ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3935
Скачиваний: 19
— 234 —
кому-нибудь товарищу по орудию. Съ течешемъ времени се
миты входятъ во вкусъ этихъ выгодвыхъ операпдй и при бла-
гопр1ятныхъ обстоятельства хъ, наприм*ръ, въ Финикш, стано
вятся мореплавателями и колонизаторами, покрываготъ берега
Средиземнаго моря своими торговыми агентствами, охотно сое
диняя торговлю съ грабежомъ.
Жизнь, полная разнообраз!я и перем1шъ, вынуждаемыхъ не
обходимостью, средой, въ которой воспитывалась раса, развила
въ ней раньше, ч*мъ во вс*хъ другихъ расахъ, особенную
способность къ торговымъ оборотамъ. У многихъ отраслей се
митической расы промышленная, торговая собственность играла
очень важную роль. Въ этомъ смысл* семиты опередили вс*
друпе народы и удержали за собою этотъ передовой постъ
благодаря сначала римскому завоеванно, разс*явшему евреевъ
по лицу земли, зат*мъ дикимъ гонетямъ, обрушившимся на
нихъ со стороны католицизма. Евреи были рождены для про
мышленности, торговли, банковыхъ операцШ, аж!отажа, и эти
природныя наклонности поощряли, не оставляя имъ другого
ноля для деятельности. Дальше я буду говорить о той роли,
какую играли евреи въ срсдте в*ка. Теперь-же зам*чу только,
что въ общемъ развит1е собственности у семитовъ прошло вс*
обычныя фазы отъ общиннаго до индивидуалистическаго ре
жима. Какъ отличительную черту евреевъ, сл*дуетъ отметить
раннее изобр*теше ими векселя, которое кладетъ особую пе
чать на чело Израиля и выд*ляетъ его между вс*ми народами.
ГЛАВА X III.
Собгтвешюсть гу азйатскихъ аршцевъ.
I. В едическ1е ар1 й ц ы .—Ихъ политически строй.—Ихъ
жрецы.—Крайняя алчность.— Корыстныя молитвы.—Ведиче
ская индустр!я. — Ведическая собственность. — Имущественное
неравенство.—Благотворительность поощряется.
II. Инд1я б рам ин скаго п е р я д а . (L ’Inde Brahmanique).г—
Ранняя истор1я индусовъ. — Монархически резсимъ.—Права го
сударя.—Обожаше государя.—Монархъ злоупотребляетъ пра-
вомъ верховной собственности.--Порабощеше землед*льческ.аго
труда.—Привиллегш браминовъ.—Рабство.—Ремесленные цехи.
Общественная организащя Индш.—Деревенская община.—Соб
— 235 —
ственность на равделанныя земли.—Иммобилизащя земельной
собственности. — Сопротивлеше дроблешю и мобилизацш земли.—
Организащя деревенской общины.—Деревенская община стре
мится къ распадешю.—Семьи-общинники (families associ6es).—
Отцовская семья.—Семейная солидарность.—Дезинтеграция ин
дусской семьи.—Промышленный ассощацш. — Мелюе промысла
и цехи.—Наследственность ремеслъ.—Чрезмерная регламента-
щ я.—Малая распространенность рабовладельчества.—Уважеше
къ труду.—ЗемледельческШ трудъ считается священнымъ.—
Земледельцевъ щадятъ во время войнъ.—Почиташе коровы.
Человеколюбцвыя постановлешя.—Ограничете величины про
цента.— Гостепршмство. — Взаимопомощь обязательна.—Нрав-
ственныя обязанности богатыхъ.—Изсту пленная благотворитель
ность.—Право собственности уничтожается за давностью не-
пользовашя. — Оощ'альная эволющя въ Индш.—Семейный кланъ
въ Афганистане.—Перюдичесте переделы.
III. С об ствен ность въ П ерсги .—Неясности Авесты.—
Прославлеше земледел1я. — Землевладельцы и безземельные.—
Деревенская община въ Персш.—Ея организащя.
IV . Д е р е в е н с к а я общ ина. — Повсеместность общиннаго
режима.—Его происхождеше. — Общинный режимъ переживаетъ
революцш.—Его преимущества.—Его нравственное в л ш те .—
Рабство и деревенская община.—Стад1я первобытнаго клана.
I. Ведичесие аршцы.
По счастливой случайности мы знакомы съ ранней исто-
pieft варварШской расы и могли проследить ее до самой вы
сокой, довольно впрочемъ скромной, стадш развипя, какой она
достигла. При помощи наведешй и древнихъ сказашй мы еще
можемъ возстановить съ достаточной точностью первыя фазы
сощальнаго развит1я у семитовъ. Но несравненно более глу
бокий мракъ окутываетъ колыбель индейскихъ ар1йцевъ, быть
можетъ, благодаря тому, что историчесюй смыслъ, слабый даже
у современныхъ индусовъ, очень поздно просвулся въ сознанш
этой расы, более всехъ другихъ склонной къ миеологическимъ
и метафизическимъ грезамъ.
Ригведа есть произведете народа, успевтаго достигнуть
сравнительно высокой степени цивилизацш. Необходимо однако
заметить, что песни, собранныя подъ о.бщимъ заглав1емъ Риг-
— 236 —
веды, принадлежать къ разньгаъ эпохамъ, и невозможно вос
становить ихъ хронологш. Взятыя какъ целое, онЬ даютъ намъ
представлете о народности, сгруппированной въ племена, изъ
которыхъ каждое имеетъ военнаго вождя—раджу, обыкновенно
очень богатаго. Для монархическихъ племенъ это общее пра-
вило: вождь богатъ или становится богатымъ благодаря или
войнамъ, такъ какъ онъ получаетъ львиную долю добычи, или
наследствамъ. Раджа Ригведы пользуется обоими способами
обогащешя *). Съ иостепеннымъ ходомъ сощальнаго развит1я
ведичесюя племена соединяются подъ властью общаго верхоп-
наго вождя, царя царей, магараджи, и въ результате у нихъ
получается нечто въ роде феодализма. Такому развитш монар
хизма больше всего способствовали, повидимому, жрецы; по
крайней мере очень мнопе изъ стиховъ Ригведы изображаютъ
ихъ распростертыми передъ ведическими царьками, которыхъ
они осыпаютъ лестью, выпрашивая себе подарковъ, а за по
дарки превозносятъ въ гиперболическихъ славослов1яхъ: «Отъ
этого могущественнаго царя я получилъ сто нике а (золотит*)
и за то я, Какчиванъ, вознесъ до небесъ славу щедраго го
сударя 2)». — «Этотъ парь подарилъ мне сто двадцать коровъ
и двухъ упряжныхъ лошадей съ драгоценнымъ грузомъ. О
Агни, о Везиванара, за ту хвалу и те жертвы, которыя мы
тебе приносимъ, даруй твое покровительство
TpiapyMe
3)» и
т. д. и т. д. Однимъ словомъ, для своихъ преемнпковъ брами-
новъ ведическое духовенство было примеромъ, которому гЬ
вполне последовали.
Прикрытая благочеспемъ алчность такъ и сквозить въ
большинстве ведическихъ песенъ, техъ песенъ, которыя не
разъ прославлялись, какъ последнее слово лирической поэзш,
но которыя въ большинстве случаевъ представляютъ лишь про-
стыя изл1яшя корыстнаго, раздутаго, до дикости грубаго хан
жества. Въ нихъ мы находимъ во-первыхъ такого рода pro
fessions de foi: «Это богатство, которое все уважаютъ, кото-
раго все добиваются, которое осуждаютъ, когда лишены его,
и перестаютъ ненавидеть, какъ только прюбрели» 4); затемъ
горяч1я молитвы, въ которыхъ у боговъ выпрашиваютъ богат-
'з Burnoux. Е 9
0
a i e u r l e V e d a .
*) R i g-V ё d a, eect. deux., lect. I, liymne V , v. 2—5.
a) I b i d . , вес. quat., lec. I, li. XIX, v. 2.
I b i d., sec. pr., lec. I, h. V. v. 4.
— 237 —
j ства, умилостивляя ихъ жертвоприношешями, наливая имъ свя
щенный напитокъ Сомы, чтобъ они опьянели. *0 Индра, по
моги намъ, дай намъ золота. Золото даегъ богатство, победу,
постоянную и прочную силу» ‘).— «О Сома, дай намъ много
золота, лошадей, коровъ и людей» 2). Последнее уподоблеше
людей домашнимъ животнымъ указываетъ, очевидно, на су
ществоваше рабства и даже грубыхъ его формъ. У Индры вы-
нрашиваютъ богатства въ награду за жертвоприношешя и даже
обращаются къ его дурнымъ чувствамъ: советуютъ ему обо
брать нечестивыхъ въ пользу благочестивыхъ *). У бога Агни
просятъ «богатства, которое доставляетъ вс* удовольств!я жизни
и делаешь существоваше пр1ятнымъ» 4). Домогаются дружбы
Индры въ разсчешЬ получить отъ него обильные урожаи и жен
щинъ. «Онъ для насъ все равно что ведро, которымъ достаютъ
воду изъ колодца» 5) говоритъ Ригведа, и т. д. и т. д.
Въ ту эпоху своего сощальнаго развит1я, о которой мы
говоримъ, ар1йцы уже знакомы съ большею частью полезныхъ
промысловъ и даже съ известною роскошью; они имеютъ ло
шадей и—чего вообще не бываетъ въ цивилизащяхъ ранняго
перюда варварства—умеютъ ихъ запрягать. «Агни, запряги
свою колесницу и осени ее своими блестящими лучами» ®).—
«Запрягите плугъ, прикрепите лемехъ и кидайте въ землю се
мена» 7).—Мы видели, что уже одинъ фактъ уменья запречь
животное въ плугъ свидетельствуешь объ известной утончен
ности общественнаго быта. АрШцы умеютъ проводите борозды
а
сеютъ ячмень.—Въ то-же время у нихъ есть предметы рос
коши; вожди украшаютъ себя драгоценными каменьями, имеются
золотые слитки, служапце, по всей вероятности, монетой. Эти
слитки и друия драгоценности разыгрываютъ въ кости, непо-
’ чтительно сравнивая опьянеше игры съ опьянетемъ отъ на
питка Сомы 9). Имея деньги, имеютъ и должниковъ и боятся
воровъ 9), и т. п.
*) I b i d . , sec. pr., lec. I, h. VIII, v. 1.
9) I b i d . , sec. sept., lec. I. h. X X , v. 18.
®) I b i d . , e. pr., 1. VI, h. I, v. 9.
4) I b i d . , s. pr., 1. V, h. XVIII, v. 8.
*) I bi d. , s. trois., 1. V, h. XIII, v. 16.
®) I b i d., s. sept., I. VI, h. XVIII, v. 6.
r) I b i d . , s. huit., 1. Y h. VII, v. 3.
") I b i d . , в. sept., 1. VIII, h. II.
9) I b i d.
— 238 —
Какова-же была организащя собственности въ этомъ срав
нительно развитомъ обществ*? Трудно сказать съ точностью;
но скоро мы увидимъ, что деревенская община и теперь еще
сильно распространена въ Индш. Неосновательно поэтому было
бы наделять ведическихъ арШцевъ такою организащей соб
ственности, какъ наша. Но аналогш мы въ праве предполо
жить, что эти ведичесгае земледельцы, бывппе на половину ско
товодами, доразвились самое большее что до семейной собствен
ности, пользоваше которою зависело отъ произвола деспотиче-
скихъ царьковъ. Между ними уже существовало имуществен
ное неравенство, были богатые и бедные, ибо во многихъ
стихахъ Ригведы рекомендуются щедрость, благотворительность
и даже милостыня. сЧеловекъ, делающШ добро, готовить себе
место на небе и возвышается до боговъ. Для такого человека
небесныя волны спускаютъ свое масло» (это «масло» тоже приз
нак!. цивилизацш) ‘). — «Когда богатый замораашваетъ свою
душу для беднаго, просящаго у него есть, для нищаго, кото
рый къ нему обращается, когда онъ бережетъ все для себя, онъ пе-
находитъ друзей».— «Человекъ благотворящШ, добрый къ нес
частному голодному, который приходить въ его домъ, находить
честь въ своей жертве и друзей... Да облегчить богатый того,
кто нуждается и для кого путь слишкомъ дологъ. Счастье вер
тится какъ колесо колесницы и посещаетъ то одного, то дру
гого» а). Эти человеколюбивыя И8речешя несколько выкупаютъ
тотъ грубый хищничесюй духъ, какимъ отличаются друпя
ме
ста этого энаменитаго сборника. Последщй изъ приведенныхъ
нами стиховъ, тотъ, который говорить о колесе фортуны, от
носится, по всей вероятности, къ сравнительно недавнему вре
мени, а непрочность богатства, на которую онъ указываетъ,
служить обыкновенно признакомъ такого состояшя общества,
когда легко прюбретаемыя и такъ же легко теряемыя движи-
мыя ценности играютъ уже довольно крупную роль.
Гораздо лучше знакомы мы съ организащей собственности
въ Индш браминскаго перюда, представляющей лишь простое
сощологическое развит!е ведической Индш.
*) I Ь i d., s. deux., е. I, h. IV, v. 5—7.
2) I b i d . , з. Irnit., 1. VI, h. XII, v. 2—6.