Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 426

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 
 

 

воспитательную

 

деятельность

добиваться

 

слаженной

ритмичной

 

работы

 

подчиненных

проявлять

 

инициативу

 

и

 

творчество

сосредоточивая

 

внимание

 

на

 

главном

 – 

достижении

 

высоких

 

конечных

 

результатов

Особенности

 

организации

 

воспитания

 

прапорщиков

 

требуют

 

развития

 

у

 

них

 

определенных

 

военно

-

педагогических

 

качеств

В

 

их

 

числе

стремление

 

быть

 

ближе

 

к

 

людям

умение

 

расположить

 

их

 

к

 

себе

наблюдательность

внимательность

требовательность

педагогический

 

такт

 

и

 

др

Возглавляя

 

небольшие

 

подразделения

прапорщики

 

и

 

мичманы

 

всегда

 

на

 

виду

Все

что

 

ни

 

делает

 

каждый

 

из

 

них

быстро

 

становится

 

известно

 

под

-

чиненным

И

 

если

 

личный

 

состав

 

видит

 

своего

 

командира

 

искусным

 

в

 

воен

-

ном

 

деле

простым

 

и

 

доступным

 

в

 

общении

 

с

 

людьми

чутким

 

и

 

вниматель

-

ным

 

к

 

их

 

заботам

 

и

 

нуждам

честным

порядочным

требовательным

 

к

 

себе

то

 

проникают

 

к

 

нему

 

глубоким

 

уважением

 

и

 

искренней

 

любовью

И

 

наобо

-

рот

когда

 

такие

 

качества

 

отсутствуют

прапорщики

 

и

 

мичманы

 

становятся

 

"

героями

различных

 

анекдотов

 

и

 

афоризмов

Жизнь

боевая

 

учеба

 

и

 

служба

 

прапорщиков

 

и

 

мичманов

 

в

 

условиях

 

современного

 

этапа

 

развития

 

армии

 

и

 

флота

 

Российской

 

Федерации

 

требуют

 

новых

 

подходов

 

к

 

организации

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

ними

Это

 

обуслов

-

лено

необходимостью

 

активизации

 

воспитательного

 

воздействия

совершен

-

ствования

 

содержания

 

форм

 

и

 

методов

 

работы

 

с

 

людьми

Обновление

 

теоретического

 

содержания

 

воспитательной

 

работы

при

-

ведение

 

ее

 

в

 

соответствие

 

с

 

реальностями

 

жизни

 

являются

 

наиболее

 

актуаль

-

ными

 

направлениями

 

кадровой

 

политики

 

в

 

Вооруженных

 

Силах

В

 

формировании

 

личности

 

прапорщика

 

ведущая

 

роль

 

принадлежит

 

воспитанию

 

у

 

него

 

гражданской

 

ответственности

Гражданская

 

ответствен

-

ность

 – 

это

 

духовная

 

сила

которая

 

цементирует

 

моральные

 

качества

 

лично

-

сти

укрепляет

 

волю

помогает

 

выполнять

 

воинский

 

долг

К

 

другим

 

важным

 

качествам

 

относится

 

научное

 

мировоззрение

кото

-

рое

 

является

 

своего

 

рода

 

стержнем

 

высокой

 

гражданской

 

зрелости

 

прапор

-

щика

 

и

 

представляет

 

собой

 

синтез

 

научных

 

знаний

идейных

 

убеждений

 

и

 

готовности

 

действовать

 

согласно

 

им

 

на

 

практике

в

 

повседневной

 

жизни

В

 

сложном

 

процессе

 

формирования

 

личности

 

прапорщика

 

важно

 

обеспечить

 

единство

 

государственно

-

патриотического

воинского

нравст

-

венного

правового

экономического

эстетического

физического

экологиче

-

ского

 

и

 

других

 

направлений

 

воспитания


background image

17 
 

 

Важнейшее

 

условие

 

роста

 

эффективности

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

военнослужащими

 

данной

 

категории

 – 

улучшение

 

организации

 

и

 

повышение

 

действенности

 

общественно

-

государственной

 

подготовки

Существенным

 

моментом

 

в

 

воспитательной

 

работе

 

с

 

прапорщиками

 

и

 

мичманами

 

является

 

своевременное

оперативное

 

информирование

 

о

 

наибо

-

лее

 

значительных

 

событиях

 

внутренней

 

и

 

международной

 

жизни

разъясне

-

ние

 

политики

 

нашего

 

государства

освещение

 

решений

 

правительства

на

-

правленных

 

на

 

социально

-

экономическое

 

развитие

 

страны

укрепление

 

ее

 

обороноспособности

Во

 

многих

 

частях

 

активную

 

воспитательную

 

работу

 

среди

 

прапорщи

-

ков

 

ведут

 

командиры

 

и

 

их

 

заместители

Они

 

глубоко

 

вникают

 

в

 

деятельность

 

прапорщиков

в

 

их

 

материально

-

бытовые

 

и

 

культурные

 

запросы

В

 

практику

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

этим

 

многочисленным

 

отрядом

 

командных

 

кадров

 

вошли

 

собрания

 

по

 

вопросам

 

службы

соблюдения

 

морально

-

этических

 

норм

 

поведения

Подобные

 

собрания

 

дают

 

возможность

 

обмениваться

 

мнениями

опытом

обсуждать

 

актуальные

 

вопросы

Воспитание

 

прапорщиков

 

обеспечивается

 

системой

 

методов

Методы

 

– 

это

 

совокупность

 

приемов

 

и

 

средств

используемых

 

командирами

 

для

 

дос

-

тижения

 

определенных

 

воспитательных

 

целей

Средство

 – 

это

 

материальные

 

и

 

идеальные

 

объекты

которые

 

используют

 

командиры

 

в

 

своей

 

воспитатель

-

ной

 

работе

Прием

 – 

способ

 

применения

 

того

 

или

 

иного

 

средства

 

в

 

практике

 

воспитательной

 

работы

К

 

наиболее

 

целесообразным

 

методам

 

воспитания

 

прапорщиков

 

относятся

 

убеждение

поощрение

принуждение

упражнения

 

и

 

некоторые

 

другие

 (

пример

соревнование

критика

 

и

 

самокритика

 

и

 

т

.

д

.). 

Метод

 

убеждения

 

может

 

быть

 

реализован

 

с

 

помощью

 

различных

 

приемов

разъяснения

наставления

поучения

обсуждения

примера

поруче

-

ния

иронии

шутки

Метод

 

поощрения

 

предусматривает

 

использование

 

таких

 

приемов

как

 

похвала

одобрение

выражение

 

доверия

 

и

 

так

 

далее

Так

 

например

для

 

прапорщиков

прослуживших

 

пять

 

лет

 

и

 

более

причем

 

не

 

менее

 

одного

 

года

 

на

 

должностях

подлежащих

 

комплектованию

 

старшими

 

прапорщиками

 

и

 

старшими

 

мичманами

либо

 

офицерами

предусмотрено

 

присвоение

 

звания

 

старшего

 

прапорщика

 (

старшего

 

мичмана

). 

Это

 

звание

 

может

 

быть

 

присвое

-

но

 

прапорщикам

 

и

 

мичманам

 

в

 

следующих

 

случаях

за

 

высокие

 

морально

-

боевые

 

качества

проявленные

 

ими

 

при

 

защите

 

Отечества

независимо

 

от

 

срока

 

службы

 

и

 

занимаемой

 

должности

безупречную

 

службу

 

в

 

качестве

 

прапорщика

 

или

 

мичмана

 

в

 

течение

 

пятнадцати

 

лет

 

беспрерывно

независимо

 

от

 

занимаемой

 

должности


background image

18 
 

 

несение

 

боевого

 

дежурства

 

или

 

боевой

 

службы

 

в

 

соответствии

 

с

 

по

-

рядком

установленным

 

для

 

присвоения

 

воинского

 

звания

 

на

 

одну

 

ступень

 

выше

 

звания

предусмотренного

 

по

 

занимаемой

 

должности

Метод

 

принуждения

 - 

это

 

крайний

 

способ

 

воспитательного

 

влияния

 

на

 

подчиненного

Он

 

представляет

 

собой

 

систему

 

дисциплинарно

-

педагогического

 

воздействия

 

на

 

прапорщика

 

в

 

целях

 

изменения

 

его

 

поведе

-

ния

побуждения

 

к

 

добросовестному

 

выполнению

 

служебных

 

обязанностей

Основными

 

средствами

 

метода

 

принуждения

 

являются

категорическое

 

тре

-

бование

напоминание

 

об

 

обязанностях

 

военной

 

службы

предупреждение

 

о

 

возможном

 

привлечении

 

к

 

дисциплинарной

 

или

 

уголовной

 

ответственности

привлечение

 

к

 

дисциплинарной

 

ответственности

привлечение

 

к

 

уголовной

 

ответственности

Использовать

 

данные

 

средства

 

в

 

отношении

 

прапорщиков

 

нужно

 

крайне

 

осмотрительно

с

 

учетом

 

характера

 

проступка

обстоятельств

 

его

 

совершения

последствий

прежнего

 

поведения

 

виновного

 

и

 

других

 

осо

-

бенностей

Принуждение

 

следует

 

осуществлять

 

на

 

основе

 

признания

 

военно

-

служащим

 

того

что

 

он

 

совершил

 

проступок

осознания

 

им

 

своей

 

вины

инди

-

видуального

 

подхода

 

к

 

выбору

 

средств

 

принуждения

Военнослужащие

 

должны

 

знать

что

 

на

 

каждый

 

случай

 

нарушения

 

ими

 

норм

 

поведения

 

после

-

дует

 

неотвратимая

 

реакция

 

со

 

стороны

 

командира

Меры

 

принуждения

 

должны

 

осуществляться

 

своевременно

но

 

без

 

поспешности

 

и

 

необоснован

-

ности

недопустимы

 

грубость

 

и

 

унижение

 

личного

 

достоинства

 

военнослу

-

жащего

Необходимо

 

учитывать

 

мнение

 

воинского

 

коллектива

 

относительно

 

проступка

 

сослуживца

Командиру

 

важно

 

чередовать

 

методы

 

убеждения

 

и

 

принуждения

Пре

-

обладает

 

все

-

таки

 

убеждение

Ведь

 

силой

 

принуждения

 

невозможно

 

заста

-

вить

 

человека

 

быть

 

добрым

приветливым

честным

общительным

 

и

 

поря

-

дочным

Уважение

 

к

 

этим

 

качествам

 

закладывается

 

в

 

процессе

 

социализации

 

личности

которая

 

проходит

 

сначала

 

в

 

семье

затем

 

в

 

школе

на

 

улице

Долг

 

командира

 – 

скорректировать

 

стиль

 

поведения

 

прапорщика

 

в

 

коллективе

рассказать

 

об

 

опыте

 

работы

 

его

 

предшественников

о

 

важности

 

добросовест

-

ного

 

отношения

 

к

 

службе

Все

 

сделанное

 

ненавязчиво

 

и

 

вовремя

 

может

 

ока

-

зать

 

большое

 

воспитательное

 

воздействие

 

и

 

вызвать

 

стремление

 

к

 

нравствен

-

ному

 

самосовершенствованию

Необходимо

 

помнить

 

о

 

том

что

 

в

 

формировании

 

профессиональных

 

качеств

 

прапорщика

 

большую

 

роль

 

играет

 

и

 

метод

 

упражнения

Разумеет

-

ся

форма

 

реализации

 

отличается

 

от

 

использования

 

его

 

на

 

занятиях

 

по

 

коман

-

дирской

 

подготовке

где

 

можно

 

многократно

 

повторять

 

тот

 

или

 

иной

 

прием

Упражнение

 

в

 

воспитании

 

заключается

 

в

 

такой

 

организации

 

жизнедеятельно

-

сти

когда

 

сама

 

обстановка

 

заставляет

 

человека

 

поступать

 

в

 

соответствии

 

с

 

требованиями

 

закона

военной

 

присяги

приказов

 

и

 

инструкций

В

 

чистоте


background image

19 
 

 

уюте

при

 

внимательном

 

и

 

добром

 

отношении

 

окружающих

 

у

 

человека

 

ис

-

подволь

 

формируются

 

привычки

 

хорошего

 

поведения

В

 

условиях

 

армейской

 

службы

 

не

 

требуется

 

создание

 

искусственных

 

трудностей

 

и

 

экстремальных

 

ситуаций

 

для

 

проявления

 

качеств

 

личности

Воинская

 

служба

 

сама

 

состоит

 

из

 

беспрерывной

 

цепи

 

проверок

 

на

 

прочность

 

духа

 

и

 

морали

Помочь

 

в

 

этой

 

ситуации

 

развить

 

высокие

 

профессиональные

 

качества

 

и

 

избавиться

 

от

 

нега

-

тивных

 – 

долг

 

и

 

служебная

 

обязанность

 

всех

 

командиров

 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

И

 

СПЕЦИФИКА

 

ВОСПИТАНИЯ

  

РЯДОВЫХ

 

И

 

СЕРЖАНТОВ

 (

СТАРШИН

),  

ПРОХОДЯЩИХ

 

СЛУЖБУ

 

ПО

 

КОНТРАКТУ

 

 

Сегодня

 

объективно

 

выделяется

 

особая

 

категория

 

военнослужащих

 – 

военнослужащие

-

контрактники

Анализ

 

состояния

 

воспитательной

 

работы

 

в

 

частях

 

и

 

подразделениях

 

показывает

что

 

контрактник

 - 

это

 

не

 

тот

 

военно

-

служащий

 

по

 

призыву

с

 

которым

 

ранее

 

уже

 

проводилась

 

воспитательная

 

работа

Контрактник

 

требует

 

новых

 

подходов

 

в

 

процессе

 

воспитания

так

 

как

 

в

 

нем

 

много

 

проблем

 

и

 

трудностей

Одна

 

из

 

трудностей

осложняющих

 

процесс

 

воспитания

, - 

это

 

ограни

-

ченность

 

мотивов

 

материальными

 

рамками

 

и

 

недостаточность

 

других

 

стиму

-

лов

побуждающих

 

к

 

службе

 

по

 

контракту

Большая

 

часть

 

военнослужащих

-

контрактников

 

пришла

 

в

 

армию

 

в

 

связи

 

с

 

ростом

 

безработицы

 

и

 

нестабиль

-

ности

 

в

 

гражданской

 

сфере

 

деятельности

Это

 

определило

 

их

 

мотивацию

 

к

 

службе

которая

 

изменяется

 

в

 

сторону

 

повышения

 

материальных

 

запросов

В

 

связи

 

с

 

этим

 

появилось

 

много

 

различных

 

проблем

оптимизации

 

проведения

 

свободного

 

и

 

служебного

 

времени

воспитания

 

устойчивого

 

отрицательного

 

отношения

 

к

 

негативным

 

явлениям

 (

воровству

пьянству

наркомании

неяв

-

кам

 

на

 

службу

хулиганству

и

 

др

В

 

особую

 

группу

 

можно

 

выделить

 

проблемы

 

общения

 

и

 

взаимоотно

-

шений

 

различных

 

категорий

 

военнослужащих

особенно

военнослужащих

проходящих

 

службу

 

по

 

призыву

 

и

 

по

 

контракту

военнослужащих

-

контракт

-

ников

 

и

 

командиров

 

взводов

рот

 

и

 

вышестоящих

 

командиров

взаимоотно

-

шения

 

военнослужащих

-

контрактников

 

с

 

так

 

называемыми

 

не

 

армейскими

 

структурами

 (

социальными

 

органами

в

 

семье

в

 

кругу

 

друзей

 

и

 

т

.

д

.) 

К

 

положительным

 

чертам

 

контрактников

 

можно

 

отнести

 

то

что

 

это

 

люди

 

зрелые

имеющие

 

социальный

 

опыт

почти

 

все

 

со

 

средним

 

образовани

-

ем

в

 

большинстве

 

случаев

 

обеспечены

 

жильем

имеют

 

опыт

 

семейной

 

жизни

Среди

 

отрицательных

 

черт

 - 

односторонняя

 

мотивация

 

к

 

службе

 

по

 

контрак

-


background image

20 
 

 

ту

низкий

 

уровень

 

удовлетворенности

 

выбранной

 

профессией

неготовность

 

ограничить

 

себя

воспринять

 

жесткие

 

армейские

 

требования

неуверенность

 

в

 

своем

 

будущем

 

и

 

отсутствие

 

твердых

 

намерений

 

продолжать

 

профессио

-

нальную

 

службу

 

в

 

армии

недоверчивое

 

и

 

скептическое

 

отношение

 

к

 

своим

 

командирам

Все

 

это

 

существенно

 

повышает

 

требования

 

к

 

воспитательной

 

работе

заставляет

 

воспитателей

 

учитывать

 

специфику

 

данной

 

категории

 

во

-

еннослужащих

Качественная

 

организация

 

воспитания

 

требует

 

его

 

совер

-

шенствования

повышения

 

уровня

 

психолого

-

педагогической

 

и

 

методической

 

подготовки

 

офицеров

объединения

 

их

 

общих

 

усилий

 

в

 

процессе

 

воспитания

 

военнослужащих

-

контрактников

изучения

 

особенностей

 

этой

 

категории

 

во

-

еннослужащих

 

и

 

оптимизации

 

содержательно

-

структурной

 

стороны

 

процесса

 

их

 

профессионального

 

воспитания

обоснования

 

идеи

целей

 

и

 

задач

 

воспи

-

тания

разработки

 

методики

 

его

 

осуществления

 

Большинство

 

контрактников

 

считают

что

 

главнейшими

 

условиями

 

их

 

полной

 

отдачи

 

службе

 

являются

 

семейное

 

благополучие

уверенность

 

в

 

бу

-

дущем

обеспеченность

ощущение

 

социальной

 

значимости

 

своей

 

профессии

.  

Главная

 

цель

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

контрактниками

 - 

формирова

-

ние

 

такого

 

военнослужащего

который

 

соответствовал

 

бы

 

предъявляемым

 

требованиям

 

к

 

профессионалу

Этой

 

целью

 

определяются

 

задачи

стоящие

 

перед

 

системой

 

воспитания

1. 

Улучшение

 

качества

 

отбора

 

военнослужащих

 

для

 

службы

 

по

 

кон

-

тракту

совершенствование

 

управления

 

их

 

профессиональным

 

становлением

.  

  2. 

Выявление

 

и

 

развитие

 

профессионального

 

потенциала

 

военнослу

-

жащих

-

контрактников

реализация

 

их

 

способностей

 

в

 

профессиональной

 

дея

-

тельности

привитие

 

профессиональных

 

качеств

компетентности

ответст

-

венности

умения

 

ориентироваться

 

в

 

любой

 

сложной

 

обстановке

любовь

 

к

 

профессии

 

военного

энергичность

 

и

 

способность

 

использовать

 

все

 

возмож

-

ности

 

для

 

победы

преданность

 

своему

 

делу

 

и

 

Отечеству

верность

 

традици

-

ям

боевому

 

знамени

присяге

уверенность

 

в

 

своих

  

возможностях

возмож

-

ностях

 

командиров

 

и

 

сослуживцев

 

и

 

др

Многие

 

ученые

 

все

 

больше

 

подчер

-

кивают

 

значимость

 

приемов

которые

 

должны

 

сформировать

 

у

 

професси

-

оналов

 

веру

 

в

 

свои

 

возможности

возможности

 

своих

 

командиров

Эти

 

прие

-

мы

 

нейтрализуют

 

воздействия

снижающие

 

самоуважение

 

личности

но

 

ис

-

ключают

 

применение

 

наказаний

 

и

 

других

 

мер

 

коррекции

 

поведения

Эти

 

ме

-

ры

 

должны

 

адресоваться

 

частным

 

формам

 

поведения

 (

наказывать

 

поступок

а

 

не

 

военнослужащего

), 

использоваться

 

только

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

причина

 

неудач

 

заключается

 

в

 

лености

слабых

 

усилиях

 

военнослужащего

а

 

не

 

в

 

не

-

зависимых

 

от

 

его

 

воли

 

обстоятельствах

.  

3. 

Формирование

 

устойчивого

 

интереса

 

к

 

выбранной

 

профессии

что

-

бы

 

сделать

 

ее

 

делом

 

своей

 

жизни

Практика

 

показывает

что

 

устойчивый

 

ин

-