Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3938

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

другомъ,  более  общемъ  смысл*.  Когда  развитае  народа  идетъ- 
безъ  особенно  сильныхъ  тодчковъ,  онъ  постепенно  переходить 

отъ  анархической  стадш  къ  стадш  республиканскаго  племени, 
отъ  стадш  республиканскаго  племени  къ  стадш  аристократиче- 
скаго  и  монарическаго  племени  и,  наконецъ,  къ  большой  деспо­
тической  монархш.  У  африканскихъ  туареговъ  этотъ  ходъ раз­
витая  былъ  нарушенъ  историческими  событаями  и  попытка 

основашя  большой  монархш  были  подавлены  вторжешями  за­

воевателей.  Надо  заметить,  что  деспотичестй  режимъ  боль- 
шихъ 

MOHapxift 

неизбежно  благопр1ятствуетъ  во8никновешк> 

личной  собственности,  ибо  при  этомъ  режиме  власть  племени 
превращается  въ  подчинеше  произволу  верховнаго  владыкиг 
который  став

1

.тъ  ни  во  что  старинную  солидарность  мелкихъ* 

группъ  и  пр!учаетъ  людей  думать  только  о  себе.  Но  такъ  ве­

лико  вообще  стремлете  къ  индивидуалистическому  режиму,, 

что  даже  у  рсспубликанскихъ  племенъ  Кабилш,  не  подвергав­
шихся  вл1янпо  монархическаго  режима,  оно  пробилось  сквозь 

стену  древняго  коммунистическаго  строя  клана  и  семьи  и  въ 
конце  концовъ  восторжествовало  сначала  въ  законодательстве, 
а  тамъ  и  въ  жизни.—Такого  рода  сощологичесшя  явлешя ,наб- 
людаются  у  вс*хъ  народовъ  высшей  расы,  когда  естественный 

ходъ  ихъ  развитая  былъ  нарушенъ.

ГЛАВА  XII.

Собственность  у  семнтовъ.

I. 

А рабы .—Происхождеше  берберовъ  и  семитовъ  и  черты 

несходства  между  первыми  и  вторыми.—Финикияне.—Собствен­
ность  въ  Кареаген*.— Набатеи.—Общественная  собственность 

на  острове  Панкайе.  —  Политическая  организащя  первобыт- 
ныхъ  семитовъ.—Родослов1е  по матери, — Коммунистическ1е обы­
чаи.—Собственность  у  кочевыхъ  арабовъ  Персш.—Право  вер* 

ховной  собственности,  принадлежащее  государю  по  исламу.— 
Разделъ  добычи  поровну.—Львиная  доля  пророка.—Взимаше 

пятины.—Магометъ  создаетъ  частныхъ  собственниковъ.—Б а ­
ку ф ы .—Сосл 

o B ie  

крепостныхъ и религш Откровешя.—Д и м ми. — 

Подушная подать  и х а р а г ъ .—Земли  м и р !э.—Земли м у л ьк ъ .— 
Десятина.—Милостыня. —Г а б у .—Запрещеше ростовщичества. — 
Солидарность.—Семейная  собственность.—Разбой  на  больших!»

 

214

  —


background image

—  215 —

дорогахъ.—Карательный  меры  противъ  внутренняго  воровства, 
првдписываемыя  Кораномъ.

II.  Е в р е и .—Первоначальная  дикость  евреевъ. — Антропо- 

ф аи я.—Принесете  въ  жертву  первенцевъ.—Пастушеская  соб­
ственность.—Ограбленные  хананеяне.—Землед,Ьл1е  въ  1удее.— 

Разделъ  добычи.—Раздача  земель  по  семьямъ.—Участки  знат- 
ныхъ.  —  Семейный  участокъ.  — Пятидесятилетий  юбилей.— 

Право верховной собственности,  принадлежащее левитамъ.— При- 
виллегш  левитовъ— Постановлешя  противъ  роскоши.—Способъ 

разбогатеть.—Невольники.  —  Постановлешя  гуманитарнаго  ха­
рактера.—Суббота.—Покровительственныя  меры  по  отногаетю 
къ  беднымъ.—О  доляшикахъ.—Имущественное  неравенство.— 
Раннее  изобретеы1е  векселя.—Храмъ,  какъ  сохранный  банкъ.

III.  Развит1е  с о б ст в ен н о ст и   у  с е м и т о в ъ .—Кланы  съ 

общиннымъ  устройствомъ.—Набеги  и  стада.—Семейная  и  лич­

ная  собственность.—Набеги,  какъ  причина  возникновешя  тор­
говли.—Коммерчески  инстинктъ.

I.  Арабы.

Какихъ-нибудь  несколько  летъ  тому  назадъ  переходъ  отъ 

берберовъ  къ  семитамъ  былъ  совершенно  простъ  для  сощолога. 

Такъ  еще  склонны  были  тогда признавать  родство  между  этими 

двумя  расами,  что  даже  иногда  называли  берберовъ-протосе­
митами.  Теперь  мы  знаемъ,  что  ничто  не  оправдываетъ  такого 
сближешя.  Несомненно,  правда,  что  африкансюе  и  даже  ис- 

пансые  берберы  приходили  въ  соприкосновеше  и  подпадали 
подъ  власть  финиюянъ  и  арабовъ,  но  происхождеше  той  и  дру­
гой  расы  совершенно  разное.  Семиты  вышли  изъ  Азш,  варва- 

ргйская-же  раса  принадлежитъ  Западу  и,  по  всемъ  верояйямъ, 
Европе.  Полоса  Африки  по  сю  сторону  Сахары  не  отличается 

ничеыъ  существеннымъ  отъ  Европейскихъ  береговъ  Средизем- 

наго  моря.  Арабовъ  и  берберовъ  отнюдь  нельзя  смешивать,  а 

тЬмъ  менее  съ  сощо логи ческой  точки  зр е т я .  Берберы  очень 

рано  пристрастились  къ  оседлой  жизни  и  къ  земледел1ю,  арабы 

селились  на  одномъ  месте,  только  покоряясь необходимости,  и 

вообще  гораздо  дольше  сохранили  свои  пастушесюе  нравы.  Ис­
полненная  приключетй  жизнь  кочевника  всегда  привлекала 

арабовъ.  Главною  целью  всехъ  основанныхъ  ими  государствъ 
была  война,  присвоеше  чужой  собственности  посредствомъ  за-


background image

— 216 —

воеватй  или  вооруженная  грабежа,  вообще  силой.  Семиты- 
коммерсанты—финитяне  —  сумели  соединить  торговлю  и  про­
мышленность  съ  войной.  Вопреки  теорш  Г,  Спенсера  промыш­
ленность  нисколько  ихъ  не  умиротворила:  они  вечно  хлопотали 

о  новыхъ  рынкахъ  для  сбыта  и  потому  вечно  воевали.  Какъ 
и  ихъ  соплеменники  финиюяне,  кареагеняне  не  прикладывали 

личнаго  труда  къ  обработке  своихъ  земель.  Лив1йск1я  поля 
возделывались  невольниками,  которыхъ  сковывали  по  че­

тыре  человека.  Въ  Кареагене  были  поместья,  насчитывавппя 

до  20,000  такихъ  подневольныхъ  хлебопашцевъ.  Вся  земель­
ная  собствонность  сосредоточивалась  въ  рукахъ  несколькихъ 
лицъ,  какъ  это  обыкновенно  бываетъ,  когда  источникомъ  бо­

гатства  является торговля.  Крупные  собственники  жили  въ  Кар­

еагене,  предоставивъ  городсюя  предместья  пролетар1ямъ,  не 
особенно  заботившимся  о  судьбахъ  своего  отечества,  которое 

не  давало  имъ  ничего,  кроме  нищеты  и  пренебрежешя  ’).

Еще  и  поныне  большинство  изъ  техъ  народностей  белой 

расы,  которыя  продолжаюсь  вести  пастушескую  и  кочевую 
жизнь,  принадлежитъ къ семитической расе.  Возникновен1е этихъ 
кочевыхъ  наклонностей  относится  къ  глубокой  древности,  ибо, 
по  свидетельству  Дшдора.  еще  у  семитическихъ  племенъ  наба- 
теевъ  запрещалось  подъ  страхомъ  смерти  сеять  пшеницу,  са­
жать  плодовыя  деревья  и  строить  дома  2).

Впрочемъ,  тотъ-же  писатель  упоминаетъ  о  другихъ  семи- 

тахъ,  которые  по  самому  месту  своего  жительства  должны были 
заниматься  земледел1емъ  и  пришли  къ  общинному  режиму  соб­
ственности.  Это  были  жители  острова  Панкайи,  лежащаго  у 
береговъ  Счастливой Аравш;  «земледельцы»,  говоритъ  Дюдоръ, 

«убираютъ  сообща  урожаи  съ  возделываемыхъ  ими  земель,  и 

при  раздаче  собранныхъ  плодовъ  те,  кто  по  общему  приговору 

работалъ  лучше,  получаютъ  больше.  Священники  всенародно 

провозглашаюсь  имена  перваго,  второго  и  следующихъ  по  по­

рядку  работниковъ  до  десяти,  чтобъ  они  могли  служить  при- 

меромъ  для  другихъ»  а)  Но  по  словамъ  самого  Д1одора,  насе- 

леше  Панкайи  было  смешанное.

О  происхожденш  семитовъ  и  объ  ихъ  общественномъ  бысЬ

1)  Meyer  et  Ardant.  Q u e s t i o n   e o c i o l e ,   69.

 

a)  Diodore,  liv,  XIX,  par.  104-
a)  Diodore,  par.  34.


background image

— 217 —

въ  саздыя  раншя  времена  мы  не  им-Ьемь  точныхъ  сведет#. 
Самая  отдаленная  эпоха  ихъ  гивни,  о  которой  намъ  что-ни­
будь  известно,  застаетъ  ихъ  уже  сгруппированными  въ  бродя- 
ч1я  пастушесгая  племена,  и  надо  полагать,  что  еще  до  осно- 

ван1я  ими  более цивилизованныхъ  и  более  сложныхъ  обществъ, 
каковы  были  Халдея,  Ассир1я,  Финнюя,  1удея,  семиты  пришли 
къ  общественному  строю,  аналогичному  съ  общественнымъ  стро- 
емъ  до -  исламическихъ  арабовъ  и  совроменныхъ  бедуиновъ. 
Арабы-же  и  бедуины  жили  или  и  теперь  еще  живутъ  монар­
хическими  племенами,  имеютъ  невольниковъ,  верховнаго  судью 

(к ад и )  J)  и  во:т;дя,  къ которому приближаются  со  знаками глу­

бочайшего  почтешя,  иногда  даже  целуя  землю  *),  и  власть  ко- 

тораго  наследственна  и  переходить  къ старшему  сыну  3).  Этотъ 
дарекъ  есть  прежде  всего  военный  вождь,  и  безъ  его  разреше- 

ш я  не  предпринимается  ни  одного  набега  4).

•| 

Древше  евреи тоже делились  на плем ена,  се мьи и  дом а 5). 

Я

  уже  говорилъ  въ  другой  книге,  какъ  развивалась  семья  у 

древнихъ  арабовъ,  и  какъ  и  они  тоже  прошли  черезъ  стадш 
клана  и  материнской  семьи  6).  И  до  сихъ  поръ  еще  въ  боль- 
шихъ  мусульманскихъ  семьяхъ,  или  родахъ,  на  западе  власть 

главы  рода  переходитъ  не  къ  сыну  его,  а  къ  следующему 

! брату  7),  а  у  бедуиновъ  въ  Аравш—хотя  вообще  зван

1

в  князя 

| у   арабовъ  передается  по  мужской  линш—но  если  случится,  что 

\

 у  вождя  нетъ  сына,  а  только  дочь,  ее  выдаютъ  замужъ  съ 

'j'

 общаго  соглас1я  за  одного  изъ  знатнейшихъ  людей-  племени,  и 

' тогда  ея  права  и  имя  ея  рода  переходитъ  къ  ея  мужу  8).

Во  всей  Аравш  нельзя  встретить  араба,  просящаго  ми­

лостыню:  это  было-бы  позоромъ  для  всего  племени.  Если  беду- 

инъ  впалъ  въ  нищету,  онъ  объявляетъ  объ  этомъ  вождю*,  тотъ 
немедленно  собираетъ  самыхъ  богатыхъ  людей  племени  и  гово­

рить  имъ:  «одинъ  изъ  нашихъ  братьевъ  въ  нужде.  Если  вы 
хотите,  чтобъ  онъ  умеръ,  то  пусть  лучше  умретъ  отъ  моей

1)  A v e n t u r e s   d’A u t a r ,   8  (trad.  Devic).

а)  I bi d. ,   7.
3)  Ib id .,  2.
*)  Ib id .,  2.

б)  К н и г а   1 и с у с а   Н а в и н а ,   V II,  14.

e)  R.  Smith.  K i n g h i p   a n d   M a r r i a g e   i n   e a r l y   A r a b i a ,   146—

7)  H.  Maine.  A n c i e n   d r o i t ,   229.
®)  Mayeux-  L ea   B e d o u i n s .   I ll,  87—88.

147.


background image

руки,  ч^мъ  отъ  голода;  если  нетъ,  то  ступайте:  вы  знаете 

J,

 

свою  обязанность».  И  каждый  даетъ  верблюдовъ,  овецъ,  хлеба, 

смотря  по  состоянию  ’). 

\

У  кочевыхъ  арабовъ,  подвластныхъ  Персш,  режимъ  обще­

ственной  собственности  соединяется  съ  личной  собственностью. 
Глава  каждой  семьи  владеетъ  на  правахъ  личной  собственно­
сти  своимъ  скотомъ,  домашней  утварью,  одеждой  и  палаткой, 

но  право  верховной  собственности  на  все  остальное  принадле­
житъ  шейху,  который  обязанъ  выплачивать  персидскому  пра­
вительству  известный  оброкъ  за  территорш,  занимаемую  пле- 
менемъ:  этотъ  оброкъ  онъ  собираетъ  по  частямъ  со  всехъ  чле­

новъ  племени  и  сверхъ  того  имеетъ  право  на  продажу  скота, 
шерсти,  хл^ба  и  т.  д.  Все  стада  пасутся  вместе.  Если  кто- 
нибудь  изъ  членовъ  племени  пожелаетъ  заняться  хлебопаше- 
ствоиъ,  онъ  долженъ купить на  это  право  у  шейха,  после чего 
можетъ  пользоваться  своимъ  полемъ  въ  течеше  одного  года  и 

убирать  хлЬбъ  въ  свою  пользу.

Между  отдельными  племенами  сушествуетъ  нечто  въ  роде 

федеративнаго  союза,  и  глава  самаго  влгятельиаго  племени  опре- 
деляетъ  порядокъ  пастьбы  скота.  Весною  онъ  посылаетъ  все 

стада  на  таюя  места,  где  растутъ  злаки  и  где  позднее  скотъ 
не  могъ  бы  пастись.  Затемъ  стада перегоняются  на  друпя паст­

бища,  которыя  черезъ  месяцъ  уже  не  годились  бы,  потому  что 

заросли  бы  чертойолохомъ.  Къ  концу  пастбищнаго  сезона  оста­
ются  травяные  луга.  Наконецъ,  для  буйволовъ  отводятся  луга 

по  берегамъ  рекъ  2).  Несомненно,  что  такой  режимъ  собствен­
ности  есть  остатокъ  старины  и  ведетъ  свое  начало  отъ  вре- 
менъ,  предшествовавшихъ  введешю  ислама  между  арабами.

Процветаше  исламизма,  а,  главное, громадное  распростране- 

Hie  его  силою  оруж!я  изменили  способъ  понимашя  собствен­
ности  у  арабовъ.  Право  верховной  собственности,  принадлежав­
шее  государю  съ  давнихъ  поръ,  было  отчетливо  формулиро­
вано,  возведено  въ  теорпо,  и  практическое  его  впачеше  съ  точ­
ностью  определено.  «Земля  принадлежитъ  Богу,  говорить  Ко­

рень,  и  онъ  даетъ  ее  въ  наследство  темъ  изъ  своихъ  слугъ, 
кому  желаетъ»  3).

— 218 —

I

}

*)  Mayeux.  Les  Bedouins,  II,  70.

2)  F.  Houssay.  Sonvenire  d’un  voyage  en  Perse  ^Revue  dee  Deux  Blondes,

 

15  tevrier,  1887).

3)  G.  Sale.  O b s e r v a t i o n s   s u e   l e   mahomitisme.