Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3979

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

-   224 —

реведено  въ  настоящемъ  времени:  «липшую (?!) силу  даетъ  ми­

ло стынямъ»  ’).

Далее  следуетъ  упомянуть  о  праве  общественной  собствен­

ности  на  естественную  растительность:  «все,  что  растетъ  само, 
не  можетъ  становиться  частною  собственностью,  а должно  идти 

на  пользу  вс^мъ»  2);  наконецъ  объ  обязательной  для  всехъ 
в е н д е т т е   и  о  семейной  собственности—остаткахъ  стараго  ре­

жима  клана.  У  кочевыхъ  арабовъ  племя  обязано  мстить  за 

каждаго  изъ  своихъ  членовъ  или  требовать  выкупа  крови 3). 
Что-же  касается  семейной  собственности,  то  она  очень  обык­

новенна  у  арабовъ.  Семейный участокъ,  когда  онъ  существуетъ, 

остается  нераздельнымъ,  и  все  совладельцы  возделываютъ  его 
сообща  и  делятъ  между  собою  продукты.  Каждый  совладелецъ 

можетъ  продать  свою  часть,  но  за  остальными  остается  право 
ш еф аа,  т.  е.  выкупа  *).

Даже  въ  оправдаше  открытаго  грабежа,  такъ  охотно  прак- 

тикуемаго  арабами  въ  ущербъ  чужестранцамъ,  они  ссылаются 

на  предаше  о  семейномъ  общинномъ  владенш.  Опи  приводятъ 

несправедливый  поступокъ  Авраама  съ  из;ъ  общимъ  праотцемъ 
Исмаиломъ  и  говорятъ,  что,  когда  они  грабятъ,  они  просто  воз- 

вращаютъ  себе  часть  наследства,  которое  было  некогда  отнято 
у  ихъ  предка.  Но  такъ  какъ  притязашя  ихъ  широки,  а  нрав­
ственной  щепетильностью  они  не  отличаются,  то  для  нихъ  все 
иностранцы—потомки  Исаака;  не  утруждая  себя  подробнымъ 

изследовашемъ  дела  въ  каждомъ  отдельномъ  случае,  они  разъ 

навсегда  решили,  что  между  ними  и  людьми,  которыхъ  они 

грабятъ,  существуетъ  родственная  связь.  Разсказывая  объ  этого 
рода  своихъ  подвигахъ,  арабъ  никогда  не  скажетъ  я  «укралъ», 
а  всегда  «я  нашелъ  то-то  или  то-то»  5)  и,  налетая  на  пут­
ника  съ  копьемъ  на  перевесъ,  онъ  обращается  къ  нему  со  сло­
вами:  «отдавай  твое  добро,  проклятый,  твоя  тетка  ходитъ  го­

лая»,  что  означаетъ:  «моей  жене  не  во  что  одеться»  6).  Въ 
такихъ  случаяхъ  арабы  избегаютъ  словъ  «моя  жена»,  потому 
что  здесь  они  были  бы  неприличны,  и  въ  то же  время  напо-

К о р а н ъ ,   II,  276,  277.

а)  У.  Berghein.  I o c .   c i t . ,   13.
э)  Iornard.  A r a b i e ,   197.

■*)  E.  de  Laveleye.  La  Propri6t6,  97.
б)  G.  Sale.  L o c .   ei   t.

e)  Voy  fait  par  ordre  du  roi  Lauis  XIV  dans  la  Palestine,  220.


background image

— 225 —

минаютъ  своей  жертв*  о  гипотетическомъ  родстве,  которое  д*- 
лаетъ  ихъ  врагами.

Это  маленькое  лицем*р

1

е  есть  своего  рода  дань  уважешя 

къ  принципу  собственности,  дань,  которой  требуетъ  арабская 
нравственность,  но  требуетъ  только  по  отношешю  къ  собствен­

ности  соотечественника,  члена  своего  племени.  Къ  внутрен- 

нимъ  ворамъ  Коранъ  очень  строгъ:  «отсекайте  руки  ворамъ  и 

воровкамъ,  въ  наказаше  за  ихъ  преступлеше  (по  Саблукову: 
за  то,  что  они  усвоили  себе).  Это  наказаше  установилъ  про­

тивъ  нихъ  Богъ.  А  онъ  мудръ  и  могуществененъ»  *).

И  у  себя,  въ  своемъ  лагер*,  кочевые  арабы  безукориз­

ненно  честны  2).

Приведенные  мною  факты  даютъ  достаточно  матер!ала  для 

того,  чтобы  нам*тить  въ  общихъ  чертахъ  развиие  собствен­
ности  у  арабовъ;  но  для  того,  чтобы  нашъ  обзоръ  могъ  обнять 
всю  семитическую  расу,  мы  должны  перенести  наше  изсл*до- 
ваше  въ  маленькШ  еврейскШ  м1ръ.

П.  Евреи.

Съ  началомъ  исторш  арабовъ  мы  знакомы  больше,  ч*мъ  съ 

соотв*тственной  эпохой  сопдальной  жизни  ихъ  братьевъ  евре- 
евъ;  но  несомн*нно,  что  существоваше  обоихъ  народовъ  на­
чалось  приблизительно  одинаково  и  очень  скромно.  Сл*дуюгщй 

стихъ  ивъ  книги  П р ем у д р о ст и   даетъ  широшй  просторъ  все- 
возможнымъ,  даже  наименее  дестнымъ  для  евреевъ  цредполо- 
жешямъ.

«Такъ  возгнушавшись  древними  обитателями  святой  земли 

твоей,  совершавшихъ  ненавистныя 

дела 

волхвовашя  и  нече­

стивый  жертвоприношешя,  и  б е зж ал о ст н ы м и   уб1йцами 

д е ­

тей  и  н а   ж е р т в е н н ы х ъ   п и р а х ъ   пож иравш им и  в н у т ­
р ен н о ст и   ч е л о в е ч е с к о й   п л о т и   и  к р о в и   въ  т а й н ы х ъ   со- 
бран1яхъ»  а).

Даже  и  тогда,  когда  евреи  уже  не  были  антропофагами, 

еврейсше  родители  сохранили  надъ  своими  детьми  право  жизни

*)  Коранъ,  42.

а)  Q.  Sale.  L o c.  e i t .
*)  Книга  Премудрости  Соломона,  
X I I ,  5.


background image

—  226 —

и  смерти,  а  тЪмъ  более  право  продавать  детей  1).  Въ  течете 

многихъ  вековъ  евреи,  какъ  и 

все 

семиты,  были  скотоводами 

и  кочевниками.  Въ  Библш  имущество  человека  измеряется  ис­
ключительно  числомъ  его  стадъ,  напримеръ:

«Былъ  некто  въ  Маоне,  а  имеше  его  на  Кормиле,  чело­

векъ  очень  богатый;  у  него  было  3000  овецъ  и  1000  козъ.... 
Имя  человека  того—Навалъ»  2).

Вообще,  какъ  мы  уже  видели,  семиты  не  отличаются склон­

ностью  къ  земледельческому  труду,  и  израильтяне  не  состав- 

ляютъ  исключев!я  изъ  общаго  правила.

Завляд-Ьвъ  Палестиной,  они  пртбрели  земли  уже  разрабо­

танный  и  засаженныя  другими  и,  какъ  говорить  Библия,  го­

рода,  которыхъ  они  не  строили,  дома  наполненные  вещами  чу­
жой  работы,  водоемы,  которыхъ  они  не  рыли,  виноградники 
и  оливковые  сады,  которыхъ  они  не  сажали.  Ничто  не  могло 

быть  пр!ятн1зе  народу  Божно,  не  питавшему  особенной  склон­

ности  къ  ручному  труду.  Все  это  было  деломъ  рукъ  ханане- 

янъ,  ограбленныхъ  израильтянами  ихъ  предшественниковъ.  До 
нашеств1я  евреевъ у этихъ трудолюбивыхъ  неверныхъ  вся-земля 
до  самыхъ  горныхъ  вершпнъ  была  возделана,  такъ  что  поля 

шли  уступами  или  террасами,  какъ  у  китайцевъ.  Чтобы  за­
ставить  евреевъ  заниматься  землед'Ьйемъ,  пришлось  прибегнуть 
къ  систем^  наградъ:  такъ,  человекъ,  насадившей  виноград- 
ншсъ,  освобождался  отъ  военной  службы  до  перваго  сбора  ви­

нограда,  т.  е.  на  пять  летъ. 

;

Въ  1удее  земледельческШ  трудъ  былъ  стесненъ  безчислен- 

нымъ  множествомъ  мелочныхъ и  въ  то же  время  строгихъ  пра- 
вилъ;  впрочемъ,  такъ  обыкновенно  бываетъ  во  всехъ  варвар­

скихъ  обществахъ.  Такъ,  каждое поле  могло  быть  занято  только 

одной  культурой,  напримеръ,  однимъ  виноградомъ.  Запреща­

лось  сеять  клеверъ  и эспарцетъ  по  земле,  засеянной  ячменемъ 

или  пшеницей  и  т.  п.  3).

О  первоначальномъ  положены  собственности  у  евреевъ  мы 

знаемъ  очень  мало.  Уже  въ  книге  Б ь т я   упоминается  о  по- 
ляхъ,  составляющихъ  если  еще  не  личную,  то  во  всякомъ  слу­
чае  семейную  собственность  4).  После  исхода  изъ  Египта  мы

Исходъ,  XXI,  18.

2)  Книга  Царстиъ  1,  XXV,  2:

8)  Mesnil—Marigny.  Hist,  de  l’Ecouomie  politique,  II,  92.

')  Книга  Бытчя  XXIII,  13.


background image

— 2*27  —

застаемъ  евреевъ  сгруппированными  въ  племена  и  въ  едино­

кровные  кланы.  Наследство,  особенно  отцовское,  не  выходить 

«а  пределы  братства  или  клана;  бракъ  въ  каждомъ  племени 

эндогамиченъ  ')  но  за  неимешемъ  сыновей  наследуютъ  дочери 
и  тогда  собственность  можетъ  вместе  съ  ними  переходить  въ 

кланы  ихъ  мужей  2).

Относительно  раздела  военной  добычи  еврейсвде  обычаи 

очень  сходны  съ  арабскими.  Добыча  делится  пополамъ;  одна 

половина  идетъ  войску,  другая  вождю,  который  нравственно 

обязанъ  расходовать  свою  часть,  по  крайней  мере  до  извест­

ной  степени,  на  общую  поль8у.

Бъ  принципе  и  при  республиканскомъ  режиме  должны были 

делиться  съ  тЬми,  кто  оставался  дома,  и  нетъ  сом нетя,  что, 

ваместивъ  своихъ  подчиненныхъ,  вождь  сделалъ  это  въ  каче­

стве  представителя  общины  3).

Земля  была  вначале  разделена  мажду  семьями.

«И  сказалъ  Господь  Моисею,  говоря:  Симъ  въ  уделъ  должно 

разделить  землю  по  числу  именъ.  Кто  многочисленнее,  темъ 

дай  уделъ  более;  а  кто  малочисленнее,  темъ  дай  уделъ  ме­

нее;  каждому  должно  дать  уделъ  соразмерно  съ  числомъ  во- 

пгедшихъ  въ  исчислете.  По  жребш  должно  разделить  землю; 

по  именамъ  коленъ отцовъ ихъ  должны  они  получить  уделы*  *).

Здесь  дело  идетъ  о  земле  Ханаанской,  завоеванной.  Зе­

мельные  участки были неравной  величины  и,  разумеется,  знат­

ные  получали  самые  болыше  участки.  Такъ,  городъ  Тамматъ 

достался  Злсусу  Навину  и  его  семейству  5),  Калебъ  получилъ 
аемли  города  Хеврона  *).  Но  тексты  достаточно  ясно  указы- 
ваютъ  на  то,  что  эти  неравные  участки  были  собственностью 

семейной,  следовательно  коллективной,  трудно  отчуждаемой. 

И  действительно,  все  они  были  тщательно  размежеваны,  и че­
ловека,  осмелившагося  переставить  межевые  столбы,  поражало 

проклят1е.

«Проклятъ  нарушающей  межи  ближняго  своего!  И  весь  на- 

родъ  скажетъ:  аминь»  7).

*)  Книга  Числъ,  XXXVI.

2)  L.  Morgan.  Ancient  societies,  545.
3)  Книга  1исуса  Навина  XXII,  8.
4)  Книга  числъ,  XXVI,  53—56:
5)  Книга  Гисуса  Навпна.
в)  I b i d.,  XIV.

7)  Второзакоиг?,  XXVU  17:


background image

Это  анаеема,  а  анавема  всегда  почти влекла  за  собою смерт­

ную  казнь.  Передача  постороннимъ  лицамъ  установленной  об- 
щимъ  разделомъ  коллективной  семейной  собственности  была 
обставлена  большими  затрудненшми,  и  ни въ  какомъ  случае  соб­
ственность  эта  не  могла  быть  отчуждаема  навсегда.  Дочери 
наследовали  только,  когда  не  было  сыновей,  и  разъ  девушка 

становилась  собственницей,  она  уже  не  могла  выйти  вамужъ 

вне  своего  племени.  (К н и г а   ч и с л ъ ,  XXXVI,  6  —  9).  Она 
даже  должна  была  выйти  ва  ближайшая  родственника,  совер­
шенно  какъ  въ  Грещи,  какъ  мы  это  скоро  увидимъ.  Вначале 

1удейск1й  законъ  не  давалъ права  завещ атя,  и  даже  впослед- 
ствш  раввинское  законодательство  допустило  это  право  только 
для  т*хъ  случаевъ,  когда  все  могупце  наследовать  родствен­

ники  или  перемерли, иди  не  могли  быть  открыты  *).  Наконецъ 

черезъ  каждые  пятьдесятъ  летъ,  въ  юбилейный  годъ  возоб­
новлялся  и  утверждался первоначальный  разделъ;  все  договоры 

по  уступке  земель,  имевппе  силу  въ  течете  полустолепя,  при­
знавались  недействительными;  съ  наступлешемъ  возстанови- 

тельнаго  юбилея  все  приходило  въ  прежшй  видъ,  и  земли  воз­

вращались  семьямъ,  которыя  владели  ими  раньше  2).

Право  верховной  собственности  принадлежало  главнымъ об­

разомъ  левитамъ,  права  и  привиллегш  которыхъ  тяжело  ложи­

лись  на  семейную  собственность.  Богъ  въ  лице  левитовъ  взи- 
малъ  десятину  со  всехъ  продуктовъ  земли  3):  съ  плодовъ,  съ 
зерна,  бралъ  десятаго  новорожденнаго  отъ  коровъ,  овецъ  и 
козъ  4);  кроме  того  левитамъ  принадлежалъ  весь  четверогод- 

шй  сборъ  съ  плодовыхъ  деревьевъ  3)  и  первенцы  всехъ  до- 
машнихъ  животныхъ  6).  Вначале  не  только  первенцы  живот­
ныхъ,  но  и  людей  приносились  въ  жертву  Гегове.  Позднее 
детей  продолжали  посвящать  Богу  въ  принципе,  но  выкупъ 

былъ  обязателенъ.  Выкупъ  выплачивался  левитамъ  и  рав­

нялся  пяти  сикламъ  серебра  7).  Сверхъ  всего  этого  черезъ 

каждые  три  года  левитами  взималась  особая  десятина  на  чу-

—   2 2 8   —

J)  Н.  Maine.  Ancien  droit,  187.

а)  Левитъ  XXVII,  24.

3)  I b  i d.,  XXVII,  27—32.
*)  I b i d .
*)  I b i  d.,  XIX,  24.

•)  I bi d. ,   XXVII,  26.

т)  Книга  Числъ,  XVIII,  16.