Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3934

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 229 —

ясестранцевъ,  сиротъ  и  вдовъ,  которыя  не  наследовали  ,).  Н а­
конецъ  вокругъ  каждаго  изъ  сорока  восьми  городовъ,  отдан- 
ныхъ—левитамъ,  последше  имели  право  пасти  свои  стада  на 
пространстве  2000  локтей  2).  Въ  общемъ  этотъ  способъ  рас- 

пределетя  земель  Ханаана  между  завоевателями  совершенно 

такой-же,  къ  какому  прибегали  и  арабы  въ  аналогичныхъ 
случаяхъ—сходство,  поразительнымъ  образомъ  подтверждающее 

общность  происхождеп!я  этихъ  двухъ  расъ.

Промышленность  и  торговля  были  мало  развиты  въ  древной 

1удее,  хотя,  к ш ъ   известно,  впоследствш  1удейская  раса  бле- 

стящимъ  образомъ  доказала  свои  коммерчесюя  способности. 
Только-что  мы  видели,  что  земли  у  евреевъ  редко  переходили 

изъ  рукъ  въ  руки  и  никогда  не  переходили  на  неопределен­
ный  срокъ.  Ссуда  на проценты  была  запрещена.  Наконецъ были 

особыя  постановлешя  противъ  роскоши.  Такъ,  запрещалось  но­

сить  платье,  сотканное  изъ  разнаго  матер1ала,  напримеръ,  изъ 

шерсти  и  льна  3).  Такимъ  образомъ  главное  средство  разбога­

теть  было  то  самое,  къ  какому  чаще  всего  прибегаютъ  въ  вар­

варскихъ  обществахъ—война,  вооруженный  грабежъ  и  д.  т. 
Евреи  рано  начали  употреблять  металлическую  монету:  уже 
Моисей  говорить  о  серебряныхъ  сиклахъ;  эти  сиклы  считали 

по  весу  и  очень  возможно,  что  это  были  прбсто  слитки  4), 

но  накапливать  ихъ  было  неудобно.  Итакъ,  война  и  грабежъ 

оставались  главными  источниками  богатства  и  въ  случае  по- 

бедыдавали  земли  и  невольниковъ.

У  евреевъ,  какъ  и  повсюду,  невольники  распадались  на 

две  категорш:  на  настоящихъ  невольниковъ,  военнопленныхъ, 
я  на  другихъ,  а  именно,  на  невольниковъ  за  долги,  которые 
могли быть  просто  детьми  неоплатныхъ должниковъ 5),  на добро- 

вольныхъ невольниковъ, продавшихъ себя въ рабство изъ нужды6), 
на  невольниковъ  за  воровство  7),  наконецъ  на  невольниковъ— 
детей,  проданныхъ  въ  рабство  отцами,  какъ  у  дикарей.  Только

*)  Второзакоше  XXVI,  12.

а)  Книга  Числъ,  XXXV,  1 —7.
*)  Левптъ;  XIX,  19.—Второз.,  XXII,  11.

4)  Левитъ,  XXVII,  25.
*)  Книга  Цирствъ  IV, 

ch. 

IV ,  V,  1.

®)  Левитъ  XXV,  39.

7)  Книга  В и т я ,  XLIV,  17.


background image

— 230 —

о  посдгЬднихъ  категор1яхъ  невольниковъ  говорить  Библш,  когда 
советуетъ  господамъ  кротко  обращаться  съ  рабами,  и  несом­
ненно,  что  только  имъ  возвращалъ  свободу  семилеттй  юби­
лей  ').  Только  первая  категор1я  могла  представлять  серьезный 
капиталъ.  Темъ  не  менее  множество  нравственныхъ  предписа- 
гай  и  даже  законодательныхъ  постановленШ  обуздывали  у  ев­
реевъ  произволъ  богатыхъ,  доказывая  существовате  у  народа 
духа  солидарности,  общиннаго  духа,  который  мы  находимъ  во 
всехъ  старыхъ  цивилизащяхъ  и  происхождеше  котораго  сле- 

дуетъ  отнести  къ  существовавшему  раньше  режиму  клана.

ЕврейскШ  рабовладелецъ  могъ  дурно  обходиться  со  своимъ 

невольникомъ,  ибо  это  были  его  деньги,  *но  если  невольникъ- 
умиралъ  въ  течете  двухъ  дней  вследств1е  дурного  обхождешя 
съ  нимъ  хозяина,  последняго  признавали  убШцей.  Какъ  ни 
ничтожно  было  это  ограничеше,  оно  все-же  обуздывало  жесто­

кость  господъ.  Оно  напоминаетъ  тотъ  фунтъ  мяса,  который 

Шейлокъ  не  решался  вырезать  изъ  тела  своего  должника,  по­
тому  что  не  зналъ,  какъ  это  исполнить  съ  тою  абсолютной  точ­
ностью,  какой  требовалъ  ваконъ.

Нельзя  сказать,  чтобъ  и  еврейскШ  рабочш—наемникъ  былъ 

лишенъ всякаго  покровительства  закона.  Bo-первыхъ,  егов поден­

ный  заработокъ  долженъ былъ  выдаваться  ему  до  заката солнца, 

«потому что  онъ  былъ  беденъз)12).  Далее  онъ,  какъ  и  все,  имелъ. 

право  на  отдыхъ  въ  седьмой,  субботшй  день;  впрочемъ,  это- 
было  даже  не  право,  а  строгая  обязанность,  неисполнеше  ко­

торой  наказывалось  смертью.

«И  соблюдайте  субботу,  ибо  она  свята  для  васъ,  кто  освер- 

нитъ  ее,  тотъ  да  будетъ  преданъ  смерти»  3),  говорить  1егова. 
Даже  земля  имела  свой  субботшй  годъ:  черезъ  каждые  шесть 
летъ  ее  оставляли  подъ  царомъ  и  все,  что  на  седьмой  годъ 
она  производила  сама,  принадлежало  вопервыхъ  беднымъ,  а 

после  нихъ  дикимъ  зверямъ  4).  Вообще  у  евреевъ  гуманныя 
чувства  распространялись  и  на  животныхъ,  которыхъ  съ  чисто 

дарвиновскою  безцеремонностью  уподобляли  сыну  служанки  и 
чужестранцу:  «Шесть  дней  делай  дела  свои,  а  въ  седьмый

J)  Левитъ,  cli.  XXV,   33.

 

а)  Второз.,  Х ХШ ,  15.
3)  Исхоъ  XXIII,  13—14.
х)  I  b i  d.,  XXIII.  11.


background image

— 231  —

день  покойся,  чтобы  отдохнулъ  волъ  твой  и  оселъ  твой,  и 
успокоился  сынъ  рабы  твоей  и  пришлецъ»  г).

Въ  этомъ  направлены  заходили  еще  дальше;  такъ,  хозяину 

предписывалось  покоить  въ  старости  лошадей  и  ословъ,  кото­
рые  долго  ему  служили  2).  Такой  избытокъ  чувства  благодар­
ности  поражаетъ  у  народа,  совсбмъ  не  отличающагося  природ­

ной  мягкостью.  Вообще  израильтяне  были  несомненно  гуман­
нее  къ  осламъ, нежели  къ  филистимлянамъ.  Существовали  и 
друия  покровительственныя  постановлешя  по  отношешю  къ  ма- 
ленькимъ  людямъ,  напримеръ,  къ  неимущимъ  дфшсникамъ.

«Никто  не  долженъ  брать  въ  залогъ  верхняго  и  нижняго 

жернова;  ибо  таковой  беретъ  въ  залогъ  душу»  3).

«Если  возьмешь  въ  залогъ  одежду  ближняго  твоего,  до  за- 

хождешя  солнца  возврати  ее.  Ибо  она  есть  единственный  по- 

кровъ у  него;  она  одеяше  тела  его:  въ  чемъ будетъ онъ спать»4).

Уборку  хлеба  и  винограда  предписывалось  производить 

небрежно,  помня  о  бедныхъ  и  о  чужестранцахъ.

«Когда  будете  жать  жатву  на  земле  вашей,  не  дожинай 

до  края  поля  твоего,  и  оставшагося  отъ  жатвы  твоей  не  под­

бирай  дочиста.  И  виноградника  твоего  не  обирай  до  чиста, 

и  поподавшихъ  ягодъ  въ  винограднике  не  подбирай;  оставь  это 

бедному  и  пришельцу»  ')•

Не  только  не  дозволялось  ссужать  въ  ростъ,  т.  е.  на  про­

центы—а  процентъ  въ  1удее,  какъ  и  во  всехъ  варварскихъ 
странахъ,  былъ  огромный— но  «если  дашь  деньги  въ  займы 
бедному  изъ  народа  моего,  то  не  притесняй  его  и  не  налагай 
на  него  роста»  6).

Наконецъ  богатые  люди  были  обязаны  несколько  раэъ  въ 

годъ  устраивать  обеды  для  своихъ  родственниковъ  и  для  ок- 

рестныхъ  бедныхъ  7).  Все  эти  предписашя — а  я  могъ  бы  при­

вести  ихъ  еще  множество—свидетельствуютъ  о  присутствш до­
вольно  сильнаго  чувства  общественной  солидарности  у  евреевъ 
или,  по  крайней  мере,  у  еврейскихъ  правителей.  Они  должны 
были  смягчать  черствость  любимцевъ  фортуны  и  во  всякомъ

Исходъ  XXIII,  12.

2)  Josephe.  Reponse  a  Appieu  liv.  II.
3)   Второзакошс,  XXI Y,   6:

*)  Исходъ  XXII,  26—27.

Ч  Левитъ,  XIX,   9 —10.
*)  Исходъ,  XXII,   25:
5)   Mesnil-Marigny,  Hi s t ,   de  l ’E con .  p o l i t .   II,  78.


background image

—  232  —

случай  делаютъ  честь  Израилю.  Но  въ  то  же  время  они  сви- 

детельствуютъ  и  о  существовали  въ  Палестине  значительна™ 

имущественнаго  неравенства,  главная  причина  котораго  должна 
быть,  по  всей  вероятности,  приписана  раннему  возникновение 
личной  собственности.  Земельная  собственность  семитическаго 
клана  раздробилась  сначала  на  семейные  участки,  потомъ  на 
земли  частныхъ  владельцевъ,  ибо  наследства  делились  поровну 
между сыновьями  за  исключешемъ  старшаго  сына,  получавшаго 
двойную  часть.  Такимъ  образомъ  законъ  допускалъ  обогащеше; 
естественно,  что  люди  стали  изощряться  въ  этомъ  направлеши, 

и  мноие  разбогатели,—ничто  въ  человеке  не  развивается  такъ 
легко,  какъ  любовь  къ  личной  собственности.  Евреи  начали 
желать  не  только  вола,  осла  и  жену  ближняго,  но  и  его  поле, 
и  мног1я  изъ  этихъ  вожделенШ  могли  быть  удовлетворены.  По­
мимо  другихъ  указаний  уже  одни  прою птя  пророка  Исаш убеж- 

даютъ  насъ,  что  это  было  именно  такъ.

«Горе  вамъ;  прибавлякпще  домъ  къ  дому,  присоединяющее 

поле  къ  полю,  такъ  что  другимъ  не  остается  места,  какъ  будто 
вы  одни  поселены  на  земле»  ,).

Любовь  къ  наживе  была  врожденнымъ  свойствомъ  еврей- 

скаго  народа;  одаренный  замечательными  способностями  къ 
торговле,  денежнымъ  операщямъ  и  т.  п.,  онъ,  какъ  и  осталь- 

ныя  отрасли  огромной  семьи  семитовъ,  имелъ  мало  склонности 
къ  ручному  труду.  Очень  рано  и  первые  изъ  всехъ  народовъ 
евреи  изобрели  вексель  а).  1ерусалимск1й храмъ,  жилище 1еговы, 

былъ  обращенъ  въ  сохранный  банкъ,  куда  евреи  свозили  со 

всехъ  концовъ  света  свои  дргоценные  металлы.  Когда  Гелю- 
доръ  хотелъ  отъ  имени  Селевка  овладеть  сокровищами  храма, 
первосвященцикъ  скавалъ  ему,  что  они  состоять  исключительно 
изъ  вещей,  отданныхъ  на  хранеше  3).

Итакъ,  евреи  были  знакомы  со  всеми  главными  видами 

собстгенности;  съ  собственностью  земельной,  движимой,  по  за­
вещаний  и  пр.,  и,  сближая  еврейсия  сочинешя  съ  сочине- 
шями  ихъ  братьевъ  арабовъ,  мы  можемъ  проследить  всю  исто* 
piro  собственности  у  семитовъ.

’)  Hcain,  V,  8 —10.

*)  Mesnil-Mar.  H i s t   qe  l’E c.  p o l.  II,  ‘225.

*)  Macehabees,  liv.  II,  ch.  I ll,  v.  10.


background image

—  233 —

III.  Р а з в и т   собственности  у  семитовъ.

Древнейшихъ  изъ  изв’Ьстныхъ  намъ  семитовъ  мы  застаемъ 

еще  каннибалами,  сгруппированными  въ  кланы,  бродяпце  со 

своими  стадами  по  безводной  пустыне.  Эти  кочевники  отли­
чаются  общинными  нравами  и  придерживаются  пол1андрш.  Въ 

ихъ  кланахъ  личные  интересы  такъ  тесно  переплетаются  съ 
интересами  общины,  что,  напримеръ,  изб1еше  новорожденныхъ 

детей  женскаго  пола  считается  весьма  похвальнымъ,  потому— 
что  сокращаетъ  число  безполезныхъ  ртовъ.  Скотоводство—глав­
ный  источникъ  существовашя  этихъ  варварозъ,  и  безконеч- 
ные  набеги  на  соседей  пр1учаютъ  ихъ  къ  частымъ  разделамъ, 
способствующимъ  развитно  личной  собственности.  Подъ  пред- 
водительствомъ  своихъ  пророковъ—у  однихъ  Моисея,  у  дру­
гихъ  Магомета—они  наводняютъ  соседшя  страны,  не  столь 
безплодныя,  какъ  ихъ  родина.  Ихъ  племена,  уже  раньше  при- 

шедппя  къ  аристократическому  строю,  легко  сливаются  и  обра- 
зуютъ  деспотичесшя  монархш:  Ассирш,  1удею,  мусульмансюя 

царства.  Сделавшись  оседлыми,  семиты  редко  занимаются зем­

ле дел1емъ,  а  по  большей  части  сваливаютъ  тяжелый  вемледель- 
честй  трудъ  на  порабощенныхъ  жителей  завоеванныхъ  странъ. 
Въ  одной  только  Тудее  имъ  пришлось  обрабатывать  землю  са- 
мимъ,  такъ  какъ  они  истребили  большую  часть  побежденныхъ; 
кроме  того  евреи  были  уже  раньше  пр1учены  къ  земледель­
ческому  труду  египтянами.  Тогда-то  и  возникла  у  нихъ  па- 
тр1архально-семейная  собственность.  Что-же  касается  древнихъ 

арабовъ,  то  ихъ  нравы  относятся  къ  более  раннему  першду 
материнской  семьи.

Разделъ  имущества  побежденныхъ  по  благоусмотрешю  мо­

нарха,  который,  разумеется,  имелъ  своихъ  любимцевъ,  значи­

тельно  ускорилъ  у  семитовъ  естественный  ходъ  развит1я,  при- 
водящШ  или  приводивпнй  все  человечесшя  общества  къ  лич­
ной  собственности.  Съ  другой  стороны  укоренившаяся  при­
вычка  нападать  на  соседей,  особенно  па  неверныхъ,  рано  по­
знакомила  семитичесюя  племена  съ  обменомъ,  съ  торговлей, 

естественнымъ  прследств!емъ  вооруженнаго  грабежа.  Понятно, 

что  после  удачнаго  набега  победители  завладеваютъ  всемъ, 
что  имъ  попадается  подъ  руку,  но  взятыя  такимъ  образомъ 
безъ  разбора  вещи  не  всегда  бываютъ  нужны  взявшему,  и 
весьма  естественно  выменять  ихъ  на  друия,  доставппяся  к а­