договорные органы ООН Вторые Периодические доклады
о ходе реализации Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношение женщин и
Международного Пакта о гражданских и политических правах
1
.
К сожалению политиками, исследователями и защитниками прав человека и
демократии, происходящие в конкретной исторической обстановке в стране про-
цессы, чаще не учитываются.
Если взять события 90 годы ХХ века в Таджикистане. В этих событиях, не
учитывались и не учитываются региональные факторы, которые оказывали и
оказывают воздействия в управление и восстановление политической системы и
защиты прав и свобод человека в стране, возвращения престижа Таджикистана
на мировую арену. Не учитывается, также, то, что в тот период нужен был гра-
мотный и жесткий политик, которого, не было в управленческой элите Таджи-
кистана. Такой политик появился в период конфликта, им стал Эмомали Рахмон.
Лучшей альтернативы у Таджикистана в тот период не было, и в настоящее время
пока нет, хотя растут и работают в нашем обществе сотни перспективных мо-
лодых кадров. Некоторые Эмомали Рахмон упрекают в авторитаризме, однако
невозможно представить себе, к каким последствиям могла бы привести слабая
власть в Таджикистане в тот период. Именно усилия Эмомали Рахмона, направ-
ленные на достижение мирного процесса, усмирение конфликта любим путем,
восстановление разрушенной экономики, поиск путей выхода из дипломатиче-
ской и транспортной изоляции, сыграли важную роль и сделали Эмомали Рахмон
одним из влиятельных политиков в странах Содружества. Это не голословное
утверждение и восхваление. Об этом свидетельствуют многочисленные награды
Эмомали Рахмона, полученные им от лидеров зарубежных стран и в частности
1
См. Таблица 3. Периодичность представления докладов по отдельным договорам и Таблица 4.
Задолженность по предоставлению Таджикистаном докладов в договорные органы ООН
Джалилов К. Д.