ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3977
Скачиваний: 20
— 199 —
каются люди не моложе сорока л^гь. Впрочемъ, туареги отли
чаются необыкновеннымъ долголет
1
емъ, почти такимъ, какое
Гвродотъ приписываетъ эетпамъ-макробамъ. Называютъ между
ними людей, доживавшихъ до ста тридцати и даже до ста пя
тидесяти летъ 1).
Туареги крепостные находятся въ полной зависимости отъ
своихъ господъ; господинъ можетъ отнять у крепостного все,
что тотъ имеетъ 2), но это только въ принципе: на деле го
спода не такъ глупы, чтобы убивать свою курицу съ золо
тыми яйцами. Они предоставляютъ своимъ крепостнымъ бога
теть на свободе въ оазисахъ, которые те обрабатываютъ,
и довольствуются темъ, что во время уборки являются за
своей десятиной съ урожая и за верблюдами 3). Крепостные
могутъ быть передаваемы по наследству, ихъ могутъ и да
рить, но не могутъ продавать, какъ продаютъ черныхъ не
вольниковъ 4). Крепостной не имеетъ права носить копье и
длинный мечъ, аттрибуты свободнаго человека. Для него до
статочно. деревяннаго копья и кинжала 5). Одеваться онъ дол
женъ скромно и обыкновенно одевается въ кожу 6).
Положеше негритянскаго невольника у туареговъ гораздо
ниже положешя крепостного. Обыкновенно невольники и ихъ
жены исполняютъ обязанности домашней прислуги 7). Влаго-
даря-то этимъ своимъ чернымъ помощникамъ туарегсюя дамы
и могутъ вести ту свободную интеллигентную жизнь, которую
описываетъ Дюверье. Туареги-господа обращаются съ 'неволь
никами вообще мягко. Впрочемъ, Бартъ виделъ на югЬ Сахары
въ долине Андера первобытный плугъ, запряженный по древ
нему египетскому способу тремя невольниками, которыхъ хо-
зяинъ погонялъ совершенно такъ, какъ погоняютъ быковъ ®).
Семья у туареговъ вполне автономна. Глава семьи правитъ
ею совершенно такъ, какъ вождь правитъ племенемъ. Онъ мо
жетъ заковать въ цепи, присудить къ битью палками, нака
зать женщину за незаконную свявь и пр. 9).
*■) I b i d , 428.
2) I b id ., 334, 335-
3) Ib id .
*} I bi d. , 336.
ь) Barth. V o y . еп A fr iq u e . I, 13 8 .—IV, 113, 114.
«) I b id ., IV , 165.
7) Duveyrier. L o c . c i t , 339.
*") Barth. Loc. cit., I, 220.
**) Duveyrier. L o c. c it., 427, 428.
— 200 -
Недвижимая собственность не продается, но есть движи
мая собственность, происходящая изъ разныхъ источниковъ,
а именно; изъ обычнаго права дани, взимаемой съ каравановъ
и путешественниковъ, изъ податей (tribute de protection), упла-
чпваемыхъ подданными (га’ауа), изъ права на личность и иму
щество крепостныхъ, изъ права на воды. Въ Уаргла есть зем
левладельцы и хам м а (khammas) или половники, довольствую
щееся пятиной (пятой частью) сбора съ возделываемыхъ ими са-
довъ (Дюверье, 289) ‘). Что касается собственности, могущей пе
реходить по наследству, то надо различать два ея вида: такъ
называемое за к о н н о е имущество—деньги, оруж1е, невольники,
стада, земледельческие продукты, съестные припасы, все, 'что
приобретается личяымъ трудомъ, и незаконное или н еп р аво е
имущество,—имущество, взятое съ оруж1емъ въ рукахъ и не
одиимъ, а всеми членами семьи. Последнее, незаконное иму
щество неотчуждаемо и переходить по праву старшинства къ
старшему сыну старшей сестры 2). Все же остальное со смертью
главы семьи делится поровну между всеми его детьми безъ
paзличiя пола, и это не только у крепостныхъ, но и у мара-
бутовъ э) и у невольниковъ 4).
Я уже не разъ упомипалъ о той выдающейся роли, какую
играли древте берберы при основанш царства фараоновъ.
Очень можетъ быть, что именно влiянiю этихъ берберовъ мы
должны приписать сравнительно благопр1ятное положете жен
щины въ древнемъ Египте. Въ предыдущей моей книге 5) я
говорилъ подробно о техъ, довольно значительныхъ правахъ и
о той свободе, какими и поныне пользуются туарегсюя жен
щины, т. е. свободныя женщины, дамы. Поэтому здесь я
ограничусь лишь самымъ сжатымъ изложешемъ того, что намъ
известно по этому предмету. Начать съ того, что у туареговъ
женщина наследуетъ наравне съ мужчиной—фактъ, безусловно
анормальный для варварской цивилизацш. Такимъ образомъ
туарегская женщина имеетъ личную собственность; мало того:
она сама распоряжается этой собственностью, наконецъ на ней
*) I b id ., 396.
а) Ib id ., 396, 397.
а) М а р а б у т ы или М о р а в и т ы , потомки одной секты основавшей
династ1ю моравитовъ. Теперь это духовные наследственные служители при
лечетяхъ.
Р е д .
*) Ib id ., 397. —E v o l u t i o n du m a r i a g e e tc .
s) Evolut. du mariage, 223, 224.
— 201 —
не лежитъ никакихъ матер1альныхъ обязательствъ по отеоше-
шю къ семь*. Вносить или не вносить свою долю на обпце
домашше расходы—на то ея добрая воля и, постоянно откла
дывая свои доходы, она богатЬетъ, такъ что въ
Rhat’e,
напри
меръ, большая часть имущества находится въ настоящее время
въ рукахъ женщинъ *). Замужество туарегской женщины не
есть продажа; девушка вполн* располагаетъ собой, и если
отецъ и вм*шивается, то только, чтобы предотвратить нерав
ный бракъ. Н/Ькоторыя женщины достигаютъ даже высокаго
государственнаго положешя. Такъ, у марабутовъ Эль-Рогара
была ш ейхом ъ (cheikha) женщина, славившаяся своей красотой.
Туарегсюя женщины съумЪли вопреки корану принудить му
жей къ единоженству; каждая изъ нихъ немедленно потребо
вала бы развода, еслибы мужъ вздумалъ дать ей одну или
нисколько соперницъ 2). Путешественниковъ поражала свобода
обращетя туарегскихъ дамъ. Оне ходятъ куда хотятъ, имеютъ
поклонниковъ, кавалеровъ, даютъ музыкальные вечера, на ко
торые приглашаютъ своихъ друзей л). Оне образованы-, знаютъ
и преподаютъ древшя письмена берберовъ (tefinagh) и вообще
умеютъ читать и писать гораздо чаще, чемъ мужчины 4);
когда оне въ гостяхъ, трубка безпрестанно переходитъ отъ
нихъ къ мужчинамъ и обратно 5). Такимъ образомъ, ихъ об
щественное положеше не имеетъ ничего общаго съ безуслов
ною подчиненностью женщинъ гуанчей. Прибавимъ къ этому,
что родослов!е у туареговъ ведется еще по матери. *« Чрево
окрашиваетъ (teint) ребенка», говорятъ они, и въ самомъ деле,
общественное положеше ребенка определяется общественнымъ
положетемъ матери: такъ, сынъ невольника или крепостного
и свободной женщины—свободный человекъ. какъ и его мать 6).
У некоторыхъ земледельческихъ племенъ варварШской расы,
напримеръ, у Ба-Асбенчи женщина, выходя замужъ, не ухо
дить изъ своей деревни, а мужъ переселяется къ ней, совер
шенно такъ, какъ въ Япоши и у басковъ 7). Вопреки мусуль-
J) Duveyrier. L o c . c i t . , 339.
a) Ib id ., 429.
s) I b id ., 345, 347, 429.
1
4) Ib id ., 387, 388.
?
*) Barth. I o c . c i t . , IV , 146.
*) Duveyrier. L o c . c i t . , 337.
7) Bartli. V o y . en A fr., I, 204.
— 202 —
майскому обычаю, туарегская женщина есть вместе съ мужемъ,
в мужъ даже уступае-тъ ей лучппе куски.
Нравы замечательные и при томъ очень древше, ибо уже
писатели древности, говоря о варварШскихъ народностяхъ, ука-
вываютъ на сходныя съ вышеприведенными черты. Не сл*-
дуетъ, однако, преувеличивать ихъ значетя, какъ это иногда
делали. Не смотря на свою относительную свободу и привил-
легированное положете, варварШская женщина обязана во всемъ
повиноваться мужу; мужъ можетъ убить ее за измену ’), и
семья преступницы не
имеетъ
даже права потребовать у него
удовдетворешя 2).
Надо полагать, что съ общиннымъ режимомъ собственности
туареги покончили очень давно, такъ какъ онъ не оставилъ
по себе никакихъ следовъ. Впрочемъ, въ одномъ племени—у
Тинилькумовъ, живущихъ на западъ отъ Мурзука и занимаю
щихся почти исключительно перевозкой товаровъ, и до сихъ
поръ еще царствуетъ тесная солидарность. 360 или 400 се
мей, составляющихъ это кочевое племя, отличаются замеча-
тельнымъ единодупиемъ; по ихъ выражешю они «точно мука,
которая проходитъ сквозь безчисленныя дырочки решета и па-
даетъ въ одинъ и тотъ же сосудъ» 3). По всему Бурну ко
лодцы составляютъ личную собственность, драгоценность, къ
которой лутешественникъ получаетъ доступъ не иначе, какъ за
плату; туареги же даютъ прежде путешественнику напоить ло
шадь и дотомъ уже пыотъ сами и поятъ свой скотъ 4), я
если случится, что какой-нибудь жадный торговецъ водой
воспользуется незнашемъ чужестранца и воэьметъ съ него лиш
нее, жена скряги набрасывается на него съ упреками и воз-
вращаетъ путешественнику взятыя неправильно деньги 5). Но
въ общемъ у туареговъ установилась собственность семейная
и въ то-же время личвая. Они имеютъ даже строго нравствен
ный понятая насчетъ «твоего и моего», но только между со
бою. Тарги (Targui), будь онъ даже въ крайности, ни за что
не тронетъ доверенныхъ ему денегъ или товаровъ в). Когда
*) Duveyrier. L o c .
c i t . ,
430.
2) Ib id ., 429.
3) Barth. V o y . e n A f r . , I, 102.
4 I b i d . , Ш, 192.
*) I b i d . , II, 86
.
*) Dnveyrier. I. о с. c i t . , 385.
— 203 —
Тарги умираютъ въ пути, его спутники ведутъ его дела с-а-
мымъ добросовестнымъ образомъ и по воэвращеши отдаютъ
въ ннхъ стропй отчетъ его наследникамъ '). Домашнее воров
ство и влоупотреблете дов1ф1емъ неизвестны туарегамъ *).
Если въ караване издохнетъ верблюдъ и тюки и провивш
оставятъ на дороге, ихъ никто не тронетъ, хотя бы они про
лежали годъ 3). Это относительно собственности путешествен
ника, которому обязаны покровительствомъ, и темъ более то
варища, съ которымъ связаны общими интересами. Не то от
носительно чужихъ: съ теми не церемонятся; по отношешю
въ нимъ вооруженный грабежъ—дело обычное. Напасть въ
! Пустыне и ограбить—это туареги очень даже любятъ. Надо
* однако полагать, что иногда совесть ихъ возстаетъ противъ
этого, такъ какъ, по ихъ понят1ямъ, мясо краденаго живот-
наго не должно подаваться во время диф ы (dhifa), трапезы
для гостей 4), — ограничете, конечно, слабое, и набеги,
въ особенности противъ некоторыхъ враждебныхъ арабскихъ
i
племенъ, считаются даже доблестнымъ деломъ. Въ доказатель-
! ство приводимъ текстъ одпой туарегской песни, нечто въ роде
туземной Марсельезы, относящейся къ арабамъ Чаамба; ее
стоить привести, такъ какъ она не лишена соли и прекрасно
освещаетъ нравственный кодексъ туареговъ по отношешю къ
собственности иностранцевъ:
«Да падетъ проклятие Бож1е на
главу твоей матери, Маталла, ибо въ теле твоемъ дьяволъ! —
Ты считаешь туареговъ трусами, но они умеютъ странство
вать и даже воевать,—умеютъ вставать на заре и идти до
поздняго вечера,—умеютъ захватить человека врасплохъ, въ
постели, особенно богатаго, того, кто спитъ окруженный сво
ими спящими (коленопреклоненными) стадами, кто гордо раски-
нулъ свою большую палатку, разложилъ все свои ковры и
мягшя шерстяныя ткани, — того, чье брюхо полно вареной
пшеницы и мяса, политыхъ горячимъ масломъ и теплымъ мо-
локомъ изъ сосцовъ верблюда;—а онъ-то поднимаетъ крикъ и
кричитъ, пока его душа не вылетитъ ивъ тела. Мы смоемъ съ
него его богатство и даже воды ему не оставимъ. Жена его
которая передъ вкусвымъ обедомъ ржетъ («fait hen, hen!»),
J) I b id ., 385.
a) I b i d .
3> I b i d . , 259.
*) I b i d., 358.