Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3935

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 234 —

кому-нибудь  товарищу  по  орудию.  Съ  течешемъ  времени  се­
миты  входятъ  во  вкусъ  этихъ  выгодвыхъ  операпдй  и  при  бла- 
гопр1ятныхъ  обстоятельства хъ,  наприм*ръ,  въ  Финикш,  стано­

вятся  мореплавателями  и  колонизаторами,  покрываготъ  берега 
Средиземнаго  моря  своими  торговыми  агентствами,  охотно  сое­
диняя  торговлю  съ  грабежомъ.

Жизнь,  полная  разнообраз!я  и  перем1шъ,  вынуждаемыхъ  не­

обходимостью,  средой,  въ  которой  воспитывалась  раса,  развила 

въ  ней  раньше,  ч*мъ  во  вс*хъ  другихъ  расахъ,  особенную 
способность  къ  торговымъ  оборотамъ.  У  многихъ  отраслей  се­
митической  расы  промышленная,  торговая  собственность  играла 
очень  важную  роль.  Въ  этомъ  смысл*  семиты  опередили  вс* 
друпе  народы  и  удержали  за  собою  этотъ  передовой  постъ 
благодаря  сначала  римскому  завоеванно,  разс*явшему  евреевъ 
по  лицу  земли,  зат*мъ  дикимъ  гонетямъ,  обрушившимся  на 

нихъ  со  стороны  католицизма.  Евреи  были  рождены  для  про­
мышленности,  торговли,  банковыхъ  операцШ,  аж!отажа,  и  эти 

природныя  наклонности  поощряли,  не  оставляя  имъ  другого 

ноля  для  деятельности.  Дальше  я  буду  говорить  о  той  роли, 

какую  играли  евреи  въ  срсдте  в*ка.  Теперь-же  зам*чу  только, 
что  въ  общемъ  развит1е  собственности  у  семитовъ  прошло  вс* 

обычныя  фазы  отъ  общиннаго  до  индивидуалистическаго  ре­

жима.  Какъ  отличительную  черту  евреевъ,  сл*дуетъ  отметить 
раннее  изобр*теше  ими  векселя,  которое  кладетъ  особую  пе­
чать  на  чело  Израиля  и  выд*ляетъ  его  между  вс*ми  народами.

ГЛАВА  X III.

Собгтвешюсть гу  азйатскихъ  аршцевъ.

I.  В едическ1е  ар1 й ц ы .—Ихъ  политически  строй.—Ихъ 

жрецы.—Крайняя  алчность.— Корыстныя  молитвы.—Ведиче­

ская  индустр!я.  — Ведическая  собственность.  — Имущественное 
неравенство.—Благотворительность  поощряется.

II.  Инд1я  б рам ин скаго  п е р я д а .  (L ’Inde Brahmanique).г— 

Ранняя  истор1я  индусовъ. — Монархически  резсимъ.—Права  го­
сударя.—Обожаше  государя.—Монархъ  злоупотребляетъ  пра- 

вомъ  верховной  собственности.--Порабощеше  землед*льческ.аго 
труда.—Привиллегш  браминовъ.—Рабство.—Ремесленные  цехи. 
Общественная  организащя  Индш.—Деревенская  община.—Соб­


background image

— 235 —

ственность  на  равделанныя  земли.—Иммобилизащя  земельной 
собственности. — Сопротивлеше дроблешю и  мобилизацш земли.— 
Организащя  деревенской  общины.—Деревенская  община  стре­

мится  къ  распадешю.—Семьи-общинники  (families  associ6es).— 
Отцовская  семья.—Семейная  солидарность.—Дезинтеграция  ин­
дусской  семьи.—Промышленный  ассощацш. — Мелюе  промысла 

и  цехи.—Наследственность  ремеслъ.—Чрезмерная  регламента- 

щ я.—Малая  распространенность  рабовладельчества.—Уважеше 

къ  труду.—ЗемледельческШ  трудъ  считается  священнымъ.— 
Земледельцевъ  щадятъ  во  время  войнъ.—Почиташе  коровы. 
Человеколюбцвыя  постановлешя.—Ограничете  величины  про­
цента.— Гостепршмство.  —  Взаимопомощь  обязательна.—Нрав- 
ственныя  обязанности  богатыхъ.—Изсту пленная  благотворитель­
ность.—Право  собственности  уничтожается  за  давностью  не- 
пользовашя. — Оощ'альная  эволющя  въ  Индш.—Семейный  кланъ 

въ  Афганистане.—Перюдичесте  переделы.

III.  С об ствен ность  въ  П ерсги .—Неясности  Авесты.— 

Прославлеше  земледел1я. — Землевладельцы  и  безземельные.— 
Деревенская  община  въ  Персш.—Ея  организащя.

IV .  Д е р е в е н с к а я   общ ина.  —  Повсеместность  общиннаго 

режима.—Его  происхождеше. — Общинный  режимъ  переживаетъ 
революцш.—Его  преимущества.—Его  нравственное  в л ш те .— 
Рабство  и  деревенская  община.—Стад1я  первобытнаго  клана.

I.  Ведичесие  аршцы.

По  счастливой  случайности  мы  знакомы  съ  ранней  исто- 

pieft  варварШской  расы  и  могли  проследить  ее  до  самой  вы­
сокой,  довольно  впрочемъ  скромной,  стадш  развипя,  какой  она 

достигла.  При  помощи  наведешй  и  древнихъ  сказашй  мы  еще 
можемъ  возстановить  съ  достаточной  точностью  первыя  фазы 
сощальнаго  развит1я  у  семитовъ.  Но  несравненно  более  глу­

бокий  мракъ  окутываетъ  колыбель  индейскихъ  ар1йцевъ,  быть 

можетъ,  благодаря  тому,  что  историчесюй  смыслъ,  слабый  даже 
у  современныхъ  индусовъ,  очень  поздно  просвулся  въ  сознанш 
этой  расы,  более  всехъ  другихъ  склонной  къ  миеологическимъ 
и  метафизическимъ  грезамъ.

Ригведа  есть  произведете  народа,  успевтаго  достигнуть 

сравнительно  высокой  степени  цивилизацш.  Необходимо  однако 

заметить,  что  песни,  собранныя  подъ  о.бщимъ  заглав1емъ  Риг-


background image

—  236 —

веды,  принадлежать  къ  разньгаъ  эпохамъ,  и  невозможно  вос­
становить  ихъ  хронологш.  Взятыя  какъ  целое,  онЬ  даютъ  намъ 

представлете  о  народности,  сгруппированной  въ  племена,  изъ 
которыхъ  каждое  имеетъ  военнаго  вождя—раджу,  обыкновенно 
очень  богатаго.  Для  монархическихъ  племенъ  это  общее  пра- 

вило:  вождь  богатъ  или  становится  богатымъ  благодаря  или 

войнамъ,  такъ  какъ  онъ  получаетъ  львиную  долю  добычи,  или 
наследствамъ.  Раджа  Ригведы  пользуется  обоими  способами 
обогащешя  *).  Съ  иостепеннымъ  ходомъ  сощальнаго  развит1я 
ведичесюя  племена  соединяются  подъ  властью  общаго  верхоп- 
наго  вождя,  царя  царей,  магараджи,  и  въ  результате  у  нихъ 
получается  нечто  въ  роде  феодализма.  Такому  развитш  монар­
хизма  больше  всего  способствовали,  повидимому,  жрецы;  по 
крайней  мере  очень  мнопе  изъ  стиховъ  Ригведы  изображаютъ 
ихъ  распростертыми  передъ  ведическими  царьками,  которыхъ 
они  осыпаютъ  лестью,  выпрашивая  себе  подарковъ,  а  за  по­
дарки  превозносятъ  въ  гиперболическихъ  славослов1яхъ:  «Отъ 
этого  могущественнаго  царя  я  получилъ  сто  нике а  (золотит*) 
и  за  то  я,  Какчиванъ,  вознесъ  до  небесъ  славу  щедраго  го­
сударя  2)». — «Этотъ  парь  подарилъ  мне  сто  двадцать  коровъ 
и  двухъ  упряжныхъ  лошадей  съ  драгоценнымъ  грузомъ.  О 
Агни,  о  Везиванара,  за  ту  хвалу  и  те  жертвы,  которыя  мы 

тебе  приносимъ,  даруй  твое  покровительство 

TpiapyMe 

3)»  и 

т.  д.  и  т.  д.  Однимъ  словомъ,  для  своихъ преемнпковъ  брами- 
новъ  ведическое  духовенство  было  примеромъ,  которому  гЬ 
вполне  последовали.

Прикрытая  благочеспемъ  алчность  такъ  и  сквозить  въ 

большинстве  ведическихъ  песенъ,  техъ  песенъ,  которыя  не 
разъ  прославлялись,  какъ  последнее  слово  лирической  поэзш, 
но  которыя  въ  большинстве  случаевъ  представляютъ  лишь про- 
стыя  изл1яшя  корыстнаго,  раздутаго,  до  дикости  грубаго  хан­
жества.  Въ  нихъ  мы  находимъ  во-первыхъ  такого  рода  pro­
fessions  de  foi:  «Это  богатство,  которое  все  уважаютъ,  кото- 
раго  все  добиваются,  которое  осуждаютъ,  когда  лишены  его, 
и  перестаютъ  ненавидеть,  какъ  только  прюбрели»  4);  затемъ 
горяч1я  молитвы,  въ  которыхъ  у  боговъ  выпрашиваютъ  богат-

'з  Burnoux.  Е 9 

0

 a i  e u r   l e   V e d a .

*)  R i g-V  ё d a,  eect.  deux.,  lect.  I,  liymne  V ,  v.  2—5.

 

a)  I b i d . ,   вес.  quat.,  lec.  I,  li.  XIX,  v.  2.

I b i d.,  sec.  pr.,  lec.  I,  h.  V.  v.  4.


background image

— 237 —

j  ства,  умилостивляя  ихъ  жертвоприношешями,  наливая  имъ свя­

щенный  напитокъ  Сомы,  чтобъ  они  опьянели.  *0  Индра,  по­
моги  намъ,  дай  намъ  золота.  Золото  даегъ  богатство,  победу, 
постоянную  и  прочную  силу»  ‘).— «О  Сома,  дай  намъ  много 
золота,  лошадей,  коровъ  и  людей»  2).  Последнее  уподоблеше 

людей  домашнимъ  животнымъ  указываетъ,  очевидно,  на  су­
ществоваше  рабства  и  даже  грубыхъ  его  формъ.  У  Индры вы- 
нрашиваютъ  богатства  въ  награду  за  жертвоприношешя  и  даже 

обращаются  къ  его  дурнымъ  чувствамъ:  советуютъ  ему  обо­

брать  нечестивыхъ  въ  пользу  благочестивыхъ  *).  У  бога  Агни 
просятъ  «богатства,  которое  доставляетъ  вс*  удовольств!я  жизни 
и  делаешь  существоваше  пр1ятнымъ»  4).  Домогаются  дружбы 

Индры  въ  разсчешЬ  получить  отъ  него  обильные  урожаи  и  жен­
щинъ.  «Онъ  для  насъ  все  равно  что  ведро,  которымъ  достаютъ 
воду  изъ  колодца»  5)  говоритъ  Ригведа,  и  т.  д.  и  т.  д.

Въ  ту  эпоху  своего  сощальнаго  развит1я,  о  которой  мы 

говоримъ,  ар1йцы  уже  знакомы  съ  большею  частью  полезныхъ 
промысловъ  и  даже  съ  известною  роскошью;  они  имеютъ  ло­

шадей  и—чего  вообще  не  бываетъ  въ  цивилизащяхъ  ранняго 
перюда  варварства—умеютъ  ихъ  запрягать.  «Агни,  запряги 

свою  колесницу  и  осени  ее  своими  блестящими  лучами»  ®).— 

«Запрягите  плугъ,  прикрепите  лемехъ  и  кидайте  въ  землю  се­

мена»  7).—Мы  видели,  что  уже  одинъ  фактъ  уменья  запречь 
животное  въ  плугъ  свидетельствуешь  объ  известной  утончен­
ности  общественнаго  быта.  АрШцы  умеютъ  проводите  борозды 

а

  сеютъ  ячмень.—Въ  то-же  время  у  нихъ  есть  предметы  рос­

коши; вожди украшаютъ себя драгоценными  каменьями, имеются 
золотые  слитки,  служапце,  по  всей  вероятности,  монетой.  Эти 
слитки  и  друия  драгоценности  разыгрываютъ  въ  кости,  непо- 

’  чтительно  сравнивая  опьянеше  игры  съ  опьянетемъ  отъ  на­

питка  Сомы 9).  Имея  деньги,  имеютъ  и  должниковъ  и  боятся 
воровъ  9),  и  т.  п.

*)  I b i d . ,   sec.  pr.,  lec.  I,  h.  VIII,  v.  1.

9)  I b i d . ,   sec.  sept.,  lec.  I.  h.  X X ,  v.  18.

 

®)  I b i d . ,   e.  pr.,  1.  VI,  h.  I,  v.  9.

4)  I b i d . ,   s.  pr.,  1.  V,  h.  XVIII,  v.  8.

*)  I bi d. ,   s.  trois.,  1.  V,  h.  XIII,  v.  16.
®)  I b i d.,  s.  sept.,  I.  VI,  h.  XVIII,  v.  6.
r)  I b i d . ,   s.  huit.,  1.  
  h.  VII,  v.  3.
")  I b i d . ,   в.  sept.,  1.  VIII,  h.  II.

9)  I b i d.


background image

— 238  —

Какова-же  была  организащя  собственности  въ  этомъ  срав­

нительно  развитомъ  обществ*?  Трудно  сказать  съ  точностью; 
но  скоро  мы  увидимъ,  что  деревенская  община  и  теперь  еще 
сильно  распространена  въ  Индш.  Неосновательно  поэтому  было 

бы  наделять  ведическихъ  арШцевъ  такою  организащей  соб­

ственности,  какъ  наша.  Но  аналогш  мы  въ  праве  предполо­
жить,  что  эти  ведичесгае  земледельцы,  бывппе  на  половину  ско­
товодами,  доразвились  самое  большее  что  до  семейной  собствен­
ности,  пользоваше  которою  зависело  отъ  произвола  деспотиче- 

скихъ  царьковъ.  Между  ними  уже  существовало  имуществен­

ное  неравенство,  были  богатые  и  бедные,  ибо  во  многихъ 
стихахъ  Ригведы  рекомендуются  щедрость,  благотворительность 
и  даже  милостыня.  сЧеловекъ,  делающШ  добро,  готовить  себе 
место  на  небе  и  возвышается  до  боговъ.  Для  такого  человека 

небесныя  волны  спускаютъ  свое  масло»  (это  «масло»  тоже  приз­
нак!.  цивилизацш)  ‘).  —  «Когда  богатый  замораашваетъ  свою 
душу  для  беднаго,  просящаго  у  него  есть,  для  нищаго,  кото­

рый къ нему обращается, когда онъ бережетъ все для себя,  онъ пе- 

находитъ  друзей».— «Человекъ  благотворящШ,  добрый  къ  нес­

частному  голодному,  который  приходить  въ  его  домъ,  находить 
честь  въ  своей  жертве  и  друзей...  Да  облегчить  богатый  того, 

кто  нуждается  и  для  кого  путь  слишкомъ  дологъ.  Счастье  вер­
тится  какъ  колесо  колесницы  и  посещаетъ  то  одного,  то  дру­
гого»  а).  Эти  человеколюбивыя  И8речешя  несколько выкупаютъ 

тотъ  грубый  хищничесюй  духъ,  какимъ  отличаются  друпя 

ме­

ста  этого  энаменитаго  сборника.  Последщй  изъ  приведенныхъ 
нами  стиховъ,  тотъ,  который  говорить  о  колесе  фортуны,  от­
носится,  по  всей  вероятности,  къ  сравнительно  недавнему  вре­
мени,  а  непрочность  богатства,  на  которую  онъ  указываетъ, 

служить  обыкновенно  признакомъ  такого  состояшя  общества, 

когда  легко  прюбретаемыя  и  такъ  же  легко  теряемыя  движи- 
мыя  ценности  играютъ  уже  довольно  крупную  роль.

Гораздо  лучше  знакомы  мы  съ  организащей  собственности 

въ  Индш  браминскаго  перюда,  представляющей  лишь  простое 

сощологическое  развит!е  ведической  Индш.

*)  I Ь i  d.,  s.  deux.,  е.  I,  h.  IV,  v.  5—7.

2)  I b i d . ,   з.  Irnit.,  1.  VI,  h.  XII,  v.  2—6.