Файл: Экономическая теория.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 2241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ

3. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОСТЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЦЕССА ТРУДА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО ДВИЖЕНИЕ

4. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЕЗГРАНИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ

5. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

7. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ЗАКОНЫ. МЕТОДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ, ТИПЫ

9. ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ТИПЫ

10.ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ СВОЙСТВ ТОВАРА И СТОИМОСТИ

11. ДЕНЬГИ КАК КАТЕГОРИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ТЕОРИИ ДЕНЕГ

12.ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

13.ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА: СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕНЕГ

14. РЫНОК: УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ

15. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

П 17. БИРЖА И БАНК - ЗВЕНЬЯ РЫНКА: НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

19. МИКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЗАКОН СПРОСА, КРИВАЯ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

20. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОВАРА И ЕГО КРИВАЯ. ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

21. ЦЕНА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИИ ЦЕНЫ

22. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

23. ИЗДЕРЖКИ, ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ. ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК

24. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

25. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

26. ФИРМА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИИ ФИРМЫ

27. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКАХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

28. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ

29. КАПИТАЛ: РАЗЛИЧИЕ ТРАКТОВОК И ФУНКЦИЙ. ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА

35. ЭК0Н0МИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА (АПК, ВПК И ДР.)

36. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ

37. МАКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА НА УРОВНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

38. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

39. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И МЕТОДЫ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ

40. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО: БАЛАНСОВЫЙ МЕТОД, МЕТОД СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

41. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЕГО ТИПЫ, ТЕМПЫ И МОДЕЛИ. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

43. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ГО ГРАФИК. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

44. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАЗЛИЧИЯ. ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ И СБЕРЕЖЕНИЮ

45. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ИНВЕСТИЦИЙ

46. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЦИКЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

48. ТРУД КАК РЕСУРС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРИИ ТРУДА

49. РЫНОК ТРУДА: ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. КРИВЫЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТРУДА

РЫНОК ТРУДА - ЭТО СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, НОРМ И ИНСТИТУТОВ, ОБЕСПЕ­ЧИВАЮЩИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА.

50. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

51. ДЕНЕЖНАЯ МАССА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В МОНЕТАРИСТСКОМ И КЕЙНСИАНСКОМ ПОДХОДАХ

52. КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ

53. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга, которая предполагает их отбор и допущение к торгам. Ценные бумаги, не внесенные в листинг, продаются на «уличном» рынке. 55. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ

56. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

57. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА

58. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

59. МЕГАЭКОНОМИКА: ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

60. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭВОЛЮЦИЯ

18. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Главной особенностью рыночной экономики является свобода вы­бора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель — в приобретении товара, работник — в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

КОНКУРЕНЦИЯ (ОТ ЛАТ. CONCURRERE - СТАЛКИ­ВАТЬСЯ) - ЭТО СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ УЧАСТНИ­КАМИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗА ЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА, КУПЛИ И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ.

Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными това­рами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой и неценовой.

Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, ко­торые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техни­ческому превосходству.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной кон­куренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга мно­гочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влия­ет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей услов­ности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.

Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т. е, монополий.

Монополия (греч. monos — один, polioпродаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ - ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНО­ПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.

Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют следующие организационные ФОРМЫ:


Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой про­дукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат — объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест — монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн — монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат — объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производствен­ной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы. Особое внимание следует обратить на естественные моно­полии.

Естественная монополия — это такая ситуация, при которой экономия от масштаба (например, сеть железных дорог или энер­гетическое хозяйство страны) столь значительна, что минимум затрат достигается только тогда, когда весь выпуск отрасли сосре­доточен в руках одного производителя. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному пред­приятию удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться.

Возникновение монополий делает конкуренцию несовершен­ной (рынок несовершенной конкуренции).

ПОД НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОНИМА­ЕТСЯ РЫНОК, НА КОТОРОМ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕН-

' ЦИИ.

Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: мо­нополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической конкуренции на рынке продолжает
оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но воз­никает новое явление — дифференциация продукта, т. е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое ка­чество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т. п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцирован­ного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-моно­полистов достаточно много и каждая из них имеет ограничен­ный контроль над рыночной ценой в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

2. Олигополистическая конкуренция представлена таким
рынком, на котором доминирует несколько фирм (греч. oligos — немногий, poleoпродать). Для нее характерно наличие либо однородной либо дифференцированной продукции, а главная
черта — установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.


3. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конку­рентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничива­ется только платежеспособным спросом.

Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).

РОЛЬ МОНОПОЛИИ в экономике двойственна.

Положительная сторона в том, что продукция монополисти­ческих компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.

Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, гос­подствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монополь­но высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая это, государство старается противостоять монопо­лизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равнове­сия между конкуренцией и монополией.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США в 1880 г. Современное антимонопольное законодатель­ство имеет два направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.

В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако Закон несовершенен и используется он недо­статочно

19. МИКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЗАКОН СПРОСА, КРИВАЯ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

МИКРОЭКОНОМИКА (ГРЕЧ. MICRO - МАЛЫЙ) - ЭТО ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ИЗУЧАЮЩАЯ ЭКО­НОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА УРОВНЕ ОТДЕЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.

Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) важной категорией является ЦЕНА.

Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой личный ин­терес.

Поэтому центральной проблемой микроэкономики является ана­лиз факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.

Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем цено­образования на уровне первичного звена является Альфред Мар­шалл (1842-1924), который по праву считается основоположником микроэкономики.

Согласно его концепции, главными ценообразующими фак­торами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал и др.

Исследованию каждого из этих факторов посвящена соответ­ствующая часть микроэкономики:


  • в первой рассматриваются закономерности формирования спроса на товар и те факторы, которые его определяют, в том числе полезность',

  • во второй анализируется предложение, в том числе издержки производства',

  • в третьей исследуется соотношение спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции;

  • в четвертой изучаются проблемы ценообразования факторов производства (труд, земля, капитал).

Итак, микроэкономика начинается с изучения спроса и пред­ложения. ОБРАТИМСЯ К СПРОСУ.

Спрос — это одна из сторон процесса рыночного ценообра­зования.

СПРОСОМ НАЗЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КО­ТОРОЕ БУДЕТ КУПЛЕНО ЗА ПРИЕМЛЕМУЮ ЦЕНУ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ. СПРОС, ОБЕСПЕЧЕННЫЙ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОКУ­ПАТЕЛЯ, НАЗЫВАЕТСЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫМ.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых явля­ется цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос и наоборот.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКОНОМ СПРОСА.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса dlt где Р (price) — цена, Q (quantity) — количество, величина спроса, d (demand) — спрос (рис. 2).


Р

О


3 2 1

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной — количество продукта, которое по­требитель может купить по этой цене.

Кривая dx наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная.

Графически изменение величины спроса выражается в «дви­жении по кривой спроса» (точки А, В, С). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса».

Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой».

«Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от dx к d2. Желание приобрести меньше товара уменьшит спрос и сдвинет кривую спроса влево: от dx к d3.

Выводы:

  1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходят под влиянием цены товара.

  2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходят под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся:

  • потребительские вкусы;

  • число покупателей;

  • доход покупателей;

  • цены на сопряженные товары;

  • ожидания.

Рассмотрим их влияние на спрос.

  1. Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.

  2. Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (напри­мер, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на ме­дикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.

  3. Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.


ТОВАРЫ, СПРОС НА КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПРЯ­МОЙ СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ДОХОДА, НАЗЫВАЮТСЯ ТОВАРАМИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ. ТОВАРЫ, СПРОС НА КОТОРЫЕ ВОЗРАСТАЕТ ПРИ СНИЖЕНИИ ДОХОДА (НАПРИМЕР, ВМЕСТО МАСЛА -МАРГАРИН), НАЗЫВАЮТСЯ ТОВАРАМИ НИЗШЕЙ КАТЕГОРИИ.

4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют
в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.

Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.

Вывод: когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай). В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняю­щие сопутствуют один другому в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.

Вывод: когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

5, Ожидания потребителей относительно будущих цен на то­
вары, их наличия и возможных изменений в доходах способны
изменить спрос.

Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потреби­тели покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.

Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».

Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувстви­тельность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж автомобиля, если его цена возросла на 10%.

Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процен­тов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12%.

Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, на­сколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.

Мерой измерения эластичности является коэффициент элас­тичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (в %) к снижению цен (в %):

К Процент роста Q / Процент падения Р

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает со­ответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.

, Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы.