ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3971
Скачиваний: 20
— 209 —
гоценности, которыя оне получили въ приданое, платья же и
предметы роскоши, купленные на обпцй счетъ, остаются обще
ственною собственностью. Доходами ассощацш пользуются все.
Женщины стряпаютъ поочередно. Если община слишкомъ ве
лика, общинники делятъ съестные припасы по числу людей,
при чемъ даже грудныя дети идутъ въ счетъ. Ведеше хозяй
ства поручается старшей изъ женщинъ, если она въ силахъ
вести его '). Если глава семьи оказывается неспособнымъ
исполнять свои обязанности, семья эаменяетъ его другимъ.
Когда кто-нибудь изъ общинниковъ женится, община платитъ
т ам ан т ъ , выкупъ за его жену; за то и сама она получаетъ
выкупъ за своихъ девушекъ, когда те выходятъ замужъ. Лю-
бопытенъ тотъ фактъ, что большинство женщинъ относятся
враждебно къ этимъ семейнымъ ассощащямъ и всячески ста
раются вырвать изъ нихъ мужей: «Се
s o n t
les paroles de l’o-
reiller, qui dissolvent les families», гласитъ пословица. Действи
тельно, со смертью общинника его наследники могутъ выйти
изъ общины и тогда община оцениваетъ ихъ часть и выдаетъ
имъ ея стоимость; но всегда почти случается, что отецъ, уми
рая, советуетъ детямъ не отделяться 3). Очень долго эта
любопытная форма семейной ассощацш, удержавшаяся въ Ка-
билш вопреки вакону, освящающему разделы семейныхъ уча-
стковъ (patrimoines), оставалась неизвестной и была открыта
только после тщательныхъ изследовашй, такъ что весьма воз
можно, что ташя же семейныя ассощацш существуютъ и въ
другихъ мало изследованныхъ странахъ, только мы о нихъ не
Знаемъ.
По всей вероятности, именно этимъ семейнымъ группамъ,
которыя въ старину были наверное многочисленнее и устой
чивее, кабилы обязаны своею замечательною солидарностью.
Помимо мелкихъ замкнутыхъ семейныхъ ассощащй, каждый
кабилъ можетъ въ значительной мере разсчитывать на помощь
не только своихъ о дно деревенце въ и людей своего племени
(gens de sa tribu), но и всехъ своихъ соплеменниковъ (congenferes).
Желаетъ-ли онъ построить здаше—деревня обязана ему по
мочь и какъ именно—на это есть установленный правила. Хо
зяину постройки предоставляется позаботиться о каменьщи-
^ I b i d . , II, 469.
2) I b i d . , II, 472, 473.
— 210 —
кахъ, о покупк* и перевозке мелкихъ матер1аловъ, деревня же
обязана доставить ему чернорабочихъ въ помощь каменыци-
камъ, привезти лесъ и, если строится мельница, то и жернова.
Аминъ, деревенсюй голова, вызываетъ рабочихъ и иногда
устанавливаетъ очередь работъ. Въ этихъ случаяхъ на работу
требуютъ всехъ здоровыхъ людей. Кроме того большая часть
полевыхъ работъ (пахота, жатва, уборка, сборъ винныхъ ягодъ
и оливокъ) производится тоже помочью и при томъ доброволь
ной: все семьи помогаютъ другъ другу поочередно ‘).
Но помимо только-что перечисленныхъ взаимныхъ услугъ
взаимопомощь и вообще обязательна. Человекъ, покинувпий
ранеиаго на поле сражешя, не только наказывается всеобщимъ
презретемъ, но подвергается еще пене и иэгнашю. И въ чу
жой стране кабилъ обязанъ помогать своимъ однодеревенцамъ
и соплеменникамъ въ случаяхъ болезни, опасности или аатруд-
нешя, и разъ онъ этого не сделалъ, его заставятъ вознагра
дить пострадавшаго за убытки, которые онъ могъ бы предот*
вратить, не говоря уже о постигающсмъ его всеобщемъ преэ-
ренш 2). Даже въ техе случаяхъ, когда пострадавппй при-
надлежитъ къ другому племени, его деревня или даже йлемя
приносятъ жалобу деревне виновнаго и последшй всегда полу-
чаетъ выговоръ и часто подвергается наказанш 3). Семья счи-
таетъ долгомъ печься о своихъ старикахъ и больныхъ, по
этому нищ1е хотя и есть, но очень редки, и о нихъ заботятся.
Бедность считается несчастной случайностью, которая можетъ
постигнуть всякаго, и потому бедности не стыдятся и она не
вывываетъ презрешя. Неимупцй всегда можетъ разсчитывать
на обедъ въ чужой семье, и каждая состоятельная семья имеетъ
даже своихъ постоянныхъ пенсюнеровъ. По случаю каждаго
радостнаго или печальнаго со б ь тя раздаютъ милостыню или
устраиваютъ обеды для бедныхъ. Почти все состоятельныя
семьи отдаютъ на бедныхъ десятую часть своихъ доходовъ и
берутъ на воспитан1е малолетнихъ сиротъ. Во многихъ местно-
стяхъ есть фиговые сады, предназначенные исключительно для
бедныхъ. Большая редкость, чтобы богатый человекъ не 8а-
вещалъ передъ смертью въ пользу бедныхъ несколькихъ фиго-
I Ъ i d., П, 59, 60.
*) I b i d . , П? 59.
э) I Ъ i d.. П,’ 59.
— 211 —
выхъ или оливковыхъ деревьевъ. Наконецъ осенью бЪдньгаъ,
открыть свободный доступъ во вс* фруктовые сады и позво
ляется есть сколько угодно фруктовъ, съ единственнымъ усдо-
в1емъ не уносить съ собой. Бедные получаютъ свою часть на
вс*хъ деревенскихъ празднествахъ
(thimecheret’)
и при разца-
чахъ во время религюаныхъ церемошй '). Общипныя земли и
земли мечетей сдаются по низкимъ цЬнамъ семьямъ б*дняковъ,
которые сверхъ того имеютъ право, какъ и вс* жители де
ревни, на даровую помочь въ полевыхъ работахъ. Наконецъ,
в ъ
случа* надобности прибегаютъ къ особому налогу въ пользу
<5*дныхъ а).
Отличаюпцй кабиловъ духъ солидарности распространяется
я на иностранцевъ. Беднымъ, не принадлелсащимъ къ дерев
не, община отводитъ помещеше въ мечети или въ д ж ем аа.
Деревня; принимаетъ всякаго нищаго, калеку, слепого или
больного, будь онъ свой или чужой, и каждый день двое д е
тей по нааначешю ам и н а ходятъ собирать по домамъ для го
стя 3). Обычай охраняетъ и странниковъ. Если случится,
что путешественникъ не можетъ продолжать дороги вследств!е
болезни или усталости, его спутники или прохож!е обязаны
доставить ему мула и при томъ даромъ, если предстоятщй ему
путь не великъ. Путешественникъ имеетъ право напоить свой
скотъ и накосить для него на сутки травы съ однимъ усло-
в1емъ—не портить урожаевъ. Если онъ остановился въ такомъ
месте, гд* ничего нельзя достать, ближайапе жители должны
доставить ему воду и дрова летомъ и помещеше зимой 4).
Близь опасныхъ горныхъ проходовъ кабилы ставятъ крепюя
постройки, въ которыхъ странники находятъ
npiioTb
и запасъ
дровъ. Во время урагановъ жители деревень, расположенныхъ
по ущельямъ, отправляются отыскивать заблудившихся.
Изъ того, что было сказано по поводу семейной собствен
ности у кабиловъ, мы можемъ заключить, что по отношешю
къ праву собственности вообще ихъ нравы находятся въ пе-
реходномъ состоянш и что у нихъ идетъ борьба между коллек-
тивизмомъ и индивидуализмомъ. Личная собственность уже
установилась, но нравы еще пропитаны общиннымъ духомъ,
*) I Ъ i d., II, 55, 56, 57.
*)
I b i d., П, 57.
J) I b i d., П, 57.
4) I b i d., 279, 429.
— 212 —
часто заявляющимъ о себе обычаями гуманитарнаго характера.
Существуетъ нисколько видовъ коллективной собственности.
Земля принадлежитъ то частнымъ лицамъ, то семьямъ, то об
щин*, деревне или отдельнымъ частямъ деревни, то мечетямъ
и т. д. ’). Въ последнемъ случай земли называются габ у;
он* могутъ быть отчуждаемы только съ целями общественной
пользы и даже тогда стоимость земли должна быть возвращена
мечети а).
Деревни распоряжаются самостоятельно своими общин
ными землями и джем а а охотно принимаетъ земли въ даръ,
(accepte les leg’s), даже когда величина ихъ превышаетъ то
количество, которымъ она можетъ располагать 6) ( q u o t^ dis
pomble). Случаи заве щ атя земель деревнямъ очень часты, даже
постоянны, ибо такое завещаше земли служитъ заменой при
надлежащего деревне (дж ем аа) права отчужден!я наследства
после смерти владельца (droit mortuaire de mutation) 4). Свое
право верховной собственности деревня заявляетъ различными
способами: такъ, дж ем аа отбирает
7
> частныя земли и даже
силой, есш владелецъ два раза отказался исполнить ея тре-
боваше. У Cheurfa земли подъ дороги отбираются безъ всякаго
вознаграждешя; возвращается только стоимость насаждетй,
если ихъ пришлось уничтожить 5). Когда дело идетъ объ
устройстве общественнаго банкета (thimecheret’), д ж ем аа мо
жетъ заставить владельцевъ скота уступить необходимыхъ жи
вотныхъ за известное вознаграждешес). Если какая-нибудь
«емья пожелаетъ убить животное въ промежутке между двумя
рынками, она обязана известить объ этомъ ам ин а, который
тогда посылаетъ глашатая объявить по деревне о предстоя-
щемъ событш, чтобы все больные, беременныя женщины и пр.
могли купить мяса предпочтительно передъ другими 7). Нако
нецъ за убШство, за нарушен1е деревенской ан ай и и т. п.
д ж ем аа конфискуетъ имущество виновнаго и даже (въ случае
убШства) беретъ въ свою польву часть имущества убитаго в).
J) I b i d., П., 225.
2) I l i i d. , И, 241.
3) I b i d . , II., 332.
*) I b i d . , 11, 304.
fi) I b i d . , II, 228.
6) I b i d., II, 229.
7)
I b i d . , I I , 61.
I b i d., II, 280.
— 213 —
Чтобы пополнить этотъ кратк
1
Й обзоръ режима собственно
сти у кабиловъ, следовало бы сказать нисколько словъ о томъ,
въ какой мере право собственности принадлежишь въ Кабилш
женщинамъ, затемъ о снособахъ передачи собственности по
наследству и перехода ея изъ рукъ въ руки при торговыхъ
сделкахъ. Но такъ какъ въ предыдущемъ своемъ труд* я уже
говорилъ о томъ, что у кабиловъ женщины не наследуюсь, а
дальше буду говорить о наследованы и о торговле вообще, то
пока ограничиваюсь сказаннымъ.
V*. Развитее собственности у берберовъ.
Опираясь на вышеизложенные факты и на законные вы
воды, къ которымъ они приводясь, мы можемъ составить при
близительно верное представлеше о томъ, какъ развивалась
собственность у варварШскихъ расъ. Первою стад1ей этого
развитая была стад1я клана съ общиннымъ устройствомъ, съ
общимъ жильемъ, и, по всей вероятности, такой кланъ еще
существовалъ на Канарскихъ островахъ въ эпоху завоеватя
ихъ европейцами. Кланы распались на материнсшя семьи,
члены которыхъ продолжали владеть собственностью сообща.
Затемъ было допущено право личной собственности, но ста
рые нравы удержались, лишь медленно отступая передъ ду-
хомъ этой последней концепщи сообственности. Положеше сво
бодной женщины туареговъ отмечаетъ интересный моментъ
этого развитая. Во имя старыхъ нравовъ она не обязана уча
ствовать въ обшихъ семейныхъ расходахъ, какъ не была
обязана въ старину, когда находилась въ полномъ подчине
нии у клана или семьи и не имела никакой собственности;
^Во имя новыхъ нравовъ за нею признается право личной соб-
*ственности, что создаетъ ей исключительно выгодное поло-
| даете: съ одной стороны доходы, съ другой никакихъ обяза-
I тгельствъ. У кабиловъ, наоборотъ, на женщину смотрятъ какъ
я на вещь; она совершенно устранена отъ наследовашя. Разви-
i»rie ушло впередъ и, не смотря на то, семейная организащя еще
удержится и въ нравственномъ смысле ее ставятъ выше инди-
видуализма. Наконецъ, какъ умственный и нравственный оса-
;докъ прошедшихъ вековъ, держится еще много обычаевъ, про-
;Никнутыхъ живымъ духомъ солидарности.
Развитае собственности у туареговъ любопытно еще и въ