ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3979
Скачиваний: 20
- 224 —
реведено въ настоящемъ времени: «липшую (?!) силу даетъ ми
ло стынямъ» ’).
Далее следуетъ упомянуть о праве общественной собствен
ности на естественную растительность: «все, что растетъ само,
не можетъ становиться частною собственностью, а должно идти
на пользу вс^мъ» 2); наконецъ объ обязательной для всехъ
в е н д е т т е и о семейной собственности—остаткахъ стараго ре
жима клана. У кочевыхъ арабовъ племя обязано мстить за
каждаго изъ своихъ членовъ или требовать выкупа крови 3).
Что-же касается семейной собственности, то она очень обык
новенна у арабовъ. Семейный участокъ, когда онъ существуетъ,
остается нераздельнымъ, и все совладельцы возделываютъ его
сообща и делятъ между собою продукты. Каждый совладелецъ
можетъ продать свою часть, но за остальными остается право
ш еф аа, т. е. выкупа *).
Даже въ оправдаше открытаго грабежа, такъ охотно прак-
тикуемаго арабами въ ущербъ чужестранцамъ, они ссылаются
на предаше о семейномъ общинномъ владенш. Опи приводятъ
несправедливый поступокъ Авраама съ из;ъ общимъ праотцемъ
Исмаиломъ и говорятъ, что, когда они грабятъ, они просто воз-
вращаютъ себе часть наследства, которое было некогда отнято
у ихъ предка. Но такъ какъ притязашя ихъ широки, а нрав
ственной щепетильностью они не отличаются, то для нихъ все
иностранцы—потомки Исаака; не утруждая себя подробнымъ
изследовашемъ дела въ каждомъ отдельномъ случае, они разъ
навсегда решили, что между ними и людьми, которыхъ они
грабятъ, существуетъ родственная связь. Разсказывая объ этого
рода своихъ подвигахъ, арабъ никогда не скажетъ я «укралъ»,
а всегда «я нашелъ то-то или то-то» 5) и, налетая на пут
ника съ копьемъ на перевесъ, онъ обращается къ нему со сло
вами: «отдавай твое добро, проклятый, твоя тетка ходитъ го
лая», что означаетъ: «моей жене не во что одеться» 6). Въ
такихъ случаяхъ арабы избегаютъ словъ «моя жена», потому
что здесь они были бы неприличны, и въ то же время напо-
К о р а н ъ , II, 276, 277.
а) У. Berghein. I o c . c i t . , 13.
э) Iornard. A r a b i e , 197.
■*) E. de Laveleye. La Propri6t6, 97.
б) G. Sale. L o c . ei t.
e) Voy fait par ordre du roi Lauis XIV dans la Palestine, 220.
— 225 —
минаютъ своей жертв* о гипотетическомъ родстве, которое д*-
лаетъ ихъ врагами.
Это маленькое лицем*р
1
е есть своего рода дань уважешя
къ принципу собственности, дань, которой требуетъ арабская
нравственность, но требуетъ только по отношешю къ собствен
ности соотечественника, члена своего племени. Къ внутрен-
нимъ ворамъ Коранъ очень строгъ: «отсекайте руки ворамъ и
воровкамъ, въ наказаше за ихъ преступлеше (по Саблукову:
за то, что они усвоили себе). Это наказаше установилъ про
тивъ нихъ Богъ. А онъ мудръ и могуществененъ» *).
И у себя, въ своемъ лагер*, кочевые арабы безукориз
ненно честны 2).
Приведенные мною факты даютъ достаточно матер!ала для
того, чтобы нам*тить въ общихъ чертахъ развиие собствен
ности у арабовъ; но для того, чтобы нашъ обзоръ могъ обнять
всю семитическую расу, мы должны перенести наше изсл*до-
ваше въ маленькШ еврейскШ м1ръ.
П. Евреи.
Съ началомъ исторш арабовъ мы знакомы больше, ч*мъ съ
соотв*тственной эпохой сопдальной жизни ихъ братьевъ евре-
евъ; но несомн*нно, что существоваше обоихъ народовъ на
чалось приблизительно одинаково и очень скромно. Сл*дуюгщй
стихъ ивъ книги П р ем у д р о ст и даетъ широшй просторъ все-
возможнымъ, даже наименее дестнымъ для евреевъ цредполо-
жешямъ.
«Такъ возгнушавшись древними обитателями святой земли
твоей, совершавшихъ ненавистныя
дела
волхвовашя и нече
стивый жертвоприношешя, и б е зж ал о ст н ы м и уб1йцами
д е
тей и н а ж е р т в е н н ы х ъ п и р а х ъ пож иравш им и в н у т
р ен н о ст и ч е л о в е ч е с к о й п л о т и и к р о в и въ т а й н ы х ъ со-
бран1яхъ» а).
Даже и тогда, когда евреи уже не были антропофагами,
еврейсше родители сохранили надъ своими детьми право жизни
*) Коранъ, 42.
а) Q. Sale. L o c. e i t .
*) Книга Премудрости Соломона, X I I , 5.
— 226 —
и смерти, а тЪмъ более право продавать детей 1). Въ течете
многихъ вековъ евреи, какъ и
все
семиты, были скотоводами
и кочевниками. Въ Библш имущество человека измеряется ис
ключительно числомъ его стадъ, напримеръ:
«Былъ некто въ Маоне, а имеше его на Кормиле, чело
векъ очень богатый; у него было 3000 овецъ и 1000 козъ....
Имя человека того—Навалъ» 2).
Вообще, какъ мы уже видели, семиты не отличаются склон
ностью къ земледельческому труду, и израильтяне не состав-
ляютъ исключев!я изъ общаго правила.
Завляд-Ьвъ Палестиной, они пртбрели земли уже разрабо
танный и засаженныя другими и, какъ говорить Библия, го
рода, которыхъ они не строили, дома наполненные вещами чу
жой работы, водоемы, которыхъ они не рыли, виноградники
и оливковые сады, которыхъ они не сажали. Ничто не могло
быть пр!ятн1зе народу Божно, не питавшему особенной склон
ности къ ручному труду. Все это было деломъ рукъ ханане-
янъ, ограбленныхъ израильтянами ихъ предшественниковъ. До
нашеств1я евреевъ у этихъ трудолюбивыхъ неверныхъ вся-земля
до самыхъ горныхъ вершпнъ была возделана, такъ что поля
шли уступами или террасами, какъ у китайцевъ. Чтобы за
ставить евреевъ заниматься землед'Ьйемъ, пришлось прибегнуть
къ систем^ наградъ: такъ, человекъ, насадившей виноград-
ншсъ, освобождался отъ военной службы до перваго сбора ви
нограда, т. е. на пять летъ.
;
Въ 1удее земледельческШ трудъ былъ стесненъ безчислен-
нымъ множествомъ мелочныхъ и въ то же время строгихъ пра-
вилъ; впрочемъ, такъ обыкновенно бываетъ во всехъ варвар
скихъ обществахъ. Такъ, каждое поле могло быть занято только
одной культурой, напримеръ, однимъ виноградомъ. Запреща
лось сеять клеверъ и эспарцетъ по земле, засеянной ячменемъ
или пшеницей и т. п. 3).
О первоначальномъ положены собственности у евреевъ мы
знаемъ очень мало. Уже въ книге Б ь т я упоминается о по-
ляхъ, составляющихъ если еще не личную, то во всякомъ слу
чае семейную собственность 4). После исхода изъ Египта мы
Исходъ, XXI, 18.
2) Книга Царстиъ 1, XXV, 2:
8) Mesnil—Marigny. Hist, de l’Ecouomie politique, II, 92.
') Книга Бытчя XXIII, 13.
— 2*27 —
застаемъ евреевъ сгруппированными въ племена и въ едино
кровные кланы. Наследство, особенно отцовское, не выходить
«а пределы братства или клана; бракъ въ каждомъ племени
эндогамиченъ ') но за неимешемъ сыновей наследуютъ дочери
и тогда собственность можетъ вместе съ ними переходить въ
кланы ихъ мужей 2).
Относительно раздела военной добычи еврейсвде обычаи
очень сходны съ арабскими. Добыча делится пополамъ; одна
половина идетъ войску, другая вождю, который нравственно
обязанъ расходовать свою часть, по крайней мере до извест
ной степени, на общую поль8у.
Бъ принципе и при республиканскомъ режиме должны были
делиться съ тЬми, кто оставался дома, и нетъ сом нетя, что,
ваместивъ своихъ подчиненныхъ, вождь сделалъ это въ каче
стве представителя общины 3).
Земля была вначале разделена мажду семьями.
«И сказалъ Господь Моисею, говоря: Симъ въ уделъ должно
разделить землю по числу именъ. Кто многочисленнее, темъ
дай уделъ более; а кто малочисленнее, темъ дай уделъ ме
нее; каждому должно дать уделъ соразмерно съ числомъ во-
пгедшихъ въ исчислете. По жребш должно разделить землю;
по именамъ коленъ отцовъ ихъ должны они получить уделы* *).
Здесь дело идетъ о земле Ханаанской, завоеванной. Зе
мельные участки были неравной величины и, разумеется, знат
ные получали самые болыше участки. Такъ, городъ Тамматъ
достался Злсусу Навину и его семейству 5), Калебъ получилъ
аемли города Хеврона *). Но тексты достаточно ясно указы-
ваютъ на то, что эти неравные участки были собственностью
семейной, следовательно коллективной, трудно отчуждаемой.
И действительно, все они были тщательно размежеваны, и че
ловека, осмелившагося переставить межевые столбы, поражало
проклят1е.
«Проклятъ нарушающей межи ближняго своего! И весь на-
родъ скажетъ: аминь» 7).
*) Книга Числъ, XXXVI.
2) L. Morgan. Ancient societies, 545.
3) Книга 1исуса Навина XXII, 8.
4) Книга числъ, XXVI, 53—56:
5) Книга Гисуса Навпна.
в) I b i d., XIV.
7) Второзакоиг?, XXVU 17:
Это анаеема, а анавема всегда почти влекла за собою смерт
ную казнь. Передача постороннимъ лицамъ установленной об-
щимъ разделомъ коллективной семейной собственности была
обставлена большими затрудненшми, и ни въ какомъ случае соб
ственность эта не могла быть отчуждаема навсегда. Дочери
наследовали только, когда не было сыновей, и разъ девушка
становилась собственницей, она уже не могла выйти вамужъ
вне своего племени. (К н и г а ч и с л ъ , XXXVI, 6 — 9). Она
даже должна была выйти ва ближайшая родственника, совер
шенно какъ въ Грещи, какъ мы это скоро увидимъ. Вначале
1удейск1й законъ не давалъ права завещ атя, и даже впослед-
ствш раввинское законодательство допустило это право только
для т*хъ случаевъ, когда все могупце наследовать родствен
ники или перемерли, иди не могли быть открыты *). Наконецъ
черезъ каждые пятьдесятъ летъ, въ юбилейный годъ возоб
новлялся и утверждался первоначальный разделъ; все договоры
по уступке земель, имевппе силу въ течете полустолепя, при
знавались недействительными; съ наступлешемъ возстанови-
тельнаго юбилея все приходило въ прежшй видъ, и земли воз
вращались семьямъ, которыя владели ими раньше 2).
Право верховной собственности принадлежало главнымъ об
разомъ левитамъ, права и привиллегш которыхъ тяжело ложи
лись на семейную собственность. Богъ въ лице левитовъ взи-
малъ десятину со всехъ продуктовъ земли 3): съ плодовъ, съ
зерна, бралъ десятаго новорожденнаго отъ коровъ, овецъ и
козъ 4); кроме того левитамъ принадлежалъ весь четверогод-
шй сборъ съ плодовыхъ деревьевъ 3) и первенцы всехъ до-
машнихъ животныхъ 6). Вначале не только первенцы живот
ныхъ, но и людей приносились въ жертву Гегове. Позднее
детей продолжали посвящать Богу въ принципе, но выкупъ
былъ обязателенъ. Выкупъ выплачивался левитамъ и рав
нялся пяти сикламъ серебра 7). Сверхъ всего этого черезъ
каждые три года левитами взималась особая десятина на чу-
— 2 2 8 —
J) Н. Maine. Ancien droit, 187.
а) Левитъ XXVII, 24.
3) I b i d., XXVII, 27—32.
*) I b i d .
*) I b i d., XIX, 24.
•) I bi d. , XXVII, 26.
т) Книга Числъ, XVIII, 16.