Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 426
Скачиваний: 1
16
воспитательную
деятельность
,
добиваться
слаженной
,
ритмичной
работы
подчиненных
,
проявлять
инициативу
и
творчество
,
сосредоточивая
внимание
на
главном
–
достижении
высоких
конечных
результатов
.
Особенности
организации
воспитания
прапорщиков
требуют
развития
у
них
определенных
военно
-
педагогических
качеств
.
В
их
числе
:
-
стремление
быть
ближе
к
людям
;
-
умение
расположить
их
к
себе
;
-
наблюдательность
;
-
внимательность
;
-
требовательность
;
-
педагогический
такт
и
др
.
Возглавляя
небольшие
подразделения
,
прапорщики
и
мичманы
всегда
на
виду
.
Все
,
что
ни
делает
каждый
из
них
,
быстро
становится
известно
под
-
чиненным
.
И
если
личный
состав
видит
своего
командира
искусным
в
воен
-
ном
деле
,
простым
и
доступным
в
общении
с
людьми
,
чутким
и
вниматель
-
ным
к
их
заботам
и
нуждам
,
честным
,
порядочным
,
требовательным
к
себе
,
то
проникают
к
нему
глубоким
уважением
и
искренней
любовью
.
И
наобо
-
рот
,
когда
такие
качества
отсутствуют
,
прапорщики
и
мичманы
становятся
"
героями
"
различных
анекдотов
и
афоризмов
.
Жизнь
,
боевая
учеба
и
служба
прапорщиков
и
мичманов
в
условиях
современного
этапа
развития
армии
и
флота
Российской
Федерации
требуют
новых
подходов
к
организации
воспитательной
работы
с
ними
.
Это
обуслов
-
лено
:
необходимостью
активизации
воспитательного
воздействия
;
совершен
-
ствования
содержания
форм
и
методов
работы
с
людьми
.
Обновление
теоретического
содержания
воспитательной
работы
,
при
-
ведение
ее
в
соответствие
с
реальностями
жизни
являются
наиболее
актуаль
-
ными
направлениями
кадровой
политики
в
Вооруженных
Силах
.
В
формировании
личности
прапорщика
ведущая
роль
принадлежит
воспитанию
у
него
гражданской
ответственности
.
Гражданская
ответствен
-
ность
–
это
духовная
сила
,
которая
цементирует
моральные
качества
лично
-
сти
,
укрепляет
волю
,
помогает
выполнять
воинский
долг
.
К
другим
важным
качествам
относится
научное
мировоззрение
,
кото
-
рое
является
своего
рода
стержнем
высокой
гражданской
зрелости
прапор
-
щика
и
представляет
собой
синтез
научных
знаний
,
идейных
убеждений
и
готовности
действовать
согласно
им
на
практике
,
в
повседневной
жизни
.
В
сложном
процессе
формирования
личности
прапорщика
важно
обеспечить
единство
государственно
-
патриотического
,
воинского
,
нравст
-
венного
,
правового
,
экономического
,
эстетического
,
физического
,
экологиче
-
ского
и
других
направлений
воспитания
.
17
Важнейшее
условие
роста
эффективности
воспитательной
работы
с
военнослужащими
данной
категории
–
улучшение
организации
и
повышение
действенности
общественно
-
государственной
подготовки
.
Существенным
моментом
в
воспитательной
работе
с
прапорщиками
и
мичманами
является
своевременное
,
оперативное
информирование
о
наибо
-
лее
значительных
событиях
внутренней
и
международной
жизни
,
разъясне
-
ние
политики
нашего
государства
,
освещение
решений
правительства
,
на
-
правленных
на
социально
-
экономическое
развитие
страны
,
укрепление
ее
обороноспособности
.
Во
многих
частях
активную
воспитательную
работу
среди
прапорщи
-
ков
ведут
командиры
и
их
заместители
.
Они
глубоко
вникают
в
деятельность
прапорщиков
,
в
их
материально
-
бытовые
и
культурные
запросы
.
В
практику
воспитательной
работы
с
этим
многочисленным
отрядом
командных
кадров
вошли
собрания
по
вопросам
службы
,
соблюдения
морально
-
этических
норм
поведения
.
Подобные
собрания
дают
возможность
обмениваться
мнениями
,
опытом
,
обсуждать
актуальные
вопросы
.
Воспитание
прапорщиков
обеспечивается
системой
методов
.
Методы
–
это
совокупность
приемов
и
средств
,
используемых
командирами
для
дос
-
тижения
определенных
воспитательных
целей
.
Средство
–
это
материальные
и
идеальные
объекты
,
которые
используют
командиры
в
своей
воспитатель
-
ной
работе
.
Прием
–
способ
применения
того
или
иного
средства
в
практике
воспитательной
работы
.
К
наиболее
целесообразным
методам
воспитания
прапорщиков
относятся
убеждение
,
поощрение
,
принуждение
,
упражнения
и
некоторые
другие
(
пример
,
соревнование
,
критика
и
самокритика
и
т
.
д
.).
Метод
убеждения
может
быть
реализован
с
помощью
различных
приемов
:
разъяснения
,
наставления
,
поучения
,
обсуждения
,
примера
,
поруче
-
ния
,
иронии
,
шутки
.
Метод
поощрения
предусматривает
использование
таких
приемов
,
как
похвала
,
одобрение
,
выражение
доверия
и
так
далее
.
Так
например
,
для
прапорщиков
,
прослуживших
пять
лет
и
более
,
причем
не
менее
одного
года
на
должностях
,
подлежащих
комплектованию
старшими
прапорщиками
и
старшими
мичманами
,
либо
офицерами
,
предусмотрено
присвоение
звания
старшего
прапорщика
(
старшего
мичмана
).
Это
звание
может
быть
присвое
-
но
прапорщикам
и
мичманам
в
следующих
случаях
:
-
за
высокие
морально
-
боевые
качества
,
проявленные
ими
при
защите
Отечества
,
независимо
от
срока
службы
и
занимаемой
должности
;
-
безупречную
службу
в
качестве
прапорщика
или
мичмана
в
течение
пятнадцати
лет
беспрерывно
,
независимо
от
занимаемой
должности
;
18
-
несение
боевого
дежурства
или
боевой
службы
в
соответствии
с
по
-
рядком
,
установленным
для
присвоения
воинского
звания
на
одну
ступень
выше
звания
,
предусмотренного
по
занимаемой
должности
.
Метод
принуждения
-
это
крайний
способ
воспитательного
влияния
на
подчиненного
.
Он
представляет
собой
систему
дисциплинарно
-
педагогического
воздействия
на
прапорщика
в
целях
изменения
его
поведе
-
ния
,
побуждения
к
добросовестному
выполнению
служебных
обязанностей
.
Основными
средствами
метода
принуждения
являются
:
категорическое
тре
-
бование
;
напоминание
об
обязанностях
военной
службы
;
предупреждение
о
возможном
привлечении
к
дисциплинарной
или
уголовной
ответственности
;
привлечение
к
дисциплинарной
ответственности
;
привлечение
к
уголовной
ответственности
.
Использовать
данные
средства
в
отношении
прапорщиков
нужно
крайне
осмотрительно
,
с
учетом
характера
проступка
,
обстоятельств
его
совершения
,
последствий
,
прежнего
поведения
виновного
и
других
осо
-
бенностей
.
Принуждение
следует
осуществлять
на
основе
признания
военно
-
служащим
того
,
что
он
совершил
проступок
,
осознания
им
своей
вины
,
инди
-
видуального
подхода
к
выбору
средств
принуждения
.
Военнослужащие
должны
знать
,
что
на
каждый
случай
нарушения
ими
норм
поведения
после
-
дует
неотвратимая
реакция
со
стороны
командира
.
Меры
принуждения
должны
осуществляться
своевременно
,
но
без
поспешности
и
необоснован
-
ности
;
недопустимы
грубость
и
унижение
личного
достоинства
военнослу
-
жащего
.
Необходимо
учитывать
мнение
воинского
коллектива
относительно
проступка
сослуживца
.
Командиру
важно
чередовать
методы
убеждения
и
принуждения
.
Пре
-
обладает
все
-
таки
убеждение
.
Ведь
силой
принуждения
невозможно
заста
-
вить
человека
быть
добрым
,
приветливым
,
честным
,
общительным
и
поря
-
дочным
.
Уважение
к
этим
качествам
закладывается
в
процессе
социализации
личности
,
которая
проходит
сначала
в
семье
,
затем
в
школе
,
на
улице
.
Долг
командира
–
скорректировать
стиль
поведения
прапорщика
в
коллективе
,
рассказать
об
опыте
работы
его
предшественников
,
о
важности
добросовест
-
ного
отношения
к
службе
.
Все
сделанное
ненавязчиво
и
вовремя
может
ока
-
зать
большое
воспитательное
воздействие
и
вызвать
стремление
к
нравствен
-
ному
самосовершенствованию
.
Необходимо
помнить
о
том
,
что
в
формировании
профессиональных
качеств
прапорщика
большую
роль
играет
и
метод
упражнения
.
Разумеет
-
ся
,
форма
реализации
отличается
от
использования
его
на
занятиях
по
коман
-
дирской
подготовке
,
где
можно
многократно
повторять
тот
или
иной
прием
.
Упражнение
в
воспитании
заключается
в
такой
организации
жизнедеятельно
-
сти
,
когда
сама
обстановка
заставляет
человека
поступать
в
соответствии
с
требованиями
закона
,
военной
присяги
,
приказов
и
инструкций
.
В
чистоте
,
19
уюте
,
при
внимательном
и
добром
отношении
окружающих
у
человека
ис
-
подволь
формируются
привычки
хорошего
поведения
.
В
условиях
армейской
службы
не
требуется
создание
искусственных
трудностей
и
экстремальных
ситуаций
для
проявления
качеств
личности
.
Воинская
служба
сама
состоит
из
беспрерывной
цепи
проверок
на
прочность
духа
и
морали
.
Помочь
в
этой
ситуации
развить
высокие
профессиональные
качества
и
избавиться
от
нега
-
тивных
–
долг
и
служебная
обязанность
всех
командиров
.
СОДЕРЖАНИЕ
И
СПЕЦИФИКА
ВОСПИТАНИЯ
РЯДОВЫХ
И
СЕРЖАНТОВ
(
СТАРШИН
),
ПРОХОДЯЩИХ
СЛУЖБУ
ПО
КОНТРАКТУ
Сегодня
объективно
выделяется
особая
категория
военнослужащих
–
военнослужащие
-
контрактники
.
Анализ
состояния
воспитательной
работы
в
частях
и
подразделениях
показывает
,
что
контрактник
-
это
не
тот
военно
-
служащий
по
призыву
,
с
которым
ранее
уже
проводилась
воспитательная
работа
.
Контрактник
требует
новых
подходов
в
процессе
воспитания
,
так
как
в
нем
много
проблем
и
трудностей
.
Одна
из
трудностей
,
осложняющих
процесс
воспитания
, -
это
ограни
-
ченность
мотивов
материальными
рамками
и
недостаточность
других
стиму
-
лов
,
побуждающих
к
службе
по
контракту
.
Большая
часть
военнослужащих
-
контрактников
пришла
в
армию
в
связи
с
ростом
безработицы
и
нестабиль
-
ности
в
гражданской
сфере
деятельности
.
Это
определило
их
мотивацию
к
службе
,
которая
изменяется
в
сторону
повышения
материальных
запросов
.
В
связи
с
этим
появилось
много
различных
проблем
:
оптимизации
проведения
свободного
и
служебного
времени
;
воспитания
устойчивого
отрицательного
отношения
к
негативным
явлениям
(
воровству
,
пьянству
,
наркомании
,
неяв
-
кам
на
службу
,
хулиганству
)
и
др
.
В
особую
группу
можно
выделить
проблемы
общения
и
взаимоотно
-
шений
различных
категорий
военнослужащих
,
особенно
:
военнослужащих
,
проходящих
службу
по
призыву
и
по
контракту
;
военнослужащих
-
контракт
-
ников
и
командиров
взводов
,
рот
и
вышестоящих
командиров
;
взаимоотно
-
шения
военнослужащих
-
контрактников
с
так
называемыми
не
армейскими
структурами
(
социальными
органами
,
в
семье
,
в
кругу
друзей
и
т
.
д
.)
К
положительным
чертам
контрактников
можно
отнести
то
,
что
это
люди
зрелые
,
имеющие
социальный
опыт
,
почти
все
со
средним
образовани
-
ем
,
в
большинстве
случаев
обеспечены
жильем
,
имеют
опыт
семейной
жизни
.
Среди
отрицательных
черт
-
односторонняя
мотивация
к
службе
по
контрак
-
20
ту
,
низкий
уровень
удовлетворенности
выбранной
профессией
,
неготовность
ограничить
себя
,
воспринять
жесткие
армейские
требования
,
неуверенность
в
своем
будущем
и
отсутствие
твердых
намерений
продолжать
профессио
-
нальную
службу
в
армии
,
недоверчивое
и
скептическое
отношение
к
своим
командирам
.
Все
это
существенно
повышает
требования
к
воспитательной
работе
,
заставляет
воспитателей
учитывать
специфику
данной
категории
во
-
еннослужащих
.
Качественная
организация
воспитания
требует
его
совер
-
шенствования
:
повышения
уровня
психолого
-
педагогической
и
методической
подготовки
офицеров
;
объединения
их
общих
усилий
в
процессе
воспитания
военнослужащих
-
контрактников
;
изучения
особенностей
этой
категории
во
-
еннослужащих
и
оптимизации
содержательно
-
структурной
стороны
процесса
их
профессионального
воспитания
;
обоснования
идеи
,
целей
и
задач
воспи
-
тания
;
разработки
методики
его
осуществления
.
Большинство
контрактников
считают
,
что
главнейшими
условиями
их
полной
отдачи
службе
являются
семейное
благополучие
,
уверенность
в
бу
-
дущем
,
обеспеченность
,
ощущение
социальной
значимости
своей
профессии
.
Главная
цель
воспитательной
работы
с
контрактниками
-
формирова
-
ние
такого
военнослужащего
,
который
соответствовал
бы
предъявляемым
требованиям
к
профессионалу
.
Этой
целью
определяются
задачи
,
стоящие
перед
системой
воспитания
:
1.
Улучшение
качества
отбора
военнослужащих
для
службы
по
кон
-
тракту
,
совершенствование
управления
их
профессиональным
становлением
.
2.
Выявление
и
развитие
профессионального
потенциала
военнослу
-
жащих
-
контрактников
,
реализация
их
способностей
в
профессиональной
дея
-
тельности
,
привитие
профессиональных
качеств
:
компетентности
,
ответст
-
венности
,
умения
ориентироваться
в
любой
сложной
обстановке
,
любовь
к
профессии
военного
,
энергичность
и
способность
использовать
все
возмож
-
ности
для
победы
,
преданность
своему
делу
и
Отечеству
,
верность
традици
-
ям
,
боевому
знамени
,
присяге
,
уверенность
в
своих
возможностях
,
возмож
-
ностях
командиров
и
сослуживцев
и
др
.
Многие
ученые
все
больше
подчер
-
кивают
значимость
приемов
,
которые
должны
сформировать
у
професси
-
оналов
веру
в
свои
возможности
,
возможности
своих
командиров
.
Эти
прие
-
мы
нейтрализуют
воздействия
,
снижающие
самоуважение
личности
,
но
ис
-
ключают
применение
наказаний
и
других
мер
коррекции
поведения
.
Эти
ме
-
ры
должны
адресоваться
частным
формам
поведения
(
наказывать
поступок
,
а
не
военнослужащего
),
использоваться
только
в
тех
случаях
,
когда
причина
неудач
заключается
в
лености
,
слабых
усилиях
военнослужащего
,
а
не
в
не
-
зависимых
от
его
воли
обстоятельствах
.
3.
Формирование
устойчивого
интереса
к
выбранной
профессии
,
что
-
бы
сделать
ее
делом
своей
жизни
.
Практика
показывает
,
что
устойчивый
ин
-