Файл: Экономическая теория.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 2233

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ

3. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ДВИЖЕНИЕ

4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

7. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЗАКОНЫ. МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ

9. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ

10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ

11. ДЕНЬГИ КАК КАТЕГОРИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ТЕОРИИ ДЕНЕГ

12.ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

13.ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕГ

14. РЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ

15. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

П 17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

19. МИКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЗАКОН СПРОСА, КРИВАЯ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ

22. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

23. ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК

24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ

27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

28. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

29. КАПИТАЛ: РАЗЛИЧИЕ ТРАКТОВОК И ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА

35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)

36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

38. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

39. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ

40. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО: БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД, МЕТОД СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

41. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

43. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ГО ГРАФИК. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

44. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ И СБЕРЕЖЕНИЮ

45. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ИНВЕСТИЦИЙ

46. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

48. ТРУД КАК РЕСУРС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРИИ ТРУДА

49. РЫНОК ТРУДА: ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА

РЫНОК ТРУДА - ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, НОРМ И ИНСТИТУТОВ, ОБЕСПЕ­ЧИВАЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА.

50. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

51. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В МОНЕТАРИСТСКОМ И КЕЙНСИАНСКОМ ПОДХОДАХ

52. КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ

53. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга, которая предполагает их отбор и допущение к торгам. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на «уличном» рынке. 55. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

59. МЕГАЭКОНОМИКА: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

60. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ

Кроме сферы производства обществу необходима совокупность действий, обеспечивающих доведение товара до потребителя.

ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННАЯ С ДВИЖЕНИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К ПОТРЕБИТЕЛЯМ, НАЗЫВАЕТСЯ СФЕРОЙ ОБРАЩЕ­НИЯ.

В сфере обращения продукт переходит из рук продавца в руки покупателя, т. е. меняет собственника.

Посредником, или агентом, товарно-денежных отношений, возникающих между первичным собственником товара, прода­ющим его, и вторичным собственником, покупающим товар, яв­ляется ТОРГОВЛЯ.

ТОРГОВЛЯ - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО ОСУ­ЩЕСТВЛЕНИЮ ТОВАРНОГО ОБМЕНА И АКТА КУПЛИ-ПРОДАЖИ.

Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации товара. Данное обстоятельство дает основание причислить эту деятельность к услуге.

В отечественной экономической науке принято делить торго­вые услуги на основные и дополнительные.

К основным (чистым) торговым услугам относится деятельность, связанная с реализацией товаров, рекламой, изучением покупа­тельского спроса, демонстрацией товара на ярмарках, аукционах и т. п. К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связан­ные с продолжением процесса производства в сфере обращения: транспортировка, сортировка, хранение и упаковка товара.

Для осуществления торговой деятельности необходим капитал. Его первоначальной формой стал купеческий капитал, который возник в период третьего крупного общественного разделения труда, когда торговля выделилась в самостоятельный род деятель­ности.

В дальнейшем на смену купеческому пришел торговый ка­питал.

ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ - ЭТО КАПИТАЛ, ФУНКЦИОНИ­РУЮЩИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ И ОБОСОБИВШИЙСЯ ОТ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛА.

На начальном этапе промышленники сами занимались реали­зацией своих товаров, что требовало с их стороны дополнительных затрат на создание торговой сети и изучение рынка. Постепенно эти функции перешли к торговым предприятиям, в результате чего торговый капитал стал самостоятельным, обособившись от промышленного. Этот процесс оказался обоюдовыгодным: про­мышленник экономит время и деньги, а торговец получает тор­говую прибыль, возникающую как разница между ценой покупки и ценой продажи.

Характерной особенностью нынешнего этапа является про­цесс, когда крупные компании с целью контроля за реализацией опять берут в свои руки продажу своей продукции, создавая соб­ственную сбытовую сеть.

Торговля характеризуется не только тем, что она продает, но и тем, как продает.

В зависимости от методов организации различают:

  • продажу за наличные деньги;

  • продажу за безналичные деньги. В этом случае за покупате­ля расплачивается банк, становясь тем самым необходимым элементом рыночной инфраструктуры;

  • продажу товаров в кредит;

  • продажу товаров под залог имущества покупателя;

  • товарообменную продажу (бартер).


По признаку объема продаж выделяют оптовую и розничную торговлю. Они различаются также ценами: при продаже товаров оптом цены ниже, чем при продаже в розницу.ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННУЮ НА ПО­ЛУЧЕНИЕ ДОХОДА ЗА СЧЕТ ВЫГОДНОЙ ДЛЯ ПРОДАВЦА ПРОДАЖИ ТОВАРА, НАЗЫВАЮТ КОММЕРЦИЕЙ.

Сердцевину коммерции составляют торговые операции по купле и последующей продаже, т. е. перепродаже товаров. Для успешной коммерции необходимо соблюдение двух главных условий:

покупная цена товара должна быть существенно ниже цены,
по которой можно продать товар на рынке;

платежеспособный спрос на данный вид товара должен быть
достаточным для того, чтобы продать весь закупаемый товар
по цене, превышающей цену его приобретения.
Торговля осуществляется в магазинах, на аукционах и ярмарках.

Магазин (от фр. magazin — хранилище, склад, амбар) — поме­щение для хранения и продажи товара.

В магазинах, как правило, проводится розничная торговля. В розничной торговле соседствуют крупные торговые монополии с наличием большого числа мелких торговцев.

Первые владеют универсальными и специализированными магазинами, супермаркетами, торговыми центрами и т. п.

Вторые — ларьками, палатками, лавками и т. п.

Производство однородных товаров позволяет вести оптовую торговлю по образцам на аукционах и ярмарках.

Аукцион (от лат. auctioпубличные торги) — это продажа товаров на условиях состязательности между покупателями. По­бедителем аукциона, получающим право приобретения товара, является покупатель, предложивший более высокую цену. Наряду с внутренними проводятся и международные аукционы: пушной — в Санкт-Петербурге, по продаже племенных лошадей — в Москве, по продаже предметов искусства фирмы «Сотби» — в Лондоне и др.

Ярмарки (от нем. Jahrmarkt — ежегодный рынок) — это регу­лярно, периодически организуемый рынок, который функциони­рует в определенном месте в установленное время.

Ярмарки возникли в средневековой Европе и первоначально в целях безопасности проводились у стен крепостей и монастырей. Они являлись основной формой торговли.

По мере развития регулярной торговой сети (конец XIX — на­чало XX в.) роль ярмарок снизилась и изменились их функции. Ярмарки превратились в регулярные коммерческие выставки, демонстрирующие предлагаемую для продажи продукцию.

Различают отраслевые, универсальные, региональные и меж­дународные ярмарки. Проведение ярмарок сочетается с органи­зацией научно-технических конференций и симпозиумов. На­иболее крупные ежегодные международные ярмарки проводятся в Париже, Милане, Торонто, Иокогаме, Лейпциге, Вене и других городах.

Знаменитыми российскими ярмарками были:

  • Нижегородская, проводившаяся с 1 августа по 15 сентября;

  • Киевская — с 22 февраля по 15 марта;

  • Бакинская — с 20 мая по 5 июня;

  • Тюменская — с 18 июня по 1 августа и др.


В настоящее время некоторые из них возрождаются.

П


17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Биржа (от лат. bursaкошелек) как форма организации, контроля и регулирования рынка известна с XVI в. Первой в мире считается основанная в 1531 г. в Антверпене биржа, на здании которой была надпись: «Для торговых людей всех народов и языков».

В России первая биржа была создана Петром I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. К1917 г. число российских бирж достигало 114. После 1917 г. биржевое дело угасло. В период нэпа, в начале 1920-х гг., оно возродилось, но в конце 20-х биржи были ликвидированы и только в настоящее время начали возрождаться.

БИРЖА - ЭТО РЫНОК ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ СТАН­ДАРТНЫМИ ТОВАРАМИ ИЛИ РЫНОК ОПЕРАЦИЙ ПО КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ВАЛЮТЫ, ЦЕННЫХ БУМАГ И РАБО­ЧЕЙ СИЛЫ.

В зависимости от предмета торгов различают товарные, фон­довые (валютные) биржи и биржи труда.

ТОВАРНЫЕ БИРЖИ — это организованный рынок матери­альных, вещественных объектов: сырья, оборудования, зерна, ме­талла и т. д. Такие биржи называют специализированными. Биржи, на которых представлены разнообразные товары, называются универсальными.

Биржа не является местом непосредственной купли-продажи, на ней лишь заключаются торговые сделки, контракты и на основе спроса и предложения формируются цены.

ФОНДОВЫЕ БИРЖИ — это рынок ценных бумаг, главным образом облигаций, на котором заключаются сделки об их купле-продаже с установлением цены. Торговля ценными бумагами ведется по принципу аукционной продажи, когда ценные бумаги приобретает тот, кто предложил наибольшую цену.

НА ВАЛЮТНОЙ БИРЖЕ происходит торговля крупными партиями валюты. Валютные биржи могут входить в состав фон­довых.

На фондовых биржах устанавливается рыночная цена, т. е. бир­жевой курс (котировка) ценных бумаг, определяемый отношением рыночной цены к номинальной стоимости акции, облигации.

БИРЖИ ТРУДА специализируются на организации процессов купли-продажи рабочей силы как специфического товара. Они выступают посредником между нанимателями и нанимающимися. Их функции: учет безработных и вакансий на предприятиях, ока­зание материальной помощи безработным, организация перепод­готовки и повышения квалификации работников.

Биржи организуются в формах государственных и частных, но чаще всего биржа — это акционерное общество. Доход биржи образуется за счет процента от стоимости продаж товаров, валюты, ценных бумаг, дохода от продажи брокерских мест и учредитель­ских взносов.

В биржевой практике различают несколько типов сделок.

  • Форвардная сделка — это сделка с реальным товаром, когда продавец должен иметь товар в наличии и предъявить его к поставке в срок, обозначенный в контракте.

  • Фьючерсная сделка — это сделка с товарами, которых в момент заключения сделок в наличии нет. Фактически покупается не товар, а право на товар.

  • Опцион — это получаемое за плату (премию) право на при­обретение товара или ценных бумаг по установленной цене. Эти права могут перепродаваться, что дает их держателям воз­можность получать спекулятивный доход при продаже прав в то время, когда цены на обусловленные товары или ценные бумаги повысились. Хеджирование (от англ. hedge — ограждать, страховать) пре­
    следует цель обеспечить страхование от возможных потерь
    из-за резкого колебания цен. Сущность хеджирования состоит
    в том, что одновременно заключаются две сделки: сделка на
    немедленную поставку товара и контрсделка на продажу та­
    кой же партии товара через определенный срок. Цель состоит
    в том, чтобы компенсировать возможные потери от повышения
    цены при продаже товаров с немедленной поставкой за счет
    покупки на указанный срок. И, наоборот, продажа товара на
    срок компенсирует потери от понижения цены при покупке
    товара на условиях немедленной поставки.


Основными действующими лицами на бирже являются: бро­кер, маклер, дилер, «бык», «медведь».

  • Брокер (от англ. broker — комиссионер) — посредник между продавцами и покупателями, выступающий от имени и по поручению своих клиентов и представляющий их интересы. Брокеры имеют право осуществлять за счет своих клиентов все виды сделок: форвардные, фьючерсные, опцион и хеджи­рование. В роли брокеров могут выступать отдельные лица, брокерские конторы и даже целые брокерские фирмы.

  • Маклер (нем. Mahler) — это участник биржевых торгов, фик­сирующий заключение сделок между членами биржи и получа­ющий за это от них вознаграждение — куртаж. Часто маклеры являются служащими той биржи, на которой они опосред­ствуют заключение сделок.

  • Дилер (англ. dealer) — физическое или юридическое лицо, торгующее товарами или ценными бумагами от своего имени и за свой счет. Прибыль дилера складывается из разницы между ценой покупки и ценой перепродажи.

  • «Бык» — это участник торгов, играющий на повышении цен товаров: скупает товар в данный момент в расчете позднее продать его по более высокой цене.

«Медведь» — участник торгов, играющий на понижении цен,
создающий искусственное превышение предложения ценных бумаг над их спросом, в результате чего цены на них падают. Биржа во всех ее формах, с одной стороны, входит в инфра­структуру рыночной экономики, с другой — является самостоя­тельной формой предпринимательства.

ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К БАНКУ.

Первые банки появились на древнем Востоке (VIIVI вв. до н.э.). Дальнейшее развитие банковское дело получило в антич­ную, а затем средневековую эпоху.

Первый банк современного типа — Банк св. Георгия в Генуе — появился в начале XV в.

В этот период банки становятся особым видом частной пред­принимательской деятельности и осуществляют мобилизацию и распределение ссудных капиталов. Они выступают как финан­совые посредники, соединяющие интересы кредиторов и заем­щиков.

Банки первоначально выполняли четыре основные функции:

  1. посредничество в кредите;

  2. посредничество в платежах;

  3. мобилизация сбережений и денежных доходов и их после­дующее размещение;

  4. создание средств обращения (банкнот, чеков и др.).

В современном мире самой распространенной формой бан­ковского предпринимательства является коммерческий банк.

Среди операций коммерческого банка выделяются кредитные.

Кредитные операции подразделяются на активные и пассив­ные.

Пассивные операции заключаются в мобилизации денежных сбережений и доходов, за них банк платит проценты вкладчикам.

Активные — в предоставлении кредита, за них банк получает проценты.

Наибольшей статьей пассивов являются вклады (депозиты). Эти вклады делятся на две категории: срочные и до востребо­вания.

Срочные вклады — это депозиты на заранее установленный срок (месяц, 6 месяцев, год и т. д.). Проценты по срочным вкладам обычно выше, чем по вкладам до востребования.


Вклады до востребования делятся, в свою очередь, на бессроч­ные и текущие.

Из аккумулированных средств банк должен формировать ре­зервы, т. е. наличные активы, чтобы выдать деньги по первому требованию вкладчиков. Банки заинтересованы в срочных вкла­дах, которыми можно свободно оперировать в пределах срока вклада. Банковская система включает в себя следующие виды бан­ков: коммерческий, эмиссионный, универсальный, специализи­рованный, сберегательный, инвестиционный, внешнеторговый, венчурный, ипотечный.