ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3991
Скачиваний: 20
—
44
—
ГЛАВА III.
Собственность у республиканских!» нлеменъ.
(Продолжеше).
I. С обственн ость у и н д е й ц е в ъ Ю жной Америки. — Со
лидарность въ Австралш и въ Америк*.— Отомаки.— Охотничьи
территорш.— Миссюнерства Парагвая.— Благочестивый деепо-
тизмъ.— Религтзный меркантилизмъ.
II. С обств ен н ость у и н д ей ц е в ъ С ев ер н ой А м ерики.—
Общественная собственность у Нутка-коломбШцевъ.— Собствен
ность личная, движимая.— Обпуе дома.— Обнце съестные при
пасы.—Презр*ше къ богатству.— Погребальная собственность.—
Погребальныя приношешя. — «Длинные дома» ирокезцевъ.—
Обычное у ирокезцевъ запасате пищи.— Регламентащя тра-
пезъ.— Личное пользоваше (узуфруктъ) вновь разд*ланнымъ
полемъ. — Обработка земли сообща.— Общественная территор1я
омаговъ.— Земля не продажна.— Общественная охота и рыбная
ловля.— Какъ вождь становится вождемъ. —Регламентащя охо
ты .— Регламентация земледЬльческихъ работъ. — Обязательства,
сопряженныя съ бракомъ.— Пертдичесюе переделы земли,—
Пуэблосы.— Архитектура общихъ домовъ.—Цивилизащя инд*й-
цевъ пуэблосовъ.— Ихъ политическое развит1е.—ДревнШ ком-
мунизмъ и современный индивиду а лизмъ.—Гостепршмство п уэ
бл о со в ъ .— Солидарность и альтруистическ1я чувства у крас-
нокожихъ.— Свидетельства Шарльвуа, Лаонтана, Лафито.
III. С обств ен н ость у э с к и м о с о в ъ .— Обшдя жилища въ
Камчатке.— Погребальный приношешя.— Относительная чест
ность эскимосовъ.— Ограничеше личной собственности у эски
мосовъ.
IV. П ервобы тная солидарность и ал ь тр у и ам ъ .— Пер
вобытная анарх1я.— Индейцы— гуахарибы, веддахи, бушмены.—
Необходимость взаимопомощи.—Крайняя медленность развит1я
у первобытныхъ людей.— Родъ жизни порождаетъ инстинкты.—
Сощализмъ предшествуетъ индивидуализму. — Происхождеше
нашихъ альтруистическихъ чувствъ.
I. Собственность у индейцевъ Южной Америки.
Изъ предыдущей главы мы видели, что общинный режимъ
—
45
—
проникаетъ всю общественную жизнь австралШцевъ. Но эта
черта не составляетъ спещальной принадлежности австралШ
цевъ; у дикарей Аиерики мы находись организацш, если не
совершенно тождественную въ подробностяхъ (что было бы и
невозможно, такъ какъ туземцы Америки и Австралш развива
лись порознь), то во многомъ аналогичную: то же умственное
развит1е, т^ же потребности, и отсюда весьма сходные обгще ре
зультаты. Такъ, и у дикихъ туземцевъ Америки, и у еще более
дикихъ австралШцевъ мы находимъ тесную солидарность и
часто чрезмерную регламентащю.
Правда, объ очень многихъ изъ американскихъ племенъ мы
не имеемъ подробныхъ сведенШ; но если собрать те св едет я ,
которыя можно найти у разныхъ изследователей, и сопоставить
ихъ съ имеющимися у насъ более или менее полными моно-
гра({нями объ отдельныхъ более известных!, племенахъ, то по
лучится целый сборникъ взаимно дополняющихъ документовъ,
которые дадутт. намъ удовлетворительное понятие объ обще
ственной жизни туземцевъ Америки.
Такъ, напримеръ, отомаки, отличаюпцеся уже не столь
республиканскими нравами, какъ туземцы Австралш, делятся
на племена, и каждое племя имеетъ своего вождя— предста
вителя и правителя всей группы, который назначаетъ или за
прещаешь ту или другую экспедпцш, охоту и т. д. Охота на
черепахъ, на мексиканскихъ свиней и пр. производится отря
дами, назначаемыми вождемъ и действующими сообща, изъ чего
естественно вытекаешь, что все добытое охотой становится об
щественною собственностью. Хотя главныя средства для жизни
отомаки добываютъ охотой и рыбной ловлей, но, какъ и боль
шинство туземцевъ Америки, они отчасти земледельцы. Обра
ботка участковъ, более или менее разделанныхъ и засажен-
ныхъ маисомъ, матокомъ и пр., производится сообща, такъ
же, какъ и сборы продуктовъ. Собранные продукты склады
ваются въ особыя хижины (нечто въ роде общественныхъ ам-
баровъ) и впоследствш делятся вождями между теми, кто
имеешь на нихъ право. При ихъ дикости отомаки естественно
ненавидятъ земледел1е; за тяжелыя земледельчестя работы они
принимаются крайне неохотно: отомакъ ни за катя блага не
подвергнешь себя этой непр1ятности два дня кряду ‘).
*) V o y a g e a l a T e r r e F e r m e , etc., I, 295.
—
46
—
Друия племена Южной Америки отличаются нисколько
иными нравами. Некоторый племена по берегамъ Ориноко
имеютъ строго отграниченныя охотничьи территорш, составляю
щая общественную собственность каждаго племени. Но такъ
какъ живутъ они исключительно охотой и рыбной ловлей, то
те изъ членовъ племени, которымъ вздумалось бы обрабаты
вать землю (а въ большинстве племенъ это случается довольно
часто), разумеется, самымъ первобытнымъ способомъ, безвоз
бранно пользуются, какъ личною собственностью, разделан
ными ими участками, но не владеютъ ими, а только поль
зуются, т. е. получаютъ съ нихъ продукты и ровно столько
времени, сколько хотятъ и могутъ ихъ обрабатывать *). Срокъ
этотъ недологъ, ибо земледел1е дикареР не знаетъ ни удобре-
шй, ни севооборотовъ, вследств1е чего оказывается невоамож-
нымъ засевать одинъ и тотъ же участокъ несколько разъ
подрядъ.
Племена Ориноко, очевидно, стоятъ ближе къ перюду пер
вобытной анархш, чЬмъ отомаки. Ихъ общественная регламен-
тащя слабее, но единственная ихъ собственность, имеющая
серьезное значеше— охотничьи территорш—находится въ общемъ
владеши.
Этотъ, более или менее строгШ общинный режимъ былъ
очень распространенъ въ Южной Америке, и знаменитыя мис-
с1онерства 1езуитовъ въ Парагвае только упрочили его, подчи
нивши выработаннымъ правиламъ. Нелишнее будетъ указать
мимоходомъ на то, чемъ былъ этотъ Парагвай ieeynTOBb, столь
прославленный католическими писателями и подвергппйся такой
строгой критике со стороны свободныхъ мыслителей. Святымъ
отцамъ не понадобилось большой изобретательности для того,
чтобъ организовать свою колотю, и если вся Европа была
поражена деспотическимъ коммунизмомъ миссюнерствъ ie3yn-
товъ, то это произошло единственно отъ того, что она была
мало знакома съ американскими нравами, совершенно чуждыми
п ош тю личной собственности въ томъ виде, какъ намъ заве
щало ее римское право.
Въ Парагвайскихъ миссшнерствахъ работали уже не случайно
и не когда вздумается. Туземцы должны были приниматься
за дело такъ же, какъ наши фабричные рабочге, въ опреде
*) Gilti. N a c h r e i e . v. L a n d e G u i a n a , 397.
—
47
—
ленный часъ —въ восемь часовъ утра. Женщины пряли нитки
изъ хлопчатой бумаги, мужчины работали или въ поле, или въ
мастерскихъ *). Работа была подневольная и исполнялась подъ
бдительнымъ окомъ коррежидоровъ. Во время жатвы индейцы
носили хлебъ въ общественные магазины, где ихъ ждали над
смотрщики, на обязанности которыхъ лежало вести счетъ всему,
что приходило въ магазинъ. Хлебъ, который сеяли и собирали
сообща, принадлежалъ всему миссюнерству. Разъ въ месяцъ
часть его раздавалась, но не отд/Ьльнымъ лицамъ, а вождямъ
квартала (определеннаго участка), которые должны были раз
делить его между подвластными имъ семьями пропорщонально
числу лицъ каждой семейной единицы. Кроме того ежедневно
убивалось и раздавалось вождямъ кварталовъ надлежащее ко
личество быковъ и барановъ 2).
Этотъ деспотическШ коммунизмъ, примеры котораго мне
придется еще не разъ приводить въ этой книгЬ, имелъ свои
преимущества и свои обычныя неудобства. По крайней мере
однимъ бичемъ было меньше: община не знала нужды; боль
ные и калеки получали прштъ и пользовались уходомъ. Оъ
этою целью было выстроено несколько болыпихъ домовъ, пред-
назначенныхъ — одни для мужчинъ, друйе для женщинъ 3).
За то не было личной свободы; индейцы относились къ iesyn-
тамъ съ рабской покорностью. Плетка, пускавшаяся въ ходъ
безъ различ1я пола, карала общественные проступки, и случа
лось, что, повинуясь голосу совести, индейцы сами сознава
лись въ своихъ тайныхъ проступкахъ и вымаливали себе на-
казаше 4). Въ сущности эти бедныя создатя эксплуатирова
лись своими временными духовными руководителями въ роде
того, какъ домаштй скотъ эксплуатируется предусмотритель-
нымъ хозяиномъ. Святые отцы не пренебрегали даже ваботами
о воспроизведен^ своего человеческаго стада и съ этою целью
женатыхъ людей будили по утрамъ аа несколько времени до
обязательнаго часа вставанья съ постели. C r e s c ite e t m u lti-
p lic a m in i. Еще одно замечаше прежде, чемъ мы покончииъ
съ этимъ предметомъ. Парагвай 1езуитовъ представляешь любо
пытный примеръ во многихъ отношешяхъ, но основанъ онъ
4) Бугэнвнлль. Voyage (Ed. Bibl. des comm unes), 112.
a) L e t t r e s e d i f i a n t e s , X III, 264—265.
3) Ibid., vol. XV, 347.
*)
Бугенвилль. Т а м ъ - ж е .
—
48
—
былъ съ исключительною целью монополизировать дешевую
культуру парагвайскаго чая 1). Любовь къ деньгамъ над^ваетъ
всевозможныя маски и часто маску религш.
Повторяю: общиный строй парагвайскихъ мисстнерствъ не
былъ изобрететемъ 1езуитовъ; они нашли его элементы въ перво
бытныхъ нравахъ туземцевъ. Притомъ они напали на детски-
наивную, кроткую, легко поддающуюся дрессировке расу, ко
торая безъ труда отказалась отъ невернаго бродя^аго существо-
вашя въ лесахъ, соблазненная возможностью иметь постоянный
кровъ и пищу. Скоро я буду иметь случай говорить объ обще
ственной организадш, близко аналогичной парагвайской, но осу
ществившейся въ несравненно более широкихъ размерахъ и
имевшей блестящШ успехъ, ибо она процветала въ теч ете
столетШ и рушилась только съ испанскимъ владычествомъ: я
говорю о великой монархш инковъ.
Но прежде мы должны кончить нашъ обзоръ техъ наро-
довъ или расъ, который не вышли еще изъ первобытной ста-
дш мелкихъ республиканскихъ племенъ, и удостовериться, до-
статочно-ли тождества политической организащи для того, что
бы внушить людямъ различныхъ расъ одинаковый способъ по-
нимашя собственности.
II. Собственность у индМцевъ Северной Америки.
По всей Северной Америке, отъ ледяныхъ равнинъ край*
няго севера, орошаемыхъ рекою Мекензи, и до новой Мек
сики, бродяч1я племена, живупця преимущественно охотой и
рыбной ловлей и известныя подъ общимъ назвашемъ красно-
кожихъ, отличались почти одинаковой политической организа
цией, а следовательно и одинаковымъ способомъ понимашя соб
ственности. Въ Новомъ Свете у этихъ-то племенъ и находимъ
мы главнымъ образомъ вполне установивш ая типъ племени
со строго республиканской регламентащей. Съ другой стороны,
краснокояае несравненно развитее грубыхъ туземцевъ Австра
лш; они уже пробуютъ заниматься земледел1емъ, часто имеютъ
рабовъ, иногда даже первобытную монету. НЬкоторыя изъ ихъ
племенъ уже заметно склоняются къ монархш.
') R е с li е г с h е s s n r 1 е s А ш е г i с a i
11
в, II, 317.