Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3939

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 204 —

какъ  кобыла  передъ  мерой  овса,  не  вынесетъ  тогда  своего 
отчаятя»   ').

Эта  варварская  песенка  есть  то,  что  теперь  называется 

«человеческимъ  документомъ».  Страсть  къ  грабежу,  къ  чужой 

собственности  выступаетъ  въ  ней  со  всею  наивностью  дикаря, 
но  подъ  словомъ  «чужой»  зд^сь  надо  подразумевать  только 

людей,  не  принадлежащих^,  къ  его  маленькой  группе.

Изъ  предшествующая  видно,  что  туареги  —  самостоя- 

тельно-ли  или  вследств1е  соприкосновешя  съ  различными  ра­
сами,  завоевавшими  Северную  Африку—пришли  къ  личной 
собственности  даже  безъ  различ1я  пола.  По  отношешю  къ 
отчуждаемой  земельной  собственности,  которая  часто  остается 
нераздельной,  за  всеми  совладельцами,  наследниками,  вообще 
родственниками,  могущими  наследовать  (successibles),  всегда 
остается  право  ш еф а а  или  первой  покупки  (droit de preemption), 
право,  которое  можно  считать  какъ*бы  предъявлешемъ * семей­
н а я   права,  ослабевш ая,  но  все  еще  действующая.

IV\  Собственность  у  кабиловъ  иди  осйдлыхъ  берберовъ.

Туареги  еще  на  половину  кочевники  и  земледельческШ 

трудъ  у  нихъ  предоставленъ  или,  вернее,  вменяется  въ  обя­

занность  крепостнымъ.  Ихъ  соплеменники  кабилы,  очень  еще 

многочислннные  между  Марокко  и  Трипполи,  особенно  въ  го- 
рахъ,  совершенно  отказались  объ  бродячей  жизни.  Кабилы 

трудолюбивые  земледельцы  и  все  вершины  занимаемой  ими 

области  покрыты  ихъ  деревнями.  Въ  силу  самой  ихъ  осед­
лости  вл1яше  сначала  римскихъ,  потоыъ  арабскихъ  завоевателей 
сказалось  на  нихъ  гораздо  сильнее,  чемъ  на  кочевникахъ  Са­

хары.  Такимъ  образомъ ихъ  сощальное  развише  далеко  не  было 
самостоятельнымъ  и,  какъ  въ  ихъ  законодательстве,  такъ  и 
въ  нравахъ,  чужеземное  вл1яше  постоянно  сталкивается  съ  ихъ 
природными  инстинктами  часто  въ  ущербъ  последнимъ.  Темъ 

не  менее  режимъ  собственности  въ  Кабилш  имеетъ  много  та­

кихъ  чертъ,  которыя  делаютъ  его  оригинальнымъ.

Говоря  вообще,  въ  Кабилш  установилась  частная  собствен­

ность  и  въ  принципе  право  собственности  понимается  въ  рим-

')  Ib id .,  451.


background image

—  205 —

скомъ  смысл*:  jus  utendi  et  abutendi  ').  Собственность  на 
землю  обнимаетъ  собою  и  землю,  и  то,  что  на  ней,  т.  е.  грунтъ 
и  постройки  (fonds  et  le  tr^fonds) (Hanoteau  et Letourneux,  II, 

230).  Вообще  кабилы  терпеть  не  могутъ  нераздельности.  Ихъ 

поля  хорошо  разграничены,  часто  обгорожены.  Каждый  земле- 
влад*лецъ  можетъ  заставить  своего  соседа  отгородить  принад- 
лежапця  этому  соседу  и  смежныя  съ  его  участкомъ  земли  и 
тогда  работа  производится  на общШ  счетъ.  (Hanoteau  et Letour­

neux,  II,  254).  Документы  (titres)  на  земельную собственность 
въ  большомъ  порядк*  и  составлены  очень  подробно;  въ  нихъ 
упоминается  не  только  число  деревьевъ,  принадлежащихъ  къ 
участку,  но  даже  называются  различные  ихъ  виды  2).  Иногда 
заходятъ  еще  дальше:  такъ,  можно быть  собственникомъ  одной 
ветви  оливковаго  дерева  3).  Вообще  деревьями,  въ  особенности 
оливковыми,  можно  владеть  независимо  отъ  почвы.  Эта  соб- 

венпость  на  деревья  напоминяетъ  domaine congeable бретонцевъ 

и  очень  возможно,  что  имеетъ  одинаковое  съ  нимъ  происхож- 

деше  (II,  230).  Вообще  въ  Кабилш  собственность  очень  раз­
дроблена;  болыпихъ  состояшй  нетъ.  Вся  эта  раса  отличается 
умеренностью  и  питается  почти  исключительно  растительной 
пищей.  Масса  народа  довольствуется  очень  немногимъ: 

не­

сколько  горстей  куску  (couscous)  съ  ячменной мукой или  сорго > 
немного  хлеба  и  несколько  винныхъ  ягодъ — вотъ  ежедневная 

пища большинства кабиловъ. Мноия племена довольствуются слад­
кими  желудями,  приправленными  отвратительнымъ  масломъ  4). 

Состоите  самыхъ  богатыхъ  семей  не  превышаетъ  20-ти,  30,000 
франковъ  и  на  доходъ  съ  этой  суммы  должны  существовать 
человекъ  сорокъ.  «Въ  нашей стране»,  говорилъ  одинъ  кабилъ, 

«богатъ  тотъ,  кто  можетъ  два  раза  въ  неделю  есть  куску  съ 

пшеничной  мукой»  5).

Собственность  у  кабиловъ  прюбретается  различными спосо­

бами  и  во  многихъ  случаяхъ  является  прем1ей  за  трудъ.  Въ 
некоторыхъ  деревняхъ,  владеющихъ  большими  пространствами 
земли,  кто  разработалъ  часть  этихъ  земель,  а  темъ  более  уча*

*)  Hanoteau  et  letourneux.  K a b y l i e ,   II,  314.*
a)  E.  de  Laveleye.  D e  la   p r o p r i ^ t e ,   97.

s)   E.  Sabatier.  E s s a i   s u r   l ’o r i g i n e  

e t c .  

d e e  

В е г Ь ё г е в   e 6 d e n «

 

t a i r e s   (Revue  d’anthropologie,  ju illet  1882).

*)  Hanoteau  et  letourneux.  K a b y l i e ,   II,  53.

5)  I b i d . ,   II,  53.


background image

— 206 —

стокъ,  находившШся  въ  дикомъ  состоянш,  становится  его  соб- 

свенникомъ  ’).  Вообще  право  захвата  практикуется  относи­
тельно  такъ  называемыхъ  «свободаыхъ»,  «неванятыхъ»  пред- 

метовъ а).  Можно стать собственникомъ,  «воскресивъ»  «мертвую» 
собственность,  а  земля  считается  мертвой,  если  она  долго  оста­
валась  невозделанной,  если  она  принадлежала  мусульманину,
о  которомъ  въ  данное  время  ничего  неизвестно  (actuellement 
inconnu),  и  если  при  этомъ  она  настолько  удалена  отъ  жилья, 
что  не  слышно  человеческаго  голоса.  Разъ  человекъ  разрабо­
тали.  участокъ  при  такихъ  услов1яхъ,  опъ  его  «воскресилъ»  и 
на  этомъ  основанш  становится  его  собственникомъ.  Такое  во- 
скрешеше  собственности  можно  производить  разными  спосо­
бами:  можно  или  вырыть  колодезь  для  поливки,  или  осушить 

почву,  или  засадить  ее  деревьями,  или  очистить  отъ  кустар­
ника  и  т.  д.  3).

Для  того,  чтобы  стать  собственникомъ  земли,  не  всегда  не­

пременно  нужно  ее  воскресить.  Такъ,  если,  находясь  въ  стране 
и  зная  свои  права,  человекъ  позволилъ  другому  распорядиться 

своею  собственностью,  продать  ее  или  подарить,  и  не  проте­

ст о в ав   въ  течете  определеннаго  короткаго  срока,  отъ  теряетъ 

на  нее  всяюя  права  4).  Простого  факта владетя недвижимостью 
въ  течете  десяти  летъ  подрядъ—если  при  этомъ  со  стороны 

прежняго  владельца,  находящагося  въ  стране,  не  было  ника- 

кихъ  заявлешй  —  достаточно  для  того,  чтобы  притязашя 

за­

нявшего

  землю  была  признаны законными,  и тогда  уже  прежшй 

владелецъ  обязанъ  представить  положительныя  доказательства 

своихъ  правъ  5).  Въ  силу  того-же  взгляда  каждый  построивпий 
эдаше  на  общественной  земле  безъ  позволения,  но  если  до 

окончатя  работъ  ему  не  было  сделано  на  этотъ  счетъ  ника­
кого  заявлетя,  становится  законнымъ  собственникомъ  и  зда- 
шя,  и  земли  (Hanoteau  et  Letourneux,  II,  232):  деревня  не 

позаботилась  о  своей  собственности,  следовательно  не  можетъ 
считать  себя  обиженной.  Нашедппй  вещь  обязанъ  объявить  о 
своей  находке,  иначе  онъ  воръ  и  присуждается  къ  возвраще- 

т ю   вещи  и  къ  денежной  пене  въ  пользу  дж ем аа;  но  если

I ъ i d.,  И,  265.

s)  I b i d.,  II,  263.

 

*)  Ibid.

*)  I b i d , ,   II,  546.

4   I b i d . ,   II,  548.


background image

—  207 —

)

вещь  никто  не  требуетъ,  то  по  истечети  известная  срока  она 

становится  собственностью  нашедшаго  *).

Бея  эта  регламентащя  нрава  личной  собственности  не  ли­

шена  здраваго  смысла.  Она  доказываетъ  присутств

1

е  известной 

заботливости,  стоящей  выше  личнаго  интереса,  стремлете  удер­

жать  напоръ  постоянно  растущаго  потока  частной  собствен­
ности;  но  эта  забота  объ  общин*  и  даже  объ  остаткагь  ста­
рин ная  права  общественной  собственности  выражается  и  въ 
другихъ  порядкахъ  и  обычаяхъ.  Bo-первыхъ  продажа  недви­
жимости  всегда  подчинена  праву  ш еф а а,  первой  покупки,  о 
которомъ  я  уже  говорилъ  и  которое  можетъ  распространяться 
не  только  на  родственниковъ,  но  и  на  членовъ  хар у б ы ,  на 
жителей  деревни,  наконецъ  на  вс*хъ  членовъ  федерацш  2). 

Дал*е—и  это  ограничете  особенно  серьезно  съ  точки  зр*шя 
личной  свободы—если  челов*къ  боленъ,  онъ  можетъ  продать 
не  бол*е  трети  своего  имущества  и  не  можетъ  купить  вещь, 
стоимость  которой  превыгааетъ  эту  треть  3).  Какъ  общее  пра­
вило,  частныя  лица  могутъ  распоряжаться  своимъ  имуществомъ 

не  иначе,  какъ  сообразуясь  съ  обычаемъ,  съ  к ак у н ам и ,  к а­
сающимися  общественной  экспропр1ацш  (expropiation  publique), 
иностранцевъ,  правъ  ш еф аа  и  т.  д.  4).  Уплата  долга  счи­

тается  общественной  обязанностью  и  не  исполнившШ  этой  обя­

занности  подвергается  наказание.  Въ  крайности  д ж ем аа  при- 
нуждаетъ  должника  къ  уплат*  долга  или  налагаетъ  на  него 

пеню.  Она  требуетъ  отъ  своихъ  членовъ,  чтобы,  возвращаясь 

изъ  чужихъ  странъ,  они  прежде  удовлетворяли  своихъ  креди- 

торовъ  —  арабовъ  или  французовъ.  В*которыя  племена  даже 

накавываютъ  должника,  объявившая,  хотя  бы  въ  шутку,  что 

онъ  не  заплатить  долга  5).  Но  съ  другой  стороны  ограничены 

и  права  кредитора.  Онъ  не  можете  требовать  уплаты  долга  ни 

ночью,  ни  въ  пол*,  ни  въ  дом*  должника,  если  въ  немъ  на­
ходится  жена  последняя,  ни  въ  дни  собрашй  д ж ем аа,  ни 

въ  праздничные  дни,  ни  во  время хода общественныхъ  работъ. 

Иностранцевъ  священное  право  на  гостепршмство  тоже  обез-

*)  I  b  i  d.,  267,  268.

 

а)  I  b i d.,  II,  402.

®)  I b i d . ,   II,  384.
«)  I b i d . ,   II,  227.

 

s)  I b i d . ,   II,  355,  356.


background image

— 208 —

печиваетъ  отъ  всякихъ  требованШ  уплаты  долга,  если  онъ  былъ 

сделанъ  вне  деревни  *).

Вообще  въ  Кабилш  духъ  солид&рноети  очень  силенъ  и  соб- 

ственннику  не  даютъ  быть  слишкомъ  жаднымъ.  При  постройке 
или  поправке  дома  хозяинъ  дома  имеетъ  право  провозить  не­

обходимый  для  постройки  л*съ  черезъ  земли  соседей  безъ  вся- 

каго  вознаграждешя  въ  ихъ  пользу.  При  перевозке  мельнич* 
ныхъ  жернововъ  имеетъ  место  такое  же  право  (servitude), 
считая  путь  отъ  каменоломни  а).  Каждый  долженъ  быть  всегда 

готовъ  помочь  соседу,  если  тотъ  нуждается  въ  рабочихъ  ру- 
кахъ  для  какой  нибудь  работы и требуетъ помощи.  Съ  помощью 

этихъ  благодетельныхъ  реквизищй  неимупце  кабилы  строятъ 
свои  дома,  производятъ  уборку  оливокъ  и  т.  д.  3).  По  всевоз- 
можнымъ  поводамъ  устраинаются  общественные  банкеты  (ti- 
mecheret’) —по  случаю  родинъ,  обрезашя,  свадьбы,  передъ  мо­
литвой  о  прекращеши  эпидемш  или  эпизоотш  и  пр.—на  кото­

рыхъ  отделяются части для новорожденнаго,  для отсутствующего, 

для  путешественника,  даже  для  покойника ,  если  банкетъ  былъ 
устроенъ  по  случаю  похоронъ.  На  устройство  этихъ  обще- 
ственныхъ  празднествъ  идетъ  часть  сбора  отъ  денежныхъ  пе­

ней  (partie  des  amendes),  часть  имуществъ,  завещанныхъ  об­
щине,  доходовъ  съ  мельницъ  и  т.  п.,  вообще  излишекъ  дохо- 
довъ  деревни 

*).

Ассощащя,  въ  особенности  семейная ассощащя—это основа 

жизни  кабиловъ.  Одиночный  трудъ  допускается,  но  не  одоб­

ряется.  Семейная  ассощащя,  т а д у к е л и ,  очень  древняго  про- 
исхождешя.  Это—общество,  все члены котораго  соединяютъ свое 
имущество  и  свой  трудъ.  Община  даетъ  каждому  рабощя  ору- 
д1я,  капиталъ,  необходимый  для  торговли  или  для  ремесла,  и 
наконецъ  ружье.  Весь  заработокъ  и  все  доходы  общинниковъ 
сдаются  на  руки  главы  семьи.  Недвижимость,  могущая  пере­

ходить  по  наследству,  остается  частной  собственностью,  т.  е. 
остается  ею  земля,  пользоваше же землею—принадлежитъ семье. 
Деньги,  за  исключетемъ  очень  крупныхъ  суммъ,  идутъ  въ 

общину.  Личную  собственность  общинниковъ  составляетъ  только 

ихъ  одежда;  личную  собственность  женщинъ —те  уборы  и дра­

')  I b i d . ,   II,  388.

а)  I b i d.,  II,  256.
3)  I  b i d.,  II,  499.

*)  I b i d . ,   II,  52—54.